ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 3125
Скачиваний: 7
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.
А «бабушка седая» внуку сказку говорит:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал...
Внешних событий мало, но они так эмоционально наполнены, что день, как это бывает только в детстве, кажется безграничным:
Зимний вечер длится,
Длится без конца...
Воспоминания одного дня вырастают в обобщенный образ детства.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Стихи поэтов 60—70-х годов прошлого столетия при всем разнообразии мотивов, интонаций удивительно добры и человечны. Они воссоздают гармоничный мир единения человека и природы, теплоту семейных отношений, передают веру в доброе начало, стремление к знанию, к счастливой жизни.
Лучшие стихи поэтов этого времени хорошо знакомы и любимы многими поколениями россиян, бережно передавались от старших к младшим, без преувеличения можно утверждать, вошли в генетическую память народа, стали бесценным национальным культурным богатством.
4. Творчество Н.А. Некрасова для детей
Творчество Николая Алексеевича Некрасова в области поэзии для детей — новый этап в ее развитии. Произведениям Некрасова, адресованным детям, свойственны те же идеи, мотивы и образы, что и всей его поэзии.
Главная отличительная особенность поэзии Некрасова — демократизм. Подлинный демократизм выразился в обращении поэта к новым читателям из народа и в приверженности к новым героям — крестьянским детям. В большей части адресованных юным читателям произведений Некрасова воссозданы образы ребят из крестьянской среды.
«Тема детства неотделима у Некрасова от темы России и русского народа. Вспоминает ли поэт свое детство («На Волге»), задумывается ли над судьбой крестьянского мальчика («Школьник») — все это пронизывает «мысль народная» ...»
Крестьянские дети для Некрасова — это будущее России:
Не бездарна та природа, Столько добрых, благородных,
Не погиб еще тот край, Сильных любящей душой
Что выводит из народа Посреди тупых, холодных
Столько славных то и знай, — И напыщенных собой!
Публикуя в «Современнике» «Железную дорогу» (1864), одно из самых значительных своих произведений о народе, Некрасов в подзаголовке указывает: «(Посвящается детям)». «Умному Ване» адресует поэт рассказ о тяжести и подвиге народного труда и призывает с надеждой:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Болью и тоской пронизаны строчки стихов, посвященных, детям «города рокового» — Петербурга, жителям петербургских окраин. «Вы зачем тут, несчастные дети?» — восклицает поэт, описав страшную в своей беспросветности картину городской жизни бедняков и их детей. Так, в стихотворении «Плач детей» колесо фабричной машины становится символом беспощадного мира, в котором дети лишены счастливого «ликующего детства и, кажется, забыты даже Богом («бесполезно...молиться»). В родном доме ждет только «забота и нужда», слезы «бледной» матери и единственное желание: «спать».
Тема детства проходит через все творчество Некрасова. Мир детства привлекает поэта и тем, что оно в его понимании — идеальная пора человеческой жизни. Отношением к ребенку, к детству измеряет поэт значимость личности, состоятельность взрослого героя («Саша», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо», «Дедушка»).
Непосредственно детям адресовано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 году опубликованы в «Отечественных записках» «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870—1873 годы вышли «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи» и «Накануне Светлого праздника». Сохранились сведения о совместном с Салтыковым-Щедриным замысле издания книги для детей. Полный сборник стихотворений Некрасова «Русским детям» был выпущен в 1881 году сестрой поэта.
Одно из самых известных и любимых детьми некрасовских стихотворений — «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). В нем поэтично показывается многообразие жизни природы, активная включенность в нее человека. У современного читателя это произведение вызывает множество ассоциаций, рождает мысли о гуманном отношении ко всему живому, об ответственности человека за происходящее рядом, о доброте и сердечности.
Стихотворение сюжетно выстроено в духе охотничьих рассказов: сначала автор представляет читателю главного героя — своего спутника Мазая, а затем идет сам рассказ старого охотника. Мазай, каким его характеризует автор, — фигура колоритная:
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
(Видимо, внук — приемыш этого доброго старика.) Вся его жизнь — в лесу, на охоте:
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
В лесу он не только охотится, собирает грибы, бруснику, малину; поэтичного старика радует нежная песенка пеночки, уханье удода, красота и изящество сыча («рожки точены, рисованы очи»).
Еще большей симпатией проникается читатель к дедушке Мазаю, услышав его историю. История спасения бедных зайчишек в половодье удивительна и трогательна. Попавшие в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой он не может. И он вытаскивает их из воды, подбирая с уцелевших островков, пеньков, кочек, цепляет багром бревно с десятком «косых». Самых слабых и больных он даже берет домой, где они «высохли, выспались, плотно наелись».
Добрый старик разговаривает со спасенными зверьками, подбадривая их: «Не спорьте со мною! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» Речь его то шутлива, то грубовато-ласкова, а на прощание он напутствует убегающих зайцев:
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур — зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух! И ляжешь... Ууу-х!..
Мысль об ответственности человека за беззащатные, слабые существа, живущие рядом, звучит и в стихотворении-притче «Пчелы» (1867). В половодье разлившаяся не в меру вода затруднила пчелам возвращение в улей. «Тонут работницы, тонут сердечные!» Загоревавшим крестьянам случайный прохожий подсказал, как помочь труженицам-пчелам: «Вы бы им до суши вехи поставили». Пчелки быстро оценили «сноровку мудреную: «Так и валят, и валят отдыхать!»
Пришел срок — пчелы отплатили людям за добро. Медом с караваем угощает крестьянин сынишку и велит благодарить прохожего за добрый совет.
Стихотворения Некрасова для детей дидактичны, наставительны. Это осознанный художественный прием, связанный и с опытом народной педагогики, и с общественно-эстетической позицией поэта. Учительное, просветительное начало отчетливо звучит в стихотворении «Дядюшка Яков» (1867). В нем Некрасов с симпатией поведал о коробейнике-книгоноше. Поэт интересовался трудом офеней, одно время через них распространял в народе свои «красные книжки» (изданные в красной обложке), где были помещены поэма «Коробейники», «Школьник» и другие стихотворения.
На селе появление разносчика-офени — большое событие, настоящий праздник. Так и рисует Некрасов бойкую торговлю дядюшки Якова, его призывные выкрики: «По грушу! По грушу! Купи, сменяй». Среди «товара всякого» поэта особенно привлекают книжки:
Мальчик-сударик! Букварь не пряник,
Купи букварик! А почитай-ка,
Отцы почтенны! Язык прикусишь...
Книжки неценны; Букварь не сайка,
По гривне штука — А как раскусишь,
Деткам наука!.. Слаще ореха.
Сердобольный дядюшка Яков дарит букварь Феклуше-сиротке и наставляет: «Коли бедна ты, так будь ты умна!» Мысль эта очень важна для Некрасова. Он проводит ее и в стихотворении «Школьник» (1856).
Совсем в ином духе написано стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867), в основу которого положен забавный анекдотический рассказ о происшествии с медведем. Этот бродячий артист, испугав ямщицких лошадей, мчится по дороге, пугая и веселя честной народ:
Быстро, бешено неслась
Тройка — и не диво:
На ухабе всякий раз
Зверь рычал ретиво;
Только стон кругом стоял:
«Очищай дорогу!
Сам Топтыгин-генерал,
Едет на берлогу!»
Стихотворение вызывает интерес детей живостью и занимательностью рассказа, сочностью, колоритом народной речи.
«Крестьянские дети» (1861). Это небольшое поэтическое произведение — лучшее из написанного Некрасовым о детях, настоящий гимн деревенскому детству. По жанру «Крестьянские дети» — маленькая лиро-эпическая поэма, предмет которой — чувства автора, его воспоминания о своем детстве. Первоначально поэт определял свое произведение как «детская комедия», но затем отказался, усилив лирическое, отчасти даже идиллическое его звучание. Оно представляет собой наплыв, цепь сменяющих друг друга картин, сцен, эпизодов деревенской детской жизни, соединенных задушевными размышлениями лирического героя.
Сюжетно стихотворение обрамлено рассказом поэта о жизни в деревне, охоте и неожиданной встрече с крестьянскими ребятишками. Фоном служит чудная природа как воплощение земной гармонии:
...в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка; над крышей летая, Кричат молодые грачи.
Картины и летней и зимней природы возникают еще не раз, органично вплетаясь в повествование. На фоне солнечного радостного пейзажа возникает
... шепот какой-то... а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы.
Только глаза да детские голоса — так изображает Некрасов своих героев, а читатель может представить, почувствовать индивидуальность, характер почти всех персонажей: один наблюдателен, другой недоверчив, третий, Гриша, осторожен, четвертый смел («Постоим еще, Гриша»)... Дети с любопытством рассматривают барина, комментируют его экипировку, поведение:
И видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой...
Подлинный восторг «милых плутов» вызывает маленькое представление, устроенное для них Фингалкой, охотничьим псом (отголосок «детской комедии»).
Центральная часть — воспоминания лирического героя о своем детстве, проведенном среди деревенских приятелей, в грибных набегах, играх, в общении с людьми «рабочего звания», что сновали без числа по большой дороге. Некрасов с восхищением, нежностью, откровенным любованием рисует образы крестьянских детишек: девочку, что ловит лукошком лошадку, резвого постреленка Ванюшу, обстоятельного Власа.
Характеризуя тот фрагмент поэмы, который часто публикуют под заглавием «Мужичок с ноготок», К.И.Чуковский писал: «Здесь каждая строчка (буквально каждая!) проникнута той благодушной улыбкой, которая, как бывает только у очень суровых людей, так неотразима и так заразительна, что миллионы читателей — поколение за поколением — сто лет улыбаются снова и снова, встречая этот прелестный рассказ про шестилетнего деревенского труженика».
К.И.Чуковский обращает внимание на то, что маленький мальчишка идет несвойственной ребенку походкой: он не бредет, не шагает, а «шествует важно, в спокойствии чинном». Чувство собственного достоинства придает ему осознание себя серьезным работником, помощником отца: Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я...
Чистота детской души, поэзия крестьянского труда, жизнь природы, слитая с детской жизнью, — все это удивительным образом удалось выразить и передать Некрасову в своем маленьком шедевре — поэме «Крестьянские дети». «Обаянием поэзии детства» согрето все творчество Некрасова, обращенное к юным читателям.
Главная мысль, пронизывающая все стихотворения Некрасова о детстве, — это мысль о будущем России. Какими они вырастут - такое будущее и ждет любимую родину.
Лекции 8-9
Детская литература на рубеже XIX и ХХ веков
План
1. Многообразие направлений в развитии детской литературы в конце XIX- начале ХХ веков. Детские журналы («Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.). Массовая детская литература, феномен Лидии Чарской.
2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Художественное своеобразие стихотворений К. Бальмонта, И. Бунина, А. Блока, С. Есенина для детей. Веселая книга для детей Саши Черного.
3. Тема трудного детства в творчестве писателей-реалистов: А.П. Чехов «Ванька», «Спать хочется», «Беглец», Д. Мамин-Сибиряк «В глуши», «Вертел», Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек». А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка» и др.)
4. В.Г. Короленко «Дети подземелья», «Парадокс». Драматизм сюжета, своеобразие психологических портретов детей, гуманистический пафос. Идейно-художественный характер и воспитательное значение повести «Слепой музыкант».
5. А.М. Горький и развитие литературы для детей
А) Проблемы детской литературы в статьях 20-30-х годов: «Литературу - детям», «О темах», «О сказках» и др.
Б) Сказки А.М. Горького: «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар» и др., их воспитательное значение. Образы детей в ранних рассказах: «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти», «Вор».
В) Жанровое своеобразие «Сказок об Италии» А.М. Горького: «Дети Пармы», «Симплонский туннель», «Пепе».
Г) Развитие жанра автобиографической повести в книге «Детство». «Свинцовые мерзости жизни» и утверждение «яркого, здорового и творческого» в русской жизни. Сравнительная характеристика деда и бабушки. Становление характера Алеши Пешкова. Методические рекомендации к изучению повести «Детство» в школе.
Литература основная
-
Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 196-236.
-
Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 1989.
-
Горький А.М. О детской литературе, детском и юношеском чтении. – М., 1989.
Дополнительная литература
-
Бялик Б. Судьба Максима Горького. – М., 1973.
-
Никольский В. Из уроков в 5 классе по рассказу В. Короленко «Дети подземелья». // Короленко В.Г. Рассказы и повести. – М., 1997. – С. 602-607.
-
Смелкова З. Размышления над повестью В. Г. Короленко «Слепой музыкант» на уроках внеклассного чтения // Короленко В.Г. Рассказы и повести. – М., 1997. – С. 607-618.
-
Чуковский К.И. Лидия Чарская // Чуковский К.И. Сочинения: В 2-х т. – М., 1990. – Т. 1.
1. Многообразие направлений в развитии детской литературы в конце XIX- начале ХХ веков. Детские журналы («Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.). Массовая детская литература, феномен Лидии Чарской.
Эпоху между 1892 и 1917 гг. принято называть «серебряным веком». Это сложный и насыщенный период в истории отечественной литературы. Множество значительных имен представляли разнообразные течения: реализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и пр. Всех их объединяло предчувствие глобальных перемен в масштабах России и всего мира.
Начало ХХ века воспринималось как начало новой эры – Детства всего человечества.
Детство стало одной из ведущих тем литературы. Но подход к его пониманию и изображению был своеобразным для каждого направления и автора. Так, символисты видели в ребенке существо-загадку, причастное к тайнам будущего.