ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 2866

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У тебя чай-то мельче моего, значит - я должен положить меньше, мой крупнее, наваристее…


Автор не скрывает сцен, происходящих в семье, никак не красивших его детство, напротив, он показывает нам, чего надо опасаться, избегать, уничтожать:


Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолевает их…


Но есть в повести и другая жизнь, другие люди - достойные, сильные, добрые, о которых автор сказал:


«Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой…».


Бабушка Алеши, Акулина Ивановна, поражает своим оптимизмом, сохранившимся при такой жизни. Для Алеши она была другом, самым близким сердцу:


разбудила, вывела на свет ее бескорыстная любовь к миру, обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни…


Ее слова были для Алеши цветами, которые укоренялись в памяти его, глаза светились «неугасимым, веселым и теплым светом».

Бабушка была одарена и талантлива: ее сказки вливали в душу силу, нравились не только внуку, но и бородатым матросам на пароходе, и Хорошему Делу, расчувствовавшемуся до слез, ее танец завораживал и утешал.

Вспомним сцену пожара. В то время как дед сидел и тихо выл, а дядя Яков уже ябедничал на брата, бабушка отдавала распоряжения по дому, бросалась в горящую избу за бутылью опасного купороса, деду и Якову лишь оставалось бегать за ней, как растерявшимся детям, и вслушиваться в ее указания. Обезумевший от страха и огня конь становился смирным и успокаивался, когда видел ее рядом:


Мышонок, втрое больший ее, покорно шел за нею к воротам и фыркал, оглядывая ее красное лицо…


Даже дед при всей его скупости на хорошее, восхищался и видимо гордился ею:


- Бабушка-то как, а? Старуха ведь… Бита, ломана… То-то же! Эх вы…


Все тянулись к бабушке как к опоре, готовой всегда помочь, понять, утешить.

Добрым, веселым, простодушным и ловким был Цыганок, словно появившийся из бабушкиных сказок, готовый помочь, утешить, развеселить. Характер его был, как его танец - такой же горящий, переливающийся и яркий.

Непонятным, пугающим и не таким, как все, был жилец Хорошее Дело - одинокий, добрый и мудрый человек, к которому потянулся Алеша и за которого искренне переживал, когда дед все-таки выселил его.

После смерти людей, которые были для Алеши близкими, любимыми и родными, по настоянию деда, мальчик уходит из дома «в люди», унося с собой все то хорошее и доброе, что успели вложить в него эти люди.



Не закрывая глаза на все грязное, злое, что было в жизни и что вызвало страстную ненависть в его душе, герой Горького был убежден, что это дано людям не навсегда, что люди способны победить зло и победят его, если разучатся терпеть и научатся бороться. В этом основа философии и жизненной эстетики самого М. Горького.


Лекции 10-11

Развитие литературы для детей и юношества в 20-30-е годы ХХ века

План

1. Зарождение советской детской литературы. Дискуссии о путях развития литературы для детей в 20-е годы. Борьба за сказку. Детские журналы 20-х годов («Северное сияние», «Воробей», «Чиж», «Еж», «Пионер» и др.).

2. Романтика революционной борьбы в детской прозе 20-30-х годов. Жизнь и творчество А.П. Гайдара, талантливого детского писателя. Спорные вопросы биографии писателя. Художественные принципы изображения подростка в произведениях А.П. Гайдара. «Школа» - «обыкновенная биография в необыкновенное время». Повести «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда». Проблема положительного героя. Судьба юного поколения. Воспитательное воздействие произведений А.П. Гайдара.

3. Произведения для детей Б. Житкова. Жизненный и творческий путь. Тема подвига («Морские истории»), природы («Рассказы о животных»), научно-познавательные книги («Что я видел»). Художественное своеобразие.

4. Своеобразие развития литературной сказки. Сказка Ю. Олеши «Три толстяка» - образец авангардного искусства для детей.

5. «Уральские сказы» П. Бажова.

6. Драматургия для детей. Сказки Е. Шварца.


Литература основная

  1. Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С.236-242, 290-292, 296-308, 314-318, 335-339.

  2. Арзамасцева И. О Гайдаре, оставленном позади // Детская литература. – 1997. – №1.

  3. Вслух про себя. Кн. 1-2. – М., 1975-1978.

  4. Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 1989.


Дополнительная литература

  1. Жизнь и творчество А. Гайдара. – М., 1954.

  2. Ивич А. Воспитание поколений. – М., 1969.

  3. Камов Б. А.П. Гайдар: Грани личности. Принципы творчества. – М., 1979.

  4. Смирнова В. Аркадий Гайдар. Очерк жизни и творчества. – М., 1972.

  5. Черненко Г. Вечный Колумб. – Л., 1982.





20-30-е годы ХХ века в советском искусстве ознаменовались активными поисками новых путей. Вера в успешное строительство коммунизма в разоренной мировой и гражданской войнами стране бала явной утопией, но эта утопия породила талантливую яркую художественную литературу, вобравшую в себя многообразный опыт предшественников. Писатели были воодушевлены тем, что прекрасный новый мир будет построен не по законам политической экономии, а по законам искусства, которое должно воспитать новое поколение.

Утопический авангардизм в тех или иных формах охватывал в 20-е годы многих литераторов, художников, архитекторов, педагогов. Однако в 30-е годы начались гонения на слишком вольных мечтателей от авангарда, и пестрота художественных направлений сменилась единым «социалистическим реализмом». Однако и в рамках этого, контролируемого большевиками единого метода и направления талантливые писатели создавали порой шедевры искусства, нередко переходя на «эзопов язык».


Движение детской литературы в 20-30-е годы в целом повторило линию развития взрослой художественной литературы. Родоначальниками советской детской литературы стали Горький, Чуковский, Маршак. В детские издательства и журналы приходят много талантливых людей, чье творчество предопределило развитие детской литературы вплоть до нашего времени. Среди них и взрослые и исключительно детские писатели: А. Толстой, Неверов, Пришвин, Паустовский, Григорьев, Гайдар, Житков, Пантелеев, Бианки, Ильин, Маяковский, Хармс и многие другие.

Развитие поэзии для детей в рамках двух направлений:

  1. развлекательно-игровое, обращенное к интеллекту и фантазии ребенка: Чуковский, поэты-обэриуты);

  2. нравственно-дидактическое, близкое к публицистике и сатире (Маяковский, Михалков)

Развитие прозы для детей в основном шло в рамках реалистического метода. При этом для ряда писателей было характерно стремление к эпическим обобщениям, советской символике, поэтизации действительности (Гайдар, Олеша, Житков, Паустовский, Пришвин). Другие стремились изобразить конкретные факты, приобщить детей к науке (Ильин, Бианки, Житков).

Художественно-познавательная литература развивалась особенно бурно. Немаловажная заслуга в ее развитии принадлежит Горькому. Вернувшись в 1931 году на родину, он главной целью поставил просвещение народа, в том числе подрастающего поколения. Он организовал несколько научно-познавательных серий, в том числе серию книг ЖЗЛ.

Несмотря на последовавшие гонения на сказку, 20-30-е годы оставили ряд прекрасных произведений этого жанра. Предвзятое внимание к сказке со стороны Н. Крупской заставило искать новые формы сказок. ( А. Толстой, Ю. Олеша, П. Бажов, Писахов, Шергин и др.).

Новый подъем переживает традиционный жанр автобиографической повести.( А. Толстой, Л. Пантелеев, А. Гайдар, Л. Кассиль).

Оживляется детская драматургия (Габбе, Маршак, Шварц, Михалков).

Актуальными для детской литературы в целом были темы революции и Красной Армии, героики борьбы с врагами советской власти, тема интернационального единства, коллективного труда и пр.

Бурно развивалась веселая детская книга.

Появляется много хороших переводов из зарубежной детской литературы. Маршак и Чуковский создали собственные школы перевода и переложения для детей.

Новая детская литература нуждалась в сильной поддержке со стороны государства и получила ее в невиданных доселе масштабах. Было организовано детское издательство Детгиз, выпускавшее качественные, прекрасно иллюстрированные, но в то же время доступные по цене детские книги. В Москве и Ленинграде были созданы дома Детской книги, организовывались книжкины недели, дни детской книги, детские библиотеки и пр. В 20-е годы начали выходить многие детские журналы для разных возрастных групп: «Северное сияние» (первый советский детский журнал), «Мурзилка», «Пионер», «Костер», «Юный натуралист», «Чиж», «Еж» и др.


Но, с другой стороны, детская литература стала заложницей идеологии, что не могло не тормозить ее развития в дальнейшем.



2. Жизнь и творчество А.П. Гайдара (1904-1941), талантливого детского писателя. Спорные вопросы биографии писателя. Художественные принципы изображения подростка в произведениях А.П. Гайдара. «Школа» - «обыкновенная биография в необыкновенное время». Повести «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда». Проблема положительного героя. Судьба юного поколения. Воспитательное воздействие произведений А.П. Гайдара.


С.Я. Маршак: «Когда его страна воевала, он был солдатом; в мирные годы писал книги для детей. Такова в нескольких словах биография Гайдара, начавшаяся во время гражданской войны и прерванная его героической и безвременной гибелью на фронте войны Отечественной.

Из всех видов литературы он избрал для себя самый, казалось бы, мирный – детскую литературу. И в этой литературе он нашел для себя особое, отвечающее его характеру место и призвание. Он стал для ребят писателем-вожатым, то есть сумел сочетать в своем лице и талантливого – немножко себе на уме – педагога, и веселого старшего товарища.

Он был поэтом с головы до ног, и в своем читателе – советском ребенке – больше всего любил смелое и живое поэтическое воображение. Ему было «по пути» с этим другом-читателем, подвижным и деятельным, неистощимым в затеях и всегда готовым к исполнению долга, а если понадобится, то и к подвигу.

Он был жизнерадостен и прямодушен, как ребенок. Слово у него не расходилось с делом, мысль – с чувством, жизнь – с поэзией. Он был и автором, и героем своих книг.»


Из автобиографии Аркадия Гайдара:

Когда началась империалистическая война, мне было десять лет.

В первый же день отца взяли в солдаты. В этом же году меня отдали в первый класс реального училища. Два месяца спустя, захватив гpивенник денег, я убежал к отцу на фронт. На фронт я, конечно, не попал u через четыре дня был задер­жан на станции Кудьма, Возле Нижнего Новгорода.

Рос я среди веселых и озорных товарищей. Ватагами уходи­ли мы в лес, лазали по садам, ловили птиц u доставляли много хлопот нашим матерям.

Читал я много, но без всякой системы. Попадётся под руку календарь — читаю календарь. Попадётся «Война и мир» Тол­стого — читаю «Войну и мир», но если после этого подвёртыва­лась поваренная книга, прочитывал её тоже не без интереса.

Разбирая старые отцовские книги, я наткнулся на несколь­ко книжек очень странного для меня содержания. Помню; одна была антирелигиозная, другая Степняка-Кравчинского о ре­волюционерах.

Мне было уже около четырнадцати лет. Книги эти меня удивили и заставили насторoжиться.

После февральской революции. Я оказался не то адъютантом, не то рассыльным при местной группе социал-демократов бoльшевиков.

В октябре я получил боевую винтовку и ночью наравне со старшими стоял в караулах. B конце 1918 года, когда мне было четырнадцать с половиной лет, я ушёл в Красную Армию. Я был высоким крепким мальчишкой, и после некоторого коле­бания меня приняли на командные курсы.


Пятнадцати лет я командовал 6-й ротой 2 – го полка бригады курсантов на петлюровском фронте, а семнадцати лет — 58-м отдельным полком по борьбе c бандитизмом.

Всё это очень странно, но всё это было. Из армии я демоби­лизовался окончательно только в октябре 1924 года. Демобили­зовaлся потому, что на почве некоторых потрясений и прежней контузии я заболел острым нервным расстройством.

Первая книга, которую я написал, —это повесть «B дни по­ражений и побед». Книгу эту я посвятил славной борьбе крас­ныx курсантов. Она издана ЗИФом. Позже я написал «Р.В.С.», и «Всадник непристyпных гор», «На графских развалинах» и, наконец, эту повесть.

Я пишу, главным образом, для юношества. Лучший мой чи­татель — десяти—пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам.

Я много путешествую, разглядывая жизнь такою, как она по-новому складывается, и в то же время всегда c большой теп­лотою вспоминаю огневые зори на вражьих фронтах, — боевую школу, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы».

Черты личности Гайдара:

Страсть – в служении родине, в служении классу, в выборе значительных тем для своих произведений, в общении с друзьями. Всепоглощающая страсть на первом месте.

Ум. Ум педагога, ум родителя, старшего по возрасту и опыту, ум человека, умеющего видеть дальше других и шире других.
Доброта.

Талант писателя и педагога.

Страсть, ум, доброта, помноженные на талант, и родили писателя. Он нес всегда духовное начало, свет. Постоянное, никогда не терявшее остроты ощущение времени , обязанности быть достойным удивительной эпохе определило писательский путь Гайдара. Все повести и рассказы Гайдара пронизаны светом, согреты теплом мысли о прекрасном будущем.

Серьезность, страстность отношения к людям и событиям сочетались в нем с любовью к игре, к художественному перевоплощению, к веселой, иногда ироничной шутке. Он был совершенно своим и в среде взрослых, и в среде детей.

Одна из самых важный особенностей произведений Гайдара – отчетливая воспитательная цель изображения. Дарование художника у него неотделимо от дарования воспитателя, одно с другим гармонично слито.

Гайдар – полифоничный художник. Его повести звучат на разный лад. Есть пафосные, драматичные («Судьба барабанщика», «Школа», «Военная тайна»), есть спокойно-оптимистичные («Тимур и его команда»), камерные («Чук и Гек»), лиричные («Голубая чашка»).

Прошедший в юном возрасте гражданскую войну, Гайдар вошел в литературу как писатель военного склада. В его повестях и рассказах существуют только два состояния страны: война и мир(как передышка между войнами). При этом на войне продолжается мирная жизнь, а в мирной жизни не утихает боевая тревога. Главные герои Гайдара, как правило, не привязаны к дому, всегда готовы к решительным действиям. Дети растут новыми бойцами, и для них очень важен пример отцов (мать занимает гораздо более скромное место в системе образов). Даже пейзаж и интерьеры строятся у Гайдара на контрасте спокойствия и тревоги.