Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на рынке труда (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.2. ВИДЫ И УРОВНИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КСО
2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КСО В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
3.2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КСО КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ВВЕДЕНИЕ
Современное ведение бизнеса требует рационального использования имеющихся ресурсов и особенно трудового потенциала организаций. Какие бы новейшие технологии и виды оборудования не применяла организация, без высококвалифицированных, заинтересованных, материально и социально удовлетворенных работников они не принесут желаемого эффекта. Очевидно, что сегодня для работодателей выгоден акцент смещения на ведение социально-ответственного бизнеса, что позволит удовлетворить потребности всех стейкхолдеров, а организации повысить свою конкурентоспособность.
Целью работы является изучение форм проявления социальной ответственности бизнеса на рынке труда.
Задачи исследования:
- Изучить понятие и дать характеристику корпоративной социальной ответственности.
- Рассмотреть виды и уровни корпоративной социальной ответственности.
- Изучить нормативно-правовое регулирование КСО на федеральном и региональном уровнях.
- Рассмотреть государственное стимулирование повышения корпоративной социальной ответственности в Алтайском крае.
- Изучить практику государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области и практику реализации КСО коммерческими организациями Самарской области.
Объектом исследования является корпоративная социальная ответственность. Предметом исследования выступают условия и факторы, влияющие на формирование КСО в отдельных регионах России.
В качестве источников информации выступили законодательные и нормативные документы, научные труды и отчетные документы в области КСО.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Эффективная деятельность организаций зависит от множества внешних и внутренних факторов, учет которых необходим для повышения конкурентоспособности, расширения рынков сбыта и сфер влияния в местах присутствия организации, получения максимума прибыли, увеличения уровня рентабельности [1].
Обеспечение устойчивого развития организации предполагает применение новейших видов техники и технологий, что в свою очередь требует наличия в организации в достаточном количестве и должного уровня всех факторов производства, а также создания условий для их эффективного использования.
Для выполнения своей миссии любая организация должна стремиться удовлетворять основные ожидания не только своих работников в расчете на их лояльность и высокопроизводительный труд, но и других заинтересованных сторон: собственников бизнеса, партнеров, поставщиков, покупателей и общества в целом. Поэтому организации недостаточно лишь выполнять требования законодательства или контролирующих органов, ей необходимо повышать уровень своей социальной ответственности [3].
Термин социальной ответственности стал широко применяться в начале 1970-х годов, хотя со стороны организаций и правительств предпринимались действия по применению различных аспектов социальной ответственности еще в конце XIX века, а в не которых случаях и ранее [1].
Внимание к вопросам социальной ответственности изначально концентрировалось в основном на сфере бизнеса. Термин «корпоративная социальная ответственность» (далее - КСО) в большей степени знаком значительному числу людей, чем термин «социальная ответственность».
Точка зрения, что социальная ответственность применима ко всем организациям, зародилась, когда организации разнообразных типов, а не только относящиеся к сфере бизнеса, осмыслили, что они также несут ответственность за вклад в устойчивое развитие российской экономики [12].
Начало активной фазы корпоративной ответственности можно отнести к 2000–2001 годам, чему способствовали наметившаяся экономическая и политическая стабильность в стране, рост производства и активный выход российских компаний на международные рынки. Этому предшествовала инициация в 2000 году ООН Глобального договора, к которому примкнули тысячи участников из более чем 130 стран мира, и который стал крупнейшей в мире добровольческой инициативой в области социальной ответственности бизнеса [17].
В 2004 году Российский союз промышленников и предпринимателей (далее – РСПП) на своем съезде принял Социальную хартию российского бизнеса - собрание основополагающих принципов ответственной деловой практики, в котором изложены взаимоотношения работника с работодателем, институтами гражданского общества, властными структурами, местным сообществом, отмечены принципы, связанные с экологической безопасностью. Социальная хартия принята бизнес-организациями и соответствует документам, принятым на международном уровне. По заключению ООН она соответствует Глобальному договору ООН [19].
Программой развития ООН (ПРООН) и Ассоциацией менеджеров России был совместно подготовлен доклад «О социальных инвестициях в России в 2004 году. Роль бизнеса в общественном развитии», который дает расширенную трактовку понятию корпоративной социальной ответственности применительно к России. «Корпоративная ответственность перед обществом определяется как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям [10]:
• производство высококачественной продукции и услуг для потребителей;
• создание привлекательных рабочих мест, осуществление выплат легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала;
• соблюдение требований и норм законодательства: налогового, экологического, трудового и др.;
• эффективное управление бизнесом, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;
• учет общественных ожиданий и принятых обществом этических норм в практике ведения дел;
• вклад в создание гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества» [10].
В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000 – 2012 «Руководство по социальной ответственности», разработанного на основе одноименного международного стандарта, «социальная ответственность – ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое [12]:
• способствует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
• принимает во внимание ожидания заинтересованных сторон;
• соответствует действующему законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
• интегрировано в деятельность всей организации и используется в ее взаимоотношениях».
Обязательной характеристикой социальной ответственности считается желание организации включать социальные и экологические факторы в свои процессы принятия решений и быть подотчетной за влияние своих решений и деятельности на общество и окружающую среду. Это подразумевает прозрачное и этичное поведение, которое вносит вклад в устойчивое развитие, находится в соответствии с действующим законодательством и согласуется с международными нормами поведения. Это также предполагает, что социальная ответственность интегрирована в деятельность организации, применяется в ее взаимоотношениях и принимает во внимание интересы заинтересованных сторон [12].
Мы считаем, что применительно к организации термины «социальная ответственность» и «корпоративная социальная ответственность» являются идентичными.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000 – 2012 «Руководство по социальной ответственности» КСО реализуется по 7 направлениям (темам):
- организационное управление;
- права человека;
- трудовые практики;
- окружающая среда;
- добросовестные деловые практики;
- проблемы, связанные с потребителями;
- участие в жизни сообществ и их развитие [12].
1.2. ВИДЫ И УРОВНИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Перечисленные выше направления социальной ответственности включают мероприятия, позволяющие организации удовлетворить ожидания и запросы всех стейкхолдеров (stakeholders – заинтересованные стороны) [1].
Анализируя мнения ученых, занимающихся вопросами КСО (Э.М. Коротков, Н.В. Бакша, А.А. Данилюк), мы определил, что существуют следующие ее виды:
- по отношению к организации: внутренняя и внешняя;
- по содержанию: экономическая, правовая, этическая, филантропическая [1].
Соблюдение законодательства является фундаментальной основой любой организации и неотъемлемой частью ее социальной ответственности [12].
Организации в разной степени и масштабах реализуют основные направления КСО в силу ряда объективных и субъективных причин. В этой связи для раскрытия особенностей разных видов корпоративной социальной ответственности учеными сформулированы следующие ее уровни [5]:
- обязательный - осуществление деятельности организации в области социально-трудовых отношений в полном соответствии с требованиями законодательства;
- начальный - реализация добровольных инициатив (сверх законодательства), нацеленных на решение социально-экономических проблем, усовершенствование экологической обстановки, рост качества продукции, продвижение инноваций и т.д.;
- продвинутый - активные действия компании, нацеленные на продвижение принципов КСО в деловом сообществе, в том числе среди деловых партнеров, поставщиков, профессиональных сообществ, коллег по бизнесу. В результате организация становится провайдером идей социальной ответственности, создавая благоприятную среду для дальнейших коллективных действий по достижению положительных перемен.
Внутренняя КСО
Практически во всех организациях реализуется обязательный уровень КСО, что обусловлено необходимостью выполнения требований законодательства.
На рисунке 1 представлена модель взаимосвязи разных уровней внутренней КСО [5].
Продвинутый уровень
Реализация программ по профессиональному и социальному развитию персонала. Проведение превентивных мер по обеспечению безопасных условий труда. Реализация профилактических и предупредительных мероприятий по укреплению здоровья работников. Применение программно-целевого подхода в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров. Реализация жилищной политики.
Начальный уровень
Проведение мероприятий в области трудового, экологического законодательства сверх установленных требований. Целевая подготовка кадров. Обеспечение карьерного роста работников. Проведение мер по улучшению социально-психологического климата в коллективе. Организация отдыха работников. Предоставление служебного жилья.
Рисунок 1 – Характеристика уровней внутренней КСО [5]
Основными направлениями внутренней КСО являются [4]:
1. Мероприятия по социальной защите работников организации. Направлены на недопущение дискриминации при найме на работу, оплате труда, карьерном продвижении. В данный блок включаются меры по обеспечению защиты жизни и здоровья работников, а также оказание помощи работникам в критических ситуациях. Обязательный уровень КСО предполагает проведение необходимых мероприятий по обеспечению безопасных условий труда. Начальный и продвинутый уровень КСО предполагают реализацию более широкого спектра мер:
- по обеспечению защиты жизни и здоровья работников, дополнительному медицинскому и пенсионному страхованию;
- по организации отдыха;
- программ санаторно-курортного лечения работников, оказания им финансовой помощи в сложных жизненных ситуациях;
- участие организации в улучшении жилищных условий для своих работников.
Важнейшая составляющая данного направления — своевременная выплата и установление размера и структуры заработной платы на уровне, мотивирующем работников к высокопроизводительному труду [20].
Защита здоровья работников в нынешних условиях связана не только с формированием благоприятных условий труда, но и со стимулированием заинтересованности сотрудников в достижении целей организации. Разнообразные способы мотивации сотрудников дают возможность ослабить многие негативные последствия нагрузки, приводящие к психосоматическим заболеваниям, эмоциональному выгоранию, а также депрессивным состояниям [3].