ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2582

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Психология как профессия»

РАЗДЕЛ 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Практический психолог в детском саду

Школьный психолог

Психолог в доме ребенка

Психолог-профконсультант в школе

Психолог районного психологического центра

Психолог-реабилитолог

Педагог-психолог в школе

Преподаватель психологии в общеобразовательной школе

Преподаватель психологии в вузе

Психолог-методист

Социальный работник

Семейный психолог-консультант

Клинический нейропсихолог

Психолог в психиатрической клинике

Детский нейропсихолог

Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»

Клинический психолог в судебной сексологии

Психолог в поликлинике

Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)

Психоаналитик

Гештальт-терапевт

Психолог-игротерапевт

Психолог-перинатолог

Эргономист

Военный психолог

Психолог в гражданской авиации

Психолог – эксперт

Психолог, работающий с персоналом банка

Психолог железнодорожного депо

Кадровый консультант

Психодиагност в управлении персоналом

Тренинг-менеджер

Психолог-консультант

Организационный психолог

Политолог-психолог

Перечень нормативно-правовых документов, законов, постановлений, рекомендаций, регламентирующих труд психолога-практика

Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»

Этические принципы и правила работы психолога

Работники подобных центров видят в качестве своей цели не только восстановительное лечение, обучение, коррекцию и компенсацию нарушенных функций у ребенка, но и преодоление патогенных типов организации семейного воспитания, в основе которых лежит дисгармония внутрисемейных отношений и макросоциальных взаимодействий семьи, нормализацию ситуации развития личности ребенка в поэтапно организованном комплексном реабилитационном процессе, протекающем в ситуации совместной продуктивной деятельности специалистов-реабилитологов семьи и ребенка.

В таких учреждениях психолог производит диагностику различного рода нарушений, разрабатывает коррекционную программу помощи ребенку и его семье, организует реабилитационную работу.

Психолог, работающий в подобном центре, должен, прежде всего, иметь высшее образование по своей специальности. Он также должен ориентироваться в смежных с психологией дисциплинах (медицина, социология, юриспруденция, педагогика). Среди личностных качеств особо важны умение наладить взаимоотношения как детьми, так и с их родителями, способность эффективно работать в коллективе, т. к. часто психологу для принятия решения нужна помощь других специалистов, умение оперировать большим набором методик и правильно их использовать. Также психолог не должен забывать, что на него возлагается особая ответственность за свою профессиональную деятельность.

В качестве ориентиров своей деятельности психолог-реабилитолог использует следующие:

1. Совместная продуктивная деятельность специалистов-реабилитологов с ребенком и его семьей представляет собой динамичный процесс, развивающийся по мере изменения и перестройки социальных позиций, установок и способов взаимодействий в семье одновременно с формированием у ребенка новых межличностных и социальных отношений, культурных форм деятельности.

2. Социальная ситуация развития ребенка создается и позитивно перестраивается в совместной продуктивной деятельности триады «Специалист-Ребенок-Семья» в виде поэтапно изменяющихся форм сотрудничества, имеющих специфические функции и особенности на каждом этапе реабилитации.

3. В условиях совместной продуктивной деятельности специалиста, ребенка и родителей в реабилитационном процессе происходит переход на качественно новый уровень социального взаимодействия — сотворчество и соразвитие, что открывает возможности включения семьи с проблемным ребенком в нормальную социальную жизнь.

Рабочее пространство психолога-реабилитолога организуется специально с учетом особенностей тех людей, с которыми приходится работать. Существуют специальные лифты для инвалидов, также и другие помещения спроектированы с учетом несовершенных возможностей потенциальных посетителей. Помещения должны быть большими и светлыми; цвета мебели, обоев и т.п. должны быть гармоничными. Кроме того, в распоряжении психолога должно быть обязательно несколько комнат: кабинет, где ведется прием клиентов, специальная комната для родителей, где они ожидают своих детей, игровая комната, где может проходить как диагностика, так и игротерапия. Этой комнате хотелось бы уделить особое внимание. Все здесь сделано с таким расчетом, чтобы ребенок, даже тот, у которого серьезные проблемы со здоровьем, чувствовал себя комфортно. Здесь нет острых углов, пол представляет собой мягкий ковер, в комнате много интересных игрушек. Ребенок быстро привыкает к новой обстановке и времяпрепровождение здесь становится для него приятным.


Внешность психолог также не должна быть отталкивающей. Приветливая улыбка - естественный спутник профессионального психолога.

Конечно же, в таких центрах не могут работать психически нездоровые люди, т.к. подобная деятельность требует большой затраты не только физических, но и духовных сил. Тем не менее, большую радость психологу приносят успешные результаты его труда. В ходе своей профессиональной деятельности психолог может постоянно совершенствовать свои возможности, развивать профессиональные способности и личностные качества.

Помимо медико-психолого-социальных центров возрастные психологи успешно работают и в различных консультационных центрах по проблемам семьи и развития личности, гармонизации детско-родительских отношений. Все больше внимания уделяется психологической помощи и поддержке безработных, людей, ушедших на пенсию, и даже будущих мам.

Таким образом, профессия возрастной психолог - это не только профессия школьный психолог, а профессия, занимающая огромное поле деятельности; профессия, которая помогает человеку развиваться гармонично с самых первых дней его работы и на протяжении всей жизни. А это очень важно. Ведь за гармоничным развитием отдельной личности стоит гармоничное развитие всего общества, а это так необходимо сейчас.


Педагог-психолог в школе

(профилактика наркозависимости)

Познакомимся с профессией педагога-психолога и рассмотрим довольно узкую ее специализацию - профилактику злоупотребления психоактивными веществами. Специалист в данной области работает в основном с детьми и подростками. С помощью различных средств он пытается донести до них мысль о том, что не следует злоупотреблять такими веществами, как никотин, алкоголь, наркотики. Эта работа имеет колоссальное значение в современном обществе, когда психоактивные вещества становятся для детей и юношества не просто игрушкой, способом получить сильные ощущения, но порой единственным способом как-то справиться с их совсем недетскими проблемами. Профилактика формирования зависимостей от психоактивных веществ — главное направление в борьбе с этим злом, ибо известно, что существующие методы лечения пока все еще далеки от радикального успеха. Способы воспитательного воздействия в профилактике злоупотребления психоактивными веществами (в дальнейшем – «ЗПВ») - достаточно широко применялись и прежде, однако, поскольку традиционно данной проблемой занимались врачи, учителя физкультуры, сотрудники милиции и т.д., при этом использовались достаточно простые приемы: запугать возможными последствиями ЗПВ для здоровья, социальной изоляцией, внушить необходимость вести здоровый образ жизни, обещая при этом успех на работе, в школе, дома.

В настоящее время, когда дети плохо поддаются влиянию авторитета и, к тому же, постоянно слышат и видят нечто обратное тому, что им говорят, данные методы воздействия не являются высокоэффективными. Сейчас развивается принципиально новый подход в борьбе с ЗПВ. Современный психолог работает в этой области, обращаясь к личности подростка на равных, не внушая ему желательное поведение, а пытаясь создать вместе с ним нечто позитивное, что позволило бы ребенку сознательно и ответственно делать свой выбор по отношению к психоактивным веществам.


Специалист по профилактике ЗПВ может работать как в общеобразовательных учреждениях, так и в медицинских. Наркологические диспансеры и НИИ наркологии имеют должности психолога. Рассмотрим особенности данной профессии на примере труда школьного психолога.

В обязанности школьного психолога входят 3 основные сферы деятельности: ведение тренингов по различным проблемам (профилактика ЗПВ), профориентация среди старшеклассников (тестирование склонностей, интересов, способностей, индивидуальные беседы, групповые занятия), индивидуальное консультирование (по вопросам успеваемости, взаимоотношений в классе, взаимоотношений ученика с учителем, с родителями, родителей с учителями и пр.).

Ведение тренинга предполагает проведение лекций, групповых дискуссий, активизацию творческой деятельности участников (мозговой штурм), проведение упражнений, направленных на отработку полезных навыков, осознание проблем, постановку целей. Трудно перечислить трудовые функции и конкретные действия психолога, так как в большинстве случаев они направлены на преобразование социальных отношений и характеризуются не столько физическими признаками, наблюдаемыми извне (ходьба, сидение, говорение и пр.), сколько психологическими (установление контакта, понимание другого, сопереживание).

Основными приемами работы психолога являются: понимание ситуации и человека, быстрое принятие решений, взаимодействие с ситуацией или человеком. Конечно, это чрезвычайно упрощенная схема.

Школьный психолог имеет внешние и внутренние средства труда. К внешним средствам относятся: компьютер, диктофон (видеокамера), блокноты для записей. Это также методическая литература (программы тренингов и специальные программы для профилактики ЗПВ, сборники различных методик и тестов). Специальная литература по детской и подростковой психологии, проблемам зависимости также необходима. Кроме того, его внешними средствами деятельности являются различные материалы, необходимые во время работы с детьми (плакаты, фломастеры и бумага, аудиозаписи и прочее). Внутренние средства его труда намного сложнее и разнообразнее. Это, прежде всего, знания профессионала (как теоретические, так и практические, полученные в ходе собственной работы). Это - представления о возможном ходе работы и ее результате, это и более тонкие вещи: эмоциональные отношения, может быть даже бессознательные установки психолога, сложившиеся в его опыте. Напомним, что под средствами труда понимается все, с помощью чего субъект труда (т.е. психолог) преобразует предмет труда (т. е. то, на что направлены его усилия в работе). В данном случае предметом труда является отношение подростков к психоактивным веществам.

На что же направлены все усилия школьного психолога, проводящего профилактику ЗПВ, если он старается следовать идеалам гуманизма, т.е. обращается к подростку как к равноценной личности, не давит его своим авторитетом, а создает условия для его личностного роста и развития?


Основные цели его работы в профилактике ЗПВ таковы:

  • предоставление подросткам объективной информации о психоактивных веществах;

  • обсуждение и демонстрация преимуществ здорового образа жизни;

  • создание у подростков личностных ресурсов, позволяющих находить выход из трудных жизненных ситуаций и решать проблемы;

  • обучение навыкам уверенного поведения (оценка ситуации, принятие решения, умение сказать «нет» и т.д.);

  • создание установки на самостоятельный выбор («в конечном итоге только ты сам можешь решить, как относиться к ПВ, опираясь на свои знания и навыки»);

  • совместное с подростком построение ближних и дальних жизненных целей.

Эти цели не могут быть реализованы одномоментно, во время урока или на приеме у психолога. Необходима длительная индивидуальная работа, результаты которой также трудно поддаются оперативной объективной оценке сразу после ее проведения. Ведь личностный рост это такой сложный и неоднозначный процесс! Конечно, иногда результаты появляются почти сразу: школьник становится более уверенным в себе, более открытым, может бросить курить. Но иногда результаты остаются неизвестны психологу. Кто знает, почему вчерашний подросток (юноша или девушка) отказываются от дружески протянутой сигареты с «травкой»? Поэтому работа психолога всегда связана с неопределенностью, непредсказуемостью, в ней должна присутствовать … надежда.

Требования, которые предъявляет работа к психологу здесь «просты»: умение общаться, понимать и любить детей. Ему необходимы также обширные профессиональные знания, опыт, устойчивое личностное здоровье. Чтобы занятия психолога были эффективны, он сам должен соответствовать тому, о чем он говорит: владеть теми навыками, которым он обучает детей, иметь собственную твердую позицию относительно ПВ.

Условия и оплата труда психолога сильно разнятся в зависимости от организации, в которой он работает. В школе обычно ставка психолога примерно соответствует ставке учителя. Обычно психологу выделяют отдельный кабинет, где он оборудует свое рабочее место. Говоря об условиях труда психолога, следует остановиться на следующем. Психологу важно иметь хорошее самочувствие, так как неблагополучное состояние будет отрицательно влиять на его настроение, способность сосредоточиться на собеседнике, думать о его проблемах, а не о своих. Психолог включен в обширную систему социальных связей, с одной стороны. С другой стороны, он пытается воздействовать на социальные отношения своих клиентов. В этой связи психолог должен занимать особую рефлексивную позицию при анализе своих взаимоотношений с другими людьми. Психологу важно постоянно интересоваться новой информацией по своей специальности и быть в курсе последних исследований, научных споров, тенденций развития психологии.


Чтобы стать квалифицированным специалистом-практиком в данной области мало закончить вуз по специальности «психология» (или «клиническая психология»), полезно поработать в смежных с психологией сферах - социальным работником, учителем или воспитателем; для имеющих среднее медицинское образование - медсестрой (медбратом) в диспансерах, психиатрических клиниках.

Итак, работа педагога-психолога, специализирующегося на профилактике злоупотребления психоактивными веществами является важной, трудной, ответственной, так как связана с помощью людям - подросткам в поиске ими самих себя и самоопределении в мире. Может быть, именно поэтому она является такой захватывающе интересной?


Преподаватель психологии в общеобразовательной школе

Рассматриваемая должность — преподаватель психологии в государственной общеобразовательной школе (не путать со школьным психологом). Целью деятельности преподавателя психологии является ознакомление учащихся с предметом "психология", таким образом, чтобы школьники не только получили общее представление о психологии, но и заинтересовались этим предметом. Средствами труда преподавателя служат различные учебные пособия по психологии, одобренные министерством образования (например, Климов Е. А. Психология. Учебник для школы. – М.: «Юнити», 1997), множество дополнительной литературы, разнообразные тесты и тренинги. На занятиях по психологии учащиеся получают возможность просмотреть видеозаписи разнообразных психотерапевтических бесед с целью получения представления о работе психолога, они смотрят также отрывки из различных фильмов для дальнейшего разбора поведения главного героя.

В обязанности преподавателя психологии не входит коррекция учебных программ по различным дисциплинам, индивидуальное консультирование школьников, коррекция их учебной деятельности. Преподаватель психологии обязан пройти со своими учащимися определенную программу, составленную (утвержденную) директором этой школы, но какие-либо строгие ограничения на способы, формы проведения занятий не устанавливаются. Учитель имеет право давать дополнительный материал, но при условии обязательного ознакомления слушателей курса с основами утвержденной программы. Также он имеет возможность проводить дополнительные занятия, но лишь с согласия всех (большинства) школьников или проводить тематические курсы со школьниками, заинтересовавшимися предметом.

Профессиональными обязанностями преподавателя психологии в школе являются донесение в доступной для школьников форме необходимого материала (программы), формирование представления о психологии, проведение различных тренингов, психологических игр, тестов, выявляющих способности, а также тестов на профессиональную ориентацию (для учащихся 10-11 классов), отвечать на различные вопросы учащихся.