ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6382
Скачиваний: 39
351
- практически полное отсутствие использования инструмен-
тальных методов исследования половых органов (и прямой кишки),
вероятно, из-за отсутствия у экспертов соответствующих навыков, а
также отсутствия серийно изготовленного специального набора при-
боров и инструментов;
- недостаточную подготовку по вопросам сексуального нас и-
лия медицинского персонала больниц, практически полное отсут-
ствие взаимодействия лечащих врачей с системой правоохранения,
что приводит к утрате доказательств насилия.
*****
32.2. Вопросы, связанные с назначением
судебно-психиатрической экспертизы
Имеются три основных условия, которые требуют психиатри-
ческой и сексологической оценки при насильственных сексуальных
действиях:
1) установление беспомощного состояния потерпевшей,
2) способности давать показания и
3) определение степени тяжести повреждений, которые явля-
ются особыми составами преступления.
Кроме того, УК РФ в ряду наказаний выделяет «лишение пра-
ва занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью» (ст. 44). Посвященная этому виду наказаний ст. 47
УК РФ подразумевает возможность запрета заниматься определен-
ной деятельностью на срок от одного года до пяти лет в качестве ос-
новного и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополни-
тельного вида наказания. При этом указано, что данная санкция мо-
жет налагаться в качестве дополнительного вида наказания даже то-
гда, когда она не предусмотрена соответствующей статьей особен-
ной части кодекса «за соответствующее преступление, если с учетом
характера и степени общественной опасности совершенного пре-
ступления и личности виновного суд признает невозможным сохра-
нение за ним права занимать определенные должности или зани-
маться определенной деятельностью». В этих случаях на основании
обвинительного приговора в трудовую книжку осужденного вносит-
ся запись о том, на каком основании и на какой срок он лишается
определенной должности, а в приговоре указывается, какие должно-
сти, например, связанные с воспитанием детей, он не имеет права
занимать.
В последующем вступают в силу инструктивные нормы, зало-
женные в Приказе Минздрава РФ № 116 от 31 мая 1993 г., содержа-
щем «Перечень медицинских психиатрических противопоказаний
352
для осуществления отдельных видов профессиональной деятельно-
сти...». В числе противопоказаний для работы в учебно-воспитатель-
ных, детских и подростковых оздоровительных, детских дошколь-
ных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах-
интернатах приводятся «хронические и затяжные психические рас-
стройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болез-
ненными проявлениями», а также «выраженные формы погранич-
ных психических расстройств», среди которых особое место могут
занимать педофильные нарушения сексуальных предпочтений. Точ-
но так же существует утвержденный постановлением Правительства
РФ № 542 от 1.05.1996 г. перечень заболеваний, при наличии кото-
рых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (по-
печительство), взять в приемную семью.
При назначении судебно-психиатрической экспертизы по уго-
ловному делу перед экспертами, как правило, ставятся следующие
вопросы:
1) Имелось ли у лица какое-либо психическое заболевание или
психическое расстройство до и в момент совершения указанного в
постановлении общественно опасного деяния? Если да, какое имен-
но?
2) Могло ли данное лицо при совершении указанного в поста-
новлении деяния осознавать общественно опасный характер своих
действий и руководить ими? Если нет, то в силу каких обстоятель-
ств?
3) Являлось ли данное лицо вменяемым в момент совершения
указанного общественно опасного деяния?
4) Имеется ли у него какая-либо психическая патология на
момент производства экспертизы?
5) Не возникли ли психические расстройства у обвиняемого
после совершения деяния, а если да, то лишает ли его это заболева-
ние процессуальной способности участия в судебно-следственных
действиях?
6) Нуждается ли данный гражданин в принудительном лече-
нии психической патологии?
Естественно, что вопросов может быть гораздо больше, в зависимо-
сти от конкретного случая. Специфика случая предопределяет и
специфику вопросов. Например, относительно осужденного, отбы-
вающего наказание в учреждениях исполнения наказаний, вопрос,
кроме прочих, можно сформулировать следующим образом: «Может
ли осужденный по своему психическому состоянию находиться в
местах лишения свободы, отбывать наказание»?
------
353
Вопросы для разрешения комплексной
судебной сексолого-психиатрической экспертизой
При
назначении
комплексной
судебной
сексолого-
психиатрической экспертизы (КССПЭ) обвиняемого, например, в
ГНЦ им. Сербского, рекомендуется следующая постановка вопросов
(А.А. Ткаченко):
1. Какие индивидуальные особенности направленности сексу-
ального влечения имеются у обвиняемого?
2. Как они повлияли на его поведение в момент совершения
преступления?
3. Имеет ли сексуальное влечение у обвиняемого патологиче-
ский характер?
4. Если да, то мог ли обвиняемый осознавать фактический
характер и значение своих действий, руководить ими в момент со-
вершения деликта?
5. Нуждается ли подэкспертный в применении к нему прину-
дительных мер медицинского характера?
В соответствие со ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний об-
виняемый, достигший возраста уголовной ответственности (14 или
16 лет), но вследствие отставания в психическом развитии был ли-
шен способности осознавать фактический характер и общественную
опасность своих действий либо руководить ими, то он не подлежит
уголовной ответственности. Поэтому, кроме вышеуказанных вопро-
сов, целесообразны следующие:
1. Имеются ли у обвиняемого нарушения соматосексуального
и психосексуального созревания, способные оказывать влияние на
его поведение, в том числе и в момент совершения преступления, а
также на способность в полной мере осознавать фактический ха-
рактер и общественную опасность своих действий в момент со-
вершения деликта либо руководить ими?
2. Соответствует ли соматосексуальное развитие несовер-
шеннолетнего (обвиняемого или потерпевшего) усредненной воз-
растной норме? Если нет, то чем это несоответствие проявляет-
ся? Как оно могло повлиять на поведение несовершеннолетнего в
момент совершения преступления?
При задержке соматосексуального развития несовершеннолет-
него актуально выяснение:
1) его возможности осуществлять пенильно-вагинальные и
анально-генитальные контакты в качестве активного партнера;
2) выделять сперму;
3) степени зрелости спермы.
354
Но эти вопросы обычно адресуются судебно-медицинским
экспертам, хотя их можно разрешить в рамках судебно-
сексологической экспертизы.
Сомнение в способности несовершеннолетних обвиняемых
осуществлять сознательную регуляцию поведения может быть осно-
вано не только на свидетельских, медицинских или иных данных об
отставании в психическом развитии, но и на оценке сложности ситу-
ации, в которой действовал подросток.
Недостаточное осознание своих действий, слабость волевого
контроля за поведением в ряде случаев могут объясняться вполне ес-
тественной для подростков ограниченностью жизненного опыта,
легкостью возникновения некоторых эмоциональных состояний. Не-
сформированность личности, задержка психосексуального развития
несовершеннолетнего может существенно ограничивать диапазон
восприятия какой-либо ситуации, связанной с сексуальностью. По-
этому такой несовершеннолетний может неправильно оценивать по-
ведение своей жертвы. То же самое можно сказать и о потерпевших
несовершеннолетних, недостаточно развитых в психосексуальном
плане.
Естественно, что количество и суть вопросов зависит от кон-
кретности случая, поэтому дать алгоритм на все случаи невозможно.
Контрольные вопросы:
1.
В чѐм ценность доказательств биологического происхождения?
2.
Какие доказательства биологического происхождения вы знаете?
3.
Какие доказательства совершенного полового преступления можно обна-
ружить на половом члене преступника, каким образом и в какие сроки?
4.
Вопросы при назначении КССПЭ относительно обвиняемых?
5.
Вопросы при назначении КССПЭ относительно потерпевших?
6.
Какой приказ Минздрава РФ регламентирует проведение судебно-
медицинских экспертиз при половых преступлениях?
7.
Раскройте особенности взаимодействия следователя с медицинскими ра-
ботниками при сексуальном насилии в сельской местности.
*****
Глава 33
ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
ПРИ ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Судебно-медицинская экспертиза потерпевших и подозревае-
мых (обвиняемых) в случаях совершения половых преступлений,
предусмотренных главой 18 УК РФ, проводилась до 2003 г. в соот-
ветствии с «Правилами», утверждѐнными в 1966 и 1968 годах, а
355
ныне она выполняется в соответствии с разделами III и IV Приказа
МЗ РФ № 161 от 24.04.2003 г. Указанные «Правила…» и Приказ
направляли и направляют усилия эксперта на выявление физических
и биологических доказательств преступления на одежде и теле
предполагаемой жертвы или виновника происшествия, на веще-
ственных доказательствах.
Телесные повреждения и иные физические доказательства
сексуального насилия
Телесные повреждения при сексуальном насилии подразделя-
ют на экстрагенитальные и генитальные. Экстрагенитальные повре-
ждения у участников преступного события возникают, как правило,
при взаимодействии их друг с другом, а также с окружающими
предметами. В частности, на наличие и характер повреждений могут
оказывать особенности
ложа насилия
, интенсивность сопротивле-
ния жертвы, действия, навязываемые преступником.
В зарегистрированных случаях телесные повреждения у
взрослых жертв насилия имеют место достоверно чаще, чем в не за-
регистрированных. Только в 1% случаев изнасилования телесные
экстрагенитальные повреждения настолько серьѐзные, что требуется
госпитализация. Повреждения половых органов также требуют гос-
питализации только в 1% случаев. Знакомые жертве насильники
также способны причинять серьѐзные повреждения жертве, как и не-
знакомые.
5% взрослых мужчин становятся жертвами сексуального
насилия, они имеют тенденцию к приобретению в процессе насилия
более серьѐзных телесных повреждений, чем женщины. Дети более
травмируются физически в случаях совершения преступления не-
знакомым человекам, чем когда преступником является родственник
или знакомый.
Некоторые женщины по разным причинам симулируют наси-
лие. Но повреждения по своему характеру и локализации, полу-
ченные при реальном насилии, отличаются от повреждений, образо-
вавшихся в результате симуляции насилия. В последнем случае по-
вреждения характеризуются доступностью локализации для причи-
нения собственной рукой и ртом, множественностью, параллельно-
стью, чаще проявляются в виде царапин или поверхностных надре-
зов, иногда во взаимно перекрещивающихся направлениях, а также
укусами и так называемыми «засосами» на доступных участках тела.
С другой стороны, несомненно, что возможно изнасилование
без наличия каких-либо повреждений на теле жертвы, но в таких
случаях повреждения, характерные для борьбы, иногда обнаружи-
ваются на теле подозреваемого. Кроме того, необходимо направлять