Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 6382

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

351 

 

-  практически  полное  отсутствие  использования  инструмен-

тальных методов исследования половых органов (и прямой кишки), 

вероятно, из-за отсутствия у экспертов соответствующих навыков, а 
также отсутствия серийно изготовленного специального набора при-

боров и инструментов; 

- недостаточную подготовку по вопросам сексуального нас и-

лия  медицинского  персонала  больниц,  практически  полное  отсут-
ствие взаимодействия лечащих врачей с системой правоохранения, 

что приводит к утрате доказательств насилия. 

***** 

 

32.2. Вопросы, связанные с назначением  

судебно-психиатрической экспертизы

 

 

Имеются три основных условия, которые требуют психиатри-

ческой и сексологической оценки при насильственных сексуальных 

действиях:  

1) установление беспомощного состояния потерпевшей,  
2) способности давать показания и  

3)  определение  степени  тяжести повреждений, которые явля-

ются особыми составами преступления. 

Кроме того, УК РФ в ряду наказаний выделяет «лишение пра-

ва занимать определенные должности или заниматься определенной 

деятельностью»  (ст.  44).  Посвященная этому виду наказаний ст. 47 
УК  РФ подразумевает возможность запрета заниматься определен-

ной деятельностью на срок от одного года до пяти лет в качестве ос-
новного и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополни-

тельного вида наказания. При этом указано, что данная санкция мо-
жет налагаться в качестве дополнительного вида наказания даже то-

гда,  когда  она не предусмотрена соответствующей статьей особен-

ной части кодекса «за соответствующее преступление, если с учетом 
характера  и  степени  общественной  опасности  совершенного  пре-

ступления и личности виновного суд признает невозможным сохра-
нение  за  ним  права  занимать  определенные  должности  или  зани-

маться определенной деятельностью». В этих случаях на основании 
обвинительного приговора в трудовую книжку осужденного вносит-

ся  запись  о  том,  на  каком  основании и на какой срок он лишается 
определенной должности, а в приговоре указывается, какие должно-

сти,  например,  связанные  с  воспитанием  детей,  он  не  имеет  права 
занимать. 

В последующем вступают в силу инструктивные нормы, зало-

женные в Приказе Минздрава РФ № 116 от 31 мая 1993 г., содержа-

щем  «Перечень  медицинских  психиатрических  противопоказаний 


background image

352 

 

для осуществления отдельных видов профессиональной деятельно-

сти...». В числе противопоказаний для работы в учебно-воспитатель-

ных,  детских  и  подростковых оздоровительных, детских дошколь-
ных  учреждениях,  домах  ребенка,  детских  домах,  школах-

интернатах приводятся «хронические и затяжные психические рас-
стройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болез-

ненными  проявлениями»,  а  также  «выраженные  формы  погранич-
ных психических расстройств», среди которых особое место могут 

занимать педофильные нарушения сексуальных предпочтений. Точ-
но так же существует утвержденный постановлением Правительства 

РФ  №  542 от 1.05.1996 г. перечень заболеваний, при наличии кото-
рых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (по-

печительство), взять в приемную семью. 

При назначении судебно-психиатрической экспертизы по уго-

ловному  делу  перед  экспертами,  как  правило,  ставятся  следующие 
вопросы:  

1)  Имелось ли у лица какое-либо психическое заболевание или 

психическое  расстройство  до и в момент совершения указанного в 
постановлении общественно опасного деяния? Если да, какое имен-

но? 

2) Могло ли данное лицо при совершении указанного в поста-

новлении  деяния  осознавать  общественно опасный характер своих 
действий и руководить ими? Если нет, то в силу каких обстоятель-

ств? 

3)  Являлось  ли  данное  лицо вменяемым в момент совершения 

указанного общественно  опасного деяния? 

4)  Имеется  ли  у  него  какая-либо  психическая  патология  на 

момент производства экспертизы? 

5)  Не  возникли  ли  психические  расстройства  у  обвиняемого 

после совершения деяния, а если да, то лишает ли его это заболева-

ние  процессуальной  способности  участия  в  судебно-следственных 
действиях? 

6) Нуждается ли данный гражданин в принудительном лече-

нии психической патологии? 

Естественно, что вопросов может быть гораздо больше, в зависимо-
сти от конкретного случая. Специфика случая предопределяет и 

специфику вопросов. Например, относительно осужденного, отбы-
вающего наказание в учреждениях исполнения наказаний, вопрос, 

кроме прочих, можно сформулировать следующим образом: «Может 
ли осужденный по своему психическому состоянию находиться в 

местах лишения свободы, отбывать наказание»? 

------  

 


background image

353 

 

Вопросы для разрешения комплексной  

судебной сексолого-психиатрической экспертизой 

 

При 

назначении 

комплексной 

судебной 

сексолого-

психиатрической  экспертизы  (КССПЭ)  обвиняемого,  например,  в 
ГНЦ им. Сербского, рекомендуется следующая постановка вопросов 

(А.А. Ткаченко): 

1. Какие индивидуальные особенности направленности сексу-

ального влечения имеются у обвиняемого?  

2.  Как  они  повлияли  на  его  поведение  в  момент  совершения 

преступления? 

3.  Имеет  ли  сексуальное  влечение  у  обвиняемого патологиче-

ский характер? 

4.  Если  да,  то  мог  ли  обвиняемый  осознавать  фактический 

характер и значение своих действий, руководить ими в момент со-
вершения деликта? 

5. Нуждается ли подэкспертный в применении к нему прину-

дительных мер медицинского характера? 

В соответствие со ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний об-

виняемый,  достигший возраста уголовной ответственности (14 или 
16  лет),  но  вследствие отставания в психическом развитии был ли-

шен способности осознавать фактический характер и общественную 
опасность своих действий либо руководить ими, то он не подлежит 

уголовной ответственности. Поэтому, кроме вышеуказанных вопро-
сов, целесообразны следующие: 

1.  Имеются ли у обвиняемого нарушения соматосексуального 

и  психосексуального  созревания,  способные  оказывать  влияние  на 

его поведение, в том числе и в момент совершения преступления, а 
также на способность в полной мере осознавать фактический ха-

рактер  и  общественную  опасность  своих  действий  в  момент  со-

вершения деликта либо руководить ими?

 

2.  Соответствует  ли  соматосексуальное  развитие  несовер-

шеннолетнего  (обвиняемого  или  потерпевшего)  усредненной  воз-
растной норме? Если нет, то чем это несоответствие проявляет-

ся?  Как  оно  могло  повлиять  на  поведение  несовершеннолетнего  в 
момент совершения преступления? 

 

При задержке соматосексуального развития несовершеннолет-

него актуально выяснение: 

 

1)  его  возможности  осуществлять  пенильно-вагинальные  и 

анально-генитальные контакты в качестве активного партнера; 

 

2) выделять сперму; 

 

3) степени зрелости спермы. 

 


background image

354 

 

Но  эти  вопросы  обычно  адресуются  судебно-медицинским 

экспертам,  хотя  их  можно  разрешить  в  рамках  судебно-

сексологической экспертизы.

 

Сомнение  в  способности  несовершеннолетних  обвиняемых 

осуществлять сознательную регуляцию поведения может быть осно-
вано не только на свидетельских, медицинских или иных данных об 

отставании в психическом развитии, но и на оценке сложности ситу-
ации, в которой действовал подросток.  

Недостаточное осознание своих действий, слабость волевого 

контроля за поведением в ряде случаев могут объясняться вполне ес-

тественной  для  подростков  ограниченностью  жизненного  опыта, 
легкостью возникновения некоторых эмоциональных состояний. Не-

сформированность личности, задержка психосексуального развития 
несовершеннолетнего  может  существенно  ограничивать  диапазон 

восприятия какой-либо ситуации, связанной с сексуальностью. По-
этому такой несовершеннолетний может неправильно оценивать по-

ведение своей жертвы. То же самое можно сказать и о потерпевших 

несовершеннолетних,  недостаточно  развитых  в  психосексуальном 
плане.  

Естественно, что количество и суть вопросов зависит от кон-

кретности случая, поэтому дать алгоритм на все случаи невозможно. 

 

Контрольные вопросы: 

1.

 

В чѐм ценность доказательств биологического происхождения? 

2.

 

Какие доказательства  биологического происхождения вы знаете? 

3.

 

Какие доказательства совершенного полового преступления можно обна-

ружить на половом члене преступника, каким образом и в какие сроки? 

4.

 

Вопросы при назначении КССПЭ относительно обвиняемых? 

5.

 

Вопросы при назначении КССПЭ относительно потерпевших? 

6.

 

Какой  приказ  Минздрава  РФ  регламентирует  проведение  судебно-

медицинских экспертиз при половых преступлениях? 

7.

 

Раскройте особенности взаимодействия следователя с медицинскими ра-

ботниками при сексуальном насилии в сельской местности. 

*****  

 
 

Глава 33 

 

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ  

ПРИ ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 

 

Судебно-медицинская экспертиза потерпевших и подозревае-

мых  (обвиняемых)  в  случаях  совершения  половых  преступлений, 

предусмотренных главой 18 УК РФ, проводилась до 2003 г. в соот-
ветствии  с  «Правилами»,  утверждѐнными  в  1966  и  1968  годах,  а 


background image

355 

 

ныне она выполняется в соответствии с разделами III и IV Приказа 

МЗ  РФ  №  161  от  24.04.2003  г.  Указанные  «Правила…»  и  Приказ 

направляли и направляют усилия эксперта на выявление физических 
и  биологических  доказательств  преступления  на  одежде  и  теле 

предполагаемой  жертвы  или  виновника  происшествия,  на  веще-
ственных доказательствах. 

Телесные  повреждения  и  иные  физические  доказательства 

сексуального насилия

 

Телесные повреждения при сексуальном насилии подразделя-

ют на экстрагенитальные и генитальные. Экстрагенитальные повре-

ждения у участников преступного события возникают, как правило, 
при  взаимодействии  их  друг  с  другом,  а  также  с  окружающими 

предметами. В частности, на наличие и характер повреждений могут 
оказывать особенности 

ложа насилия

, интенсивность сопротивле-

ния жертвы, действия, навязываемые преступником.  

В  зарегистрированных  случаях  телесные  повреждения  у 

взрослых жертв насилия имеют место достоверно чаще, чем в не за-

регистрированных.  Только  в  1%  случаев  изнасилования  телесные 
экстрагенитальные повреждения настолько серьѐзные, что требуется 

госпитализация. Повреждения половых органов также требуют гос-
питализации  только  в  1%  случаев.  Знакомые  жертве  насильники 

также способны причинять серьѐзные повреждения жертве, как и не-
знакомые. 

5%  взрослых  мужчин  становятся  жертвами  сексуального 

насилия, они имеют тенденцию к приобретению в процессе насилия 

более серьѐзных телесных повреждений, чем женщины. Дети более 
травмируются  физически  в  случаях  совершения  преступления  не-

знакомым человекам, чем когда преступником является родственник 
или знакомый.  

Некоторые женщины по разным причинам симулируют наси-

лие.  Но  повреждения  по  своему  характеру  и  локализации,  полу-
ченные при реальном насилии, отличаются от повреждений, образо-

вавшихся в результате симуляции насилия. В последнем случае по-
вреждения характеризуются доступностью локализации для причи-

нения собственной рукой и ртом, множественностью, параллельно-
стью, чаще проявляются  в виде царапин или поверхностных надре-

зов, иногда во взаимно перекрещивающихся направлениях, а также 
укусами и так называемыми «засосами» на доступных участках тела.  

С другой стороны, несомненно, что возможно изнасилование 

без  наличия  каких-либо  повреждений  на  теле  жертвы,  но  в  таких 

случаях  повреждения,  характерные  для  борьбы,  иногда обнаружи-
ваются на теле подозреваемого. Кроме того, необходимо направлять