Файл: Aronson_E_Pratkanis_E_R_Epokha_propagandy_Mekh.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 3938

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Термин культ применяется для описания некой модели социальных отношений в рамках группы. Глубинная суть этих отношений - зависимость. Члены культа зависят от группы и ее лидера в отношении большинства, если не всех, ресурсов, включая деньги, продовольствие и одежду, информацию, принятие решений и, что, возможно, важнее всего, чувство собственного достоинства и социальную идентичность. Эта зависимость выливается в конкретный паттерн отношений. Во-первых, культы имеют свойство быть в значительной степени сориентированными на лидера, так как лидер - источник всего насущно необходимого. Во-вторых, поскольку лидер настолько важен, нельзя его критиковать или подвергать пересмотру его доктрину и мнения.

Для культов характерна ситуация, когда власть лидера либо очень слабо

ограничена, либо не ограничена вообще (т. е. не существует никаких апелляционных инстанций и никаких возможностей в поисках справедливости обратиться за помощью к закону). Лидер обычно свободен от обязанности соблюдать культовые правила. Общение чрезвычайно централизовано, информация извне в рамках группы практически недоступна. Повестка дня, цели и рабочие задачи устанавливаются элитой. Наконец, учитывая важность группы для человека, все влияние и убеждение направлены на сохранение группы. Поощрения и наказания используются для поддержания власти лидера. Инакомыслие немедленно подавляется. Убеждение основано на простых образах и играет на эмоциях и предрассудках.


Хотя культы могут выглядеть странными и таинственными, их методы убеждения, в

большей или меньшей степени, представляют собой все те же основные

пропагандистские тактики, которые мы разбираем в этой книге. Культы просто

пользуются этими методами гораздо более систематически и полнее, чем это для нас привычно. Не стоит мистифицировать средства только потому, что конечный

результат оказывается драматическим и причудливым. Что же касается практики, в случае если кто-то из вас пожелает стать лидером культа, мы можем перечислить семь вполне земных, но тем не менее "доказавших свою эффективность", видов тактики для создания и поддержания культа.





1. Создайте собственную социальную реальность.




Первый шаг в создании культа должен состоять из создания собственной социальной реальности путем устранения всех источников информации, кроме тех, которые предоставляются культом. Штаб-квартира культа должна быть изолирована от остальной части мира - ферма в штате Орегон, изолированный дом на окраине города, джунгли в Гайане, комплекс в Вако, штат Техас, община у подножия горы Фудзияма. Если членам культа приходится оставаться в широком обществе (возможно потому, что необходим доход от их высокооплачиваемой работы), их следует изолировать психологически, занимая монотонным пением, чтением культовой литературы или непрерывной работой для культа. Почту членов культа нужно просматривать. Семье надо помешать посещать членов культа. Необходимо поддерживать строгие границы между "верующими" и "неискупленными" грешниками. Такая цензура может быть физической, т. е. она заключается в насильственном исключении посторонних и физическом обуздании заблудших членов культа. Однако гораздо практичнее обучить членов группы самоцензуре путем отнесения всего, что идет "не от культа", к тому, что "идет от дьявола".





Второй шаг в строительстве социальной реальности состоит в создании культового взгляда на мир. Затем эта картина мира используется членами культа для интерпретации всего происходящего.



Например, Джим Джонс учил, что существует постоянная угроза ядерной войны и что мир пропитан расизмом. Чтобы быть подготовленным к жизни в этом грешном и преступном мире, нужно быть готовым умереть. Проводились специальные тренировочные "самоубийства", чтобы подготовить членов группы к неизбежному нападению этого преступного мира на "Храм". "Церковь Унификации", владеющая газетой Washington Times и агентством United Press International, учит Божественному Принципу, доктрине, утверждающей, что человечество должно вернуть расположение и милость Бога путем уплаты возмещения (искупления) и благодаря появлению нового мессии (преподобного Муна). Таким образом, верующих подготавливают искупать грехи служением церкви и воспринимать

слово лидера как истину. Дэвид Берг, известный своим последователям как Моисей, создает социальную реальность для своих "Детей Бога" через множество "Писем Мо". Эти письма рассматриваются в качестве божественных откровений и не только описывают культовую теологию, но и дают руководство по интерпретации мировых событий. Например, "Письма Мо" сообщают членам культа, что те являются особенными и поэтому стоят над законом, что мир прогнил, и поэтому вполне приемлемо лгать и красть для церкви, и что секс с Бергом - хорошая идея. И Секо Асахара, и Дэвид Кореш учили, что мы живем в последние дни и что Армагеддон близок. Единственный способ выжить заключался в подготовке к защите, создании запасов оружия. "Движение за восстановление десяти заповедей Божьих" также учило, что наступит конец света (сначала 1 января 2000 года, а затем, когда это пророчество не сбылось, дата была отложена до 1 января 2001 года) и что единственный путь к спасению состоит в молитве, постах и сексуальном воздержании.


Чтобы реально ощутить полную власть культа, хотя бы только на мгновение

вообразите, что приняли их верования. Попытайтесь взглянуть на мир глазами члена культа. Пусть весьма причудливо, но мир оказывается имеющим смысл, возможно, впервые в жизни человека, приобщившегося к культу.


Для строительства социальной реальности полезно создать собственный язык и

жаргон. Например, члены "Divine light Mission" ("Миссия Божественного Света")

называют свои богослужения "satsang" и "darshan". "Церковь Унификации" называет обман "невосстановленных" (неспасенных) грешников "божественной хитростью". Сайентология учит, что "тетан" (душа) в своих многочисленных жизнях обременена "инграммами" (заблуждениями, уклонениями от истины), возникающими из-за дурных поступков. Кореш верил, что "Ветвь Давидова" была упомянута в "пятой печати*, то есть ее появление - это последнее событие в человеческой истории. Асахара учил своих последователей, что поскольку они перешли на более высокий астральный уровень, возвращение в этот мир причинит глубокую боль и страдание. "Врата Небес" относились к телу как к физическому транспортному средству или контейнеру. "Самоубийство* для них означало возможность перейти на следующий уровень (в противоположность общепринятым воззрениям на убийство человеком самого себя). С культовой точки зрения их самоубийство было не чем иным, как всего лишь заменой имеющейся машины на новую с целью предпринять путешествие в новую страну. Хороший словарь полезен, чтобы показать вещи под "правильным" углом зрения. Путем обучения набору клише типа "буржуазный менталитет*, "сознание Кришны", "от мира" и "в Боге" любое событие быстро определяется как хорошее или дурное, и критическое мышление резко обрывается.




Когда дело доходит до обучения вашей социальной реальности, следует иметь в виду еще один дополнительный момент: повторяйте свое послание вновь и вновь.

Повторение делает сердце более любящим, а достаточно часто звучащий вымысел

может в конце концов уподобиться факту.





2. Создайте гранфаллун.




Техника гранфаллуна требует создания как общности приверженных группе последователей, так и внегрупповой общности неспасенных. Эта техника позволяет вам управлять адептами, постоянно напоминая им: "Если вы

хотите быть избранными, тогда и действуйте, как избранные. Если вы не избраны, то вы нечестивцы и неспасенные грешники. Чтобы спастись, надо действовать так, как от вас ожидают". Испытанные члены группы служат ролевыми моделями и наставниками в том, как себя вести новым членам группы. Чтобы добиться конформизма, применяется интенсивное групповое давление. Результат -

однородность мнений и поведения в культе, которые затем служат дальнейшему

подкреплению культовой практики - если это делают все, значит, это правильно.


Человек по имени Лав Изреил (Love Israel)*, глава "Церкви Армагеддона", учит

своих последователей, что он - "царь" и "посредник Христа, соединяющий членов

группы с небесами". Он приказывает последователям: "Не пользуйся своим малым

внутренним разумом. Пользуйся большим разумом, разумом коллективной семьи. Мы - твой разум". Лав Изреил понимает технику гранфаллуна.


Новичков нередко втягивают в гранфаллун при помощи практики, получившей название "бомбардировка любовью", - члены культа изливают на вновь прибывшего внимание, одобрение и поддержку. Вербовщиков культов учат зеркально отражать интересы и аттитюды потенциального нового члена, создавая таким образом впечатление наличия гармонии и взаимопонимания между новичком и культом. Чтобы сохранить эту поддержку и одобрение, новичок должен подчиняться группе.



* Это имя (Love Israel) можно перевести как "возлюбленный избранник божий". -

Прим. перев.



Обязательным компонентом создания групповой общности из сторонников является

создание социальной идентичности - образа того, чем являемся "мы". Присоединение к культу представляет собой разрыв с "другим" миром и принятие этой новой идентичности. Многие культы требуют "крещения" или других видов инициации, посвящения, чтобы обозначить принятие этой новой идентичности. Можно дать новое имя; все члены базировавшейся в Филадельфии группы "MOVE"* приняли фамилию "Африка"; члены "Церкви Армагеддона" используют фамилию "Изреил". Кришнаиты носят выделяющиеся ритуальные оранжевые одеяния и питаются по специальной вегетарианской диете. Первые последователи Сан Мьюнг Муна часто не имели собственной одежды, они ею делились друг с другом; когда одежда пачкалась, они отправляли ее в стирку и брали другой набор из запасов коммуны. Таким образом, даже самый простой индикатор собственной личности - то, во что человек одевается, - принадлежит группе. Ритуал "satsang" "Миссии Божественного Света", или религиозная проповедь, выстроен так, чтобы подталкивать новых членов пробовать отвечать на вопрос: "Кто такой недоношенный ребенок [термин, обозначающий члена группы]?". Члены "Church of God followers" ("Церковь последователей Бога") принимают новые библейские имена. Чтобы еще более увеличить сплоченность группы, всех новичков обязывают утром перед завтраком выучить по три стиха из Библии. Члены "Ветви Давидовой" полагали, что они были избранными мучениками, которые будут призваны править в грядущем Царстве Божием. Члены группы "Аум Синрике" носили особенную одежду и ритуальные костюмы, питались по уникальной диете из "Аум-продуктов" (необработанный рис, морские водоросли, творог из бобовых растений и тушеные овощи) и практиковали очистительные обряды, промывая ноздри с помощью нитки и теплой воды или провоцируя себе рвоту, выпив около 5 литров жидкости.



Внешние атрибуты верующего - новое имя, отличительная одежда, специальная диета - подтверждают, что этот член группы действительно является избранным. Все, что требуется для сохранения этого высоко ценимого членства, - всего лишь врастать в эту новооткрытую жизнь и, конечно, продолжать повиноваться.



* Move - движение. Полное название группы "The American Christian Movement for Life" ("Американское христианское движение за жизнь"), - Прим. перев.



Обратная сторона тактики гранфаллуна - создание внегрупповых объектов для

ненависти. "Дети Бога" учат членов своей группы ненавидеть родителей. В одном из "Писем Мо" прямо утверждается, что любые родители порочны и злонамеренны, не они являются истинной семьей, теперь мы - твоя семья. Китайские тюремные надзиратели учили американских военнопленных, что капиталистическая система безнравственна и коррумпирована. "Церковь Унификации" учит, что только верующие будут воскрешены, когда настанет час окончательного пришествия Бога. "Церковь Армагеддона" наставляет, что "мир" порочен. Играя на давних японских предрассудках, "Аум Синрике" утверждала в своем учении, что евреи были инструментом Сатаны и что ведутся приготовления к окончательной войне между Японией и Соединенными Штатами (которыми управляют евреи). Разумеется, любой враг Аум, попавший в поле восприятия члена культа - японский император, Мадонна или Билл Клинтон, - получал ярлык "еврея". Члены "Врат Небес" верили, что остальное человечество состояло из "недоделанных" ангелов, которые были изгнаны за непригодностью, точно так же как Люцифер, не оправдавший надежд Бога. Сочинение внешних "злонамеренных" групп служит двойной цели: создать у членов культа ощущение удовольствия от того, что они входят в собственную группу ("я рад, что я не такой, как они"), и увеличить их страх перед возможностью покинуть эту группу и перестать ее поддерживать ("я не хочу быть таким, как они; я не могу допустить, чтобы они захватили мир").



Если методы гранфаллуна применяются правильно, то вы добьетесь успеха в

порождении страха перед "внешним" миром и во внушении веры в то, что культ - это единственное решение для счастливой жизни. Таким образом, жизнь вне культа - единственного решения жизненных проблем - невозможна.





3. Свяжите человека обязательством с помощью "западни рационализации". Культы

добиваются гарантированного повиновения своих членов, порождая спираль

возрастающей преданности; член культа сначала соглашается на простые требования, которые становятся все более и более серьезными.




Джим Джонс пользовался именно такой техникой, добиваясь с каждым последовательным шагом все большего доверия своих последователей. Можно пролить свет на финальное массовое самоубийство, если мы будем рассматривать его как звено в цепи событий.


Давайте начнем сначала. Джим Джонс был энергичным оратором и проповедником.


Легко понять, как подобный Джонсу харизматический лидер умудрялся извлекать

деньги у членов церкви. Как только они связали себя обязательством давать в дар небольшую сумму денег в ответ на его весть о мире и всеобщем братстве, Джонс мог требовать и получать намного больше. Затем он побудил людей увеличить их регулярные пожертвования, чтобы поддержать церковь. Джонс часто просил членов своей группы проходить тесты лояльности, вроде просьбы поставить свою подпись под бланком признания в "грехах", например, в склонности к гомосексуализму или в совершении анормальных сексуальных актов. Джонс постоянно твердил членам группы: "Если вы действительно преданы, вы должны быть готовы сделать для церкви все, что угодно".


Затем Джонс заставил членов группы продать их дома и отдать вырученные деньги

церкви. Вскоре по его требованию некоторые последователи снялись с места, бросив семью и друзей, чтобы начать новую жизнь в Гайане. Там они не только упорно трудились (таким образом увеличивая свою преданность), но и были отрезаны от возможных неортодоксальных, диссидентских взглядов; они были окружены "истинными верующими". Цепочка событий вела дальше и дальше. Джонс допустил сексуальные вольности с несколькими замужними женщинами из числа своих последовательниц, которые молча, хотя и неохотно, на это согласились; Джонс объявил себя отцом их детей. Наконец, в качестве прелюдии к кульминационному событию Джонс заставил своих последователей исполнить ряд проверочных мнимых ритуальных самоубийств, как испытание лояльности и повиновения. Так постепенно росла преданность Джиму Джонсу. Каждый шаг сам по себе не был ни огромным, ни абсурдным скачком в сравнении с предыдущим.


Связав себя начальными обязательствами, человек чувствует себя не вправе

нарушать данное им слово, изменяя делу. Чтобы оправдать восприятие этого

начального обязательства, член культа нередко согласен делать все больше и

больше, чтобы связать себя еще более серьезными обязательствами. Таким образом, разрешение диссонанса и сохранение представления о самом себе как о человеке, выполняющем свои обязательства, формируют мощную западню рационализации.


Культы пользуются и другими эмоциональными ловушками. Они часто одаривают

новичков вниманием и подарками (например, бесплатной пищей, дружеским отношением или, в случае с "Детьми Бога", сексом с членом культа). Затем, в соответствии с логикой нормы взаимности, наступает время, когда вновь прибывший должен кое-что сделать для группы - или, по крайней мере, не проявлять грубость и невоспитанность, уходя в разгар представления лидера новичкам. Грешник может уменьшить свою вину, подарив культу все, чем он владеет. Смятение, вызванное принудительным сексом с лидером, можно успокоить, полагая, что человеку полезно подвергать себя такой самоотверженной "дисциплине". Жестокость к людям из "внешнего" мира, вроде родителей, оправдывается необходимостью еще большей жестокости. Ощущение, что отдав все культу, ты сделал глупость, преодолевается рациональным объяснением этого как проявления приверженности благородному делу. Исповеди используются, чтобы разоблачать прошлые нежелательные чувства и поступки членов группы; с помощью такой информации лидер может заставить члена культа ощутить себя лицемером, не принимающим "искупления", предлагаемого культом.