Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на рынке труда (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.2. ВИДЫ И УРОВНИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КСО
2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КСО В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
3.2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КСО КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Вторым документом является Федеральный закон от 01.05.99 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», который определяет правовую основу ее формирования и деятельности. Основными задачами комиссии в области КСО являются ведение коллективных переговоров и заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации [18].
В статье 45 Трудового кодекса указано, что в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения [20].
В качестве третьего документа мы бы выделили Закон №358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован в «Российской газете» 27.11.2014). Важность этого закона заключается в том, что, благодаря ему усовершенствован порядок основания и деятельности объединений работодателей в Российской Федерации. Объединения работодателей наделяются новым статусом социально ориентированных НКО. Они могут собственными силами определять программу своей деятельности, в том числе в сферах социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, профессионального образования, охраны здоровья работников на производстве, содействия занятости населения, социального страхования. На государство возлагается обязательство обеспечивать условия, заинтересовывающие вступление работодателей в объединения. Законом предусмотрена потенциальность заключать на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение. Уточнен порядок разрабатывания соглашений. Закреплена возможность временной приостановки воздействия отдельных положений соглашения в отношении определенного работодателя, если реализация этих положений неосуществима по причинам экономического, технологического или организационного характера [13].
Четвертым важнейшим документом федерального уровня является, на наш взгляд, национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000 – 2012 «Руководство по социальной ответственности». В соответствии с этим документом КСО реализуется по 7 направлениям (темам): - организационное управление; права человека; трудовые практики; окружающая среда; добросовестные деловые практики; проблемы, связанные с потребителями; участие в жизни сообществ и их развитие [12].
Перечисленные документы составляют основу для разработки конкретных мероприятий, направленных на стимулирование КСО, реализуемых на региональном уровне. В каждом субъекте Российской Федерации набор применяемых инструментов индивидуален. В этом отношении большой интерес представляет опыт Алтайского края.
2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
АЛТАЙСКОМ КРАЕ
В данном регионе в 2009 году было принято постановление администрации Алтайского края «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края», в котором: определены критерии отнесения работодателей края к категориям «социально-ответственный работодатель» и «социально-ориентированный работодатель», разработаны процедуры признания их таковыми; а также определены государственные меры их поддержки [6].
В документе наглядно определены приоритеты – защита интересов сотрудника, как наиболее уязвимого участника трудовых отношений, и государственная поддержка социально ответственного бизнеса. А также введены 14 критериев оценки социальной ответственности, и сгруппированных в пять блоков:
• трудовое законодательство (отсутствие обнаруженных нарушений трудового законодательства; исполнение установленной квоты приема на работу инвалидов);
• социальное партнерство (осуществление обязательств соглашения, действующего на соответствующем уровне социального партнерства; существование коллективного договора; наличие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников; усовершенствование персонала);
• заработная плата (несуществование задолженности по заработной плате; обеспечение в организациях реального сектора экономики уровня среднемесячной заработной платы не меньше, чем по соответствующему виду экономической деятельности в крае);
• охрана труда (профессиональное обеспечивание соблюдения требований охраны труда; осуществление аттестации рабочих мест по условиям труда; недоступность случаев производственного травматизма со смертельным исходом);
• законодательство о налогах и сборах, о пенсионном обеспечивании, об обязательном социальном страховании (неимение неисполненной обязанности по уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, сборов, пеней и сумм налоговых санкций, а также страховых взносов во внебюджетные фонды).
Следует отметить, что в своей основе критерии располагают законодательные нормы Российской Федерации [2].
Работодателям реального сектора экономики, успешно прошедшим социальную экспертизу, на основании распоряжения Администрации края вручается сертификат «Социально ответственный работодатель Алтайского края». Для работодателей бюджетной сферы и других социально ориентированных некоммерческих структур введен Сертификат соответствия социально ориентированной некоммерческой организации условиям законодательства в сфере социально-трудовых отношений, который вручается в соответствии с приказом УТЗН.
Период действия сертификата «Социально ответственный работодатель Алтайского края» - 3 года. Сертификата соответствия социально ориентированной некоммерческой организации требованиям законодательства в области социально-трудовых отношений - 1 год [7].
В реестр социально-ответственных и социально-ориентированных работодателей (далее - Реестр) в 2009 году было включено всего 9 организаций, а в 2016 году их число достигло 435. Наибольший удельный вес приходится на область образования: дошкольные, средние общеобразовательные, средние профессиональные учреждения и учреждения дополнительного образования детей. фактически все организации, попавшие в тройку лидеров, являются бюджетными. Организации сферы сельского и лесного хозяйства занимают лишь 13 % от общего количества организаций Реестра (рис. 4). Удельный вес организаций каждого из остальных видов экономической деятельности не превысила 4%.
Постановление является основой проведения в крае с 2010 года ежегодного конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года», представляющий из себя региональный этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». В соответствии с Положением о конкурсе, утвержденным постановлением Администрации края от 07.04.2010 № 144 (с изменениями от 31.03.2011 № 159), оценка работодателей ведется по 11 номинациям, охватывающим разнообразные аспекты регулирования социально-трудовых отношений. эта работа осуществляется экспертной рабочей группой, созданной из представителей органов исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов. Подведение результатов конкурса осуществляется краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений [7].
Начиная с 2014 года, конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года» проводится в два этапа (на муниципальном и региональном уровнях) по 12 номинациям (табл. 1).
Проведенный нами анализ показал, что победителями данного конкурса могут стать работодатели, имеющие как минимум начальный уровень КСО. В целом по совокупности показателей и применяемой балльной оценкой упор делается на продвинутый уровень КСО по таким приоритетным задачам социальной политики как: создание условий для ведения здорового образа жизни, распространение стандартов здорового образа жизни; развитие малого предпринимательства; содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций.
Рисунок 4 - Распределение организаций, вошедших в Реестр социально-ответственных и социально-ориентированных работодателей Алтайского края (по состоянию на октябрь 2016 года), по видам экономической деятельности, в % к итогу[1]
Главный специалист отдела развития социального партнерства и внешних связей Управления труда и занятости населения (УТЗН) Алтайского края Э.Х. Хасанова выделяет следующие преимущества и привилегии для работодателей, имеющих статус «социально ответственный работодатель» перед другими работодателями.
Таблица 1 - Номинации всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» на федеральном и региональном уровнях на 2014 год
Приоритетные задачи социальной политики |
Наименование номинации |
---|---|
Развитие рынка труда и содействие занятости населения |
За создание и развитие рабочих мест в организациях производственной сферы |
За создание и развитие рабочих мест в организациях непроизводственной сферы |
|
Создание условий труда, позволяющих сохранить здоровье работников в процессе трудовой деятельности |
За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях производственной сферы |
За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях непроизводственной сферы |
|
Развитие трудового и личностного потенциала работников |
За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы |
За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы |
|
Создание условий для ведения здорового образа жизни, распространение стандартов здорового образа жизни |
За формирование здорового образа жизни в организациях производственной сферы |
За формирование здорового образа жизни в организациях непроизводственной сферы |
|
Распространение принципов социального партнерства, развитие новых форм социального партнерства |
За развитие социального партнерства в организациях производственной сферы |
За развитие социального партнерства в организациях непроизводственной сферы |
|
Развитие малого предпринимательства |
Малая организация высокой социальной эффективности |
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций |
За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности |
1. В соответствии с Региональным соглашением между Алтайским краевым объединением организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края органы государственной власти приняли на себя обязательство оказывать государственную поддержку социально ответственным и социально ориентированным работодателям в первенствующем порядке. Среди мер государственной помощи – компенсация части банковской процентной ставки по кредитам на воплощение в жизнь инвестиционных проектов. Эту инициативу поддержали и муниципальные образования края. В рамках соглашений по обеспечению действенной занятости населения в части вырабатывания социально ответственного поведения работодателей на рынке труда они приняли на себя обязательства по предоставлению мер поддержки социально ответственным работодателям, такие как: субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, способствование в получении кредитов на льготных условиях, отведение земельных участков (в том числе установление льготных условий аренды), передачи в аренду муниципального имущества на льготных условиях и др.
2. Органы надзора и контроля, внебюджетные государственные фонды также оказывают разные преференции. Например, УТЗН Алтайского края просит Гострудинспекцию Алтайского края о невключении работодателей, признанных социально ответственными и социально ориентированными, в ежегодный план проверок. эта практика благополучно реализуется в последние годы.
3. Органы службы занятости населения Алтайского края для социально ответственных работодателей предоставляют дополнительные услуги по обеспечению нужд организации в трудовых ресурсах.
В целях уменьшения трансакционных и иных затрат при подборе персонала, для создания внешнего кадрового резерва для социально ответственных и социально ориентированных работодателей образован государственный кадастр рабочих мест Алтайского края. Он представляет собой электронный банк данных о безопасных и экономически привлекательных рабочих местах. Кадастр складывается посредством регистрации рабочих мест:
- работодателей, внесенных в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края;
- стратегических партнеров УТЗН;
- государственных, муниципальных учреждений края.
4. Заключение соглашений о стратегическом партнерстве на рынке труда между Управлением Алтайского края по труду и занятости населения и работодателями разрешит установить долгосрочные партнерские отношения на взаимовыгодной основе для расширения спектра услуг, представляющих двусторонний интерес. Реализация Соглашений позволит сформировать условия эффективного управления рынком труда, обеспечить предприятию экономический рост, создать достойные условия труда, достигнуть установленных критериев социальной ответственности и обрести соответствующий статус.