ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.08.2020
Просмотров: 1188
Скачиваний: 2
58
Есть
59
Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных. Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:
осуществление правосудия только судом;
независимость судов и судей;
отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);
несменяемость судей;
бессословность суда (равенство всех перед судом);
гласность судопроизводства;
состязательность;
самостоятельность судей;
устность судопроизводства.
61, 62
После проведения крестьянской реформы царское правительство
было вынуждено осуществить и некоторые другие преобразования, в
том числе и в системе местного самоуправления. В 1864 г. было приня-
то Положение о губернских и уездных земских учреждениях, а в 1870 г. -
Городовое положение.
Губернские и уездные земские собрания и земские управы являлись
выборными органами. Выборы гласных в собрания проходили по трем
куриям: уездных землевладельцев, городских обществ и крестьян. Для
участия в первой и второй куриях следовало отвечать определенному
имущественному цензу (довольно высокому), третья курия строилась по
сословному принципу. Для крестьян был установлен очень сложный
порядок выборов: трехстепенный - для выборов гласных в уездные зем-
ские собрания и четырехстепенный - в губернские. Крестьяне избирали
одного представителя от 10 дворов на волостной сход, волостной сход
избирал выборщиков, в выборщики от волостей на своем уездном изби-
рательном собрании избирали земских гласных. В уездных земских соб-
раниях дворянам принадлежало 42% всех мест, крестьянам — 38%, куп-
цам, промышленникам и мещанам - 20-25%. В губернских собраниях
процент гласных от дворян был значительно выше.
И земские собрания (земства), и земские управы избирались на три
года. Во главе земства стоял уездный или губернский предводитель дво-
рянства. Компетенция земских органов была чрезвычайно ограничена.
Как указывалось в Положении, к их ведению относились "местные хо-
зяйственные пользы и нужды": благотворительные заведения, местная
торговля и промышленность, народное образование, здравоохранение и
т.д. Земства были поставлены под контроль правительственной админи-
страции, имевшей право отмены всякого постановления земства в слу-
чае его противоречия законам или общим государственным интересам.
Однако, несмотря на это, создание земств способствовало привлечению
либерального дворянства, буржуазии и интеллигенции к решению во-
просов, связанных с развитием местного хозяйства, дорог, здравоохра-
нения и просвещения.
Городовое положение 1870 г. вводило новое городское само-
управление: городское избирательное собрание, городскую думу и го-
родскую управу во главе с городским головой.
Выборы в городскую думу строились на основе имущественного
ценза и ценза оседлости. Избирательным правом пользовались платель-
щики городских налогов и сборов. Рабочие, низшие служащие, кустари
и многие другие к выборам не допускались. Положение и компетенция
городских органов самоуправления определялись одинаково с земскими.
Городские органы самоуправления, так же как и земские, находились
под постоянным контролем со стороны администрации - органов мини-
стерства внутренних дел, губернаторов.
Однако, несмотря на ограниченность прав земского и городского са-
моуправления, самодержавие стремилось увеличить в нем число глас-
ных от дворян и поставить его под больший контроль администрации. В
годы реакции (80-90-е годы XIX в.) были приняты так называемые
контрреформы, направленные на достижение указанной цели.
63
22 марта 1903 года, в период царствования Николая II, было принято новое Уголовное уложение, в котором были учтены произошедшие в России изменения; характер и техника его нормативных установлений оказались таковы, что несмотря на смену общественно-политического строя в 1917 году, они не утратили актуальности и оказали существенное влияние на содержание нормативных актов советского периода[1].
Уложение состояло из 37 глав, включавших 687 статей, из которых 72 относились к общей части, которая содержала положения о преступлении и наказании, области действия уголовного закона, формах вины, субъекте преступления, обстоятельствах, исключающих преступность деяния и других институтах, основная суть которых не изменилась и до настоящего времени.
Уложение 1903 года устанавливало, что преступлением является деяние, «воспрещенное во время его совершения законом под страхом наказания»; в числе других его новшеств следует упомянуть запрет на применение уголовного закона по аналогии, введение категоризации уголовно-наказуемых деяний на тяжкие преступления, преступления и проступки, норму о возрастной невменяемости, упрощение системы наказаний[2]. Основными видами наказаний по Уложению были смертная казнь, каторга,ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в тюрьме, арест и денежная пеня (штраф).
Уложение так и не вступило в силу в полном объёме: в 1904 году были введены в действие его главы о государственных преступлениях, в 1906 — о религиозных, после этого до Октябрьской революции было введено в действие около 30 статей других его глав; действующим нормативным актом в области уголовного права вплоть до 30 ноября 1918 года оставалось Уложение 1845 года.[3] Полностью уложение действовало лишь на территории Латвии, Литвы и Эстонии[2].
В период Первой мировой войны уголовное законодательство менялось, подстраиваясь под потребности общества, связанные с участием в войне: была усилена (вплоть досмертной казни) уголовная ответственность за деяния, связанные с уклонением от военной службы, за иные преступления, в том числе и в сфере экономики (уклонение от заказов, сокрытие ряда товаров и сырья)[4].
К особенностям кодифицированного уголовного законодательства Российской империи следует отнести суровость его статей, охраняющих от посягательств царскую власть. Так, по Уложению 1845 года злоумышление посягательства на жизнь, здоровье и честь царя (в форме так называемого «голого умысла», не подкреплённого никакими конкретными действиями) наказывалось смертной казнью (ст. 241), аналогичные нормы были предусмотрены в Уложении 1903 года: его ст. 99 предусматривала безальтернативное наказание в виде смертной казни за посягательство «вообще на неприкосновенность священной особы царствующего императора, императрицы или наследника престола»; заключением в крепость наказывалось оскорбление памяти усопших царственных особ[5].
Уложением 1903 года предусматривалась ответственность и за «политические» преступления: заключением в крепость каралось участие в скопище, собравшемся для выражения неуважения к верховной власти, порицания образа правления, сочувствия бунту или бунтовщикам, ссылкой — произнесение речи, составление, хранение, правка сочинений, возбуждающих к неповиновению власти (ст. 129, 132).
64
Высоча́йший Манифе́ст Об усоверше́нствовании госуда́рственного поря́дка (Октя́брьский манифе́ст) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработанСергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.
Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.
Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы» [1], учреждалпарламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.
Также Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.
В результате принятия манифеста Государственной Думой были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.[источник не указан 481 день].
Либеральная общественность встретила манифест с огромным ликованием и радостью. Многие либералы, тяготеющие к правому крылу, считали цель революции достигнутой. Однако восторженный энтузиазм в либеральной среде разделяли далеко не все. Один из известнейших деятелей П. Н. Милюков находился в момент опубликования Манифеста в Москве. Здесь, в Литературном кружке, по получении известия о Манифесте, восторженные посетители подняли его на руки, принесли в центр ресторанной залы, поставили на стол, дали в руки бокал шампанского и заставили произнести речь. И будущий бессменный глава кадетской партии сказал то, чего от него никто не ожидал: «Ничто не изменилось, война продолжается». Завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии.
Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его[2].
Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах.[3] В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч.
65
Основные государственные законы Российской империи — свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права.
Впервые Основные законы были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского и вошли в Том 1 «Свода законов Российской империи», изданного в 1832 году и введённого в действие 1833 году Манифестом российского императора Николая I. За работу над Сводом законов М. М. Сперанский был удостоен высшей государственной награды - Ордена Андрея Первозванного.
23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения в связи с изданием российским императором Николаем II 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы, 17 октября 1905 года Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и 20 февраля 1906 года Манифеста о переустройстве Государственного Совета. В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России; они состояли из двух разделов, 17 глав и 223 статей.
Основные законы потеряли юридическую силу в 1917 году при фактическом (Февральская революция), а затем и юридическом (1 сентября) исчезновении монархии.
66
Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в
деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их
от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства
должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;
социально-экономическая - разрушить общину , насадить частные хозяйства в
виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её
поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём
сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы
ликвидировать отставание от передовых держав.
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный
вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за
волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при
этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова
пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.
Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908
года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей
сложности обсуждение его шло более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил
на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по
дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По
своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон,
способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно,
прогрессивный.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и
взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в
следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание
крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение,
агрокультурные мероприятия.
67
В России двоевластие возникло в результате Февральской революции. 27 февраля 1917 года одновременно были образованы Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. 2 марта исполком Петроградского совета заключил с Временным комитетом Государственной думы соглашение об образовании Временного правительства.
В июле ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий второго коалиционного Временного правительства, министром-председателем которого стал социалист Керенский А. Ф..
Временный комитет Государственной думы (полное название: Временный комитет членов Государственной Думы для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями; также: Исполнительный комитет Государственной думы[1]) — высшее чрезвычайное государственное учреждение в дни Февральской революции 1917 года, образованное 27 февраля (ст. ст.) 1917 года в ходе частного совещания членов Государственной думы Российской империи