ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 2387

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2. Литературное развитие и литературное образование младших школьников

Глава 1. Литературное развитие младших школьников

1.1. Содержание понятия «литературное развитие»

1.2. Специфика литературного творчества и литературные способности

1.5. Способы выявления уровня литературного развития школьников

Глава 3. Содержание литературного образования на первом этапе

3.1. Содержание литературного образования (СЛО)

Практические задания к теме «Литературное развитие и литературное образование младших школьников»

Вопросы для повторения

Раздел 3. Научные основы организации урока литературы в начальной школе

Глава 1. Принципы изучения литературного произведения в начальной школе

1.1. Принцип целенаправленности

1.2. Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного

1.4. Принцип учета потребностей ребенка

1.5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения

1.6. Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания

1.8. Принцип целостности

1.10. Принцип синтеза

Глава 2. Структура урока литературы в начальной школе

2.1. Организационный этап.

2.2. Этап проверки домашнего задания.

4.2. Постановка диагностических целей

Глава 5. Школьный анализ литературного произведения

Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе»

Вопросы и задания для повторения

В начальной школе мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок эмоционально достаточно точно улавливает идею прочитанного произведения (конечно, на своем, детском уровне), что проявляется в его оценках и отношении к персонажами событиям. Но это еще не значит, что произведение осмыслено полноценно, т.к. полноценное восприятие не сводится к выражению идеи, а предполагает переживание, приятие или неприятие авторской позиции. А к этому при самостоятельном чтении младший школьник еще не готов и нуждается в помощи, в обучении. В то же время только логическое осознание образов и идеи обедняет восприятие, т.к. с помощью логики нельзя передать все богатство образного обобщения, присутствующего в художественном произведении: не случайно появляется множество интерпретаций шедевров литературы в других видах искусства – музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Итак, мы установили, что в реальной читательской деятельности все частные аналитические умения сосуществуют и действуют в комплексе. Однако в основе системы лежит умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении; без этого умения невозможно воссоздать образы и картины, описанные художником слова; отчетливое представление об образах приводит к необходимости понять их, осмыслить связи между ними, понять причины конфликта, это, в свою очередь, вызывает сопереживание, появление читательской оценки, которая сравнивается с авторской. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все частные читательские умения. Осознание идеи приводит развитого читателя к необходимости по-новому взглянуть и на язык произведения, и на его композицию, и на образы, т.е. усилит эстетические переживания.

Ребенок не становится читателем сразу же, с первых уроков. Чтобы все читательские умения проявлялись комплексно, им сначала ребенка нужно научить. М.П.Воюшина отвергает специальные упражнения по формированию частных умений и пишет, что все умения, образующие систему, должны формироваться одновременно при обращении к каждому новому произведению.

С этим соглашаются не все методисты. Их возражения сводятся к следующему.

1. Как за один-два урока освоить идею произведения, если ребенку сначала нужно дать хотя бы элементарные представления о всех элементах текста?

2. Школьный анализ текста выполняет двойную функцию: способствует и овладению идеей, и формированию читательских умений, но для полноценного осмысления идеи необходимы все умения, а за 40 минут урока нельзя формировать всё.

Дискуссия по этому вопросу плодотворна уже потому, что позволяет сделать важные методические выводы:

1) освоение идеи произведения требует сформированности всех читательских умений;

2) формировать читательские умения необходимо в системе, но учитывать при этом степень их сложности;


3) нужно создать систему освоения читательских умений;

4) движение в процессе формирования умений должно происходить от базового – умения видеть и осмыслять изобразительно-выразительные средства языка в произведении.

Несомненно, что тексты, которые предлагаются ученикам начальной школы, должны подбираться с учетом специфики целей и содержания ЛО. Очевидно, что первых уроках ребенок должен работать с произведениями, в которых идея выражена с помощью минимума художественных средств, с элементарной фабулой, простейшей композицией, однозначным авторским отношением, и очень маленькими по объему. В то же время они должны быть:

интересны детям;

доступны по идейному содержанию (т.е. искажение в понимании авторского отношения и идеи минимальны);

содержать яркий художественный элемент, способствующий выражению авторского отношения к изображаемому.

Думается, что этим требованиям отвечают малые жанры фольклора и детская игровая поэзия, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. На загадках, скороговорках, пословицах и поговорках, небылицах и т.п., на детских сюжетных стихах легко показать младшим школьникам роль изобразительно-выразительных деталей, композиции, способы проявления авторского отношения, активизировать детское воображение, обучить приемам анализа текста. При этом, безусловно, произойдет коррекция читательского восприятия: оно станет более глубоким и точным. Затем можно приступать к изучению более сложных по художественной форме и идейному содержанию произведений.

3.3. Умение воплощать свои мысли и чувства в устной и письменной речи

Речевые умения формируются на основе читательских умений как перенос накопленного опыта в собственную литературно-творческую деятельность. Каждому читательскому умению соответствует речевое. Перечислим речевые умения.

1. Умение отбирать и использовать аналогичные изобразительно-выразительные средства языка для достижения собственной речевой цели.

2. Умение воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе.

3. Умение выстраивать композицию собственного высказывания.

4. Умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа-персонажа, создание пейзажа.

5. Умение подчинять авторскому замыслу все элементы текста.

6. Умение соблюдать основную мысль высказывания.

Итак, первый и ведущий элемент содержания ЛО – система читательских и речевых умений.

3.4. Теоретико-литературные знания

Овладение умениями требует опоры на знания, поэтому второй элемент содержания литературного образования – знания о способах деятельности и о самом объекте восприятия – художественном или познавательном произведении, а также об объекте создания – тексте. Отбор и уровень усвоения знаний определяется потребностью учеников в данных знаниях для осуществления практической деятельности. Начальные литературоведческие и речеведческие знания формируются в процессе наблюдений за особенностями конкретных произведений. От детей не нужно требовать словесного воспроизведения полученных сведений, все выводы учитель формулирует сам в доступной детям форме. Важно, чтобы представления накапливались в определенной системе, чтобы наблюдение за каждым отдельным элементом текста обогащало представление о произведении как художественном целом.


Естественно, что первый и второй элементы системы находятся во взаимосвязи. Каждому элементу системы читательских и речевых умений соответствует элемент системы теоретико-литературных знаний (на уровне начальных представлений) (СНОСКА: М.П.Воюшина. Ук. соч.).

1. Слово как средство создания художественного образа и выражения авторского отношения. Многозначность слова, переносное значение, сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, синонимы и антонимы, стили речи. Рифма, ритм, звукопись как выразительные средства.

2. Соотношение литературы и действительности, художественный вымысел и художественная правда. Художественный образ. Динамические и статические искусства. Средства создания художественного образа в разных видах искусства.

3. Композиция как средство выражения авторского замысла и идеи. Основные элементы сюжета эпического произведения: экспозиция (вступление), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (заключение). Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: рассказ, сказка, басня, повесть, легенда, баллада, лирическое стихотворение, пьеса-сказка. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. Наличие сюжета в повествовании, свободная композиция текста-описания, трехчастное построение текста-рассуждения: тезис, доказательство, вывод.

4. Способы изображения персонажей: поступки, чувства, переживания, размышления, отношение к другим персонажам произведения и их отношения к персонажу, речевая характеристика, восприятие природы. Способы выражения чувств и переживаний: мимика, жесты, прямая речь, авторские ремарки, восприятие природы и событий. Роль персонажа в произведении, роль пейзажа. Представление о лирическом герое.

5. Автор как творец художественного произведения. Литературное произведение как художественное целое. Точка зрения. Рассказчик и его роль в произведении. Устное народное творчество. Жанры фольклора: скороговорки, считалки, потешки, песенки, загадки, сказки. Исторические корни волшебных сказок.

6. Художественная идея. Соотношение идеи и образа. Интерпретация художественного произведения. Тема и основная мысль текста.

3.5. Приемы анализа литературного произведения

Третий элемент содержания литературного образования в системе М.П.Воюшиной – приемы анализа произведения, т.е. те операции, которые совершает читатель в процессе эмоционального и понятийного освоения текста. Приемы анализа – это одновременно и средство постижения художественного произведения, поэтому выбор приема определяется:

особенностями художественного текста,

задачей, которую необходимо решить при анализе,

его доступностью для ученика.

В процессе решения задачи прием выполняет свою функциюявляется средством формирования умений, приобретения представлений и читательского опыта. Прием анализа, как операционная сторона умения, может со временем автоматизироваться – внимание читателя будет направлено на результат анализа. Младший школьник, только овладевающий приемами, нуждается в специальном обучении операционной стороне анализа (подробнее о приемах анализа см. раздел 3).


3.6. Эмоционально-оценочная деятельность

Четвертый элемент содержания литературного образования – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру – педагогически интерпретирован как эмоционально-оценочная деятельность, поскольку приобрести опыт, приобщиться к духовным ценностям можно только через сопереживание героям и автору. Необходимо так строить изучение произведения, чтобы оно затрагивало душу ребенка, чтобы идея была не только осознана читателем, но и пережита им.

Все названные элементы содержания литературного образования находятся во взаимосвязи, результатом их взаимодействия является новое качество – углубление восприятия прочитанного, литературное развитие младшего школьника. Это позволяет рассматривать содержание литературного образования как систему.

3.7. Круг чтения и принципы его отбора

Пятый элемент содержания ЛО(который часто забывают указывать авторы программ (СНОСКА: Этого элемента нет в системе М.П.Воюшиной.) или, напротив, все сводят главным образом только к нему) – круг чтения. Отбор круга чтения должен определяться следующими принципами:

1. Эстетический принцип. Предметом изучения на начальном этапе ЛО является литературное произведение как эстетическая ценность.

2. Принцип целостности. Данный принцип базируется на концепции современного литературоведения о художественном произведении как о целостности, сложном единстве «многообразных и разнообразных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Принцип целостности может быть реализован, если художественное произведение воспринимается ребенком целиком, без сокращений и адаптации, при которой нарушается художественная ценность текста.

3. Принцип доступности. Смысл данного принципа можно определить как готовность, учащихся-читателей адекватно воспринять основное художественное ядро произведения, которое определяет своеобразие, неповторимость его содержания и формы.

4. Принцип учета читательских интересов учащихся. Предлагаемые произведения должны вызывать яркие эмоции у первоклассника, желание читать самостоятельно.

5. Принцип целесообразности изучения произведения для литературного развития школьников. В психологии установлено, что близость темы и материала к жизненному опыту старших школьников облегчает эмоциональное «заражение», но воспитание только на такой литературе задерживает ЛР. В этих условиях легко возникают эмоции на содержание, но тормозится эмоциональная реакция на форму. Этот факт говорит о том, что необходимо включать в круг чтения первоклассников произведения, расширяющие жизненный и читательский кругозор ребенка. Тексты, имеющие потенциал смысла, доступный детям, но требующий специальной работы, усилий читателя влекут за собой литературное развитие учащихся.


6. Принцип тематического разнообразия произведений. Необходимость выделения данного принципа обусловлена психологическими особенностями младших школьников, целиком поглощенных вниманием к внешнему миру. Потребность во внешних впечатлениях становится основной движущей силой развития психики младшего школьника. Но ребенок этого возраста способен проявлять максимальную активность до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны.Разнообразие тематики изучаемых произведений будет способствовать поддержанию эмоциональной и интеллектуальной активности ребенка.

7. Принцип яркой выразительности художественной формы изучаемого произведения. Художественная форма произведения должна обязательно содержать хотя бы один яркий элемент, который бы привлек внимание ребенка – ритм, рифма, звукопись, оригинальные тропы, и композиционные приемы – оригинальное название, загадка и т.п.

8. Принцип соответствия теоретико-литературных знаний литературному материалу и возможностям их освоения младшими школьниками. Сообщение детям теоретико-литературных знаний и обучение детей их практическому применению необходимы для адекватного понимания произведения и его интерпретации в устной и письменной речи.. Теоретико-литературные понятия позволяют проникнуть в природу словесного образа, а образ является одним из «ключей», открывающих двери в тайны поэзии. Значит, необходимо определить круг тех теоретико-литературных знаний, которые нужны школьникам для понимания изучаемых произведений, установить, на каком литературном материале овладение этими знаниями будет проходить наиболее успешно.

9. Принцип возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми произведениями. Смысл этого принципа понимается как постоянное обращение на уроках литературы к уже изученным произведениям, нахождение близких тем, образов, настроений. По мере обучения ребенка происходит постепенное накопление им необходимых знаний. Это позволит уже в рамках начальной школы устанавливать отдельные связи между отдельными текстами писателя, текстами разных писателей и создаст предпосылки для изучения произведений на историко-литературной основе в средней школе. Введение этого принципа позволит преодолеть конкретность мышления первоклассника, будет способствовать развитию умственной операции обобщения, которая необходима для образного обобщения.

10. Принцип усложнения аналитической и художественной деятельности учащихся при изучении произведений. ЛР – возрастной процесс. За счет расширения жизненного опыта, культурного поля, накапливания читательских впечатлений изменяется восприятие художественного произведения. Усложнение художественной идеи, формы произведения, усложнение деятельности школьников на уроках являются необходимым условием для их ЛР. При этом происходит ориентация на зону ближайшего развития детей.