ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2189

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В подстрочных сносках издательство не указывается.

Правила составления библиографических описаний

139

2. Описание авторефератов диссертаций

Фейгин М. 3. Конституционные основы местного самоуп­равления в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. 20 с.

3. Ссылки на периодические издания

3.1. Постановление Конституционного Суда Россий­ской Федерации по делу о проверке конституционности Зако­на Московской области от 28 апреля 1995 года "О порядке от­зыва депутата Московской областной Думы" в связи с запро­сом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 года // РГ. 1997. 4 января.

3.2. Публикации (обзоры) в нескольких номерах: Морозова Л. А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международно­му праву ("круглый стол" журнала "Государство и право") // Государство и право. 1998. № 7, 8, 10.

4. Ссылки на статью в журналах

4.1. Статья в одном номере: Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5. С. 15.

4.2. Статья в нескольких номерах: Кудрявцев В. Н., Лука-шева Е. А. Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 3—11; № 6. С. 17—19.

6. Внутритекстовые ссылки

6.1 Цитаты:

Так, А. М. Барнашов рассматривает разделение властей как разделение труда и "попытки разделения верховной влас­ти между различными социальными силами" [4].


Тематика и методика выполнения выпускных квалификационных (дипломных) работ.

Защита дипломной работы входит в состав испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высшего юридического учебного заведения. Выполнение дипломной работы является заключительным этапом обучения студентов-выпускников в вузе и имеет целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретичес­ких и практических знаний по специальности; применение их при решении конкретных научных и про­фессиональных задач; развитие навыков самостоятельной работы с литературой и законодательством, овладение методикой научного анализа

.Дипломная работа представляет собой самостоятельное, цельное и системное исследование в сфере теории и практи­ки профессиональной деятельности по специальности "Юриспруденция". Поэтому каждая подобная работа должна содер­жать элементы поиска собственных путей разрешения современных научно и практически значимых вопросов. Выводы автора работы должны быть в достаточной степени аргументированы.

Тематика дипломных работ разрабатывается кафедрой, представляется в деканат и утверждается советом вуза. Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки.

Студентам предоставляется право выбора темы диплом­ной работы. Поскольку кафедра устанавливает лишь примерный перечень тем, студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Выбор темы исследования производится заблаговременно, в идеальном варианте — на третьем, четвертом курсе; крайний срок — начало предпоследнего учебного семестра. Закрепление темы дипломной работы оформляется при­казом ректора вуза на основе личного письменного заявления студента на имя заведующего кафедрой.


Каждому студенту назначается руководитель дипломной работы из числа соответствующего преподавательского соста­ва (прежде всего профессоров и доцентов). Руководитель:

дает студенту задание на дипломную работу;

оказывает помощь в разработке календарного графика на весь период ее выполнения;

рекомендует студенту необходимую основную литерату­ру, справочные и архивные материалы, законодательные акты и другие источники по теме;

проверяет выполнение работы (по частям или в целом).

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изу­чения литературы по специальности (учебников, учебных по­собий, курсов лекций, монографий, статей из научных сборников, ведущих юридических и обществоведческих журналов, анализа нормативных, правоприменительных и интерпретаци­онных актов, обобщения юридической практики).

Студент должен разработать календарный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов и после одобрения руководителем представить на утверждение заведующему кафедрой (декану факультета).

Декан факультета устанавливает сроки периодического отчета студентов по выполнению дипломной работы. В уста­новленное время студент отчитывается перед руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности работы и сообщают об этом декану.

Структура работы определяется автором самостоятельно, но с согласия научного руководителя. Дипломное исследова­ние должно иметь план, с помощью которого материал изла­гается в логической последовательности. Содержание работы состоит из введения (в котором обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, научная и практическая зна­чимость, показывается степень разработанности рассматрива­емой проблемы, обозначаются цели, задачи и методы исследо­вания и т. п.), основной части (в которой анализируются вопро­сы плана, доказываются те или иные провозглашаемые поло­жения и проч.) и заключения (в котором кратко излагаются полученные автором выводы, обобщения, достижения; устанавливаются основные направления дальнейшего изучения данной проблемы).

После заключения следует библиография, состоящая из следующих частей: 1) нормативных актов; 2) книг и научных статей; 3) авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук; 4) материалы практики.

Большие таблицы, схемы, нормативные документы или обширные цитаты из них должны помещаться в приложениях.

Дипломная работа оформляется на русском языке. Допус­кается параллельное оформление текста работы или ее части на иностранном языке в форме приложения.

Общий объем дипломной работы составляет 50—80 маши­нописных страниц (без учета схем, приложений и списка ис­пользуемой литературы). Работа должна быть отпечатана че­рез 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги с полями для брошюровки по левой стороне. Размер шрифта, используемого при электронном наборе материала (на компьютере), необходимо приблизить к стандартному машинописному, Допускается выделение отдельных мест тек­ста курсивом.


Общепринятыми для оформления дипломной работы яв­ляются следующие параметры страницы:

формат листа — А4;

поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 2 см, правое — 2 см;

абзац — 1,25 см.

Законченная дипломная работа, подписанная студентом и консультантами (если они назначаются), представляется ру­ководителю. После просмотра и одобрения дипломной работы руководитель подписывает ее и вместе со своим отзывом пред­ставляет заведующему кафедрой (декану факультета).

В отзыве научного руководителя должна быть дана ха­рактеристика всех разделов дипломной работы, ее соответ­ствие требованиям стандарта специальности, степень достижения цели и задач, наличие элементов научной и практичес­кой новизны, уровень оформления. Заведующий кафедрой (де­кан факультета) на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на дипломной работе. Если он не считает возможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол за­седания кафедры представляется на утверждение ректору вуза.

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется деканом факультета на рецензию. Со­став рецензентов утверждается деканом по представлению заведующего соответствующей кафедры из числа сотрудни­ков правоохранительных органов и иных юридических учреж­дений. В качестве рецензентов могут привлекаться как препо­даватели своего вуза (но не работающие на выпускающей кафедре), так и иных вузов.

Официальный рецензент представляет письменную рецен­зию на дипломную работу с личной подписью. Рецензия долж­на отвечать тем же требованиям, что и отзыв научного руко­водителя. Автор дипломной работы имеет право приложить к ней дополнительную рецензию.

Не допускается к защите дипломная работа без офици­альной рецензии.

Обязательными элементами процедуры защиты являются:

выступление автора дипломной работы;

оглашение официальной рецензии;

оглашение отзыва научного руководителя.

Вопросы членов комиссии и присутствующих на защите автору дипломной работы не должны выходить за рамки темы дипломного исследования.

После защиты дипломная работа хранится в библиотеке высшего учебного заведения.  

1.6. Подготовка к экзамену или зачету

Экзамен — проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 903). Это своеобразный "венец", конечная форма изучения определенного предмета, механизм выявления и оцен­ки результатов учебного процесса.

Цель экзамена — завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему по­нятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым эк­замены содействуют решению главной задачи высшего обра­зования — подготовке квалифицированных специалистов.


Основные функции экзаменов — обучающая, оцениваю­щая и воспитательная.

Обучающее значение экзаменов состоит в том, что сту­дент в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учеб­ник, иные источники. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзаменов "старые" знания обобщаются и переводят­ся на качественно "новый" уровень — системы как упорядо­ченной совокупности данных, что позволяет понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семи­нарских занятиях: отдельных тем, предложенных для само­стоятельного изучения, новейшей научной литературы (моно­графий, статей и т. п.) и нормативной базы.

Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они подводят итоги как знаниям студентов, так и всей учебной работе по данному предмету. В определенной степени препо­даватель-экзаменатор оценивает и себя, результаты своей учебно-педагогической деятельности.

Если экзамены принимаются объективно и доброжелатель­но, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, ува­жения к науке, вузу и преподавателям.

Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, ко­торых нет в экзаменационных билетах, но на которые студен­ту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подго­товке к экзамену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени использовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на эти вопросы.

Перед экзаменом на консультации, как правило, спраши­вают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего, необходимо запоминать определение каждого понятия, ибо именно в нем фиксируются признаки, показывающие его сущ­ность и позволяющие отличить данную категорию от других.

Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реаль­ные политико-правовые проблемы, как умеет мыслить, аргу­ментировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Психологи для улучшения запоминания предлагают опре­деленные способы. Один из них — использование ассоциаций. Ассоциация в психологии — это связь, образующаяся при оп­ределенных условиях между двумя или более понятиями, пред­ставлениями и т. д. Другими словами, это такой психический процесс, в результате которого одни понятия или представле­ния вызывают появление в уме других.


Для того, чтобы быть уверенным на экзамене, необходи­мо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись вклю­чает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.

В идеале к экзаменам необходимо начинать готовиться с первой лекции, семинара. По большому счету возможности для этого создаются. Однако далеко не все-студенты сразу "вклю­чаются" в такую долгосрочную и достаточно напряженную подготовку.

Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы «свалить» экзамен. Однако они не могут образовать прочных ассоциаций с другими поня­тиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, ненадежны и бессистемны.

Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с раз­ных точек зрения, связанный ассоциациями с другими собы­тиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания. Л. Н. Толстой говорил, что знание толь­ко тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мыс­ли, а не памятью.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уде­лить конспектам «живых» лекций, а уж затем учебникам, кур­сам лекций и другой печатной продукции. «Живые» лекции обладают рядом преимуществ: они более детальные, иллюст­рированные и оперативные, позволяют оценивать современ­ную обстановку, отразить самую «свежую» политическую и правовую информацию, ответить на интересующие аудиторию вопросы. Для написания же и опубликования печатной про­дукции нужно время. Отсюда изложение некоторого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции практически всегда ог­раничен.

На консультациях подчас задают вопросы: кроме «живых» лекций каким пользоваться учебником при подготовке к экза­мену? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных школ, научных направлений, и по­этому в каждом из них есть свои сильные и слабые стороны. Для сравнения учебной информации и полноты картины надо использовать два и более учебных пособий. Рекомендуется при­влекать юридические словари, справочники и хрестоматии.

Программа окажет содействие и на самом экзамене. Важ­но понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет кон­кретную роль, ранжируется по значимости, смысловой сопод-чиненности. Студент же, учитывая то, где расположен экза­менационный вопрос (в каком разделе, теме, абзаце), как он связан и соотносится с другими вопросами, и применяя при­емы, так сказать, «систематического и логического толкова­ния», сможет гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.