Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на рынке труда (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Развитие человеческого капитала организации осуществляется через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации, что увеличивает конкурентоспособность работников, снижает зависимость от одного работодателя, уменьшает нагрузку на государственный бюджет в случае потери работником своего места работы. Оно проводится с целью привлечения и удержания талантливых работников [1].

Снизить затраты государства и работодателей на подготовку кадров можно через систему реального взаимовыгодного сотрудничества между работодателями и образовательными организациями, реализующими основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования. Именно на это нацелены федеральные государственные образовательные стандарты. Современные условия требуют от работодателей изменения их поведения в вопросах подготовки кадров с пассивного – на активное.

На начальном уровне КСО многие организации осуществляют подготовку кадров по целевым договорам. Переход на более высокий – продвинутый уровень КСО предполагает уже применение программно-целевого метода в подготовке и переподготовке кадров, означающего формирование программ обучения исходя из целей и потребностей конкретной организации [5]. В наибольшей степени это подходит для дополнительных образовательных программ. В отношении основных образовательных программ применение программно-целевого метода возможно при следующих условиях [1]:

1. В качестве заказчика выступают несколько однопрофильных организаций или их ассоциации с целью обеспечения формирования полноценных учебных групп.

2. Заказчик непосредственно участвует в формировании вариативной части учебного плана.

3. Заказчик обязуется непосредственно участвовать в практической подготовке выпускников через:

- привлечение к образовательному процессу действующих руководителей и работников своих или партнерских профильных организаций;

- предоставление собственной материально-технической базы для теоретического обучения и практики, в качестве опытной площадки для научных исследований.

Кроме обучения и профессионального роста развитие человеческого капитала организации может включать также применение мотивационных схем оплаты труда, поддерживание внутренних коммуникаций в организации [2].

3. Обнаружение и учет интересов работников организации при принятии важных управленческих решении. Это система взаимодействия с работниками как главными стейкхолдерами любой компании. Похожий подход отображает одну из ключевых тенденций последнего времени — ответственное отношение к работникам и эффективное управление персоналом. Предполагает их всестороннее вовлечение в процесс развития организации. Примером является наличие системы коллективно-договорного регулирования, информирование работников о важных событиях организации и принятых решениях через корпоративные средства массовой информации. Важнейшими направлениями в данном блоке являются [5]:


- почтение семейных обязанностей работников, включая гибкую систему занятости и отпусков;

- причастность к решению вопросов, связанных с молодежной или женской безработицей;

- реализация мер, дающих возможность трудовой самореализации представителям уязвимых групп, таких как коренные представители местных сообществ, мигранты, инвалиды и др.

4. Социально ответственная реструктуризация [18]. Это направление социальных программ компании, которое предназначено для обеспечения проведение реструктуризации социально ответственным образом:

- информационно-разъяснительная работа, связанная с правом получения выплат и льгот на основе социальных программ;

- обучение и информирование работников в сфере социальной ответственности.

Для повышения своей конкурентоспособности многие российские организации сверх законодательно установленных требований создают собственную систему мотивации персонала в виде «социального пакета» [7].

Социальный пакет – это вознаграждение за труд, которое получает работник помимо зарплаты. Стоимость социального пакета может составлять от трети до половины величины заработка. При этом каждая организация предлагает свой список компенсаций.

Внешняя КСО

Полноценное социально-экономическое функционирование организаций обеспечивается их деятельностью, включая: уплату налогов в полном объеме; установление экономически обоснованного размера заработной платы; дополнительное пенсионное обеспечение работников; инвестирование средств в профессиональное развитие персонала и охрану труда; формирование собственной социальной инфраструктуры; социальное инвестирование; добровольное занятие благотворительностью.

Решающим фактором, который дает организации возможность принимать на себя ответственность за воздействие ее решений и деятельности, а также интегрировать социальную ответственность в рамках ее взаимоотношений является организационное управление, базирующееся на 7 основных принципах [1].

Подотчетность – обязательство руководителей нести ответственность перед контролирующими организацию лицами, и обязательство организации нести ответственность перед контролирующими органами в отношении соблюдения требований законов и нормативных актов. Подотчетность – это ответственность организации за общее воздействие ее решений и функционирования на общество и окружающую среду [18].

Прозрачность – организации надлежит раскрывать в понятной, точной и полной форме и в разумной и достаточной степени политику, решения и деятельность, за которые она будет нести ответственность, включая их известное и вероятное воздействие на общество и окружающую среду.


Этичное поведение – обязано основываться на таких ценностях как честность, справедливость и добросовестность (во внешней и внутренней среде).

Уважение интересов заинтересованных сторон – следует уважать и принимать во внимание интересы заинтересованных сторон и реагировать на эти интересы.

Соблюдение верховенства закона – организации следует признать то, что выполнение верховенства закона обязательно [20].

Соблюдение международных норм поведения - организации надлежит соблюдать международные нормы поведения, при этом выполняя принцип соблюдение верховенства закона.

Соблюдение прав человека – организации необходимо соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность [19].

Отмеченные выше принципы в полной мере проявляются во всех направлениях внешней КСО.

На рисунке 2 представлена модель взаимосвязи разных уровней внешней КСО.

Современное производство требует от организаций проведения мероприятий направленных на содействие охране окружающей среде.

Социальная хартия российского бизнеса гласит: «Мы считаем сохранение природной среды важнейшей общечеловеческой ценностью. Мы поддерживаем меры по защите окружающей среды; по достижению экологической безопасности производства, экономному потреблению природных ресурсов, а также их повторному использованию и утилизации отходов. Мы стремимся делать реальные шаги по сохранению природной среды. Мы используем наши знания и опыт в области экологической безопасности и сохранения здоровья для улучшения безопасности и благополучия граждан на территориях размещения наших производств и в обществе в целом» [19].

Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду российские компании разрабатывают и внедряют соответствующие корпоративные политики в области защиты окружающей среды и системы экологического менеджмента, создают системы управления экологическими рисками, ведут открытые диалоги с общественностью, проводят независимые экологические мониторинги, экспертизы и исследования, поддерживают экологические инициативы и внедряют новейшие технологические разработки, снижающие риск негативных воздействий [16].

Продвинутый уровень

Участие в восстановлении природных местообитаний и различных функций и услуг, предоставляемых экосистемами. Благотворительная деятельность. Оказание спонсорской помощи на развитие социальных учреждений и поддержку социально-незащищенных граждан.


Начальный уровень

Производство экологически безопасной продукции. Экономное потребление природных ресурсов. Содержание собственных объектов социального назначения. Участие в поддержании в нормальном состоянии социально-инженерной инфраструктуры территории присутствия организации.

Рисунок 2 – Характеристика уровней внешней КСО [5]

На обязательном уровне это сводится к соблюдению требований по сохранению экологии в месте присутствия организации с целью избегания наказания за загрязнение окружающей среды [18]. Начальный уровень предполагает выпуск экологически чистой продукции в совокупности с мероприятиями по ресурсосбережению энергии, воды, трудновозобновляемых ресурсов. На продвинутом уровне к вышеизложенному добавляется участие организации в восстановлении природных местообитаний и различных функций, осуществляемых экосистемами (предоставление пищи и воды, регулирование климата, формирование почв, обеспечение возможности отдыха) [5].

К стимулам повышения социальной ответственности со стороны государства относятся: улучшение имиджа компании, ее репутации; популяризация компании в СМИ; реклама ее бренда, товаров; налоговые льготы.

На уровне административно-территориальных и муниципальных образований заключаются территориальные соглашения между соответствующими профсоюзами и их объединениями, объединениями работодателей и органами местного самоуправления. Социальные инициативы становятся основой формирования деловой репутации и положительного имиджа, нормой поведения в бизнесе [1].

Виды КСО по содержанию

Комплексный подход к пониманию и реализации КСО с позиции ее содержания изложил А. Креол. По его мнению, под КСО понимается «многоуровневая ответственность, которую можно представить в виде пирамиды. Исповедующая КСО организация должна стремиться получать прибыль, исполнять законы, быть этичной, а также быть хорошим корпоративным гражданином» [18].

Лежащая в основании пирамиды Креола экономическая ответственность предполагает непосредственную обязанность организации на рынке как производителя товаров и услуг удовлетворять какие-либо потребности потребителей и, таким образом, извлекать свою прибыль.

Правовая ответственность имеет в виду необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие деятельности компании тем ожиданиям общества, которые закреплены в правовых нормах.


Этическая ответственность призывает организации действовать в соответствии с теми ожиданиями общества, которые не оговорены в правовых нормах, но основаны на существующих нормах морали.

Филантропическая или дискреционная ответственность побуждает организацию к осуществлению благотворительных действий, направленных на оказание помощи нуждающимся, в том числе при реализации социальных программ (рис. 3) [1].

Рисунок 3 - Пирамида Креола: совокупная социальная ответственность

Таким образом, корпоративная социальная ответственность предусматривает не только выполнение требований законодательства, но и проявление добровольных инициатив по социальной поддержке и развитию персонала организации, а также финансирование мероприятий по решению вопросов местного значения в местах присутствия организации.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

2.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КСО

Корпоративная социальная ответственность (далее - КСО) является добровольной деятельность организации, поэтому пока законодательных актов, жестко регламентирующих этот вид деятельности, в России не существует.

Можно назвать несколько документов, с помощью которых органы государственной власти и управления стимулируют повышение уровня КСО. Эти документы имеются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

На федеральном уровне к ним, на наш взгляд, относится, прежде всего, Трудовой кодекс Российской Федерации. Соблюдение трудовых прав работников, создание для них нормальных условий труда (или выплата компенсаций за отклонение от них), социальная защита и развитие работников, предоставление прочих социальных льгот и гарантий работодателями своим работникам, несомненно, являются неотъемлемой частью социальной ответственности организации.