Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты изучения стресса
1.1 Научное объяснение стресса
1.2 Концепция Г. Селье о стрессе
1.3 Адаптация человека к стрессовым ситуациям
1.4 Стресс в жизни учащихся выпускных классов.
1.5 Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности
2 Эмпирическое исследование учебного стресса у выпускников школы
2.1 Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса выпускников школы
Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.
Суммарный показатель Интерпретация
Свыше 70 Очень значительно превышает средний балл
66-70 Значительно выше среднего
61-65 Выше среднего
56-60 Чуть выше среднего
45-55 Средний
40-45 Чуть ниже среднего
35-39 Ниже среднего
30-34 Много ниже среднего
Ниже 30 Значительно ниже среднего
При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.
Ключ: №1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27 Выбор балл1 0
2 1
3 2
№2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2
2 1
3 Интерпретация:
0-10 - состояние без депрессии;
11-16 - легкое снижение настроения;
17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;
20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.
Интерпретация:
0-10 - состояние без депрессии;
11-16 - легкое снижение настроения;
17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;
20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.
Таблица 6.
Данные по опроснику CDI
№ |
№ |
пол |
CDI балл |
№ |
№ |
пол |
CDI балл |
№ |
№ |
Пол |
CDI балл |
1 |
ЗМ |
ж |
10 |
12 |
СЕ |
ж |
5 |
23 |
УА |
м |
14 |
2 |
ЗЯ |
м |
16 |
13 |
ДТ |
м |
18 |
24 |
ЗВ |
м |
5 |
3 |
МА |
м |
21 |
14 |
ЗК |
м |
15 |
25 |
МЛ |
ж |
19 |
4 |
СС |
м |
10 |
15 |
КМ |
ж |
4 |
||||
5 |
ГМ |
м |
17 |
16 |
МА |
м |
15 |
||||
6 |
АГ |
ж |
10 |
17 |
КА |
м |
4 |
||||
7 |
НВ |
м |
14 |
18 |
КН |
м |
3 |
||||
8 |
ОВ |
м |
21 |
19 |
ЭК |
ж |
16 |
||||
9 |
ША |
м |
17 |
20 |
НВ |
ж |
3 |
||||
10 |
СД |
м |
9 |
21 |
ГС |
м |
2 |
||||
11 |
КВ |
ж |
9 |
22 |
НА |
м |
15 |
В таблице №6 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у двух испытуемых, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. В подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.
Почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие.
Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
В подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.
Почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие.
Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
Почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие.
Таким образом существует неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых.(В соответствии с рисунком 2.2.1).
Рисунок 2.2.1. Гистограмма данных по опроснику CDI М. Ковач
Таблица 7.
Распределение обследованных школьников (в %) по уровням депрессивной симптоматики (опросник детской депрессии M. Kovacs CDI)
Показатели |
Группы |
||
Учащиеся 9 класса N=10чел. (%) |
Учащиеся 8 класса N=6 чел. (%) |
Учащиеся 7 классаN=7 (%) |
|
Группа риска |
23,4 |
18.4 |
9.3 |
Выше средн |
24.0 |
16.2 |
12.6 |
Средний ур. |
47.5 |
60.2 |
67.3 |
Низкий ур. |
2.2 |
2.2 |
7.7 |
Как видно из таблицы 4, учащиеся 9 класса в большей степени попадает в группу риска по развитию депрессивной симптоматики. Наиболее благополучной группой оказались учащиеся 7 класса. Промежуточное положение заняли учащиеся 8 класса.
Таблица 8.
Сравнение уровня депрессии у учащихся 9, 8 классов (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))
Шкалы |
Группы |
||
Учащиеся 9 класса N=10чел. M (SD) |
Учащиеся 8 классаN=6 чел. M (SD) |
Уровень значимости р(Критерии Манна-Уитни) |
|
Негат.настр |
2,84 (2,14) |
2,57(1,76) |
0,286 |
Межличн.проб. |
2,11(1,30) |
1,25(1,19) |
0,000** |
Неэффективность |
2,44(1,87) |
2,36(1,66) |
0,933 |
Ангедония |
4,01(2,50) |
3,48(2,33) |
0.001* |
Негативная самооценка |
3,33(3,01) |
2,21(1,60) |
0,000** |
Общий показатель депрессии |
14.73 (10.82) |
11.87 (8.54) |
0,000** |
Ангедония (расстройство, при котором человек неспособен испытывать удовольствие и радость)
М – среднее значение, SD – стандартное отклонение
** различия статистически достоверны при p < 0,001 (Критерий Манна-Уитни)
* различия статистически достоверны при p < 0,05 (Критерий Манна-Уитни).
При сравнении учащихся 9 класса и учащихся 8 класса получилось, что у учащихся 9 класса выше общий показатель депрессии, выше показатель ангедонии, потому что основная часть ребят воспитываются в семьях, где один родитель (мать), проживают вместе с бабушкой, тетей (у учащихся 9 класса (10) в полной семье проживают только 4.
Также они испытывают недовольство межличностными отношениями.
При сравнении учащихся 9 класса и учащихся 7 класса получилось, что учащиеся 7 имеют немного нарушений по сравнению с учащимися 9 класса: общий показатель депрессии, показатель ангедонии выше у учащихся 9 класса, они чаще чувствуют себя неэффективными, некомпетентными, потому что больше проблем в межличностных отношениях и больше из-за них переживают, также основная часть класса (8 учащихся) думают поступать после окончания учебы основной школе в средне-специальные учебные заведения, что тоже способствует изменению психического состояния (страх перед будущим).
(В соответствии с рисунком 2.2.2).
Рисунок 2.2.2.Гистограмма сравнения уровня депрессии у учащихся 9, 8 классов (M. Kovacs CDI)
М – среднее значение, SD – стандартное отклонение
** различия статистически достоверны при p < 0,001 (Критерий Манна-Уитни)
* различия статистически достоверны при p < 0,05 (Критерий Манна-Уитни)
При сравнении учащихся 9 класса и учащихся 7 класса получилось, что учащиеся 7 имеют немного нарушений по сравнению с учащимися 9 класса: общий показатель депрессии, показатель ангедонии выше у учащихся 9 класса, они чаще чувствуют себя неэффективными, некомпетентными, потому что больше проблем в межличностных отношениях и больше из-за них переживают, также основная часть класса (8 учащихся) думают поступать после окончания учебы основной школе в средне-специальные учебные заведения, что тоже способствует изменению психического состояния (страх перед будущим).
Таблица 6.
Сравнение уровня депрессии у учащихся 9, 7 классов (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))
Шкалы |
Группы |
||
Учащиеся 9 класса N=10чел. M (SD) |
Учащиеся 7 класса N=6 чел. M (SD) |
Уровень значимости р(Критерии Манна-Уитни) |
|
Негативное настроение |
2,84 (2,14) |
3,41 (2.03) |
0,960 |
Межличностные проблемы |
2,11 (1,30) |
1.58 (1.31) |
0,000** |
Неэффективность |
2,44 (1,87) |
3.09 (1,59) |
0,037* |
Ангедония |
4,01 (2,50) |
4.09 (2,54) |
0.000* |
Негативная самооценка |
3,33 (3,01) |
3.03 (2.17) |
0,928 |
Общий показатель депрессии |
14.73 (10.82) |
14.2 (9.64) |
0,000** |
При сравнении учащихся 9 класса и учащихся 7 класса получилось, что учащиеся 7 имеют немного нарушений по сравнению с учащимися 9 класса: общий показатель депрессии, показатель ангедонии выше у учащихся 9 класса, они чаще чувствуют себя неэффективными, некомпетентными, потому что больше проблем в межличностных отношениях и больше из-за них переживают, также основная часть класса (8 учащихся) думают поступать после окончания учебы основной школе в средне-специальные учебные заведения, что тоже способствует изменению психического состояния (страх перед будущим).
Возрастает ориентация личности на интеграцию усилий, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций, а также стремление занять еще более высокую позици в социуме.
Выводы по главе 2
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества.
"Проявление волевых качеств (силы воли) - это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)". Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.
Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.
Таким образом, мы видим, что стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.
Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие [55].
В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые.
Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к учебной деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором.