ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2721
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Практический психолог в детском саду
Психолог-профконсультант в школе
Психолог районного психологического центра
Преподаватель психологии в общеобразовательной школе
Преподаватель психологии в вузе
Психолог в психиатрической клинике
Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»
Клинический психолог в судебной сексологии
Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)
Психолог в гражданской авиации
Психолог, работающий с персоналом банка
Психолог железнодорожного депо
Психодиагност в управлении персоналом
Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»
На практике дни и время посещений, а также выполнения поручений могут изменяться по согласованию с подопечным, поскольку связаны с режимом работы различных учреждений.
Социальный работник может выполнять и отдельные поручения подопечных, которые хотя и не входят в перечень конкретных обязанностей, но вытекают из общего смысла социальной службы, т.е. оказание помощи и поддержки одиноким пожилым людям и инвалидам. Например, пожилая женщина передвигается с трудом из-за сильных мозолей на ногах. Социальный работник отвозит её в баню, где после обработки паром и услуг мастера по педикюру, подопечная испытывает значительное облегчение и может обслуживать себя в большей степени.
Рабочий день начинается с телефонного звонка социального работника подопечному. Работник выясняет, какие поручения надо выполнить, какие продукты купить, и составляет список в отдельной тетради по каждому подопечному. Кроме того, обязательно по истечении года работы и приобретении необходимого опыта социальному работнику присваивается следующий разряд с соответствующим повышением зарплаты. Ещё через три года надбавка к зарплате составляет 10%, а через 5 лет работы — 30%.
Для этой профессии необходимо обладать отзывчивостью и умением сочувствовать, поскольку одинокие пожилые и больные люди, вынужденные обращаться за помощью к службе социальной защиты, не бывают счастливыми и часто испытывают физические страдания, в этой связи социальный работник должен обладать способностью к эмпатии (сопереживанию). Социальные работники должны уметь общаться, быть вежливыми и приветливыми, поскольку их работа предполагает контакты с большим кругом людей. Они должны обладать склонностью к порядку и аккуратности, а также безусловной честностью, т.к. постоянно имеют дело с большим количеством людей и дел, а также с чужими деньгами. Социальному работнику необходимо иметь крепкое здоровье, поскольку посещать подопечных он обязан в любую погоду, невзирая на жару, дождь или холод. Хорошо быть довольно сильным физически, т. к. даже наличие сумки-тележки не освобождает от необходимости поднимать (а не катить) её по лестнице, особенно в домах без лифтов. Кроме того, многократное посещение различных учреждений, иногда в течение одного дня, довольно утомительно.
Социальный работник должен иметь хорошую память, чтобы удерживать в голове большие списки продуктов и поручений и не тратить время на частые обращения к своим записям. Кроме того, хорошая память нужна для того, чтобы помнить имена, лица и обстоятельства жизни своих подопечных для проявления внимания и участия. Социальному работнику желательно обладать уверенностью и настойчивостью в разумных пределах. Это связано с тем, что одинокие пожилые люди, оторванные в большой степени от окружающей действительности, плохо в ней ориентируются, и высказывают порой нереальные желания.
Для этой представителей этой профессии важно чувство такта, сдержанность, умение подавлять брезгливость. Пожилые больные люди не всегда выдержаны, ощущение собственной беспомощности может вызывать у них раздражительность, а физическая слабость порой не позволяет полностью выполнять требования личной гигиены. Для профессии социального работника не подходят люди бестактные, раздражительные, брезгливые, нетерпеливые, вспыльчивые, небрежные и нечестные; нежелательны — невнятная речь и плохой слух, т. к. это мешает при общении с людьми, особенно пожилого возраста.
Для организации социальной службы необходимы специалисты с высшим образованием, поэтому организована подготовка кадров по специальности «социальная работа». В этой сфере могут с пользой для общества и для себя найти применение и психологи, особенно специализировавшиеся в области возрастной психологии, клинической психологии, социальной психологии.
Семейный психолог-консультант
Психолог-консультант может быть приверженцем любого из направлений психологической науки — когнитивизма, психоанализа, гуманистической психологии и др. Задача психолога-консультанта заключается в психологической помощи тому или иному человеку или небольшой группе людей, обратившемуся за ней к психологу, с помощью методов и техник, которые показали свою надежность. Семейный психолог-консультант - это профессиональный психолог, который специализируется на проблемах внутри одной семьи; он помогает одному человеку в случае, когда тот испытывает трудности в семейной жизни, но чаще всего такие семейные проблемы необходимо решать, обсуждая их со всеми членами семьи, задействованными в этой проблемной ситуации.
Семейные психологи-консультанты имеют возможность работать в специальных консультационных центрах, организовывать собственные консультации на своем основном месте работы; они также могут работать в школах или производственных организациях, если в таких специалистах существует потребность. Но чаще всего психологи-консультанты, работающие в консалтинговых фирмах, не имеют специализации, связанной с проблемами семьи.
Семейный психолог-консультант должен хорошо владеть техникой психологического общения. Необходимо, чтобы он соблюдал этический кодекс психолога, и его главную заповедь: «не навреди». В частности, психолог должен владеть навыками эмпатического (сопереживающего) слушания, психологической беседы, клинической беседы и другими. Категорически запрещается применять любое психологическое насилие, манипулирование клиентом, приписывание ему тех качеств, которых нет у клиента и работать с клиентом, исходя из этих приписанных ему особенностей, т.е. это фактически умение объективно оценивать психологические реалии, с которыми сталкиваешься при работе с каждым конкретным клиентом. Например, в случае работы с экспрессивной клиенткой психолог (даже если у него возникает к ней негативное отношение как к истероидной личности) — должен отбросить эти свои проекции и проводить анализ проблем данной клиентки с должным уважением, беспристрастно и, по возможности, объективно. В противном случае реализовавшиеся проекции на клиентку позже становятся стойкими установками, почти все ее действия начинают оцениваться с точки зрения тех ее качеств, которые ей приписал психолог.
При первом знакомстве с будущим клиентом психологу необходимо получить от клиента максимум информации о его проблемах, но сделать это надо в очень емкой форме - за одну, первую, ознакомительную беседу.
После первой встречи с клиентом, полученную от него информацию психолог должен осмыслить с тех позиций, на которых он стоит (с позиций той психологической теории, которой он придерживается). Далее находятся базовые и некоторые излюбленные техники психолога в рамках данной теории, которые будут использоваться при последующей работе с данным клиентом. Эти техники (и вообще методы работы с данным клиентом) часто по ходу работы меняются на другие или видоизменяются, т.к. психолог получает большое количество все новой информации, которая может изменить взгляд консультанта на ситуацию клиента и дать толчок к использованию новых способов работы с клиентом.
Профессия семейного психолога-консультанта подходит тем людям, которые умеют владеть собой практически в любых ситуациях общения, людям сдержанным, спокойным, уверенным в себе и умеющим отвлекаться от собственных проблем во время консультации. Последнее качество, безусловно, требуется и во многих других профессиях, но именно психологу-консультанту это качество особенно необходимо, потому что семейный психолог-консультант работает не с машинами, а с человеком, с проблемами в его личной жизни, а, следовательно, с самым сокровенным и тайным, что есть у любого человека.
Сложности при устройстве на работу у психологов этой специализации практически не возникают, их труд востребован и достаточно хорошо оплачивается. Конечно, есть и сложности, с которыми сталкиваются семейные психологи-консультанты. Во-первых, это те ограничения, которые накладываются не только на возможные способы поведения консультанта, но даже на черты его характера. Так, если человек вспыльчив или, например, тяжело отходчив, ему будет очень непросто работать в этой области, точнее, работать в ней для него противопоказано, потому что он может приносить людям чаще еще больше отрицательных эмоций, чем облегчение. Поэтому, имея такие личностные черты, необходимо с ними уметь бороться, чтобы быть компетентным работником в своей области и достигать наиболее высоких результатов.
Для того, чтобы стать семейным психологом-консультантом, необходимо окончить специальные курсы, которые могут проходить в университете, в котором Вы получаете образование психолога. Но чаще такие курсы проходят в частных или государственных психологических центрах различной ориентации, например, в Центрах, специализирующихся на семейном консультировании. Тот же центр, в котором Вы получили данную квалификацию, зачастую и предлагает Вам должность или помогает с выбором организации, в которую Вам хотелось бы устроиться.
Психологи, получившие в университете (институте) специализацию «общая психология», «психология личности», «социальная психология», «клиническая психология» — имеют возможность заниматься семейным консультированием без дополнительного обучения; психологи других специализаций также часто занимаются такой деятельностью. Но все же профессионализм психолога должен выражаться в том, в частности, чтобы понимать ограничения своих возможностей, а, следовательно, желая работать в сфере семейного консультирования, необходимо получить специализированную подготовку именно в этой области психологического знания.
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Клинический нейропсихолог
(в клинике нервных болезней)
На сегодняшний день существует две нейропсихологии - это теоретическая нейропсихология и нейропсихология клиническая. Основанием для такого разделения является своеобразие задач, которые они решают. Специалисты по теоретической нейропсихология решают проблему «мозг и психика» и обращены скорее к общей психологии, поэтому в дальнейшем мы не будем касаться этого раздела.
Специалисты по клинической нейропсихологии имеют своим объектом людей с ограничениями в функционировании нервной системы, в частности, в функционировании большого мозга. Эти ограничения могут быть обусловлены самыми разными причинами: опухоли, воспалительные процессы, черепно-мозговые травмы, дегенеративные и атрофические процессы, сосудистые патологии, нарушение биохимических процессов в тканях мозга и т. д. Кроме того, нейропсихологические исследования охватывают весь диапазон возрастов: это могут быть дети, подростки, люди зрелого возраста и люди в стадии инволюции (старения).
Предметом клинической нейропсихологии является комплекс признаков (синдром) нарушения психических функций, обязанный своим появлением локальной (местной) мозговой патологии.
Среди задач клинической нейропсихологии можно выделить следующие: диагностика, экспертиза, коррекция, восстановление, реабилитация. Рассмотрим подробнее эти задачи.
Диагностика локальных мозговых поражений не ограничивается нахождением топики (их пространственного расположения). На сегодняшний день клиники снабжены прекрасной аппаратурой, которая может лучше и точнее справиться с этим. Скорее отмечается обратный ход. Врачи в результате исследования дают заключение о поражении той или иной области коры. Дальше в работу вступает нейропсихолог. Следует помнить, что патология какой-либо мозговой зоны не приводит к полному выпадению психической функции, а только к ее дезинтеграции вследствие нарушения конкретного звена, обеспечивавшегося работой поврежденного отдела. Поэтому в структуре психической функции обязательно присутствуют не только поврежденные, но и сохранные звенья. Именно на заключении о том, какие звенья сохранны, будет проводиться дальнейшая восстановительная и коррекционная работа. Кроме того, поврежденное звено может входить в различные психологические функции, и, тем самым, нарушать их работу. Врач обычно отмечает, что нарушены мышление, речь, интеллектуальные процессы и т. д., а указать на специфику этих нарушений, а, тем более, на глубину, степень дефицитарности (недостаточности) этих функций, - дело психолога. Кроме того, данных объективных клинический исследований может быть недостаточно для постановки диагноза, и в этом случае врач обращается к нейропсихологу, с просьбой уточнения диагноза.
С пациентами больниц проводят те или иные лечебные мероприятия. Нейропсихолог может сделать заключение о том, эффективны ли применяемые методы лечения, основываясь на изменениях психологического состояния больного.
В больнице находятся люди с различными нарушениями в функционировании нервной системы, и, несмотря на проведенное лечение, восстановление и коррекцию, остаются дефекты, из-за которых они уже не могут вернуться к прежней работе. Поэтому встает задача экспертизы. Необходимо определить тот набор деятельностей, который доступен человеку с определенными дефектами. Здесь следует быть очень внимательным, ведь человек - субъект трудовой деятельности, и без нее он не может нормально существовать. Если человек лишен возможности выполнять те функции, на которые он был способен до болезни, то у него понижается самооценка и в целом самоценность жизни (переживание человеком ценности своей жизни). Переоценка возможностей может вызвать тот же эффект, так как человек не будет справляться с некоторыми операциями.
Как определить продукт труда нейропсихолога? Непосредственным результатом его работы может быть точно поставленный психологический диагноз или восстановление речи у больного или то, что в результате проведенной экспертизы найдена подходящая область приложения сил больного; это важно,чтобы специалисты врачебно-трудовой экспертизы не завысили требования и не отнесли больного к числу инвалидов.
Вообще, в нейропсихологической работе есть замечательная вещь, это то, что можно непосредственно видеть результаты своей работы. Вы написали нейропсихологическое заключение, завершили дело, достигли поставленной цели, и в этом состоит особенный пафос. А.Р. Лурия, основатель нейропсихологии, очень любил посещать клинику, хотя мог уже этого не делать, но он 2-3 раза в неделю смотрел больных, получая такой своеобразный «профессиональный допинг».
Психологи в нашей стране появились в клинике в годы второй 2-й Мировой войны. Тогда перед ними стояла четкая задача - помочь раненым солдатам. Именно на материале травматических поражений мозга и возникла такая наука, как нейропсихология.
На сегодняшний день нейропсихолог занимается теми задачами, которые были перечислены выше. В принципе нейропсихологов в клинике немного, и, в основном, они занимаются диагностикой. Но работа этим не ограничивается. В целом, все практикующие нейропсихологи занимаются также и научными изысканиями. В связи с бурно развивающимися медицинскими технологиями в будущем практическая сфера работы психолога может в этой связи изменится. На первый план, вероятно, выйдет оценка эффективности используемых методов лечения. Это - тоже диагностика, но другая, диагностика в динамике, и, конечно, останется класс таких задач, как экспертиза и восстановление нарушенных психических функций.