Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 2046

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Временной диапазон действия, продолжительность периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, предопределяют краткосрочную (до 1–3 лет), среднесрочную (3–5 лет), долгосрочную (до 10 лет) экономическую политику, а также долговременную (свыше 10 лет). Долгосрочная экономическая политика допустима при относительно устойчивых условиях хозяйственной жизни и гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее точно ее придерживаться. Напротив, неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности вынуждают отдавать приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой ограниченностью экономических действий по времени, примерно на год или даже несколько месяцев.


Вопросы для самоконтроля


  1. Назовите основные подходы при определении государственной экономической политики.

  2. В чем сущность ГЭП с точки зрения Дж. М. Кейнса?

  3. Главные составляющие ГЭП согласно теории М. Фридмана.

  4. Сущность ГЭП в соответствии с учением В. Ойкена.

  5. Что предусматривает модель «конкурентного социализма»?

  6. Опишите советское понимание ГЭП.

  7. Как определяется ГЭП в настоящее время?

  8. Сформулируйте виды целей ГЭП.

  9. Почему мировая конъюнктура влияет на цели государственной экономической политики?

  10. Как можно определить цели ГЭП постприватизационного периода?

  11. В чем суть внутренней и внешней экономической политики?

  12. Чем отличается фискальная политика от монетарной?

  13. Какие направления ГЭП вы знаете?

  14. Какие виды ГЭП выделяют в соответствии с временным диапазоном действия проводимых мероприятий?



2. Регионы и их типологизация для целей государственной экономической политики



2.1. Понятие «регион»

2.2. Классификация регионов

2.3. Экономика регионов как объект управления


2.1. Понятие «регион»


Основным звеном управления территориальной экономикой является регион. На данное понятие опираются теория и практика экономического районирования. Характер районирования обусловлен не только общими и специфическими особенностями отдельных частей всей системы, но и целями районирования.

Экономическое районирование непосредственно связано с процессом общественного разделения труда, являющегося основой производственной или функциональной специализации региона и вызывающего объективную потребность в интеграции с другими территориями. Региональный воспроизводственный процесс представляет собой результат сочетания отраслевого и территориального разделения труда, что выражается в непрерывном возобновлении элементов производительных сил и производственных отношений16.

В современных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Так, академик А.Г. Гранберг выделяет четыре ее парадигмы: регион – квазигосударство; регион – квазикорпорация; регион – рынок; регион – социум17.

Неоднородность территории по важнейшим экономическим, ресурсным, географическим, социальным, национальным, демографическим, историческим и другим признакам, которые можно привести в качестве характеристики территории, вызывает естественную потребность членения территории с выделением относительно однородных единиц по каждому из признаков или их сочетанию, принятых за основу разделения. При этом для обозначения меры членения территории употребляется ряд разнообразных терминов: район, регион, зона.

Район определяется как территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостностьобъективное условие и закономерный результат развития данной территории18. Регион – это часть территории с более или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры. Зона – территория, в пределах которой наблюдается однозначность показателей, характеризующих какое-либо явление; эти показатели в пределах зоны могут варьировать, не выходя, однако, за пределы принятого интервала19.

В условиях административно-распределительной системы и преобладания отраслевого принципа управления терминологическое разнообразие, связанное с территориальным аспектом общественного воспроизводства, не имело большого значения, так как развитие любой территории, будь то республика или отдельный город, предопределялось во многом отраслевыми решениями.


Развитие регионализма в Европейском союзе, усиление внимания к местному самоуправлению и поддержке регионов в рамках общеевропейской политики привели к появлению на Западе такого понимания термина «регион», которое было характерно и для советской региональной науки. Регион все чаще рассматривается как всеобъемлющий территориальный комплекс, субъект и объект управления20.

Подчеркивая роль понятия «регион» в управлении, некоторые ученые происхождение этого термина объясняют не только в традиционном ключе, от латинского regio (направление, граница), но и от regere (вести, направлять, управлять). Тем самым подчеркивается, что в значении данного понятия имеются две взаимосвязанные составляющие: основная – пространственная, и метафорическая, подразумевающая чувство власти21.

Различные региональные образования составляют единую территориальную систему государства, звенья которой различаются не только масштабами, статусом в системе государственного устройства, но и решаемыми задачами, а также механизмом управления. Н.Н. Михеева подчеркивает: «Национальная экономика может быть разделена на регионы множеством разных способов. Все возможные классификации и типологии регионов определяются только целью группировки и в значительной степени носят условный характер»22.

Суть понятий «территория» и «регион» и характер их взаимосвязи позволяют сделать несколько принципиальных выводов, имеющих практическое значение. Исходя из того, что территория и регион соотносятся как целое и его часть, понятия «территориальное планирование», «территориальное управление» следует употреблять в тех случаях, когда речь идет о пространственном размещении производительных сил и территориальных пропорциях социально-экономического развития всей страны. Территориальное управление является прерогативой федерального правительства и призвано обеспечить реализацию социально-экономической стратегии общественного воспроизводства с учетом особенностей, порождаемых территориальным аспектом.

Термины «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства, общие признаки которого определяются из контекста (например, район Западно-Сибирской низменности, Ангаро-Енисейский регион). В то же время следует иметь в виду, что некоторые термины уже заняли свое вполне определенное место в экономико-правовом законодательстве (например, крупный экономический район; административный район республики, области, края; район города).

Вследствие существенных различий в природно-географи­ческих, экономических, культурных и других условиях в регионах России территориальные воспроизводственные процессы довольно часто уникальны. Их эффективность зависит от финансовой, структурной, инвестиционной, социальной, природоохранной и внешнеэкономической политик. Сбалансированность этих политик является необходимым условием комплексного пропорционального развития региональной экономики.


Таким образом, регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов. Экономика региона, будучи подсистемой социально-экономического комплекса страны, обладает многими чертами всего организма, но при этом проблемы региона не являются унифицированным зеркальным отражением проблем общей системы. Отсюда возникает необходимость исследования закономерностей региональных воспроизводственных процессов и разработки механизма управления ими.


2.2. Классификация регионов


Для формирования современных подходов к пониманию и реализации региональной политики в условиях рынка и историко-национальных особенностей России, оценок ресурсного потенциала, систематизации особенностей функционирования экономики территорий, установления характерных тенденций развития, выявления особенностей стратегического и тактического управления необходимо, на наш взгляд, классифицированно рассмотреть территориальную систему Российской Федерации. Также надо постоянно изучать происходящие в ней изменения, которые затрагивают не только интересы территорий, но и всю хозяйственную систему государства.

Экономическая неоднородность регионов была и будет в любом государстве. Развитие всех территорий не может быть одинаковым в силу различия природных условий, состава и объемов запасов полезных ископаемых, специфики размещения основного капитала, количества и качества трудовых ресурсов и т.д. Большое значение для экономического развития имеют общая площадь территории, плотность населения, наличие видов экономической деятельности (в том числе малорентабельных отраслей).

Во всех государствах при решении региональных проблем развития прежде всего определяют роль и место конкретной территории среди других аналогичных образований. В советской экономической науке при районировании территории страны традиционно применялось разделение субъектов социалистической Федерации на развитые и отсталые. Среди имевшихся в России республик, краев и областей, кроме развитых и отсталых территорий, выделялись столичные, традиционно-промышленные и другие. Помимо этого, они классифицировались и по некоторым особенностям, например, санаторно-курортные, приграничные (всего Союза) и т.п.

С начала 1990-х гг., когда в стране начался переход к рынку, ситуация с определением места субъекта РФ в хозяйственной жизни стала радикально меняться. Сейчас довольно часто применяется сохранившееся деление регионов РФ на развитые преимущественно в промышленном отношении; развитые преимущественно по уровню сельского хозяйства; отсталые и особые. Одновременно применяется несколько типов классификаций, которые по-новому определяют место каждого региона.


Административно-территориальное деление страны закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г. Чтобы затормозить центробежные тенденции развала страны, развившиеся в начале 90-х гг. XX в. в связи с обострением национального вопроса, управленческая элита России пошла на закрепление различных местных националистических устремлений путем повышения статуса национальных образований до статуса субъекта РФ. Парадоксом административно-территориального деления России 90-х гг. явилась декларативность равенства 89 субъектов Федерации. Республики в составе единого государства приняли свои конституции (уставы), как правило, создали президентскую власть и заключили особый договор с Правительством РФ о разделении полномочий исполнительной власти. Автономные области, выйдя из состава краев, получили более высокий статус, чем управлявшие ими ранее регионы. Некоторые регионы РФ добились особого налогового режима и оставляли тогда на свое развитие большую долю собираемых налогов, чем другие субъекты России. Так, в 2000 г. эта цифра в среднем по России была 56%, а в Татарcтане – 85%, Липецкой области – 75%, Башкортостане – 69%, Якутии – 67%23. Отдельные терри­тории страны в середине 1990-х гг. вынашивали идею образования собственного золотовалютного запаса, в частности Татарстан и Красноярский край. Громадные преференции получили власти столичных городов. Близость к федеральным органам, концентрация в столицах банковско-финансового капитала, полученных государством внешних займов, высокий кадровый уровень менеджмента позволили создать в данных субъектах РФ особые экономические условия. Ряд экономистов, изучающих региональные особенности развития Российской Федерации после начала реформ, считают, что Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан и Башкортостан практически являются «государствами в государстве» среди российских территорий.

В России, в одной из наиболее развитых республик ее Юга (Чеченская Республика), на протяжении более 10 лет фактически была гражданская война. Ее последствия, на наш взгляд, не до конца понятны и предсказуемы, а особый хозяйственный механизм еще долго будет влиять на всю государственную политику России, в том числе и региональную.

Национально-государственная разновидность статусов субъектов РФ в административно-политической системе страны – реальность, согласно которой республики имеют большую самостоятельность по сравнению с краями и областями. Другие регионы также хотят обладать такой же самостоятельностью, а национальные образования не желают понижать свой статус, возвращаться, к примеру, в состав краев.

Для целей региональной политики А.Г. Гранберг выделяет кризисные, отсталые (слаборазвитые), депрессивные (старопромышленные, аграрно-промышленные, добывающие), приграничные территории24.