Файл: Личностные деформации стрессового типа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:

Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую.

Эта реакция наиболее действенная.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Выпускникам можно дать следующие советы и рекомендациии:

1. Разработайте систему приоритетов в своей учебной деятельности.

2. Научитесь говорить “нет", когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашими учителями.

4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования.

5. Сообщите своемуучителю, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны.

6. Найдите день, время для отключения и отдыха. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.


2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций человек способен решить сам, не прибегая к посторонней помощи.

5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

6. Понять и принять, что серьезные перемены - это неотъемлемая часть жизни.

7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации.

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личного стресса посредством ведения “дневника стрессов". Метод этот требует фиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса.

Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.Рассмотрим методы первой помощи при остром стрессе.


Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе:

1. Противострессовое дыхание;

2. Релаксация;

3. Рациональное восприятие окружающей обстановки;

4. Смена обстановки;

5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью.

В условиях стрессовой ситуации это выполняет роль “громоотвода", помогая отвлечься от внутреннего напряжения.

6. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом).

Стресс - это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы выяснили, что стресс – это психофизическая реакция на стрессоры или стрессовые раздражители. Что стресс бывает четырёх типов: дистресс, т.е. плохой стресс, социальный стресс или внешние события, физический стресс или изменение функций организма (например, учащение сердцебиения), психологический стресс или эмоциональная реакция (например, раздражение).

Так, например, стрессор «постоянно жёсткие сроки» вызывает стрессовую реакцию «пробуждение по ночам и обдумывание проблем во время бессонницы», вследствие чего появляется головная боль и раздражительность.

Теперь можно сказать, что устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности.

Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия.

Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний.


Стресс это не только вреден , но и полезен. Некоторой категории людей даже необходимо испытывать стрессогенные ситуации. И самое главное, в том, что мы испытываем стресс, виноваты мы сами. До тех пор, пока мы не изменим свою конгнитивную оценку мы будем страдать от стресса, он будет загонять нас в угол и медленно убивать. А ведь мы сами можем загнать все стрессы в уголок и забыть о его существовании.

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика.

Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.

Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека. В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Чаще всего выпускники восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.

Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.

Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Завязкин, О.В. Как избежать стресса [Текст] / О.В. Завязкин. - Донецк : Сталкер, 1999. - 320 с. : ил.

2.Куликов, Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии / ред. А.А. Крылова. - СПб., 1995. - Вып. 1. - Ч. 1. - С. 123-132.

3.Лазебная, Е.О. Травматический психологический стресс и его последствия / Е.О. Лазебная // Прикладная психология. - 2000. - № 2. - С. 21-24.


4.Лазебная, Е.О. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий / Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова // Психол. журн. - 1999. - Т. 20. - № 5. - С. 62-74.

5.Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 3. - С. 4-21.

6.Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 121, [2] с. : ил., табл.

7. Марищук, В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Марищук, В. Евдокимов. - СПб. : Сентябрь, 2001. - 260 с.

8. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 285 с.

9. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств. - М. : Смысл, 2002. - 127 с.

10.Руденский, Е.В. Психология стресса [Текст] / Е.В. Руденский. - Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1997. - 220,[1] с. : табл.

11. Рутман, Э. М. Как преодолеть стресс [Текст] / Э. М. Рутман. - М. : АСТ, 1998. - 160 с.

12.Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически ориентированный подход к решению психологических проблем (метод РЕТРИ) / М.Е. Сандомирский. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. - 336 с.

13. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье ; общ. ред. Е.М. Крепс. - М. : Прогресс, 1982. - 124 с

14.Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. - СПб. : Питер, 2001. - 272 с.

15.Тарасов, Е.А. Как победить стресс [Текст] / Е.А. Тарасов. - М. : Айрис Пресс, 2002. - 352 с.

16.Управляем стрессом [Текст]. - М. : Книги "Искателя", 2002. - 255 с.

17.Фонтана, Д. Как справиться со стрессом [Текст] / Д. Фонтана. - М. : Педагогика-Пресс, 1995. - 351 с.

18.Цыган, В.Н. Адаптация при стрессе и ее значение в развитии посттравматического стресса / В.Н. Цыган, А.Д. Фесюк, В.В. Васильченко // Проблемы реабилитации. - 2000. - № 1. - C. 79 - 87.

19. Черепанова, Е.М. Психологический стресс / Е.М. Черепанова. - 2-е изд. - М. : Издательский центр "Академия", 1997. - 96 с.

20. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции : учеб. пособ. для вузов / Ю.В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2006. - 255 с. : рис., табл.

21. Эверли, Дж. Стресс: природа и лечение / Дж. Эверли, Р. Розенфельд. - М. : Медицина, 1985. - 220 с.1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1973, с.62-69

22.Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С.45-54.

23.Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т.18. № 2. С.102-113.