Файл: Процессы принятия решений в организации (Разработка решения по совершенствованию процесса взаимодействия подразделений в организации).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты принятия управленческих решений. Управленческая информация
1.1 Организация процесса разработки и реализации управленческих решений
1.2 Роль информации при принятии управленческих решений
1.3 Факторы, препятствующие эффективному взаимодействию подразделений организации
Глава 2 Общая характеристика организации
2.2 Распределение полномочий в организации, характеристика структуры коммуникаций и информации
Глава 3 Разработка решения по совершенствованию процесса взаимодействия подразделений в организации
Введение
Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.
Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, ответственным за принятие решения, наиболее эффективного варианта из большого количества вариантов.
На любом уровне менеджер обязан справляться с большим потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, иногда — взаимодействуя с другими людьми. В любой организации процесс взаимодействия менеджера-управленца с другими структурными подразделениями предприятия является неотъемлемой частью обеспечения успеха общего функционирования всей организации. В этом заключается актуальность данной темы курсовой работы.
Объектом исследования для выполнения данной работы выбрано предприятие ООО «Моряковский речной затон».
Целью курсовой работы является анализ процесса взаимодействия подразделений в организации ООО «Морячковский речной затон» и разработка управленческого решения по совершенствованию процесса взаимодействия подразделений на данном предприятии с учетом необходимой и достаточной информации.
Задачи работы:
1. Изучить современные методы принятия управленческих решений, факторы, которые способны препятствовать эффективному взаимодействию подразделений в организации в общем.
2. Рассмотреть понятие управленческой информации, ее роли в принятии решений.
3. Проанализировать выбранную организацию, в частности ее структуру управления и существующую систему взаимодействия подразделений ООО «Морячковский речной затон», выявить проблемы, препятствующие эффективному взаимодействию подразделений.
4. Разработать решения по совершенствованию процесса взаимодействия подразделений в организации, предложить эффективные мероприятия и реализовать принятые решения.
При принятии решений важны методы, применяемые к данному вопросу. В работе использованы: метод ситуационного анализа, в основе которого лежит анализ отдельно взятой управленческой ситуации; методы контрольных вопросов и коллективного блокнота; метод функционально-стоимостного анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Теоретические аспекты принятия управленческих решений. Управленческая информация
1.1 Организация процесса разработки и реализации управленческих решений
Необходимо иметь надежную методику организации работ по подготовке и реализации управленческих решений. Однако, учитывая, что эффективность управленческих решений зависит от множества различных факторов, установить общую процедуру, пригодную для всех случаев принятия и реализации решений, невозможно.
Существует типовая форма организации процесса разработки и реализации принятия управленческого решения. Она не является четким алгоритмом, а лишь наиболее приемлемым способом организации эффективного процесса разработки и реализации управленческого решения. Она включает в себя следующие этапы:[1]
Предварительная формулировка существующей проблемы, определение целей проблемы и критериев для оптимального решения выявленной проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, которая требует решения. Задача менеджера на этой стадии состоит в анализе проблемной ситуации, то есть в определении симптомов "болезни", изучении ситуации и целей, предварительной формулировке критериев решения. Таким образом, процесс определения проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.
Выявление и установление препятствий. Ограничения встречаются различные и зависят от ситуации и конкретных руководителей.
Можно выделить следующие общие ограничения:
-ограничения несоответствия (неадекватность ресурсов);
-кадровые ограничения (недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт);
-финансовые ограничения (неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам);
-ограничения научно-технического прогресса (потребность в еще не разработанной технологии);
-рыночные ограничения (жесткая конкуренция);
-правовые и морально-этические ограничения (законы и нравственно-этические нормы поведения);
-ограничения полномочий.
Составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных.
Сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем.
Точное формулирование поставленной задачи.
Анализ и выбор метода решения задачи и разработка алгоритма решения.
Разработка модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы.
Оценка альтернатив и выбор наиболее эффективных.
Принятие решения.
Доведение решения до исполнителей.
Выполнение решения и оценку результата (обратная связь).
На успешную и эффективную организацию, исполнение и контроль принятого решения влияют многие факторы, один из которых взаимодействие между подразделениями организации.
Исполнители должны обладать:[2]
1. Высокой компетентностью в вопросах, относящихся к реализуемому решению.
2. Правомочностью исполнения конкретных работ, предусмотренных решением. В том числе исполнители должны быть наделены необходимыми полномочиями и правами, которые соответствующий руководитель делегирует им по должности или на период исполнения решения (в этом случае такое делегирование должно тоже отражаться в самом решении).
3. Способность осуществлять контроль. Деление сотрудников аппарата на руководителей и исполнителей часто является условным, так как исполнение решения, как правило, требует принятия соответствующих дополнительных управленческих решений. Таким образом, исполнитель выступает одновременно и в роли лица, принимающего решения.
Таким образом, организация процесса разработки и внедрения управленческого решения – неотъемлемая часть работы по оптимизации работы всего предприятия и осуществлению эффективного взаимодействия подразделений организации.
1.2 Роль информации при принятии управленческих решений
Под управленческой информацией понимают совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Обладание такими сведениями помогает менеджеру ориентироваться в конкретных ситуациях и принимать оптимальные управленческие решения. Поэтому управленческая деятельность должна начинаться со сбора, накопления, переработки и осмысления информации. Управление как информационный процесс состоит в обмене информацией между субъектом управления, управляемым объектом и внешней средой.
Информационное обеспечение менеджера представляет собой совокупность сведений о состоянии и динамике объекта управления, необходимых для принятия и реализации управленческих решений.
Без информации невозможно определить точную цель менеджмента, оценить конкретную ситуацию, четко сформулировать проблему, принять рациональное управленческое решение и проконтролировать его своевременное выполнение. Владение информацией означает обладание реальной властью – ведь нехватка информации, как и наличие ненужной, может дезорганизовать любую производственную деятельность. Без информации невозможна совместная работа. Проведенные исследования выявили, что от 50 до 90 % своего рабочего времени менеджер тратит на обмен информацией, происходящий в процессе совещаний, собраний, бесед, встреч, приема посетителей, различных переговоров и т.д. Такие затраты времени в большинстве случаев являются необходимыми, поскольку информация в настоящее время превратилась в важнейшее условие эффективной работы и перспективного развития любой организации.[3]
Потребность в управленческой информации определяется содержанием решаемых задач, пониманием этих задач работниками, уровнем опыта и образования последних. Причем чем они выше, тем меньше работники нуждаются в дополнительной и более подробной разнообразной информации. Обеспечение принятия управленческих решений полной, надежной и своевременной информацией – центральная и наиболее сложная проблема организации управления на любых предприятиях. Информацию можно рассматривать как средство достижения одной из главных целей деятельности предприятия – получения прибыли. На предприятиях существуют следующие виды первичной информации:
- статистическая;
- оперативно-отчетная;
- планово-экономическая;
- бухгалтерская;
- финансовая;
- техническая;
- технологическая;
- правовая;
- конструкторская;
- ремонтная;
- справочная;
- по кадрам;
- по материально-техническому снабжению;
- по капитальному строительству;
- по новой технике;
- по нормированию и оплате труда.
По содержанию различают экономическую, организационную, социальную и научно-техническую информацию.
Экономическая информация содержит сведения о хозяйственной деятельности предприятия.
Организационная информация отражает данные, необходимые для организации управления предприятием: правила внутреннего распорядка, начало и окончание рабочего дня, обеденные перерыва.
Социальная информация образуется в процессе социологических исследований, а также в оперативной кадровой работе. Эта информация включает данные, содержащие социальную характеристику трудового коллектива предприятия.
Научно-техническая информация представляет собой совокупность данных, необходимых для осуществления технического руководства предприятием. Она включает различные схемы, чертежи, технические характеристики оборудования, планировки производственных и вспомогательных цехов, складских помещений.
По месту образования и направлению информационных потоков различают входящую, исходящую, внешнюю и внутреннюю информацию.
Входящая информация включает сведения, поступающие на предприятие (документы, сопровождающие сырье и материалы, приказы и инструкции вышестоящих организаций, новые нормативные материалы).
Исходящая информация включает сведения, поступающие от предприятия (различная реклама, заявки на поставку оборудования и сырья).
Внешняя информация состоит из источников, характеризующих внешнюю среду (маркетинговые исследования, стоимость акций, расценки на услуги поставщиков).
Внутренняя информация образуется на данном предприятии и используется исключительно на этом предприятии (карточки учета расхода материалов, наряды по оплате изготовленной продукции, различные технологические схемы).
По назначению информация может быть оперативной, которая служит для корректировки деятельности предприятия, и отчетной, предназначенной для анализа итогов его деятельности.
По возможности применения выделяют одноцелевую информацию, позволяющую решить только одну проблему, и многоцелевую, пригодную для решения нескольких различных проблем.
По полноте охвата объекта различают частичную информацию, которая может использоваться лишь вместе с другой, и комплексную, содержащую всесторонние сведения, что позволяет принимать любые решения.
По степени применения информация бывает универсальной (пригодна для решения любых проблем), функциональной (для решения родственных проблем), индивидуализированной (содержит сведения только о данной проблеме).
По степени готовности для использования информация может быть первичной, исходной (совокупность несистематизированных данных, полученных непосредственно из их источника и содержащих много лишнего и ненужного) и конечной, производной, дающей возможность принимать обоснованные управленческие решения.
По роли в управлении информация подразделяется на основную, необходимую для разработки важных решений, и вспомогательную, самостоятельного значения не имеющую.
По степени значимости информацию делят на важную и желательную, без которой, в крайнем случае, можно обойтись (о промежуточных итогах работы, внутренней жизни коллектива).