ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2743
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Практический психолог в детском саду
Психолог-профконсультант в школе
Психолог районного психологического центра
Преподаватель психологии в общеобразовательной школе
Преподаватель психологии в вузе
Психолог в психиатрической клинике
Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»
Клинический психолог в судебной сексологии
Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)
Психолог в гражданской авиации
Психолог, работающий с персоналом банка
Психолог железнодорожного депо
Психодиагност в управлении персоналом
Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»
Если молодой специалист-психолог хочет стать квалифицированным и высокооплачиваемым консультантом, он должен начинать свою трудовую деятельности с подсистемного уровня. Он должен изучать и организовывать процессы, происходящие внутри организации. На этом этапе консультант-психолог может выступать и в качестве эксперта, например, при разработке профессиограмм и должностных инструкций, составлении психограмм и «психологических портретов» успешных специалистов, при подборе персонала и планировании карьеры сотрудников организации, в оценке оборудования рабочих мест, освещенности, режима труда и т.д.
Кроме того, он может выступать и в роли проектного консультанта, например, при формировании корпоративной культуры, участвуя в разработке кодекса фирмы, в разработке и осуществлении проектов, направленных на мотивацию персонала, повышение качества работы. В качестве консультанта по процессу начинающий консультант-психолог может выступать при формализации производственных отношений, в профилактике и разрешении конфликтов, проводя различные тренинги, собрания трудового коллектива.
Заработная плата внутреннего консультанта колеблется в зависимости от региона, квалификации консультанта, размера компании-работодателя.
Освоив на практике методы работы в качестве внутреннего консультанта, изучив бизнес-процессы изнутри, психолог может переходить к работе с руководителями и организациями на системном уровне – перейти в разряд внешнего консультирования. В этом случае, психологу необходимо помнить о том, что требования руководителей к внешним консультантам гораздо выше (существенно выше и заработки внешнего консультанта), чем к своим сотрудникам. Любой промах консультанта будет расценен как провал, руководитель организации разорвет договор, а к консультанту, в случае повторения таких ошибок и на других предприятиях, может пристать ярлык «дилетанта». Чтобы избежать таких неудач, психологу рекомендуется поработать на трех-пяти предприятиях в разных отраслях, не менее года в каждой компании, в качестве внутреннего консультанта. Главную роль в определении размера гонорара консультанта играет квалификация и известность консультанта. Размеры организации практически не влияют на определение стоимости услуг.
На освоение системного уровня консультанту необходимо 5-10 лет напряженной работы. За это время он должен успеть проконсультировать десятки организаций, проанализировать их деятельность и вывести закономерности их функционирования и развития. Только после этого консультант может предлагать свои услуги в надсистемном уровне – регулировать рынок или развивать отрасль. Спрос на этот вид консалтинга, в России, только появился. Например, в «Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию» (АКУОР) за 2001 год с консультантами было заключено не более десяти контрактов на такие виды консультирования.
Студенту, решившему стать консультантом по управлению и организационному развитию, необходимо во время обучения на факультете психологии МГУ обращать особое внимание на теоретическую подготовку, осваивать методы и приемы работы практических психологов, учиться самому создавать новые практические методики работы.
От руководителей организаций довольно часто можно слышать, произносимые с усмешкой, скептические слова: «Это все в теории так…, но на практике все по-другому». Теоретику, действительно, на это нечего ответить, он не в состоянии применить на практике свою теорию (если теория не адекватна жизненным задачам).
Организационный психолог-консультант практик, уверенно отвечает: «Нет ничего практичнее работоспособной теории», и подписывает контракт! Хорошая теория не устаревает, устаревают методы работы с теорией. Окружающий мир динамично меняется, вместе с ним должны меняться теоретические концепции и методы работы психолога в организации. Создавайте свои работоспособные теории и методики, и они, вполне возможно, будут конкурентоспособны на рынке управленческого консалтинга.
Рекомендуемая литература:
Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 1996.
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
Занковский А.Н. Организационная психология. Учебное пособие для вузов. М.: Флинта, МПСИ, 2000.
Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
Психология менеджмента. Учебник /Под ред. С.Г.Никифорова. – СПб.: СПАбГУ, 2000.
Лютенс Ф. Организационное поведение. Перев. с англ. 7-го изд.- М.: ИНФРА-М, 1999.
Управление персоналом. Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
Политолог-психолог
(Политическая психология)
Что такое политическая психология?
Политическая психология возникла на стыке политической науки и психологии и является междисциплинарной наукой. Одни исследователи относят её ближе к политологии, (Е. Б. Шестопал, Г. Г. Дилигенский), другие – ближе к области психологии (А. И. Юрьев, Л. Я. Гозман), выбор зависит от теоретической позиции самих исследователей. В добавлении к перечисленным наукам, необходимы знания в области юриспруденции, экономики, этнопсихологии, социологии. Первые работы по психологическому анализу политической жизни были опубликованы в 30-е гг. ХХ века в США. С 1978 г. издается профессиональный журнал «Political Psychology», а также функционирует Международная ассоциация политических психологов (ISPP). В настоящее время в России кафедры политической психологии открыты на психологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета и на отделении политологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Объектом изучения данной области являются как рядовые граждане, так и профессиональные политики, а специфика научного интереса касается исследования психологических аспектов политики.
Политическая психология изучает и большие группы: политические организации, партии, движения. Психология в политике применяется в тех случаях, когда действия основных участников политического процесса могут быть объяснены психологическими феноменами (установками, типом социализации, восприятием себя и друг друга) или когда требуется привлечение социально-психологических методов для решения политических проблем.
В чем состоит профессиональная деятельность психолога, работающего в сфере политики?
Работа психолога в политике достаточно сложная. Прежде всего, это касается методологических проблем. Данная профессия никак не может быть массовой. Для создания психологической службы, лаборатории или консалтинговой фирмы требуется немало материальных и временных затрат. Специфика работы политического психолога в сфере практической политики отличается от работы других психологов, прежде всего тем, что политическое решение должно быть подготовлено в ситуации цейтнота, а времени и возможностей на проведение стандартных исследования нет. К тому же и требования конфиденциальности затрудняют публикацию результатов и сопоставление результатов исследований разных специалистов. Следовательно, психолог вынужден проводить свой анализ, располагая неполной информацией. Многие традиционные диагностические техники по этой причине также не применяются. Таким образом, весь спектр этих проблем ложится на плечи политического психолога, который, оказавшись внутри властных структур, вынужден сам создавать методики и методологию, что требует высокого профессионализма как в отношении психологического инструментария, так и в отношении политологического анализа текущей ситуации.
Предмет политической психологии различается в зависимости от занимаемой должности самим психологом, так как определенной должности соответствует определенная профессиональная задача. Например, для преподавателя в ВУЗе основной задачей является создание наилучших условий для усвоения студентами научного знания. Продуктами этой профессиональной деятельности будут: теоретические знания и практические навыки, книги и другие публикации по соответствующей теме. Для исследователей в фирмах по изучению общественного мнения основной задачей будет выявление общих тенденций населения касательно интересующих политиков вопросов, что особенно актуально при введении нового закона, реформы и т.д. Результатом такой работы является анализ политического сознания граждан, измеренной как количественными, так и качественными методами. Полученные политическими психологами данные используются как политиками, которые должны прислушиваться к настроениям соотечественников, так и средствами массовой информации (СМИ), которые информируют общество о соответствующих тенденциях.
Ещё одной отраслью социальной жизни, где требуется помощь политического психолога, являются соответствующие службы, занимающиеся политической аналитикой и политическим «пиаром» (от PR — “Public Relations” или “связи с общественностью). Основные задачи данной области аналогичны предыдущей специализации, это — анализ политических настроений, психологическое сопровождение политических кампаний, психологическая экспертиза предвыборных материалов, тренинг политиков, готовящихся к предвыборным выступлениям и т. п.
К сказанному можно добавить тот факт, что существует большой запрос на работу политических психологов со стороны государственных учреждений.
Рассмотрим процесс работы политического психолога более подробно.
Существует две линии деятельности политического психолога.
Первая — связана с психологией, это такие виды деятельности как коучинг (тренинги), консультирование, ведение политического лидера, имиджмейкерство (создание нужного образа политика), в том числе и психотерапевтическое консультирование, психокоррекция нежелательных акцентуаций (проявлений личностных характеристик). Например, при обращении политика в PR-агенство ему могут предложить программу, одним из пунктов которой может быть психокоррекция, работа с невербаликой (мимикой, жестами), с образом, речью и т. д. Однако работа в сфере практической политики может быть и весьма далекой от психотерапии. Успешный политик – это человек, победивший на выборах и переигравший своих конкурентов в закулисной борьбе, принявший на себя огромную ответственность. Он знает, в чем его сила, а в чем слабость. Конфликтные отношения с близкими могут мало его волновать и оставаться на периферии его сознания. Больший интерес политик будет испытывать при обращении к чувствам и реакциям людей (своим избирателям), их взглядам, настроениям. Если клиент (политик) сам является заказчиком личностно-ориентированной работы, то в этом случае возможна успешная коррекция. Даже в случае очевидных коммуникативных проблем политика, психологу не всегда следует предлагать свою помощь в их разрешении.
Вторая линия деятельности психолога в политике касается анализа политических настроений населения, что уже ближе к социологии. Соответствующими задачами этой линии являются: а) коррекция рассматриваемых проектов с точки зрения их психологической грамотности – слежение за тем, чтобы в проектах не было заложено нереалистических ожиданий, ошибочных представлений о причинно-следственных связях в человеческом поведении; б) психологизация самого процесса принятия решений.
Наиболее ответственной и сложной задачей политического психолога является работа по прогнозированию массовых агрессивных действий и поиск путей их предотвращения.
Во многих случаях очень ценную информацию специалисту могут дать количественные методы. Например, можно придти к тому, что электорат определенной партии, аморфен, то есть его легко отбить, отколоть, в отличие от электорального ядра партии. Один американский политтехнолог говорил, что в предвыборной кампании не следует ориентироваться на тех, кто и так за вас проголосует, ибо они — ваши сторонники. Также не стоит ориентироваться на тех, кто точно за вас не проголосует, вы их тоже не убедите. Вы должны ориентироваться на тех, кто ни туда, ни сюда. Поэтому предвыборная кампания направлена на то, чтобы приобрести сторонников именно там, где есть неопределившиеся.
Разными инструментами можно получить одни и те же данные, другое дело, что количественные исследования могут быть достаточно дорогостоящими.
Качественное исследование иногда бывает построено больше на профессиональной интуиции. Например, проведение нескольких «фокус-групп» (группового интервьюирования), где собирают 7 - 8 человек и 1.5 - 2 часа с ними проводят беседу по заранее составленному сценарию. Есть профессионал – «модератор фокус-групп», которому представляют план для проведения фокус-группы. Ему дают задание на выяснение нескольких значимых вопросов. Модератор мастерски должен уметь вести фокус-группу, для того, чтобы получить максимум информации из данной небольшой группы. После этого в работу вступает политический психолог, который просматривает запись этой беседы на видео или анализирует протоколы беседы. При этом рассматриваются результаты работы с 3–4 фокус-группами, суммарный размер которых составляет приблизительно 25–30 человек. По сравнению с использованием количественных методов на больших выборках — это намного дешевле и быстрее. Если правильно составлена выборка в группе, если модератор ведет эту группу профессионально, то в руках у политического психолога оказывается мощный пласт информации, так как в фокус-группах есть возможность ответить на очень большое количество вопросов без вариантов этих ответов, которые люди предлагают сами. Информация, полученная таким образом, открыта, обрабатывать её сложнее, в данном случае используется метод «контент-анализа».
Еще одним целесообразным методом будет создание экспертных групп, состоящих из психологов, психотерапевтов, психологически ориентированных социологов. Члены группы должны регулярно следить за развитием событий, быть личностно вовлеченными в политическую ситуацию. Собираясь периодически, они могут давать заключения о психологических действиях тех или иных акций, об их влиянии на общественную атмосферу, поведение людей, их отношение к лидерам и институтам. Эта же группа способна предлагать нестандартные пути решения кризисных ситуаций, прогнозировать возникновение конфликтов.
Политический психолог может использовать любые доступные ему данные, начиная от социально-экономических и заканчивая социально-психологическими.
В любом из вышеперечисленных случаев психолог должен давать политику обратную связь относительно динамики его образа, а также образа его окружения. Каждое выступление политика может стать предметом профессионального анализа.
Еще одна миссия политического психолога заключается в том, что он является инструментом, с помощью которого политик получает объективную информацию. Таким образом, лидеру, который пользуется услугами политического психолога, представляется адекватная картина его действий.