Файл: Педагогика (часть 1).doc (для 1 курса).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 2395

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая карточка.

2.Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

  • Сущность понятия «метод воспитания».

  • Возможности и пределы методов воспитания в педагогическом процессе

  • Формы воспитания в различных концепциях воспитания.

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

3.Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей.

  • Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной ра­боты в школе. – М., 2000.

  • Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993.

  • Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. – 2001. – №3.

  • Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспи­тание школьников. – 1993. – № 6.

Форма отчета: текст рецензии.

4.Ознакомьтесь с предложенной ситуацией.

6-й класс языковой гимназии. Хорошо развита речь, высокий интеллект у большинства. Отношение к вашему предмету – прагматично-взвешенное, без эмоций. Никогда не «перерабатывают», точно выполняют все требо­вания учителя. Спонтанной активности нет. Проблем с дисциплиной — также. В классе есть Сергей С. — признанный «клоун, хорошо учится и остроумен, всегда старается подчеркнуть ошибки или оговорки учителя. Нажиму со стороны учителя вряд ли подчинится.

  • Выберите необходимые методы и формы воспитания для этой си­туации. Разработайте конспект применения выбранной формы вос­питания.

Форма отчета: конспект воспитательного мероприятия с изложе­нием целей и задач воспитания.

Аналитический блок

    1. Работа с текстами:

    Метод воспитания и метод воздействия

    Сложность состоит в разведении понятий „метод воспитания» и «метод воздействия”. Метод воспитания – это, видимо, то общее и широкое воз­действие, которое выступает для процесса формирования личности фак­тором и складывается из целого ряда социально-психологических влия­ний, определяющих формирование той или иной стороны отношений. Это скорее теоретическое понятие, чем практическое, потому что оно состоит из ансамбля влияний самых различных и в каждом случае эти влияния сами по себе представляют какие-то вполне конкретные и определяющие метод воздействия. Тогда, скажем, методом убеждения окажется вся систе­ма информативного воздействия на ребенка, организуемая со стороны педагога. Туда будут входить и книги, которые он с детьми читает, и сказ­ки, которые рассказывает, и аргументы для педагогического требования или договора между педагогом и детьми. Все эти воздействия будут иметь одно направление – развитие рациональной стороны отношений ребенка к окружающим его объектам.

    Но и предположив, что это так, мы вновь попадаем в трудную теоретиче­скую ситуацию. Как только проецируется сказанное на практику воспита­ния, мы обнаруживаем, что методов воспитания... – нет...


    Практически существуют лишь методы воздействия как отдельные опе­рации, используемые педагогом в контексте общего влияния на воспитан­ника. Каждый акт организуемой деятельности детей – это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога – это одновременное сочетание таких опе­рационных воздействий, сливающихся в нечто целое (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М: Роспедагентство, 1996).

    • Правомерно ли отождествление методов воспитания и методов воздействия на ребенка?

    • Насколько такой подход согласуется с Кон­венцией о правах ребенка? Аргументируйте свой ответ.


    Соответствие между словом и делом в воспитании

    ...Обыкновенно приписывают самому ребенку все замечаемые у него не­благоприятные явления, говорят даже иногда о врожденной его злостно­сти, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает имитаци­онный период, во время которого у него складываются его речь, все глав­ные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из дей­ствий и рассуждений окружающих его лиц, то она, несомненно, станет зор­ко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произ­вола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она, несомненно, будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соот­ветствием между своим словом и делом непременно приучит ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убежде­ние, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на разви­вающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость вос­питателя содействуют нравственному развитию ребенка (Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение/ Лесгафт П.Ф. // Избр. пед. соч. - М., 1951. - Т. 1. - С. 59-60).

    • Насколько изменилось положение дел со времен П.Ф. Лесгафта?

    • Как вы охарактеризуете соответствие между словом и поступком в воспитательном процессе современной школы? Приведите примеры.


    Сила подражания

    В своих играх дети не только думают, вспоминают, воображают, чувству­ют, но и действуют. В играх дети воспроизводят все, что видят, слышат, читают. Без игр, без действия образы, взятые ими из жизни и из книг, боль­шей частью бесплодно для их развития испарялись бы, а стало быть, оста­вались бы без всякого влияния на их характер и волю. Кроме того, в играх они учатся сообразительности, находчивости, не говоря уже о ловкости. Здесь они учатся отстаивать свою личную свободу и в то же время подав­лять свои капризы во имя справедливости, приспособляться к обществен­ной среде и во имя личной свободы учатся отстаивать свои мнения. Тыся­чи примеров показывают, как дети, выросшие одиноко, в узком и тесном кругу родных и знакомых, становятся беспомощными, когда они попада­ют в среду чужих людей, в сложный водоворот социальной жизни, как легко они тогда делаются жертвой какой-нибудь случайной встречи, вред­ного влияния, дурного знакомства. Против этой опасности существует только одно средство: с детства окружить ребенка толпой сверстников, внести в его жизнь больше разнообразия, поместить его в сложную среду разнообразных общественных влияний.


    А эту роль в школе лучше всего сыграют товарищеские кружки, союзы, общества и пр. с различными задачами, о которых мы упоминали выше...

    Наиболее важным фактом из психологии детства представляется нам по­датливость детей внушениям и их подражательность. Прежде чем самому что-нибудь сделать, ребенок должен видеть, как это дело делают другие. Только при этом условии он может подражать им и убедиться, что он в состоянии сделать то же самое.

    Нужны, значит, еще живые хорошие примеры перед глазами детей.

    Правда, что это свойство всех людей, не только детей, но и взрослых. Все мы, взрослые люди, перенимаем друг от друга и мысли, и суждения, и же­лания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого не могло бы распространиться ни одно открытие, хотя бы это было открытие самого Ньютона...

    Но ни в каком другом возрасте податливость внушению примеров не встречается в такой преобладающей степени, как в раннем детском и пе­реходном возрасте. Еще Коменский сравнивал детей с обезьянами, кото­рые всему подражают – и дурному, и хорошему. Знаменитый Пирогов объясняет свой выбор медицинской карьеры огромным впечатлением, какое произвел на него в детстве известный московский врач...

    Посмотрите, с какой гордостью, раскрасневшись, с высунутым языком тащит иной крестьянский ребенок по поручению матери ведро с водой: он делает работу взрослых, он подражает им.

    И каждые отец и мать, каждый учитель служат таким же наглядным посо­бием в воспитании детей, каким, например, живые растения служат при изучении ботаники.

    Больше того, все мы, если только мы встречаемся с детьми, говорим с ними, если только они видят и наблюдают, – мы все служим наглядным пособи­ем в их воспитании и, быть может, единственным пособием и во всяком случае самым главным пособием. В тот момент, когда мы думаем, что ре­бенок занят своими играми, он внимательно слушает и следит за нами, и какое-нибудь наше действие или слово окажет решающее влияние на его ум, доставит ему или радость, или горе.,. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их увидит ребенок, могут служить для него примером подражания.

    Если мы ведем дурную жизнь, она отражается и на наших детях.

    Когда одного маленького мальчика спросили, что он будет делать, когда вырастет, тот отвечал с достоинством и решительностью: «Я буду напи­ваться, как мой отец». Хотим мы этого или не хотим, но мы воспитываем детей всем своим поведением, своим образом жизни, каждым своим по­ступком.

    И этот факт налагает на нас огромную ответственность.

    Итак, самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания яв­ляются хорошие люди, окружающие ребенка и служащие ему образцом для подражания. Сила же подражания так велика, значение ее так громад­но... (Вахтеров В.П. Предметный метод обучения // Бунаков Н.Ф. и др. Учителю начальной школы. – М, 1964. – С. 270-272).


    • Считаете ли вы, что личный пример воспитателя наиболее важен в воспитательном процессе?

    • Может ли воспитание осуществляться «само собой», без усилий воспитателя, только через его личный пример?

    Форма отчета: тезисный конспект.

      1. Анализ ситуации:

      Ситуация 1. Четвероклассник, которого уже дважды исключали из школы за разные проступки, пришел в класс к новой учительнице. Володя сознательно опоздал на первый урок, зашел в класс, не спросив разрешению, держа руки в карманах. Он ожидал обычных упреков, а может, и критику, приготовился к самозащите. И как растерялся мальчик, когда обычный арсенал средств, который использовался раньше с „воспитательной” целью, не был применен.

      К нас пришел новый ученик, - сказала Татьяна Трофимовна. - Мы рады ему и будем пытаться не оконфузиться. Кое-кому в классе придется подтянуться и не давать повод ни для каких замечаний в свой адрес”. Потом учительница с приветливой улыбкой обратилась к мальчику: „ Садись, Володя, мы освободим тебе, как гостю, место за первой партой”.

      Парень, потрясенный неожиданно доброжелательным отношением к нему, без возражений сел за первую парту, чего он, конечно, не сделал бы в других условиях.

      • Чем можно объяснить результативность примененных средств педагогического влияния на ученика и коллектив класса? От чего зависит выбор методов воспитания?

      Ситуация 2. Детский дом. Три подростка 11-12 лет сговорились убежать из детского дома. Заблаговременно запаслись хлебом, другой провизией. Ночью, когда все заснули, ребята выбрались из спальни, вышли на дорогу, которая вела к железнодорожной станции. Расстояние немалое 20 километров. Развиднелось. Началось движение автомобилей на дороге. Ребята прятались за кустами. Впоследствии им удалось добраться до железнодорожной станции. А здесь их уже ожидали педагоги детского дома и работники милиции.

      В тот же день огорченных, уставших, грязных беглецов привезли в воспитательный дом. Привели прямо в кабинет директора. Директор Г.И. долго смотрел на беглецов. Потом достал из-под стола плетку, которой погонял жеребца, на котором любил ездить. Ребята совсем испугались: Сейчас попадет... Но директор подошел к шкафу, достал оттуда большую банку малинового варенья, насыпал его в большую миску, дал три большие ложки и сказал с родительской благосклонностью: Ешьте сколько захотите. И скажите потом, что в нашем детском доме плохо...

      Ребята посмотрели друг на друга и взялись за ложки, работая ими вокруг сладкой миски.

      • К какому методу воспитания школьников прибегнул директор детского дома?

      • В чем действенность такого метода?

      Ситуация 3. Вы заходите в класс, чтобы начать урок. Ученики не готовы начать урок: не вытерта доска, на полу тряпка и бумажки. Ваше первое действие:

      • не обращу внимание на такие пустяки, поздороваюсь и начну урок;

      • поздороваюсь, молча сам вытру доску и подберу бумажки;

      • поздороваюсь, сделав замечание, сам вытру доску и подберу бумажки;

      • выкажу свое недовольство, с репликами осуждения сам вытру доску и подберу бумажки;

      • поздороваюсь, попрошу нескольких учеников навести порядок в классе, потом начну урок;

      • выкажу свое недовольство, заставлю нескольких учеников немедленно убрать класс и вытереть доску;

      • поздороваюсь, выкажу свое удивление по поводу нехарактерной для этого класса безалаберщины, предложу начать урок заново: выйду на 30 сек., заставив учеников подготовится;

      • поздороваюсь, выкажу свое удивление беспорядком и предложу подготовить класс для урока.


      Выбор аргументируйте .

      Ситуация 4. Ученик с мелом и тряпкой отвечает у доски. Оценка 3. Ученик очень не доволен. Перед тем как сесть за парту, он бросает тряпку на полочку доски, но она падает на пол. Ваши действия:

      • верну ученика назад и заставлю поднять тряпку;

      • остановлю ученика и предложу ему исправить оценку, поставлю перед ним еще одно задание, чтобы он исполнил его на доске;

      • сделаю вид, что не заметил поступка ученика, перейду к следующему этапу урока;

      • специально не буду привлекать внимания детей к поступку товарища, а вызову еще одного ученика, который будет выполнять задание на доске;

      • сначала сделаю вид, что не заметил того поступка, выдержу паузу, а потом предложу ученику с первой парты вытереть доску;

      • верну ученика к доске, выскажу недовольство его реакцией на справедливую оценку и заставлю поднять тряпку с пола;

      • сделаю вид, что не заметил душевного состояния подростка, а предложу ему лучше вытереть доску и написать следующее задание для всего класса;

      • выскажу свое недовольство поведением ученика, заставлю поднять тряпку с пола, сделаю соответствующую запись в его дневнике.

      Выбор аргументируйте




      Тема 8: Содержание образования как фундамент культуры личности

      (для самостоятельного изучения)

      Цель: охарактеризовать понятия «содержание образования»; сформировать представления об основных подходах к построению содержания образования в образовательных учреждениях разных типов; показать особенности содержания образования в гимназии, лицее и других типах учебных заведений.

      Основные вопросы темы

      1. Понятие содержания образования, его исторический характер.

      2. Теория формирования содержания образования.

      3. Факторы, определяющие формирование содержания образования.

      4. Принципы и критерии выбора содержания образования.

      5. Пути обновления содержания образования в современных условиях.

      6. Нормативные документы определяющие содержание образования.


      Что записать в ваш педагогический словарь:

      • образование

      • содержание образования

      • знания

      • умения

      • навыки

      • учебная программа

      • принципы формирования содержания образования

      • базисный учебный план

      • учебники