ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2567

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Психология как профессия»

РАЗДЕЛ 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Практический психолог в детском саду

Школьный психолог

Психолог в доме ребенка

Психолог-профконсультант в школе

Психолог районного психологического центра

Психолог-реабилитолог

Педагог-психолог в школе

Преподаватель психологии в общеобразовательной школе

Преподаватель психологии в вузе

Психолог-методист

Социальный работник

Семейный психолог-консультант

Клинический нейропсихолог

Психолог в психиатрической клинике

Детский нейропсихолог

Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»

Клинический психолог в судебной сексологии

Психолог в поликлинике

Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)

Психоаналитик

Гештальт-терапевт

Психолог-игротерапевт

Психолог-перинатолог

Эргономист

Военный психолог

Психолог в гражданской авиации

Психолог – эксперт

Психолог, работающий с персоналом банка

Психолог железнодорожного депо

Кадровый консультант

Психодиагност в управлении персоналом

Тренинг-менеджер

Психолог-консультант

Организационный психолог

Политолог-психолог

Перечень нормативно-правовых документов, законов, постановлений, рекомендаций, регламентирующих труд психолога-практика

Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»

Этические принципы и правила работы психолога

Психолог занимается также и обучением персонала. Цель данного обучения: научить персонал банка работать с клиентами так, чтобы те, после общения с сотрудником, захотели снова придти в банк и воспользоваться его услугами.

В обязанности психолога входят, кроме того, и многие другие обязанности: составление описаний трудовых постов, видов работ в организации, преодоление неблагоприятных функциональных состояний сотрудников, вопросы оценки профессионализма, улучшение делового взаимодействия, общения, консультирование сотрудников по их личным, профессиональным и семейным проблемам, совершенствование рабочих мест персонала и многое другое.

Но и сам психолог должен обладать определенными личностными качествами, чтобы наилучшим образом выполнять все эти функции. Главное, это умение общаться, говорить с другим человеком, умение снять его внутреннее напряжение, чтобы он не боялся взаимодействовать с психологом, т. е. умение психолога вступать в контакт и поддерживать его в беседе. Психолог должен обладать способностью приспосабливаться к изменению ситуации, настроений клиента, сотрудников. Важными для него качествами являются эмоциональная устойчивость, устойчивость к физическим и моральным нагрузкам (которые здесь часто имеют место), высокая ответственность за принятие решения, наблюдательность, способность к творчеству.

Какие орудия, средства труда чаще всего использует в своей практике психолог? Самое главное, это его знания и умения, владение устной и письменной речью, компьютером, как средствами труда, а также тесты, компьютерные программы (чаще – специально разработанные тесты).

Не стоит забывать, что банк – это жестко структурированная система и, несмотря на то, что психолог в ней по статусу занимает должность на уровне главного специалиста, он все же является здесь таким же подчиненным, как и все. Он тоже должен соблюдать установленный режим дня, выполнять строгие дисциплинарные требования. Нужно быть готовым к тому, что, выбрав эту профессию, придется большую часть жизненного времени потратить на работу, поэтому очень важно иметь глубокий интерес к выбранной специализации.

По истечению некоторого времени, работая психологом в банковской системе, можно достигнуть развития определенных качеств личности, индивидуальности. Так, например, развиваются маневренность, гибкость поведения, ибо психолог сталкивается в банке с разными людьми; увеличивается опыт работы и, следовательно, формируется высокая уверенность в себе, связанная с приобретением профессиональных навыков. Данная профессия привлекает возможностью самореализации через практику, т. к. в этой области довольно много свободы, и психолог может развивать любое направление, которое ему интересно, в том числе, и заниматься научной работой. Гордость за свою профессию всегда возникает у психолога, когда люди благодарны ему за помощь, когда они интересуются своими результатами, выполняют рекомендации; когда повышается эффективность работы банка в целом в результате немалых усилий, которые психолог приложил для этого. Таким образом, квалифицированный, эффективно работающий специалист-психолог чувствует свою необходимость и полезность для других людей.


К сложным, трудным моментам работы психолога можно отнести большую ответственность при принятии им решений. Ведь, когда психолог участвует в приеме людей на работу, ему приходится давать рекомендации, которые могут повлиять на исход дела. Таким образом, он на своих плечах несет тяжелый моральный груз ответственности за успешность работы набранного персонала.

Чтобы работать по данной профессии, необходимо закончить психологический факультет, который обеспечивает базовое образование. Для работы в банке предпочтительны психологи, специализировавшиеся в области психологии труда и организационной психологии, клинической и социальной психологии.


Психолог железнодорожного депо

В системе мер по рациональному использованию трудовых ресурсов, повышению качества и эффективности работы, снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и текучести кадров в условиях современного производства важная роль принадлежит психологическому профессиональному отбору работающих, особенно при выполнении ими сложных, эмоционально-напряженных и потенциально опасных видов работы. Профессиональный отбор является важнейшим направлением обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. Установлено, что свыше 50% грубых нарушений безопасности движения связаны с недостаточной психологической профессиональной пригодностью персонала локомотивных бригад, получившего низкие оценки психологов при прохождении процедур диагностического обследования на профпригодность (но, несмотря на эти оценки, допущенного к работе).

Должностная инструкция психолога депо включает следующие его обязанности и задачи:

  1. Психолог изучает влияние психологических, эргономических и организационных факторов производства и транспортного процесса на трудовую деятельность работников депо в целях создания благоприятных условий труда, повышения его эффективности и безопасности движения поездов (в частности, участвует в разборе ошибочных действий членов локомотивных бригад).

  2. Участвует в работе по составлению планов социального развития коллектива.

  3. Проводит обследование индивидуальных качеств работников в процессе трудовой деятельности, анализирует психологическое состояние человека перед работой и во время работы. На основании проведенных исследований дает рекомендации, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, условий труда, повышению работоспособности и осуществляет контроль за выполнением своих рекомендаций.

  4. Психолог осуществляет совместно со специалистами врачебно-экспертной комиссии (ВЭК) психофизиологический профессиональный отбор работников локомотивного депо, лиц, поступающих в дорожно-технические училища для обучения по специальностям – «машинист», «помощник машиниста моторно-вагонного состава» (МВС), а в случае необходимости проводит повторное освидетельствование и дает заключение о степени психофизиологической пригодности работника (учащегося).

  5. Психолог участвует (совместно с работниками ВЭК) в проведении психофизиологического обследования старослужащих машинистов и помощников машинистов, которые ранее не проходили подобной диагностики. Психодиагностическое обследование профессионально-важных качеств и противопоказаний проводится психологом и по отношению к работникам дороги в случаях перевода их на более ответственную работу (например, работу с поездами без помощников машиниста, вождение скоростных поездов и т.п.). В этих случаях психолог указывает в своем заключении степень профессиональной пригодности машиниста к работе в усложненных условиях.

  6. Психолог дает рекомендации относительно условий оптимального использования индивидуально-личностных трудовых возможностей работающих с учетом перспективы развития их профессиональных способностей.

  7. Принимает участие в формировании локомотивных и производственных бригад с учетом психологической совместимости ее членов, дает рекомендации в этом направлении для инструкторов и нарядчиков.

  8. Разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров депо, улучшению морально-психологического климата в коллективе.

  9. Организует работу комнаты психологической разгрузки, содействует выводу работников локомотивных бригад из возможных постстрессовых состояний.


«Психолог депо» - это вид трудовой деятельности, который можно отнести к социономическому типу профессий. Представители этой профессии должны владеть организаторскими, коммуникативными умениями, владеть технологиями изучения и оптимизации управления группами, коллективами. Психологу нужно научиться профессионально говорить (понятно, выразительно, убедительно, следить за темпом речи, выбирая темп, удобный для слушателя, собеседника), ибо для него речь – важнейшее средство установления взаимопонимания и воздействия. Психолог должен предвидеть то, как его слова могут быть поняты разными людьми, какие могут у них возникнуть вопросы. Он должен следить за впечатлением, которое производит на других своей внешностью и одеждой. Важно научиться также слушать, не перебивая собеседника, и слышать, понимать стороннего человека, именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим пришло бы в голову в его положении. Психолог должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания, очень кстати здесь оказывается и жизненный опыт и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми ему приходится иметь дело.

Поскольку социальные ситуации изменчивы и часто неповторимы, психологу нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и связанными с узкой специализацией) – знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и теперь».

Самое главное в области требований к познавательной сфере психолога, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная «душеведческая» направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, интеллекта и характера человека, к его поведению. Психологу важно умение мысленно представить именно его (работника) внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам. Важно также руководствоваться оптимистическим проектировочным подходом к человеку, основанным на уверенности в том, что человек всегда может стать лучше. Психолог должен уметь сопереживать другому человеку, быть способным передать другим свое отношение к событиям, ситуациям, быть отзывчивым и доброжелательным, готовым прийти на помощь, проявлять снисходительность к различным нестандартным особенностям поведения людей, их внешнему облику, образу мыслей (конечно, если все это не мешает безаварийной эффективной работе).

Творческий склад ума будет полезен психологу для моделирования вариантов возможных последствий действий людей, исходов их конфликтов, противостояний или объединений. Психологу необходима выдержка, самообладание, высокий уровень самоконтроля, умение сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, уметь работать в строгом соответствии с указаниями, приказами, распоряжениями Министерства Путей Сообщения РФ. Обозначенные выше обязанности психолога депо были приняты на совещании психологов локомотивных депо Московской железной дороги 21.04.1998 г.


Для работы в должности психолога депо необходимо иметь высшее психологическое образование со специализацией в области психологии труда, организационной психологии, социальной психологии. Базовое образование может быть и по иным специализациям при условии, что специалист сможет освоить специфику профессии в период начальной стажировки.


Кадровый консультант

(консультант по персоналу).

Различают два вида кадровых консультантов:

Внутренний консультант - является штатным сотрудником организации, чаще всего работает в кадровой службе или в отделе развития организации, иногда в отделе корпоративной политики.

Внешний консультант - сотрудник консультационной компании (кадрового агентства), который занимается проблемами развития персонала в организации заказчика.

История возникновения профессии:

Профессия кадрового консультанта относительно молодая, исторически она связана с профессиями кадровика и консультанта по организационному развитию. Появление этой профессии связано с изменением отношения к персоналу в век наукоемких технологий: люди стали рассматриваться уже не только как технический ресурс (рабочая сила), но как интеллектуальный ресурс и человеческий капитал организации.

Современный кадровый консультант владеет основами кадрового менеджмента (в частности, методами управления персоналом), методами развития персонала (технологиями внутрифирменного обучения, тренингом и активными формами подготовки кадров), а также основами технологии командного менеджмента.

Прогнозы на будущее: в течение ближайших 3-5 лет ожидается усиление внимания в сфере менеджмента к проблематике командного менеджмента, проблемам доверия в организации, а также к освоению внутреннего PR (паблик рилейшнз).

Родственные профессии: менеджер по персоналу, оргконсультант, специалист по связям с общественностью (PR).

Где работает кадровый консультант?

Кадровый консультант может работать в службе персонала организации, занимая должности от специалиста до руководителя, в службе корпоративного управления в качестве специалиста или заместителя руководителя.

Основные задачи кадрового консультанта:

1. Индивидуальная, групповая диагностика организации.

2. Формирование групповых норм и организационной культуры.

3. Разработка программ развития персонала (учебные планы и программы, включая планирование карьеры).

4. Разработка программ стимулирования персонала.

5. Участие в разрешении трудовых споров и конфликтов.

Содержание профессиональной компетентности кадрового консультанта:

1. Методическая компетентность включает владение специальным профессиональным инструментарием: технологиями, методами и техниками исследования личности, групповой динамики, межгруппового взаимодействия.

2. Социальная компетентность предполагает социальную зрелость личности, наличие у специалиста навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, способность конструктивно управлять межличностными и межгрупповыми конфликтами, способность воздействия на партнеров по общению.


3. Организационная компетентность включает умение «встроиться» в жизнь организации, спланировать и организовать взаимодействие с партнерами, обеспечить эффективную работу группы, передать группе инструменты, средства самоорганизации.

Кадровый консультант должен владеть:

  • психодиагностическим инструментарием;

  • методами организационной диагностики;

  • методами организации групповой дискуссии (мозговой штурм, социально-психологический тренинг);

  • методами анализа потребности в обучении, составления плана развития персонала, методами проектирования жизненного пути сотрудника – его профессиональной карьеры;

  • методами интервью, взаимооценки руководителей и коллег.

  • навыками командной работы (командная ориентация, контактность, коммуникабельность, умение слушать и т. п.).

Эффективная организация работы кадрового консультанта обеспечивается внешними средствами, наиболее важные из них: компьютер, программы компьютерной профессиональной психодиагностики, базы данных, программы статистической обработки, E-mail, копировальное устройство, органайзер-проектировщик.

Благоприятным условием труда консультанта является работа в группе единомышленников (творческий коллектив из 10-12 человек).

Режим работы: ненормированный рабочий день.

Образ жизни: творческий, специалист должен не менее двух раз в год посещать семинары и конференции по кадровым проблемам, выписывать не менее двух журналов (таких, как, например «Управление персоналом», «Прикладная психология», «Психология в бизнесе»), не реже одного раза в два года повышать квалификацию.

Оплата труда определяется по результатам выполненной работы или смешанная (оклад+ премия).

Требования к личным качествам кадрового консультанта:

1. Личная порядочность (высокие морально-этические качества, тактичность, добросовестность, преданность организации и деловая личностная ориентация).

2. Целеустремленность и продуктивность (настойчивость, рассудительность, уверенность в себе).

Данная профессия способствует развитию таких качеств личности как: креативность, психологическая проницательность, коммуникабельность, ответственность.

Привлекательность профессии кадрового консультанта состоит в том, что она:

современна,

перспективна,

связана с творчеством,

связана с большой ответственностью,

видны результаты работы,

работа с людьми.

Трудные стороны профессии:

1. Необходимость удерживать в памяти большой объем информации.

2. Необходимость гибко использовать разные аналитические схемы и стратегии общения с партнерами, заказчиками и клиентами.

Пути обучения кадровому консультированию:

Базовое психологическое, педагогическое, социологическое образование + профессиональная переподготовка в области кадрового менеджмента.

Базовое экономическое, управленческое, юридическое образование + профессиональная переподготовка в области практической психологии.