Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы отбора персонала
1.1. Понятие и этапы отбора персонала
1.2.Технологии и критерии отбора персонала в организации
Глава 2. Анализ отбора персонал на примере ООО Кофе Хауз
2.1. Краткая характеристика ООО Кофе Хауз
Наблюдается увеличение коэффициента оборота по приему, что при условии отсутствия увольнений говорило бы о повышении численности персонала организации на 58 % в 2014г. Так же увеличивается коэффициент оборота по выбытию, что при условии отсутствия приема говорило бы о снижении численности персонала на 54 % в 2014г.
Основные причин текучести кадров несколько (определено на основании анкет при увольнении сотрудников):
1.Разочарование. Большинство соискателей считали, что работа в сфере питания более простая
2.Персонал не видит возможностей роста внутри компании. На этапе отбора не акцентируют внимание на возможности карьерного роста, так как в компании существует только две ступени:
- официант-администратор;
- повар-шеф-повар;
- помощник бармена - бармен.
-
- При отборе учитывают лишь некоторые критерии кандидата (коммуникабельность, пунктуальность, быстрая обучаемость, ответственность), в то время как можно выделить еще ряд не менее важных качеств.
-
Также следует отметить, что в ООО «Кофе Хауз» процесс отбора персонала не регламентирован. На данный момент ответственность сторон в процессе отбора персонала существует лишь на уровне устных договоренностей и никак не прописана официально. Это порой приводило к тому, отдел, в который требовался сотрудник, не оказывал должной помощи и поддержки в процессе отбора персонала, что отрицательно сказывалось как на качестве работы, так и на впечатлении кандидата от компании. Бывали случаи, когда требования к профессиональным и личностным качествам кандидата указывались неполно, неточно или очень обще. Это приводило к лишним трудозатратам специалиста по отбору персонала и затягивало процесс отбора. Также случалось, что отдел не указывал или неправильно указывал значимые условия работы. В итоге кандидат, услышавший на первом собеседовании одну информацию, на втором собеседовании с руководителем подразделения мог услышать совсем другую информацию, могли открыться какие-то факты, которые этого кандидата совершенно не устраивали. Такой кандидат вынужден был отказываться от предложенных условий, жалея о по траченном на поиск работы времени.
Еще бывают случаи, когда директор кофейни в течение недели не находил времени для того, чтобы провести собеседование с кандидатом. В итоге этот кандидат успевал найти работу на другом предприятии. Еще следует упомянуть об отсутствии заявки на оформление сотрудника. Это внутренний документ отдела по работе с персоналом, необходимый для оформления нового сотрудника. Кандидата, успешно прошедшего все этапы отбора, могли пригласить на оформление, а затем, выяснив, что не все необходимые для оформления документы готовы, попросить подождать несколько часов. Надо отметить, что с подобными сложностями хотя бы раз в жизни сталкивался едва ли не каждый российский кандидат, так что они характерны и нуждаются в решении не только на данном предприятии.
Выделим проблемы, возникающие в сфере отбора персонала в ООО «Кофе Хауз»
- Учет не всех необходимых критериев при отборе персонала.
- Нет четко определенной, подкрепленной соответствующими процедурами и документами системы отбора работников.
- Не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в области отбора персонала.
Таким образом, существует необходимость в разработке мероприятий по совершенствованию отбор персонала.
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию отбора персонала в ООО «Кофе Хауз»
Мероприятия по совершенствованию отбора персонала
На основании проведенного исследования отбора персонала в ООО «Кофе Хауз» были выявлены следующие проблемы:
- Учет не всех необходимых критериев при отборе персонала.
- Нет четко определенной, подкрепленной соответствующими процедурами и документами системы отбора работников.
- Не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в области отбора персонала.
Исходя из выявленных проблем, связанных с отбором персонала, было определено задание на организационный проект. Его цель: разработать проект по совершенствованию отбора персонала в ООО «Кофе Хауз» на основании выявленных проблем.
Перечень предлагаемых мероприятий:
1.Соствить модель компетенций на каждую должность.
2. Разработать регламент процесса отбора персонала и его документальное обеспечения.
Нормативно-методическая база проектирования. В процессе разработке мероприятий были использованы:
1.Штатное расписание
2.Анкеты кандидатов
Наличие правильно разработанных моделей компетенций повышает имидж кофейни как работодателя для реальных и потенциальных работников и т.п.
Но для того, чтобы модель компетенций была действенной, при ее составлении следует соблюдать определенные требования:
- В первую очередь необходимо выяснить, какой результат должен быть достигнут, т.е. определить миссию предприятия, цели, пути их достижения, изучить опыт наиболее успешных конкурентов и т.д.;
- К процессу разработки модели следует привлекать менеджеров по персоналу, функциональных руководителей предприятия, иногда работников;
- Компетенции должны быть сформулированы четко, ясно и конкретно;
- Количество ключевых компетенций не должна быть слишком большой, ведь в противном случае это приводит к демотивации персонала;
- Должны быть определены уровни владения каждой конкретной компетенцией и сформулированы соответствующие поведенческие индикаторы.
Чтобы модель по - настоящему работала в компании, вся команда руководителей должна участвовать в формировании.
Считаем целесообразным составлять модель компетенций с учетом следующих правил.
1.Каждое пожелание к личностному или профессиональному качеству кандидата должно быть сформулировано предельно подробно и конкретно. Очень часто в описании требований к кандидату можно встретить такую формулировку, как «коммуникабельность или коммуникативные навыки». На самом деле это не совсем правильно, так как в понятие «коммуникабельность» разные люди вкладывают разные понятия:
- Грамотная, хорошо поставленная речь;
- вежливое, располагающее общение;
- умение публично выступать;
- умение убеждать;
- умение быстро устанавливать контакт с людьми;
- постоянное желание общаться с людьми.
Итак, первым шагом нужно выделить составляющие, которые, несомненно, входят в понятие коммуникабельности. Они очень разные, зачастую не пересекающиеся или почти не пересекающиеся друг с другом. А потом определить, для какой вакансии какие из этих составляющих действительно необходимы. Конечно, все перечисленные компетенции можно для указанных должностей записать в необходимое, только в этом случае мы либо не найдем таких людей, либо они будут немотивированны, так как часть их реальных навыков не будет постоянно использоваться.
2. В модели компетенций должны быть четко расставлены приоритеты. Как именно это делается, в значительной степени зависит от корпоративной субкультуры отдела, особенностей выполняемой в будущем работы, от личности руководителя и многих других факторов.
3. Каждая компетенция, указанная в профиле, должна иметь свой «измеритель». Собственно, это техники и методики оценки кандидатов, и этой теме должно быть максимально уделено время. Правильно определенные компетенции - это, безусловно, первый и очень важный шаг, но никакие правильные компетенции не помогут, если не подобрать к ним инструменты оценки людей с четкими измерителями и параметрами.
Грамотное построение модели дает возможность соотносить отбор персонала со стратегическими задачами организации, тем самым повышая общую эффективность процесса отбора персонала. Это дает важнейшее конкурентное преимущество - преимущество в уровне сотрудников, работающих в компании, что очень важно для Кофе Хауз.
При составлении модели компетенций необходимо учитывать четыре основных составляющих:
- особенности корпоративной культуры Кофе Хауз;
- особенности выполняемой работы;
- перспективы дальнейшего карьерного развития.
Элемент, включающий соответствия ценностей и взглядов сотрудника ценностям кофейни является наиболее важной при составлении модели. Исходя из этого, в ходе собеседования необходимо выявлять следующие особенности и предпочтения кандидата:
- предпочитаемые отношения в коллективе, отношение к работе в команде. действия в случае конфликтной ситуации;
- при каком стиле руководства сотрудник наиболее эффективен, к какого рода взаимодействию с руководителем он больше всего склонен;
- какие ценности кандидат считает наиболее приоритетными;
- каким образом и в каком направлении кандидат планирует свое дальнейшее профессиональное и карьерное развитие;
- предпочтения соискателя к организации рабочих отношений, в каких условиях он наиболее эффективен.
На данный момент ответственность сторон существовала лишь на уровне устных договоренностей и никак не была прописана официально. Это порой приводило к тому, что не оказывалась должная помощь и поддержка в процессе отбора персонала, что отрицательно сказывалось как на качестве работы, так и на впечатлении кандидата от Кофе Хауз. Бывали случаи, когда требования к профессиональным и личностным качествам кандидата указывались неполно, неточно или очень обще. Это приводило к лишним трудозатратам по отбору персонала и затягивало процесс отбора. Также случалось, что администратор не указывал или неправильно указывал значимые условия работы (смена, в которую будут работать официанты, повара). В итоге кандидат, услышавший на первом собеседовании одну информацию, на втором собеседовании с администратором мог услышать совсем другую информацию, могли открыться какие-то факты, которые этого кандидата совершенно не устраивали. Такой кандидат вынужден был отказываться от предложенных условий, жалея о по траченном на поиск работы времени. Еще бывают случаи, когда директор кофейни в течение недели не находил времени для того, чтобы провести собеседование с кандидатом. В итоге этот кандидат успевал найти работу в другом ресторанном заведении.
В виду этого предлагаем создать документ, регламентирующий политику компании в области отбора персонала.
Вторым проектным мероприятием является разработка регламента процесса отбора персонала и его документальное обеспечения.
Внедрение предложенных мероприятий будет способствовать совершенствованию отбора персонала, что окажет положительное влияние на финансовый результат деятельности ООО «Кофе Хауз».
3.2. План-график мероприятий
Разработанный нами проект по совершенствованию отбора и отбора персонала включает следующие, описанные в параграфе 3.1, мероприятия:
- Документальное закрепление ответственности сторон в процессе отбора персонала.
- Определение необходимых для закрытия вакансии сроков.
- Совершенствование процедуры информирования внутренних кандидатов об открывшихся вакансиях.
- Внедрение новой анкеты кандидата.
- Внедрение новой методики определения профиля идеального кандидата.
Каждое из данных мероприятий имеет свои составляющие.
Таблица 4
План-график деятельности по документальному закреплению ответственности сторон в процессе отбора персонала
Наименование работ |
Дата начала |
Дата окончания |
Разработка приказа, закрепляющего ответственность сторон в процессе отбора и отбора персонала |
25.07.2016 |
15.08.2016 |
Донесение разработанного приказа до сотрудников |
16.08.2016 |
17.08.2016 |
Анализ результативности документального закрепления ответственности сторон |
16.08.2016 |
30.08.2016 |
Сроки, необходимые для определения для закрытия вакансии определялись с помощью руководителей подразделений компании исходя из анализа сроков, необходимых для поиска нового кандидата.
Реализация третьего мероприятия - совершенствование процедуры информирования внутренних кандидатов об открывшихся вакансиях запланирована на следующее время (табл. 5)
Таблица 5
План-график по совершенствованию процедуры информирования внутренних кандидатов об открывшихся вакансиях
Наименование работ |
Дата начала |
Дата окончания |
Донесение до руководителей структурных подразделений необходимости информирования сотрудников о вакансиях |
16.08.2016 |
16.08.2016 |
Формирование базы электронных почтовых ящиков сотрудников ВУЗа |
17.08.2016 |
25.08.2016 |
Информирование сотрудников об обязательном визировании анкеты кандидата на должность у своего непосредственного руководителя |
26.08.2016 |
26.08.2016 |