Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 2051

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Эффективность государственной региональной экономической политики



9.1. Понятие и критерии эффективности государственной экономической политики

9.2. Основные подходы к характеристике эффективности государственного управления

9.3. Оценка эффективности ГРЭП


9.1. Понятие и критерии эффективности государственной
экономической политики


В любой экономической системе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяются эффективностью политики в сфере управления. Реалии существования нашего общества в настоящее время находятся в прямой зависимости от эффективности государственной экономической политики и неразрывно связаны с ней.

С первых шагов экономической науки проблема эффективности стала одной из центральных. Наиболее широко понятие эффективности используется в производственных системах. В российской экономической литературе категория «эффективность национального производства» установлена как соотношение затрат и выпуска продукции101. Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов является важным методологическим вопросом в определении социально-экономической эффективности производства.

Как подчеркивает лауреат Нобелевской премии по экономике М. Алле (Франция), поиск эффективности ни в коей мере не навязывается в качестве высшей цели, которой должны быть подчинены все прочие соображения102. Национальная безопасность, социальная стабильность, культурные идеалы и так далее также представляют собой цели, и их, естественно, следует учитывать, когда речь идет об определении общей политики. Эти цели могут быть более важными, нежели чисто экономическая эффективность и просто благосостояние.

Эффективность не рассматривается и не может рассматриваться в качестве самоцели. Поиск эффективности может потребовать глубокой трансформации условий производства, изменений, имеющих тяжелые последствия в социальном плане и трудно осуществимых политически. Стремление к прогрессу само по себе противоречит стремлению к безопасности, иначе говоря – к стабильности. Кроме того, стремление к эффективности не обязательно находится в гармонии с этическими представлениями. Поиск эффективности предполагает какой-то минимум стимулов, а поскольку люди одарены по-разному, то реализация равенства в материальном положении, если это отвечает пожеланиям людей, может оказаться в противоречии с требованиями эффективности.

Экономическая эффективность не может быть самоцелью, но вопрос заключается в том, чтобы выяснить, как наилучшим образом удовлетворить потребности людей и какое место на шкале этих потребностей – во всех социальных группах – занимают материальные потребности.


С более узкой точки зрения, главное – выяснить, какую политику следует проводить, если ставится задача добиться максимально эффективной деятельности людей в экономическом плане. Ресурсы, которыми мы располагаем в виде труда, природных богатств, ранее произведенного оборудования, технических знаний, необходимых для их использования, ограничены. Наши потребности, напротив, практически безграничны. Если нам известны условия, которые предполагает поиск максимальной эффективности в экономическом плане, будет легче увидеть, в какой мере они должны быть видоизменены, чтобы учесть неэкономические данные социального и политического характера, т.е. учесть вопросы, разрешения которых так или иначе требует жизнь. С этой точки зрения любая реалистическая политика выступает идеалом максимальной эффективности и неэкономическими устремлениями этического, социального или политического порядка.

Критерии эффективности представляют собой стороны проявления управления, при анализе которых можно определять уровень и качество экономической политики и управления, их соответствие потребностям и интересам общества. Трудность в выработке критериев эффективности управления, в том числе и государственного, заключается в том, что для управления не совсем ясными, а часто и неопределенными предстают обе стороны: и результаты, и затраты.

Критерии эффективности государственной экономической политики формируются на базе системы субъективных ценностей, выраженных в идеологии общественно-государственного строя, в стратегических целях правящего субъекта – политическом курсе, в концепциях, политических установках и нормах системы управления, за которыми стоят общие национально-государственные интересы. Зачастую за таковые выдаются интересы господствующих классов или доминирующих национально-этнических групп. Сказанное объясняет относительность оценочных критериев эффективности, зависимость их прежде всего от типа политической системы, а также конкретно-исторических условий, в которых она функционирует. Ценности, цели, концепции, принципы государственного управления, нормативная база системы управления, наконец, общественные потребности и интересы – все эти элементы критериев эффективности государственного управления представляют собою переменные, обусловленные общественно-государст­венным строем, политическим режимом и конкретной средой (исторической и природной), в которой живет данное политическое сообщество. В совокупности они составляют механизм реагирования поведения государства как сообщества людей на изменения внешней среды и внутреннего его состояния, систему контроля над внешними и внутренними процессами изменений. Чем шире сфера контроля, т.е. рационального влияния, тем выше эффективность управления. Но контроль, рациональное управление обществом и средой не может расширяться до бесконечности. Предел ему – естественная самоорганизация общества.


В научной литературе выделяются следующие виды критериев103:

1. Ценностно-рациональный (политическая стратегия, государственные программы, планы, социально-политические и экономические концепции, принципы, методы управления);

2. Целерациональный (государственные программы, планы, принципы деятельности управления, организационные структуры, формы, методы, нормы и стиль управленческой деятельности, правовое и информационное обеспечение, способы артикуляции интересов государства и граждан);

3. Прагматический (непосредственные результаты изменения управляемых объектов).

Помимо критериев экономической эффективности государственного управления можно выделить критерии эффективности социального управления:

1. Степень соответствия направлений, содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников тем ее параметрам, которые определены функциями и статусом управленческого работника;

2. Законность решений и действий соответствующих управленческих структур и работников, ибо соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосылкой эффективности управления;

3. Реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие управленческих объектов, поскольку любые управленческие решения и действия теряют всякий смысл, если они не направлены на управленческие объекты и в конечном счете не обеспечат и реального функционирования и развития;

4. Глубина учета и выражения в управленческих решениях и действиях коренных и комплексных потребностей, интересов и целей людей;

5. Характер и объем взаимосвязей с трудовыми коллективами, широким кругом людей, демократизм деятельности власти должны оцениваться по степени защищенности сбалансированных интересов общества и государства;

6. Авторитетность решений и действий управленческих структур и работников;

7. Правдивость и целесообразность управленческой информации, выдаваемой управленческими структурами и работниками.

В основе критериев эффективности экономической политики – принципы государственного управления, поскольку они являются объективно обусловленными нормативными требованиями, выработанными практикой социального и государственного управления, и средствами регулирования связи между целями и результатами управленческой деятельности. Принципы выражают требования объективных законов управления; их действие связано с реализацией функций системы управления и стимулирует инициативу и самодеятельность управляемых масс.

Всю сложность оценки эффективности мероприятий экономической политики можно решить, если ее цели формулировать на основе следующих принципов:

- цели экономической политики должны быть содержательными, адекватными, измеряемыми и иметь более или менее установленный срок достижения;


- по отношению к целям можно применять критерий «норма управляемости», обозначив его как норму достижимости целей104.

Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений105.


9.2. Основные подходы к характеристике эффективности
государственного управления


Государственному и региональному управлению, как и любому виду управления, должно быть присуще понятие эффективности. В условиях становления новой государственной системы в России практически не используется это понятие. Можно утверждать, что данная категория применяется лишь обществом, находящимся на более высокой стадии развития.

Рыночная экономика по своей сущности является средством повышения эффективности производства и управления. В таких условиях целесообразно определение основных направлений роста эффективности экономической политики, факторов, влияющих на ее реализацию, и методов определения эффективности.

Сложная взаимосвязь экономической политики и ее реализации в определенной степени вызвана обособленностью структур, которые ее проводят, что ведет к отсутствию взаимосвязи между выработкой политики и ее внедрением.

Снижение на протяжении 90-х гг. XX в. эффективности государственного управления свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование объемов государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении централизованных и децентрализованных методов в проведении государственной (в данном случае – федеральной) региональной политики106.

Россия оказалась в ситуации, когда при действиях федеральных властей по повышению уровня централизации в региональной политике, все очевиднее становится потребность в ее децентрализации. Новая государственная региональная политика должна быть направлена на изменение соотношения между централизацией и децентрализацией в пользу последней. Федеральные власти концентрируют в своих руках все больше финансовых средств и полномочий в сфере территориального развития. Если в 1990-е гг. были установлены принципы учета интересов регионов в разработке нефтегазовых месторождений, то в 2000-е гг. Центр забрал себе больше прав, а федеральный бюджет получил преобладающую (существенно превосходящую региональную) долю доходов от добычи природных ресурсов, прежде всего нефти и газа.


В последнее время усиливается внимание к вопросам эффективности государственного управления. Обществу, самому государству необходимо полное и достоверное знание того, какую пользу приносят затраты на управление, глубина и действенность его влияния на управляемые процессы.

Эффективность государственного управления – это не чисто технологическая проблема, а категория, имеющая исторический подтекст. Эффективность государственного управления рассматривается как результат сложного взаимодействия различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий и социально-экологический.

В обществе любая идея не будет воплощаться в жизнь, если нет адекватного механизма управления. Известно также, что из всего многообразия управления – от неживой природы и биологических систем до социально-экономических структур – наибольшей сложностью и, следовательно, неопределенностью отличается управление социальными системами, иными словами, материальными и человеческими ресурсами.

Механизмами повышения эффективности государственного управления являются107:

1. Умеренная децентрализация;

2. Улучшение использования информационной составляющей государственного управления;

3. Улучшение качества государственных услуг и механизма их распределения;

4. Необходимость включения масс в активную жизнедеятельность;

5. Реформирование государственной службы и развитие человеческих ресурсов.

Основываясь на опыте государственного управления такой страны, как США, можно выделить основные группы препятствий, затрудняющие оптимальное функционирование государственных служб управления при осуществлении государственного регулирования экономики108:

  • препятствия, порожденные внешней средой, в том числе более характерные для государственного сектора, чем для частного;

  • препятствия, порожденные собственно организацией, в том числе общими характеристиками государственных учреждений;

  • препятствия, порожденные людьми, ошибки, мнения, поведение которых не позволяют руководителям добиваться роста производительности или отбивают желание стремиться к этому.

В современных условиях в государственном управлении прогнозируется переход к методам, предполагающим обратное влияние управляемых (подчиненных) на управляющих (руководителей). Это может проявляться в виде отказа со стороны управляемых выполнять задания, полученные от управляющих, если они по тем или иным причинам не удовлетворяют «низы». Сказанное означает, что формируется совершенно новая ситуация во взаимоотношениях «верхов» и «низов», требующая от первых создания достойной обратной связи и максимального внимания к качеству принимаемых решений с точки зрения их приемлемости для «низов».

Реальность эффективного управления на современном этапе можно трактовать так: реализуется не то, что указывается управляющим субъектом, а то, что воспринимается управляемым объектом109. Эту абсолютную истину или не воспринимают, или игнорируют государственные чиновники, поэтому принимаемые ими решения большей частью остаются невыполненными (даже в развитых странах доля невыполненных заданий доходит до 80%).