Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1616

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 
4. 

ПРОЦЕСС

 

ОБУЧЕНИЯ

 

ГЕОГРАФИИ

 

 

4.1. 

Принципы

 

и

 

компоненты

 

процесса

 

обучения

 

 

Процесс

 

обучения

 

— 

совокупность

 

последовательных

 

взаимосвязанных

 

действий

 

учителя

 

и

 

учащихся

направленных

 

на

 

усвоение

 

системы

 

знаний

умений

решение

 

задач

 

воспитания

 

и

 

развития

Процесс

 

обучения

 

предполагает

 

педагогическую

 

деятельность

 

учителя

 

и

 

познавательную

 

деятельность

 

учащегося

Познавательная

 

деятельность

 

учащихся

  — 

усвоение

 

ими

 

географических

 

знаний

 

и

 

умений

развитие

 

их

 

умственных

 

способностей

познавательных

 

интересов

Одновременно

 

осуществляется

 

формирование

 

научного

 

мировоззрения

 

школьников

их

 

нравственных

 

качеств

Все

 

это

 

обеспечивается

 

организацией

 

и

 

направленной

 

деятельностью

 

учителя

Учащиеся

 

в

 

процессе

 

обучения

 

проходят

 

путь

 

от

 

восприятия

 

к

 

абстрактному

 

мышлению

 

и

 

от

 

него

 

к

 

практике

.

 

Процесс

 

усвоения

 

знаний

 

идет

 

в

 

двух

 

направлениях

объем

 

знаний

 

постоянно

 

растет

 

и

 

одновременно

 

углубляются

 

ранее

 

усвоенные

 

знания

Поэтому

 

на

 

разных

 

этапах

 

обучения

 

зна

-

ния

 

находятся

 

на

 

различных

 

стадиях

 

формирования

как

 

по

 

объему

так

 

и

 

по

 

степени

 

усвоения

.

 

При

 

организации

 

процесса

 

обучения

 

учитель

 

должен

 

руководствоваться

 

нормативными

 

положениями

которые

 

называются

 

дидактическими

 

принципами

К

 

числу

 

ведущих

 

дидак

-

тических

 

принципов

 

относятся

 

следующие

.

 

1. 

Принцип

 

воспитания

 

и

 

всестороннего

 

развития

 

личности

 

школьника

Задача

 

обучения

  — 

дать

 

не

 

только

 

прочные

 

знания

но

 

и

 

содействовать

 

всестороннему

 

развитию

 

личности

воспитанию

 

нравственных

 

качеств

 

школьника

.

 

2. 

Принцип

 

научности

 

и

 

посильной

 

трудности

Этот

 

принцип

 

требует

чтобы

 

учебный

 

материал

 

излагался

 

с

 

научных

 

позиций

чтобы

 

было

 

научное

 

объяснение

 

фактов

понятий

при

-

чинно

-

следственных

 

связей

закономерностей

С

 

другой

 

стороны

учебный

 

материал

 

должен

 

быть

 

посильным

 

для

 

восприятия

 

и

 

осмысления

соответствовать

 

возрастным

 

особенностям

 

детей

их

 

подготовке

 

и

 

уровню

 

развития

3. 

Принцип

 

сознательности

 

и

 

творческой

 

активности

учащихся

 

при

 

руководящей

 

роли

 

учителя

Учитель

 

так

 

должен

 

организовать

 

процесс

 

обучения

чтобы

 

учащиеся

 

были

 

активными

 

участниками

 

процесса

работали

 

с

 

различными

 

источниками

 

знаний

чтобы

 

формируемые

 

знания

 

были

 

хорошо

 

усвоены

 

и

 

учащиеся

 

понимали

 

главное

 

в

 

учебном

 

материале

.

 

4. 

Принцип

 

связи

 

обучения

 

с

 

реальной

 

жизнью

практикой

Этой

 

цели

 

служит

 

использование

 

краеведческих

 

материалов

материалов

 

периодической

 

печати

жизненного

 

опыта

 

учащихся

Нужно

 

показать

 

практическую

 

значимость

 

получаемых

 

знаний

возможность

 

их

 

использования

 

на

 

практике

Обучение

 

не

 

должно

 

быть

 

оторвано

 

от

 

реальной

 

жизни

.

 

5. 

Принцип

 

коллективного

 

характера

 

обучения

 

и

 

учета

 

индивидуальных

 

особенностей

 

учащихся

В

 

нашей

 

школе

 

классно

-

урочная

 

система

 

обучения

Обучение

 

ведется

 

с

 

определен

-

ным

 

составом

 

класса

 

в

 

соответствии

 

с

 

расписанием

Оно

 

имеет

 

коллективный

 

характер

При

 

этом

 

требуется

 

учитывать

 

индивидуальные

 

особенности

 

учащихся

 

при

 

изложении

 

нового

 

ма

-

териала

проверке

 

знаний

выполнении

 

практических

 

и

 

самостоятельных

 

работ

.

 

6. 

Принцип

 

наглядности

 

и

 

развитие

 

теоретического

 

мышления

Обучение

 

должно

 

быть

 

наглядным

Наглядность

 

обеспечивает

 

прочность

сознательность

глубину

 

знаний

дает

 

воз

-

можность

 

сформировать

 

правильные

 

научные

 

представления

 

и

 

понятия

Вместе

 

с

 

тем

 

обучение

 

должно

 

содействовать

 

умственному

 

развитию

 

школьников

.

 

7.  

Принцип

 

систематичности

Необходимо

 

планомерное

последовательное

регулярное

 

обучение

Новые

 

знания

 

формируются

 

на

 

основе

 

предшествующих

 

и

 

получают

 

развитие

 

от

 

курса

 

к

 

курсу

 

школьной

 

географии

'.

 

8. 

Принцип

 

положительного

 

эмоционального

 

фона

 

обучения

Обучение

 

должно

 

приносить

 

удовлетворение

 

школьникам

вызывать

 

у

 

них

 

положительные

 

эмоции

интерес

 

к

 

географии

 

как

 

учебному

 

предмету

Поэтому

 

учитель

 

стремится

 

активизировать

 

учебный

 

процесс

вовлекать

 

в

 

него

 

весь

 

класс

поощрять

 

учащихся

.

 

9. 

Принцип

 

оптимизации

 

учебного

 

процесса

Каждый

 

урок

 

в

 

соответствии

 

с

 

дидактическими

 

целями

 

тщательно

 

продумывается

 

от

 

начала

 

до

 

конца

четко

 

организуется

При

 

подготовке

 

к

 

уроку

 

учитель

 

определяет

 

необходимые

 

дидактические

 

материалы

методы

 

и

 

средства

 

обучения

а

 

во

 

время

 

урока

 

рационально

 

организует

 

учебно

-

познавательную

 

деятельность

 

школьника

Эффективность

 

урока

 

определяется

 

по

 

его

 

конечным

 

елям

Если

 

учитель

 

добился

 

поставленных

 

целей

урок

 

продуктивен

учащиеся

 

овладели

 

новыми

 

знаниями

 


background image

или

 

умениями

получили

 

дальнейшее

 

развитие

 

и

 

приобрели

 

определенные

 

нравственные

 

качества

.

 

Указанные

 

дидактические

 

принципы

 

используются

 

для

 

наиболее

 

эффективной

 

организации

 

и

 

осуществления

 

учебно

-

воспитательного

 

процесса

.

 

Специфическим

 

является

 

краеведческий

 

принцип

 

преподавания

 

географии

Он

 

означает

 

изучение

 

школьниками

 

природы

 

населения

хозяйства

 

своей

 

местности

края

 

и

 

использование

 

краеведческих

 

знаний

 

для

 

систематического

 

изучения

 

географии

 

как

 

учебного

 

предмета

.

 

Школьное

 

географическое

 

краеведение

 

имеет

 

большое

 

образовательное

 

и

 

воспитательное

 

значение

Оно

 

помогает

 

осуществлять

 

связь

 

обучения

 

с

 

жизнью

формировать

 

эмпирические

 

и

 

теоретические

 

знания

 

путем

 

изучения

 

местных

 

географических

 

объектов

Занятие

 

краеведением

 

содействует

 

выработке

 

практических

 

умений

 

и

 

навыков

развивает

 

наблюдательность

знакомит

 

с

 

методами

 

научного

 

познания

дает

 

возможность

 

осуществлять

 

на

 

практике

 

такие

 

дидактические

 

принципы

как

 

от

 

близкого

 

к

 

далекому

от

 

знакомого

 

к

 

незна

-

комому

реализовать

 

на

 

практике

 

наглядность

 

обучения

так

 

как

 

реальная

 

действительность

 — 

высшая

 

степень

 

наглядности

Занятия

 

краеведением

 

создают

 

условия

 

для

 

разумного

 

отдыха

 

детей

содействуют

 

воспитанию

 

патриотизма

При

 

изучении

 

географии

 

своего

 

края

 

учащиеся

 

знакомятся

 

с

 

трудовой

 

деятельностью

жизнью

 

населения

с

 

разнообразными

 

профессиями

что

 

дает

 

возможность

 

осуществлять

 

профориентационную

 

работу

.

 

Своя

 

местность

край

 

изучаются

 

во

 

всех

 

курсах

 

школьной

 

географии

Краеведческие

 

знания

 

должны

 

пополняться

обогащаться

углубляться

 

в

 

соответствии

 

с

 

возрастом

 

учащихся

 

и

 

задачами

 

отдельных

 

курсов

 

географии

Изучение

 

отдаленных

 

географических

 

объектов

 

и

 

явлений

 

осуществляется

 

путем

 

их

 

восприятия

 

сквозь

 «

призму

» 

своего

 

края

Краеведческий

 

ма

-

териал

  — 

это

 

база

 

для

 

сравнения

 

отдаленных

 

географических

 

объектов

Сравнение

 

со

 

своим

 

краем

 

напоминает

 «

масштабную

 

линейку

».

 

Своя

 

местность

край

 

изучаются

 

разнообразными

 

методами

Проводятся

 

постоянные

 

и

 

временные

 

наблюдения

 

за

 

местными

 

объектами

Организуются

   

программные

 

и

 

внепрограммные

 

экскурсии

туристические

 

походы

изучается

 

краеведческая

 

литература

местная

 

периодическая

 

печать

проводятся

 

беседы

 

со

 

старожилами

собираются

 

данные

 

различных

 

организаций

 

органов

 

власти

 

и

 

управления

Собранный

 

материал

 

обрабатывается

обобщается

систематизируется

может

 

быть

 

оформлен

 

в

 

виде

 

стендов

витрин

альбомов

В

 

географическом

 

кабинете

 

могут

 

быть

 

созданы

 

краеведческие

 

уголки

в

 

школе

 — 

краеведческие

 

музеи

.

 

Компонентами

 

процесса

 

обучения

 

являются

 

содержание

средства

 

обучения

учитель

 

и

 

ученик

В

 

результате

 

взаимодействия

 

этих

 

компонентов

 

и

 

осуществляется

 

процесс

 

обучения

получение

 

новых

 

знаний

воспитание

 

и

 

развитие

.

 

Содержание

 

географии

 

определяется

 

учебной

 

программой

 

и

 

раскрывается

 

в

 

учебниках

Однако

 

специфика

 

содержания

 

школьной

 

географии

 

в

 

том

что

 

учителю

 

нельзя

 

ограничиваться

 

лишь

 

учебником

Желательно

 

использовать

 

дополнительный

 

материал

 

для

 

связи

 

обучения

 

с

 

жизнью

конкретизации

 

теоретических

 

знаний

усиления

 

воспитательного

 

воздействия

 

(

краеведческие

 

материалы

сведения

 

из

 

периодической

 

печати

радио

телевидения

географической

 

хрестоматии

 

и

 

т

д

.). 

Специфика

 

географии

 

еще

 

и

 

в

 

том

что

 

большинство

 

изучаемых

 

объектов

 

и

 

явлений

 — 

это

 

конкретные

 

объекты

 

и

 

явления

Их

 

можно

 

изображать

 

в

 

виде

 

моделей

наглядных

 

пособий

некоторые

 

увидеть

 

в

 

натуре

что

 

способствует

 

сознательному

 

усвоению

 

географических

 

знаний

Почти

 

за

 

всеми

 

географическими

 

знаниями

 

мыслится

 

реальная

 

географическая

 

действительность

Содержание

 

географии

 

определяет

 

характер

 

педагогической

 

деятельности

 

учителя

 

и

 

познавательной

 

деятельности

 

учащегося

.

 

Средства

 

обучения

 

— 

это

 

источники

 

информации

включенные

 

в

 

учебный

 

процесс

 

с

 

целью

 

решения

 

задач

 

обучения

воспитания

 

и

 

развития

К

 

ним

 

относятся

 

наглядные

 

пособия

различные

 

источники

 

знаний

Средства

 

обучения

 

необходимы

 

для

 

обеспечения

 

наглядности

 

в

 

ходе

 

усвоения

 

знаний

Они

 

дают

 

возможность

 

сформировать

 

подлинно

 

научные

 

знания

 

о

 

при

-

роде

 

и

 

обществе

Использование

 

наглядности

 

особенно

 

важно

 

потому

что

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

при

 

изучении

 

географии

 

учащиеся

 

встречаются

 

с

 

объектами

 

и

 

явлениями

недоступны

-

ми

 

для

 

непосредственного

 

восприятия

В

 

реальных

 

объектах

 

нередко

 

трудно

 

различимы

 

некоторые

 

существенные

 

признаки

Для

 

выделения

 

этих

 

черт

 

используются

 

рисунки

схемы

Средства

 

обучения

 

обеспечивают

 

и

 

операционную

 

деятель

 

школьника

Это

 

один

 

из

 

источников

 

географических

 

знаний

Учитель

 

организует

 

работу

 

с

 

ними

В

 

результате

 

ученики

 

обретают

 

новые

 

знания

 

и

 

закрепляют

ранее

 

усвоенный

 

материал

 

развиваются

 

их

 

мышление

 

и

 

познавательные

 

способности

.

 


background image

Для

 

рационального

 

использования

 

средств

 

обучения

 

необходимо

 

знать

 

их

 

классификацию

В

 

основу

 

типологии

 

средств

 

обучения

 

положен

 

способ

 

изображения

 

географических

 

объектов

 

и

 

явлений

способ

 

выражения

 

географической

 

действительности

.

 

Выделяют

 

четыре

 

группы

 

средств

 

обучения

.

 

1.   

Натуральные

 

объекты

Они

 

могут

 

быть

 

представлены

 

в

 

условиях

 

класса

  (

гербарии

коллекции

почвенные

 

монолиты

и

 

в

 

естественной

 

среде

  (

местные

 

географические

 

объекты

 

и

 

явления

). 

В

 

естественной

 

среде

 

натуральные

 

объекты

 

изучаются

 

на

 

экскурсиях

 

или

 

путем

 

организации

 

эпизодических

 

или

 

систематических

 

наблюдений

 

за

 

местными

 

объектами

Средства

 

обучения

 

этой

 

группы

 

служат

 

формированию

 

представлений

 

об

 

изучаемых

 

объектах

их

 

свойствах

.

 

2. 

Изображение

 

натуральных

 

географических

 

объектов

 

и

 

явлений

Оно

 

может

 

быть

 

плоскостным

 

и

 

объемным

К

 

плоскостному

 

относят

 

стенные

 

учебные

 

картины

рисунки

портреты

диапозитивы

диафильмы

кинофильмы

учебное

 

телевидение

К

 

объемному

 

изображению

 

относят

 

макеты

модели

рельефные

 

карты

глобус

Эти

 

средства

 

способствуют

 

образованию

 

конкретных

 

представлений

 

и

 

различных

 

понятий

.

 

3. 

Описание

 

и

 

изображение

 

предметов

 

и

 

явлений

 

условными

 

средствами

  (

словами

знаками

цифрами

). 

К

 

ним

 

относят

 

вербальные

 

пособия

 (

учебники

справочники

текстовые

 

таб

-

лицы

), 

различного

 

вида

 

учебные

 

карты

разнообразные

 

схемы

графики

диаграммы

таблицы

Указанные

 

средства

 

обучения

 

используют

 

для

 

формирования

 

теоретических

 

знаний

.

 

4. 

Приборы

 

и

 

инструменты

 

для

 

проведения

 

измерительных

 

работ

 

на

 

местности

метеоприборы

приборы

 

для

 

картометрических

 

работ

для

 

воспроизведения

 

движения

 

Земли

Их

 

назначение

  — 

познакомить

 

учащихся

 

с

 

устройством

 

приборов

 

и

 

инструментов

научить

 

пользоваться

 

ими

.

 

При

 

изучении

 

учебного

 

материала

 

необходимо

 

сочетание

 

определенных

 

компонентов

 

средств

 

обучения

так

 

как

 

каждый

 

из

 

них

 

по

-

своему

 

отражает

 

реальную

 

действительность

 

и

 

ее

 

объекты

Особенно

 

важно

 

использование

 

комплекса

 

средств

 

лучения

 

при

 

первоначальном

 

ознакомлении

 

с

 

новыми

 

объектами

В

 

дальнейшем

 

наглядные

 

пособия

 

можно

 

заменить

 

сло

-

весными

 

описаниями

.

 

Эффективность

 

процесса

 

обучения

 

находится

 

в

 

прямой

 

зависимости

 

от

 

взаимодействия

 

таких

 

его

 

компонентов

как

 

учитель

 

и

 

ученики

Функция

 

учителя

  — 

организовать

 

учебно

-

вос

-

питательную

 

работу

активизировать

 

деятельность

 

учащихся

осуществлять

 

контроль

 

за

 

ходом

 

обучения

Учитель

 

планирует

 

учебную

 

работу

 

с

 

учетом

 

требований

 

программы

отбирает

 

учебный

 

материал

структурирует

 

его

выделяет

 

основной

 

и

 

вспомогательный

определяет

 

методы

средства

приемы

 

обучения

реализует

 

межпредметные

 

связи

В

 

обучении

 

географии

 

важную

 

роль

 

играет

 

способность

 

учителя

 

четко

логично

 

объяснить

 

изучаемое

 

явление

раскрыть

 

причинно

-

следственные

 

связи

 

и

 

зависимости

образно

 

и

 

эмоционально

 

излагать

 

материал

содержащий

 

географические

 

факты

 

и

 

описания

Важное

 

значение

 

имеет

 

знание

 

учителем

 

географии

 

своего

 

края

Это

 

дает

 

возможность

 

постоянно

 

связывать

 

учебный

 

материал

 

с

 

реальной

 

действительностью

жизнью

Учитель

 

обязан

 

изучать

 

индивидуальные

 

особенности

 

детей

уровень

 

их

 

подготовки

От

 

учащегося

 

как

 

компонента

 

процесса

 

обучения

 

зависит

 

подход

 

учителя

 

к

 

организации

 

процесса

 

обучения

отбор

 

средств

методов

приемов

Учащийся

 

должен

 

быть

 

активным

 

участником

 

учебно

-

воспитательного

 

процесса

.

 

4.2. 

Структура

 

процесса

 

обучения

 

Процесс

 

обучения

 

включает

 

следующие

 

звенья

постановка

 

цели

 

и

 

принятие

 

ее

 

учащимися

изучение

 

нового

 

материала

закрепление

 

и

 

применение

 

знаний

обобщение

 

и

 

систематизация

 

знаний

контроль

 

за

 

результатами

 

в

 

каждом

 

структурном

 

звене

проверка

 

и

 

оценка

 

знаний

.

 

Постановка

 

цели

 

и

 

принятие

 

ее

 

учащимися

Это

 

вводное

 

слово

 

учителя

Его

 

назначение

  — 

пробудить

 

интерес

 

и

 

вызвать

 

соответствующий

 

настрой

 

на

 

работу

Постановка

 

целей

 

осуществляется

 

перед

 

изучением

 

нового

 

курса

Учитель

 

знакомит

 

с

 

содержанием

 

нового

 

курса

объясняет

показывает

какие

 

знания

 

будут

 

получены

какие

 

умения

 

и

 

навыки

 

приобретут

 

учащиеся

Указывает

какое

 

место

 

курс

 

занимает

 

в

 

системе

 

школьной

 

географии

Знакомит

 

с

 

учебником

атласом

показывает

 

практическую

 

значимость

 

знаний

полученных

 

в

 

результат

 

учения

Раскрытие

 

содержания

 

курса

 

должно

 

быть

 

интересам

 

содержательным

с

 

использованием

 

разнообразного

 

иллюстративного

 

материала

.

 

Постановка

 

цели

 

осуществляется

 

и

 

перед

 

изучением

 

новой

 

темы

  (

раздела

). 

Показывается

какое

 

место

 

занимает

 

тема

 

в

 

структуре

 

курса

выявляется

почему

 

она

 

изучается

 

сейчас

Нужно

 

выяснить

какие

 

знания

 

по

 

теме

 

имеют

 

учащиеся

 

из

 

предшествующего

 


background image

обучения

показать

какие

 

знания

 

они

 

получат

 

и

 

какова

 

их

 

практическая

 

значимость

Задача

 

учителя

 — 

заинтересовать

 

школьника

 

новой

 

темой

.

 

Цели

 

ставятся

 

и

 

на

 

каждом

 

конкретном

 

уроке

Учитель

 

указывает

что

 

предстоит

 

школьнику

 

сделать

 

и

 

каков

 

будет

 

конечный

 

результат

какие

 

знания

 

приобретут

какие

 

приемы

 

учебной

 

работы

 

усвоят

.

 

Учитель

 

обязан

 

проконтролировать

как

 

учащиеся

 

восприняли

 

постановку

 

цели

правильно

 

ли

 

ее

 

поняли

Цель

 

ставится

 

для

 

того

чтобы

 

учащиеся

 

сознательно

 

подходили

 

к

 

последующей

 

деятельности

знали

для

 

чего

 

будут

 

выполнять

 

ту

 

или

 

иную

 

работу

.

 

Изучение

 

нового

 

материала

Это

 

весьма

 

важная

 

часть

 

учебного

 

процесса

Именно

 

во

 

время

 

изучения

 

учебного

 

материала

 

учащиеся

 

получают

 

новые

 

знания

усваивают

 

новые

 

приемы

 

работы

именно

 

на

 

этом

 

этапе

 

обучения

 

происходят

 

качественные

 

изменения

 

в

 

знаниях

 

учащихся

складываются

 

убеждения

отношения

 

к

 

изучаемому

 

предмету

осуществляется

 

процесс

 

воспитания

Учитель

 

должен

 

создать

 

такие

 

условия

при

 

которых

 

у

 

учащихся

 

возникает

 

потребность

 

в

 

новых

 

знаниях

Необходимо

чтобы

 

учащиеся

 

испытывали

 

удовлетворение

 

от

 

обучения

.

 

Подлежащий

 

изучению

 

учебный

 

материал

 

тщательно

 

анализируется

 

и

 

осмысливается

 

учителем

Он

 

разделяет

 

его

 

на

 

смысловые

 

части

определяет

 

в

 

каждой

 

части

 

основной

 

и

 

вспо

-

могательный

 

учебный

 

материал

выявляет

 

важные

 

понятия

главные

 

причинно

-

следственные

 

связи

ведущие

 

закономерности

основные

 

факты

Затем

 

учитель

 

организовывает

 

первона

-

чальное

 

восприятие

 

нового

 

материала

 

и

 

его

 

логическое

 

осмысление

Наиболее

 

трудный

 

учебный

 

материал

 

учитель

 

объясняет

 

сам

 

или

 

организует

 

учебно

-

познавательную

 

деятельность

 

школьников

 

по

 

каждой

 

смысловой

 

части

используя

 

различные

 

источники

 

географической

 

информации

Он

 

разрабатывает

 

систему

 

вопросов

 

и

 

заданий

 

по

 

анализу

 

источников

 

инфор

-

мации

В

 

результате

 

такого

 

анализа

 

учащиеся

 

приобретают

 

новые

 

знания

Основной

 

формой

 

такой

 

работы

 

является

 

эвристическая

разъяснительная

 

беседа

.

 

Изучается

 

весь

 

учебный

 

материал

так

 

как

 

вспомогательный

 

материал

 

используется

 

для

 

понимания

 

главного

 

материала

Запоминанию

 

и

 

воспроизведению

 

подлежит

 

основной

 

учебный

 

материал

.

 

Во

 

время

 

изучения

 

нового

 

материала

 

особенно

 

важна

 

активизация

 

учебно

-

познавательной

 

деятельности

 

учащихся

  — 

мобилизация

 

сил

 

учащихся

 

на

 

изучение

 

основного

 

материала

Для

 

активизации

 

учебно

-

познавательной

 

деятельности

 

большое

 

значение

 

имеет

 

использование

 

жизненного

 

опыта

 

учащихся

их

 

предшествующей

 

подготовки

 

по

 

географии

 

и

 

другим

 

предметам

связь

 

изучаемого

 

материала

 

с

 

жизнью

постановка

 

проблемных

 

вопросов

 

и

 

заданий

работа

 

с

 

различными

 

источниками

 

знаний

  (

особенно

 

с

 

наглядными

 

пособиями

с

 

географической

 

картой

).

 

Закрепление

 

и

 

применение

 

знаний

При

 

изучении

 

объемного

сложного

 

материала

 

на

 

уроке

 

закрепление

 

можно

 

вести

 

по

 

крупным

 

смысловым

 

частям

 

после

 

изучения

 

каждой

 

части

Для

 

этого

 

ставятся

 

вопросы

 

и

 

даются

 

задания

 

по

 

только

 

что

 

изученному

 

материалу

Обычно

 

закрепление

 

ведется

 

после

 

изучения

 

новой

 

темы

В

 

этом

 

случае

 

можно

 

поставить

 

узловые

 

вопросы

 

и

 

проверить

как

 

учащиеся

 

усвоили

 

новый

 

материал

Закреплением

 

новых

 

знаний

 

является

 

их

 

применение

 

для

 

решения

 

учебных

 

задач

Учащиеся

 

оперируют

 

полученными

 

зна

-

ниями

получают

 

новые

 

знания

усваивают

 

приемы

 

учебной

 

работы

Формой

 

закрепления

 

является

 

применение

 

приобретенных

 

знаний

 

при

 

изучении

 

новых

 

тем

особенно

 

при

 

изучении

 

однородных

 

объектов

когда

 

они

 

сравниваются

 

с

 

ранее

 

изученными

В

 

результате

 

сравнения

 

устанавливаются

 

черты

 

сходства

 

и

 

различия

их

 

причины

Закрепляются

 

ранее

 

полученные

 

знания

 

при

 

систематическом

 

повторении

Воспроизведению

 

подлежит

 

основной

 

учебный

 

материал

Без

 

регулярного

 

повторения

 

нельзя

 

приобрести

 

глубоких

 

и

 

прочных

 

знаний

.

 

Обобщение

 

и

 

систематизация

 

знаний

На

 

каждом

 

отдельном

 

уроке

когда

 

изучается

 

новый

 

материал

нужно

 

обобщить

систематизировать

 

приобретенные

 

знания

сделать

 

резюме

Особенно

 

важно

 

обобщение

 

и

 

систематизация

 

после

 

изучения

 

обширных

 

тем

разделов

Для

 

этой

 

цели

 

выделяется

 

отдельная

 

структурная

 

часть

 

урока

 

или

 

целый

 

урок

 (

урок

 

обобщающего

 

повторения

). 

Знания

 

по

 

теме

 

надо

 

привести

 

в

 

определенную

 

систему

Без

 

этого

 

они

 

будут

 

отрывочными

Обобщению

 

поджат

 

главные

 

знания

а

 

не

 

весь

 

изученный

 

материал

.  

Контроль

 

за

 

результатами

 

в

 

каждом

 

структурном

 

звене

проверка

 

и

 

оценка

 

знаний

Неотъемлемой

 

частью

 

процесса

 

обучения

 

является

 

контроль

 

в

 

каждом

 

структурном

 

звене

проверка

 

и

 

оценка

 

результатов

 

учебно

-

познавательной

 

деятельности

 

школьников

Проверка

 

знаний

 

дает

 

возможность

 

оценить

 

работу

 

учителя

 

и

 

ученика

,- 

корректировать

 

учебный

 

процесс

ликвидировать

 

пробелы

 

в

 

знаниях

Проверка

 

сопровождается

 

оценкой


background image

Оценка

  — 

вознаграждение

 

за

 

труд

 

учащегося

Объективная

 

оценка

 

стимулирует

 

познавательную

 

деятельность

 

учащихся

.

 

4.3. 

Повторение

 

в

 

обучении

 

Народная

 

пословица

 

гласит

повторение

  — 

мать

 

учения

Прочно

 

усваивается

 

то

что

 

систематически

 

возобновляется

 

в

 

памяти

воспроизводится

 

в

 

устной

 

и

 

письменной

 

форме

По

-

вторение

 

играет

 

важную

 

роль

 

в

 

обеспечении

 

прочности

 

знаний

умений

При

 

повторении

 

знания

 

закрепляются

углубляются

обогащаются

 

новым

 

содержанием

приводятся

 

в

 

определенную

 

систему

Повторение

  — 

это

 

не

 

механическое

 

воспроизведение

 

ранее

 

полученных

 

знаний

а

 

их

 

углубление

систематизация

При

 

повторении

 

выявляются

 

пробелы

упущения

 

в

 

знаниях

что

 

дает

 

возможность

 

их

 

ликвидировать

внести

 

коррективы

 

в

 

педагогическую

 

деятельность

 

учителя

 

и

 

познавательную

 

деятельность

 

школьника

.

 

Обычно

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

повторение

 

проводится

 

в

 

процессе

 

проверки

 

и

 

оценки

 

знаний

Однако

 

проверка

 

и

 

оценка

 

имеют

 

свои

 

дидактические

 

цели

Проверка

 — 

это

 

контроль

 

за

 

усвоением

за

 

уровнем

 

и

 

качеством

 

обучения

При

 

повторении

 

выдвигаются

 

задачи

 

укрепления

углубления

систематизации

 

знаний

на

 

втором

 

месте

 — 

контроль

 

за

 

знаниями

.

 

Нужно

 

помнить

что

 

повторить

 

все

 

невозможно

 

и

 

не

 

следует

 

загромождать

 

память

 

второстепенными

 

сведениями

В

 

противном

 

случае

 

это

 

затруднит

 

восприятие

 

и

 

запоминание

 

нового

 

материала

Память

 

не

 

безгранична

Все

 

запомнить

 

невозможно

Поэтому

 

материал

 

для

 

повторения

 

тщательно

 

отбирается

 

и

 

планируется

Систематическому

 

повторению

 

подлежат

 

ос

-

новные

 

понятия

главные

 

причинно

-

следственные

 

связи

закономерности

наиболее

 

значимые

 

и

 

важные

 

факты

Повторяется

 

наиболее

 

трудный

 

для

 

усвоения

 

учебный

 

материал

важные

 

приемы

 

учебной

 

работы

При

 

повторении

 

необходимо

 

осуществлять

 

связь

 

новых

 

знаний

 

с

 

ранее

 

полученными

чтобы

 

обеспечить

 

прочность

 

знаний

повысить

 

интерес

 

и

 

активность

 

уче

-

ников

Нужно

 

повторение

 

методически

 

разнообразить

Вопросы

 

ставятся

 

в

 

ином

 

аспекте

чем

 

при

 

изучении

 

нового

 

материала

Желательны

 

вопросы

 

на

 

доказательство

обоснование

оценку

Возможно

 

повторение

 

в

 

занимательной

 

форме

в

 

форме

 

различных

 

географических

 

игр

 

(

географическое

 

лото

кроссворды

 

и

 

др

.). 

При

 

проверке

 

приемов

 

учебной

 

работы

 

даются

 

как

 

типовые

так

 

и

 

творческие

 

задания

ставятся

 

проблемные

 

вопросы

Можно

 

раннее

 

изученный

 

материал

 

выразить

 

графически

в

 

виде

 

схемы

таблицы

На

 

основе

 

отбора

 

изученного

 

материала

 

и

 

контурной

 

карты

 

составляется

 

новая

 

карта

Такие

 

работы

 

полезны

 

в

 

средних

 

и

 

старших

 

классах

.

 

Повторение

 

должно

 

вестись

 

на

 

протяжении

 

всего

 

учебного

 

года

Оно

 

должно

 

быть

 

на

 

каждом

 

уроке

 

независимо

 

от

 

его

 

целей

структуры

Могут

 

быть

 

и

 

уроки

 

по

 

систематизации

 

зна

-

ний

 

по

 

теме

  (

уроки

 

обобщающего

 

повторения

). 

Нельзя

 

допускать

 

того

чтобы

 

на

 

последних

 

уроках

 

изучался

 

новый

 

материал

.

 

Различаются

 

два

 

основных

 

вида

 

повторения

текущее

 

и

 

обобщающее

.

 

Текущее

 

повторение

 

— 

это

 

повторение

 

ранее

 

усвоенного

 

материала

 

на

 

каждом

 

уроке

Обычно

 

комбинированный

 

урок

а

 

это

 

основной

 

тип

 

урока

начинается

 

с

 

проверки

 

и

 

оценки

 

знаний

 

предыдущего

 

урока

Иногда

 

такое

 

повторение

 

тесно

 

связано

 

с

 

новым

 

учебным

 

материалом

который

 

базируется

 

на

 

знаниях

 

предшествующего

 

урока

К

 

примеру

изучение

 

внутренних

 

вод

 

материка

 

тесно

 

связано

 

с

 

климатом

рельефом

Обязательно

 

повторение

 

материала

 

по

 

рельефу

 

и

 

климату

что

 

дает

 

возможность

 

выявить

 

закономерности

 

в

 

развитии

 

речной

 

сети

особенности

 

режима

 

питания

 

рек

скорость

 

течения

наличие

 

порогов

 

и

 

водопадов

запасы

 

гидроэнергоресурсов

Если

 

материал

 

предшествующего

 

урока

 

не

 

связан

 

с

 

новым

организуется

 

параллельное

 

повторение

Так

при

 

изучении

 

климата

 

первого

 

материка

 

дается

 

задание

 

повторить

что

 

такое

 

климат

под

 

воздействием

 

каких

 

факторов

 

он

 

формируется

Полученные

 

ранее

 

знания

 

возобновляются

 

и

 

используются

 

для

 

изучения

 

нового

 

материала

Это

 

так

 

называемые

 

опорные

 

знания

Зная

 

климатообразующие

 

факторы

можно

 

проанализировать

 

климатообразующие

 

факторы

 

определенного

 

материка

выявить

 

специфику

 

данного

 

региона

 

в

 

климатическом

 

отношении

Параллельное

 

повторение

 

необходимо

 

и

 

для

 

сравнения

 

однотипых

 

географических

 

объектов

Так

природные

 

компоненты

 

нового

 

материка

 

сравниваются

 

с

 

аналогичными

 

ранее

 

изученного

Таким

 

образом

перед

 

изучением

 

новой

 

темы

 

повторяются

 

некоторые

 

положения

 

из

 

предшествующих

 

тем

важные

 

для

 

понимания

 

нового

 

материала

.

 

Текущее

 

повторение

 

осуществляется

 

и

 

в

 

процессе

 

изучения

 

нового

 

материала

При

 

изучении

 

каждой

 

смысловой

 

части

 

выявляется

какими

 

знаниями

 

ученики

 

обладают

 

по

 

ней

На

 

этой

 

основе

 

формируются

 

новые

 

знания

.

 

К

 

текущему

 

повторению

 

относится

 

и

 

закрепление

 

материала

 

после

 

изучения

 

темы

Возобновляется

 

в

 

памяти

 

самый

 

главный

основной

 

учебный

 

материал

Вопросы

 

и

 

задания