ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2189
Скачиваний: 10
В подстрочных сносках издательство не указывается.
Правила составления библиографических описаний
139
2. Описание авторефератов диссертаций
Фейгин М. 3. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. 20 с.
3. Ссылки на периодические издания
3.1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 года // РГ. 1997. 4 января.
3.2. Публикации (обзоры) в нескольких номерах: Морозова Л. А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву ("круглый стол" журнала "Государство и право") // Государство и право. 1998. № 7, 8, 10.
4. Ссылки на статью в журналах
4.1. Статья в одном номере: Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5. С. 15.
4.2. Статья в нескольких номерах: Кудрявцев В. Н., Лука-шева Е. А. Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 3—11; № 6. С. 17—19.
6. Внутритекстовые ссылки
6.1 Цитаты:
Так, А. М. Барнашов рассматривает разделение властей как разделение труда и "попытки разделения верховной власти между различными социальными силами" [4].
Тематика и методика выполнения выпускных квалификационных (дипломных) работ.
Защита дипломной работы входит в состав испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высшего юридического учебного заведения. Выполнение дипломной работы является заключительным этапом обучения студентов-выпускников в вузе и имеет целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности; применение их при решении конкретных научных и профессиональных задач; развитие навыков самостоятельной работы с литературой и законодательством, овладение методикой научного анализа
.Дипломная работа представляет собой самостоятельное, цельное и системное исследование в сфере теории и практики профессиональной деятельности по специальности "Юриспруденция". Поэтому каждая подобная работа должна содержать элементы поиска собственных путей разрешения современных научно и практически значимых вопросов. Выводы автора работы должны быть в достаточной степени аргументированы.
Тематика дипломных работ разрабатывается кафедрой, представляется в деканат и утверждается советом вуза. Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки.
Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы. Поскольку кафедра устанавливает лишь примерный перечень тем, студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Выбор темы исследования производится заблаговременно, в идеальном варианте — на третьем, четвертом курсе; крайний срок — начало предпоследнего учебного семестра. Закрепление темы дипломной работы оформляется приказом ректора вуза на основе личного письменного заявления студента на имя заведующего кафедрой.
Каждому студенту назначается руководитель дипломной работы из числа соответствующего преподавательского состава (прежде всего профессоров и доцентов). Руководитель:
• дает студенту задание на дипломную работу;
• оказывает помощь в разработке календарного графика на весь период ее выполнения;
• рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, законодательные акты и другие источники по теме;
• проверяет выполнение работы (по частям или в целом).
Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, курсов лекций, монографий, статей из научных сборников, ведущих юридических и обществоведческих журналов, анализа нормативных, правоприменительных и интерпретационных актов, обобщения юридической практики).
Студент должен разработать календарный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов и после одобрения руководителем представить на утверждение заведующему кафедрой (декану факультета).
Декан факультета устанавливает сроки периодического отчета студентов по выполнению дипломной работы. В установленное время студент отчитывается перед руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности работы и сообщают об этом декану.
Структура работы определяется автором самостоятельно, но с согласия научного руководителя. Дипломное исследование должно иметь план, с помощью которого материал излагается в логической последовательности. Содержание работы состоит из введения (в котором обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, научная и практическая значимость, показывается степень разработанности рассматриваемой проблемы, обозначаются цели, задачи и методы исследования и т. п.), основной части (в которой анализируются вопросы плана, доказываются те или иные провозглашаемые положения и проч.) и заключения (в котором кратко излагаются полученные автором выводы, обобщения, достижения; устанавливаются основные направления дальнейшего изучения данной проблемы).
После заключения следует библиография, состоящая из следующих частей: 1) нормативных актов; 2) книг и научных статей; 3) авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук; 4) материалы практики.
Большие таблицы, схемы, нормативные документы или обширные цитаты из них должны помещаться в приложениях.
Дипломная работа оформляется на русском языке. Допускается параллельное оформление текста работы или ее части на иностранном языке в форме приложения.
Общий объем дипломной работы составляет 50—80 машинописных страниц (без учета схем, приложений и списка используемой литературы). Работа должна быть отпечатана через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги с полями для брошюровки по левой стороне. Размер шрифта, используемого при электронном наборе материала (на компьютере), необходимо приблизить к стандартному машинописному, Допускается выделение отдельных мест текста курсивом.
Общепринятыми для оформления дипломной работы являются следующие параметры страницы:
• формат листа — А4;
• поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 2 см, правое — 2 см;
• абзац — 1,25 см.
Законченная дипломная работа, подписанная студентом и консультантами (если они назначаются), представляется руководителю. После просмотра и одобрения дипломной работы руководитель подписывает ее и вместе со своим отзывом представляет заведующему кафедрой (декану факультета).
В отзыве научного руководителя должна быть дана характеристика всех разделов дипломной работы, ее соответствие требованиям стандарта специальности, степень достижения цели и задач, наличие элементов научной и практической новизны, уровень оформления. Заведующий кафедрой (декан факультета) на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на дипломной работе. Если он не считает возможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры представляется на утверждение ректору вуза.
Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется деканом факультета на рецензию. Состав рецензентов утверждается деканом по представлению заведующего соответствующей кафедры из числа сотрудников правоохранительных органов и иных юридических учреждений. В качестве рецензентов могут привлекаться как преподаватели своего вуза (но не работающие на выпускающей кафедре), так и иных вузов.
Официальный рецензент представляет письменную рецензию на дипломную работу с личной подписью. Рецензия должна отвечать тем же требованиям, что и отзыв научного руководителя. Автор дипломной работы имеет право приложить к ней дополнительную рецензию.
Не допускается к защите дипломная работа без официальной рецензии.
Обязательными элементами процедуры защиты являются:
• выступление автора дипломной работы;
• оглашение официальной рецензии;
• оглашение отзыва научного руководителя.
Вопросы членов комиссии и присутствующих на защите автору дипломной работы не должны выходить за рамки темы дипломного исследования.
После защиты дипломная работа хранится в библиотеке высшего учебного заведения.
1.6. Подготовка к экзамену или зачету
Экзамен — проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 903). Это своеобразный "венец", конечная форма изучения определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.
Цель экзамена — завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования — подготовке квалифицированных специалистов.
Основные функции экзаменов — обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающее значение экзаменов состоит в том, что студент в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзаменов "старые" знания обобщаются и переводятся на качественно "новый" уровень — системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т. п.) и нормативной базы.
Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они подводят итоги как знаниям студентов, так и всей учебной работе по данному предмету. В определенной степени преподаватель-экзаменатор оценивает и себя, результаты своей учебно-педагогической деятельности.
Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке, вузу и преподавателям.
Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к экзамену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени использовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на эти вопросы.
Перед экзаменом на консультации, как правило, спрашивают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего, необходимо запоминать определение каждого понятия, ибо именно в нем фиксируются признаки, показывающие его сущность и позволяющие отличить данную категорию от других.
Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные политико-правовые проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.
Психологи для улучшения запоминания предлагают определенные способы. Один из них — использование ассоциаций. Ассоциация в психологии — это связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более понятиями, представлениями и т. д. Другими словами, это такой психический процесс, в результате которого одни понятия или представления вызывают появление в уме других.
Для того, чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
В идеале к экзаменам необходимо начинать готовиться с первой лекции, семинара. По большому счету возможности для этого создаются. Однако далеко не все-студенты сразу "включаются" в такую долгосрочную и достаточно напряженную подготовку.
Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы «свалить» экзамен. Однако они не могут образовать прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, ненадежны и бессистемны.
Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания. Л. Н. Толстой говорил, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
При подготовке к экзамену следует особое внимание уделить конспектам «живых» лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и другой печатной продукции. «Живые» лекции обладают рядом преимуществ: они более детальные, иллюстрированные и оперативные, позволяют оценивать современную обстановку, отразить самую «свежую» политическую и правовую информацию, ответить на интересующие аудиторию вопросы. Для написания же и опубликования печатной продукции нужно время. Отсюда изложение некоторого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции практически всегда ограничен.
На консультациях подчас задают вопросы: кроме «живых» лекций каким пользоваться учебником при подготовке к экзамену? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных школ, научных направлений, и поэтому в каждом из них есть свои сильные и слабые стороны. Для сравнения учебной информации и полноты картины надо использовать два и более учебных пособий. Рекомендуется привлекать юридические словари, справочники и хрестоматии.
Программа окажет содействие и на самом экзамене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смысловой сопод-чиненности. Студент же, учитывая то, где расположен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абзаце), как он связан и соотносится с другими вопросами, и применяя приемы, так сказать, «систематического и логического толкования», сможет гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.