Файл: Реализация финансовой политики в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.2. Виды финансовой политики

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства

В заключении хотелось бы отметить, что Федеральный бюджет России выражает и показывает экономические денежные отношения, взаимосвязи, опосредствующие процесс образования и использования фонда денежных средств государства. Значения самих расходов федерального бюджета в развитии современной экономики России трудно недооценить, глядя на их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, внедрения в производство передовых научных достижений и стимулирование разработки.

2.2. Анализ бюджета РФ

2.3. Проблемы формирования и исполнения бюджета РФ

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

По способу решения экономических проблем выделяют три вида финансовой полити­ки: политика экономического роста; политика стабилизации и политика ограничения деловой активности[11].

Политика экономического роста предусматривает систему финансовых мер, которые направ­ленны на увеличение фактических объемов валового национального продукта и на повышение уровня занятости. Она включает в себя рост государственных расходов и снижение налогового бремени[12].

Политика стабилизации состоит в сбалансированности производственного цикла и представля­ет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией в стране с целью дости­жения полной занятости, поддержания роста объема ВНП и низкого уровня инфляции.

Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежать кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточ­ным спросом[13].

Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений, применяемых в целях обеспе­чения благоприятных условий для экономического и социального развития государства. Это наиболее ди­намичная часть финансовой политики, так как она должна реагировать на все, в том числе и негативные, изменения в социально-экономической сфере государства.

Таким образом, РФ необходима финансовая политика и соответствующий ей финансовый меха­низм, которые позволят с наибольшей эффективностью обеспечить достижение стратегических и тактиче­ских целей, которые заявлены в долгосрочной программе социально-экономического развития страны[14].

Таким образом, финансовая политика представляет собой систему мероприятий, направленных на финансовое обеспечение деятельности организации и достижение организационных целей. Финансовая политика позволяет:

  • определить ориентиры развития государства и приоритеты финансового обеспечения;
  • обозначить возможные финансовые риски и предусмотреть мероприятия по их снижению;
  • выявить резервы организационных ресурсов, повышать эффективность их использования;
  • оптимально соотнести долгосрочные и краткосрочные планы государства;
  • разработать и реализовать план мероприятий, позволяющих достигать финансовых целей в сложившихся условиях;
  • проанализировать и подобрать оптимальные финансовые инструменты, обеспечивающие рост доходов (высоколиквидные активы, инвестиции, дополнительные направления коммерческой деятельности);
  • обосновать изменения структуры капитала и активов государства, позволяющие достигать финансовых целей[15].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства

Федеральный бюджет – это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов. Национальное финансовое богатство в базу своего формирования принимает основные социально-экономические функции страны, из которых выделяются главные направления будущих доходов и расходов. [16]

В свою очередь, федеральный бюджет РФ выполняет важнейшие функции в жизнеобеспечении государственной системы:

  • стимулирует социальную политику;
  • регулирует экономические процессы внутри страны;
  • принимает участие в перераспределении ВВП и национального дохода;
  • контролирует поток денежных средств.

Как мы видим, задач у этого финансового инструмента более чем достаточно, поэтому правительство подходит основательно к его формированию и структуризации[17].

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Введение в качестве обязательного документа исполнения бюджета кассового плана позволяет планировать как периоды кассовых разрывов, так и периоды наличия временно свободных средств бюджета и формировать оперативную информацию для принятия эффективных решений по управлению средствами бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы,

2) национальная оборона,

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность,

4) национальная экономика,

5) жилищно-коммунальное хозяйство,


6) охрана окружающей среды,

7) образование,

8) культура, кинематография,

9) здравоохранение,

10) социальная политика,

11) физическая культура и спорт,

12) средства массовой информации,

13) обслуживание государственного и муниципального долга,

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.[18]

Часто составление бюджета пытаются переложить на отдел, сотрудники которого считают, что в данном вопросе они не до конца компетентны. Однако составление бюджета - это важный этап. Участие в нем позволяет получить большой объем информации, важной для всех отделов. 

Бюджет формируется в несколько этапов:

  • формирование плана-проекта будущего бюджета;
  • рассмотрение проекта бюджета;
  • утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • анализ исполнения.

 Оптимизация   расходов  бюджета - следующий этап после составления бюджета.

Эффективность данной процедуры зависит от ведения учета и доходов, и  расходов. Эти статьи необходимо планировать, а руководство должно постоянно мониторить цифры в разрезе года, квартала, месяца или другого финансового периода. Всегда существует вероятность, что затратные в текущий момент проекты в долгосрочной перспективе будут весьма выгодны.[19]

Вместе с Бюджетным посланием при формировании проекта федерального бюджета на 2017–2019 годы был реализован ряд мер по оптимизации и улучшении сложившейся структуры бюджетных расходов. Значимым направлением оптимизации расходов федерального бюджета является сокращение межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет уплаты дополнительного тарифа страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В заключении хотелось бы отметить, что Федеральный бюджет России выражает и показывает экономические денежные отношения, взаимосвязи, опосредствующие процесс образования и использования фонда денежных средств государства. Значения самих расходов федерального бюджета в развитии современной экономики России трудно недооценить, глядя на их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, внедрения в производство передовых научных достижений и стимулирование разработки.


2.2. Анализ бюджета РФ

Федеральный бюджет служит для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет регламентирован Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»[20] и Федеральным законом от 05.12.2017 № З62-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»[21]. Федеральный бюджет составляется на период трех лет, что обеспечивает предсказуемость бюджетной политики в целом. Также составление бюджета на трехлетний период позволяет говорить об устойчивости бюджетной системы РФ, «прозрачности» бюджета и обеспечении контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП — с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП.

Таблица 2

Основные показатели расходов федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Показатели/Годы

2013

2014

2015

2016

2017

2017 в % к 2013

Расходы фед.бюджета

25290,9

14831,6

15486,3

16098,7

16181,4

121,3

Дефицит бюджета

-323,0

-334,7

-21660

-2360,2

-2008,1

621,7

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, а в 2016 — 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо? По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета — это сокращение федеральных расходов. Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.


На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано[22].

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3

Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Показатель/Год

2013

2014

2015

2016

2017

2017 в % к 2013

Всего

13342,9

14830,6

15486,4

16098,7

16181,2

121,3

Социальная политика

3833,1

3452,4

4185,1

4450,0

5080,1

132,5

Национальная оборона

2193,6

3062,9

3119,6

3145,1

2840,1

129,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2061,6

2479,1

1997,9

2024,1

1968,2

95,5

Национальная экономика

1849,3

2086,2

2273,8

2565,7

2292,1

123,9

Общегосударственные вопросы

850,7

934,7

1109,6

1146,0

1169,3

137,5

Прочие расходы

2644,6

2815,3

2800,4

2767,8

2831,4

107,1

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику — 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год. Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части[23].

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.