ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1616
Скачиваний: 18
4.
ПРОЦЕСС
ОБУЧЕНИЯ
ГЕОГРАФИИ
4.1.
Принципы
и
компоненты
процесса
обучения
Процесс
обучения
—
совокупность
последовательных
взаимосвязанных
действий
учителя
и
учащихся
,
направленных
на
усвоение
системы
знаний
,
умений
,
решение
задач
воспитания
и
развития
.
Процесс
обучения
предполагает
педагогическую
деятельность
учителя
и
познавательную
деятельность
учащегося
.
Познавательная
деятельность
учащихся
—
усвоение
ими
географических
знаний
и
умений
,
развитие
их
умственных
способностей
,
познавательных
интересов
.
Одновременно
осуществляется
формирование
научного
мировоззрения
школьников
,
их
нравственных
качеств
.
Все
это
обеспечивается
организацией
и
направленной
деятельностью
учителя
.
Учащиеся
в
процессе
обучения
проходят
путь
от
восприятия
к
абстрактному
мышлению
и
от
него
к
практике
.
Процесс
усвоения
знаний
идет
в
двух
направлениях
:
объем
знаний
постоянно
растет
и
одновременно
углубляются
ранее
усвоенные
знания
.
Поэтому
на
разных
этапах
обучения
зна
-
ния
находятся
на
различных
стадиях
формирования
,
как
по
объему
,
так
и
по
степени
усвоения
.
При
организации
процесса
обучения
учитель
должен
руководствоваться
нормативными
положениями
,
которые
называются
дидактическими
принципами
.
К
числу
ведущих
дидак
-
тических
принципов
относятся
следующие
.
1.
Принцип
воспитания
и
всестороннего
развития
личности
школьника
.
Задача
обучения
—
дать
не
только
прочные
знания
,
но
и
содействовать
всестороннему
развитию
личности
,
воспитанию
нравственных
качеств
школьника
.
2.
Принцип
научности
и
посильной
трудности
.
Этот
принцип
требует
,
чтобы
учебный
материал
излагался
с
научных
позиций
,
чтобы
было
научное
объяснение
фактов
,
понятий
,
при
-
чинно
-
следственных
связей
,
закономерностей
.
С
другой
стороны
,
учебный
материал
должен
быть
посильным
для
восприятия
и
осмысления
,
соответствовать
возрастным
особенностям
детей
,
их
подготовке
и
уровню
развития
.
3.
Принцип
сознательности
и
творческой
активности
,
учащихся
при
руководящей
роли
учителя
.
Учитель
так
должен
организовать
процесс
обучения
,
чтобы
учащиеся
были
активными
участниками
процесса
,
работали
с
различными
источниками
знаний
,
чтобы
формируемые
знания
были
хорошо
усвоены
и
учащиеся
понимали
главное
в
учебном
материале
.
4.
Принцип
связи
обучения
с
реальной
жизнью
,
практикой
.
Этой
цели
служит
использование
краеведческих
материалов
,
материалов
периодической
печати
,
жизненного
опыта
учащихся
.
Нужно
показать
практическую
значимость
получаемых
знаний
,
возможность
их
использования
на
практике
.
Обучение
не
должно
быть
оторвано
от
реальной
жизни
.
5.
Принцип
коллективного
характера
обучения
и
учета
индивидуальных
особенностей
учащихся
.
В
нашей
школе
классно
-
урочная
система
обучения
.
Обучение
ведется
с
определен
-
ным
составом
класса
в
соответствии
с
расписанием
.
Оно
имеет
коллективный
характер
.
При
этом
требуется
учитывать
индивидуальные
особенности
учащихся
при
изложении
нового
ма
-
териала
,
проверке
знаний
,
выполнении
практических
и
самостоятельных
работ
.
6.
Принцип
наглядности
и
развитие
теоретического
мышления
.
Обучение
должно
быть
наглядным
.
Наглядность
обеспечивает
прочность
,
сознательность
,
глубину
знаний
,
дает
воз
-
можность
сформировать
правильные
научные
представления
и
понятия
.
Вместе
с
тем
обучение
должно
содействовать
умственному
развитию
школьников
.
7.
Принцип
систематичности
.
Необходимо
планомерное
,
последовательное
,
регулярное
обучение
.
Новые
знания
формируются
на
основе
предшествующих
и
получают
развитие
от
курса
к
курсу
школьной
географии
'.
8.
Принцип
положительного
эмоционального
фона
обучения
.
Обучение
должно
приносить
удовлетворение
школьникам
,
вызывать
у
них
положительные
эмоции
,
интерес
к
географии
как
учебному
предмету
.
Поэтому
учитель
стремится
активизировать
учебный
процесс
,
вовлекать
в
него
весь
класс
,
поощрять
учащихся
.
9.
Принцип
оптимизации
учебного
процесса
.
Каждый
урок
в
соответствии
с
дидактическими
целями
тщательно
продумывается
от
начала
до
конца
,
четко
организуется
.
При
подготовке
к
уроку
учитель
определяет
необходимые
дидактические
материалы
,
методы
и
средства
обучения
,
а
во
время
урока
рационально
организует
учебно
-
познавательную
деятельность
школьника
.
Эффективность
урока
определяется
по
его
конечным
елям
.
Если
учитель
добился
поставленных
целей
,
урок
продуктивен
,
учащиеся
овладели
новыми
знаниями
или
умениями
,
получили
дальнейшее
развитие
и
приобрели
определенные
нравственные
качества
.
Указанные
дидактические
принципы
используются
для
наиболее
эффективной
организации
и
осуществления
учебно
-
воспитательного
процесса
.
Специфическим
является
краеведческий
принцип
преподавания
географии
.
Он
означает
изучение
школьниками
природы
населения
,
хозяйства
своей
местности
,
края
и
использование
краеведческих
знаний
для
систематического
изучения
географии
как
учебного
предмета
.
Школьное
географическое
краеведение
имеет
большое
образовательное
и
воспитательное
значение
.
Оно
помогает
осуществлять
связь
обучения
с
жизнью
,
формировать
эмпирические
и
теоретические
знания
путем
изучения
местных
географических
объектов
.
Занятие
краеведением
содействует
выработке
практических
умений
и
навыков
,
развивает
наблюдательность
,
знакомит
с
методами
научного
познания
,
дает
возможность
осуществлять
на
практике
такие
дидактические
принципы
,
как
от
близкого
к
далекому
,
от
знакомого
к
незна
-
комому
,
реализовать
на
практике
наглядность
обучения
,
так
как
реальная
действительность
—
высшая
степень
наглядности
.
Занятия
краеведением
создают
условия
для
разумного
отдыха
детей
,
содействуют
воспитанию
патриотизма
.
При
изучении
географии
своего
края
учащиеся
знакомятся
с
трудовой
деятельностью
,
жизнью
населения
,
с
разнообразными
профессиями
,
что
дает
возможность
осуществлять
профориентационную
работу
.
Своя
местность
,
край
изучаются
во
всех
курсах
школьной
географии
.
Краеведческие
знания
должны
пополняться
,
обогащаться
,
углубляться
в
соответствии
с
возрастом
учащихся
и
задачами
отдельных
курсов
географии
.
Изучение
отдаленных
географических
объектов
и
явлений
осуществляется
путем
их
восприятия
сквозь
«
призму
»
своего
края
.
Краеведческий
ма
-
териал
—
это
база
для
сравнения
отдаленных
географических
объектов
.
Сравнение
со
своим
краем
напоминает
«
масштабную
линейку
».
Своя
местность
,
край
изучаются
разнообразными
методами
.
Проводятся
постоянные
и
временные
наблюдения
за
местными
объектами
.
Организуются
программные
и
внепрограммные
экскурсии
,
туристические
походы
,
изучается
краеведческая
литература
,
местная
периодическая
печать
,
проводятся
беседы
со
старожилами
,
собираются
данные
различных
организаций
органов
власти
и
управления
.
Собранный
материал
обрабатывается
,
обобщается
,
систематизируется
,
может
быть
оформлен
в
виде
стендов
,
витрин
,
альбомов
.
В
географическом
кабинете
могут
быть
созданы
краеведческие
уголки
,
в
школе
—
краеведческие
музеи
.
Компонентами
процесса
обучения
являются
содержание
,
средства
обучения
,
учитель
и
ученик
.
В
результате
взаимодействия
этих
компонентов
и
осуществляется
процесс
обучения
,
получение
новых
знаний
,
воспитание
и
развитие
.
Содержание
географии
определяется
учебной
программой
и
раскрывается
в
учебниках
.
Однако
специфика
содержания
школьной
географии
в
том
,
что
учителю
нельзя
ограничиваться
лишь
учебником
.
Желательно
использовать
дополнительный
материал
для
связи
обучения
с
жизнью
,
конкретизации
теоретических
знаний
,
усиления
воспитательного
воздействия
(
краеведческие
материалы
,
сведения
из
периодической
печати
,
радио
,
телевидения
,
географической
хрестоматии
и
т
.
д
.).
Специфика
географии
еще
и
в
том
,
что
большинство
изучаемых
объектов
и
явлений
—
это
конкретные
объекты
и
явления
.
Их
можно
изображать
в
виде
моделей
,
наглядных
пособий
,
некоторые
увидеть
в
натуре
,
что
способствует
сознательному
усвоению
географических
знаний
.
Почти
за
всеми
географическими
знаниями
мыслится
реальная
географическая
действительность
.
Содержание
географии
определяет
характер
педагогической
деятельности
учителя
и
познавательной
деятельности
учащегося
.
Средства
обучения
—
это
источники
информации
,
включенные
в
учебный
процесс
с
целью
решения
задач
обучения
,
воспитания
и
развития
.
К
ним
относятся
наглядные
пособия
,
различные
источники
знаний
.
Средства
обучения
необходимы
для
обеспечения
наглядности
в
ходе
усвоения
знаний
.
Они
дают
возможность
сформировать
подлинно
научные
знания
о
при
-
роде
и
обществе
.
Использование
наглядности
особенно
важно
потому
,
что
в
большинстве
случаев
при
изучении
географии
учащиеся
встречаются
с
объектами
и
явлениями
,
недоступны
-
ми
для
непосредственного
восприятия
.
В
реальных
объектах
нередко
трудно
различимы
некоторые
существенные
признаки
.
Для
выделения
этих
черт
используются
рисунки
,
схемы
.
Средства
обучения
обеспечивают
и
операционную
деятель
школьника
.
Это
один
из
источников
географических
знаний
.
Учитель
организует
работу
с
ними
.
В
результате
ученики
обретают
новые
знания
и
закрепляют
,
ранее
усвоенный
материал
развиваются
их
мышление
и
познавательные
способности
.
Для
рационального
использования
средств
обучения
необходимо
знать
их
классификацию
.
В
основу
типологии
средств
обучения
положен
способ
изображения
географических
объектов
и
явлений
,
способ
выражения
географической
действительности
.
Выделяют
четыре
группы
средств
обучения
.
1.
Натуральные
объекты
.
Они
могут
быть
представлены
в
условиях
класса
(
гербарии
,
коллекции
,
почвенные
монолиты
)
и
в
естественной
среде
(
местные
географические
объекты
и
явления
).
В
естественной
среде
натуральные
объекты
изучаются
на
экскурсиях
или
путем
организации
эпизодических
или
систематических
наблюдений
за
местными
объектами
.
Средства
обучения
этой
группы
служат
формированию
представлений
об
изучаемых
объектах
,
их
свойствах
.
2.
Изображение
натуральных
географических
объектов
и
явлений
.
Оно
может
быть
плоскостным
и
объемным
.
К
плоскостному
относят
стенные
учебные
картины
,
рисунки
,
портреты
,
диапозитивы
,
диафильмы
,
кинофильмы
,
учебное
телевидение
.
К
объемному
изображению
относят
макеты
,
модели
,
рельефные
карты
,
глобус
.
Эти
средства
способствуют
образованию
конкретных
представлений
и
различных
понятий
.
3.
Описание
и
изображение
предметов
и
явлений
условными
средствами
(
словами
,
знаками
,
цифрами
).
К
ним
относят
вербальные
пособия
(
учебники
,
справочники
,
текстовые
таб
-
лицы
),
различного
вида
учебные
карты
,
разнообразные
схемы
,
графики
,
диаграммы
,
таблицы
.
Указанные
средства
обучения
используют
для
формирования
теоретических
знаний
.
4.
Приборы
и
инструменты
для
проведения
измерительных
работ
на
местности
,
метеоприборы
,
приборы
для
картометрических
работ
,
для
воспроизведения
движения
Земли
.
Их
назначение
—
познакомить
учащихся
с
устройством
приборов
и
инструментов
,
научить
пользоваться
ими
.
При
изучении
учебного
материала
необходимо
сочетание
определенных
компонентов
средств
обучения
,
так
как
каждый
из
них
по
-
своему
отражает
реальную
действительность
и
ее
объекты
.
Особенно
важно
использование
комплекса
средств
лучения
при
первоначальном
ознакомлении
с
новыми
объектами
.
В
дальнейшем
наглядные
пособия
можно
заменить
сло
-
весными
описаниями
.
Эффективность
процесса
обучения
находится
в
прямой
зависимости
от
взаимодействия
таких
его
компонентов
,
как
учитель
и
ученики
.
Функция
учителя
—
организовать
учебно
-
вос
-
питательную
работу
,
активизировать
деятельность
учащихся
,
осуществлять
контроль
за
ходом
обучения
.
Учитель
планирует
учебную
работу
с
учетом
требований
программы
,
отбирает
учебный
материал
,
структурирует
его
,
выделяет
основной
и
вспомогательный
,
определяет
методы
,
средства
,
приемы
обучения
,
реализует
межпредметные
связи
.
В
обучении
географии
важную
роль
играет
способность
учителя
четко
,
логично
объяснить
изучаемое
явление
,
раскрыть
причинно
-
следственные
связи
и
зависимости
,
образно
и
эмоционально
излагать
материал
,
содержащий
географические
факты
и
описания
.
Важное
значение
имеет
знание
учителем
географии
своего
края
.
Это
дает
возможность
постоянно
связывать
учебный
материал
с
реальной
действительностью
,
жизнью
.
Учитель
обязан
изучать
индивидуальные
особенности
детей
,
уровень
их
подготовки
.
От
учащегося
как
компонента
процесса
обучения
зависит
подход
учителя
к
организации
процесса
обучения
,
отбор
средств
,
методов
,
приемов
.
Учащийся
должен
быть
активным
участником
учебно
-
воспитательного
процесса
.
4.2.
Структура
процесса
обучения
Процесс
обучения
включает
следующие
звенья
:
постановка
цели
и
принятие
ее
учащимися
;
изучение
нового
материала
;
закрепление
и
применение
знаний
;
обобщение
и
систематизация
знаний
;
контроль
за
результатами
в
каждом
структурном
звене
,
проверка
и
оценка
знаний
.
Постановка
цели
и
принятие
ее
учащимися
.
Это
вводное
слово
учителя
.
Его
назначение
—
пробудить
интерес
и
вызвать
соответствующий
настрой
на
работу
.
Постановка
целей
осуществляется
перед
изучением
нового
курса
.
Учитель
знакомит
с
содержанием
нового
курса
,
объясняет
,
показывает
,
какие
знания
будут
получены
,
какие
умения
и
навыки
приобретут
учащиеся
.
Указывает
,
какое
место
курс
занимает
в
системе
школьной
географии
.
Знакомит
с
учебником
,
атласом
,
показывает
практическую
значимость
знаний
,
полученных
в
результат
учения
.
Раскрытие
содержания
курса
должно
быть
интересам
содержательным
,
с
использованием
разнообразного
иллюстративного
материала
.
Постановка
цели
осуществляется
и
перед
изучением
новой
темы
(
раздела
).
Показывается
,
какое
место
занимает
тема
в
структуре
курса
,
выявляется
,
почему
она
изучается
сейчас
.
Нужно
выяснить
,
какие
знания
по
теме
имеют
учащиеся
из
предшествующего
обучения
,
показать
,
какие
знания
они
получат
и
какова
их
практическая
значимость
.
Задача
учителя
—
заинтересовать
школьника
новой
темой
.
Цели
ставятся
и
на
каждом
конкретном
уроке
.
Учитель
указывает
,
что
предстоит
школьнику
сделать
и
каков
будет
конечный
результат
,
какие
знания
приобретут
,
какие
приемы
учебной
работы
усвоят
.
Учитель
обязан
проконтролировать
,
как
учащиеся
восприняли
постановку
цели
,
правильно
ли
ее
поняли
.
Цель
ставится
для
того
,
чтобы
учащиеся
сознательно
подходили
к
последующей
деятельности
,
знали
,
для
чего
будут
выполнять
ту
или
иную
работу
.
Изучение
нового
материала
.
Это
весьма
важная
часть
учебного
процесса
.
Именно
во
время
изучения
учебного
материала
учащиеся
получают
новые
знания
,
усваивают
новые
приемы
работы
,
именно
на
этом
этапе
обучения
происходят
качественные
изменения
в
знаниях
учащихся
,
складываются
убеждения
,
отношения
к
изучаемому
предмету
,
осуществляется
процесс
воспитания
.
Учитель
должен
создать
такие
условия
,
при
которых
у
учащихся
возникает
потребность
в
новых
знаниях
.
Необходимо
,
чтобы
учащиеся
испытывали
удовлетворение
от
обучения
.
Подлежащий
изучению
учебный
материал
тщательно
анализируется
и
осмысливается
учителем
.
Он
разделяет
его
на
смысловые
части
,
определяет
в
каждой
части
основной
и
вспо
-
могательный
учебный
материал
,
выявляет
важные
понятия
,
главные
причинно
-
следственные
связи
,
ведущие
закономерности
,
основные
факты
.
Затем
учитель
организовывает
первона
-
чальное
восприятие
нового
материала
и
его
логическое
осмысление
.
Наиболее
трудный
учебный
материал
учитель
объясняет
сам
или
организует
учебно
-
познавательную
деятельность
школьников
по
каждой
смысловой
части
,
используя
различные
источники
географической
информации
.
Он
разрабатывает
систему
вопросов
и
заданий
по
анализу
источников
инфор
-
мации
.
В
результате
такого
анализа
учащиеся
приобретают
новые
знания
.
Основной
формой
такой
работы
является
эвристическая
,
разъяснительная
беседа
.
Изучается
весь
учебный
материал
,
так
как
вспомогательный
материал
используется
для
понимания
главного
материала
.
Запоминанию
и
воспроизведению
подлежит
основной
учебный
материал
.
Во
время
изучения
нового
материала
особенно
важна
активизация
учебно
-
познавательной
деятельности
учащихся
—
мобилизация
сил
учащихся
на
изучение
основного
материала
.
Для
активизации
учебно
-
познавательной
деятельности
большое
значение
имеет
использование
жизненного
опыта
учащихся
,
их
предшествующей
подготовки
по
географии
и
другим
предметам
,
связь
изучаемого
материала
с
жизнью
,
постановка
проблемных
вопросов
и
заданий
,
работа
с
различными
источниками
знаний
(
особенно
с
наглядными
пособиями
,
с
географической
картой
).
Закрепление
и
применение
знаний
.
При
изучении
объемного
,
сложного
материала
на
уроке
закрепление
можно
вести
по
крупным
смысловым
частям
после
изучения
каждой
части
.
Для
этого
ставятся
вопросы
и
даются
задания
по
только
что
изученному
материалу
.
Обычно
закрепление
ведется
после
изучения
новой
темы
.
В
этом
случае
можно
поставить
узловые
вопросы
и
проверить
,
как
учащиеся
усвоили
новый
материал
.
Закреплением
новых
знаний
является
их
применение
для
решения
учебных
задач
.
Учащиеся
оперируют
полученными
зна
-
ниями
,
получают
новые
знания
,
усваивают
приемы
учебной
работы
.
Формой
закрепления
является
применение
приобретенных
знаний
при
изучении
новых
тем
,
особенно
при
изучении
однородных
объектов
,
когда
они
сравниваются
с
ранее
изученными
.
В
результате
сравнения
устанавливаются
черты
сходства
и
различия
,
их
причины
.
Закрепляются
ранее
полученные
знания
при
систематическом
повторении
.
Воспроизведению
подлежит
основной
учебный
материал
.
Без
регулярного
повторения
нельзя
приобрести
глубоких
и
прочных
знаний
.
Обобщение
и
систематизация
знаний
.
На
каждом
отдельном
уроке
,
когда
изучается
новый
материал
,
нужно
обобщить
,
систематизировать
приобретенные
знания
,
сделать
резюме
.
Особенно
важно
обобщение
и
систематизация
после
изучения
обширных
тем
,
разделов
.
Для
этой
цели
выделяется
отдельная
структурная
часть
урока
или
целый
урок
(
урок
обобщающего
повторения
).
Знания
по
теме
надо
привести
в
определенную
систему
.
Без
этого
они
будут
отрывочными
.
Обобщению
поджат
главные
знания
,
а
не
весь
изученный
материал
.
Контроль
за
результатами
в
каждом
структурном
звене
,
проверка
и
оценка
знаний
.
Неотъемлемой
частью
процесса
обучения
является
контроль
в
каждом
структурном
звене
,
проверка
и
оценка
результатов
учебно
-
познавательной
деятельности
школьников
.
Проверка
знаний
дает
возможность
оценить
работу
учителя
и
ученика
,-
корректировать
учебный
процесс
,
ликвидировать
пробелы
в
знаниях
.
Проверка
сопровождается
оценкой
.
Оценка
—
вознаграждение
за
труд
учащегося
.
Объективная
оценка
стимулирует
познавательную
деятельность
учащихся
.
4.3.
Повторение
в
обучении
Народная
пословица
гласит
:
повторение
—
мать
учения
.
Прочно
усваивается
то
,
что
систематически
возобновляется
в
памяти
,
воспроизводится
в
устной
и
письменной
форме
.
По
-
вторение
играет
важную
роль
в
обеспечении
прочности
знаний
,
умений
.
При
повторении
знания
закрепляются
,
углубляются
,
обогащаются
новым
содержанием
,
приводятся
в
определенную
систему
.
Повторение
—
это
не
механическое
воспроизведение
ранее
полученных
знаний
,
а
их
углубление
,
систематизация
.
При
повторении
выявляются
пробелы
,
упущения
в
знаниях
,
что
дает
возможность
их
ликвидировать
,
внести
коррективы
в
педагогическую
деятельность
учителя
и
познавательную
деятельность
школьника
.
Обычно
в
большинстве
случаев
повторение
проводится
в
процессе
проверки
и
оценки
знаний
.
Однако
проверка
и
оценка
имеют
свои
дидактические
цели
.
Проверка
—
это
контроль
за
усвоением
,
за
уровнем
и
качеством
обучения
.
При
повторении
выдвигаются
задачи
укрепления
,
углубления
,
систематизации
знаний
,
на
втором
месте
—
контроль
за
знаниями
.
Нужно
помнить
,
что
повторить
все
невозможно
и
не
следует
загромождать
память
второстепенными
сведениями
.
В
противном
случае
это
затруднит
восприятие
и
запоминание
нового
материала
.
Память
не
безгранична
.
Все
запомнить
невозможно
.
Поэтому
материал
для
повторения
тщательно
отбирается
и
планируется
.
Систематическому
повторению
подлежат
ос
-
новные
понятия
,
главные
причинно
-
следственные
связи
,
закономерности
,
наиболее
значимые
и
важные
факты
.
Повторяется
наиболее
трудный
для
усвоения
учебный
материал
,
важные
приемы
учебной
работы
.
При
повторении
необходимо
осуществлять
связь
новых
знаний
с
ранее
полученными
,
чтобы
обеспечить
прочность
знаний
,
повысить
интерес
и
активность
уче
-
ников
.
Нужно
повторение
методически
разнообразить
.
Вопросы
ставятся
в
ином
аспекте
,
чем
при
изучении
нового
материала
.
Желательны
вопросы
на
доказательство
,
обоснование
,
оценку
.
Возможно
повторение
в
занимательной
форме
,
в
форме
различных
географических
игр
(
географическое
лото
,
кроссворды
и
др
.).
При
проверке
приемов
учебной
работы
даются
как
типовые
,
так
и
творческие
задания
,
ставятся
проблемные
вопросы
.
Можно
раннее
изученный
материал
выразить
графически
,
в
виде
схемы
,
таблицы
.
На
основе
отбора
изученного
материала
и
контурной
карты
составляется
новая
карта
.
Такие
работы
полезны
в
средних
и
старших
классах
.
Повторение
должно
вестись
на
протяжении
всего
учебного
года
.
Оно
должно
быть
на
каждом
уроке
независимо
от
его
целей
,
структуры
.
Могут
быть
и
уроки
по
систематизации
зна
-
ний
по
теме
(
уроки
обобщающего
повторения
).
Нельзя
допускать
того
,
чтобы
на
последних
уроках
изучался
новый
материал
.
Различаются
два
основных
вида
повторения
:
текущее
и
обобщающее
.
Текущее
повторение
—
это
повторение
ранее
усвоенного
материала
на
каждом
уроке
.
Обычно
комбинированный
урок
,
а
это
основной
тип
урока
,
начинается
с
проверки
и
оценки
знаний
предыдущего
урока
.
Иногда
такое
повторение
тесно
связано
с
новым
учебным
материалом
,
который
базируется
на
знаниях
предшествующего
урока
.
К
примеру
,
изучение
внутренних
вод
материка
тесно
связано
с
климатом
,
рельефом
.
Обязательно
повторение
материала
по
рельефу
и
климату
,
что
дает
возможность
выявить
закономерности
в
развитии
речной
сети
,
особенности
режима
питания
рек
,
скорость
течения
,
наличие
порогов
и
водопадов
,
запасы
гидроэнергоресурсов
.
Если
материал
предшествующего
урока
не
связан
с
новым
,
организуется
параллельное
повторение
.
Так
,
при
изучении
климата
первого
материка
дается
задание
повторить
,
что
такое
климат
,
под
воздействием
каких
факторов
он
формируется
.
Полученные
ранее
знания
возобновляются
и
используются
для
изучения
нового
материала
.
Это
так
называемые
опорные
знания
.
Зная
климатообразующие
факторы
,
можно
проанализировать
климатообразующие
факторы
определенного
материка
,
выявить
специфику
данного
региона
в
климатическом
отношении
.
Параллельное
повторение
необходимо
и
для
сравнения
однотипых
географических
объектов
.
Так
,
природные
компоненты
нового
материка
сравниваются
с
аналогичными
ранее
изученного
.
Таким
образом
,
перед
изучением
новой
темы
повторяются
некоторые
положения
из
предшествующих
тем
,
важные
для
понимания
нового
материала
.
Текущее
повторение
осуществляется
и
в
процессе
изучения
нового
материала
.
При
изучении
каждой
смысловой
части
выявляется
,
какими
знаниями
ученики
обладают
по
ней
.
На
этой
основе
формируются
новые
знания
.
К
текущему
повторению
относится
и
закрепление
материала
после
изучения
темы
.
Возобновляется
в
памяти
самый
главный
,
основной
учебный
материал
.
Вопросы
и
задания