Файл: Процессы принятия решений в организации (Разработка решения по совершенствованию процесса взаимодействия подразделений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, ответственным за принятие решения, наиболее эффективного варианта из большого количества вариантов.

На любом уровне менеджер обязан справляться с большим потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, иногда — взаимодействуя с другими людьми. В любой организации процесс взаимодействия менеджера-управленца с другими структурными подразделениями предприятия является неотъемлемой частью обеспечения успеха общего функционирования всей организации. В этом заключается актуальность данной темы курсовой работы.

Объектом исследования для выполнения данной работы выбрано предприятие ООО «Моряковский речной затон».

Целью курсовой работы является анализ процесса взаимодействия подразделений в организации ООО «Морячковский речной затон» и разработка управленческого решения по совершенствованию процесса взаимодействия подразделений на данном предприятии с учетом необходимой и достаточной информации.

Задачи работы:

1. Изучить современные методы принятия управленческих решений, факторы, которые способны препятствовать эффективному взаимодействию подразделений в организации в общем.

2. Рассмотреть понятие управленческой информации, ее роли в принятии решений.

3. Проанализировать выбранную организацию, в частности ее структуру управления и существующую систему взаимодействия подразделений ООО «Морячковский речной затон», выявить проблемы, препятствующие эффективному взаимодействию подразделений.

4. Разработать решения по совершенствованию процесса взаимодействия подразделений в организации, предложить эффективные мероприятия и реализовать принятые решения.

При принятии решений важны методы, применяемые к данному вопросу. В работе использованы: метод ситуационного анализа, в основе которого лежит анализ отдельно взятой управленческой ситуации; методы контрольных вопросов и коллективного блокнота; метод функционально-стоимостного анализа.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.


Глава 1 Теоретические аспекты принятия управленческих решений. Управленческая информация

1.1 Организация процесса разработки и реализации управленческих решений

Необходимо иметь надежную методику организации работ по подготовке и реализации управленческих решений. Однако, учитывая, что эффективность управленческих решений зависит от множества различных факторов, установить общую процедуру, пригодную для всех случаев принятия и реализации решений, невозможно.

Существует типовая форма организации процесса разработки и реализации принятия управленческого решения. Она не является четким алгоритмом, а лишь наиболее приемлемым способом организации эффективного процесса разработки и реализации управленческого решения. Она включает в себя следующие этапы:[1]

Предварительная формулировка существующей проблемы, определение целей проблемы и критериев для оптимального решения выявленной проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, которая требует решения. Задача менеджера на этой стадии состоит в анализе проблемной ситуации, то есть в определении симптомов "болезни", изучении ситуации и целей, предварительной формулировке критериев решения. Таким образом, процесс определения проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.

Выявление и установление препятствий. Ограничения встречаются различные и зависят от ситуации и конкретных руководителей.

Можно выделить следующие общие ограничения:

-ограничения несоответствия (неадекватность ресурсов);

-кадровые ограничения (недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт);

-финансовые ограничения (неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам);

-ограничения научно-технического прогресса (потребность в еще не разработанной технологии);

-рыночные ограничения (жесткая конкуренция);

-правовые и морально-этические ограничения (законы и нравственно-этические нормы поведения);

-ограничения полномочий.

Составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных.

Сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем.


Точное формулирование поставленной задачи.

Анализ и выбор метода решения задачи и разработка алгоритма решения.

Разработка модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы.

Оценка альтернатив и выбор наиболее эффективных.

Принятие решения.

Доведение решения до исполнителей.

Выполнение решения и оценку результата (обратная связь).

На успешную и эффективную организацию, исполнение и контроль принятого решения влияют многие факторы, один из которых взаимодействие между подразделениями организации.

Исполнители должны обладать:[2]

1. Высокой компетентностью в вопросах, относящихся к реализуемому решению.

2.   Правомочностью исполнения конкретных работ, предусмотренных решением. В том числе исполнители должны быть наделены необходимыми полномочиями и правами, которые соответствующий руководитель делегирует им по должности или на период исполнения решения (в этом случае такое делегирование должно тоже отражаться в самом решении).

3. Способность осуществлять контроль. Деление сотрудников аппарата на руководителей и исполнителей часто является условным, так как исполнение решения, как правило, требует принятия соответствующих дополнительных управленческих решений. Таким образом, исполнитель выступает одновременно и в роли лица, принимающего решения.

Таким образом, организация процесса разработки и внедрения управленческого решения – неотъемлемая часть работы по оптимизации работы всего предприятия и осуществлению эффективного взаимодействия подразделений организации.

1.2 Роль информации при принятии управленческих решений

Под управленческой информацией понимают совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Обладание такими сведениями помогает менеджеру ориентироваться в конкретных ситуациях и принимать оптимальные управленческие решения. Поэтому управленческая деятельность должна начинаться со сбора, накопления, переработки и осмысления информации. Управление как информационный процесс состоит в обмене информацией между субъектом управления, управляемым объектом и внешней средой.

Информационное обеспечение менеджера представляет собой совокупность сведений о состоянии и динамике объекта управления, необходимых для принятия и реализации управленческих решений.


Без информации невозможно определить точную цель менеджмента, оценить конкретную ситуацию, четко сформулировать проблему, принять рациональное управленческое решение и проконтролировать его своевременное выполнение. Владение информацией означает обладание реальной властью – ведь нехватка информации, как и наличие ненужной, может дезорганизовать любую производственную деятельность. Без информации невозможна совместная работа. Проведенные исследования выявили, что от 50 до 90 % своего рабочего времени менеджер тратит на обмен информацией, происходящий в процессе совещаний, собраний, бесед, встреч, приема посетителей, различных переговоров и т.д. Такие затраты времени в большинстве случаев являются необходимыми, поскольку информация в настоящее время превратилась в важнейшее условие эффективной работы и перспективного развития любой организации.[3]

Потребность в управленческой информации определяется содержанием решаемых задач, пониманием этих задач работниками, уровнем опыта и образования последних. Причем чем они выше, тем меньше работники нуждаются в дополнительной и более подробной разнообразной информации. Обеспечение принятия управленческих решений полной, надежной и своевременной информацией – центральная и наиболее сложная проблема организации управления на любых предприятиях. Информацию можно рассматривать как средство достижения одной из главных целей деятельности предприятия – получения прибыли. На предприятиях существуют следующие виды первичной информации:

- статистическая;

- оперативно-отчетная;

- планово-экономическая;

- бухгалтерская;

- финансовая;

- техническая;

- технологическая;

- правовая;

- конструкторская;

- ремонтная;

- справочная;

- по кадрам;

- по материально-техническому снабжению;

- по капитальному строительству;

- по новой технике;

- по нормированию и оплате труда.

По содержанию различают экономическую, организационную, социальную и научно-техническую информацию.

Экономическая информация содержит сведения о хозяйственной деятельности предприятия.

Организационная информация отражает данные, необходимые для организации управления предприятием: правила внутреннего распорядка, начало и окончание рабочего дня, обеденные перерыва.

Социальная информация образуется в процессе социологических исследований, а также в оперативной кадровой работе. Эта информация включает данные, содержащие социальную характеристику трудового коллектива предприятия.


Научно-техническая информация представляет собой совокупность данных, необходимых для осуществления технического руководства предприятием. Она включает различные схемы, чертежи, технические характеристики оборудования, планировки производственных и вспомогательных цехов, складских помещений.

По месту образования и направлению информационных потоков различают входящую, исходящую, внешнюю и внутреннюю информацию.

Входящая информация включает сведения, поступающие на предприятие (документы, сопровождающие сырье и материалы, приказы и инструкции вышестоящих организаций, новые нормативные материалы).

Исходящая информация включает сведения, поступающие от предприятия (различная реклама, заявки на поставку оборудования и сырья).

Внешняя информация состоит из источников, характеризующих внешнюю среду (маркетинговые исследования, стоимость акций, расценки на услуги поставщиков).

Внутренняя информация образуется на данном предприятии и используется исключительно на этом предприятии (карточки учета расхода материалов, наряды по оплате изготовленной продукции, различные технологические схемы).

По назначению информация может быть оперативной, которая служит для корректировки деятельности предприятия, и отчетной, предназначенной для анализа итогов его деятельности.

По возможности применения выделяют одноцелевую информацию, позволяющую решить только одну проблему, и многоцелевую, пригодную для решения нескольких различных проблем.

По полноте охвата объекта различают частичную информацию, которая может использоваться лишь вместе с другой, и комплексную, содержащую всесторонние сведения, что позволяет принимать любые решения.

По степени применения информация бывает универсальной (пригодна для решения любых проблем), функциональной (для решения родственных проблем), индивидуализированной (содержит сведения только о данной проблеме).

По степени готовности для использования информация может быть первичной, исходной (совокупность несистематизированных данных, полученных непосредственно из их источника и содержащих много лишнего и ненужного) и конечной, производной, дающей возможность принимать обоснованные управленческие решения.

По роли в управлении информация подразделяется на основную, необходимую для разработки важных решений, и вспомогательную, самостоятельного значения не имеющую.

По степени значимости информацию делят на важную и желательную, без которой, в крайнем случае, можно обойтись (о промежуточных итогах работы, внутренней жизни коллектива).