Файл: Реализация финансовой политики в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.2. Виды финансовой политики

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства

В заключении хотелось бы отметить, что Федеральный бюджет России выражает и показывает экономические денежные отношения, взаимосвязи, опосредствующие процесс образования и использования фонда денежных средств государства. Значения самих расходов федерального бюджета в развитии современной экономики России трудно недооценить, глядя на их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, внедрения в производство передовых научных достижений и стимулирование разработки.

2.2. Анализ бюджета РФ

2.3. Проблемы формирования и исполнения бюджета РФ

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Основные характеристики федерального бюджета определяются на основании прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и уровня инфляции. Проанализируем основные характеристики федерального бюджета на 2017, 2018, 2019 и 2020гг., сведем данные в таблицу 4[24].

Исходя из таблицы №1 видно, что планируется плавно сократить дефицит федерального бюджета с 2017г. до 2020г. на 43,3%. Это говорит о финансовых перспективах федерального бюджета.

Бюджетная система РФ предусматривает распределение поступлений денежных средств между такими бюджетами, как федеральный, региональный, местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Таблица 4

Сравнение характеристик федерального бюджета на 2017, 2018, 2019 и 2020гг.

Характеристики

федерального

бюджета

Суммы на 2017 год

Суммы на 2018 год

Суммы на 2019 год

Суммы на 2020 год

прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета

14 720 277 176,0 тыс. рублей

15 257 805 147,7 тыс. рублей

15 554 600 080,3 тыс. рублей

16 285 418 472,0 тыс. рублей

общий объем расходов федерального бюджета

16 728 363 798,1 тыс. рублей

16 529 198 751,4 тыс. рублей

16 373 747 072,8 тыс. рублей

17 155 263 149,4 тыс. рублей

нормативная величина Резервного фонда

6 455 680 000,0 тыс. рублей

Не указан

Не указан

Не указан

верхний предел

государственного внутреннего долга Российской Федерации

9 276 418 327,1

тыс. рублей

10 501 815 935,0

тыс. рублей

11 416 142 190,5 тыс. рублей

12 701 232

975,5 тыс. рублей

верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации

51,8 млрд. долларов США, или 45,0 млрд. евро

71,6 млрд. долларов США, или 59,7 млрд. евро

73,2 млрд. долларов США, или 61,0 млрд.евро

млрд. долларов США, или

млрд. евро

дефицит

федерального

бюджета

2 008 086 622,1 тыс. рублей

1 271 393 603,7 тыс. рублей

819 146 992,5 тыс. рублей

869 844 677,4 тыс. рублей

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ создаются на основании бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Федеральный закон о федеральном бюджете, а также законы субъектов РФ регламентируют пропорции распределения налогов и сборов между конкретными бюджетами бюджетной системы РФ.


Расходы являются второй функциональной составляющей бюджетной системы РФ. Из средств бюджета финансируются функции государственного управления, обеспечение правопорядка и безопасности страны, национальной обороны и т.п.[25]

Бюджетные ассигнования реализуются на исполнение публичных нормативных обязательств, среди которых государственные программы Российской Федерации по развитию образования, социальной поддержке граждан, обеспечению общественного правопорядка, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, развитию культур и туризма, развитию физической культуры и спорта, развитию науки и технологий, развитию внешнеэкономической деятельности, развитию оборонно- промышленного комплекса, реализацию государственной национальной политики, пенсионной системы РФ и другие[26]. Также имеется совершенно секретная информация по распределению средств бюджета, содержащаяся в Приложении №9, №20 и др. Федерального закона от 05.12.2017 № З62-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Помимо прочего, ресурсы бюджета направлены на решение общегосударственных вопросов, национальной обороны, национальной экономики, охраны окружающей среды, образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга и прочее.

Если рассматривать государственные расходы в целом, то они обладают тенденцией к увеличению. В связи с этим, необходимо следить за результативностью расходов бюджета, уделяя особое внимание статье по обслуживанию долга. Рост выплат по займам и снижение отдачи являются нежелательными для бюджетной системы РФ, которые могут привести в дальнейшем к серьезным социально-экономическим последствиям, как для государства, так и для общества.

Все государственные расходы можно разделить на несколько групп: обязательные расходы, социальные расходы, экономические расходы, резервы и прочие расходы, средства для нижестоящих бюджетов (сюда можно отнести дотации, субвенции дотационным регионам на финансирование деятельности региональных и местных органов власти). Группа обязательных расходов содержит расходы на содержание законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, функционирование финансовых и налоговых органов, деятельность органов местного самоуправления, национальную оборону и правоохранительные органы, проведение выборов, работу средств массовой информации, политическую деятельность и т.п. В группу социальных расходов входят расходы на здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру и спорт, подготовку профессиональных кадров, а также реализацию социальных программ.


Группа экономических расходов состоит из расходов на содержание и развитие государственной сферы экономики (субсидии, государственные коммуникации и т.п.), внешнеэкономическую деятельность, обслуживание государственного долга, государственные инвестиции в развитие инфраструктуры (жилье, социальная сфера и т.д.), иные расходы экономического характера.[27] Рассмотрим конкретную программу по реализации государственных расходов, а именно государственную программу Российской Федерации и «Развитие здравоохранения» в Приложении 15 «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», которое содержится в Федеральном законе от 05.12.2017 N Э62-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»[28]. Сделаем таблицу № 5 по наиболее интересным экономическим параметрам.

Таблица 5

Программы расходов федерального бюджета на 2018, 2019 и 2020гг.

Подпрограммы расходов

2018 год

2019 год

2020 год

всего

311 066 464,7

275 626 975,0

348 281 071,0

Подпрограмма «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни»

160 469 419,3

152 061 553,9

223 801 428,1

Основное мероприятие

55 228 822,0

55 228 822,0

55 228 822,0

«Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов в амбулаторных условиях»

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)Российской Федерации

43 615 528,0

43 615 528,0

43 615 528,0

Исходя из таблицы, можно отметить, что есть экономические показатели расходов, которые не изменяются в 2018, 2019 и 2020гг. - Основное мероприятие «Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в амбулаторных условиях» составляют сумму 55 228 822,0 рублей, и программа «Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) Российской Федерации» составляет сумм 43 615 528,0 рублей. Это говорит о достаточной стабильности данных программ.


Есть также программы, расходы которых изменяются в зависимости от года. Сюда относится подпрограмма «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни», расходы на которую планируется снизить в 2019г. на 9,5% и повысить на 26% от предыдущего года.[29]

Таблица 6

Структура расходов бюджета 2018: таблица

Статья

млн. Руб.

%, 2018

%, 2017

Изменение

Социальная политика

4 966 417

30,96

30,79

+0,17

Национальная оборона

2 729 151

17,01

17,23

-0,22

Национальная экономика

2 263 802

14,11

12,85

+1,26

Правоохранительная деятельность

1 876 158

11,70

7,71

+3,99

Общегосударственные вопросы

1 224 647

7,64

6,69

+0,95

Обслуживание госдолга

847 976

5,29

4,66

+0,63

Межбюджетные трансферты

767 160

4,78

4,42

+0,36

Образование

619 142

3,86

3,33

+0,53

Здравоохранение

410 021

2,56

2,2

+0,36

Культура, кинематография

93 079

0,58

0,56

+0,02

Охрана окружающей среды

77 973

0,49

0,52

-0,03

СМИ

68 566

0,43

0,46

-0,03

Физическая культура и спорт

56 550

0,35

0,44

-0,09

ЖКХ

39 043

0,24

0,36

-0,12

Всего планируется расходовать на программу развития системы здравоохранения за 2018г. 311 066 464,7 рублей.

Предполагается увеличение затрат на[30]:


  • Социальная политика
  • Национальная оборона
  • Национальная экономика
  • Правоохранительная деятельность
  • Общегосударственные вопросы
  • Обслуживание госдолга
  • Межбюджетные трансферты
  • Образование
  • Здравоохранение
  • Культура, кинематография.

По предварительным данным расходы снизятся на:

  • Охрана окружающей среды
  • СМИ
  • Физическая культура и спорт
  • ЖКХ.

На 2019г. планируется понизить расходы на 11,4%, а к 2020г. повысить на 20,8% от предыдущего года, что говорит, на наш взгляд, о дальнейшей перспективе развития системы здравоохранения к 2020г[31].

Таким образом, мы исследовали доходы и расходы федерального бюджета и рассчитали наиболее интересные, на наш взгляд, экономические показатели.

2.3. Проблемы формирования и исполнения бюджета РФ

На сегодняшний день подход к составлению бюджета можно назвать «счетным», результат получился путем сочетания целевых ориентиров по дефициту и ограничений в структуре расходов.

Депутаты Госдумы одобрили во втором чтении законопроект о федеральном бюджете на 2017–2019 годы. Возвращение к трехлетнему планированию теоретически способствует снижению неопределенности бюджетной политики. Но еще не гарантирует налогово-бюджетной стабильности.

Стабильность важна для формирования среднесрочных потребительских и инвестиционных ожиданий в экономике. Тем не менее риски несоблюдения заложенных в бюджете параметров велики.

Параметры федерального бюджета можно признать реалистичными. Они соответствуют заданному набору макроэкономических показателей: цене нефти, курсу рубля, инфляции, темпам роста ВВП. Прогноз социально-экономического развития построен на низких темпах экономического роста (более чем на 1 п.п. ниже ожидаемых темпов роста мировой экономики в любом из трех сценариев). А значит, государственная экономическая политика даже при самом благоприятном из ожидаемых сценариев внешнеэкономической конъюнктуры не сможет сократить отставание российской экономики от мировых лидеров.[32]

С другой стороны, на фоне сокращающихся доходов (на 1 п.п. ВВП с 2016 по 2019 год) к оптимизации расходов подошли технически — через заморозку расходной части бюджета в номинальном выражении на три года (без учета единовременной выплаты пенсионерам и отдельных «связанных» доходов и расходов). Это позволит сократить дефицит бюджета на 1 п.п. ВВП ежегодно и довести расходы до уровня 2004–2006 годов, что, конечно, не гарантирует достижения темпов экономического роста того же периода.