ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2581

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Психология как профессия»

РАЗДЕЛ 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Практический психолог в детском саду

Школьный психолог

Психолог в доме ребенка

Психолог-профконсультант в школе

Психолог районного психологического центра

Психолог-реабилитолог

Педагог-психолог в школе

Преподаватель психологии в общеобразовательной школе

Преподаватель психологии в вузе

Психолог-методист

Социальный работник

Семейный психолог-консультант

Клинический нейропсихолог

Психолог в психиатрической клинике

Детский нейропсихолог

Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»

Клинический психолог в судебной сексологии

Психолог в поликлинике

Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)

Психоаналитик

Гештальт-терапевт

Психолог-игротерапевт

Психолог-перинатолог

Эргономист

Военный психолог

Психолог в гражданской авиации

Психолог – эксперт

Психолог, работающий с персоналом банка

Психолог железнодорожного депо

Кадровый консультант

Психодиагност в управлении персоналом

Тренинг-менеджер

Психолог-консультант

Организационный психолог

Политолог-психолог

Перечень нормативно-правовых документов, законов, постановлений, рекомендаций, регламентирующих труд психолога-практика

Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»

Этические принципы и правила работы психолога

Другое важное направление деятельности психолога-практика заключается в консультационной работе. Наиболее распространенные темы консультаций – это производственные конфликты (в частности, с начальством), семейные отношения, а также проблема профессиональной адаптации сотрудников Аэрофлота к новой профессии, к новым условиям труда. Проблемы, даже личного характера, негативно влияют на качество труда сотрудников, поэтому важная задача психолога состоит в том, чтобы помочь им справиться со своими затруднениями. Кроме этого, в рамках практической работы психолог может вести научные исследования.

Конечная цель психологов состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень производительность труда как рядовых сотрудников, так и руководителей авиакомпании. Именно поэтому первоочередными задачами психологов являются: выработка критериев профессиональной пригодности различных категорий работников на борту самолета, обучение работников службы сервиса основам психологии межличностного общения, исследование взаимоотношений в группе сотрудников и их влияния на качество обслуживания пассажиров (сервиса).

Если специалист работает в системе обслуживания людей (сервиса), важно научить его быть ориентированным на пассажира. Например, если это диспетчер по регистрации авиабилетов, то в центре его внимания должен стоять не билет, а человек, желающий зарегистрировать свой билет.

Важно отметить, что опыт иностранных авиакомпаний уже показывает успешность и эффективность применения научно-психологических подходов в решении проблем управления предприятием и сервиса на борту самолета. Для того, чтобы российским авиакомпаниям занять достойное место в ряду ведущих авиакомпаний мира, в их структуру также необходимо ввести психологическую службу.

Работа практического психолога в сфере авиации – это, прежде всего, работа с людьми. Этот факт определяет набор качеств, необходимых психологу в работе по специальности. Психолог-профессионал должен уметь следить за своей внешностью, быть приятным в общении человеком. Также психологу очень пригодятся такие качества как сильный, подвижный тип нервной системы и высокая работоспособность. Однако есть и самые главные требования, предъявляемые к личности практического психолога – это самодостаточность, уверенность в себе и в необходимости своей работы. Наравне с этим, психолог должен быть ориентирован на людей, с которыми он работает.

Основными противопоказаниями к выбору данной специальности являются, во-первых, наличие грубых дефектов внешности, а во-вторых, комплексы (личных качеств) человека, заставляющие его постоянно самоутверждаться за счет своей работы.

Режим труда психолога на производстве зависит от особенностей производства: обычно это полный 8-часовой рабочий день, хотя определенная авиакомпания может предоставить психологу гибкий график работы. Несмотря на то, что психолог трудится преимущественно в кабинете, его работу нельзя назвать «сидячей».


В системе профессиональных ценностей любого практического психолога, в том числе, работающего в сфере гражданской авиации, стоит его профессионализм как специалиста-психолога. Надо признать, что в наше время есть много дилетантов, да и просто шарлатанов, охотно присваивающих себе статус квалифицированного психолога, которые подменяют систему научно-психологических знаний астрологией и элементарными познаниями в области житейской психологии. Истинный профессионал должен досконально знать то, что он делает, учитывая специфику производства, на котором работает. Обязательным является соблюдение этических принципов психолога.

Известно, что, заканчивая факультет психологии университета, выпускник обладает многими необходимыми знаниями и навыками в области своей специализации, которые затем могут быть применены как в сфере научной, так и практической работы. Однако, даже уже работающий специалист-психолог может продолжать свое образование, повышать квалификацию. Например, практическому психологу, работающему в сфере гражданской авиации, и являющемуся специалистом в области психологии труда и инженерной психологии, полезно получить дополнительные знания из области менеджмента и психологии управления. Возможно продолжение образования за рубежом.

Конечно, дальнейшее образование специалиста зависит от его личности: желания личностно расти и развиваться, но есть и другие реальные ограничения, порой не зависящие от самого психолога. Одним из таких ограничений является высокая стоимость дополнительного образования. Другим, не менее важным препятствием, которое необходимо учитывать, может стать отсутствие запросов со стороны авиакомпании (или другого производства, от которого зависит работающий психолог).

Наиболее типичные конфликтные ситуации, с которыми сталкивается практический психолог в сфере гражданской авиации – это конфликты по результатам его собственного труда. Очень часто это внутренний конфликт между мнением психолога как специалиста и мнением психолога как человека. Например, психолог работает с человеком, претендующим на занятие определенной вакансии (того же бортпроводника или другого работника). Результаты проведенного интервью, выполненных тестов и методик, показывают, что человек не совсем подходит для данной работы. В этом случае психолог может чувствовать противоречие между своим профессиональным долгом и сочувствием человеку, желанием ему помочь.

Надо признать, что часто трудные ситуации в работе практического психолога связаны с низким уровнем психологической культуры, невежественностью в вопросах психологии отдельных руководителей авиакомпании. Вплоть до настоящего времени процесс признания социальной и профессиональной психологии в работе с персоналом идет медленно и тяжело.


Несмотря на все обозначенные выше сложности, система гражданской авиации – это новая перспективная область, предоставляющая молодым специалистам-психологам большие возможности для приложения своих сил и реализации творческих планов. Дополнительными доводами в пользу выбора данной сферы профессиональной деятельности (психолога в системе гражданской авиации) могут служить достаточно высокая для практического психолога заработная плата, а также возможность пользоваться льготами, предоставляемыми авиакомпанией своим сотрудникам.


Психолог – эксперт

(в гражданской авиации)

С каждым годом круг деятельности психологов все больше разрастается. Одним из направлений их практической деятельности является экспертная деятельность. Психолог может принимать участие в решении следующих экспертных задач:

  • судебно-психиатрическая экспертиза;

  • судебно-психологическая экспертиза;

  • врачебная экспертиза;

  • трудовая экспертиза;

  • военно-медицинская экспертиза.

Задачи, которые ставят перед психологом эти различные виды экспертиз, разнообразны и сложны. Установление диагностических критериев, анализ степени снижения психических функций субъекта деятельности (подлежащего экспертизе) - всё это осложняется особым отношением обследуемого к самой процедуре экспертизы, как к травмирующей его ситуации. Нередко встает задача определения критерия симуляции болезненных проявлений, например, для разграничения истинной некритичности от симулятивного поведения.

Познакомимся поближе с работой психолога при проведении трудовой экспертизы на примере деятельности психолога как члена экспертной комиссии, которая освидетельствует летчиков на предмет их профессиональной пригодности к летной работе. Экспертная комиссия включает помимо психолога широкий круг врачей-специалистов (терапевт, окулист, невропатолог и пр.). Эта комиссия осматривает летчиков 1 раз в год. Психолог участвует, кроме того, в предполетной экспертизе, состоящей из нескольких этапов.

На 1 этапе происходит знакомство психолога и обследуемого (если он приходит к психологу впервые). Психологу важно сформировать правильную позицию обследуемого к ситуации тестирования, снять у него лишнее волнение. Здесь могут обсуждаться различные темы, которые психолог выбирает по своему усмотрению, основываясь на данных наблюдения за поведением летчика, его высказываниями, пожеланиями, возможными жалобами (беседы о работе, увлечениях, семье и т.д.).

На втором этапе проводится собственно предполетная экспертиза, которая включает оценку выполнения летчиком различных методик, тестов. Набор диагностических методов включает методики, разработанные в общей психологии, нейропсихологии, патопсихологии, а также специальные «летные» методики, моделирующие задачи и ситуации профессиональной деятельности летчиков. В целом обследованию подлежат три блока психических образований:


  • оценка памяти и внимания (заучивание 15 слов, запоминание с помощью пиктограмм, корректурная проба, «черно-красная таблица»);

  • оценка мышления (задачи на простые и сложные аналогии, «компасы», «установление закономерностей»);

  • оценка ситуативной и личностной тревожности (личностные тесты, опросники).

Результаты экспертизы очень важны для летчика потому, что именно от этих результатов зависит, будет ли он работать или нет. В связи с этим, летчик, конечно, проявляет беспокойство, и психологу важно наблюдать за летчиком, наблюдать за тем, насколько он владеет своим состоянием, как он себя ведет, как он справляется с собой. Наблюдение дает сведения не менее важные, чем формальные данные тестирования, дополняет сухие количественные данные.

Заключительный этап экспертизы тоже очень важен, здесь психолог знакомит летчика с результатами обследования. Психолог старается снять возможное негативное впечатление летчика от ситуации тестирования, представить данные обследования корректно и конструктивно, ведь результаты обследования важны не только психологу или невропатологу для последующего заключения, но и самому летчику, важны для его жизни, для самооценки, для понимания себя.

Рабочий день данного специалиста начинается с того, что он узнает, сколько человек записаны на прием. После этого он готовит необходимые документы для проведения тестирования. Если человек приходит на прием впервые, то обследование занимает 3-4 часа и его результаты сообщаются лишь на следующий день, т. к. требуется время для обработки данных. Если летчик приходит не в первый раз, а уже обследовался многократно в течение многих лет, то в этом случае психолог ставит иные задачи, он старается отслеживать процессы развития психических функций, выявлять симптомы их снижения, старения. В любом случае набор методик корректируется в зависимости от уже имеющихся данных о данном человеке, а не применяется механически и единообразно.

Чем может быть интересна эта работа для профессионала? Психолог может не ограничиваться только задачами обследования, диагностики, прогнозирования пригодности, контроля состояния, но выявлять пути коррекции возникших трудностей, помогать профессионалу их преодолевать. Можно накапливать эмпирический обследовательский материал и устанавливать закономерности, важные для оптимизации труда летчиков, для экспертной психологической практики, можно ставить перед собой в этом плане научно-исследовательские цели, методические задачи. Можно также осваивать параллельно и методы психотерапевтические, методы психологической помощи профессионалам в конфликтных, стрессовых трудных жизненных ситуациях, разрабатывать новые тренинговые программы, важные для специалистов.

Какими качествами должен обладать психолог, занимающийся экспертной практикой? Самые важные качества – неравнодушное отношение к человеку, который проходит обследование, доброжелательность, неподдельный интерес к человеку, его труду, профессиональной судьбе. Недопустимо проявление грубости, какого-либо насилия, давления на личность обследуемого со стороны психолога. Психологу важно справляться с ситуациями возможного негативизма и даже агрессии со стороны обследуемых и справляться с ними терпеливо и доброжелательно. Такое поведение нередко требует душевных затрат со стороны психолога и поэтому ему самому важно обладать хорошим физическим и психическим здоровьем. Но успех работы психолога в главном определяется его квалификацией, глубокими знаниями в области фундаментальных основ психологии, биологии, и связанных с ними возможностей частных диагностических методик. Психологу важно быть в курсе последних достижений науки, практики, совершенствоваться, развиваться, а не стоять на месте.


Для работы в области экспертной практики необходимо высшее образование по специальности 22700 – «клиническая психология» или по специальности 020400 – «психология». В последнем случае предпочтительны профили специализации в области психологии труда, психофизиологии, психологии личности.


Психолог, работающий с персоналом банка

Практически каждый из нас бывал в государственном или коммерческом сберегательном банке и сталкивался с его сотрудниками. Мы видели, сколько различной работы они выполняют, причем эту работу нельзя назвать легкой и развлекательной, поэтому человек должен иметь определенные личностные качества, чтобы занимать данный пост. Ведь помимо бесконечного оперирования с документами, им приходится общаться с людьми, и результат этого общения очень важен для дальнейшего процветания банка.

И, несмотря на это, желающих получить работу в банковской системе предостаточно. Вот тогда и выступает на арену психолог, работающий в структурах банка, способствуя увеличению эффективности его работы, ибо, в результате усилий психологов достигается большая удовлетворенность как самих клиентов, посещающих банк, так и сотрудников банка.

Должность банковского психолога появилась сравнительно недавно в связи с бурным развитием банковской сферы. Свои истоки она берет из прикладной психологии, обеспечивающей кадровые проблемы. Эта должность вышла в свет как трудовой пост, пользующийся большой популярностью и ценностью в банковых структурах, и которая, в связи с расширением банковских систем в будущем, не утратит своей актуальности.

Итак, психолог в банке занимается непосредственно самим персоналом. В его обязанности входят немало функций, во-первых, прием на работу в банк новых работников. Прежде, чем устраиваться здесь на любую должность, человек проходит собеседование с психологом, а также психологическое тестирование, необходимое для того, чтобы отсеять людей с психическими отклонениями. Банк – структура, связанная, прежде всего с деньгами, поэтому безопасность (не только внешняя, но и внутренняя, со стороны персонала) здесь очень важна.

Далее, банк – это структура, которая работает с клиентами и имеет прямую зависимость эффективности результатов от того, как взаимодействуют с клиентами сотрудники. Поэтому психолог при отборе кадров, смотрит, прежде всего, на присутствующие у претендента на вакансию профессиональные качества: на его личностные особенности, черты характера, темперамент, устойчивость к монотонным и стрессовым нагрузкам, которые имеют место в данной профессии.

Психолог принимает участие в формировании резерва кадров банковской системы. Формируется резерв менеджеров банка на среднем и на высшем уровне (управляющие, их заместители и т. д.). Кадровый резерв – это те сотрудники банка, которые имеют выраженные задатки к управленческой деятельности, и именно эти сотрудники банка при освобождении вакантных мест менеджеров смогут их занять в первую очередь. Психолог, проработавший в банке некоторое время, лучше узнает имеющихся сотрудников, к тому же он проводит с ними беседы, психологическое тестирование, смотрит, как проявляют себя определенные люди в тренингах, которые проводит сам психолог. На основе обобщения всех данных о конкретных сотрудниках психолог может кого-то порекомендовать на вакантные административные должности.