ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2020

Просмотров: 1137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Положение феодалов.

В феодальных княжествах предшествующего периода дворцовое и собственно государственное управление было слабо расчленено, теперь же появились функциональные органы управления, отдельные от дворцового хозяйства. Формировался многоступенчатый слой служилых людей. Правительство Ивана III старалось возвысить великокняжескую власть над феодальной знатью. Особыми клятвенными грамотами бояр заставляли присягать на верность великому князю московскому. Последний стал налагать "опалы" на бояр, удаляя их от своего двора, и тем самым от высших ступеней, государственной службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать или расширять иммунитетные привилегии землевладельцев.

Поскольку объединительный процесс Альшиц Д.Н. Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990.С. 425 в России протекал в условиях прогрессирующих феодальных общественных отношений со свойственным им натуральным типом хозяйства, замедленного развития городов и товарно-денежных отношений, следы феодальной раздробленности еще долго сохранялись в политическом строе объединенной вокруг Москвы феодальной Руси. Феодалы располагали громадными богатствами, землями, промыслами, иногда небольшими городами.

Крупную феодальную организацию представляла собой церковь с системой суда и управления. Владения крупных светских феодалов пользовались иммунитетными привилегиями, благодаря чему феодалы располагали более или менее широкими судебно-административными правами по отношению к подвластному им населению, а нередко и своим войском, состоявшим из служилых людей-дворян. После смерти Ивана восстановились уделы в Московском княжестве, что являлось одним из проявлений прежней автономии. Во вновь формирующейся иерархии феодальных властителей единого Российского государства шла острая борьба группировок знати.

Новая система иерархии облекалась в форму местничества-порядка назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Высшее место в иерархии заняли потомки рюриковичей и выходцев из Литвы Гедиминовичей.

Развитие земельных отношений Ключевский В.О. Курс русской истории., Т.2 Лекция 22 стр.55 характеризовалось полным или почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Земли общин переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена. В то же время все более четко оформлялось вотчинное и поместное землевладение. Вотчина отличалась тем, что собственник обладал почти неограниченным правом на яке. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и распоряжаться ею: продавать, дарить, передавать по наследству. Вместе с тем, вотчина - условное землевладение. Так, например, князь мог отобрать вотчину у отъехавшего вассала.

Еще более условное землевладение - поместье. Оно давалось сеньором своим вассалам только на время службы как вознаграждение за нее. Поэтому распоряжаться землей помещик не мог.

Великокняжеский домен разделялся на земли чернотяглые и дворцовые. Они различались лишь по форме эксплуатации населявших эти земли крестьян и по организации управления ими. Дворцовые крестьяне несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями, дворцовой власти. Чернотяглые платили денежную ренту и подчинялись общегосударственным чиновникам. Земли домена постепенно раздавались великими князьями в вотчины и поместья.

Разрешенный в Юрьев день уход от помещика 

Режим заповедных лет 

Наказания и их цели

Содержание Указа

Жалованная грамота дворянству.

Жалованная грамота городам.

50 Учреждение о губерниях 1775г.

1. Общий обзор

Эти представители собирались раз в год для решения различных хозяйственных вопросов, а также для избрания из своего состава уездной земской управы, состоящей из председателя и двух членов. Уездная управа ведала всеми делами уезда в периоды между земскими заседаниями.

Так, с октября по декабрь 1917 г. были приняты:

Выводы и заключения


58

Есть

59

Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных. Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:

осуществление правосудия только судом;

независимость судов и судей;

отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);

несменяемость судей;

бессословность суда (равенство всех перед судом);

гласность судопроизводства;

состязательность;

самостоятельность судей;

устность судопроизводства.


61, 62

После проведения крестьянской реформы царское правительство

было вынуждено осуществить и некоторые другие преобразования, в

том числе и в системе местного самоуправления. В 1864 г. было приня-

то Положение о губернских и уездных земских учреждениях, а в 1870 г. -

Городовое положение.

Губернские и уездные земские собрания и земские управы являлись

выборными органами. Выборы гласных в собрания проходили по трем

куриям: уездных землевладельцев, городских обществ и крестьян. Для

участия в первой и второй куриях следовало отвечать определенному

имущественному цензу (довольно высокому), третья курия строилась по

сословному принципу. Для крестьян был установлен очень сложный

порядок выборов: трехстепенный - для выборов гласных в уездные зем-

ские собрания и четырехстепенный - в губернские. Крестьяне избирали

одного представителя от 10 дворов на волостной сход, волостной сход

избирал выборщиков, в выборщики от волостей на своем уездном изби-

рательном собрании избирали земских гласных. В уездных земских соб-

раниях дворянам принадлежало 42% всех мест, крестьянам — 38%, куп-

цам, промышленникам и мещанам - 20-25%. В губернских собраниях

процент гласных от дворян был значительно выше.

И земские собрания (земства), и земские управы избирались на три

года. Во главе земства стоял уездный или губернский предводитель дво-

рянства. Компетенция земских органов была чрезвычайно ограничена.

Как указывалось в Положении, к их ведению относились "местные хо-

зяйственные пользы и нужды": благотворительные заведения, местная

торговля и промышленность, народное образование, здравоохранение и

т.д. Земства были поставлены под контроль правительственной админи-

страции, имевшей право отмены всякого постановления земства в слу-

чае его противоречия законам или общим государственным интересам.

Однако, несмотря на это, создание земств способствовало привлечению

либерального дворянства, буржуазии и интеллигенции к решению во-


просов, связанных с развитием местного хозяйства, дорог, здравоохра-

нения и просвещения.

Городовое положение 1870 г. вводило новое городское само-

управление: городское избирательное собрание, городскую думу и го-

родскую управу во главе с городским головой.

Выборы в городскую думу строились на основе имущественного

ценза и ценза оседлости. Избирательным правом пользовались платель-

щики городских налогов и сборов. Рабочие, низшие служащие, кустари

и многие другие к выборам не допускались. Положение и компетенция

городских органов самоуправления определялись одинаково с земскими.

Городские органы самоуправления, так же как и земские, находились

под постоянным контролем со стороны администрации - органов мини-

стерства внутренних дел, губернаторов.

Однако, несмотря на ограниченность прав земского и городского са-

моуправления, самодержавие стремилось увеличить в нем число глас-

ных от дворян и поставить его под больший контроль администрации. В

годы реакции (80-90-е годы XIX в.) были приняты так называемые

контрреформы, направленные на достижение указанной цели.


63

22 марта 1903 года, в период царствования Николая II, было принято новое Уголовное уложение, в котором были учтены произошедшие в России изменения; характер и техника его нормативных установлений оказались таковы, что несмотря на смену общественно-политического строя в 1917 году, они не утратили актуальности и оказали существенное влияние на содержание нормативных актов советского периода[1].

Уложение состояло из 37 глав, включавших 687 статей, из которых 72 относились к общей части, которая содержала положения о преступлении и наказании, области действия уголовного закона, формах вины, субъекте преступления, обстоятельствах, исключающих преступность деяния и других институтах, основная суть которых не изменилась и до настоящего времени.

Уложение 1903 года устанавливало, что преступлением является деяние, «воспрещенное во время его совершения законом под страхом наказания»; в числе других его новшеств следует упомянуть запрет на применение уголовного закона по аналогии, введение категоризации уголовно-наказуемых деяний на тяжкие преступления, преступления и проступки, норму о возрастной невменяемости, упрощение системы наказаний[2]. Основными видами наказаний по Уложению были смертная казнь, каторга,ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в тюрьме, арест и денежная пеня (штраф).

Уложение так и не вступило в силу в полном объёме: в 1904 году были введены в действие его главы о государственных преступлениях, в 1906 — о религиозных, после этого до Октябрьской революции было введено в действие около 30 статей других его глав; действующим нормативным актом в области уголовного права вплоть до 30 ноября 1918 года оставалось Уложение 1845 года.[3] Полностью уложение действовало лишь на территории Латвии, Литвы и Эстонии[2].


В период Первой мировой войны уголовное законодательство менялось, подстраиваясь под потребности общества, связанные с участием в войне: была усилена (вплоть досмертной казни) уголовная ответственность за деяния, связанные с уклонением от военной службы, за иные преступления, в том числе и в сфере экономики (уклонение от заказов, сокрытие ряда товаров и сырья)[4].

К особенностям кодифицированного уголовного законодательства Российской империи следует отнести суровость его статей, охраняющих от посягательств царскую власть. Так, по Уложению 1845 года злоумышление посягательства на жизнь, здоровье и честь царя (в форме так называемого «голого умысла», не подкреплённого никакими конкретными действиями) наказывалось смертной казнью (ст. 241), аналогичные нормы были предусмотрены в Уложении 1903 года: его ст. 99 предусматривала безальтернативное наказание в виде смертной казни за посягательство «вообще на неприкосновенность священной особы царствующего императора, императрицы или наследника престола»; заключением в крепость наказывалось оскорбление памяти усопших царственных особ[5].

Уложением 1903 года предусматривалась ответственность и за «политические» преступления: заключением в крепость каралось участие в скопище, собравшемся для выражения неуважения к верховной власти, порицания образа правления, сочувствия бунту или бунтовщикам, ссылкой — произнесение речи, составление, хранение, правка сочинений, возбуждающих к неповиновению власти (ст. 129, 132).


64

Высоча́йший Манифе́ст Об усоверше́нствовании госуда́рственного поря́дка (Октя́брьский манифе́ст) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработанСергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы» [1], учреждалпарламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.


В результате принятия манифеста Государственной Думой были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.[источник не указан 481 день].

Либеральная общественность встретила манифест с огромным ликованием и радостью. Многие либералы, тяготеющие к правому крылу, считали цель революции достигнутой. Однако восторженный энтузиазм в либеральной среде разделяли далеко не все. Один из известнейших деятелей П. Н. Милюков находился в момент опубликования Манифеста в Москве. Здесь, в Литературном кружке, по получении известия о Манифесте, восторженные посетители подняли его на руки, принесли в центр ресторанной залы, поставили на стол, дали в руки бокал шампанского и заставили произнести речь. И будущий бессменный глава кадетской партии сказал то, чего от него никто не ожидал: «Ничто не изменилось, война продолжается». Завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии.

Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его[2].

Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах.[3] В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч.



65

Основные государственные законы Российской империи — свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права.

Впервые Основные законы были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского и вошли в Том 1 «Свода законов Российской империи», изданного в 1832 году и введённого в действие 1833 году Манифестом российского императора Николая I. За работу над Сводом законов М. М. Сперанский был удостоен высшей государственной награды - Ордена Андрея Первозванного.

23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения в связи с изданием российским императором Николаем II 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы, 17 октября 1905 года Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и 20 февраля 1906 года Манифеста о переустройстве Государственного Совета. В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России; они состояли из двух разделов, 17 глав и 223 статей.

Основные законы потеряли юридическую силу в 1917 году при фактическом (Февральская революция), а затем и юридическом (1 сентября) исчезновении монархии.

66



Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в

деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их

от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства


должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая - разрушить общину , насадить частные хозяйства в

виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её

поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём

сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы

ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный

вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за

волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при

этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова

пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.

Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908

года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей

сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил

на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по

дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По

своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон,

способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно,

прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и

взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в

следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание

крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение,

агрокультурные мероприятия.


67


В России двоевластие возникло в результате Февральской революции. 27 февраля 1917 года одновременно были образованы Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. 2 марта исполком Петроградского совета заключил с Временным комитетом Государственной думы соглашение об образовании Временного правительства.

В июле ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий второго коалиционного Временного правительства, министром-председателем которого стал социалист Керенский А. Ф..

Временный комитет Государственной думы (полное название: Временный комитет членов Государственной Думы для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями; также: Исполнительный комитет Государственной думы[1]) — высшее чрезвычайное государственное учреждение в дни Февральской революции 1917 года, образованное 27 февраля (ст. ст.) 1917 года в ходе частного совещания членов Государственной думы Российской империи