ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1620
Скачиваний: 18
контуров
.
Есть
глобулярные
карты
—
выпуклые
настенные
карты
больших
размеров
,
где
искажения
значительно
меньше
,
чем
на
обычных
плоскостных
картах
.
Назначение
топографических
карт
и
планов
местности
—
познакомить
школьников
с
подробным
изображением
части
земной
поверхности
и
объяснить
,
как
осуществляется
ге
-
нерализация
при
переходе
к
средним
и
мелкомасштабным
картам
.
Особым
картографическим
пособием
является
глобус
.
Это
модель
Земли
.
На
нем
земная
поверхность
изображается
без
искажений
,
выдерживается
единый
масштаб
.
Он
ис
-
пользуется
наряду
с
картами
,
чтобы
сформировать
правильные
представления
о
форме
и
величине
географических
объектов
.
Глобус
незаменим
при
изучении
формы
Земли
,
ее
суточного
и
годового
движения
(
для
этого
используется
прибор
с
глобусом
—
теллурий
),
при
изучении
географических
координат
,
при
проведении
измерений
расстояний
,
для
определения
географического
положения
объектов
и
ознакомления
с
картографическими
проекциями
.
По
содержанию
глобусы
бывают
физическими
и
политическими
.
По
масштабу
различают
большой
демонстрационный
глобус
(
масштаб
1 : 30
млн
)
и
малые
ученические
глобусы
(
масштабы
1: 50
млн
и
1 : 83
млн
).
Кроме
указанных
учебных
глобусов
есть
так
называемые
индукционные
(
черные
)
глобусы
.
Они
имеют
черную
поверхность
с
градусной
сеткой
,
контурами
материков
.
Служат
для
изучения
географических
координат
.
На
них
можно
писать
мелом
,
указывать
точки
и
определять
их
координаты
.
Имеются
также
проекционные
глобусы
с
градусной
сеткой
,
сделанной
из
проволоки
или
стекла
без
сплошной
поверхности
.
Служат
для
ознакомления
с
картографическими
проекциями
.
Можно
показать
,
как
переносится
градусная
сетка
проектированием
на
цилиндр
,
конус
.
Особенно
полезен
глобус
при
изучении
начального
курса
географии
,
географии
материков
и
стран
.
Одним
из
приемов
работы
с
географической
картой
является
выработка
пространственных
и
масштабных
ориентиров
.
Учащиеся
должны
прочно
усвоить
местоположение
наиболее
важных
объектов
и
желательно
запомнить
их
размеры
.
Такими
масштабными
ориентирами
могут
служить
протяженность
Черного
моря
с
запада
на
восток
(1000
км
),
Каспия
с
севера
на
юг
(1000
км
),
расстояние
Минск
—
Москва
(700
км
),
длина
острова
Сахалина
(1000
м
),
длина
Красного
моря
(2000
км
)
и
др
.
Пространственные
и
масштабные
ориентиры
являются
ориентирами
для
нахождения
других
объектов
,
определения
их
размеров
,
порядка
величины
,
что
дает
возможность
находить
объекты
на
картах
различного
масштаба
,
различной
тематики
.
Основной
вид
работы
с
картами
—
описание
,
характеристика
объектов
.
Описания
по
сложности
различные
.
Вначале
учащиеся
обучаются
делать
описание
какого
-
либо
одного
ком
-
понента
природы
,
хозяйства
(
отдельной
равнины
,
реки
,
озера
,
географического
положения
,
населения
,
отдельной
отрасли
хозяйства
).
Затем
переходят
к
более
сложному
описанию
,
опи
-
санию
природных
условий
определенных
территорий
(
к
примеру
,
физико
-
географическая
характеристика
Сахары
,
Минской
возвышенности
),
к
экономико
-
географическому
описанию
отдельных
стран
(
например
,
экономико
-
географическая
характеристика
Чили
).
Еще
более
сложные
описания
—
характеристика
природы
,
населения
,
хозяйства
страны
и
сравнительное
описание
отдельных
компонентов
природы
,
населения
,
хозяйства
,
природных
условий
,
регионов
,
отдельных
стран
.
Обычно
описание
отдельных
компонентов
делается
по
общегеографической
и
одной
из
тематических
карт
.
Комплексные
описания
(
физико
-
и
экономико
-
географические
)
осуществляются
на
основе
общегеографической
и
тематических
карт
,
используется
прием
наложения
,
сопоставления
карт
.
При
любом
описании
дается
типовой
план
,
инструкций
. '
В
основном
вся
информация
берется
с
карт
.
Вначале
такие
описания
имеют
обучающий
характер
,
выполняются
коллективно
под
руководством
учителя
.
Учащиеся
овладевают
приемом
описания
.
Затем
тренируются
,
выполняя
аналогичные
работы
.
Описания
по
карте
выполняются
самостоятельно
учащимся
знакомой
и
незнакомой
учебной
ситуации
.
Целям
контроля
служат
итоговые
практические
работы
по
карте
.
Важным
приемом
работы
с
картами
является
вычерчивание
картосхем
на
доске
,
что
делается
при
изучении
нового
материала
.
Можно
использовать
трафареты
территорий
.
Объяснение
сопровождается
вычерчиванием
картосхемы
.
Она
должна
быть
простой
,
отображать
главное
,
не
осложняться
деталями
.
Ее
задача
—
донести
основной
учебный
материал
до
сознания
школьника
(
например
,
схема
узла
транспортных
путей
Минска
).
Главное
,
что
картосхема
выполняется
попутно
с
объяснением
,
она
динамична
.
Можно
рекомендовать
переносить
простейшие
картосхемы
в
рабочие
тетради
.
При
проверке
знаний
желательно
,
чтобы
учащиеся
вычерчивали
картосхемы
на
доске
.
Важной
задачей
изучения
географии
является
усвоение
географической
номенклатуры
.
Географии
нет
без
географических
названий
.
Географические
названия
—
это
адреса
,
паспорт
-
ные
данные
объектов
.
Есть
обязательная
номенклатура
(
указанная
в
программе
).
Чтобы
запомнить
географические
названия
и
знать
местоположение
объектов
на
карте
,
нужно
чаще
их
произносить
,
воспроизводить
.
Каждое
новое
название
четко
произносится
,
трудные
для
произношения
названия
записываются
на
доске
и
в
рабочей
тетради
.
Учащиеся
должны
знать
характерные
особенности
объекта
.
На
каждом
уроке
проверяется
знание
карты
.
Рекомендуется
при
изучении
нового
названия
не
заменять
местоимением
,
а
указывать
его
собственное
название
.
Желательно
объяснить
происхождение
географического
названия
.
В
топонимике
часто
отражаются
наиболее
существенные
черты
объектов
(
гора
Мон
-
Блан
— «
белая
гора
»,
река
Енисей
— «
большая
вода
»).
Работа
школьника
с
картой
—
неотъемлемая
часть
каждого
урока
.
Только
так
можно
научить
школьника
читать
карту
.
5.3.
Работа
с
наглядными
пособиями
Наглядность
—
один
из
принципов
обучения
.
Лучше
один
Раз
увидеть
,
чем
100
раз
услышать
.
Учащиеся
получают
правильные
научные
знания
.
Особенно
велико
значение
наглядности
в
младших
и
средних
классах
,
где
мышление
детей
образное
,
конкретное
.
Тем
более
необходима
наглядность
в
географии
,
большинство
объектов
которой
нельзя
увидеть
натуре
.
К
наглядным
средствам
обучения
относятся
учебные
стенные
картины
,
натуральные
,
объемные
,
условные
,
аудиовизуальные
наглядные
пособия
,
графика
на
классной
доске
и
опыты
.
Учебные
стенные
картины
—
это
картины
большого
формата
,
красочные
.
Издаются
отдельными
комплектами
по
курсам
школьной
географии
и
охватывают
их
содержание
.
Комплекты
стенных
картин
и
таблиц
в
советское
время
издавались
по
всем
курсам
географии
.
К
комплекту
стенных
учебных
картин
прилагалась
брошюра
в
виде
«
Объяснительной
записки
»,
в
ней
раскрывалось
,
содержание
картин
и
давались
методические
указания
по
их
использованию
.
Учебные
картины
—
не
копия
реальной
действительности
,
это
обобщенный
образ
территории
,
сделанный
для
учебных
целей
.
Особо
выделены
черты
,
описанные
в
учебном
тек
-
сте
.
Учитель
заблаговременно
изучает
содержание
картин
и
продумывает
методику
работы
с
ними
.
Они
применяются
во
всех
звеньях
процесса
обучения
,
чаще
при
изучении
нового
материала
,
демонстрируются
в
момент
их
использования
.
Вначале
дается
время
для
накопления
зрительных
впечатлений
.
Картины
служат
иллюстрацией
к
рассказу
,
объяснению
учителя
или
являются
самостоятельным
источником
знаний
.
В
последнем
случае
разрабатывается
система
вопросов
и
заданий
по
анализу
содержания
картины
.
Анализ
ведется
от
основного
содержания
к
деталям
,
частностям
.
Можно
организовать
воображаемое
путешествие
по
картинам
.
Использование
картин
как
самостоятельного
источника
знаний
содействует
развитию
познавательных
способностей
учащихся
,
реализации
идеи
развивающего
обучения
.
Картины
применяются
также
при
проверке
,
закреплении
и
обобщении
знаний
.
После
использования
картина
убирается
.
К
другим
географическим
иллюстрациям
относятся
текстовые
рисунки
,
открытки
и
фотографии
,
репродукции
с
картин
художников
,
иллюстрации
из
других
географических
книг
.
Текстовые
рисунки
обычно
иллюстрируют
или
дополняют
текст
определенного
параграфа
и
делают
его
понятным
.
Они
используются
при
изучении
нового
материала
или
его
закреплении
.
Проводится
фронтальная
работа
по
анализу
текстовых
рисунков
.
Можно
изложение
нового
материала
организовать
на
основе
анализа
текстового
рисунка
и
соответствующего
текста
.
Фотографии
и
открытки
-
иллюстрации
небольшого
формата
должны
соответствовать
темам
школьной
географии
.
Используются
как
раздаточный
материал
или
демонстрируются
через
световую
аппаратуру
.
Из
открыток
и
фотографий
можно
изготовить
фотомонтаж
(
например
,
фотомонтаж
«
Беловежская
пуща
»).
Обычно
в
центре
дается
картосхема
и
подбираются
открытки
,
фотографии
наиболее
примечательных
объектов
территории
.
Они
приклеиваются
на
лист
ватмана
.
На
фотомонтаже
может
быть
словесная
характеристика
территории
,
числовые
показатели
,
графики
,
диаграммы
.
Фотомонтажи
изготавливаются
самостоятельно
учениками
под
руководством
учителя
.
Их
изготовление
углубляет
и
расширяет
знания
школьника
.
Из
фотографий
и
открыток
можно
делать
стенды
по
определенным
темам
.
К
натуральным
наглядным
пособиям
относятся
предметы
,
взятые
из
окружающей
среды
.
Это
различные
коллекции
горных
пород
,
минералов
,
полезных
ископаемых
,
сырья
,
полуфабрикатов
,
готовой
продукции
.
Обычно
надо
иметь
демонстрационный
образец
,
более
крупный
.
Он
демонстрируется
по
ходу
объяснения
.
Образцы
можно
использовать
как
раздаточный
материал
.
Обязательно
соблюдение
техники
безопасности
.
К
натуральным
пособиям
относятся
и
различные
гербарии
.
Специально
для
школьников
изданы
гербарии
типовых
растений
для
каждой
природной
зоны
,
гербарии
культурных
расте
-
ний
.
В
гербарии
есть
лишь
отдельные
части
растений
.
Поэтому
демонстрация
гербарного
образца
должна
сопровождаться
рисунком
целого
растения
.
Используются
в
качестве
натураль
-
ных
пособий
и
почвенные
монолиты
,
обычно
своей
местности
.
Они
необходимы
при
изучении
почв
,
их
состава
,
строения
.
Из
коллекций
по
определенным
темам
можно
изготавливать
тематические
коллекционные
монтажи
(«
Лес
и
продукты
лесопереработки
», «
Зерновые
культуры
», «
Торф
и
продукты
переработки
», «
Получение
ткани
»).
В
центре
такого
монтажа
—
картосхема
,
по
краям
—
коллекционные
образцы
по
определенной
теме
или
образцы
сырья
,
полуфабрикатов
и
готовой
продукции
.
Могут
быть
графики
,
диаграммы
,
количественные
показатели
.
Обычно
такие
монтажи
изготавливаются
по
экономической
географии
.
При
экскурсиях
на
промышленные
предприятия
желательно
получить
образцы
сырья
,
полуфабрикатов
,
готовой
продукции
,
оформить
их
в
виде
монтажа
или
стенда
.
Объемные
наглядные
пособия
(
модели
)
в
схематичном
виде
,
в
трехмерном
изображении
воспроизводят
географические
объекты
.
Из
объемных
наглядных
пособий
наиболее
широко
представлены
в
школьной
географии
модели
форм
рельефа
(
горного
хребта
,
вулкана
,
речной
долины
,
речных
бассейнов
береговой
линии
с
островами
).
Модели
форм
рельефа
называются
макетами
.
Существуют
различные
виды
моделей
:
статичные
,
модели
с
подвижными
частями
,
разборные
модели
,
действующие
(
динамичные
)
модели
(
вулкана
,
артезианского
колодца
),
блок
-
диаграммы
(
модели
,
отражающие
не
только
внешний
вид
,
но
и
внутреннее
строение
объектов
),
ландшафтные
модели
.
К
моделям
относятся
также
рельефные
карты
и
глобус
.
Многие
модели
могут
быть
изготовлены
самостоятельно
учениками
из
пластилина
или
влажного
песка
.
При
создании
моделей
нужно
правильно
выбрать
соотношение
горизонтального
и
вертикального
масштабов
.
Модели
дают
весьма
упрощенные
,
приблизительные
представления
об
объектах
.
Желательно
дополнять
их
другой
наглядностью
.
Модели
используются
во
время
изучения
нового
материала
,
демонстрируются
с
возвышения
так
,
чтобы
были
видны
всему
классу
.
Особенно
важно
использование
моделей
при
первоначальном
ознакомлении
с
географическими
объектами
и
явлениями
.
К
условным
наглядным
пособиям
относятся
схематичные
рисунки
,
схемы
,
графическое
выражение
количественных
показателей
(
графики
,
диаграммы
),
схематичные
разрезы
,
профили
.
Этот
вид
наглядности
не
отражает
внешний
вид
объектов
,
а
иллюстрирует
наиболее
существенные
черты
,
связи
,
отношения
,
динамику
,
развитие
объектов
,
соотношение
частей
в
целом
.
Все
это
дается
в
обобщенном
,
абстрагированном
виде
.
Обычно
на
условных
наглядных
пособиях
изображены
такие
явления
,
которые
непосредственно
в
реальности
невозможно
воспринять
органами
чувств
(
например
,
схемы
производственных
связей
,
диаграммы
занятости
населения
,
графики
роста
производства
).
Наибольшее
применение
условная
наглядность
находит
при
изучении
вопросов
социально
-
экономической
географии
.
Задача
такой
наглядности
—
донести
до
сознания
школьников
сложный
и
трудный
учебный
материал
,
сделать
его
понятным
и
доступным
.
Схемы
,
трафики
,
диаграммы
отражают
основное
,
главное
в
объектах
и
явлениях
,
выражают
их
сущность
.
Сложные
условные
наглядные
пособия
не
рекомендуется
использовать
в
обучении
.
Условная
наглядность
часто
изготавливается
школьниками
под
руководством
учителя
в
виде
демонстрационных
пособий
на
большом
листе
ватмана
.
При
изготовлении
таких
пособий
пользуются
общепринятыми
условными
обозначениями
(
например
,
при
вычерчивании
профиля
рельефа
горные
породы
изображают
общепринятыми
условными
знаками
).
Условную
наглядность
можно
вычерчивать
на
классной
доске
процессе
объяснения
или
демонстрировать
самодельные
транспаранты
через
кодоскоп
.
Аудиовизуальные
наглядные
пособия
(
экранные
,
световые
) —
это
самая
современная
наглядность
,
весьма
оперативная
.
К
ним
относятся
:
диапозитивы
или
слайды
,
диафильмы
,
транспаранты
для
графопроектора
(
кодоскопа
),
учебное
кино
,
телевидение
.
С
их
помощью
можно
продемонстрировать
такие
процессы
и
явления
,
которые
в
реальности
наблюдать
очень
трудно
или
невозможно
.
Можно
показать
процессы
в
замедленном
или
ускоренном
виде
.
Один
из
главных
недостатков
,
за
исключением
использования
кодоскопа
и
телевизора
,
заключается
в
том
,
что
необходимо
затемнение
классного
помещения
,
поэтому
отсутствует
надлежащий
контроль
за
учащимися
.
ТСО
делятся
на
группы
:
1)
статические
—
показывают
объекты
в
статичном
состоянии
(
диапозитивы
,
диафильмы
,
транспаранты
для
кодоскопа
);
2)
динамические
звуковые
—
показывают
объекты
в
динамике
и
звуковом
сопровождении
(
учебное
кино
и
телевидение
).
Работа
со
статическими
ТСО
аналогична
методике
работы
со
стенными
учебными
картинами
.
Диапозитивы
(
слайды
)
издаются
комплектами
по
определенным
темам
школьной
географии
.
Диапозитивы
удобны
для
хранения
и
использования
.
Используются
перед
изучением
новой
темы
для
накопления
зрительных
впечатлений
,
во
время
ее
изучения
(
анализируется
каждый
кадр
по
вопросам
)
и
закрепления
.
Демонстрация
их
оживляет
урок
,
активизирует
школьников
,
вносит
разнообразие
.
Диафильмы
состоят
из
отдельных
кадров
по
определенной
теме
на
общей
пленке
.
Здесь
нельзя
избежать
показа
всех
кадров
(
некоторые
из
них
не
соответствуют
теме
урока
) —
в
этом
их
неудобство
.
Каждый
кадр
сопровождается
субтитром
—
кратким
комментарием
или
вопросами
и
заданиями
.
При
демонстрации
максимальное
внимание
уделяется
анализу
кадров
,
непосредственно
связанных
с
темой
урока
.
По
содержанию
диафильмы
делятся
на
фрагментарные
и
целостные
.
Фрагментарные
посвящаются
узким
вопросам
,
в
них
немного
кадров
;
можно
использовать
в
любой
части
уро
-
ка
,
демонстрация
не
занимает
много
времени
.
Целостные
диафильмы
охватывают
более
широкие
темы
,
состоят
из
30-
зч
кадров
;
их
демонстрация
занимает
много
времени
.
С
помощью
транспарантов
для
кодоскопа
проектируется
на
экран
графическая
наглядность
—
схемы
,
схематичные
рисунки
,
профили
,
таблицы
,
графики
,
диаграммы
.
Учитель
стоит
перед
классом
,
кадры
проектируются
на
экран
.
Затемнение
помещения
не
требуется
.
Транспаранты
могут
быть
фабричного
изготовления
и
самодельные
(
графика
наносится
на
пленку
)
Обычно
используются
транспаранты
при
изучении
нового
материала
.
Они
могут
накладываться
друг
на
друга
.
В
результате
такого
наложения
показывается
динамика
процесса
(
например
круговорот
воды
).
С
помощью
кодоскопа
можно
быстро
и
аккуратно
сделать
на
доске
контур
определенной
территории
.
Для
этого
сначала
делается
контур
на
пленке
,
во
время
демонстрации
контур
обводится
на
доске
,
а
затем
вычерчивается
простейшая
картосхема
.
Важнейшим
из
динамических
звуковых
экранных
пособий
является
учебное
кино
.
Учебное
кино
—
наиболее
значимое
наглядное
средство
обучения
.
Можно
показать
любой
объект
,
территорию
,
процесс
.
Процессы
воспроизводятся
в
динамике
.
Изображение
дается
то
в
общем
виде
,
то
с
выделением
главного
.
По
содержанию
различают
целостные
и
фрагментарные
учебные
кинофильмы
.
В
целостном
фильме
2—3
части
,
продолжительность
демонстрации
20—30
мин
.
С
их
помощью
можно
раскрыть
достаточно
объемную
тему
.
Они
рассчитаны
на
весь
урок
.
Длительная
демонстрация
утомляет
учащихся
,
у
них
снижается
внимание
.
Перед
демонстрацией
кинофильма
—
вступительное
слово
учителя
.
Он
нацеливает
на
восприятие
фильма
и
ставит
вопросы
по
его
содержанию
.
При
демонстрации
фильма
учитель
фиксирует
внимание
на
основных
положениях
,
кратко
комментирует
отдельные
кадры
между
дикторской
речью
.
После
просмотра
фильма
проводится
заключительная
беседа
:
анализируется
содержание
фильма
по
ранее
поставленным
вопросам
,
делаются
выводы
.
Целостные
фильмы
демонстрируются
перед
изучением
темы
для
накопления
зрительных
впечатлений
,
во
время
изучения
материала
в
качестве
источника
новых
знаний
или
после
изучения
темы
для
ее
закрепления
.
Чаще
всего
целостные
кинофильмы
демонстрируются
после
изучения
новой
темы
.
Фрагментарные
фильмы
наиболее
популярны
среди
учители
.
Они
посвящаются
узким
темам
.
Показ
занимает
3—5
мин
,
можно
включать
в
любую
часть
и
тип
урока
.
Используются
для
иллюстрации
объяснения
и
как
источник
знания
для
учащихся
.
По
просмотренным
фильмам
кроме
ответов
на
вопросы
можно
составить
простые
и
развернутые
планы
,
таблицы
.
Учащимся
предлагается
составить
сценарий
фильма
,
прорецен
-
зировать
учебный
фильм
,
написать
аннотацию
.
С
помощью
учебных
телепередач
учащиеся
узнают
новейшие
достижения
науки
,
важнейшие
текущие
события
в
мире
и
стране
.
Учитель
преждевременно
знакомится
с
содержанием
телепередачи
.
Обычно
тематика
учебных
телепередач
с
указанием
сроков
и
времени
публикуется
в
периодической
педагогической
печати
.
Различают
телевставки
(
продолжительностью
12—18
мин
)
и
телеуроки
(
до
35
мин
).
Телевставка
используется
как
часть
,
фрагмент
урока
.
Телеурок
рассчитан
на
продолжительное
время
,
его
ведет
ведущий
телепередачи
.
Он
готовит
и
проводит
объяснение
.
Но
у
него
нет
обратной
связи
.
Поэтому
контроль
за
восприятием
телепередачи
осуществляет
учитель
.
Он
корректирует
работу
ведущего
,
готовит
вступительное
слово
перед
телепередачей
,
комментирует
кадры
,
подводит
итоги
.
Работа
с
любым
видом
наглядности
предполагает
организацию
восприятия
учащимися
наглядного
пособия
.
Для
этого
сообщаются
вопросы
или
планы
наблюдений
.
Наглядные
по
-
собия
—
не
только
иллюстрация
,
но
и
самостоятельный
источник
знаний
.
Обязательно
сочетание
работы
с
географической
картой
.
Любое
наглядное
пособие
используется
разумно
,
с
чувством
меры
.
В
качестве
наглядности
используется
и
графика
на
классной
доске
.
Вычерчиваются
не
только
,
картосхемы
,
но
и
различные
рисунки
,
схемы
,
чертежи
.
Учитель
обязан
уметь
рисовать
мелом
.
Это
особенно
важно
сейчас
,
когда
новых
наглядных
пособий
издается
немного
.
Графика
облегчает
понимание
,
содействует
запоминанию
,
пробуждает
интерес
.
Учащиеся
переносят
рисунки
в
тетради
.
При
этом
участвуют
в
усвоении
знаний
различные
виды
памяти
(
слуховая
,
зрительная
,
моторная
).
Учащиеся
учатся
графически
выражать
свои
мысли
.
Рисунок
на
доске
можно
использовать
при
изучении
нового
материала
,
для
его
закрепления
,
при
проверке
знаний
.
С
помощью
рисунка
показываются
форма
и
размеры
объектов
и
явлений
,
их
внутреннее
строение
,
связи
и
взаимосвязи
,
динамика
и
развитие
процессов
.
Любой
учебный
материал
можно
выразить
графически
.
Если
это
происходит
в
процессе
изучения
темы
,
то
это
называется
синхронным
моделированием
.
Графика
на
доске
должна
быть
упрощенной
,
несложной
,
отражать
основное
.
Рисунок
можно
сопровождать
цифровыми
показателями
.
Он
должен
быть
выполнен
графически
правильно
.
Нельзя
злоупотреблять
графикой
.
Не
следует
выражать
графически
тот
материал
,
который
и
так
понятен
,
перерисовывать
из
учебника
.
Как
указывалось
ранее
,
к
наглядным
средствам
обучения
относится
и
демонстрация
опытов
.
Опыты
в
изучении
географии
в
отличие
от
физики
,
химии
занимают
незначительное
место
,
используются
в
основном
при
изучении
физической
географии
.
Можно
показать
водопроницаемость
горных
пород
,
процессы
осадконакопления
,
разрушительную
деятельность
водных
потоков
,
физическое
выветривание
,,
движение
воздуха
,
наличие
в
нем
водяных
паров
,
состав
почвы
и
т
.
д
.
Это
опыты
физического
и
биологического
содержания
.
Учитель
за
-
благовременно
подготавливает
опыт
,
затем
он
проводится
в
классе
на
демонстрационном
столе
.
При
этом
соблюдается
техника
безопасности
.
5.4.
Работа
со
статистическим
материалом
Работа
с
цифровым
материалом
занимает
значительное
место
в
изучении
географии
.
Особенно
важны
цифровые
показатели
при
изучении
тем
социально
-
экономической
географии
.
Каждый
объект
характеризуется
не
только
качеством
,
но
и
количеством
.
Количественные
показатели
придают
объекту
,
явлению
определенность
.
Без
цифр
такие
понятия
,
как
глубокое
озеро
,
большой
город
,
длинная
река
и
подобное
,
звучат
неопределенно
.
Величина
объекта
дает
возможность
оценить
его
значимость
,
важность
,
сравнить
с
другими
объектами
.
Цифра
делает
изложение
многих
положений
доказательным
,
аргументированным
.
Без
цифр
объекты
и
явления
потеряют
свою
определенность
и
научность
.
Задача
учителя
по
работе
с
цифровым
материалом
—
научить
понимать
язык
цифр
,
оперировать
цифрами
,
приводить
цифры
для
доказательства
,
аргументации
,
использовать
их
в
качестве
иллюстрации
определенных
положений
.
Не
все
цифры
подлежат
запоминанию
,
а
лишь
основные
,
главные
цифровые
показатели
.
Но
с
любым
показателем
должна
проводиться
определенная
работа
.
Нужно
научить
школьника
понимать
цифровые
показатели
,
объяснить
,
каким
образом
они
получаются
,
научить
выбирать
нужные
показатели
,
сопоставить
цифры
,
делать
выводы
,
обобщения
,
формировать
теоретические
знания
в
результате
анализа
цифр
.
При
работе
с
цифровыми
показателями
обращается
внимание
на
единицы
измерения
.