Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Анализ деятельности и конфликтных ситуаций в фитнес - клуба ООО «Vivat Fitness»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы является бесспорной, так как забота о своем здоровье всегда была и остается для человека одной из главных. Не зря бытует поговорка: «Было бы здоровье, а остальное – будет». Современные фитнес - клубы помогают мужчинам и женщинам, поддерживать свое здоровье в хорошем состоянии.

Фитнес - клубы предназначены для людей, стремящихся вести здоровый образ жизни. Поэтому их услуги всегда будут востребованы. А профессиональная работа менеджера способствует развитию прибыльной деятельности спортивной организации.

Фитнес-клуб - это объект спортивно-оздоровительного назначения, предоставляющий комплекс фитнес - услуг. Особенностью работы фитнес -клуба является использование системы клубных абонементов - так называемых карт членов клуба. Клубный абонемент, или членская карта, дает возможность неограниченного времени пребывания в клубе в часы его работы и неограниченного количества посещений в период действия клубного абонемента.

Одной из важнейших подсистем любого фитнес - клуба является персонал. От того, насколько продуктивно взаимодействуют между собой сотрудники фитнес - клуба, насколько их потенциал направлен на обеспечение решения текущих задач спортивно-оздоровительного назначения и достижение его стратегических целей, зависит выполнение поставленных перед спортивной организацией производственных планов, экономическая эффективность спортивно-оздоровительной компании. С другой стороны, вступающие во взаимодействие в процессе и по поводу осуществления производственной, сбытовой, административной деятельности спортивной организации сотрудники неизбежно ведут диалог с позиций своего собственного опыта, убеждений, мнений, морально-нравственных и иных установок и ценностных ориентиров. Среди ситуаций, складывающихся в коллективе современной спортивной фитнес - клуба, в связи со все возрастающей стрессогенностью окружающей обстановки и возрастающим напряжением и темпом повседневной жизни, все большее значение приобретает проблема конфликтов в трудовом коллективе.

Возникающее по различным причинам и характеризующиеся разной продолжительностью, интенсивностью, составом участников, конфликты способны существенно сказаться на работе предприятий спортивно-оздоровительного назначения, его показателях, на достижении им стратегических целей развития.

В связи с вышесказанным все большее внимание в управлении персоналом уделяется проблеме эффективного управления конфликтами в организациях различного масштаба и уровня.


Особое значение данная проблема приобретает в спортивно-оздоровительных организациях, где существенно возрастает уровень ответственности за принимаемые решения и интенсивность взаимодействия спортивно-оздоровительных сотрудников в коллективе.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема управления конфликтами в спортивно-оздоровительных организациях определяется той ролью, которую играет конфликт в социальной динамике трудового коллектива, его возможными негативными последствиями и возможными рисками как для спортивной организации в целом, так и для отдельного сотрудника, для его психического здоровья, морального и психологического комфорта на рабочем месте, а также значением эффективного управления конфликтными ситуациями в коллективе для достижения стратегических целей фитнес-клуба.

Но чтобы управление конфликтами было действительно эффективным, необходимо разработать и реализовать целостную программу этого управления. Программа управления конфликтами в спортивной организации должна, прежде всего, опираться на показатели социальной динамики в коллективе фитнес-клуба, на установившийся в коллективе климате; необходимо выделить основные факторы конфликтности конкретно в данном коллективе, и оценить порождаемые ими конфликтные ситуации с точки зрения масштабов и потенциальной опасности. Сообразно указанным фактором необходимо разрабатывать мероприятия по управлению конфликтами в коллективе конкретной спортивной организации. Таким образом, залогом эффективного и рационального управления конфликтами в спортивной компании является разработка программы управления конфликтами.

Целью данной работы является разработка мероприятий по снижению конфликтной ситуации в организации ООО «Vivat Fitness», выявление причин конфликтных ситуаций, их оценка и выбор адекватных и эффективных мер реагирования на возможные конфликты в коллективе, а также разработка мер по предотвращению возможных конфликтов и устранению их негативных последствий.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Исследование теоретических основ управления организационными конфликтами. Необходимо изучить понятие о конфликте, его признаки, типы и категории конфликтов.

2 Изучение имеющихся методических подходов к решению проблемы управления конфликтами в спортивной организации.

3. Обзор основных известных способов и технологий управления конфликтами в коллективе, их эффективности и применимости.


4. Анализ конфликтных ситуаций и реализуемых методов управления ими в фитнес - клуба ООО «Vivat Fitness».

5. Разработка проекта программы управления конфликтами в исследуемой фитнес - клуба, описание включаемых в программу мероприятий, определение результатов внедрения проекта и расчет экономической эффективности предлагаемых решений.

Объект исследования – ООО «Vivat Fitness».

Предмет исследования – практика управления конфликтами.

При выполнении курсовой работы были применены следующие методы и модели исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, системного и структурного анализа, метод сравнительного анализа, метод социологического наблюдения, метод анкетирования, опросный метод.

Методологической базой исследования стал модернизационный подход, что связано с изменением организационного поведения в спортивной компании.

Обработка материалов исследования проводилась в соответствии с общепринятыми правилами статистики социально-экономических процессов; в обработке фактических результатов и построении выводов широко использовались современные компьютерные технологии.

Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами внутри спортивной организации

1.1 Общее понятие и виды конфликтов

Общество в целом, как социальный организм и отдельные его институты, такие как малые группы, семья, организации, предприятия, строились и осуществляли свою деятельность на основе складывающихся между ее членами взаимоотношений. Протекание взаимоотношений между участниками любой социальной группы, насколько это известно каждому из нас, отличается периодическим возникновением моментов обостренного противостояния, основывающегося на проявлении определенных противоречий между членами общества или социальной группы.

Именно конфликты являются одной из отличительной черт социальной динамики и потому они традиционно привлекают к себе внимание не только профильных специалистов – психологов, социологов, конфликтологов, но и многих специалистов смежных специальностей, таких как право, управление, история.


Термин «конфликт» происходит от латинского слова «cоnflictiо», означающего столкновение, спор, борьбу между сторонами [15, 3]. В современном русском языке термин конфликт применяется во многих сходных значениях, но наиболее соответствует им всем формулировка из Словаря русского языка, понимающая конфликт как «столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор» [26, 17]. Суть конфликта можно определить как конфликт интересов сторон. Каждый конфликт имеет определенную выраженную структуру (табл. 1.1).

Таблица 1.1 - Структура конфликта

Объект конфликтной ситуации

Связан либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Цели, субъективные мотивы участников

Обусловлены взглядами и убеждениями участников, материальными и духовными интересами

Оппоненты, конкретные лица

Являются участниками конфликта

Конфликты в спортивной организации – это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации.

При анализе таких конфликтов важно учитывать не только внутреннюю среду спортивной организации, интересы и ценности субъектов социального взаимодействия, но и ее внешнюю среду. Специфика трудовых конфликтов в отличие от других видов конфликтов заключается в том, что они носят ресурсно-затратный характер, определяемый наличием реальной или потенциальной угрозы потери значимого ресурса, которым распоряжается или на который претендует каждый из субъектов трудового спора. Ресурсами здесь могут быть отношения с руководством, доступ к финансам и информации, договорные отношения. Разрешение конфликтов в организации является функцией руководства. Многообразие конфликтов в спортивной организации можно представить в виде табл. 1.2 [4, 38].

Таблица 1.2. - Типы конфликтов в спортивной организации

Основная классификация

Тип конфликта

Причина

Субъект конфликта

Межличностный: по вертикали, по горизонтали

Весь спектр межличностных причин

Межгрупповые: между подразделениями, между группами сотрудников в одном отделе, между руководством и персоналом, между руководством и профсоюзом

Распределение ресурсов, плохие коммуникации, разные цели, плохие условия труда, нарушения договора и закона

Конфликт между личностью и группой: между начальником и коллективом, между сотрудником и коллективом

Причины и особенности описаны в п.1.2

Источники конфликта

Структурные конфликты между структурами, отделами

Противоречия в задачах

Инновационные конфликты, связанные с развитием, изменениями

Изменение структуры, функций

Позиционные конфликты

Различия в целях, задачах

Ресурсные конфликты

Ограничение ресурсов и порядка их распределения

Динамические конфликты: из-за социально-психологической динамики

Изменение в связи с новым этапом развития

Тип функциональной системы

Организационно-технологический конфликт

Нарушения технологии, распределения работ

Социально-экономический конфликт

Уровень оплаты, ее задержка, рост норм, отсутствие мотивации

Административно - управленческие

Все экономические и организационные причины, названные выше, неисполнение обещаний руководством, нарушение договоров, некорректная и неполная информация для сотрудников

Конфликты в неформальной организации

Противоречия в отношениях с формальной структуре

Конфликты в социально-психологической системе

Нарушение культуры, норм группы, борьба за лидерство, столкновение интересов


Конфликты различают и по их значению для спортивной организации, а также по способу их разрешения (табл. 1.3). Различают конструктивные и деструктивные конфликты.

Таблица 1.3 - Классификация конфликтов по способу их разрешения

Тип

Характеристика

Конструктивные конфликты

Для них характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивные конфликты

Приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации

Функциональные последствия конфликта. Возможно несколько функциональных последствий конфликта:

-проблема решается взаимоприемлемым путем при участии обеих сторон;

-стороны готовы сотрудничать в дальнейшем.

Дисфункциональные последствия, то есть условия, которые мешают достижению целей спортивной организации:

1) разобщность коллектива, падение производительности;

2) отказ от сотрудничества;

3) обособленность подразделений, концентрация на узких целях;

4) поиск врагов внутри организации, открытое противоборство;

5) прекращение общения между оппонентами;

6) работа «на себя» вне целей организации;

7) акцент на победу над оппонентом, а не на решение проблемы[19, 28].

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 1.1) [27, 39].

Рис. 1.1 – Фазы конфликта

В таблице 1.4 покажем соотношение фаз и этапов конфликта.

Таблица 1.4 - Соотношение фаз и этапов конфликта

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности решения конфликта

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации

92%

Фаза подъема

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

Около 20 %