ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 4216
Скачиваний: 6
Обратите внимание также на то, что, проделав все это, член культа сталкивается с дилеммой: "Как я могу объяснить все, что я сделал, тем, кто вне группы?". Это требует разумного, логически последовательного оправдания, которое не так-то легко найти. Ловушка рационализации захлопнулась.
4. Обеспечьте способность лидера внушать доверие и быть привлекательным.
Большинство культов имеет мифы о лидере - истории и легенды о жизни и эпохе
лидера культа, переходящие от одного члена группы к другому.
Биографы "Церкви Унификации" сравнивают рождение Муна в местечке Пьянг-бак в Северной Корее с рождением Иисуса в Вифлееме - оба произошли ночью, в маленьких неизвестных деревнях, и оба имели предзнаменованием появление небесного тела. Когда Муну исполнилось шестнадцать лет, ему явился Иисус и сказал: "Ты завершишь духовное спасение человечества, будучи воплощением второго пришествия Христа". Согласно легенде "Божественного Света", Махарадж Джи (Maharaj Ji) еще ребенком уже был крупным духовным лидером и учителем и поэтому был назначен возглавить святую семью в Индии. В ответ на вопрос "Так кто же такой гуру Махарадж Джи?" "недоношенные дети" (новички культа "Божественного Света") нередко отвечают: "Гуру Махарадж Джи - Бог". После начального периода идеологической обработки тюремщики в коммунистических китайских концлагерях стремились сохранять образ мудрых и заботливых преподавателей, чья работа заключалась в наставлении на путь истины сбившегося с него заключенного. Лидер "Детей Бога" Дэвид Берг, якобы
благословленный в чреве матери и благодаря этому уподобившийся Моисею, Иеремии, Езекиилю, Даниилу и своему тезке Давиду, являлся осуществлением многих библейских пророчеств. Силы Дэвида Берга, описанные в его брошюре "Истинная история Моисея и Детей Бога", настолько велики, что "можно даже дать отпор дьяволу от имени Дэвида, и он убежит. Никакая сила в мире не может противостоять силе Дэвида". Члены "Ветви Давидовой" считали Кореша вторым Христом или новым мессией, который исполнял пророчество "Книги Откровения" Иоанна Богослова. Согласно легенде "Аум Синрике", Секо Асахара обладал поразительными способностями, например, мог левитировать, около часа жить под водой без кислорода и тому подобное. Асахару изображали на фотографиях с далай-ламой, который якобы заявил, что "у него (Асахары) душа Будды", и поручил ему миссию спасения Японии. Маленькая порция крови Асахары была продана за 7 тысяч долларов, а грязная вода после его купания в ванне пошла по восемьсот долларов за кварту*, еще больше подкрепляя легенду о его божественной природе.
* Около 1 литра. - Прим. перев.
Какова цель таких мифов? Культы требуют от своих членов участия в экстремальных поступках - отказ от детей и семьи, секс с лидерами и незнакомцами, практика самоубийств. Вспомните, ранее (глава 22) мы отметили, что экстремальные требования порождают диссонанс; мы охотнее исполним экстремальные требования, если обычные средства для снижения диссонанса недоступны (например, умаление авторитета требующего), и если мы можем дать рациональное объяснение своим экстремальным действиям, мы должны делать это для Бога и для спасения всего человечества. Трудно не повиноваться человеку, которого считают "сыном Бога* или по крайней мере благословенным по божественному замыслу. Любой человек в здравом рассудке должен стремиться быть на него похожим и уподобляться такому святому
человеку.
5. Посылайте членов группы обращать в свою веру неспасенных грешников и
собирать средства для культа, "свидетельствования" перед необращенными имеют
очевидное преимущество приобретения новых адептов.
Вероятно, не менее важно и то, что прозелитизм может гарантировать постоянную занятость членов культа самовербовкой, или самоубеждением.
Акт "свидетельствования" требует, чтобы член группы заново формулировал перед множеством разных людей положительные преимущества пребывания в культе. Отыскивая аргументы для убеждения других, члены культа убеждают самих себя. В рекомендациях, данных членам культа, многие культы поощряют их приукрашивать, насколько они были плохими, порочными (наркоманы, сексуально распущенные, живущие пустой жизнью) до присоединения к культу. Чем хуже вы были, тем большее одобрение получаете от группы. Постоянно пересказывая эти истории, члены культа начинают верить в способность культа произвести перемену и в то, насколько безнадежным было бы их положение без этого.
Евангелистская деятельность также усиливает решимость. Каждый случай
"свидетельствования" или попытки навязать культ посторонним, вероятно, вызовет отрицательные реакции или нападки на культ. Защищая свои верования, члены культа учатся отражать широкий спектр атак, таким образом, как бы делая себе прививку против подобного рода нападок и посредством этого сохраняя веру в культ (см. главу 38).
6. Отвлекайте членов группы от обдумывания "нежелательных" мыслей.
Большинство культовых доктрин трудно принимать всерьез, еще труднее с ними соглашаться и верить в них.
Член культа, особенно новичок, скорее всего, подвергнет сомнению и будет искать контраргументы против таких базовых принципов, как ценность отказа от всего, что ты имеешь, в пользу культа, особенно если это новый спортивный автомобиль, и достоинства работы по шестнадцать часов подряд с передачей всех доходов культовым лидерам. Старая рекламная мудрость "Если нечего сказать, пой", вероятно, больше нигде не применялась с такой интенсивностью. Итак, собственно, как же лидер культа отвлекает члена своей группы от внимательного изучения и от сомнений в правильности культовой доктрины?
*Дети Бога" пользуются комбинацией методов. Во-первых, они никогда не оставляют новичков наедине с их мыслями. Громкоговоритель постоянно передает стихи из Библии и "Письма Мо", а инструктор повсюду следует за новичком, - даже когда тот направляется в ванную. Новичка лишают еды, питья и сна. Трудно думать, когда ты голоден, измучен жаждой и утомлен. Известный депрограммист Тэд Патрик прошел через эту идеологическую обработку; причем ему не давали спать по сорок четыре часа. Вот как он описывает свои ощущения:
"Сначала ты безумно мечтаешь о тишине - всего лишь пять минут покоя и уединения. Затем твои чувства постепенно немеют - ты привыкаешь к постоянному шуму. Сраженный усталостью, ты перестаешь по-настоящему воспринимать то, что тебе говорят. Ты больше не слышишь отдельные слова, только поток болтовни и резких выкриков. Я предполагаю, что именно в этот момент программирование начинает действовать - когда сознание перестает функционировать из-за усталости и вся эта пропаганда начинает просачиваться в твое подсознание".
В культах существуют и другие способы подрыва поисков контраргументов.
Монотонное скандирование и пение мешают думать о чем-то помимо скандирования и песни. Медитации, подобные тем, которым предаются последователи "Миссии
Божественного Света", в ходе которых "недоношенное дитя" часами пытается
мысленно представить свет, услышать музыку, вкусить нектар и воспроизвести
первичные вибрации бытия, не дают медитирующему сосредоточиться на других, более мирских заботах. Аум применяет целый набор методов контролирования мышления, включая наркотики, шлемы PSI, лишение сна и медитацию. Непрекращающаяся деятельность типа прозелитизма, работы, приготовления пищи для других членов группы и уборки за ними еще более ограничивает возможность глубокого размышления и личной рефлексии.
Как только новичок принимает культ, возникает задача дальнейшего предотвращения внимательного изучения и мыслей о достоинствах членства в группе. Это можно сделать, объявив любую "неприятную мысль" дурной и исходящей от дьявола.
Например, если член группы сомневается в приказе лидера или начинает задаваться вопросом о достоинствах каких-то конкретных теологических взглядов, ему рекомендуется считать, что это "вне Бога" или "от Сатаны", и этому следует дать отпор. От кришнаитов требуют часто принимать холодный душ, чтобы устранить мысли о сексе. Члены культа, таким образом, становятся собственной "полицией сознания". Если это не срабатывает, возможно, нужны более откровенные методы. Например, в Джонстауне Джим Джонс требовал от женщин в своем культе в качестве наказания за неправильные мысли публично заниматься сексом с кем-то из презираемых ими мужчин. Если родители не повиновались, Джонс заставлял их дочерей на глазах у всех мастурбировать или публично заниматься сексом с неприятным им членом культа. "Аум Синрике" помещала тех, кто не повиновался или пытался сбежать, в болезненные горячие ванны (+117° по Фаренгейту, т. е. свыше +47° по Цельсию) или в крошечные камеры, где был только туалет и телевизор, день и ночь ревущий голосом Асахары. Те, кто это наблюдает, тоже получают предупреждение: контролируйте свои мысли или, по крайней мере, их выражение.
7. Фиксировать воображение членов культа на фантоме.
Преуспевающий лидер культа всегда манит правоверных представлением о земле обетованной и видением лучшего мира.
Члены "Церкви Унификации" следуют и внимают доктрине о "Господе Второго
Пришествия", поэтому они могут быть возрождены в состоянии совершенства на
третьей и конечной стадии Завета. Джим Джонс предложил Джонстаун бедным жителям Сан-Франциско как место, которое, конечно, потребует тяжелого труда, но зато даст членам группы возможность "комфортабельно жить - у вас будет собственный дом, хорошая школа, колледж, плавание, рыбалка". Точно так же коммуна XIX века в Онейде трудилась над построением "небесного царства на земле"*. Корпорация многоуровневого маркетинга Amway предлагает новым членам выбрать свою "Мечту" - новый "Кадиллак", летний дом, новое ранчо или что угодно еще, что они хотели бы получить, продавая товары Amway. Верующие "Миссии Божественного Света" прилагают усилия к тому, чтобы увидеть свет во время медитации и таким образом перестать быть "недоношенным ребенком". Этого можно достичь служением и преданностью гуру Махарадж Джи. Кришнаиты верят, что их пение и танцы предотвратят или отсрочат неизбежный закат и гибель человечества. "Аум" и "Ветвь Давидова" предлагали выживание в предстоящем крушении мира. В Церкви сайентологии Л. Рона Хаббарда верующие добиваются состояния "клиров". Чтобы стать "клирами", они дорого платят за посещение занятий по сайентологии; ревностные члены группы способны потратить
от десяти до пятнадцати тысяч долларов за месяц.
Фиксируя пристальный взгляд члена группы на фантоме из будущего, вы
обеспечиваете мощный стимул, чтобы продолжать служение данной группе. Верующие будут опасаться прекращать работать из боязни, что они или мир не получат желанный приз, если они хотя бы раз прервутся. Подсчитано, что средний мунист работает ради идеи по шестьдесят семь часов в неделю. Весьма вероятно также, что самые "свежие" новички окажутся пребывавшими в состоянии отчаяния. Фантомы способны создавать надежду - мощный мотиватор человеческого поведения, порождая ощущение цели и предназначения.
* Христианско-коммунистическая утопическая коммуна, которая жила одной семьей из обобществленных мужчин, женщин и детей, достигала численности в триста человек и существовала с 1848 по 1880-е годы в штате Нью-Йорк. - Прим. перев.
Представляя эти семь тактик, мы, вполне очевидно, не ставили себе целью побудить читателей этой книги заняться созданием собственных культов. Поскольку "промывание мозгов" порой рассматривается как некий "фокус-покус", некоторые люди склонны отрицать вполне реальную силу тактик, применяемых культами. Другие, напротив, склонны приписывать культам всяческие магические силы и трепещут перед ними, опасаясь их способностей контролировать сознание. Обсуждая тактики убеждения, используемые культами, мы пытаемся частично снять покров тайны и в конечном счете снизить опасность культов.
Но есть и еще одна причина, по которой необходимо разобраться в тактиках
убеждения, используемых культами. Культы применяют те же тактики убеждения,
которыми нередко пользуются другие пропагандисты; культы просто используют их
старательнее и тотальнее. Возможно, было бы полезно перечитать это обсуждение
темы, и вместо того чтобы размышлять о культах, подумать о своих повседневных
социальных группах, вроде семьи, церкви, страны или места работы, и спросить:
"Какие формы пропаганды присутствуют в моей жизни? Как я завишу от групп, в
которых живу? Не являются ли группы, в которых я живу, культовыми по своему
характеру, и если так, то что мне делать?".
ПРОПАГАНДА В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ: АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ НЕУВЕРЕННОСТИ
Шел 1924 год, и молодой честолюбивый художник по имени Адольф Гитлер, размышляя, сидел в своей тюремной камере. Как и многим другим представителям его поколения, ему было тягостно мириться с поражением Германии в Мировой войне, войне, на которой он безрезультатно исполнил свой долг в качестве бойца передовой. Он остро ощущал унижение своей страны наказанием, продиктованным Версальским договором. Адольф Гитлер обдумывал, как же это все произошло.
Гитлер полагал, что одним из ключевых факторов в поражении Германии было умелое использование пропаганды британским и американским правительствами. Вот как он написал об этом:
"Но только во время войны стало очевидно, каких огромных результатов можно
добиться путем правильного применения пропаганды. Здесь опять, к сожалению, все исследования придется проводить на опыте вражеской стороны, поскольку такого рода деятельность с нашей стороны была, по меньшей мере, скромной... Ибо то, чего мы не делали, враг делал с поразительным мастерством и прямо-таки блистательным расчетом. Я сам научился очень многому из этой вражеской военной пропаганды".
Чему Гитлер научился у военной пропаганды стран Антанты? И британцы, и
американцы создали руководящие комитеты и организации по разработке и
распространению пропаганды. Например, в Соединенных Штатах Комитет по
информированию общественности (Committee on Public Information - CPI),
прозванный Комитетом Крила по имени его руководителя, газетного редактора
Джорджа Крила (Creel), помогал обучать "четырехминутных людей", добровольцев,
обычно выступавших на местных митингах и собраниях в пользу военных усилий. CPI поощрял киноиндустрию создавать фильмы в пользу войны и следил, чтобы "факты" о войне широко распространялись в печати.
Однако наиболее поразительным аспектом британской и американской пропаганды были "истории о злодеяниях и зверствах" - сообщения о жестокостях, якобы совершаемых врагом по отношению к невинным гражданским жителям или пленным солдатам. Цель таких рассказов заключалась в укреплении решимости бороться (мы не можем допустить победы этого жестокого монстра) и в убеждении граждан, что эта война является морально оправданной (создание западни рационализации). Например, распространялись слухи, что немцы варили трупы вражеских солдат, чтобы делать мыло, и что они жестоко Обращались с гражданами оккупированной Бельгии. Большой шум удалось поднять по поводу казни английской медсестры, служившей в Брюсселе и помогавшей солдатам союзников вернуться на фронт, и в связи с потоплением немцами роскошного лайнера "Лузитания", который "случайно" вез оружие и военные
припасы. Хотя некоторые из этих историй о злодеяниях содержали крупицу правды, другие были очень преувеличены, а третьи и вовсе были чистым вымыслом.
Гитлер понял, что если Германии когда-либо суждено восстановить достоинство и
выиграть следующую войну, для этого надо обойти союзников в войне, называемой
убеждением. Он наметил в общих чертах план атаки в двух главах книги, которую написал в тюрьме, Mein Kampf ("Моя борьба"). Для Гитлера пропаганда была средством достижения цели - в данном случае возвышение немецкого государства и создание и сохранение господства нацистской партии. В связи с этим убеждение не контролировалось никакой этикой; существовало только правило успеха или неудачи. Как выразился Гитлер, рассуждая о пропаганде, "самое жестокое оружие является гуманным, если с его помощью удалось достичь более быстрой победы".