ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2741
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Практический психолог в детском саду
Психолог-профконсультант в школе
Психолог районного психологического центра
Преподаватель психологии в общеобразовательной школе
Преподаватель психологии в вузе
Психолог в психиатрической клинике
Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»
Клинический психолог в судебной сексологии
Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)
Психолог в гражданской авиации
Психолог, работающий с персоналом банка
Психолог железнодорожного депо
Психодиагност в управлении персоналом
Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»
В нашей стране преподавателями психологии становятся обычно профессиональные психологи, получившие университетское образование. Однако получение специальности «преподаватель психологии», обозначенное в дипломе, еще не означает действительного овладения этой профессией. Необходимо многолетнее самостоятельное обучение в контакте с учащимися, работа над своим курсом, поведением, ошибками, чтобы прийти к высокому уровню преподавания.
Психолог-методист
Что делает психолог-методист? Чем трудна и интересна эта работа? Познакомимся с этим видом деятельности психолога на примере Екатерины Лесовой, окончившей факультет психологии МГУ в 1996 году. Екатерина третий год работает психологом-методистом в Лаборатории социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка в Северо-восточном округе г. Москвы.
Круг обязанностей, которые входят в работу психолога-методиста, достаточно разнообразен, так как, по сути, ему приходится сочетать две профессии в одной. Екатерина ведет одновременно методическую и психологическую работу. К ней приходят психологи, педагоги, завучи и директора школ со всего северо-восточного района (в общей сложности она работает со 150-200 людьми). Конечно, в основном Екатерина работает именно с психологами.
Запросы у приходящих самые разные: утвердить новую программу, обсудить, «обкатать» и наладить новый семинар или тренинг, разобраться со сложностями, неизбежно возникающими у психолога при работе в школе. Особенно актуальна для Екатерины профилактика эмоционального «сгорания» на работе школьных психологов. Под термином «сгорание» Екатерина понимает переутомление на работе, потерю ориентиров, иногда появляющееся ощущение, что работа бессмысленна и не приносит удовлетворения. Для борьбы со «сгоранием» Екатерина проводит индивидуальные консультации и организует группы взаимоподдержки.
Работает Екатерина в Методическом центре. В этом учреждении имеется множество разных лабораторий. Но психологи-методисты во многом изолированы от других методистов. У них есть свои задачи и свои методы работы.
Какие же конкретные задачи решает Екатерина каждый день на рабочем месте? Во-первых, она занимается работой с документацией: заполняет необходимые бумаги, приводит в порядок всевозможные журналы. Во-вторых, беседует с приходящими учителями и психологами. Как говорит сама Екатерина: «Я всегда стараюсь перевести человека в развивающую плоскость. Не подписываю план формально, а просматриваю его вместе с психологом, стараюсь поработать над ним. Чисто формальное властное решение стараюсь не давать». Часто к ней приходят с какой-нибудь актуальной проблемой. Например, у психолога не сложились отношения с директором школы. В этом случае Екатерина старается не вмешиваться в конфликт, а поработать с пришедшим психологическими методами, провести консультацию, помочь найти ресурс для самостоятельного решения проблемы. В-третьих, Екатерина занимается подготовкой психологов к аттестации на высшую категорию. Рецензирует программы, помогает готовить и проводить семинары, готовит необходимые документы для аттестационной комиссии.
И, наконец, наиболее творческое и любимое Екатериной дело - подготовка и проведение обучающего спецкурса. Она обучает интенсивным методам работы в школе с помощью серии методик, которые способствуют решению психологами актуальных проблем. Группа психологов собирается раз в неделю. Екатерина готовит методику, о которой хочет рассказать сегодня. Затем происходит клиентская работа, когда учителя и психологи работают с актуальными проблемами с помощью этой методики. И во второй половине занятия происходит теоретический разбор материала и обучение работе с методикой. Таким образом, Екатерина старается не давать сухой теоретический материал, а пытается дать возможность психологам опробовать эффективность метода работы «на своей шкуре».
Плюсы работы психолога-методиста:
-
Рабочее место для Екатерины - это площадка для экспериментов. Она сама долгое время работала практиком в рамках школ «рефлективной психологии» и «психодрамы». Ей нравиться брать техники и методики из этих практических школ, соединять их, переделывать, создавать что-то новое и обучать этому других людей.
-
Екатерину очень поддерживает, что она работает не одна. В лаборатории четыре психолога, и всегда можно поделиться и посоветоваться с другими.
-
Несмотря на то, что внешние рамки рабочего расписания заданы жестко (Екатерина работает в строго определенные часы), внутри этих рамок она сохраняет относительную свободу. Она имеет возможность самостоятельно структурировать свою деятельность, исходя из собственных представлений о том, что необходимо клиентам в данный момент. Она придумывает новые семинары или назначает учителям и психологам время консультаций, если считает это нужным и полезным.
-
Психолог-методист по роду своей деятельности частично изолирован от других методистов. Он работает, в основном, не с бумагами, а с людьми. Екатерина очень довольна, что она ограждена от большого количества бумажной работы.
-
У Екатерины очень большой круг учителей и психологов, с которыми она работает. Поэтому ей не приходится, как другим психологам-практикам, искать клиентов. Она мотивирует на работу уже доверяющих ей клиентов, и люди с удовольствием приходят на ее новый семинар или тренинг.
Что касается минусов работы психолога-методиста, то Екатерина назвала их гораздо меньше:
-
Во-первых, необходимость исполнять некоторые формальные обязанности, такие как «заверение» документов, заполнение журналов, написание рецензий на предоставленные программы.
-
Во-вторых, из-за фиксированного графика работы часто бывает неравномерное распределение клиентов: «То густо, то пусто», - как говорит сама Екатерина.
Какие качества, по мнению Екатерины, необходимы психологу-методисту в его профессиональной деятельности:
-
Хорошее знание детской психологии.
-
Компетентность в методиках работы.
-
веренность в себе и в своем профессиональном опыте.
К Екатерине каждый день приходит много психологов, людей опытных, с большим стажем работы. Многие из них старше, чем Екатерина, на десятки лет. Но, тем не менее, она сохраняет уверенность в своем профессионализме и считает, что может помочь своим клиентам, рассказать им что-то новое или помочь найти новый взгляд на проблему.
Устойчивость к «искушению властью».
Екатерина работает с сотнями людей, которые приходят к ней за утверждением документов или за советом и при такой работе необходимо постоянно помнить, что твоя главная цель - помочь людям, а не доказать свою власть и влияние.
Чувство юмора.
У учителей и школьных психологов тяжелая работа, часто людям не хватает юмора, терпеливого и понимающего отношения к детям. Екатерине необходимо уметь отстраняться, смотреть со стороны, не принимая ничьей позиции. Она старается «децентрировать» учителей, помочь им найти новый взгляд на себя, на своих учеников и на проблему.
Умение и привычка к рефлексии.
Качества, которые мешают успешной работе психолога-методиста:
Властность, самоутверждение в плохом смысле, за счет других.
Излишнее бюрократизаторство и погружение в бумажную работу. «Я, в отличие от других методистов, считаю, что это плохое качество. Оно несовместимо с работой именно психолога-методиста. Все-таки я в первую очередь именно психолог, а потом уже методист» - говорит Екатерина.
Неуверенность, пассивность: «С учителями и психологами постоянно необходимо держать позицию взрослости, не «уходить» в детскую, беспомощную или родительскую, поучающую роль. Это никому не нужно и не приводит к хорошим результатам в работе».
Работа психолога-методиста требует одновременного владения теоретическими и практическими навыками. Необходимо постоянное расширение теоретической базы (чтение литературы, общение с коллегами). Также необходимо повышение практической квалификации, например, посещение специализированных учебных программ и тренингов. Также очень важно для психолога-методиста чутко относиться к своим клиентам и коллегам - школьным учителям, выслушивать, запоминать и усваивать новые для себя идеи и методики; как говорится, надобно «держать руку на пульсе». Екатерина работает с профессиональными психологами. Она умеет относиться с уважением к их опыту и сложившимся взглядам, но, тем не менее, она всегда сохраняет свою точку зрения, свое видение ситуации, хотя готова перенять и ассимилировать чужой опыт.
Как и в любой работе, в работе психолога-методиста есть определенные сложности. Екатерине часто приходится сталкиваться с ситуациями конфликтов между школьными учителями, психологами, администрацией, родителями. Иногда ситуации бывают очень непростыми. В некоторых случаях ей приходится вмешиваться в конфликт, стараться прояснить и смягчить ситуацию. Особенно важно найти правильное решение, если в результате конфликта страдают школьники. Но чаще Екатерина старается сохранить нейтральную и доброжелательную ко всем позицию. Она работает с пришедшими к ней учителями и психологами психологическими методами, обеспечивает информацией, дает поддержку.
Работа у Екатерины очень ответственная. Она и ее коллеги разрабатывают и обучают учителей и психологов новым методикам работы со школьниками. С другой стороны, они обеспечивают своих клиентов необходимой психологической поддержкой. Эта поддержка очень важна для людей, работающих в школе. Также от Екатерины зависит, насколько работники школы и родители будут доверять психологу-методисту (и вообще психологу), и обращаться за советом и поддержкой. Она гордится, что в ее лабораторию приходит много людей. Многие клиенты обращаются к ней регулярно и участвуют в пролонгированных программах. Екатерина чувствует, что она необходима и что ее работа приносит реальные плоды.
Для работы в роли психолога-методиста необходимо иметь высшее психологическое образование (по любой специализации, но предпочтительно в области педагогической психологии, психологии развития, общей психологии и психологии личности). Важен также стаж собственной успешной практической работы в должности психолога системы образования..
Социальный работник
Профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Она состоит в том, что работники обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания и оказывают им другие услуги. Причин для создания такой службы в г. Москве было несколько. Ранжировать их по степени важности трудно, однако назвать можно следующие: это отдаленные последствия Великой Отечественной войны, т. к. многие женщины остались вдовами, а многие просто не смогли создать семью; это вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственная помощь престарелым и немощным гражданам присуща культурным и богатым странам; это и прямая необходимость заботы о пожилых больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее.
В настоящее время социальная служба продолжает расширяться. Социальные работники состоят на службе в соответствующем районном Центре социального обслуживания Московского Комитета социальной защиты. Цели, представления о конечном результате, эффекте труда социального работника фиксируются посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих требований к работнику. Информация содержится в должностной инструкции, а также в «Договоре об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров». Обслуживанию подлежат пожилые одинокие люди, имеющие вторую или первую группу инвалидности или не имеющие инвалидности, но в результате общей дряхлости не имеющие возможности обслуживать себя в полной мере. Одинокими признаются пожилые люди, которые прописаны и живут отдельно, а также те, с кем прописаны родственники, но совместно не проживают или проживают, но находятся в крайне неприязненных отношениях. Подтверждением таких фактов является личное заявление и опрос соседей. Кроме того, обслуживаются и члены одной семьи, проживающие совместно (например, супруги), но в результате серьёзных заболеваний или глубокой старости обоих частично утративших возможность ухода за собой и другим.
Люди, подлежащие обслуживанию социальным работником, называются «подопечными». Подопечные, полностью утратившие возможность самообслуживания, т. н. лежачие, передаются в дом престарелых (инвалидов) или под надзор сестринской службы Центра социального обслуживания.
Подопечными люди становятся в результате обращения в «СОБЕС», Совет ветеранов, непосредственно в Центр социального обслуживания (ЦСО) или Комитет социальной защиты, а также в результате специального обхода территории социальным работником с целью выявления нуждающихся в обслуживании.
Социальный работник должен обеспечивать подопечного продуктами питания, выносить мусор, оплачивать коммунальные услуги, ходить в поликлинику за выпиской рецептов, сдачей анализов и получением результатов, покупать лекарства в аптеке, помогать в сборе документов в органах СОБЕСА, медицинских документов для стационарного лечения, посещать подопечного в больнице, вести учёт всех покупок и поручений, сдавать отчёт в ЦСО, иметь у себя номера телефонов близких друзей или родственников подопечного, оформлять (по выбору подопечного) посещение бесплатных обедов в течение одного месяца в году или доставлять наборы продуктов (т.н. заказы) на фиксированную сумму один раз в году, приносить денежную материальную помощь подопечным, имеющим минимальную пенсию (по решению ЦСО на основании заявления подопечного), сообщать в ЦСО об изменениях в жизни подопечного, имеющих отношение к его статусу, извещать о смерти подопечного и совершать регулярные рейды с целью выявления нуждающихся в обслуживании.
Права социального работника обеспечиваются действующим законодательством, а также должностной инструкцией и договором об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров. Договор заключается между подопечным и ЦСО в лице его начальника и определяет, в частности, права и обязанности подопечного по отношению к социальному работнику. Так, например, подопечный обязан давать деньги на покупки авансом, не отказываться от заказанных продуктов, находиться дома во время, оговоренное с социальным работником, извещать о важных изменениях в своей жизни и т. п.
Норма для обслуживания одним социальным работником - восемь подопечных. Время обслуживания распределяется так: обязательное посещение два раза в неделю (в определённые дни недели) каждого, по четыре человека в день, для обеспечения продуктами, и один раз в неделю для выполнения поручений, связанных с аптекой, поликлиникой, СОБЕСом, Сбербанком.
Допускается по желанию работника увеличение нормы в полтора или два раза, т. е обслуживание соответственно двенадцати или шестнадцати одиноких пенсионеров и инвалидов. При неудовлетворительном выполнении своих обязанностей, т. е. при поступлении жалоб от подопечных в ЦСО, социальный работник может быть уволен.