ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2714
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Практический психолог в детском саду
Психолог-профконсультант в школе
Психолог районного психологического центра
Преподаватель психологии в общеобразовательной школе
Преподаватель психологии в вузе
Психолог в психиатрической клинике
Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»
Клинический психолог в судебной сексологии
Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)
Психолог в гражданской авиации
Психолог, работающий с персоналом банка
Психолог железнодорожного депо
Психодиагност в управлении персоналом
Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»
Какие требования предъявляет профессия к специалисту?
В рамках осуществления столь сложной работы необходимы определенная мотивация к деятельности и соответствующий склад характера, чтобы справиться со всеми задачами. Помимо знаний теоретических и практических навыков профессиональному политическому психологу требуется опыт работы в политических структурах, определенная личностная зрелость, компетентность в поставленных вопросах, аналитический склад ума, выносливость и стойкость к невероятным нагрузкам, ненормированному рабочему графику (особенно в период предвыборной гонки). Одним словом – работа политического психолога – это «работа на износ», но не без компенсации (его вознаграждение может быть достаточно высоким).
При приеме на работу ценятся, прежде всего, репутация, о которой судят как по личным рекомендациям, так и по научным и публицистическим работам в данной области.
Если говорить о требованиях к собственно личности, то здесь нет особых противопоказаний, первостепенную роль играют знания. Другой вопрос, как эти знания могут быть использованы: на благо или во вред своего народа. Это уже область нравственно-моральных убеждений политического психолога, вопросы профессиональной и гражданской этики, и они могут вступать в конфликт с материальной заинтересованностью профессионала.
Следует учесть еще один важный факт. Политический психолог может успешно работать в политических организациях только тогда, когда он является не просто работающим по контракту профессионалом, а союзником, членом команды, разделяющим принципы и цели той политики, реализации которой он призван содействовать.
Чем сложна профессия политического психолога?
Фактором стресса для политических психологов может явиться негативное отношение к этой работе со стороны общественности, которая видит в имиджмейкерах шарлатанов, манипуляторов. Наличие психологов в аппарате власти может быть интерпретировано политиками как показатель профнепригодности лидера. Случаются и конфликты с самим заказчиком и его штабом.
Чем интересна и привлекательна данная сфера профессиональной деятельности?
Эта профессия имеет большие перспективы. Ввиду того, что в России направление политической психологии очень молодо и бурно развивается, без работы здесь никто не останется. Несмотря на всю сложность работы, она представляется достаточно интересной, многоаспектной для пытливых умов, творческих людей. Новые проблемы появляются каждые четыре года. Политика – это искусство, где лишь интуиция и опыт позволяют эффективно использовать огромный массив знаний и весьма ограниченный набор стандартных примеров. Политическая психология ждет своих нестандартно-мыслящих последователей.
Как становятся профессионалами в данной области?
Чтобы стать психологом-консультантом в сфере политики полезно приобрести базовое университетское образование на факультете психологии МГУ (по кафедре социальной психологии), либо на отделении политологии философского факультета МГУ при специализации по кафедре политической психологии; можно также начать с базового социологического образования.
Путь освоения обсуждаемой профессии достаточно длителен. Кроме вузовской подготовки, необходимо получение практического опыта. Желательно это делать с 4-го курса, чтобы, окончив университет, можно было продолжать вести практическую деятельность, а не начинать всё с нуля. Да и ни одна консалтинговая фирма не наймет работника, не имеющего практического опыта. Для будущей успешной карьеры полезно нарабатывать навыки уже со студенческой скамьи. После университета можно продолжить обучение, повышение своей квалификации, а также периодически проходить мастер-классы, летние школы, в том числе международные.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Перечень
нормативно-правовых документов,
законов,
постановлений, рекомендаций,
регламентирующих
труд психолога-практика
Основные нормативные положения в области прав личности, ребенка
-
Конституция о правах ребенка. Одобрена генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г. Вступила в силу для СССР 15.09.90. // Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М.: Роспедагентство, 1996. С. 366-368.
-
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
-
Хартия прав человека: Всеобщая Декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
-
«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон РФ № 4866-1 от 27 апреля 1993 г.
-
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Закон РФ № 3802 от 3 июля 1998 г.
-
«Об информации, информатизации и защите информации». Федеральный закон № 24-Ф3 от 20 февраля 1995 г.
-
«О рекламе». Федеральный закон № 108-ФЗ от 18 июля 1995 г.
-
Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.).
Для психологов, работающих в сфере социального обслуживания населения
-
«Об основах социального обслуживания населения в РФ». Федеральный закон РФ № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995, № 50, ст. 4872.
-
«Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ». Постановление Минтруда РФ № 1 от 27 сентября 1996 г.».// Бюллетень Минтруда, 1996, № 11.
-
«Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения». Постановление Минтруда РФ от 13 января 2000 г. № 3/1.
-
«Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников Центров занятости населения». Постановление Минтруда и СР РФ, от 13 декабря 2000, № 90. (инспектор должен знать психологию труда!)
-
«Федеральная целевая программа поддержки инвалидов на 2000-2005 г.г.». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36.
-
«Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и отдельным должностям работников бюджетных организаций социального обслуживания РФ» Постановление Минтруда и соц. развития РФ от 5 апреля 2000 г. № 28 (специалист по реабилитации инвалидов базовое образование – социальное, медицинское, педагогическое, психологическое, юридическое; консультант по профессиональной реабилитации инвалидов - профориентация, подбор, обучение, повышение квалификации; специалист по эргономике - для инвалидов - 6-11 разряды, базовое образование - высшее техническое).
-
«Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону». Постановление Минтруда и СР РФ, от 19 июля 2000 г. № 54.
-
«Об утверждении примерного положения о кризисном центре помощи женщинам». Постановление Минтруда и СР РФ от 10 июля 1997 г. № 40. (3 ставки психологов, 4 ставки - психолог-психотерапевт телефона доверия, трудотерапевт)
-
«Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». Постановление Минтруда и СР РФ от 8 июля 1997 г. № 36 ( есть должность психолога).
-
«Об утверждении рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Постановление Минтруда и СР РФ от 30 января 1997 г. № 3. ( 3 должности психолога).
О труде и управлении персоналом в организации
-
«Управление людскими ресурсами». Доклад Генерального секретаря на 49 сессии ООН 29 сентября 1994 г. – М., 1994. С.2.
-
«О развитии системы сертификации персонала в РФ» Постановление Минтруда и СР РФ, от 29 апреля 1997 г., № 21/9.
-
Трудовой кодекс РФ. Принят ГД 21 декабря 2001 г., СФ— 26 декабря 2001 г., вводится в действие с 1 февраля 2002 г. (до этого действовал «Кодекс законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г.»).
-
«О милиции». Закон РФ № 1026-1 от 18 апреля 1991 г.
-
«О федеральных органах налоговой полиции». Закон РФ от 24 июня 1993 г.
-
«О центрах психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД (с изменениями от 25 мая 1996 г.)». Приказ МВД РФ № 330 от 22 августа 1995 г.
-
«Об утверждении Положения о психологической службе таможенных органов РФ». Приказ ГТК РФ № 402 от 7 июля 1997 г.
-
Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках (требований) по общеотраслевым отраслям служащих. Постановление Минтруда РФ № 32 от 6 июня 1996 г.
Об охране труда
-
«Об основах охраны труда в РФ». Федеральный закон. Принят ГД 23 июня 1999 г., одобрен СФ 2 июля 1999 г. // Бюллетень Минтруда, 1999, № 8.
-
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон . 1998-1999-2000.
-
«О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Постановление Минтруда и СР РФ от 14 марта 1997 г. № 12.
О лицензировании индивидуальной профессиональной деятельности, труда в сфере обслуживания населения (в том числе, для практикующих психологов)
-
«О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.). Принят Гос. Думой 16 сентября 1998 г.
-
«Положение о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан». Утвержден Постановлением Правительства РФ № 1046 от 28 октября 1995 г..
-
«Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения». Постановление Правительства РФ № 830 от 17 июля 1996 г.
Документы, регламентирующие работу психолога в сфере здравоохранения // Психологическая газета, 2000, октябрь. С. 29 :
-
«О психиатрической помощи» — Закон РФ…
-
«Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан» — Закон РФ …
-
О дополнительном отпуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи. — Постановление … от 8 июля 1993 г. № 133.
-
О дополнительном отпуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи. — Письмо … от 9 августа 1993 г. № 05-16/25-16.
-
О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. — Приказ … от 29 мая 1995 года № 145.
-
Об оплате труда медицинских работников. — Инструктивное письмо от 28 июня 1995 года № 2510/1652-95-20.
-
Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. — Приказ … от 4 сентября 1995 года, № 255.
-
О специальном экзамене для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. — Приказ … от 19 декабря 1995 года № 353.
-
О внесении дополнений в Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации. — Приказ … от 28 февраля 1996 года, № 71.
-
О лицензировании медицинской деятельности. — Приказ … от 18 апреля 1996 года № 148.
-
Об утверждении временного перечня видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию в Российской Федерации. — Приказ … от 1 июля 1995 года № 270. (Текст документа с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 января 1997 года № 5)
-
О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. — Приказ … от 26 ноября 1996, № 391.
-
О специальности «Медицинская психология». — Приказ … от 2 июня 1997 года № 1052.
-
О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи. — Приказ … от 28 июля 1997 года № 226.
-
О мероприятиях по планированию и организации непрерывной подготовки врачей-психотерапевтов и медицинских психологов. — Приказ … от 28 июля 1997 г. № 225.
-
О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. — Постановление … от 27 августа 1997 г. № 43.
-
О подготовке врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников для работы в наркологических реабилитационных центрах (отделениях). — Приказ … от 17 декабря 1997 года № 373.
-
Об утверждении Положения о Координационном совете по подготовке клинических (медицинских) психологов. — Приказ … от 26 марта 1999 г. № 101.
-
Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения. — Приказ … от 15 октября 1999 г. № 377.
-
Об отмене приказа Минздравмедпрома России от 19. 12.94 №286 «Об утверждении Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности». — Приказ … от 11 января 2000 года, № 4.
-
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 022700 — «Клиническая психология». Квалификация: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии. Утвержден приказом Министерства образования РФ от 2.03.2000. № 686.
Нормативно-этические основы труда практических психологов
-
Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. В ведение в профессию «психолог».Уч. пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна. — М.: Издательство МПСО, Воронеж: МОДЭК, 2002. – 464 с.
-
Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестник Моск. ун-та, сер. 14. Психология, 1989, № 4. С. 56-68.
-
Изменения к общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Утверждено Госстандартом РФ. 23 дек. 1996 г. (включена должность «Медицинский психолог») // Бюллетень Минтруда и СР РФ, 1999, № 6. с. 67-76.
-
Казанцева Т. А. Правовые основы деятельности политического психолога. Уч. программа и метод. рекомендации для студентов соц.-психологического факультета Моск. открытого социального университета. М., 2000.
-
Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. – М.: Смысл, 2000.
-
Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ // Вопросы психологии, 1990, № 6.
-
Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности // Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996.
-
Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ // Под ред. С. Д. Воробьева, С. Г. Крылова. – Екатеринбург, 1999. –178 с.
-
Трунов Д. Г. профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета, 1998, № 1 (28). С. 12-13.
-
Устав Российского Психологического Общества (РПО). Принят на учредительном съезде РПО. Протокол № 1. от 22 ноября 1994 г.
-
Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания, 1987 // Вопросы психологии, 1990, № 5.
-
Этический кодекс психолога // Психологическая газета, 1996, № 1-11.
-
Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания //Вопросы психологии, 1987, № 6. С. 20-30.
Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»
-
Арефьев С. Л. Изучение процесса профессиональной адаптации психолога в промышленности.- Автореф. канд дисс. -19.00.03. ЛГУ, 1978. – 17 с.
-
Дубровина И. В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы. Автореф. докт. дисс. 19.00.07. - Тбилиси, 1988. - 39 с.
-
Кудрявцев И. А. Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. Дисс. … докт. пси-хол. н. -М, 1988г.-224с.
-
Масгутова С. К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы. Автореф. канд. дисс., 19.00.07.-М, 1988.- 21 с.
-
Щекин Г. В. Социально-психологические аспекты совершенствования деятельности кадровых служб на производстве. Автореф. канд. дисс., 19.00.05.- Киев, 1989. -15с.
-
Копьев А. Ф. Особенности индивидуально психологического консультирования как диалогического общения. Автореф. канд. дисс,. - 19.00.01.- М., 1991.- 18 с.
-
Райнаи Г. Образ психотерапевта в обыденном сознании и в самовосприятии. Автореф. канд. дисс,. 19.00.01. -М., 1991.- 17с.
-
Оборина Д. В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов. Дисс. ... канд. психол. н. - 19.00.07. М., 1992. - 196 с.
-
Колосова О. А. Технологии психологической поддержки персонала АЭС. Дисс. … канд. психол. н., -19.00.05. -М., 1993.-251 с.
-
Булавцев В. Д. Войсковая психологическая реабилитация летного состава. Дисс. … канд. психол. н. - 19.00.05.- М., 1994. - 203 с.
-
Николин В. С. Психологические условия компьютеризации исследовательской деятельности военного психолога. Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.14. - М., 1994. -222с.
-
Леви Т. С. Психологические условия принятия практического психолога педагогическим коллективом дошкольного учреждения. Автореф. канд. дисс., - 19.00.07,-М., 1995.-19 с.
-
Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления. Автореф. канд. дисс.,-19.00.13. -М., 1995.-19с.
-
Оглезнева Н. В. Профессиональная деятельность школьного психолога по созданию ситстемы взаимодействия участников коррекционного процесса. Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.03.- Тверь, 1995. -200 с.
-
Ромасловский Т. И. Деятельность психолога по диагностике и формированию базовых психологических качеств личности в процессе развития организационных систем. Автореф. канд. дисс., - 19.00.03. -Тверь, 1996. - 23 с.
-
Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально-значимых качеств школьных практических психологов. Автореф. канд. дисс., -19.00.07. - Иркутск, 1996. - 25 с.
-
Скворцов А. В. Метод беседы на телефоне доверия в профессиональном представлении консультанта. Дисс. ... канд. психол. н. - 19.00.11.-М., 1996 .- 165 с.
-
Скриптунова Е.А. Влияние профессиональных ценностей консультантов по организационному развитию на эффективность их деятельности. Автореф. канд. дисс., -19.00.13. -М., 1996. -21 с.
-
Усанова О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии. Дисс. ... докт. психол. н. 19.00.07. М., 1996. 311 с.
-
Юрасова Е. Н. Исследование динамики уровня невротичности, конфликтности личности и копинг-поведения у студентов-психологов и педагогов в процессе обучения в связи с задачами психогигиены и психопрофилактики. Автореф. канд. дисс. - 19.00.04; 14.00.18. - СПб, 1996. -24 с.
-
Баныкина С. В. Конфликтологическая служба школы: статус и содержание деятельности. Автореф. канд. дисс., - 13.00.01. – М., 1997. -20 с.
-
Белокрылова Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов. Автореф. . канд. дисс., 19.00.05. – М., 1997.- 26 с.
-
Власов В. Н. Психолого-педагогические основы формирования и функционирования службы помощи детям и подросткам. Автореф. канд. дисс., - 13.00.01.-Брянск, -1997. -20с.
-
Лобанова Т. Н. Организационное консультирование как фактор эффективности деятельности банковских учреждений. Автореф. канд. дисс., - 19.00.13. М., 1997.- 25 с.
-
Плугина М. И. Влияние деятельности практического психолога на гуманизацию отношений в педагогическом коллективе. Дисс. ... канд. психол. н. 19.00.07. - Ставрополь, 1997.- 196с.
-
Токар В. М. Организация социально-психологической помощи студентам среднего профессионального учебного заведения. Автореф. канд. дисс., - 13.00.01.- Казань, 1997.- 16с.
-
Торохтий В. С. Психолого-педагогическое обеспечение социальной работы с семьей военнослужащего. Автореф. докт. дисс., -13.00.06. -М., 1997. -38 с.
-
Ткаченко А. С. Теория и практика психолого-педагогической помощи детям и подросткам в посткатастрофических условиях. Автореф. докт. дисс., -13. 00.01. -
-
Хвацкая Е. Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальной спортивной специализации. Автореф. канд. дисс., - 19.00.07. - СПб., 1997.- 18 с.
-
Цветкова О. И. Эмпатия как профессиональная характеристика деятельности психолога дошкольного учреждения. Автореф. канд. дисс., - 19.00.03.- Тверь, 1997. -20с.
-
Якиманская И. С. Особенности психологического консультирования в работе со школьными учителями. Автореф. канд. дисс., - 19.00.07. — СПб., 1997. - 16 с.
-
Варфоломеева О. В. Формирование эффективного психотерапевта как развитой языковой личности. Автореф. канд. дисс., - 19.00.13. -Киев, 1998. -21 с.
-
Клюева Т. Н. Становление профессиональной ориентации педагогов-психологов в условиях специально организованного обучения. Автореф. канд. дисс., - 19.00.07. -Самара, 1998. - 23 с.
-
Константинов В. В. Профессиональный психологический отбор в суворовские военные училища и кадетские корпуса РФ. Автореф. канд. дисс.,- 19.00.03.- Спб., 1998.-20 с.
-
Королев Л. М. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиации. Дисс. ... канд. психол. н. 19.00.14. -Монино, 1998. -260 с.
-
Мастеров Б. М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования. Автореф. канд. дисс., 19.00.11. -М., 1998. -24 с.
-
Никольская Н. И. Формирование и развитие профессионально важных качеств профконсультантов службы занятости населения. Дисс. ... канд. психол. н., -19.00.03. -Тверь, 1998. -251 с.
-
Пинегина Н. М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога. Дисс. ... канд. психол. н., 19.00.13. -Калуга, 1998. - 178с.
-
Волосников А. В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом. Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.11. -М., 1999. - 194 с.
-
Лихачев И. А. Правовая психология: (понятие, структура и ее место в системе правовых и политических отношений). Дисс. ... канд. социол. н.,- 09.00.11. - Ярославль, 1999.- 183 с.
-
Львин Ю. М. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах (на материале С.-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса). Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.07. - СПб., 1999. -167с.
-
Порошинская Т. Л. Психологическая служба в негосударственном образовательном учреждении: Система психологического сопровождения. Автореф. канд. дисс., -19.00.07. -М, 1999. -21 с.
-
Руфова Н. Л. Психологические условия адаптации молодых специалистов к современному рынку труда: (на примере психолого-педагогических профессий). Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.07. -М., 1999. -250с.
-
Кирт Н. Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения. Дисс. ... канд. психол. н., 19.00.07. - М., 2000. -158с.
-
Бекетова И. И. Содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям: Дис. … канд. психол. н., 190007. - Пятигорск, 2001. - 182 с.
-
Белова Т. В. Оптимизация деятельности профконсультанта службы занятости: (психологический аспект): Дис. … канд. психол. н., 19.00.03. - Тверь, 2001. - 135 с.
-
Быков А. В. Теоретические основы психологической службы в системе социально-педагогических учреждений: Дис. … канд. психол. н., 190007. - М., 2001. - 188 с.
-
Коновалова И. В. Особенности профессиональной самореализации школьного психолога: Дис. … канд. психол. н., 190013. - М., 2001. - 158 с.
-
Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности: Дис. … докт. пед. н., 130001. - СПб., 2001. - 347 с.
-
Шеломова Т. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера: Дис. … канд. психол. н., 190005. - М., 2001. - 147 с.
Этические принципы и правила работы психолога
Крылов А.А., Юрьев А.И.
(В кн.: «Практикум по общей и экспериментальной психологии» / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А., 2- е изд.-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000. С.545-552).
Современный уровень психологической науки и практики, выросшая степень их влияния на социальные и экономические процессы, настоятельно требуют специальной регламентации действий психологов, как в процессе исследовательской работы, так и в ходе практической реализации их рекомендаций. Неправильные действия психологов могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в коллективе, усугубить состояние и положение консультируемого человека, скомпрометировать, в конечном счете, психологическую науку.
Повышение эффективности работы психологов в различных отраслях народного хозяйства, образования и здравоохранения, исключение случаев дискредитации психологии требуют введения в практику этических принципов и правил работы психолога. Это означает, что сегодня уровень профессионализма психолога определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и способностью строить свою деятельность с учетом этических норм.
В перспективе, очевидно, отечественным психологам предстоит ввести в свою деятельность такую же строгую регламентацию, какой придерживаются наши зарубежные коллеги практически во всем мире. Введение аттестации психологов, работающих в научно-практической области, выдача лицензий для психологической практики стоят на повестке дня. Обязательным условием при этом является знание и соблюдение этических принципов работы психолога.
I. Обязанности и права психолога
Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной, производственной жизни:
-
Повышать средствами психологии производительность труда и качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты и затраты рабочей силы.
-
Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических и других нововведений.
-
Улучшат качество подготовки специалистов путем применения психологической профориентации, профконсультации, профотбора, профобучения и психопрофилактики.
-
Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, регулировать миграции населения, опираясь на психологические закономерности этих явлений.
-
Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.
-
Стремиться к достижению у рабочих и специалистов удовлетворенности своим трудом за счет психологической оптимизации параметров окружающей среды, оборудования, технологических процессов.
-
Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.
-
Развивать теоретическое и методическое обеспечение психологической науки.
-
Руководствоваться в своей деятельности этическими принципами и правилами и законом «не навреди».
-