Файл: Личностные деформации стрессового типа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стрессогенные условия могут возникнуть также от требований и ограничений, налагаемых на характер поведения личности его работой, учебой и домашними заботами. Условия способствующие стрессу могут иметь и внутреннюю причину и возникнуть как отражение потребностей человека. Например, длительная, однообразная, монотонная работа может создавать больше проблем, чем активная, занимающая много сил, а спокойная и поддерживающая человека семейная жизнь вызовет меньше проблем, чем бурная и неустроенная.

Теория Маслоу о характере человека (1954), подойдет к этой проблеме. Маслоу считает, что у человека имеется 5 основных типов потребностей:

Физические потребности, необходимые для жизни (еда, питьё и др.);

Потребность в безопасности и избегании физического вреда;

Потребность в привязанности и дружбе;

Потребность в самоуважении и уважении других;

Потребность в самоактуализации [29].

Самоактуализация – это, понятие, которое трудно поддаётся описанию. Это может быть связанное с ростом и развитием личности, с чувством своей значимости, с чувством самореализации как личности и др. Эти пять потребностей создают иерархию, потребности самосохранения (1 и 2) составляют базу, основные уровни, а остальные потребности реализуются только тогда, когда удовлетворены низшие.

Удовлетворение всех потребностей, по Маслоу, является способом достижения психологического благополучия. Условия работы и домашней семейной жизни которые не удовлетворяют эти потребности, представляют угрозу благополучия личности.

Изменения социальной среды могут принимать простые, но крайние формы, такие, как переезд в другой дом с тем, чтобы избежать злополучных соседей, развод, уход с работы, такое поведение направленно на преодоление трудностей не может быть полностью удовлетворительным и не является панацеей от всех бед, ибо уходя от старых проблем, мы забываем о новых.

Окончательное решение, как осуществить замену личностных трудностей должно строиться на принципе «из двух зол, выбрать наименьшее». Какая из личностных проблем, старая или новая, легче поддаётся решению. В ответ на переживание стресса человек изменяет своё поведение и осуществляет попытки направить все свои умения против стрессора и пытается противостоять этому, может быть и нельзя развить способность противостоять стрессу, но можно помочь ему в этом, поддерживая в нём имеющуюся способность противостоять, например, выполнить за него работу которую он должен сделать. Такая помощь возможна в самых разнообразных формах.


Это составляет существенную часть роли родителей в воспитании детей, это входит в понятие дружбы и др. Поскольку возникновение стресса связанно с тем, что человек осознает наличие у него дисбаланса между предъявленными к нему требованиями и своими возможностями это выполнить, то изменение его восприятия является мощнейшим средством для управления стрессом.

Можно изменить восприятие человека конгнитивной оценки, которая состоит из трёх аспектов: предъявляемого требования, способности его выполнить и возможности с ним справиться [30].

Этого можно достигнуть с помощью лекарственных препаратов, таких как психолептики (транквилизаторы и седативные препараты), тималептики (стимуляторы и антидепрессанты) и психомиметики (ЛСД и др.);

наркотиков, алкоголя, никотина, с помощью консультаций и различного рода психотерапевтических воздействий.

Психологические методы позволяют развить способность более реалистически оценивать проблемы ситуации, строить и перестраивать самооценку, выбрать возможную стратегию преодоления стрессовой ситуации и изменить установки предпочтения и др. Но не все методы хороши и полезны для человека.

Например более реалистическая оценка трудной ситуации может привести человека к ещё более тяжёлому стрессовому состоянию, если он до этого недооценивал трудность своего положения.

Более того, если человек перестаёт считать важной необходимость справиться с ситуацией это может вызвать ещё более серьёзные проблемы, если справиться с трудной ситуацией действительно важно.

С лекарствами и наркотиками понятно – здесь комментарии не уместны. Алкоголь и никотин – два самых надёжных помощника в стрессовых ситуациях у 99% людей.

Но они таят в себе опасность, приводящую, после некоторого расслабления, к ещё более серьёзным проблемам. Как уже говорилось выше при реакции на стресс, сосуды сужаются, давление поднимается, а алкоголь и никотин, как известно с сосудами не дружат, особенно при обоюдном взаимодействии. Отсюда – болезни сердца, кровоизлияния и т.п.

Определённый интерес представляет метод лечения, ориентированный на пациента, по Роджерсу. Роджерс сначала разработал свой метод лечения (1951), а затем на его основе теорию личности.

Он пришел к заключению, что невротическая личность очень ранима и находится в непрерывном состоянии напряжения, потому что больной отрицает тот факт, что он знает о значительной части своих переживаний и этим уменьшает несоответствие между требованиями предъявляемыми ему и возможностью их выполнить.


Чтобы поддерживать такое состояние человек должен жить «забывая», не замечая изменяя свои чувства и эмоции.

С точки зрения Роджерса каждая личность постоянно стремится развить и поддержать своё целостное «Я». Эта борьба отражается на внутреннем побуждении (драйве) актуализировать своё «Я». В этом процессе часто встречаются осложнения, т.к. другие тоже стремятся к самоутверждению и требуют одобрения своих поступков. Как результат потребности в том, чтобы любить и хорошо относиться к другим, человек стремится их субъективные ценности принимать, как свои собственные, невротическая личность обременена двумя системами ценностей, которые могут быть противоречивыми и находиться в конфликте друг с другом: первая – это ценности, присущие его самоактуализации, вторая – это ценности, заимствованные от других, но ошибочно принятые за свои.

Эта ситуация ведёт к несоответствующему действительности представлению о себе, которое поддерживается отрицанием переживаний. [32] Это как бы является стратегией преодоления противоречий и конфликтов. Лечение заключается в том, что врач выступает в качестве зеркала, отражающего чувства пациента, который считает, что они исходят от него самого.

Терапевт пытается выразить эти чувства и использовать их так, чтобы у пациента появились более чёткие представления о своём «Я» и отпала необходимость в отрицании своих чувств и переживаний, ориентированная на пациента теория меняет у личности конгнитивную оценку самого себя и ситуации, в которой он находится.

В последние годы появилась мода на возобновление религии. Молодые обязательно венчаются, «новые русские» освещают дома, машины, но никто не замечает, что религия сходна с психотерапией. Религия предлагает освобождение от стресса путём изменения представления у человека о предъявляемых к нему требованиях и о возможности справиться с ними. Например, очень тяжёлый труд может стать ценной формой для поклонения, а желание попасть на небеса, и не просто, а в рай, может стать более важным, чем успех в этом мире.

Религия активно предлагает искажение восприятия как «приемлемый» способ преодоления трудностей. Существует и такая возможность, что рекомендуемые религией психологические защитные барьеры могут не очень хорошо повлиять и на внешнее поведение человека. Кроме того, религиозность человека, особенно в сектах, может привести его к психологической зависимости [34].

Также можно изменить поведенческую реакцию на стресс несколько отличающуюся от изменения попыток человека справиться с источником стресса. При интенсивном или длительном переживании стресса поведение, как правило дезорганизуется, а рассуждения обычно переходят с логической основы на эмоциональную, что видимо, отражает регрессию к более «ранним» формам поведения. Т.О., может быстро образоваться порочный круг.


Возникновение этого круга можно предупредить или разорвать, если он, уже образовался путем улучшения способностей человека справляться с источником стресса и путём поддержания других аспектов поведения человека, не допуская их ухудшения. Этого в свою очередь можно достигнуть различными способами, наиболее эффективны, по мнению Селье, это специальные образцы поведения, основанные на логическом доказательстве. «Хотя такого рода механический и автоматизированный способ поведения не может быть столь привлекательным, как более гибкий и стимулирующий образ жизни, – пишет Селье, - но он будет без сомнения более эффективным для поддержания человека в период стресса.

Чем более механическими и автоматизированными являются общие формы поведения, тем менее осознанным должен быть их контроль. 29В результате человек в большем объёме может осуществить познавательную деятельность, направленную на решение проблем, с которыми он сталкивается»[36].

Из этого можно сделать вывод, что для многих людей размеренный образ жизни может служить защитой от длительного переживания стресса. Возможно, что это как-нибудь снизит конгнитивную оценку личности и позволит нам придавать меньше значений предъявляемым требованиям окружающей среды и нашим эмоциональным переживаниям конгнитивную.

«Стремись к самой высокой из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц». Г. Селье [37].Своим поведением и эмоциями, а более всего нашими убеждениями (ведь от этого зависит и первое, и второе), мы предопределяем, с какими стрессорами нам придётся сталкиваться в будущем.

1.4 Стресс в жизни учащихся выпускных классов.

Жизнь выпускника школы полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому они часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у выпускников стресс развивается из-за большого потока информации, подготовки к централизованному тестированию, предстоящих выпускных экзаменов, и участия в тестировании для поступления в учебные заведения, как правило, стресс в период контрольных работ.

Эмоциональное напряжение начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала контрольных срезов по учебным предметам и сохраняется на всем протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения в эти дни свидетельство того, что влияние отметки повлияют на выставление в аттестат за школу и повлияет на будущее при поступлении. Данные стрессовые события сопровождается непрерывным, хроническим стрессом.


Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса [41].

Невроз - это не болезнь, а разновидность "нормальных" реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы.

Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья выпускников школы весьма актуальна.

Можно выделить 3 группы выпускников: 1-я группа - с невротическими расстройствами; 2-я группа - с риском их развития; 3-я группа - здоровые. Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения. Учащиеся выпускных классов с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью).

Учащиеся с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха.

Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Валеологический подход к стрессу предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовой ситуации. Т.е. напряженная работа у учащихся выпускных классов будет сопровождаться успешной отметкой при написании контрольных работ. Наблюдения показывают, что основная масса учащихся в совершенно не придерживаются этого правила.

Проблема стресса сложна и многогранна.

Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих учащихся выпускных классов и их учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов.

Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тре-нинговых занятий, здоровьесберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.