Файл: Методика преподавания. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 1205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.

Методы обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение целей образования.

Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемах, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательных процессов учителя.

Критерии выбора методов обучения:

  1. Соответствие методов целям урока;

  2. Соответствие методов содержанию изучаемого материала;

  3. С-е м-в формам организации познавательной деятельности учащихся;

  4. С-е м-в реальным учебным возможностям учеников;

  5. С-е м-в принципам дидактики;

  6. При выборе метода учитель должен учитывать свои возможности и применения.

Дидактические особенности метода:

- метод не сама деятельность, а способ осуществления;

- метод должен обязательно соответствовать цели урока;

- метод не может быть неправильным;

- каждый метод имеет свое предметное содержание;

- метод всегда принадлежит действующему лицу.

Классификация в зависимости от выполнения функции в учебном процессе (Бобанский):

  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

А) учебные дискуссии

Б) дидактические игры

В) методы поощрения и порицания

Г) методы предъявления учебных требований

2) Методы организации и осуществления учебных действий:

А) по источнику знаний

- вербальные (беседа, рассказ, объяснение, доказательство, чтение, лекция)

- наглядные (иллюстраций, демонстраций, наблюдение)

- практические

Б) по характеру познавательной деятельности

3) Методы контроля результатов познавательной деятельности учащихся:

А) устный и письменный контроль

Б) программированный контроль

В) тестовый

Г) практический

Д) самоконтроль.


17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.

По источнику знаний (Перовский, Голант, Лоркипанидзе):

- словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, лекция, работа с печатными источниками);

- наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации, наблюдение);

- практические методы (упражнения, практическая работа, лабораторная работа, решение задач).

Словесные методыРассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение) — монологический метод изложения учебного материала. Объяснение - монологический метод изложения научных доказательств. Беседа — диалогический метод изложения учебного материала, предполагающий разговор педагога и учащихся с помощью тщательно продуманной системы вопросов. Лекция — монологический метод изложения учебного материала большого объема достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений. Виды: учебно-программная, проблемная, лекция-конференция, бинарная (ведут 2 человека), лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, вводная, обзорная. Требования к лекции: научность, строгость, последовательность, логичность, системность.

Наглядные методыМетоды иллюстрации — обеспечивает показ материала и наглядных пособий. Методы демонстрации — показ действия реальных приборов или их моделей, процессов и др.

Практические методыУпражнение — систематическая отработка умения или навыка путем многократного повторения умственных действий или практических операций. Виды: устные, письменные, воспроизводящие, тренировочные, алгоритмические, игровые, компьютерные и т. д. Практическая работа — метод формирования комплексных умений и навыков учебной, трудовой или производственной деятельности. Лабораторная работа — включение учащихся в процесс добывания знаний уже полученных навыков.


18. Вербальные (словесные) методы обучения. Их достоинства и недостатки.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований Рассказ должен:

  • содержать только достоверные факты;

  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

  • иметь четкую логику изложения;

  • быть эмоциональным;

  • излагаться простым и доступным языком;

  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;

  • привлечения ярких примеров;

  • безукоризненной логики изложения.

Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.

В целом метод беседы имеет следующее преимущество:

  • активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;

  • развивает их память и речь;

  • делает открытыми знания учащихся;

  • имеет большую воспитательную силу;

  • является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:

  • требует много времени;

  • содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

  • необходим запас знаний.

Лекция. Лекция - монологический способ изложения объемного материала — используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.


Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Работа с учебником и книгой. Это важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;

  • составление плана текстаПлан может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;

  • тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного;

  • цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

  • аннотирование - краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

  • рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;

  • составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.;

  • составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного;

  • составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме;

  • составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.


19. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.

По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся.

Выделяют следующие методы:

• объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

• репродуктивные;

• проблемного изложения;

• частично-поисковые (эвристические);

• исследовательские.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.).

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод.

Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель — учащиеся — преподаватель — учащиеся и т. д.