Файл: Личностные деформации стрессового типа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошедшей деятельности): а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы); б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека); в) зрелищ.

3. Стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщения (конфликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие); 6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсорная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

4. Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

Как указывал П. К. Анохин в 1973 г. [52] сам факт воздействия или его ожидание обязательно предполагает наличие тревоги, как компонента стресса.

Беспокойство перед предстоящей сдачей теста, или предэкзаменационная тревожность впервые выявлено Сарасоном и Мандлером в1952 г.

С точки зрения Такмана [цит. по 55, с.201-202] они предположили, что предэкзаменационная тревожность слагается из двух стремлений: (1) стремлений направленных на выполнение задания, которые дают человеку стимул уменьшить это стремление, выполнив задание, и (2) связанное с тревогой стремление, которое мешает выполнению задания, вызывая у человека ощущения своей непригодности и беспомощности.

Именно такие, вызванные тревогой побуждения заставляют людей делать вещи, не имеющие никакой связи с выполнением задания, и тем самым ухудшают результат выполнения.

Если направленные на выполнение задания побуждения можно рассматривать как облегчающие выполнение, то связанные с тревогой побуждения — как ослабляющие эффективность выполнения задания.

Они разделили ослабляющее, связанное с тревогой побуждение на две составляющие: (1) тревога, или «когнитивное выражение озабоченности своим исполнем», и (2) эмоциональность, или реакция человеческого тела на ситуацию, например выделение пота и ускоренное сердцебиение.

Спилбергер [54] различал два аспекта тревоги: состояние — тревога, которую человек чувствует в конкретной ситуации, и (2) отличительную черту — тенденцию чувствовать беспокойство в целом ряде различных ситуации, например, важный экзамен заставит большинство студентов испытать состояние тревоги. В то же время некоторые из них ощущают беспокойство в любой учебной ситуации, так как постоянно испытывают беспокойство — это черта их характера.


Выводы по главе 1

Успешное преодоление стресса предполагает опору на личность. Человек должен сам решать какой способ поведения выбрать, когда у него стресс, вместо того, чтобы реагировать на стресс как автомат – всегда одинаково (плохо). Многие стрессовые ситуации и отсюда, отрицательные эмоции возникают потому, что слишком часто в повседневной жизни мы говорим «да», подразумевая «нет».

Нет ничего плохого в том, что мы способны сочувственно относиться к потребностям других людей.

Плохо то, что мы не способны оставлять эти потребности неудовлетворёнными, т.е. внутренне или реально говорить «нет»! А ведь, короткое слово «нет» быстрее и лучше всего уменьшает стресс! Тот кто переоценивает возникающие перед ним трудности и/или недооценивает свои возможности, переживает стресс. Точно также ведёт к стрессу и переоценка собственных возможностей, и недооценка ситуации (чаще у мужчин). Необходимо прийти к реалистичной оценке, основанной на логическом рассуждении, как отмечалось ранее.

Для успешного преодоления стресса необходимо правильно оценивать себя и окружающий мир. Многие когда переживают постоянно жуют, что приводит потом, особенно женщин, к ещё более сильному переживанию стресса, теперь уже, из-за набранных килограммов.

Но, ещё ни одна чудо диета, не принесла никому пользы. Решающее преодоление стресса в этих вопросах, является общий сознательный настрой на здоровый образ жизни. Но и в борьбе за здоровый образ жизни нельзя впадать в крайности. Физические движения являются великолепным средством для быстрого преодоления стресса. Физические упражнения, например отжимания, могут буквально «отключать» выделенный адреналин.

Достаточно делать умеренные физические упражнения ежедневно в течение получаса, чтобы предотвратить любые вредные для организма последствия стресса!

Эргономические нагрузки подсознательно вызывают стресс. Стрессоры суммируются. Чем больше неблагоприятное влияние окружающей среды, тем больше мы подвержены стрессу.

Поэтому для преодоления стресса так важно нейтрализовать как можно больше ненужных стрессов, тем самым мы освободим энергию для тех задач, которые нам в действительности предстоит решать. Чем больше стрессоров мы устраним, тем лучше.

И самое главное, недостаточно думать, надо ещё и делать.

Нам наносят эмоциональную травму не окружающие нас люди, а наши собственные настроения и наше поведение.

Когда мы чувствуем себя чем-то неприятно затронутыми, обиженными, это чувство целиком и полностью является нашей реакцией, которой мы и должны уделять главное внимание, а не людям вокруг.


Мы обижаемся, сердимся, тревожимся и т.п.

Но с таким же успехом мы можем вообще не реагировать и сохранить спокойствие. «Опытным путем доказано, что если все молекулы тела пребывают в расслабленном состоянии, в состоянии покоя, то абсолютно невозможно ощутить страх, раздражение, тревогу, вообще любые негативные эмоции.

Чтобы их почувствовать, нужно сделать усилие», как говорил Диоген, никто нас не обижает, кроме нас самих, только мы ответственны за наши ответные реакции и чувства.

Можно сохранить спокойствие и таким образом избежать эмоциональных ушибов и уколов. Чтобы избежать этого можно порекомендовать людям, повнимательней прочитать третью книгу Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» [39].

Если ситуация стресса более чем мы можем выдержать, например потеря человека, развод, разрыв с любимым, собственные повреждения, то немецкие психологи, руководящие семинаром о стрессе для женщин, Клаудия Харс и Карин Майер, советуют:

Рассмотрите своё состояние как болезнь, по крайней мере в первые 3 дня после события.

Не пытайтесь заглушить горе активной деятельностью или отвлекающими манёврами. В первые дни не ставьте себе ни каких целей, кроме одной – «пережить день».

Найдите время для себя, чтобы подумать, поплакать, послать проклятья. Это необходимо, потому что, подавлять в себе горе, оно обязательно вернётся бумерангом.

Не замыкайтесь полностью в себе. Лучше всего помогает присутствие хорошей подруги, которая умеет слушать и сопереживать.

Даже если это очень нелегко: сделайте что-нибудь для себя. Старайтесь больше гулять или займитесь спортом. При этом будет сгорать адреналин, и Вы почувствуете себя лучше.

Руки прочь от лекарств, алкоголя и сигарет. Душевная боль останется, а способность сознательно переживать случившееся снизиться.

Позвольте сделать для Вас что-то хорошее: лёгкий массаж, посещение парикмахера. Даже если Вы при этом не можете удержаться от слёз, это лучше, чем постоянное самобичевание

Слёзы действуют благотворно. Открытое выражение горя помогает быстрее пережить потерю.

И после «острой фазы» печаль будет часто охватывать Вас. Не противьтесь этому. В конце концов, не так уж много событий в нашей жизни, о которых действительно стоит горевать.

Со времен Вы можете лучше управлять своими чувствами и оставлять их в сфере личной жизни.


2 Эмпирическое исследование учебного стресса у выпускников школы

2.1 Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса выпускников школы

Исследование учебного стресса провели среди выпускников 11 класса ГУО «Жгунская средняя школа».

Возраст участников – 16-17 лет, пол - женский.

В диагностике участвовало 5выпускниц 11 класса ГУО «Жгунская средняя школа».

Для исследования выбрано 2 методики:

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.

Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Выпускницам 11 класа предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа.

Вопрос 7 - открытый, выпускницы вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.

Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

Методика включает 10 вопросов.

При выполнении теста учащимся выпускных классов ГУО «Жгунская средняя школа» было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).

2.2 Диагностика учебного стресса у учащихся 11 класса

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.

Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Выпускницам 11 класса предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 - открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.


Тест на учебный стресс.

Разработан Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

1.1 Строгие преподаватели _______баллов

1.2 Большая учебная нагрузка __________

1.3 Отсутствие учебников __________

1.4 Непонятные, скучные учебники _______

1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов)

1.6 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами

1.7 Неумение правильно организовать свой режим дня ________

1.8 Нерегулярное питание ________

1.9 Проблемы совместного проживания с другими студентами

1.10 Конфликт в группе __________

1.11 Излишне серьезное отношение к учебе _________

1.12 Нежелание учиться или разочарование в профессии ______

1.13 Стеснительность, застенчивость ________

1.14 Страх перед будущим ________

1.15 Проблемы в личной жизни _______

1.16 Иное (напишите, что именно)

2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (подходящее подчеркнуть)

*Значительно уменьшился

*Незначительно уменьшился

*Не изменился

*Незначительно возрос

*Значительно увеличился

3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами ______ баллов

3.2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей __________

3.3 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

3.4 Раздражительность, обидчивость _________

3.5 Плохое настроение, депрессия ___________

3.6 Страх, тревога _________

3.7 Потеря уверенности, снижение самооценки_______

3.8 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени _________

3.9 Плохой сон ________

3.10 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении _______

3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.12 Затрудненное дыхание ________

3.13 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.14 Напряжение или дрожание мышц ______

3.15 Головные боли______

3.16 Низкая работоспособность,

повышенная утомляемость ________

3.17 Иное (напишите сами и оцените)

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (подходящее подчеркнуть)

алкоголь,

сигареты, наркотики, телевизор, вкусная еда, перерыв в учебе, сон, общение с друзьями или любимым человеком, поддержка или совет родителей, прогулки на свежем воздухе, хобби физическая активность

иное ______________________________