Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 1900

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При формировании комплекса целей и задач необходимо иметь в виду их взаимосвязь и взаимодействие. Отдельные задачи и характеризующие их показатели могут оказаться как взаимоподдерживающими, так и конкурирующими или даже несовместимыми, взаимоисключающими. Поэтому неизбежны целевые компромиссы10.

С.М. Меньшиков уже в 1996 г. достаточно четко разделял цели и задачи экономической политики государства в зависимости от стадии, на которой находится экономика страны. Так, при наступлении постприватизационного периода главным в экономической политике, на его взгляд, должна была быть координация связей между ее составными частями, чтобы не допустить дезинтеграции между относительно самостоятельными предприятиями, монопольной сферой крупного производства, стихийно растущего частного сектора и теневой экономикой, включая преступную11.

В странах, экономика которых находится на подъеме, или такой подъем ожидается, например, в Республике Корея, Польше, Малайзии, целями экономической политики становится экономический рост, его уровень. Для стран с социально ориентированной рыночной экономикой характерно выдвижение на первый план целей государственной экономической политики, связанных с повышением уровня жизни населения. Эти задачи тесно смыкаются с экономическими и сопутствуют им. Примерами такого экономического поведения являются скандинавские страны, Германия, Австрия, Нидерланды, Франция, Италия. В какой-то степени это присуще практически всем другим государствам «золотого» миллиарда.

При формировании целей и задач экономической политики также необходимо много внимания уделять поиску критериев ее эффективности, поскольку в рыночных отношениях не может быть понятия убыточности, а значит, самого существования подобной политики.


1.3. Виды государственной экономической политики


Единой, общепринятой классификации видов макроэкономической политики нет, и различные ученые по-разному их определяют, своеобразно формируя перечень составных частей экономической политики государства. В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы, способов и инструментов осуществления государственной экономической политики выделяют различные ее виды.

При классификации следует прежде всего разделить экономическую политику на внутреннюю и внешнюю, поскольку от развития первой в значительной степени будет зависеть уровень жизни людей, а от последней – завоевание страной своей ниши в мировом хозяйстве. Внешнеэкономическую политику следует учитывать в качестве самостоятельной ветви государственной экономической политики, распространяющейся на область экономических отношений с другими странами, охватывающей внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, иностранных работников и специалистов, различные операции с внешним долгом.


В системе федерализма Россия осуществляет одновременно три вида государственной политики: непосредственно федеральную, региональную и местную, хотя некоторые авторы отдельно выделяют и национальную12. Все виды политик не просто наслаиваются друг на друга, а тесно переплетены между собой и имеют не совсем одинаковые основания для систематизации средств реализации. Региональная экономическая политика должна быть подчинена целям и задачам развития экономики регионов, административно-территориальных образований и обеспечения территориального взаимодействия в рамках единой Федерации. Она должна опираться на саморазвитие регионов, выравнивание экономического потенциала среди субъектов Федерации (республики, области, края и т.д.), смягчение неравенства в социальном положении населения, создание оптимальных условий для хозяйственного роста регионам с отсталой и депрессивной экономикой.

Экономическую политику можно также подразделить на регулирующую, либеральную, мобилизационную13. Необходимо понимать, что при ее реализации часть инструментов предполагает прямое воздействие на субъекты хозяйствования (государственное регулирование органами исполнительной власти), а другая часть – на косвенные способы реализации, т.е. либеральную политику. При форс-мажорных обстоятельствах (стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, военных действиях и др.) следует особо классифицировать мобилизационную политику, когда органы власти могут применять практически все инструменты, способы воздействия на юридические и физические лица с целью уменьшения необратимых последствий, сокращения масштабов ущерба, но оставаясь при этом в правовом поле.

На наш взгляд, необходимо соединение материалистического и финансового подходов к формированию экономической политики, и это должно проявляться как на уровне страны, так и на уровне регионов. В отечественной экономической политике пока сбалансированного подхода нет, и если в 90-е гг. XX в. преобладали финансовые подходы, то в настоящее время все больше довлеют материальные.

Несущую конструкцию государственной экономической политики в развитых странах представляет собой единство фискальной и монетарной политики. Если фискальная политика есть по своей сути финансово-бюджетная политика, то монетарную политику точнее называть денежной, или политикой воздействия на денежную массу. Тем не менее этим не исчерпываются все виды и формы экономической политики, и необходимо обозначить и другие ее направления.

В широком плане в государственную экономическую политику включаются такие ее составные части, как структурная, инвестиционная, социальная, демографическая, научно-техническая, инновационная, антимонопольная, институциональная, экологическая (природоохранная), денежно-кредитная, антиинфляционная, налоговая и др.


Структурная политика характеризует линию действий государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого и регионального продукта. В рыночной экономике проводимая государством структурная политика призвана способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства, создающим возможность более полного удовлетворения внешнего и внутреннего рыночного спроса, потребностей населения страны, использования прогрессивной техники и технологии, обеспечения экономической независимости и военной безопасности, достижения других целей.

Любые крупные преобразования структуры производства связаны с потребностью вложений, инвестиций. Поэтому структурная политика тесно связана и образует единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования, обеспечение обновления экономического потенциала и подъема производства.

Социальная экономическая политика – это часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах, практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения14. Социальная политика государства ориентирована главным образом на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости. Отдельно необходимо, на наш взгляд, выделять государственную демографическую политику, поскольку депопуляция населения России продолжается, и обнародовано много пессимистических прогнозов о численности жителей Российской Федерации после 2020 г.

Направлениями государственной экономической политики выступают научно-техническая и инновационная политика. Государственная научно-техническая политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники15. Если научно-техни­ческая политика направлена на поддержку научных исследований и прикладных разработок, то инновационная политика ориентирована на коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, изготовление новых видов продукции (работ, услуг), широкое использование в экономике достижений науки, техники, технологии, в которых ощущается рыночная потребность.


Эффективность экономической политики не может быть высокой, если ее составные части не развиты, например, антимонопольная, институциональная и экологическая (природоохранная) политики, затрагивающие вопросы развития как крупных предприятий, так и малого бизнеса; размещения производительных сил; использования государственной собственности, земли и природных ресурсов.

В условиях рыночной экономики необходимо большое внимание уделять финансовым аспектам экономической политики – денежно-кредитной, антиинфляционной, налоговой, непосредственно связанным с государственным бюджетом, функционированием банковской сферы, борьбе с инфляцией, налогами. В рыночной системе это стержневая часть государственной экономической политики.

Обобщение видов и составляющих частей государственной экономической политики показано на рисунке 1.1.