Файл: истор экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 1549

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реформа проводилась "сверху", главными реформаторами. Главными людьми, которые настаивали на реформе, были люди из высшей аристократии: это великий князь Константин Николаевич, его жена Елена Павловна, целый ряд видных аристократов, которые убедили царя, и царь тоже стал сторонником реформы, хотя в глубине его души вечно было, конечно, сопротивление. И нужно было достигать компромисса между крестьянами, между их интересами и интересами крепостников, основных землевладельцев, которые владели землей и самими крестьянами. Стоял вопрос, что просто дать свободу крестьянам – это мало, они должны иметь возможность на что-то жить, значит, им надо было дать землю. В значительной степени были приняты условия, приемлемые для дворян, это означает, что крестьяне получали землю за выкуп, выкуп довольно значительный, что они должны были еще иметь определенные обязанности отрабатывать на помещика, сохранялась община, в которой они были связаны круговой порукой в отношении задолженностей по выкупам.
К причинам реформы 1861 г. относят:

• промышленную революцию;

• изменение социальной структуры русского общества (появляются капиталисты, формируется институт наемных рабочих);

• крымскую войну (России показали, что она является страной второго сорта);

• общественное мнение (осуждение крепостничества);

• смерть Николая I.

Нельзя отрицать и тот факт, что особенности крепостничества в России также явились базой для проведения реформы в жизнь.

Особенностями крепостничества в России было:

• Документов о крепостничестве не было. И если в странах Европы оно исчезло естественным путем, то в России его ликвидация становится государственной задачей.

• Во всех странах Европы крепостнические отношения были разнообразными, т.е. отношения крепостничества наблюдались в разных сословиях и в соответствии с этим крепостные имели разные права. В России государство само формирует единое сословие.

2. Содержание реформы.
    Манифест об освобождении крестьян был подписан 19 февраля 1861 года.  За свою крестьянскую реформу Александр II был назван "Царем Освободителем".  В отличие от других стран крестьяне при освобождении получали землю.  За землю, которую они получали от помещиков, платило государство; государству же стоимость земли должны были выплачивать сами крестьяне в течение 49 лет. 85% крестьян выкупили землю за 20 лет.  В 1905 году правительство аннулировало остающийся крестьянский долг. В итоге, заплатив помещикам 550 миллионов рублей, царское правительство собрало со всех крестьян около двух миллиардов рублей золотом! Следует подчеркнуть: после реформы у крестьян по всей стране осталось на одну пятую часть земли меньше, чем было до 1861 года.

    Крестьяне получили землю не в личную собственность, а в собственность "общины" (деревни или села).  Община явилась маленькой демократической ячейкой.  Все местные вопросы в ней решались большинством голосов.  Важнейшей задачей в общине выло справедливое распределение "общей" земли между отдельными хозяйствами.  Большие семьи получали соответственно больше земли, маленькие - меньше.  Но, так как состав семей менялся, приходилось довольно часто перераспределять землю.  Таким образом, крестьянские хозяйства не имели постоянной земли.     Общие дела сельскохозяйственных районов стали решаться выборными представителями общин и помещиков.  Такая организация была названа "земством".  Земства проводили в деревнях большую и полезную работу.  Они строили школы и церкви, открывали больницы, организовывали агрономическую помощь. Реформированы были также городская администрация, система народного образования и система призыва в армию.


Основой пирамиды дворянского самоуправления стали уездные дворянские собрания, на которых намечались кандидатуры мировых посредников - лиц, которые должны были осуществлять непосредственный и постоянный надзор над крестьянскими общинами. Мировые посредники избирались только из дворян, нижний предел их земельного ценза был 150 - 500 десятин земли (в зависимости от губернии). Затем списки мировых посредников представлялись губернатору и окончательно утверждались сенатом. Права мирового посредника были немалые. Он утверждал все - от выбранных на сельских сходах старост и волостных старшин до сроков и времени самих сходов. Кроме того, что немаловажно, ни одна сделка, ни одно соглашение между помещиком и крестьянским обществом не считалось действительным без конфирмации мировым посредником.

После реформы усилилось расслоение крестьянства. Некоторые крестьяне богатели, покупали землю у помещиков, нанимали работников. Из них впоследствии сформировался слой кулачества – деревенской буржуазии.

Многие бедные крестьяне разорялись и отдавали свои наделы за долги кулакам, а сами нанимались в батраки или уходили в город, где становились добычей алчных заводчиков и фабрикантов.
Крестьянская  реформа  1861 года  имела  свои  особенности в различных  областях  Российской  империи.  Так,  вместе с "Общим Положением  о  крестьянах,  вышедших  из  крепостной зависимости" были  подписаны  "Дополнительные  правила"  о крестьянах  в Земле войска  Донского,  в  Ставропольской  губернии, в Сибири и в Бессарабской области.  В  ходе  реализации реформы также возникла необходимость  в  корректировке  общих положений  применительно к некоторым областям.

Реформа разочаровала население, поскольку:

• землю не получил тот, кто ее не имел. Помещикам разрешалось взамен выкупа забирать у крестьян по одной десятине на душу. Размер надела имел разную цену: первые десятины стоили дороже, большие – дешевле. Это сделали потому, что бы у крестьян осталось больше земли, поскольку выкупать больше земли было выгоднее.

• не была установлена частная собственность на землю. У крестьян было особое ограничение земельного права. Но в целом, государство последовательно проводило меры по формированию гражданского общества, всё население приобретает почти единые права в обществе, хотя даже в крестьянской среде наблюдалось расслоение.

Община в ходе реформы была не только сохранена, но и укреплена. Впервые применены законы, которые регламентировали крестьянское самоуправление. В сельских сходах главенствовал и избирался сельский староста, в волостных сходах (волость 300 – 2000 ревизских душ) – волостное правление, во главе волостной староста и волостной суд. Интересен механизм поощрения на должности волосного старосты. Волостной староста, прослуживший 3 года, освобождается от рекрутской повинности на срок службы, после 6 лет абсолютно освобождался от рекрутской повинности, а после 9 лет службы мог освободить от повинности, по своему выбору, родственника


3. Значение реформы.


Историческое значение реформы 1861 г может быть выражено следующими тезисами:

1. она открыла пути развития капитализма

    а) в сельском хозяйстве; сельское хозяйство стало развиваться по прусскому пути в Черноземье (в Пруссии сохранялись помещичьи латифундии и крестьяне арендовали у помещиков землю) и по американскому пути в Нечерноземье и, главным образом, на окраинах (то есть там развивались фермерские хозяйства). Удовлетворены и помещики окраин – выкупная операция растянулась на 20 лет.

    б) в промышленности: появление новых свободных рабочих рук.

2. монархия упрочила материальную базу, получив миллионы налогоплательщиков. Выкупная операция укрепила финансы государства

3. велико нравственное значение реформы. Покончено с рабством. Начало эпохи реформ, самоуправления, суда и т.д. Но как уже отмечалось выше реформа носила недемократический, продворянский характер. Главные пережитки – самодержавие в политической области и помещичье землевладения в экономической. Реформа разорила крестьян. Отрезки от их земель доходили до 20%.


30 ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В РОССИИ

Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в.

Выделяют два крупных этапа:

  • дореформенный (1830—1850-е гг.)

  • пореформенный (1860—1880-е гг.).

Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва. Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности: — начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во„ Франции — в начале XIX в.); — начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны); — сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть доходов отдавали в виде оброка и высокой заработной платы, часть которой являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам); — не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Факторы, сдерживавшие рост буржуазии, отмечены выше. Что касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные крестьяне-отходники. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.; — происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.


Второй этап промышленного переворота. Показателем завершения технического обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70— 80-х гг. XIX в. К хлопчато- и писчебумажной, свеклосахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная, металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленность. Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным. К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он: — происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране; — сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.; — привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал); — сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861—1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота — в 25 раз); — имел важные социальные последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта; — чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).


31 ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА ВИТТЕ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

В 1889 г. С. Ю. Витте стал директором департамента Минфина, затем Министром путей сообщения и вскоре - Министром финансов. Этот ключевой пост С. Ю. Витте занимал 11 лет с августа 1892 по август 1903 года.


Блестящим достижением Витте стала осуществленная им денежная реформа. Он обратился к опыту своих предшественников, в частности, министра финансов М.Х. Рейтерна. Предпринятые им реальные меры и проекты явились фундаментом последующей экономической политики российского правительства, курсом которой шли почти все министры финансов. СЮ. Витте продолжил начинания Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского, пытавшихся заложить предпосылки перехода к золотому стандарту, проводя стабилизацию кредитного рубля и создавая запасы золота. По этому пути пошел и С.Ю.Витте. Он заключил несколько новых, выгодных для России займов, вдвое увеличил золотой запас страны. Но это были полумеры. Необходимо было разработать четкую программу, направление, формы и методы действия, и убедить монарха. Витте развернул бурную деятельность и приложил немало усилий, решительности и последовательности для доведения начатого дела до конца. Для пропаганды своих замыслов он . не остановился перед субсидированием влиятельной петербургской газеты «Биржевые ведомости», выступал со страстными речами в Государственном совете (3).

Прежде всего, нужно было определиться по существу: проводить денежную реформу на базе монометаллизма (золото или серебро), или биметаллизма . Вопрос был не однозначен и имел сторонников обоих вариантов. Обладая трезвым умом и историческим предвидением, Витте стал сторонником золотого монометаллизма, в чем сумел убедить своих коллег и Николая II. Главным советником Витте в разработке предстоящей реформы были профессор Петербургского университета И.Кауфман и директор Департамента финансов министерства Н. Кутлер, который стал активным участником реализации денежной реформы 1922-1924гг.

Для подготовки реформы С.Ю.Витте провел ряд мер. Была произведена стабилизация курса кредитного рубля. Частные банки были строго предупреждены о том, что спекуляции на курсе рубля лишат их правительственной поддержки и права проведения коммерческих операций. За частными банками и таможнями был установлен строгий государственный контроль. С биржи были удалены агенты иностранных банков. Чтобы избежать шока, населению было разрешено еще до реформы использовать золотые монеты по курсу 5 золотых руб. за 7,5 кредитных руб. Наконец, предстоявшая денежная реформа заставила произвести назревшие преобразования в Государственного банка России. К началу 90-х гг. изменились отношения Госбанка и казначейства. Были выплачены долги казны банку, для оплаты которых нередко использовались займы. Привлеченные Госбанком немалые суммы можно было использовать для кредитования промышленности и торговли. В этой связи потребовались изменения в Уставе Госбанка. Об этом писали в печати не только промышленники, но и помещики. В 1892 г. под председательством Витте была создана комиссия для пересмотра Устава банка. Финансовая политика, проводима С.Ю.Витте, настоятельно требовала расширения сферы деятельности Центрального банка. Наряду с краткосрочным кредитованием, Витте высказывался в пользу длительного промышленного кредита в целях роста экономики страны. Новый Устав Госбанка вступил в силу в 1895 г. Основной капитал составлял 50 млн. руб., резервный -до 5 млн. руб. (4). Устав разрешал кредитование промышленников под соло-вексель под залог зданий и оборудования. По новому Уставу Госбанк больше не выполнял роль местного операционного учреждения Петербурга, а направлял банковскую деятельность всей страны. Для обслуживания С.-Петербурга при Госбанке учреждалась контора во главе с управляющим и Правлением в составе пяти директоров. Новый Устав усилил зависимость Госбанка от Минфина. Руководящий состав банка во главе с Управляющим назначался министром финансов, а его деятельность регулировалась министерскими распоряжениями. Госбанк систематически отчитывался перед Государственным советом и государственным контролером. При проведении денежной реформы на Госбанк был возложен выпуск кредитных билетов и золотых монет.