ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 3137
Скачиваний: 7
Большие задачи по созданию целой Детской библиотеки из 300-400 книг Горький ставил перед издательством «Парус». Учитывaя огромное влияние литературы на формирование мировоззрения человека, M. Горький в период войны 1914-1917 годов стремился объединить писателей и ученых для создания серии биографий выдающихся деятелей, которая должна была противостоять шовинистической литературе. Такие книги предполагалось издавать в издательстве «Парус», которое возглавлял Горький. Под его руководством составлялся обширный издательский план, который охватывал широкий круг вопросов и тем, способных удовлетворить самые разнообразные интересы юных читателей.
После Октябрьской революции в 1919году горький организует детский журнал – «Северное сияние». Основная мысль послеоктябрьских выступлений – детскую литературу, отвечающую потребностям социалистического общества, нужно создавать заново, процесс этот длительный. В 1933 году по инициативе Горького создается Детиздат. После Октября свои мысли о детской литературе Горький высказал в работах «Литературу детям», «О темах», «О сказках», «Человек, уши которого заткнуты ватой». Включился в дискуссию о роли сказки, фантазии в воспитании детей. Основные требования к детской книге:
-
Требование учитывать возрастные особенности и интересы детей к действительности.
-
Требование энциклопедичности, широкого охвата явлений.
-
Ведущей темой должна стать тема современности, яркое и необычное особенно привлекает детей. Книги о романтике труда, романтике борьбы человека с природой.
-
Требование художественности:»Наша книга не должна быть дидактической, грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов».
-
Герой: «Перед новыми талантами встает задача изобразить в литературе героя – чудесного, небывалого даже в сказке, героя, который хочет перестроить мир… показать героя, собрав в одном человеке все достоинства коллектива».
-
Необходимость юмора, сатиры – «забавного» в книге для детей. Дети от природы жизнерадостны, смешливы.
-
Детское мышление наглядно. Непременным требованием к детской книге должны стать красочные иллюстрации.
Специально для детей Горький написал немного произведений — всего шесть сказок. Это — «Утро» (1910) , «Воробьишко» (1912), «Случай c Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918) , «Яшка» (1919) . Все они адресованы малышам. В своих сказках Горький воплощал те требования, которые предъявлял к детской литературе; в идейно-тематическом отношении они неотделимы от всего творчества писателя.
Сказки Горького воспитательны и нравоучительны в высоком
смысле слова. Сюжет их динамичен и занимателен. От знакомого и конкретного автор ведет своих читателей к понятиям отвлеченным и значительным. Часто встречаются в них незатейливые, доступные детям стихи, которые отличаются строгой ритмикой, вызывают желание запомнить и повторять их во время игры. Сказки Горького оптимистичны , прославляют жизнь, труд, природу, простого человека, высмеивают высокомерие, зазнайство, хвастовство и ханжество.
Горький умеет говорить c детьми интересно, увлекательно, c юмором, умеет заглянуть в душевный мир ребенка, просто и понятно рассказать о важных делах.
B 1910 году Горький получил письмо от семилетнего мальчика, опечаленного смертью Толстого: «Дорогой Максим Горький, все писатели русские умерли, только ты остался. Haпиши мне сказку и пришли мне». Через 2-3 недели Алексей Максимович вместе c ответом прислал новую сказку, Значительно позднее она была опубликована в детском журнале «Жаворонок» (1918, М 11-12), Это была сказка «Утро». B яркой занимательной форме рассказывается в ней o появлении солнца, о наступлении дня, о пробуждении природы. Все окружающее одухотворено, оживлено, очеловечено, пронизано ликующим радостным светом, торжествующей мyзыкой жизни и труда.
Труд и жизнь на земле, говорит писатель, так же прекрасны, как солнце, цветы, море и птицы.
Сказки «Самовар», «Воробьишко» и «Случай с Eвсейкой» были созданы в результате переписки c детьми из детского сада «Школа шалунов» в Баку. Сказка «Самовар» написана в 1913 году, впервые опубликована в сборнике «Елка» в 1918 году. В ее основе лежит случай из жизни писателя, упоминаемый в Повести «В людях». Содержание сказки раскрыто в одном из его писем к бакинским детям о том, как распаялся самовар, в который забыли налить воды. Это событие явилось основой забавного, веселого сказочного сюжета. Сказка написана прозой, которая перемежается со стихами.
Самовлюбленный, зазнавшийся самовар считает себя центральной фигурой, умницей, красавцем. «Форсисто фыркая», стал он в песнях все больше и больше восхвалять себя.
Фух, как я горяч!
Фух, как я могуч!
захочу— прыгну, как мяч,
и на луну выше туч!
Хвастливый самовар до того раскалился, что даже посинел,
дрожит и гудит:
Покиплю еще немножко, А когда наскучит мне,—Сразу выпрыгну в окошко И женюся на луне!
По-разному ведут себя предметы и вещи, окружающие самовар. Сливочник беседует c пустой сахарницей, которая говорит «сладеньким голосом». Яростно спорит c зазнавшимся самоваром скромненький чайник. B общий разговор включается чумазая тушилка. Она звенит:
Дзинь! Кто это шипит?
Что за разговоры!
Даже кит ночью спяи,--
А уж полночь скоро!
B самоваре не было воды, его кран отпаялся и повис, как нос y пьяного, нo он все еще храбрился и гудел, безмерно хвастаясь. Не сознавая, что уже погибает, он возносится пуще прежнего, считая себя способным сразу заменить и солнце и луну:
И света и тепла земле я больше дам,
Ведь я его и жарче и моложе!
Светить и деть и ночь ему не по годам,—
А это так легко для медной рожи!
Меняющаяся ритмика стихотвoрных строк каждый раз соответствует напряженности и темпу событий. Стихи составляют органическое целое c прозой, легко запоминаются, позволяют наглядно показать все то, o чем рассказывает автор. B сказке действуют вещи, близкие и знакомые детям, но за знакомыми предметами и явлениями скрыты большие мысли, глубокие идеи. Идея сказки-- разоблачение, осмеяние хвастовства и зазнайства — предлагается маленьким читателям в доступной форме.
Сказка «Воробьишко» впервые была напечатана в 1912 году в сборнике сказок «Голубая книжка». Отдельно вышла в 1917 году в издательстве «Парус».
Маленькому вoробьишке Пyдикy, который жил в гнезде и питался тем, что носили родители, «хотелось поскopее узнать, что такое божий мир и годится ли он для него» . Пудик никого не хочет слушать, На все у него есть готовый ответ, все он понимает по-своему. Весь окружающий мир воспринимает он только по отношению к себе, исходя из «воробьиных» понятии. «A зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...» —рассуждает Пудик. Увидев человека, он думает, что это большая птица, которой начисто оторвали крылья. Он пел песню собственного сочинения, в которой превыше всего ставил себя. Самоувереиный Пудик вывалился из гнезда, и его чуть не съела кошка. Но его спасла мама, потерявшая, правда, свой хвост. «Всему сразу не научишься», — признается Пудик, оказавшись снова в гнезде.
Сказка вполне доступна детям; в забавной форме в ней раскрываются большие и важные мысли о жизни, об опыте, o преемственности поколений.
Сказка «Случай c Евсейкой» была напечатана в газете «День» в 1912 году, a потом c небольшими изменениями перепечатана в журнале «Северное сияние» в 1919 году (N2 3-4). По своему содержанию и сюжету сказка интересна детям, она содержит в себе большой познавательный материал. Сказка ценна не только изображением подводного царства. Не менее важен здесь и образ мальчика, главного героя. Решив во что бы то ни стало выбраться на землю, Евсейка идет на хитрость: он затевает c рыбами игры
и таким путем верхом на рыбе выплывает на поверхность. Отвечая на вопросы рыб, Евсейка боится ошибиться и вызвать их гнев, поэтому старается вести себя осторожно и обдуманно.
Сказка «Про Иванушку-дурачка»— обработка русского народного сюжета. Но она настолько оригинальна, что ее почти целиком можно считать созданием Горького.
Образ Иванушки вполне соответствует духу народных сказок. Это очень симпатичный, веселый, никогда не унывающий человек, который все умеет делать; правда, «все у него смешно выходит—не так, как у людей». Как и сами маленькие читатели сказки, Иванушка не может понять переносное значение слова. Когда ему поручили глядеть за детьми, он влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади них и говорит: «Ну вот, я гляжу за вами!»
Иванушка поет веселые песни, не боится трудностей, успешно преодолевает их, постоянно трудится. Смешной и забaвный герой сказки не так уж глуп. Попав в лес, он подчинил медведя, заставил его работать за себя и даже привел домом. Обо всем этом рассказано c добродушным юмором. Детям близок и доступен этот юмор. Нравится им и главный герой сказки —веселый, энергичный и всегда находчивый Иванушка. Поймут они и идею сказки: человеку труда все по плечу.
В детское чтение вошли и не предназначенные для детей «Сказки об Италии». Написаны они были Горьким в период его пребывания на Капри в 1906-1913 гг. всего создано 27 сказок. Из письма Е. Пешковой: «Только что возвратился из Рима – произвел на меня удивительное сильное впечатление. Мне кажется, что я впитал в себя волну духовного здоровья, бодрости, вера в жизнь, в силу духа человеческого поднялась, все в душе кипит, я чувствую себя крепким, энергичным, способным на многое».
Первоначально сказки возникли как импровизации на итальянскую тему. Е. Пешкова: «Алексей Максимович любил рассказывать сыну сценки и эпизоды из итальянской жизни, мальчик с увлечением слушал рассказы отца. Некоторые из этих устных новелл А.М. позднее вошли в цикл «Сказки об Италии».
Жанр – Определение «сказки» условно. Иногда он называл их «Итальянскими очерками».
В 1920 году в журнале «Северное сияние» опубликованы 4 сказки: «Стачка», «Цветок», «Тоннель», «Пепе». Отзыв: «Сказки эти – особые сказки. В них нет ничего волшебного, фантастического в обычном сказочном стиле. Это все – картинки из жизни трудовой Италии. Но хотя в этих сказках не сказка, а быль, тем не менее в них есть то очарование, которое мы испытываем, читая сказку. Сказочен этот энтузиазм товарищеского чувства рабочих. Сказочна эта несокрушимая вера в могущество человеческого труда, освобождающего мир. И разве не сказочен весь этот итальянский фон, согретый благодатным южным солнцем».
В школьное изучение вошли несколько сказок об Италии. «Дети Пармы» - тема - солидарность рабочих, человеческое братство, основная мысль – «Побеждает только верующий», «Если это привьется, нас трудно будет одолеть».
«Симплонский тоннель» (соединяет Швейцарию и Италии через Альпы – длина 19,7 м, ширина 5 м). Тема – творческий труд и дерзание, идея – «Всякая работа трудна, если ее не полюбишь», «Маленький человек, когда он хочет работать, - непобедимая сила», «Все надо делать с верой в благостный исход и Бога».
«Пепе». Тема – судьба талантливого ребенка из народа. Идея – «Пепе будет нашим поэтом», «Дети будут лучше нас, и жить им будет лучше».
В. Вересаев: «А как хорош ансамбль сказок! Сколько в них света и солнца, - и физического, и духовного, и как это нужно именно в нынешнее время!»
Повесть М. Горького «Детство»
Особенностью повести является то, что она автобиографическая. Горький рассказывает нам о своем детстве, впечатлениях, чувствах, о своем восприятии событий. Повесть написана от первого лица, Алеша Пешков - и герой, и повествователь.
Первая глава знакомит нас с Алешей, его бабушкой и мамой, которые едут в Нижний Новгород к семье матери. Только горе, случившееся в семье, заставило мать взять сына и поехать к отцу и братьям, поэтому и едет она грустная, погруженная в свои мысли, будто вспоминая и предчувствуя нелегкую, полную злобы и зависти, жизнь у отца. Увидев родные пейзажи, мать только «хмуро улыбалась», в отличие от бабушки.
Бабушка - особый, светлый, теплый человек. Повидав в жизни гораздо больше горя и слез, рядом с таким человеком, как дед, она сохранила неугасимый оптимизм, силу и радость жизни: дорога в Нижний Новгород - пусть короткое, но счастье, возможность отвлечься от того, что ждет ее дома. Потому и светится она радостью при виде ясного неба, золотой осени, широких, просторных берегов Волги:
- Ты гляди, как хорошо-то! - ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у нее радостно расширены.
Часто она, заглядевшись на берег, забывала обо мне: стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах слезы…
… - Это, милый, от радости да от старости, - говорит она улыбаясь…
Для Алеши дорога - путь к чему-то новому, неизведанному, но обязательно прекрасному.
Однако надеждам Алеши не суждено было сбыться: семья, встречающая их, или «неуемное племя», как назвала их бабушка, не понравилась Алеше:
…И взрослые, и дети - все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась…
«Свинцовыми мерзостями» назвал автор то, чем жила семья Кашириных. В основе отношений семьи лежала злоба и зависть, как говорил мастер Григорий Иванович: «Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут - истребляют!»
Братья завидуют сестре Варваре, матери Алексея, что она получит приданное, закатывают безобразную драку между собой, что даже дед взывает их вспомнить, что они «родная кровь», а бабушка воя просит Пресвятую Богородицу «вернуть разум детям…». Зло, исходящее от братьев, переходит и на их детей; пользуясь их неразумностью, отцы подговаривают их на низости и подлости (история с наперстком), да и сами дети готовы донести, обидеть для того, чтобы выгородить себя (история со скатертью).
Яков и Михаил завидуют и Цыганку за его ловкость, лихость, понимают, что с кем останется Цыганок, у того и мастерская лучшая будет, поэтому и относятся к нему по-другому:
…Дядья обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не «шутили» с ним, как с мастером Григорием…
И опять проявляется их подлость: «шутили» они только с людьми слабыми, которые не могли им ответить: Григорий Иванович был почти слеп, жена дяди Якова умерла за то, что была лучше его, и только напившись, дядя льет по жене пьяные слезы. Крест, который купил он для жены, дав фальшиво-наигранный обет нести его до кладбища на плечах своих, является причиной гибели Цыганка - именно на его плечах нес дядя Яков крест, лишь помогая ему, и трусливо отпрыгнув, когда тот придавил Ивана.
Для таких людей не было ничего святого. Обратившись к концу повести, мы видим, что в этой семейной войне нет, да и не могло быть победителей: полный крах и разорение, нищета и скопидомство:
…высыплет чаинки на ладонь себе и, аккуратно пересчитав их, скажет: