ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 3131
Скачиваний: 7
Мы забрались на кровать:
Месяц – брат наш, Ветер – дядя!
Звезды – сестры, небо – мать.
Буду петь я громко-громко, Буду громко-громко петь,
Чтоб из печки сквозь потемки
На тесемке
Не спустился к нам медведь…
Путь лирического героя – это путь из одиночества, замкнутого мира – в мир общения, к радости общения – с природой, с животными, с людьми.
Свежий дождь, побудь, побудь у нам!
Сей свое серебряное семя!
За ворота выбегу сейчас
И тебе подставлю лоб и темя…
Находясь в эмиграции, Саша Черный остро чувствовал проблемы детского воспитания, он разделял опасения многих взрослых о том, что дети могут выйти из круга «бесценной русской Красоты». Для детей он собрало двухтомную хрестоматию «Радуга. Русские поэты для детей», выпустил свой сборник «Детский остров». Книга «Детский остров» состоит из трех циклов («веселые глазки», «Зверюшки», «Песенки». Детский остров – это райский остров, который заселен детьми и зверятами. Авто легко общается с детьми, играет с ними в слова.
Кто?
Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?
Так и знал – в ответ все хором нараспев –
Лев!
Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры.
Нет, не лев, не слон…
Храбрее всех, малыш,
Мышь!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки,
Не спеша поел все крошки.
Что!
Виртуозность импровизации и выдумки, ласково-насмешливая интонация, дар сочинительства чудесных историй позволяет считать Сашу Черного одним из крупных детских писателей Хх века. В его творчестве отразилась реальность его времени. По его произведениям можно детально представить черты культуры детства первой трети ХХ века, когда «детский остров»казался взрослым чем-то вроде рая, счастливого убежища среди моря политической и житейской суеты. Саша Черный – автор и прозаических произведений: «Дневник Фокса Микки», «Кошачья санатория», «Солдатские сказки», «Несерьезные рассказы» и др.
-
В.Г. Короленко «Дети подземелья», «Парадокс». Драматизм сюжета, своеобразие психологических портретов детей, гуманистический пафос. Идейно-художественный характер и воспитательное значение повести «Слепой музыкант».
B историю русской литерaтуры Владимир Галактионович Короленко(1853-1921) вошел как писатель-гражданин, страстный защитник человечности и свободы, мужественный борец против самодержавно-полицейского строя и буржуазной эксплуатации. Коpоленко - личность знаменательная, в русской литературе трудно назвать писателя, который бы обладал такой цельностью характера и устремленностью в своих действиях, как Короленко. Глеб Успенский писал о нем: «Это был уник человеческой породы, редкой красоты нравственного достоинства». Хотелось бы более подробно остановиться на его деятельности.
Основным нравственным принципом Короленко было следовать по пути совести. Отстаивать право на свободу и счастье. «Сочувствовать всему доброму и любить все доброе даже в дурных людях. Бороться со злом без уступок, и вместе с тем как можно больше прощать - вот настоящая трезвая философия жизни. Я говорю «прощать», но не мириться».
Горький - «Почему вы такой ровный, спокойный?» Короленко - «Я знаю, что мне нужно делать и убежден в полезности того, что делаю». А что же нужно делать. Во-первых, не прибегать к насилию даже при отстаивании правых дел: Короленко был убежден, что «самодержавие - больной, но крепкий зуб, корень его ветвист и врос глубоко, нашему поколению этот зуб не вырвать, мы должны сначала раскачать его, а на это требуется не один десяток лет легальной работы». Во-вторых, необходимо быть уверенным в неизбежном усовершенствовании общества. Преодолевая трудности, налегая на весла, люди достигнут огней. («Огоньки») До конца жизни Короленко сохранял веру в торжество светлых начал жизни, убежденность в необходимости усилий, чтобы отстоять добро и свет.
И у него хватало сил бороться со злом. Приведем лишь некоторые примеры.
Студент сельскохозяйственной академии - за подписью 79 студентов была направлена просьба отменить отдельные правила распорядка, посягающие на достоинство студентов. 77 человек отказались от подписей. Только Короленко и Григорьев остались верны себе. Были исключены из академии и высланы в Вологодскую губернию.
Отказался присягнуть вступившему на престол Александру Ш. Свой поступок он объяснял тем, что «властям дано опасное право, право произвола, и жизнь доказала массой ужасающих фактов, что они злоупотребляли этим правом. Произвол вторгается во все отправления жизни, часто самые честные и законные».
Вышел из Академии, когда Николай П отменил выборы в Почетные академики Горького.
В голодный 1891 год, когда власти делали вид, что все обстоит благополучно, Короленко собирает денежные средства, организует столовые, раздает хлеб, многих спасает от гибели. Он создает потрясающую книгу «В голодный год», в которой описывает трагическое положение крестьян, рассказывает о высокой человечности и благородстве голодающего народа.
«Он,- вспоминает сотрудник «русского богатства Петрищев, - оставлял срочную работу. Пренебрегая собственным здоровьем, бросался спасать, сделать все, что можно. И близкие знали, что иначе и быть не может. Но кто-то из случайных раз сказал ему: - Поберегли бы себя. Старя, знаете ли, пословица: при погосте всех не приплачешь… - Вот это-то и скверно, что так рассуждают, жестоковато, - ответил он. - У нас на виду погибает человек. А вы не оказали ему помощи. Какими глазами потом смотреть на самого себя? - Но что мы можем? Ведь мы бессильны… - Это еще надо доказать самому себе, что я бессилен…»
С глубоким сочувствием Короленко рисовал в своих произведениях образы вдумчивых «искателей» правды и социальной справедливости, революционных подвижников и духовных вождей эпохи, чья мысль, «как факел в темноте, освещает пути следующих поколений» . Произведения писателя c середины 1880-x годов стали проникать в детское чтение. Повесть Короленко «B дурном обществе» (1885), переработанная для детского чтения, была напечатана в журнале «Родник» под названием «Дети подземелья» .
B «Русской мысли» повесть появилась c подзаголовком: «Из детских воспоминаний моего приятеля». Зaдушевный, трогательный колорит ЭТОГО произведения во многом связан с автобиографическими впечатлениями, отразившимися в форме «детских воспоминаний» в образах маленького героя повести Васи и его отца, «пана судьи», напоминающего отца писателя.
B повести «Дети подземелья» по-новому оcвещaется актуальная в демократической детской литературе 70-80-x годов тема безрадостного детства бедняков, Ярко и наглядно для юного читателя писатель рaскpыл жестокие социальные противоречия пореформенной действительности, наложившие печать на жизнь маленького города юго-западной окраины России. Своеобразие разработки темы, вызывающее особенно острый и взволнованный интерес маленьких читателей, заключается в том, что невольным свидетелем и судьей вопиющей несправедливости жизни выступaет впечатлительный и нравственно чуткий подросток Вася, от лица которого ведется повествование.
C первых же фраз драматическая интонация вторгается в повествование: «Мать моя умерла, когда мне было пять лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл o моем существовании». Мучительно переживший «весь ужaс одиночества», ребенок особенно безрадостно чувствует себя в глухом городке c «сонными, заплесневевшими прудами», «серыми заборами, пустырями c кучами разного хлама», а на окраине — « подслеповатыми, ушедшими в землю катками». При въезде c востока «прежде всего бросается в глаза тюрьма — лучшее архитектурное украшение города»,— c горькой иронией замечает автор. Пугают воображение мальчика и рaзвaлины старого замка, по преданию, воздвигнутого «на костях человеческих». В этих развалинах ютится «аристократический кружок» привилегированных нищих, бывших грaфскнх слуг, кoтоpые изгнали из своей средs при помощи будочника сaмыx обездоленных и преследуемых законом отщепенцeв.
Вася c тревожным недоумением и любопытством встречает на улицах города бездомную «темную толпу несчастливцев», в горькой судьбе которых есть что-то родственное его холодному, безрадостному детству. Oбыватели и прислуга в доме называли заброшенного, одинокого ребенка «бродягой, злым, негодным мальчишкой». Зато изгнанный из «аристократического общества» Ты6урций Драб говорит ему c ласковой и грустной усмешкой: «порядочный малый», «настоящий yличник, хоть и судья». C бессознательным отвращением Вася отшатнулся от лицемерной лакейской лести обитателей старого замка и отдал свою любовь, жалость, глубокое сочувствие гoнимым беднякам, поселившимся в заброшенной часовне. Душевная драма маленького героя обостряет восприятие им социальной трагедии, развертывающейся на его глазах.
C захватывающим интересом читаются детьми cтраницы, посвященные приключениям героя в старой часовне. Страх перед неведомым, отголоски мрачных преданий, таинственное появление среди развалин детской ручонки и, наконец, удивительное знакомство c обитателями подземелья вовлекают воображение юных читателей в драматичную историю столкновения маленького сына пана судьи c жестокой изнанкой жизни. Грациозный образ хрупкой маленыкой Маруси —гибнущей нежной красоты детства, которую «высосал cepый камень»— вызывает в душе мальчика «острую струю сожаления, доходившего до жгучей сердечной боли».
Овеянный драматизмом образ отца Васи, благодаря рассказам о нем Ты6урция и Валека, вырaстает в фигуру сурового, но доброго и отзывчивого человека, пытающегося вступиться за бедных и гонимых. Но Вася смутно ощущает жестокую власть «закона», которому неукоснительно служит отец. «Закон» и обывательский эгоизм «богатых» и «сытых» преследуют его друзей. B разговоре c Тыбурцием перед Васей раскрываются трагические
противоречия несправедливой социальной действительности, перед которой бессильны личная честность и добрые намерения пана судьи: «Это уже, брат, так ведется исстари. Вот видишь ли: я —Тыбурций, a он — Валек. Я нищий, и он — нищий. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. A твой отец меня судит,— ну и ты когда-нибудь будешь судить... вот его!» Не в силах разрешить эти противоречия, маленький герой повести принимает сторону обиженных: «Не буду судить Валека,— возразил я угрюмо.— Неправда!» Страх при мысли, что отец узнает o его знакомстве c «дурным обществом», заставляет Bасю внутренне сжаться, но изменить этому обществу, изменить Валеку и Марусе он уже не в состоянии.
Связь c «дурным обществом» и дружба c детьми подземелья дает герою ощущение душевного тепла, открывaeт ему путь сердцу замкнувшегося в своем горе отца. Кульминацией повести является сцена, в которой Вася, даже под угрозой жестокого наказания, быть мoжет, способного навсегда убить в ero сердце любовь к отцу, отказывается выдать ему своих новых друзей.
B нем пробуждается не только чувство оскорбленной привязанности к оттолкнувшему его близкому человеку, но и «жгучая любовь» к тем, кто его «пригрел там, в старой часовне». B душе мальчика родились «дерзкий вызов» и «пламенная ненависть».
Благородное заступничество отверженного и гонимого «законом» Тыбурция разрешает это мучительное столкновение отца с сыном и помогает им понять и полюбить друг друга. Естественно и непринужденно знакомятся юные читатели повести Короленко c решающим, поворотным моментом в биографии Васи, делающего на их глазах мучительные, но плодотворные первые шаги в школе жизни, школе общественного прозрения человека. Воспоминания o смерти маленькой Маруси оставили неизгладимый след в его сознании. «Тут мы c сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями, первыми планами крылатой и честной юности» . На пороге взрослой, сознательной жизни возмужавшие герои повести «произносилинад маленькой могилкой свои обеты...»
Переработка повести для журнала «РОДНИК» во многом оказалась неудачной, так как осуществлялась почти исключительно за счет механического сокращения текста. При этом приглушенным оказался социалыю-обличителыный пафос повести, что и вызвалo недовольство автора. Схемaтичней в «Детях подземелья» стала психологическая характеристика пана судьи и картина душевных переживаний Васи. Поэтому акцент в развитии драматического конфликта повести оказался перенесеиным на почву семейных недоразумений между отцом и сыном. Это отразилось и в перемене заглавия. Название повести «В дурном обинестве» выразительно подчеркивало авторскую иронию над ханжески-благопристойной моралью обывателей, которые возмущались дружескими связями «сына почтенных родителей» c отверженными бедняками. У этого «дурного общества» Вася учился братской солидарности и высокой человечности. Новое название—«Дети подземелья», которое было дано повести редакцией журнала «Родник» ,— оказалось невыразительным и напоминало своей сентиментальной окрашенностью многочисленные произведения буржуазно-мещанской литeратуры 80-x годов o «бедных детях», филантропических благодеяниях добродетельных богатеев, заботящихся o «сирых и убогих». Переработка повести Короленко для детского чтения частично достигает своей цели лишь в отношении языка, который стал более доступен читателям младшего и среднего возраста.
Тем не менее «Дети подземелья» все же давали юному читателю некоторое представление об идейно-художественном своеобразии пиcателя-гуманиста.
5. А.М. Горький и развитие литературы для детей
Деятельность Горького была столь многогранной, что охватывала почти все сторoны духовной жизни. Составной ее частью являлась забота o воспитании подрастающего поколения, о создании детской литературы.
Уже в начале своей литературной деятельности A. M. ГОРЬКИЙ выступил против системы образования и воспитания
царской России. B газетных статьях, очерках и фельетонах, в художественных произведениях он резко критиковал официальную
политику в области просвещения и убедительно доказывал, что
старая школа не стремилась дать детям всестороннее образование, воспитывaть из них творчески мыслящих людей. «Государству нужен покорный его воле работник, a не свободный носитель творческого начала, защитник установленньгх государством различных норм, но отнюдь не создатель новыx условий» , — говорил он. Подобное воспитание, по мысли Горького, подавляет волю, инициативу, разобщает людей, развивает в них индивидуализм, враждебное отношение к интересам коллективного целого.
Как всемирно известный писатель, Горький в 1910 году был пpиглашен на Третий междунаpодный конгресс по семeйному воспитанию в Брюсселе. В своем послании конгрессу он говорил o необходимости воспитывать так, «чтобы ребенок приучался чувствовать себя хозяином мира и наследником всех его благ» . «Дорогу детям, наследникам всей грандиозной работы человечества! Ведите их к будущему, научив уважать и ценить прошлое, - так мы создадим непрерывную волну творческой энергии.»
В 1917 году в Петрогpадe по инициативе Алексeя Максимовича была создана «Лига Социального воспитания», перед которой была поставлена задача разработать oсновы новой системы воспитания. B речи на заседании «Лиги» Горький призывал отдать все лучшее детям, «завтрашним творцам жизни» .
Горький призывал воспитывать в детях любовь к труду, активное отношение к жизни. Свои мысли o воспитании писатель воплощал на практике: активно работал в различных просветительных обществах, помогал учителям, заботился o снабжении школ наглядными пособиями, участвовал в детских утренниках, организовывал елки для детей бедняков и т. п.
Могучим средством воспитания Горький считал художественную литературу. B дореволюционной России хороших книг для детей издавалось немного. Большинство произведений современной ему детской литературы Горький считал неудовлетворительными, a бездарных писателей, стремившихся воспитывaть из детей покорных слуг самодержавия, заклеймил эпитетом «мутноглазые».
Алексей Максимович считал, что успешно бороться c реакционной детской литературой можно не столько критическими статьями, сколько новыми высокохудожественными произведениями. Поэтому радовался каждой удачной книге, призывал лучших писателей создавать произведения для детей, сам написал несколько сказок для них. «Маленький человек с первых же дней сознательного отношения к жизни должен понемногу узнавать обо всем, что сделано до него бесчисленными поколениями людей: узнавая это, он поймет, что сделанное до него – делалось для него».