Файл: Реализация финансовой политики в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.2. Виды финансовой политики

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства

В заключении хотелось бы отметить, что Федеральный бюджет России выражает и показывает экономические денежные отношения, взаимосвязи, опосредствующие процесс образования и использования фонда денежных средств государства. Значения самих расходов федерального бюджета в развитии современной экономики России трудно недооценить, глядя на их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, внедрения в производство передовых научных достижений и стимулирование разработки.

2.2. Анализ бюджета РФ

2.3. Проблемы формирования и исполнения бюджета РФ

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Продолжение курса на адаптацию федерального бюджета к «новой реальности» последовательно ухудшает структуру расходов: растет доля расходов на социальную политику, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты. Но это произойдет за счет недофинансирования расходов, определяющих будущее страны, — капитальных вложений и инвестиций в человеческий капитал[33].

Во-первых, в 2017–2019 годах предполагается снижение уровня расходов на инфраструктуру в номинальном выражении к уровню 2016 года. В результате в 2019 году доля инфраструктурных расходов в ВВП снизится более чем на четверть по отношению к соответствующим значениям 2016 года.

Во-вторых, расходы федерального бюджета на образование составят в 2017 году 0,7% ВВП, в 2018 и 2019 годах — 0,6% ВВП. Однако, по нашим оценкам, для решения задач ближайшего будущего расходы федерального бюджета на образование в размере 0,8% ВВП являются необходимым минимумом.

Наконец, несмотря на запланированный номинальный рост расходов на здравоохранение за счет средств ФОМС и государственного бюджета, они по-прежнему значительно ниже, чем в развитых странах (в среднем на 2,5–3,0 п.п. ВВП), и не соответствуют реальному уровню экономического развития страны.

Очевидно, что обширный перечень «защищенных» расходов федерального бюджета не позволяет их оптимизировать без негативных политических и социальных последствий. И такой подход фактически отражает укоренившиеся перекосы и диспропорции в распределении средств. Поэтому правительству только и остается, что инерционно воспроизводить однотипную структуру расходов от одного бюджетного цикла к другому и пытаться балансировать бюджет за счет накопленных резервов и «незащищенных» статей[34].

Отчасти применяемый подход к составлению бюджета можно назвать «счетным», так как он получен путем сочетания целевых ориентиров по дефициту и ограничений в структуре расходов. Но при сегодняшних экономических и геополитических вызовах такой подход уже неуместен даже для однолетнего бюджета, не говоря уже о формировании трехлетки.

Более того, бюджетом долгосрочной стабилизации он также не является: выраженный крен в сторону выхода на беспрецедентные объемы заимствований на внутреннем рынке (более 1 трлн руб. ежегодно) для финансирования текущих нужд приводит к «проеданию» займов. Фискальный режим, как можно судить из проекта бюджетного прогноза до 2034 года, неустойчив, так как в долгосрочной перспективе предполагается наличие постоянного первичного дефицита. Фактически это означает неизбежное наращивание долговой нагрузки и откладывание вопроса бюджетной устойчивости на отдаленное (после 2034 года) будущее.


Получается, что формирование параметров федерального бюджета на основе такой логики лишь усиливает риски дальнейшего нарастания государственного долга. Это может привести к бюджетному кризису при значительной макроэкономической нестабильности.

Формулировка целевой ориентированности финансового регулирования выглядит расплывчатой.[35]

Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджет должен быть направлен на решение экономических и социальных задач государства. Но для этого необходимо более или менее точно их знать, определить наиболее актуальные проблемы, выделить соответствующие финансовые ресурсы на их решение и отразить все это в статьях бюджета на очередной финансовый год. Только лишь в этом случае возможно эффективное развитие экономики и повышение уровня благосостояния населения. В законодательно определенной процедуре бюджетного процесса эти требования четко не прописаны, а потому не всегда учитываются.

Другим серьезным недостатком составления бюджета России  является то, что основной финансовый план государства базируется не на реальном положении дел в обществе, а на прогнозах, оценках, ожиданиях и других предположениях. Согласно п. 2 ст. 172 Бюджетного Кодекса, основаниями для составления проекта бюджета являются: бюджетное послание Президента РФ, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, бюджетный прогноз на долгосрочный период. В проекте не предусматриваются в необходимой мере развитие образования, физической культуры, медицинского обслуживания населения, строительство жилья, газификация населенных пунктов, решение социальных, инфраструктурных и иных вопросов. В бюджете России выявляется оторванность от реализации государственных функций обеспечения условий экономического роста и социального развития. К примеру, размер материнского капитала - 453 026 рублей, ежегодная денежная выплата почетным донорам России - 12 373 рубля остались прежними в сравнении с 2015 годом, однако это означает, что законодатель не учел экономические изменения, которые происходят и будут происходить в стране (уменьшение финансирования высших учебных заведений приведет к удорожанию получения высшего образования ребенком)[36].

Таким образом, существует достаточно много проблем, связанных с совершенствованием теоретических и практических положений бюджета как экономической, юридической и материальной категории, а также как эффективного финансового инструмента государства. Но одной из центральных среди них является разрыв и дистанцированность современной теоретической мысли о бюджете и реалий социальной жизни людей. Преодоление этого разрыва связано с изменением взглядов на бюджет преимущественно как на «денежный мешок» государственной власти, тратящей накопленные финансовые средства по своему усмотрению. «Необходимо теоретически и практически наполнить категорию бюджета качественно другим смыслом — это общественное достояние, используемое в интересах большинства проживающего в стране населения».[37]


Таким образом, приходится признать, что федеральный бюджет на 2017–2019 годы не только идет вразрез с требованиями бюджетной устойчивости, но и не способствует созданию условий для долгосрочного экономического роста.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблемы финансовой политики РФ

В современной финансовой политике РФ имеются следующие проблемы[38]:

  1. Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, в ущерб региональным и местным бюджетам. Недостаточность финансовых ресурсов в местных бюджетах вызывающая тенденции сепара­тизма, нарушения налогового законодательства и недоплаты в федеральный бюджет, а принятие федераль­ными органами власти решений, не сопровождаемых дополнительными финансовыми ресурсами, приводит к неспособности их своевременного и качественного исполнения на местных уровнях.
  2. Занятие доминирующей роли регулирующих доходов, имеющих элементы субъективности при формировании, в структуре поступлений средств в региональных и местных бюджетах.
  3. Низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей. Эта доля должна составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при отсутствии возмож­ности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций.
  4. Несбалансированность Пенсионного фонда РФ. Имеющийся дефицит средств фонда ведёт к усилению его зависимости от федерального бюджета.
  5. Не прекращающийся вывод значительных финансовых ресурсов за пределы страны, свиде­тельствующий о неустойчивости и неэффективности функционирования всей экономической и финан­совой системы страны.
  6. Значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики.
  7. Низкий уровень сбора налогов, уменьшающий реальный ВВП, из-за массового сокрытия дохо­дов и минимизации налогов налогоплательщиками.
  8. Исчерпание возможности дальнейшего снижения расходов федерального бюджета. Далее можно только оптимизировать структуру затратных статей.

В настоящее время в России формируется так называемый «порочный круг»[39], когда экономически активный человек (главная производительная сила) не имеет возможности для своего продуктивного расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей. «Порочный круг» заклю­чается в следующей замкнутой цепочке, которая показывает неэффективность текущей финансовой политики РФ: падают доходы; падает спрос на продукцию; производство не развивается либо оста­навливается; нет инноваций, нет инвестиций; отсутствуют накопления; растут доля импорта, долги, не­платежи, процентные ставки, спекулятивные сделки; падает национальная валюта; снижается уровень жизни; падают доходы. Как следствие этого «порочного круга» растет зависимость РФ от иностранного капитала.

Перспективы развития в финансовой политике РФ

Для решения обозначенных проблем необходимо кардинально изменить финансовую систему России. Основными шагами в этой сфере должно стать принятие следующих мер:

  1. Жёсткий контроль над формированием задолженности государственных организаций, над эмиссией финансовых инструментов и над трансграничным движением капиталов.
  2. Расширение функций Центрального банка, связанных с контролем над коммерческими банка­ми.
  3. Использование средств резервного фонда для целей финансирования долгосрочных инвести­ционных проектов.
  4. Создание государственного инвестиционного банка для финансирования долгосрочных проек­тов в рамках государственных программ.
  5. Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регу­лирования.
  6. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета и устойчивости бюджетных расхо­дов независимо от конъюнктуры сырьевых цен[40].
  7. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период как основы перехо­да к долгосрочному (на период до 10 - 15 лет и более) финансовому планированию.
  8. Анализ эффективности всех расходов бюджета. Использование современных методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической поли­тики.
  9. Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества ока­зываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов. Расширение полномочий[41]

главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказа­ния государственных услуг.


  1. Укрепление доверия вкладчиков к банкам путём выстраивания долгосрочной политики сбе­режений и инвестиций, развития системы страхования вкладов и разрешения привлечения иностран­ными банками вкладов населения, при условии их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.
  2. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития эконо­мики, увеличения материального благосостояния граждан.
  3. Дальнейшее развитие налоговой системы, которая должна учитывать финансовое положение предприятий, а также соблюдать императивный характер финансовых отношений и обязательность налоговых платежей. Для обеспечения экономического роста единство налоговых ставок необходимо сочетать с дифференцированным режимом их использования. Компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции, должны быть предоставлены скидки. Упростить систему налогообложения малого бизнеса.[4]

В России идет работа над Национальной технологической инициати­вой (НТИ). НТИ включает комплекс проектов и программ, позволяющих включиться в формирование рынков будущего. Горизонт планирования НТИ - 2035 год, к работе подключены более 450 компаний, почти 870 экс­пертов, а также министерства и университеты, институты инновационного развития и исследовательские центры. По плану НТИ формируется как мат­рица, внутри которой растет новый бизнес, осваиваются новые ниши, все части системы взаимодействуют друг с другом, обмениваясь прорывными разработками, знаниями, сотрудниками[42].

Определяющее место в формировании и развитии НТИ - взаимодей­ствие технологической и финансовой составляющих. Проведенное иссле­дование позволяет выделить следующее[43]. Технологическая составляющая определяет развитие финансовой составляющей. И наоборот, финансовая составляющая оказывает влияние на развитие технологической составля­ющей. При этом технологическая составляющая является ведущей (в силу ряда причин) по отношению к финансовой составляющей. В целом эти две составляющие представляют собой базисную технологически-финансовую надстройку. Технологическая составляющая определяет вектор развития экономики. Можно утверждать, что правовые нормы, экономические отно­шения, важным звеном которых являются финансовые отношения, отстают от развития современных технологий. Сопряженность технологической и финансовой составляющей обязывает принятия правовых норм в финан­совой сфере в кратчайшие сроки[44].