Файл: Педагогика (часть 1).doc (для 1 курса).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 2391

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • сущность и содержание понятий «образование» и «содержание образования»;

  • принципы факторы, лежащие в основе формирования содержания образования;

  • различные теории построения содержания образования;

  • специфика построения и содержания базисного учебного плана (БУП) и др. нормативных документов, в которых реализуется содержание образования.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • выделить и анализировать особенности построения содержания образования в различных типах образовательных учреждений;

  • работать с учебным планом и учебной программой;

  • выделить и анализировать функции учебников.


Литература

  1. Державна національна програма "Освіта: Україна XXI століття". - К., 1994. - Розділ "Зміст освіти". - С. 11-14.

  2. Дидактика современной школы: Пособие для учителей /Под ред. В.А.Онищука. - К.: Радянська школа, 1987.

  3. Закон України "Про освіту" //Голос України, 1996.- 25 квітня. - С.1-3.

  4. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. - М., 1987.

  5. Концепція 12-річної загальноосвітньої школи.

  6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

  7. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспек­тивы. - М., 1991.

  8. Лозова В.І., Троцко Г.В. Теоретичні основи виховання і навчання: Навчальний посібник. - Харків, 1997- С. 201-225.

  9. Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42.

  10. Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті. - К.: Шкільний світ, 2001.

  11. Орлов А. А. Инновации в региональной системе образования // Туль­ская школа. – 1994. – № 2.

  12. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998.

  13. Педагогика /Под ред. В.А.Сластенина. - М.,1997.

  14. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - Гл.1.

  15. Педагогіка /За ред. М.Д. Ярмаченка. - К.,І986. - Розд.1.

  16. Подласый В.И.Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х кн. - М.: Изд. Центр ІДОС, 1999. - Кн.1. "Общие основы". - 576 с.

  17. Подласый И. П. Педагогика. – М., 2000.

  18. Положення про середній загальноосвітній навчально-виховний заклад// Освіта. - 1993. - 3 вересня.

  19. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи: Підручник для студентів педагогічних факультетів - К.: Абрис, 1997.- 416с.

  20. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.

  21. Смирнов В.Й. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999.

  22. Философско-психологические проблемы развития образования. – М.,1981.

  23. Фіцула М.М. Педагогіка. - Тернопіль, 1997. - С. 6-13, 29-36.

  24. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999. - Розд.1.


Самостоятельная работа студентов

Практический блок

1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая карточка.

2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

  • Культура и образование

  • Системный подход к образованию

  • Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике

  • Дополнительное образование в Украине: история и современность


Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы)

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания образования.

Форма отчета: опорная схема (опыт создания наглядного пособия).

4. Проследите, как реализуется в курсе дисциплины, которую вы будете преподавать:

  • принципы отбора содержания образования;

  • система межпредметных связей.

Форма отчета: текст исследования (с приложением схем, таблица).

5. Проанализируйте пояснительную записку к предмету, который вы будете преподавать в школе, и определите ее структуру (линейная, концентрическая и т.п.)

Сформируйте главные задачи, выдвинутые перед этой учебной дисциплиной. Выясните отношение учителей-предметников к содержанию данной учебной программы.

Форма отчета: текст исследования (с приложением таблиц, схем).

6. Каковы главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений? Заполните таблицу.

Тип учебных заведений

Особенности содержания образования

Лицей




Гимназия




Колледж




Форма отчета: таблица.

Аналитический блок

    1. Работа с текстами:

    Современные научные теории и содержание образования

    Среди многочисленных теорий отбора содержания образования к важней­шим относятся концепции дидактического материализма, формализма, утилитаризма, проблемно-комплексная концепция, концепция структура­лизма, экземпляризма, функционального материализма, программирова­ния и др. Коротко рассмотрим их сущность.

    А. Дидактический материализм. Сторонники этой теории, истоки кото­рой восходят к Я. А. Коменскому (XVII в.) считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей наук. На основе этого была разработана «энцик­лопедическая модель» содержания образования. Ее сущность: глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональ­на количеству изученного материала в рамках одного предмета. Таким об­разом, данная модель охватывает разнообразные знания по отраслям наук, однако они зачастую слабо увязаны друг с другом, отмечается перегружен­ность информацией.

    Б. Дидактический формализм. Это название возникло в конце XVIII в. Использовал его Э. Шмидт, автор изданной в 1791 г. «Эмпирической психологии». Сторонники дидактического формализма рассматривали со­держание образования как средство развития способностей и познаватель­ных интересов учащихся. Главным критерием при отборе учебных пред­метов должна служить формирующая ценность учебного предмета, наи­более сильно представленная в математике и классических языках. Уже в древности были сторонники дидактического формализма (Гераклит, Ци­церон); в Новое время эти идеи разделяли И. Кант, А. Дистервег, Герберт, Спенсер и др. Однако они переоценивали значение субъективно-процес­суальной стороны.


    В. Утилитаризм – данную концепцию в области отбора и систематизации содержания образования выдвигали Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др. Сущность: единственный путь к овладению социальным наследием свя­зан с возможностями приобщения учащихся к тем видам деятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Реконструкция социального опыта – основной критерий при определении содержания обучения. Под воздействием утилитаризма сформировались следующие принципы отбора: создание проблемного подхода; формирование практи­ческих знаний; объединение работы с игрой, активизация деятельности учащихся и др.

    Г. Проблемно-комплексный отбор – автор Б. Суходольский. Сущность; общее образование составляет необходимую компоненту профессиональ­ного образования, но его содержание является основой жизни людей за пределами их профессиональной деятельности; содержание образования должно быть единым в неполной средней школе, но па более высоком уровне его нужно постепенно дифференцировать. Учебные дисциплины нужно изучать комплексно, интегрирован но.

    Д. Структурализм – этот термин был использован К. Сосницким при уточнении принципиального отбора содержания образования. Сущность: включение в учебные программы наиболее важного материала, отражаю­щего фундаментальные положения науки и научной мысли. Важными при разработке таких программ является учет принципов структурности, со­временности, жизненность, логичность и единство теории с практикой. Несомненно, правильным являлось требование Сосницкого выделить в содержании изучаемого предмета основные формообразующие элементы, а также всесторонние производные элементы.

    Е. Экземпляризм – теория, разработанная в 1958 г. западногерманским дидактом Гансом Штейером. В основе ее – концепция парадипломного (греч. «образец», «пример») обучения, согласно которой содержание об­разования следует представлять не столько систематически, сколько «фокусно» (без соблюдения хронологической последовательности); а также экземпляристское представление содержания.

    Ж. Функциональный материализм – автор В. Оконь. В основе этой тео­рии – положение об интеграционной связи познания с деятельностью. Основной критерий отбора содержания – мировоззренческий период. В содержании отдельных предметов должна отражаться их «ведущая идея», например идея эволюции в биологии, идея классовой борьбы в исто­рии, идея функциональной зависимости в математике и т. п.

    3. Теория дидактического программирования появилась в середине 1950-х годов в связи с появлением программированного обучения. По-другому она называется теорией операциональной структурализации содержания. Сторонники этой теории основное внимание уделяют структуре знаний и существующих между ними связей, используются методы матриц, графов и т. д. (Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М. 1986). Сделайте выписки из предложенных выше текстов по направлениям:



    Теория содержания образования

    Исторический период

    Суть теории

    Достоинства

    Недостатки

    Дидактический материализм





    Дидактический формализм





    Утилитаризм





    Проблемно-комплексный отбор





    Структурализм





    Дидактическое программирова­ние





    Образование фактор развития личности

    Образование – одна из приоритетных областей жизнедеятельности об­щества и человека. Оно является мощным и действенным фактором соци­ального, экономического и духовного развития личности. На новом этапе основой образования является осознанная необходимость каждой лично­сти в учении как обязательном базисе всесторонней подготовки к жизни на основе рационального сочетания своих интересов и потребностей об­щества. В теории и практике педагогики образование рассматривается в различных аспектах. Когда речь идет о ступенях образования, то в этом случае пользуются такими понятиями, как начальное образование, сред­нее и высшее образование. Когда раскрывается характер образования, то имеется в виду общее образование (начальное общее; основное общее; среднее (полное); политехническое; профессиональное; дополнительное образование). Когда выясняется специализация образования, то вводят­ся понятия техническое, сельскохозяйственное, медицинское, педагоги­ческое.

    Под общим образованием понимается образование, обеспечивающее всестороннее развитие личности в том объеме, который необходим чело­веку для активного участия в жизни и является общим для всех.

    Общее среднее образование является основной частью общего образова­ния, которое получается учащимися в разных типах средних учебных за­ведений. Сегодня оно дифференцируется на традиционное школьное, гим­назическое, лицейское и другие виды. Политехническое образование процесс овладения знаниями научно-технических и экономических основ производства, системой знаний о сущности, основных чертах и значении НТП, обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, технологии и т.д. Профессиональное образование связано с процессом усвоения определен­ного объема знаний, умений по конкретной специальности. Основу этого процесса составляет общее образование, а результатом является получе­ние определенной профессии.

    Содержание образования – наиболее сложный и основной компонент об­разовательной системы, который кратко может быть выражен вопросом «чему учить».

    В педагогической теории под содержанием образования понимается си­стема знаний, умений, навыков, овладение которыми в ходе учебного про­цесса содействует личностному освоению основных богатств, накоплен­ных человечеством, готовит к жизни, труду.


    Знания – результат познания сущности окружающих явлений, отражение действительности в мышлении в виде теорий, закономерностей, принци­пов, понятий, факторов.

    Умения – знания в действии, обеспечивающие выполнение определенной деятельности в новых условиях.

    Навыки – автоматизированные умения: интеллектуальные (анализ, син­тез, обобщение), практические (конструкторские, трудовые), специальные или предметные (работа с картой, прибором), общеучебные (работа с кни­гой, составление плана, самоконтроль и др.)

    Категория содержания образования не является абстрактной. Это наибо­лее динамичный и изменчивый компонент процесса обучения; его модер­низация происходит непрерывно на различных этапах развития общества. Как система зависимая, производная от других систем, содержание обра­зования формируется сложно и противоречиво; оно несет на себе яркий отпечаток эпохи, общепринятых ценностей общества, соответствующих его идеологии и социальной структуре. Являясь средством воплощения в жизнь целей образования содержание отражает как текущие, так и пер­спективные потребности общества (социальный заказ), а также личности.

    Существенное влияние на содержание образования оказывают и культур­ные достижения. Причем сроки между появлением нового открытия в на­уке, технике и началом их изучения в школе неуклонно сокращаются. Если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, для эволюционного учения Дарвина – 56 лет, радио (Попов) – 40, теории атома (Бор) – 30, то с транзистором школьники познакомились уже через 10 лет после его изобретения, синтезом инсулина, исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, бионикой – через 4-5 лет. Такая ситуация привела к тому, что до недавнего времени постоянно уве­личивалось количество учебных дисциплин (25-27), расширялось их со­держание; а образование, таким образом, было нацелено на передачу гото­вых знаний. Многопредметность, утрата целостности и системности со­держания образования, перегрузка учащихся учебными дисциплинами и в конечном счете – снижение качества образования. По данным исследо­вателей МГПУ им. В. И. Ленина, на начало 80-х годов только 9 % среди старшеклассников занимались с интересом; 15% считали, что попусту теряют в школе время; 63 % занимались время от времени; и только 19 % работали систематически и выполняли весь объем учебного плана (Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспек­тивы. – М., 1991).


    Базисный учебный план

    В педагогической теории проблема содержания образова­ния разрабатывалась И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, В. В. Краевским, В. М. Монаховым и др. Согласно разработанной ими концепции, содер­жание образования должно включать следующие элементы.

    а) известные человеку знания о природе, обществе и человеке как основе формирования научного мировоззрения и ориентации в определенном направлении будущей практической деятельности;