Файл: курсовик_ОППС_отредак.25.11.08.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.07.2020

Просмотров: 711

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие положения

1.1. Целевое назначение проекта

1.2. Содержание проекта

1.3. Требования к оформлению и порядок защиты курсового проекта

1.4. Тематика курсовых проектов по организационному проектированию производственной системы.

2. Методические рекомендации по использованию методов

организационного проектирования ПС (перечень основных

работ, формулы, схемы и другой информационный материал)

2.1. Проектирование механического цеха

2.2. Проектирование производственной бригады

2.3. Проектирование нового предприятия

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Оформление титульного листа

Приложение 2

Оформление индивидуального задания

Приложение 3

Образец оформления таблиц и рисунков

Приложение 4

Характеристика продукции по признакам

Приложение 5

Определение типа производства

Приложение 6

Классификация изготовляемой продукции

Приложение 7

Выявление возможных форм поточного производства

Приложение 8

Расчет потребного оборудования участков цеха

Приложение 9

Карта циклов обработки

Приложение 10

Паспорт производственной бригады

Приложение 11

Структура и содержание бизнес плана

Реализация проектной идеи включает ряд шагов: определение цели, задач и конкретных результатов, получаемых при реализации проектной идеи. Здесь же выявляются мероприятия (стратегии и методы) работы в рамках проекта и необходимые ресурсы (управленческие, кадровые, финансовые, материально-технические).

Примерный план работ на данном этапе включает:

1) целеопределение:

  • обоснование актуальности решаемых проектом проблем (т.е. перечисление причин, которые делают реализацию проекта необходимой, злободневной и организационно-значимой задачей);

  • целевая картина – цели показывают, что должно измениться в организации после реализации проекта;

  • задачи показывают, какие должны быть сделаны конкретные шаги по достижению целей проекта, какие должны быть проведены мероприятия;

2) организационную структуру:

  • кто и в каких организационных формах будет осуществлять декларируемые цели (соотношение различных подразделений и связи между ними);

  • как, в каких формах деятельности (функции и технологическое ядро);

  • с кем, окружающая макро- и микросреда;

3) ресурсное обеспечение:

  • должностные обязанности, компетенции и ответственность;

  • как происходит обмен информацией, формальное и неформальное руководство, карьера и поощрение сотрудников;

  • что из себя представляют финансовые ресурсы, материальное обеспечение, бюджет проекта (проектируемой организации);

4) управление проектом и его продвижение:

  • план-график работы по проекту (операции, финансовое продвижение и привлекаемые ресурсы на каждый этап);

  • жизненный цикл проекта и стратегии в случае опасности;

  • оценка жизнеспособности проекта после его завершения (имидж проекта, долгосрочная стратегия развития).

Подготовка организационного проекта ведется по определенному объекту. В отличие от традиционной курсовой работы выбирается (определяется) не только тема, но и объект проекта. Следовательно, объект проектирования, т.е. организацию, слушатели выбирают самостоятельно, но с обязательным согласованием с преподавателем. Следует обратить внимание на то, что не все организации являются «прозрачными» и «открываются» для проектантов. Желательно найти такую организацию, руководитель которой дает согласие на оргпроектирование, предоставление необходимых материалов или возможностей для аудита и диагностики. Для соблюдения конфиденциальности могут быть использованы условные названия или изменены некоторые параметры.

После выбора объекта проектной работы или одновременно с ним нужно самостоятельно принять решение о том, будет ли проект выполнен индивидуально или в составе проектной группы. При разработке проекта группой необходимо провести ряд организационных мероприятий: выбрать руководителя проекта, распределить функции, составить план-график выполнения работ. Этот график включает рекомендованные выше этапы и фазы работы по проекту. Перечень основных «шагов» проектирования изложен также в книге «Теория организации и организационное проектирование» (см. библиограф. список). Студентам следует обратить внимание на то, что в этих «шагах» основное внимание уделяется аудиту и диагностике организации. Значительно скромнее представлены рекомендации по выдвижению инновационных идей, способных устранить выявленные в ходе диагностике организационные патологии, недостатки, а также по проектированию организационных мер, воплощающих инновации в жизнь. Именно эти разделы организационного проекта требуют более пристального внимания студентов-проектировщиков, так как им необходимо показать, как могут быть использованы выявленные в ходе организационного аудита ресурсы и возможности формальной и неформальной организации (материальные, финансовые, информационные, кадровые) для реализации предложенной идеи. При этом важно отследить, как будет осуществляться мониторинг происходящих организационных изменений (управление проектом) и производиться оценка эффективности.


Проектируемые организационные изменения могут касаться любой характеристики организации. Однако важно, чтобы они были направлены на ликвидацию организационных «болезней» и активизацию тех ресурсов, которые еще недостаточно используются. На практических занятиях проектные группы получат возможность обсуждать и оформлять собранный материал, консультироваться у преподавателя и у своих коллег из других проектных групп. Работа по проекту проходит в течение всего цикла учебных занятий и включает защиту как отдельного этапа (блока) проекта, так и работы в целом.

1.3. Требования к оформлению и порядок защиты курсового проекта

Курсовой проект оформляется в виде расчетно-пояснительной записки и чертежа с графическим изображением планировки производственной системы на листах формата А1 в соответствии с ЕСКД. Пояснительная записка к проекту должна содержать в указанной ниже последовательности:

  • титульный лист;

  • задание по курсовому проектированию;

  • содержание (оглавление) пояснительной записки;

  • основную часть, в которой раскрываются все перечисленные выше этапы организационного проектирования производственной системы;

  • заключение;

  • библиографический список;

  • приложения.

Текст расчетно-пояснительной записки должен быть выполнен: в компьютерном варианте, шрифт 14, междустрочный интервал 1,5. Расстояние слева – 3 см, сверху, снизу – 2 см, справа – 1 или 1,5 см. Все страницы, таблицы и рисунки должны быть пронумерованы, и в тексте записки следует ссылаться на их номера. Таблицы и рисунки следует размещать в соответствующих тексту местах либо поместить их как приложения в конце записки. Номер и название таблицы размещается перед таблицей, номер и название рисунка - после рисунка. Понятие рисунок включает все виды схем, диаграмм, графиков и т.д. (прил. 3).

План проектируемого цеха (участка) выполняется либо карандашом на чертежной бумаге в масштабе 1:100 с соблюдением требований ЕСКД, либо на компьютере в одном из графических редакторов, например, Auto Cad, или схематично.

Титульный лист и задание по курсовому проектированию оформляется в соответствии с требованиями ЕСКД (прил. 1, 2).

Курсовой проект представляется на кафедру за 3 недели до защиты. Презентация и защита курсового проекта осуществляется перед комиссией после проверки руководителем его содержания и качества оформления.

1.4. Тематика курсовых проектов по организационному проектированию производственной системы.

1. Организация производственного процесса в цехах стадии обработки.

2. Система инструментального обслуживания производства на предприятии.

3. Организационная структура инструментального обеспечения организации.

4. Производственная инфраструктура предприятия.

5. Функции обслуживания рабочих мест в производственном процессе.


6. Формы организации ремонтных работ на предприятии.

7. Организационная структура ремонтного обеспечения предприятия.

8. Система транспортного обслуживания производства на предприятии.

9. Организация материально-технического обеспечения предприятия.

10. Организация складского обслуживания организации.

11. Современные системы управления качеством на предприятии.

12. Организация процесса сбыта продукции предприятия.

13. Управление запасами на предприятии.

14. Бизнес-план организации нового предприятия


2. Методические рекомендации по использованию методов

организационного проектирования ПС (перечень основных

работ, формулы, схемы и другой информационный материал)

2.1. Проектирование механического цеха

При проектировании механического цеха возможен следующий порядок работ:

1) производственная характеристика продукции;

2) определение типа производства;

3) выбор формы специализации производственных подразделений (определение числа основных производственных участков цеха и обоснование их форм специализации, классификация изготовляемой продукции);

4) выявление возможных форм поточного производства;

5) расчет потребности в оборудовании поточных линий;

6) расчет потребного оборудования участков цеха;

7) расчет потребности в оборудовании вспомогательных участков;

8) расчет численности работников цеха;

9) обоснование структуры управления цехом;

10) расчет потребности в площадях цеха;

11) выбор здания, компоновка цеха и расстановка оборудования на основных участках;

12) расчет технико-экономических показателей.


Краткая характеристика приведенных пунктов:

1. Производственная характеристика продукции строится на основе краткой характеристики назначения, технических и эксплуатационных особенностей изделий и характеристики деталей по признакам (форма обрабатываемой поверхности, виды заготовок, габариты деталей, масса детали и др.) (прил. 4).

2. Тип производства количественно оценивается двумя показателями: средним показателем массовости γм и коэффициентом закрепления операций Кзо. Причем на стадии проектирования ПС более обоснованно использование показателя массовости (прил. 5, табл. 5.1).

3. Выбор формы специализации. Число основных производственных участков может быть определено исходя из расчетного числа рабочих мест в цехе и нормы управляемости для мастера участка.

Норма управляемости (Sупр) зависит от уровня управления и типа производства. В нашем случае речь идет о производственном (нижнем) уровне управления, нормы управляемости которого приведены в табл. 1.

Таблица 1

Нормы управляемости для производственного участка Sупр

Должность

Тип производства

Массовое

и крупносерийное

Серийное

Мелкосерийное

и единичное

Мастер производственного участка

35-40

рабочих мест

30 рабочих мест

25 рабочих мест



Таким образом, число участков n определяется как

(1)

где - число рабочих мест в цехе, шт.;

- норма управляемости рабочих мест, шт.

При выборе формы специализации основных производственных участков следует учитывать экономическую целесообразность исходя из типа производства (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение типов производства и формы специализации

Тип производства

Кзо

Форма специализации

Массовый

1

Подетальная

Крупносерийный

2-10

Подетальная

Среднесерийный

11-22

Предметная

Мелкосерийный

23-40

Технологическая

Единичный

>40

Технологическая

Классификация изготовляемой продукции. Окончательная специализация участков и номенклатуры деталей, закрепленных за ними, выявляются на основе классификации деталей, которая осуществляется по двум группам признаков: конструктивно-технологическим и организационно-плановым.

Классификация деталей по конструктивно-технологическим признакам позволяет сгруппировать технологически сходные и конструктивно подобные детали. В условиях механической обработки деталей к числу таких признаков относятся (форма обрабатываемой поверхности, габариты и др.).

Классификация деталей по организационно-плановым признакам позволяет сгруппировать детали с близкой относительной трудоемкостью по типу организации производства. К числу организационно-плановых признаков относятся (трудоемкость детали, степень сходства наладок рабочих мест и др.) (прил. 6).

4. Выявление возможных форм поточного производства.

За поточными линиями следует закреплять трудоемкие детали, детали с большими объемами выпуска, а также изготовляемые в небольших объемах конструктивно однотипные детали с одинаковыми или подобными технологическими маршрутами обработки. Первое представление о возможных в данных производственных условиях формах потока может быть получено с помощью показателя массовости Ум (см. расчетную формулу (5.1) в прил. 5 и прил. 7).

5. Расчет потребности в оборудовании поточных линий.

Расчет количества потребного оборудования на поточной линии зависит от ее типа:

а) для однопредметных поточных линий он производится для каждой j-той операции в отдельности по формулам, указанным в алгоритме расчета (рис. 1).

1

Синхронизация операций

2

Расчет времени выполнения операций:

3

Расчет такта линии:

4

Определение расчетного числа рабочих мест:

5

Определение принятого числа рабочих мест:

6

Расчет загрузки рабочих мест и оборудования:

7

Расчет загрузки поточной линии:

Рис. 1. Алгоритм расчета параметров однопредметной

поточной линии

В формулах Кбр – коэффициент, учитывающий потери на технологический брак (Кбр ≥1).

Для выявления возможного допустимого уровня брака необходимо решить вопрос о форме и местах контроля деталей на поточной линии (контрольные посты).


Студент должен определить количество контрольных постов в зависимости от сложности технологических операций. Условно величину потерь от брака по каждому контрольному посту можно принять 0,5% от запуска деталей на поток.

б) расчет количества потребного оборудования переменных поточных линий выполняется на основе расчета частных тактов τi для каждой детали, закрепленной за линией (рис. 2). Для этого определяется:

доля участия каждой детали (Кi ) в общем объеме работы линии;

частные периоды занятости линии для обработки каждой детали (Fi);

частные такты производства деталей τi ;

для каждой детали число единиц потребного оборудования по каждой операции S рij и ∑ Sпр – принятое количество рабочих мест в целом для линии. При этом принятое количество рабочих мест должно быть целым числом;

частные коэффициенты загрузки линии ηзi по обработке i-той детали и средний коэффициент загрузки линии ηз как средневзвешенный из частных. При проектировании линии показатель ηз должен быть не менее чем 0,7-0,75. Пример расчета оборудования на переменно-поточной линии приведен в табл. 7.2 прил. 7.

в) расчет количества потребного оборудования групповых поточных линий проводится в соответствии с предложенным алгоритмом (рис. 3) и заполнением формы, представленной в табл. 7.3 прил. 7.

Результаты расчета потребного оборудования поточных линий в последующем заносится в табл. 3.

Таблица 3

Состав и структура производственного оборудования цеха

Вид оборудования

Шифр оборудования

Номер участка

Всего

1

2

3

в т. ч. поточ. линия

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%


01063












01310












01321











Итого














1

Определение объема работ по каждому закрепленному предмету:

2

Определение общего объема работ по линии:

3

Определение доли занятости линии каждым предметом:

4

Определение частного фонда времени занятости линии обработкой каждого предмета:

5

Определение такта запуска:

6

Определение расчетного числа рабочих мест по каждой операции:

7

Определение принятого числа рабочих мест по каждой операции:

- целое число

8

Определение коэффициента загрузки линии i-м предметом:

9

Определение общего коэффициента загрузки линии:

Рис. 2. Алгоритм расчета параметров переменной

многопредметной поточной линии


6. Расчет потребного оборудования участков цеха.

В основу расчета рабочих мест по участкам принимается заданный объем производства с учетом комплектности, трудоемкость изготовления комплекта деталей по типам оборудования и действительный фонд времени рабочего места в планируемом периоде (прил. 8).