Файл: Личностные деформации стрессового типа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Суммарный показатель Интерпретация

Свыше 70 Очень значительно превышает средний балл

66-70 Значительно выше среднего

61-65 Выше среднего

56-60 Чуть выше среднего

45-55 Средний

40-45 Чуть ниже среднего

35-39 Ниже среднего

30-34 Много ниже среднего

Ниже 30 Значительно ниже среднего

При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ: №1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27 Выбор балл1 0

2 1

3 2

№2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2

2 1

3 Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

Таблица 6.

Данные по опроснику CDI

пол

CDI балл

пол

CDI балл

Пол

CDI балл

1

ЗМ

ж

10

12

СЕ

ж

5

23

УА

м

14

2

ЗЯ

м

16

13

ДТ

м

18

24

ЗВ

м

5

3

МА

м

21

14

ЗК

м

15

25

МЛ

ж

19

4

СС

м

10

15

КМ

ж

4

5

ГМ

м

17

16

МА

м

15

6

АГ

ж

10

17

КА

м

4

7

НВ

м

14

18

КН

м

3

8

ОВ

м

21

19

ЭК

ж

16

9

ША

м

17

20

НВ

ж

3

10

СД

м

9

21

ГС

м

2

11

КВ

ж

9

22

НА

м

15


В таблице №6 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у двух испытуемых, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. В подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.

Почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие.

Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

В подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.

Почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие.

Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

Почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие.

Таким образом существует неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых.(В соответствии с рисунком 2.2.1).

Рисунок 2.2.1. Гистограмма данных по опроснику CDI М. Ковач

Таблица 7.

Распределение обследованных школьников (в %) по уровням депрессивной симптоматики (опросник детской депрессии M. Kovacs CDI)

Показатели

Группы

Учащиеся 9 класса N=10чел. (%)

Учащиеся 8 класса N=6 чел. (%)

Учащиеся 7 классаN=7 (%)

Группа риска

23,4

18.4

9.3

Выше средн

24.0

16.2

12.6

Средний ур.

47.5

60.2

67.3

Низкий ур.

2.2

2.2

7.7

Как видно из таблицы 4, учащиеся 9 класса в большей степени попадает в группу риска по развитию депрессивной симптоматики. Наиболее благополучной группой оказались учащиеся 7 класса. Промежуточное положение заняли учащиеся 8 класса.


Таблица 8.

Сравнение уровня депрессии у учащихся 9, 8 классов (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))

Шкалы

Группы

Учащиеся 9 класса N=10чел. M (SD)

Учащиеся 8 классаN=6 чел. M (SD)

Уровень значимости р(Критерии Манна-Уитни)

Негат.настр

2,84 (2,14)

2,57(1,76)

0,286

Межличн.проб.

2,11(1,30)

1,25(1,19)

0,000**

Неэффективность

2,44(1,87)

2,36(1,66)

0,933

Ангедония

4,01(2,50)

3,48(2,33)

0.001*

Негативная самооценка

3,33(3,01)

2,21(1,60)

0,000**

Общий показатель депрессии

14.73

(10.82)

11.87

(8.54)

0,000**

Ангедония (расстройство, при котором человек неспособен испытывать удовольствие и радость)

М – среднее значение, SD – стандартное отклонение

** различия статистически достоверны при p < 0,001 (Критерий Манна-Уитни)

* различия статистически достоверны при p < 0,05 (Критерий Манна-Уитни).

При сравнении учащихся 9 класса и учащихся 8 класса получилось, что у учащихся 9 класса выше общий показатель депрессии, выше показатель ангедонии, потому что основная часть ребят воспитываются в семьях, где один родитель (мать), проживают вместе с бабушкой, тетей (у учащихся 9 класса (10) в полной семье проживают только 4.

Также они испытывают недовольство межличностными отношениями.

При сравнении учащихся 9 класса и учащихся 7 класса получилось, что учащиеся 7 имеют немного нарушений по сравнению с учащимися 9 класса: общий показатель депрессии, показатель ангедонии выше у учащихся 9 класса, они чаще чувствуют себя неэффективными, некомпетентными, потому что больше проблем в межличностных отношениях и больше из-за них переживают, также основная часть класса (8 учащихся) думают поступать после окончания учебы основной школе в средне-специальные учебные заведения, что тоже способствует изменению психического состояния (страх перед будущим).

(В соответствии с рисунком 2.2.2).


Рисунок 2.2.2.Гистограмма сравнения уровня депрессии у учащихся 9, 8 классов (M. Kovacs CDI)

М – среднее значение, SD – стандартное отклонение

** различия статистически достоверны при p < 0,001 (Критерий Манна-Уитни)

* различия статистически достоверны при p < 0,05 (Критерий Манна-Уитни)

При сравнении учащихся 9 класса и учащихся 7 класса получилось, что учащиеся 7 имеют немного нарушений по сравнению с учащимися 9 класса: общий показатель депрессии, показатель ангедонии выше у учащихся 9 класса, они чаще чувствуют себя неэффективными, некомпетентными, потому что больше проблем в межличностных отношениях и больше из-за них переживают, также основная часть класса (8 учащихся) думают поступать после окончания учебы основной школе в средне-специальные учебные заведения, что тоже способствует изменению психического состояния (страх перед будущим).

Таблица 6.

Сравнение уровня депрессии у учащихся 9, 7 классов (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))

Шкалы

Группы

Учащиеся 9 класса N=10чел.

M (SD)

Учащиеся 7 класса

N=6 чел.

M (SD)

Уровень значимости р(Критерии Манна-Уитни)

Негативное настроение

2,84

(2,14)

3,41

(2.03)

0,960

Межличностные проблемы

2,11

(1,30)

1.58

(1.31)

0,000**

Неэффективность

2,44

(1,87)

3.09

(1,59)

0,037*

Ангедония

4,01

(2,50)

4.09

(2,54)

0.000*

Негативная самооценка

3,33

(3,01)

3.03

(2.17)

0,928

Общий показатель депрессии

14.73

(10.82)

14.2

(9.64)

0,000**

При сравнении учащихся 9 класса и учащихся 7 класса получилось, что учащиеся 7 имеют немного нарушений по сравнению с учащимися 9 класса: общий показатель депрессии, показатель ангедонии выше у учащихся 9 класса, они чаще чувствуют себя неэффективными, некомпетентными, потому что больше проблем в межличностных отношениях и больше из-за них переживают, также основная часть класса (8 учащихся) думают поступать после окончания учебы основной школе в средне-специальные учебные заведения, что тоже способствует изменению психического состояния (страх перед будущим).

Возрастает ориентация личности на интеграцию усилий, полно­та ответственности за конечный результат и соединение различных функций, а также стремление занять еще более высокую позици в социуме.


Выводы по главе 2

Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества.

"Проявление волевых качеств (силы воли) - это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)". Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

Таким образом, мы видим, что стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие [55].

В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые.

Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к учебной деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором.