Файл: Методика преподавания. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 1207

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем:

преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;

учащиеся самостоятельно ее разрешают;

преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.


20. Приемы обучения.

Прием – разнообразное сочетание обучающих средств, форм устного изложения учебного материала, логических путей и приемов познания.

Виды:

логические (сравнение, выводы, обобщение)

Играют особую и довольно значительную роль в учебном процессе. Именно они способствуют осознанию учебного материала, а, следовательно, оказывают особое влияние на развитие мыслительной деятельности учащихся, которая по су­ществу и характеризует уровень их интеллектуального развития. Сущностью логических приемов является про­блемная ситуация, которая внешне оформляется в виде вопросов, заданий, задач. Решение их требует от ученика активной мысли­тельной деятельности. Значит, применение логических приемов в процессе обучения развивает мышление детей.

организационные (запись на доске, ответ по плану, ответ у доски)

Их действие связано с различной организацией применения тех или иных методов. Так, в словесных методах рассказывать дети могут по заранее составленному инди­видуальному плану или по плану, составленному коллективно не­посредственно на уроке. Отвечать дети могут либо с места, либо у доски. Чтение текста может быть организовано вслух или про себя. Практические методы в практических и лабораторных работах мо­гут быть реализованы в коллективной, групповой или индивидуаль­ной организации деятельности детей. В наглядных методах нагляд­ный объект может демонстрироваться перед классом, с обходом по рядам, в передаче с парты на парту. В последнем случае объект мо­жет побывать в руках всех учащихся, но чаще его дают в руки лишь отдельным учащимся, поскольку первый вариант сильно увеличи­вает время на изучение материала.

технические (вопросы на доске, карточки, игры)

Как правило, связаны с применением раз­личного вспомогательного оборудования: приспособлений, уст­ройств, подсветок, разного фона, приборов, в том числе и техничес­ких средств обучения. Так, в словесных методах вопросы к беседе могут быть даны на карточках или плакатах, проверка знаний про­ведена с помощью анкет, в которых дети делают необходимые за­писи. Особую роль технические приемы играют в наглядных мето­дах. Именно здесь велика вероятность использования различных приспособлений. В практических методах - это применение инст­руктивных таблиц, карточек, постановка опытов в сосудах, на де­лянках; фиксация результатов наблюдений и опытов в тетрадях, ка­лендарях природы и труда; моделирование с помощью различных приспособлений.

Характеризуя приемы нельзя не отметить их сочетание. В прак­тике преподавания начального естествознания приемы не всегда применяются в чистом виде. Так логические приемы требуют и оп­ределенной организации учащихся, и, нередко, применения техни­ческих средств. Сочетание приемов происходит и внутри групп. Например, трудно представить действие приемов классификации, систематизации, аналогии и др. без приема сравнения. Прием обоб­щения требует достаточно высокой степени систематизации учеб­ного материала.


21. Сущность и принципы обучения.

Принципы обучения – это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться.

Наглядность, как и созерцание, понимается широко и предполагает вовлечение в познание всех (или разных) органов чувств. К.Д. Ушинский писал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще…, – значит, нужен принцип наглядности. Используются различные виды наглядности.

Естественная наглядность– ознакомление с реальными предметами, объектами (с растениями, животными, минералами и т.п.) в классе и за пределами школы.

Картинная или картинно-динамическая наглядность– дает отображение реального мира (фото, рисунки, картины, немые кинофильмы и т.п.).

Объемная наглядность– это макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические фигуры и т.п.

Звуковая наглядность– использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов.

Принцип сознательности и активности, учащихся в обучении– это целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение. Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания.

Сущность принципа посильности и доступности обучения– изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Это необходимо, так как обучение учитывает уровень развития учащихся и одновременно содействует его повышению («развивающее обучение»).

Принцип научности– опора на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся во многом обусловливает действенность и результативность всех остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого.

Принцип систематичности и последовательности: необходимо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от общего к частному. Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективнее, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.

Принцип прочности усвоения знаний– это такое усвоение знаний, когда они становятся достоянием учащихся, т.е. учащиеся всегда могут пользоваться ими как в учебных, так и в практических целях. Для реализации принципа прочности особое значение имеет отделение главного от второстепенного, от деталей.

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью– это основной закон обучения: знания должны быть связаны с жизнью, применяемы для решения практических задач, тогда они будут вызывать интерес у учащихся и стимулировать их познавательную деятельность.


Принцип воспитания в процессе обучения. Воспитательную роль, прежде всего, играют методы обучения и структура урока.


22. Структура процесса обучения. Этапы процесса обучения.

Структуру учебного процесса составляют цель, учитель, ученик, содержание обучения (И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев их называют элементами).

Цель — это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. Между тем есть цель учителя и цель ученика. Они специфичны для каждого. А заказ уточняется по типам школ и уровню классов. Учитель в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Он определяет и цель учебного процесса, и содержание учебного материала, и структуру занятия, и методы учебной деятельности. Он сам и организует учебную работу учащихся, создавая для этого благоприятные условия. Таким образам, учитель руководит процессом обучения.

Учащийся — лицо, заинтересованное в учении, проявляет свою активность. В этом смысле и он, и преподаватель стремятся к сотрудничеству. Цель учащегося — овладение учебным материалом, усвоение и присвоение его. Преподаватель имеет иную цель: создать оптимальные, благоприятные условия для учащегося с тем, чтобы он успешно достиг своей цели по овладению знаниями, выработке умений и навыков.

Содержание в процессе обучения имеет несколько функций. Во-первых, это предмет учебной деятельности, в котором сосредоточены научные термины, понятия и другая информация. Во-вторых, для преподавателя и для учащихся — это объект учебной деятельности. Преподаватель его «обрабатывает» и транслирует (передает) учащимся так, чтобы они его усвоили. Для учащегося — это тоже объект, который необходимо переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры. В-третьих, для преподавателя содержание представляет и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Через содержание обучения он воздействует на умы, чувства, нравственную и иную культуру.

Звенья (этапы) процесса обучения

Первое звено включает подготовку к работе. Оно сводится к формированию у учеников позитивной мотивации, содействующей обучению, а порой даже обусловливающей его конечные результаты. С этой целью учитель, опираясь на заранее подготовленный план или конспект урока, знакомит учеников с задачами данного урока или методической единицы, запланированным конечным результатом и планом.

Изложение нового материала составляет второе звено преподносящего хода дидактической работы. Реализации этого звена служит либо устное слово (например, лекция или беседа учителя), либо письменное (например, работа с учебником, использование вспомогательных материалов, энциклопедий, словарей и т. п.).

Главная задача третьего звена — синтез представленного учащимся материала — состоит в показе заключенных в нем ведущих идей, основных фактов, принципиальных положений и т. п. в целях их упорядочения и закрепления.