ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 2384

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2. Литературное развитие и литературное образование младших школьников

Глава 1. Литературное развитие младших школьников

1.1. Содержание понятия «литературное развитие»

1.2. Специфика литературного творчества и литературные способности

1.5. Способы выявления уровня литературного развития школьников

Глава 3. Содержание литературного образования на первом этапе

3.1. Содержание литературного образования (СЛО)

Практические задания к теме «Литературное развитие и литературное образование младших школьников»

Вопросы для повторения

Раздел 3. Научные основы организации урока литературы в начальной школе

Глава 1. Принципы изучения литературного произведения в начальной школе

1.1. Принцип целенаправленности

1.2. Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного

1.4. Принцип учета потребностей ребенка

1.5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения

1.6. Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания

1.8. Принцип целостности

1.10. Принцип синтеза

Глава 2. Структура урока литературы в начальной школе

2.1. Организационный этап.

2.2. Этап проверки домашнего задания.

4.2. Постановка диагностических целей

Глава 5. Школьный анализ литературного произведения

Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе»

Вопросы и задания для повторения

III. Теоретико-литературные знания

Обратите внимание, что частично теоретико-литературные знания выявляются во втором задании.

Задание 1. Перед тобой 6 произведений. Определи их жанр. Какое из этих произведений является научно-популярным? Обоснуй свое мнение.

1. Г.Я.Снегирёв

Осьминожек

Весной тёплые туманы стали подтачивать льдины.

А когда совсем потеплело, с береговым ветром прилетела на палубу бабочка.

Я поймал её, принёс в каюту и стал вспоминать, как весной в лесу зяблики поют и на полянках бегают ёжики.

«Хорошо бы, – думаю, – ёжика поймать! Только где его в северном море поймаешь?..»

И завёл я вместо ёжика маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался.

Посадил я осьминожка в банку из-под варенья, а банку поставил на стол.

Так и жил у меня в банке осьминожек. Я что-нибудь делаю, а он за камушком притаится и за мной подглядывает. Камушек серый, и осьминожек серый. Солнцем его осветит – жёлтым станет, это он так маскируется.

Однажды я читал книгу. Сначала тихо сидел, а потом стал быстро перелистывать страницы.

Осьминожек вдруг стал красным, потом жёлтым, потом зелёным. Он испугался, как страницы замелькали.

А ёжик разве так умеет? Он только колется да фыркает.

Постелил я как-то под банку зелёный платок – о осьминожек стал зелёным. А один раз я банку с осьминожком на шахматную доску поставил, и осьминожек не знал, каким ему быть – белым или чёрным. А потом разозлился и покраснел.

Но я его больше не злил. И, когда наступило настоящее лето, я выпустил осьминожка на подводную полянку, где помельче и вода потеплее: ведь он ещё совсем маленький!

2. Сидит мужик на полатях,

Весь в заплатах.

3. Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди.

Кто не верит – выходи!

4.Жутко жуку жить на суку.

5. И.Токмакова

В чудной стране

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

6. Эзоп

Жук и муравей

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к нему и попросил еды. А он ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, – а ты смеялся надо мной, – не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».

Задание 2. Напиши, какое произведение называется басней. Какие басни и каких авторов ты знаешь? Чем басня отличается от сказки, чем от рассказа?

Ответы Сони К.

Задание 1.

1. «Осьминожек» – научно-популярный рассказ, потому что это может быть на самом деле.


2. Загадка.

3. Считалка.

4. Скороговорка.

5. Стихотворение.

6. Басня.

Задание 2. И.А.Крылов.

Анализ ответов

Уже отмечалось, что теоретико-литературные представления о художественных средствах языка сформированы у Сони на высоком для ее возраста уровне. Выполняя это задание, Соня не пытается дать определение жанра басни, ее формулировка определения научно-популярного рассказа крайне наивна: девочка на первый план выносит наличие или отсутствие вымысла, не называя главных признаков научного произведения. Жанровых отличий басни от сказки и рассказа не называется. Таким образом, представления о жанрах фольклора и литературы сформированы у Сони только на практическом уровне, что вполне отвечает требованиям Стандарта образования.

IV. Литературное творчество

Прочитай начало истории, придуманной Г.Остером, и напиши ее продолжение.

Спасение сосисок на воде

Про овчарку Ладу в Лавровом переулке рассказывают много историй. Вот ещё одна.

Говорят, что каждое лето Лада со своими друзьями Васькой Первоклассником и Мишкой Хвостиковым часто ходила на речку. Эта речка текла прямо по городу, поэтому берега у неё были каменные. Васьки и Мишка по кличке Хвост сидели на каменном берегу и думали, чего бы такого нахулиганить, а Лада купалась и сохла, сохла и купалась, и так целый день.

Однажды по каменному берегу, над самой речкой шёл гражданин с сосисками. В том магазине, где гражданин сосиски покупал, кончилась обёрточная бумага, поэтому сосиски не завернули, а хозяйственной сумки у гражданина тоже не было, он её дома забыл. Поэтому гражданин связал все свои сосиски в одну гирлянду, свернул эту гирлянду в моток и повесил на правое плечо. Вот это он сделал зря, потому что сосисок было много – целых пять кило. Когда гражданин повесил свои сосиски на правое плечо, сосиски накренили гражданина в правую сторону. А с правой стороны у гражданина была речка. И гражданин в эту речку упал. Вместе с сосисками.

Продолжение, написанное Соней К.

Лада и ее друзья наблюдали за гражданином из-за угла дома. Но вернемся к гражданину. В тот момент, когда он падал, соски разорвались. А человек все падал и падал. Как вдруг из-за угла с громким лаем выбежала свора собак. Это была Лада с остальными. Лада схватилась за сосиски, а за ней и все. Ну, а гражданин схватился за другой край, чтобы не упасть. В это время прибежали люди и тоже начали тянуть. Когда его вытащили, он не был доволен, потому что мальчики и Лада съели все сосиски. И мальчики сказали, что соски были очень вкусные.

Анализ работы Сони К.

Прежде чем анализировать сочинение Сони, рассмотрим, что необходимо было сделать, чтобы дописать продолжение рассказа.

Текст рассказа Г.Остера прерван на кульминации. Значит, ученица, имеющая представление о фабуле, должна закончить рассказ, сочинив саму кульминацию и развязку, между которыми может быть еще какое-либо действие. Для этого необходимо определить конфликт рассказа. Его участники обозначены писателем: это, с одной стороны, гражданин, попавший в неприятную ситуацию, хотя и комическую, с другой, – овчарка Лада, которая совершила что-то такое, о чем стали рассказывать. Значит, поступок овчарки был неожиданным, выпадающим из ряда обычных для собак в такой ситуации. И еще были свидетели, которые и могли впоследствии рассказывать о необычном поступке овчарки – Миша и Васька. Конечно, они могли принимать участие и в кульминационном событии. Очевидно, что внешнего конфликта в рассказе пока нет, значит, пишущий продолжение должен его додумать. Очевидно только, что Лада помогла гражданину преодолеть этот конфликт, выйти из ситуации с наименьшими потерями. Об этом говорит и название рассказа – «Спасение сосисок не воде». Значит, и сосиски, и гражданин должны остаться целы и невредимы благодаря Ладе.


В работе Сони явно отсутствует замысел. Соня вообще не обратила внимание на название рассказа: финал ее истории противоречит авторскому заголовку. Девочка не проанализировала и ситуацию, созданную писателем, возможные последствия случившегося. Она упускает детали ситуации, четко описанной Г.Остером: мальчики и Лада сидели на каменном берегу. В первом же предложении Соня пишет о том, что герои наблюдают из-за гражданином из-за угла дома! В то же время Соня обратила внимание на авторскую характеристику мальчишек: «думали, чего бы такого нахулиганить»: в ее финале мальчишки и Лада съели все сосиски! Возможно, именно эта авторская деталь затмила в сознании ученицы начало текста, в котором очень конкретно писатель заявил, что история будет о Ладе. Согласитесь, что пожирание потерянных сосисок вместе со сворой других собак – факт, не достойный истории, о которой рассказывают. Это обыденное событие, неприятное для владельца сосисок. Воображение ученицы оказывается довольно скудным.

Логика сочинения тоже страдает: в повествовании оказываются лакуны, которые невозможно восстановить: почему все-таки связка сосисок порвалась, почему гражданин так долго падал, словно его выбросили с крыши многоэтажного дома (отметим, что активность творческого воображения в данном случае хоть и ярко проявляется, но картина – замедленная съемка – противоречит ситуации: ведь все происходит очень быстро!); за какой «другой край» схватился гражданин, «чтобы не упасть», хотя он уже упал; как соски оказались у мальчиков? И много ли им досталось, если сначала ими полакомилась свора собак?

Теперь рассмотрим работу в языковом аспекте. Текст не разделен на абзацы, хотя в тексте есть два события: кульминация (падение и реакция собак) – и развязка.(спасение гражданина и его реакция на исчезновение всех сосисок). Соня улавливает основные черты авторского стиля: недлинные предложения, передающие динамику событий, минимальное использование стилистических деталей, установку на устную речь.

В тексте ученицы все предложения связаны между собой. Она пользуется средствами формирования хронотопа, передающими внезапность событий («как вдруг»), связь событий и действий во времени («в это время», «в тот момент», «когда», «как вдруг»). В тексте мы видим предложения и простые и сложные, причем как сложносочиненные, так и сложноподчиненные с разными типами придаточных: изъяснительным, обстоятельственными цели и времени. В предложениях нет грамматических и речевых ошибок, кроме одного недочета – пропуска важного слова в предложении о «другом крае»: за край чего схватился гражданин?

Можно сказать, что речь ученицы соответствует норме, что Соня умеет подчинить речевые средства определенному стилю (в данном случае авторскому). При чтении работы создается впечатление, что ее автор так торопиться рассказать о том, что предстает перед его внутренним зрением, что просто не успевает вставить все необходимые комментарии. Из контекста все-таки можно понять, что же случилось: связка порвалась, явно зацепившись за что-то, один ее конец оказался у гражданина, а за другой схватилась Лада. Потом откуда-то прибежали люди и стали вытягивать гражданина за ту же связку сосисок (наверное, собаки успели ее укоротить?). Пока вытащенный гражданин приходил в себя, собаки доели оставшиеся сосиски, а Лада еще и отнесла мальчишкам. А может быть, они прибежали и ели вместе с собаками. Значит, замысел у Сони был, но он не соответствовал заданному автором началу.


Такая история возможна, но неинтересна. Разве что мальчишки, поедающие сосиски с собаками, заставляют улыбнуться.

Мы можем сделать вывод о том, что эта работа требует корректировки: в ней авторский замысел не развивается, игнорируется, подменяется собственным и в результате описывается ситуация, созданная воображением ученицы. В рассказе отсутствует идея, он в корне не соответствует названию. Произвольное воображение у Сони развито недостаточно. Художественная форма литературного произведения ученицей игнорируется, что мы наблюдали и при анализе качества ее чтения.

Общий вывод о литературном развитии Сони К.

Уровень самостоятельного восприятия Соней литературного произведения – аналитический («уровень персонажа»), представления о жанрах фольклора и литературы у нее сформированы на практическом уровне (умет отличать произведения разных жанров друг от друга и соотносить произведение с жанром), потребность в чтении высокая; речевое развитие тоже соответствует возрастной норме, хотя Соня и переносит опыт, полученный в читательской деятельности, в деятельность литературно-творческую, но происходит это бессистемно. Совместив все полученные данные, можно говорить о том, что уровень литературного развития Сони К. средний, что соответствует возрастной норме.

Глава 2. Цели и задачи литературного образования на первом этапе

2.1. Проблема целей ЛО

ЛО рассматривается в науке как процесс и как результат процесса. Любой образовательный процесс состоит их нескольких компонентов: познавательный (когнитивный), коммуникативный, ценностный, деятельностный и творческий. Итог процесса – приобретение личностью не только новых знаний и умений, а мировоззрения и мироотношения, т.е. изменения личности, ее развитие.

Накопление человечеством информации в разных областях науки привело к специализации, т.е. разделению единого образовательного процесса на отдельные направления (естественно-научное, гуманитарное, математическое) и дисциплины. В школе ребенок знакомится с основами всех направлений, хотя образовательный процесс протекает дифференцированно, а порой и изолированно, когда каждая дисциплина изучается сама по себе, без связей с другими.

Таки образом, мы выделяем из общеобразовательного процесса процесс ЛО, не забывая о том, что у него есть общее со всеми другими образовательными процессами начало – названные нами компоненты образования.

Из этого вывода следует, что в процессе ЛО ребенок получает систему научных знаний о литературе как виде искусства и литературоведении как науке, вырабатывает систему ценностей в области литературы как искусства, овладевает умениями, необходимыми для общения с литературой как видом искусства, и умениями, необходимыми для осмысления литературных явлений, а также развивает свои творческие литературные способности.


В процессе ЛО выделены этапы, в основе деления возрастные психические и психологические особенности школьников, а также периоды их читательского (литературного) развития. Первым этапом ЛО является начальная школа.

На вопрос о том, каковы же цели литературного образования на первом этапе, в современной методической науке нет однозначного ответа. Позиция ученого обычно отражается в программе по литературе или литературному чтению, составленной под его руководством или им единолично. Поэтому в поиске ответа обратимся к действующим вариативным программам.

Авторы всех современных программ по литературе для начальной школы отказались от идеологического воспитания как главной цели. Практически во всех программах звучит мысль о необходимости воспитания читателя и введения его в мир художественного слова, в мир литературы как искусства. Но при этом цели, поставленные авторами-методистами, совпадают не во всем.

1. В.Г.Горецкий (и его авторский коллектив) считает, что целью курса литературного чтения является введение ребенка в мир художественной литературы и помощь ему в осмыслении образности словесного искусства, в пробуждении у детей интереса к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. В этой формулировке отражены когнитивный и ценностный компоненты ЛО.

2. Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева полагают, что цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель, в понимании авторов, это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания, это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Эта формулировка говорит о пропедевтической направленности программы.

3. З.И.Романовская –автор одной из первых программ по литературе, входящих в систему развивающего обучения академика Л.В.Занкова,– пишет, что система чтения направлена на достижение общего развития младших школьников, понимаемого как развитие их ума, воли, чувств, духовных потребностей. Очевидно, что эти развивающие цели можно поставить перед любым специальным образовательным процессом, в ней не отражается специфика предмета.

4. Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская пишут, что основная задача курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отраженных, выдвигая на первый план эстетическую направленность курса литературы. В формулировке присутстуют ценностный, комуникативный, деятельностный и творческий компоненты.