Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства
2.3. Проблемы формирования и исполнения бюджета РФ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные характеристики федерального бюджета определяются на основании прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и уровня инфляции. Проанализируем основные характеристики федерального бюджета на 2017, 2018, 2019 и 2020гг., сведем данные в таблицу 4[24].
Исходя из таблицы №1 видно, что планируется плавно сократить дефицит федерального бюджета с 2017г. до 2020г. на 43,3%. Это говорит о финансовых перспективах федерального бюджета.
Бюджетная система РФ предусматривает распределение поступлений денежных средств между такими бюджетами, как федеральный, региональный, местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Таблица 4
Сравнение характеристик федерального бюджета на 2017, 2018, 2019 и 2020гг.
Характеристики федерального бюджета |
Суммы на 2017 год |
Суммы на 2018 год |
Суммы на 2019 год |
Суммы на 2020 год |
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета |
14 720 277 176,0 тыс. рублей |
15 257 805 147,7 тыс. рублей |
15 554 600 080,3 тыс. рублей |
16 285 418 472,0 тыс. рублей |
общий объем расходов федерального бюджета |
16 728 363 798,1 тыс. рублей |
16 529 198 751,4 тыс. рублей |
16 373 747 072,8 тыс. рублей |
17 155 263 149,4 тыс. рублей |
нормативная величина Резервного фонда |
6 455 680 000,0 тыс. рублей |
Не указан |
Не указан |
Не указан |
верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации |
9 276 418 327,1 тыс. рублей |
10 501 815 935,0 тыс. рублей |
11 416 142 190,5 тыс. рублей |
12 701 232 975,5 тыс. рублей |
верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации |
51,8 млрд. долларов США, или 45,0 млрд. евро |
71,6 млрд. долларов США, или 59,7 млрд. евро |
73,2 млрд. долларов США, или 61,0 млрд.евро |
млрд. долларов США, или млрд. евро |
дефицит федерального бюджета |
2 008 086 622,1 тыс. рублей |
1 271 393 603,7 тыс. рублей |
819 146 992,5 тыс. рублей |
869 844 677,4 тыс. рублей |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ создаются на основании бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Федеральный закон о федеральном бюджете, а также законы субъектов РФ регламентируют пропорции распределения налогов и сборов между конкретными бюджетами бюджетной системы РФ.
Расходы являются второй функциональной составляющей бюджетной системы РФ. Из средств бюджета финансируются функции государственного управления, обеспечение правопорядка и безопасности страны, национальной обороны и т.п.[25]
Бюджетные ассигнования реализуются на исполнение публичных нормативных обязательств, среди которых государственные программы Российской Федерации по развитию образования, социальной поддержке граждан, обеспечению общественного правопорядка, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, развитию культур и туризма, развитию физической культуры и спорта, развитию науки и технологий, развитию внешнеэкономической деятельности, развитию оборонно- промышленного комплекса, реализацию государственной национальной политики, пенсионной системы РФ и другие[26]. Также имеется совершенно секретная информация по распределению средств бюджета, содержащаяся в Приложении №9, №20 и др. Федерального закона от 05.12.2017 № З62-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Помимо прочего, ресурсы бюджета направлены на решение общегосударственных вопросов, национальной обороны, национальной экономики, охраны окружающей среды, образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга и прочее.
Если рассматривать государственные расходы в целом, то они обладают тенденцией к увеличению. В связи с этим, необходимо следить за результативностью расходов бюджета, уделяя особое внимание статье по обслуживанию долга. Рост выплат по займам и снижение отдачи являются нежелательными для бюджетной системы РФ, которые могут привести в дальнейшем к серьезным социально-экономическим последствиям, как для государства, так и для общества.
Все государственные расходы можно разделить на несколько групп: обязательные расходы, социальные расходы, экономические расходы, резервы и прочие расходы, средства для нижестоящих бюджетов (сюда можно отнести дотации, субвенции дотационным регионам на финансирование деятельности региональных и местных органов власти). Группа обязательных расходов содержит расходы на содержание законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, функционирование финансовых и налоговых органов, деятельность органов местного самоуправления, национальную оборону и правоохранительные органы, проведение выборов, работу средств массовой информации, политическую деятельность и т.п. В группу социальных расходов входят расходы на здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру и спорт, подготовку профессиональных кадров, а также реализацию социальных программ.
Группа экономических расходов состоит из расходов на содержание и развитие государственной сферы экономики (субсидии, государственные коммуникации и т.п.), внешнеэкономическую деятельность, обслуживание государственного долга, государственные инвестиции в развитие инфраструктуры (жилье, социальная сфера и т.д.), иные расходы экономического характера.[27] Рассмотрим конкретную программу по реализации государственных расходов, а именно государственную программу Российской Федерации и «Развитие здравоохранения» в Приложении 15 «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», которое содержится в Федеральном законе от 05.12.2017 N Э62-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»[28]. Сделаем таблицу № 5 по наиболее интересным экономическим параметрам.
Таблица 5
Программы расходов федерального бюджета на 2018, 2019 и 2020гг.
Подпрограммы расходов |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
всего |
311 066 464,7 |
275 626 975,0 |
348 281 071,0 |
Подпрограмма «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни» |
160 469 419,3 |
152 061 553,9 |
223 801 428,1 |
Основное мероприятие |
55 228 822,0 |
55 228 822,0 |
55 228 822,0 |
«Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов в амбулаторных условиях» |
|||
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)Российской Федерации |
43 615 528,0 |
43 615 528,0 |
43 615 528,0 |
Исходя из таблицы, можно отметить, что есть экономические показатели расходов, которые не изменяются в 2018, 2019 и 2020гг. - Основное мероприятие «Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в амбулаторных условиях» составляют сумму 55 228 822,0 рублей, и программа «Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) Российской Федерации» составляет сумм 43 615 528,0 рублей. Это говорит о достаточной стабильности данных программ.
Есть также программы, расходы которых изменяются в зависимости от года. Сюда относится подпрограмма «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни», расходы на которую планируется снизить в 2019г. на 9,5% и повысить на 26% от предыдущего года.[29]
Таблица 6
Структура расходов бюджета 2018: таблица
Статья |
млн. Руб. |
%, 2018 |
%, 2017 |
Изменение |
Социальная политика |
4 966 417 |
30,96 |
30,79 |
+0,17 |
Национальная оборона |
2 729 151 |
17,01 |
17,23 |
-0,22 |
Национальная экономика |
2 263 802 |
14,11 |
12,85 |
+1,26 |
Правоохранительная деятельность |
1 876 158 |
11,70 |
7,71 |
+3,99 |
Общегосударственные вопросы |
1 224 647 |
7,64 |
6,69 |
+0,95 |
Обслуживание госдолга |
847 976 |
5,29 |
4,66 |
+0,63 |
Межбюджетные трансферты |
767 160 |
4,78 |
4,42 |
+0,36 |
Образование |
619 142 |
3,86 |
3,33 |
+0,53 |
Здравоохранение |
410 021 |
2,56 |
2,2 |
+0,36 |
Культура, кинематография |
93 079 |
0,58 |
0,56 |
+0,02 |
Охрана окружающей среды |
77 973 |
0,49 |
0,52 |
-0,03 |
СМИ |
68 566 |
0,43 |
0,46 |
-0,03 |
Физическая культура и спорт |
56 550 |
0,35 |
0,44 |
-0,09 |
ЖКХ |
39 043 |
0,24 |
0,36 |
-0,12 |
Всего планируется расходовать на программу развития системы здравоохранения за 2018г. 311 066 464,7 рублей.
Предполагается увеличение затрат на[30]:
- Социальная политика
- Национальная оборона
- Национальная экономика
- Правоохранительная деятельность
- Общегосударственные вопросы
- Обслуживание госдолга
- Межбюджетные трансферты
- Образование
- Здравоохранение
- Культура, кинематография.
По предварительным данным расходы снизятся на:
- Охрана окружающей среды
- СМИ
- Физическая культура и спорт
- ЖКХ.
На 2019г. планируется понизить расходы на 11,4%, а к 2020г. повысить на 20,8% от предыдущего года, что говорит, на наш взгляд, о дальнейшей перспективе развития системы здравоохранения к 2020г[31].
Таким образом, мы исследовали доходы и расходы федерального бюджета и рассчитали наиболее интересные, на наш взгляд, экономические показатели.
2.3. Проблемы формирования и исполнения бюджета РФ
На сегодняшний день подход к составлению бюджета можно назвать «счетным», результат получился путем сочетания целевых ориентиров по дефициту и ограничений в структуре расходов.
Депутаты Госдумы одобрили во втором чтении законопроект о федеральном бюджете на 2017–2019 годы. Возвращение к трехлетнему планированию теоретически способствует снижению неопределенности бюджетной политики. Но еще не гарантирует налогово-бюджетной стабильности.
Стабильность важна для формирования среднесрочных потребительских и инвестиционных ожиданий в экономике. Тем не менее риски несоблюдения заложенных в бюджете параметров велики.
Параметры федерального бюджета можно признать реалистичными. Они соответствуют заданному набору макроэкономических показателей: цене нефти, курсу рубля, инфляции, темпам роста ВВП. Прогноз социально-экономического развития построен на низких темпах экономического роста (более чем на 1 п.п. ниже ожидаемых темпов роста мировой экономики в любом из трех сценариев). А значит, государственная экономическая политика даже при самом благоприятном из ожидаемых сценариев внешнеэкономической конъюнктуры не сможет сократить отставание российской экономики от мировых лидеров.[32]
С другой стороны, на фоне сокращающихся доходов (на 1 п.п. ВВП с 2016 по 2019 год) к оптимизации расходов подошли технически — через заморозку расходной части бюджета в номинальном выражении на три года (без учета единовременной выплаты пенсионерам и отдельных «связанных» доходов и расходов). Это позволит сократить дефицит бюджета на 1 п.п. ВВП ежегодно и довести расходы до уровня 2004–2006 годов, что, конечно, не гарантирует достижения темпов экономического роста того же периода.