Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на рынке труда (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Для увеличения престижа и дальнейшей мотивации социально ответственных работодателей на непрерывное улучшение качества рабочих мест и развитие социального партнерства, для создания в обществе положительного имиджа социально ответственного бизнеса учреждены краевые ежегодные конкурсы «Лучший социально ответственный работодатель года» и краевой конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». Эти конкурсы представляют из себя региональные этапы всероссийских конкурсов. Организаторами данных конкурсов выступают стороны социального партнерства профсоюзы, работодатели и органы власти. Победители и призеры конкурсов награждаются памятными подарками и денежными сертификатами.

Также в целях создания положительного имиджа социально ответственных работодателей управлением развернута широкая информационная кампания в средствах массовой информации с применением различных медийных инструментов [21].

Образовывание социально ответственного поведения работодателей в крае, стимулирование их к такому поведению исполняется при тесном взаимодействии органов исполнительной власти и местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов. Обязательства сторон зафиксированы в Региональном соглашении между Алтайским краевым советом профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией края, в городских и районных территориальных, отраслевых соглашениях [7].

Целью соглашений представляет собой установление долгосрочных партнерских отношений на взаимовыгодной основе с работодателями районов и городов, разыскивание согласованных решений и взаимоприемлемых подходов по вопросам труда и занятости населения.

Стратегическое партнерство на рынке труда, с одной стороны, представляет собой модель взаимодействия службы занятости населения с социально ответственными работодателями по предоставлению им пакета дополнительных услуг, помимо предустановленной государственной и муниципальной поддержки. С другой стороны, соглашение подразумевает комплекс мероприятий, направленных на содействие работодателям в достижении ими критериев социальной ответственности.

Идея стратегического партнерства в том, что соблюдение трудового законодательства представлять собой не просто обязанность работодателей, а реальную возможностью получать определенные выгоды для организации.

Органы службы занятости населения Алтайского края оказывают социально ответственным работодателям (далее – Работодатель, Организация) большой спектр преференций. Среди которых можно выделить следующие.


1. По заявке работодателя службой занятости осуществляется поиск, заблаговременный отбор кандидатов, поиск и подбор специалистов редких профессий и специальностей на заявленные вакансии, с учетом запросов Работодателя к уровню образования, стажу и опыту работы, профессиональным и личностным качествам соискателя. Это позволяет значительно сократить транзакционные издержки на поиск персонала.

2. Работодателю предоставляется доступ к базе высококвалифицированных работников, а также оказывается помощь по формированию внешнего кадрового резерва Организации путем отбора из банка высококвалифицированных работников в наибольшей степени подходящих кандидатов, максимально удовлетворяющих требованиям, предъявляемым Организацией.

3. Управление Алтайского края по труду и занятости населения каждый месяц выпускает для стратегических партнеров и социально-ответственных работодателей информационный электронный бюллетень «О ситуации в социально-трудовой сфере Алтайского края». В результате, Работодатель приобретает возможность вовремя реагировать на изменения законодательства, избегнуть нарушений (и как следствие штрафов), вовремя сориентироваться и воспользоваться льготами и субсидиями, скорректировать свою кадровую политику, а возможно и стратегию всего предприятия в зависимости от внешнего окружения.

4. В комплекс предлагаемых мероприятий укладывается организация ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. Ярмарки вакансий, организуемые органами службы занятости, в том числе и на предприятии, представляют собой справочно-консультационную площадку, которая позволяет работодателю собрать информацию о возможных кандидатах на вакантные места, оценить их деловые качества, провести сравнительный анализ кандидатов и выбрать наиболее подходящих.

5. Службой занятости по заявлению Организации исполняется подготовка (переподготовка) кадров из числа безработных граждан для гарантированного трудоустройства на конкретных рабочих местах Организации, в том числе и на вновь созданных с использованием финансовых ресурсов, имеющихся в службе занятости.

6. Служба занятости по обращению Организации выполняет анализ действующей системы охраны труда на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае необходимости проявляет методическую помощь по её совершенствованию, также по обращению Организации оказывает методическую помощь в проведении аттестации персонала, что максимально минимизирует риски работодателя в этой сфере.


7. Исходя из потребностей Организации, служба занятости населения способствует передаче бизнес-процессов, не связанных с основной деятельностью Организации, на обслуживание предпринимателям из числа бывших безработных граждан, создавших собственное дело при содействии службы занятости населения, что позволит работодателю сосредотачиваться на основной деятельности, а также снизить себестоимость других бизнес-процессов.

8. В комплекс мероприятий, реализуемых службой занятости, включается организация временного трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования:

Во-первых, это организация стажировки выпускников (возможно с участием наставника), предусматривающая заключение договора о совместной деятельности между службой занятости, работодателем и выпускником (на срок до 6 месяцев), а также, полное или частичное возмещение затрат работодателя на оплату труда наставника и выпускника, командированного службой занятости.

Во-вторых, это организация временного трудоустройства выпускников начального профессионального и среднего профессионального образования в возрасте 18-20 лет, предусматривающая подписание договора о совместной деятельности между службой занятости и работодателем (на срок до 6 месяцев), а также выплату выпускнику, направленному службой занятости, материальной поддержки за период трудоустройства за счет краевого бюджета.

9. В рамках стратегического партнерства есть вероятность запланировать организацию общественных работ на Предприятии, что разрешит работодателю осуществить потребность в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер и не требующих трудоустройства на долговременной основе. Механизм организации общественных работ предусматривает заключение договора о совместной деятельности между службой занятости и работодателем (на срок до 6 месяцев) и выплату службой занятости безработному гражданину материальной поддержки за период трудоустройства, что значительно сократить издержки самого работодателя.

10. Трудоустройство инвалидов на созданные и выделенные для них рабочие места в счет выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов. Это позволит организации не только выполнить требования законодательства, избежать административного штрафа, но и получить значительную финансовую поддержку. Организация может заключить договор со службой занятости об оборудовании рабочего места для инвалида. В этом случае предприятие обращается в службу занятости с этим предложением. Служба занятости или сам работодатель подбирает кандидата с инвалидностью, заключается договор (сторонами являются служба занятости, Работодатель, Инвалид). По факту приобретения оборудования из средств бюджета возмещаются затраты (до 300,0 тыс. руб. на оборудование 1 рабочего места для инвалида-колясочника, для всех остальных инвалидов – до 62,3 тыс. руб. за 1 рабочее место). Работодатель с численностью работников менее 100 чел. также может принять участие в мероприятии, на этих же условиях. Таким образом, работодатель имеет возможность «с нуля» оснастить рабочее место современным оборудованием, возместив затраты на его приобретение [22].


Еще одним направлением, способствующем повышению КСО, является развитие государственного частного партнерства. В соответствии с краевым законом «Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве», одним из предъявляемых к участникам конкурса требований является отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды, а также неурегулированной (просроченной) задолженности по заработной плате [14]. Это свидетельствует о том, что к конкурсу допускаются частные партнеры, имеющие показатели социальной ответственности.

Глебова И.С., считает, что во взаимоотношениях власти и бизнеса главную роль играет, конечно, власть, а подчиненную – бизнес. Сама возможность реализации социальных проектов задается именно властью. Выстраивая ту или иную налоговую политику и иную политику в отношении бизнеса на федеральном уровне и на местах, власть может создавать условия или препятствовать как развитию бизнеса вообще, так и социальным проектам бизнеса [8].

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КСО В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ [9]

Основополагающим документом, регулирующим отношения по вопросам государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), в Самарской области является Закон Самарской области от 10.12.2012 номер 127-ГД «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области »- (далее Закон Самарской области).

Начиная с 2014 года в регионе осуществляется реализация Государственной программы Самарской области «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области» на 2014-2018» (Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 номер 676). Эта правительственная программа (далее - программа) направлена на решение приоритетных социальных проблем, развитие гражданского общества, благотворительных организаций и добровольчества в регионе, повышение доступности социальных услуг для населения.


Программа нацелена на решение таких вопросов, как оказание финансовой поддержки СОНКО, развитие информационной, консультационной и методической поддержки их деятельности, оказание материальной поддержки и развития человеческого потенциала, развитие институтов гражданского общества и механизмов участия СОНКО в реализации государственной политики в социальной сфере, проведение мониторинга и анализа эффективности их функционирования и реализации программы.

Общий объем финансирования программы был 254300000. рублей (в 2015 году было освоено 66,7 млн. рублей).

В Самарской области ведется государственный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки (далее - Реестр). По состоянию на 01.01.2016 в нем числятся 4512 действующих на территории Самарской области негосударственных некоммерческих организаций (на 01.01.2015 – 4595 ед.), в целом за 2015 год было зарегистрировано 233 новые некоммерческих организаций.

Сведения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Сведения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области (по данным Росстата)

Показатель

2012

2013

2014

2015

2014 г. к 2013 г. (%)

Число социально ориентированных НКО (единиц)

3906

4353

4431

4450*

101,8

Среднесписочная численность работников (человек)

19517

24235

40939

168,9

Среднесписочная численность добровольцев (человек)

18423

19407

36098

186,0

*- оценка министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области

Динамика изменения количества СОНКО по основным видам деятельности в 2013-2014 гг. отражена в таблице 3.

В 2014 году значительно улучшились финансовые результаты деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, за год СОНКО поступило денежных средств и иного имущества на 21,0% больше, чем в 2013 году (14 228,0 млн. рублей по сравнению с 11 758,6 млн. рублей в 2013 году).

Таблица 3 - Число социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области по основным видам деятельности в 2013-2014 гг., единиц (по данным Росстата)