Файл: Личностные деформации стрессового типа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе. Стрессогенные факторы оказывают огромное влияние не только непосредственно на организм и психику человека, но и на эффективность его профессиональной деятельности. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую во второй половине ХХ века актуальность проблемы защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и тоже повреждающими.

Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

Зачастую причиной конфликта выступает стрессовое состояние его возможных участников, и наоборот. Взаимосвязь между конфликтом и стрессом является сложной и неоднозначной.

Изучение данной проблемы имеет значительную исследовательскую актуальность. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится учреждениям и организациям.

Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.


Разработанность проблемы в науке. Психологической стороной стресса занимались такие выдающиеся ученые, как Годфруа Ж., Кон И. С., Коган Б. М., Рубинштейн С.Л., Судаков К. В. Универсальную концепцию стресса разработал и доказал Г. Селье. Анализировал теорию стресса Дж. Мейсон.

Стресс как особое психическое состояние выражается не только в трудностях проявления эмоций и сводится не только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности.

Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Одна из актуальных проблем изучения психологических аспектов стресса и его коррекции связана с тем, что традиционное понимание этого состояния заимствовано психологами из физиологии.

Популяризация понятия стресса в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психологического и физиологического подходов к его изучению.

Теоретическая и практическая значимость проблемы психологической коррекции стрессовых состояний и определили выбор темы дипломного исследования.

Цель курсовой работы – изучение психологических аспектов стресса.

Объект исследования. Стрессовое состояние личности подростков 8-9-11 классов.

Предмет исследования. Стрессоустойчивость учащихся.

Гипотеза исследования.

Уровень стресса человека зависит от его индивидуальных особенностей.

Для проведения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ основных направлений изучения стресса в психологии.

2. Определить изменения стрессовых состояний человека, зависимость этих изменений от личности испытуемых.

3. Разработать и апробировать систему средств коррекции стресса с использованием механизмов релаксации и успешности деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования послужил метод познания и развития социальных и психических явлений, нашедший отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной психологии (Аболина Л.М., 1987; Ломова Б.Ф., 1991; Эриксона Э., 1960 и др.); в научных положених о развитии и формировании личности в деятельности (Ананьева Б.Г., 1968; Леонтьева Л.Н.,1975 и др.); в философских и психологических теориях развития личности ( Выготского Л.С, 1996 др.).

Стресс – наверное сообразно собственной сущности еще Вотан разряд психологического состояния, наверное положение характеризуется завышенной физиологической и психической энергичностью.


При данном одной из основных черт стресса считается его последняя неустойчивость.

При подходящих критериях наверное положение имеет возможность видоизмениться в наилучшее положение, в при не очень благоприятных – в положение сердито – психологической напряженности, для которого типично понижение трудоспособности и отдачи функционирования систем и органов, бессилие энергетических ресурсов.

Стресс ориентируется как излишнее психологическое либо физическое усилие. Ученые доказали, что к физическим показателям стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, болезнь в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, пониженный аппетит, депрессию и упадок интереса к межличностным взаимоотношениям и другие показатели.

Методы исследования: теоретический – изучение выделенной проблематики в исследованиях отечественных и зарубежных ученых; практический - тест Бостонского университета, тест на самооценку стрессоустойчивости личности.

1 Теоретические аспекты изучения стресса

1.1 Научное объяснение стресса

Проблема возникновения стресса у человека, его протекания и последствий привлекает внимание специалистов различных областей науки, от медиков до социологов и психологов. В последние годы значительно возросло число публикаций по прикладным аспектам изучения стресса, затрагивающих самые разные стороны жизни человека. В то же время, до сих пор не достигнуто не только концептуального, но даже терминологического единства. Это привело к расширению понятийного аппарата, когда под термином «стресс» стали понимать очень широкий круг явлений, что особенно четко прослеживается на примере психологического стресса.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс – неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешне и внутренние требования". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.


И. Бородин считает, что «стресс – это двигатель прогресса, существует предположение, что наши обезьяноподобные предки, жили в верхнем ярусе тропического леса и почти не имели врагов.

А. Добрович считает, что стресс – это состояние, противоположное покою; момент единоборства живого с тем, что препятствует его жизни; звенящая, надрывающаяся труба тревоги, которая «слышна» любой клетке организма, стоящего лицом к лицу с трудностью [2].

Т. Кокс считает, что стресс – угроза нормальному течению жизни человека, угроза его психическому и физическому здоровью. Основоположник теории стресса Г. Селье писал: «Стресс является неспецифическими (физическим) ответом организма на любое требование к нему предъявляемое окружающей средой» [3].

Краткий оксфордский словарь даёт несколько определений слова «стресс»:

это побуждающая или принуждающая сила.

это усилие или большая затрата энергии.

это силы оказывающие воздействие на организм.

Основные научные подходы к проблеме определения стресса обсуждались разными авторами, такими как Лазарус, Анклей и Трумбелл, Левин и Скотч, Кокс и другие. Первый подход трактует стресс как зависимую переменную, определяя его как ответ организма на беспокоящее или вредное окружение. Второй подход трактует стресс с точки зрения стимулирующих воздействий этого беспокоящего или вредного окружения и таким образом обычно считает стресс независимой переменной (см. рис.2). Третий подход рассматривает стресс как ответную реакцию на отсутствие «соответствия» между личностью и средой. В этой форме стресс изучается с точки зрения воздействия предшествующих ему факторов и их последствий. При всех трёх подходах слово «среда» употребляется в самом широком смысле и относится как к внутреннему так и к внешнему миру личности, к её физическому и психосоциальному окружению.

Любое событие, факт или сообщение может стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма.

Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.

При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.


Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала.

Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса.

При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический.

Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.

Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности индивида. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны.