Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1906
Скачиваний: 25
поведения
,
в
то
время
как
на
образе
,
выбранном
для
фиксации
,
внимание
удерживают
дольше
,
что
позволяет
обеспечить
его
доминирование
и
в
большей
степени
усвоить
именно
позитивный
образ
.
Для
этой
же
цели
образы
устраняемых
вариантов
поведения
представляют
с
«
ослаблением
параметров
» (
яркости
,
цветности
,
размеров
,
расстояния
до
них
и
т
.
п
.),
а
образы
предпочтения
-
наоборот
,
с
усилением
этих
характеристик
.
По
аналогичной
схеме
проводят
лечебные
воздействия
в
пределах
аудиальной
системы
.
Негативные
,
патогенные
образы
замещают
контрастными
по
отношению
к
ним
позитивными
образами
,
ослабляющими
их
действие
.
Кроме
содержания
,
контрастные
изменения
слуховых
образов
могут
затрагивать
громкость
,
темп
.
При
наличии
«
заинтересованности
»
в
процессе
заболевания
и
хороших
психотерапевтических
возможностей
у
ольфакторной
системы
используют
контрастное
воспроизведение
соответствующих
запахов
.
Чаще
они
выполняют
нагрузку
адекватного
сопровождения
,
позитивного
или
негативного
фона
для
манипуляций
в
пределах
других
систем
и
уровней
.
Эффективны
парадоксальные
дополнения
и
видоизменения
негативного
образа
(
см
. «
Метод
психомоделирующего
гротеска
»).
Аудиальные
,
ольфакторные
и
прочие
контрастные
психосенсорные
представления
по
мере
освоения
,
вслед
за
визуальными
,
постепенно
присоединяют
к
когнитивным
противопоставлениям
.
Кроме
позитивных
интегративных
комплексов
в
качестве
контраста
могут
использоваться
негативные
противопоставления
-
переживание
состояний
и
ощущений
или
сравнение
с
состояниями
и
ощущениями
,
еще
более
отрицательными
,
чем
те
,
которые
решают
преодолеть
.
На
втором
этапе
,
к
которому
приступают
после
освоения
манипуляций
первого
этапа
,
окончательно
нейтрализуют
дезадап
-
тивный
когнитивно
-
поведенческий
стиль
,
осуществляя
его
негативное
подкрепление
физическими
упражнениями
,
манипуляциями
и
фармакологическими
препаратами
,
вызывающими
отрицательные
ощущения
.
Они
имеют
имитационный
характер
,
играют
роль
плацебо
-
средств
(
см
. «
Метод
телесно
-
фиксированной
и
фармакологической
имитации
,
негативного
подкрепления
и
моделирования
»).
Истинная
цель
этих
физических
упражнений
,
псевдоакупрессуры
(
плацебопрессуры
)
и
плацебофармакотерапии
-
формирование
условного
рефлекса
,
подавляющего
аномальное
,
негативное
поведение
,
скрытое
принуждение
к
отказу
него
,
создание
условий
,
обременяющих
болезнь
,
лишающих
ее
выгодности
.
Пациент
подсознательно
предпочитает
отказаться
от
удержания
симптомов
,
чтобы
избежать
таких
«
медицинских
назначений
».
Важно
,
чтобы
он
не
догадывался
об
их
истинной
сущности
.
Подобные
упражнения
,
фармакологические
средства
,
воздействия
и
задания
используют
при
низком
темпе
выздоровления
,
применяют
при
каждом
рецидиве
симптоматики
заболевания
.
Пациенту
их
преподносят
как
«
нейрофизиологические
», «
соматоп
-
сихические
», «
фармакологические
(«
биогенные
стимуляторы
»,
«
аминокислоты
», «
ноотропы
»)
или
акупрессурные
средства
,
стимулирующие
системы
биологической
защиты
и
саморегуляции
,
спасающие
нервную
систему
от
разрушительного
воздействия
стрессов
».
Детям
объясняют
,
что
это
лекарства
,
точки
и
упражнения
, «
отпугивающие
»
грусть
,
страх
,
тренирующие
характер
и
т
.
п
.
С
этими
же
целями
на
данном
этапе
сам
больной
или
его
родственники
проводят
верификацию
, «
взвешивание
симптомов
»
или
«
тест
на
выявление
истины
».
Первоначально
осуществляют
суггестивную
подготовку
-
предлагают
сравнивать
истинность
и
глубину
неприятных
переживаний
и
ощущений
,
типичных
для
данного
пациента
,
с
другими
,
главным
образом
физическими
переживаниями
и
ощущениями
.
В
качестве
таковых
используют
описанные
выше
«
акупрессурные
»
воздействия
или
интенсивное
сжатие
кожной
складки
,
например
,
в
тыльной
области
предплечья
.
Пациенту
объясняют
,
что
для
более
глубокого
понимания
степени
беспокоящих
его
симптомов
необходимо
каждый
раз
при
их
появлении
проводить
самостоятельно
или
с
помощью
родственников
подобный
«
тест
».
Итогом
,
как
правило
,
является
постепенное
угасание
первоначальных
симптомов
,
которые
нейтрализуются
таким
«
взвешиванием
».
С
момента
,
когда
будет
четко
воспроизводиться
весь
стереотип
интегративных
опережающих
адаптивных
реакций
(
контрастных
позитивных
противопоставлений
),
левую
,
негативную
часть
карточки
отрезают
и
выбрасывают
-
это
косвенно
внушает
,
символически
демонстрирует
полное
освобождение
,
окончательный
отказ
от
дезадаптивного
стиля
поведения
.
Правую
,
позитивную
часть
сохраняют
и
неопределенно
долго
носят
с
собой
,
демонстрируя
принятие
адаптивного
когнитивно
-
поведенческого
стиля
.
На
третьем
этапе
подготавливают
пациента
к
использованию
полученных
навыков
в
условиях
моделирования
контакта
с
нега
-
тивными
факторами
,
провоцирующими
стереотип
дезадаптивного
поведения
.
Для
этого
последовательно
проводят
визуализацион
-
ный
,
а
далее
ролевой
тренинги
.
Для
своевременности
включения
интегрированных
опережающих
адаптивных
реакций
выделяют
триггеры
-
сигналы
,
требующие
«
немедленного
реагирования
»,
внутренние
(
определенные
мысли
или
эмоциональные
состояния
)
или
внешние
(
психотравмирующие
ситуации
,
объекты
,
люди
,
пространства
и
т
.
д
.) (
см
.
метод
«
Нейтрализация
патогенных
триггеров
негативного
поведения
»).
При
распознавании
этих
сигналов
производят
соответствующие
манипуляции
.
На
первом
,
визуализационном
тренинге
,
совершенствуют
применение
усвоенных
навыков
по
созданию
адаптивной
реакции
при
зрительном
представлении
контакта
с
негативными
факторами
,
характерными
для
заболевания
данного
пациента
.
На
втором
,
ролевом
тренинге
,
к
которому
переходят
после
успешного
проведения
первого
,
проводят
приближенное
к
жизни
моделирование
,
разыгрывание
проблемных
ситуаций
,
в
процессе
которого
отрабатывают
усвоенные
упражнения
.
В
ролевые
тренинги
при
необходимости
вовлекают
персонал
,
других
пациентов
или
родственников
больного
.
Критерием
успешности
выполнения
обоих
тренингов
является
степень
уверенного
снятия
отрицательных
эмоций
.
При
наличии
положительных
результатов
полученные
навыки
применяют
далее
в
условиях
реального
контакта
с
психотравмирующими
факторами
.
На
четвертом
этапе
закрепляют
полученный
эффект
динамическим
наблюдением
и
проведением
необходимой
коррекции
отклонений
от
адаптивного
когнитивно
-
поведенческого
стиля
.
Для
повышения
степени
устойчивости
достигнутых
в
ходе
лечения
успехов
,
с
учетом
индивидуальной
необходимости
осуществляют
поддерживающие
сеансы
.
Глава
10
МЕТОД
КУМУЛЯЦИИ
РАДОСТИ
(
НАКОПЛЕНИЕ
ЭЙФОРИИ
)
Метод
кумуляции
радости
(
накопления
эйфории
)
направлен
на
увеличение
«
суточной
дозы
»
положительных
эмоций
,
дефицит
которых
переживают
все
лица
с
пограничными
и
аддиктив
-
ными
расстройствами
,
особенно
страдающие
депрессиями
.
Он
включает
в
себя
следующие
приемы
:
1.
вчувствование
и
самоанализ
;
2.
позитивную
интерпретацию
;
3.
пролонгацию
и
вербализацию
позитивных
впечатлений
;
4.
ретроспективную
кумуляцию
радости
;
5.
мимико
-
пантомимическое
подкрепление
;
6.
усиление
степени
приятных
ощущений
и
эмоций
с
помощью
отсрочки
исполнения
желаний
;
7.
удовольствия
по
контрасту
;
8.
индукцию
радости
;
9.
адекватные
гедонистические
акции
.
Предварительно
составляют
диаграмму
среднесуточного
баланса
положительных
и
отрицательных
эмоций
,
типичного
для
данного
пациента
.
Это
позволяет
наглядно
определить
«
эмоциональную
ситуацию
»
и
дает
точку
отсчета
для
последующей
коррекции
.
Более
демонстративна
круговая
диаграмма
,
в
которой
выделяют
два
сегмента
,
каждый
из
которых
по
своей
площади
пропорционален
соответствующей
эмоции
.
Желательно
левую
часть
диаграммы
отводить
для
отражения
отрицательных
эмоций
,
а
правую
-
положительных
(
для
скрытой
демонстрации
их
доминирования
в
будущем
).
При
этом
представленность
каждого
типа
эмоций
выражают
в
процентах
(
см
.
рис
. 4).
Рис
. 4.
Среднесуточный
баланс
эмоций
Далее
в
течение
дня
пациент
с
целью
самодиагностики
тренируется
оценивать
свое
эмоциональное
состояние
по
пятибалльной
системе
,
в
которой
самое
плохое
настроение
оценивается
в
1
балл
,
а
самое
хорошее
в
5
баллов
.
Кроме
этого
в
данном
методе
используется
иерархическая
шкала
удовольствий
и
источников
положительных
эмоций
,
составленная
на
диагностическом
этапе
.
Здесь
ее
несколько
усложняют
-
каждую
позицию
оценивают
в
баллах
,
учитывая
то
,
какой
объем
приятных
впечатлений
она
способна
давать
.
Как
и
в
предыдущей
градации
эмоционального
состояния
,
здесь
в
5
баллов
оценивается
способность
давать
максимальное
удовольствие
.
В
эту
шкалу
включают
все
,
что
доступно
в
качестве
источника
положительных
эмоций
конкретному
пациенту
-
от
творчества
,
социальной
деятельности
,
хобби
,
семейного
общения
и
т
.
п
.
до
вещей
более
простых
,
«
приземленных
» -
еды
,
сна
,
интимных
отношений
,
водных
процедур
,
массажа
,
самомассажа
и
др
.
Лица
,
страдающие
зависимостями
в
соответствующем
месте
шкалы
,
учитывая
степень
получаемого
удовольствия
,
устанавливают
проблемное
вещество
или
объект
.
Необходимо
включить
в
нее
и
позитивные
воспоминания
(
позитивная
ретроспекция
).
Далее
осуществляют
приемы
,
кумулирующие
радость
:
1.
Вчувствование
и
регистрацию
проводят
соответственно
сенсорным
системам
-
анализируют
разнообразные
ощущения
,
связанные
с
восприятием
внутренней
и
внешней
среды
.
Пациент
должен
почувствовать
,
осознать
,
«
зарегистрировать
»
то
,
что
он
видит
,
слышит
,
воспринимает
через
все
каналы
восприятия
.
Оценивают
состояние
природы
,
особенности
интерьера
,
окружающих
людей
и
т
.
п
.
Фиксируют
внимание
и
на
физиологических
ощу
-
щениях
,
соответствующих
моменту
вчувствования
(
осознании
степени
удобства
позы
,
вкуса
пищи
,
удовольствия
от
водных
процедур
,
ощущений
от
правильно
подобранной
одежды
и
т
.
д
.).
2.
Неприятные
ощущения
после
регистрации
мгновенно
переводят
в
приятные
или
,
по
крайней
мере
,
в
нейтральные
с
помощью
своевременной
,
многократной
,
позитивной
интерпретации
в
выгодном
для
сохранения
и
усиления
положительного
эмоционального
состояния
свете
.
Позитивную
интерпретацию
проводят
по
схеме
,
альтернативной
негативной
интерпретации
,
имеющей
в
качестве
инициирующего
заключение
: «
Как
печально
,
как
плохо
,
что
...».
Для
позитивной
интерпретации
используют
прямо
противоположную
модель
: «
Какая
радость
,
что
...».
Важно
своевременно
производить
переформулирование
и
блокирование
экспансии
отрицательных
оценок
,
что
позволяет
ослабить
их
конкурентоспособность
по
отношению
к
позитивным
оценкам
.
Например
,
зарегистрировав
боль
в
желудке
,
вместо
слов
: «
Как
печально
,
как
плохо
,
что
у
меня
сейчас
болит
желудок
»
говорят
себе
: «
Какая
радость
,
как
хорошо
,
что
у
меня
сейчас
болит
желудок
-
он
просит
о
помощи
.
И
я
обязательно
помогу
ему
,
все
будет
хорошо
.
Если
бы
он
сейчас
не
болел
,
я
бы
не
узнал
,
что
в
нем
что
-
то
не
так
».
Или
вместо
: «
Как
ужасно
,
как
плохо
,
что
мне
насупили
на
ногу
в
метро
, -
это
оскорбление
моего
достоинства
»
внушают
:
«
Какая
радость
,
как
хорошо
,
что
мне
наступили
на
ногу
в
метро
-
это
комплимент
,
значит
я
личность
значительная
,
мимо
меня
так
просто
не
пройдешь
».
3.
На
приятных
ощущениях
задерживаются
,
концентрируются
,
осознают
их
полнее
и
глубже
(
пролонгация
позитивных
впечатлений
)
и
вербализируют
-
проговаривают
про
себя
или
вслух
.
Вербализацию
проводят
в
виде
комментария
: «
Какая
радость
,
как
хорошо
,
как
приятно
,
что
...».
Новое
,
заменяющее
негативное
,
позитивное
отношение
и
соответствующий
позитивный
эмоциональный
отклик
также
пролонгируют
и
вербализируют
.
Важно
,
чтобы
интонации
комментирующей
речи
соответствовали
эмоции
радости
.
4.
Ретроспективная
кумуляция
радости
представляет
собой
использование
положительных
эмоциональных
ресурсов
прошлого
.
Эти
приятные
воспоминания
заранее
«
квантифицируют
»,
устанавливают
их
иерархическое
соотношение
,
их
можно
оценить
в
баллах
пятибалльной
шкалы
.
Для
«
реанимации
»
положительных
впечатлений
применяется
техника
извлечения
ресурса
из
прошлого
(
см
.
метод
«
Актуализация
ресурсов
»).
Компенсирующий
эмоциональный
заряд
используемого
воспоминания
должен
быть
достаточным
,
чтобы
конкурировать
с
негативным
состоянием
в
настоящем
.
5.
Мимико
-
пантомимическое
подкрепление
,
тождественное
положительной
эмоции
и
целенаправленно
усиленное
,
используется
для
поддержания
,
пролонгации
и
интенсификации
позитивного
настроя
.
Пациенту
дается
инструкция
как
можно
чаще
,
особенно
при
осуществлении
манипуляций
по
кумуляции
радости
улыбаться
,
принимать
позу
человека
,
который
пребывает
в
хорошем
настроении
,
двигаться
соответствующим
образом
и
т
.
п
.,
а
также
почаще
смотреть
на
себя
в
зеркало
и
корректировать
выражение
лица
в
сторону
отражения
эмоции
радости
.
6.
Прием
усиления
степени
приятных
ощущений
и
эмоций
с
помощью
отсрочки
исполнения
желаний
может
использоваться
по
отношению
к
любым
потребностям
и
действиям
,
способным
дать
приятный
эмоциональный
эффект
, -
это
может
быть
откладывание
приятной
покупки
,
приятной
встречи
,
вкусной
еды
,
посещения
развлекательных
заведений
,
удовлетворения
физиологической
потребности
и
т
.
п
.
Здесь
используется
человеческая
особенность
острее
переживать
«
долгожданное
удовольствие
».
При
выборе
времени
экспозиции
ожидания
необходимо
учитывать
индивидуальное
реагирование
,
в
тех
случаях
,
где
откладывание
приятного
вызывает
негативные
реакции
,
действуют
по
принципу
«
дорога
ложка
к
обеду
».
7.
Удовольствие
по
контрасту
,
переживание
положительной
эмоции
вслед
за
отрицательной
,
как
правило
,
усиливает
положительную
эмоцию
.
Предшествующие
контрасты
(
антиподы
-
предшественники
)
не
должны
представлять
собой
слишком
неприятные
впечатления
,
эффект
которых
,
в
т
.
ч
.
следовой
,
сложнее
нейтрализовать
.
Могут
быть
использованы
вкусовые
ощущения
-
слишком
сладкого
или
наоборот
горького
,
чрезмерно
соленого
,
кислого
и
др
. (
после
их
применения
ротовую
полость
можно
прополоскать
),
неприятные
тактильные
ощущения
-
например
,
массаж
сензи
-
тивных
точек
(
см
. «
Метод
телесно
-
фиксированной
и
фармакологической
имитации
,
негативного
подкрепления
и
моделирования
»)
или
умеренно
сильная
фиксация
зубами
кончика
языка
.
Кроме
этого
,
приносят
успех
физические
упражнения
статического
характера
,
связанные
с
напряжением
мышц
или
натяжением
мышц
и
сухожилий
.
Это
могут
быть
доступные
пациенту
по
сложности
и
времени
выполнения
асаны
из
системы
йогов
, «
шпагат
»,
удержание
головы
или
ног
в
приподнятом
состоянии
в
положении
лежа
и
т
.
п
.
Перечисленные
манипуляции
могут
комбинироваться
.
Важно
после
их
выполнения
провести
«
вчувствование
,
регистрацию
,
интенсификацию
и
пролонгацию
»
возникшего
приятного
состояния
и
ощущений
,
связанных
с
освобождением
от
неприятных
воздействий
.
8.
Индукция
радости
представляет
собой
процесс
«
заражения
радостью
»
окружающих
,
положительный
эмоциональный
альтруизм
.
Если
рядом
находятся
другие
люди
,
пациенту
вменяется
в
обязанность
поделиться
с
ними
приятным
впечатлением
,
которое
он
переживает
,
вовлечь
их
в
положительную
эмоцию
.
Другая
задача
,
которая
ставится
перед
больным
, -
это
совершение
действий
и
поступков
,
которые
способны
обрадовать
других
(
оказание
помощи
и
поддержки
,
преподнесение
подарков
и
т
.
п
.),
высказывание
комплиментов
,
утешительных
или
ободряющих
слов
и
т
.
п
.
9.
Адекватные
гедонистические
акции
это
эмоционально
-
позитивные
манипуляции
,
действия
,
поступки
,
мероприятия
.
Организуя
их
в
соответствии
с
необходимостью
,
пациент
первона
-
чально
оценивает
свое
эмоциональное
состояние
по
пятибалльной
шкале
и
далее
выбирает
соответствующую
ему
,
адекватную
гедонистическую
акцию
из
иерархической
шкалы
удовольствий
.
Балльное
значение
этой
акции
должно
зеркально
отражать
эмоциональное
состояние
пациента
.
Например
,
при
психологическом
состоянии
«
на
1»
используются
мероприятия
с
положительным
индексом
5,
при
эмоциях
«
на
3» -
акции
уровня
3
и
выше
.
Ис
-
пользование
количественного
подхода
здесь
позволяет
правильно
организовать
противодействие
отрицательным
эмоциям
-
с
одной
стороны
,
экономно
(«
не
стрелять
из
пушки
по
воробьям
»),
с
другой
-
подбирая
«
противоядие
»
достаточной
силы
.
Пациенту
могут
быть
назначены
определенные
«
дозы
положительных
эмоций
»: «3
радости
в
час
», «33
радости
в
сутки
»
и
т
.
п
.,
которые
получают
с
помощью
акций
и
манипуляций
,
приносящих
удовольствие
.
Глава
11
МЕТОД
ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО
МОДЕРНИЗМА
Исторические
и
социально
-
психологические
основы
модернизма
и
его
место
в
современном
изобразительном
искусстве
Отношение
к
модернизму
в
целом
и
авангардизму
в
частности
в
настоящее
время
можно
оценить
как
положительное
у
эстетически
развитой
части
общества
и
как
нейтральное
у
носителей
массового
сознания
.
Времена
агрессивного
отношения
к
разного
рода
отклонениям
от
академизма
или
социалистического
реализма
отошли
в
прошлое
.
В
наибольшей
степени
прижился
модернизм
в
дизайне
архитектурных
,
технических
и
бытовых
объектов
.
Современные
искусствоведы
чаще
приветствуют
новации
в
искусстве
и
чаще
критикуют
консерватизм
,
возврат
к
старому
.
Основная
же
масса
зрителей
,
потребителей
художественных
произведений
тяготеет
к
академизму
и
произведениям
,
максимально
повторяющим
,
копирующим
или
приукрашивающим
реальность
.
При
ретроспективно
-
историческом
анализе
изобразительного
искусства
можно
увидеть
много
совпадений
в
изобразительном
языке
древних
,
в
т
.
ч
.
первобытных
людей
(
или
живущих
сейчас
на
уровне
первобытнообщинного
строя
),
и
модернистов
современности
.
В
связи
с
этим
можно
говорить
о
своеобразном
регрессе
(
псевдорегрессе
)
авангарда
к
примитивно
-
первобытному
мировосприятию
,
самовыражению
,
коммуникации
и
эстетике
.
В
некоторых
случаях
практически
невозможно
отличить
архаическое
творчество
(
графику
,
живопись
,
скульптуру
)
от
творчества
представителей
новейшего
времени
.
Разницу
при
этом
можно
установить
лишь
в
мотивации
,
побуждающей
к
созданию
подобных
произведений
и
в
значении
,
роли
этих
произведений
в
жизни
людей
.
Так
,
у
древних
и
современных
примитивных
народов
доминирует
их
магическое
и
ритуальное
предназначение
.
У
модернистов
аналогичные
произведения
создаются
на
основе
идеи
новаторства
или
в
соответствии
с
воспринятыми
канонами
современного
искусства
,
а
также
в
результате
влияния
психопатологических
или
близких
к
ним
состояний
(
таких
,
как
расстройство
личности
,
особенно
шизоидность
,
эндогенное
заболевание
,
психологические
кризисы
,
компенсация
,
гиперкомпенсация
или
сублимация
трудно
реализуемых
потребностей
и
т
.
п
.).
В
истории
изобразительного
искусства
вначале
доминировала
тенденция
к
возможно
более
полному
отображению
,
копированию
действительности
.
В
процессе
длительного
накопления
навыков
и
знаний
в
этой
области
был
достигнут
апогей
в
виде
гиперреализма
(
фотореализма
) -
для
этого
понадобились
тысячелетия
.
После
освоения
реальности
наметилась
тенденция
к
ее
улучшению
,
украшению
световыми
и
цветовыми
оттенками
,
тонами
,
полутонами
,
рефлексами
,
отображению
воздушной
среды
(
импрессионизм
).
Появилась
смелость
в
выборе
темы
,
в
ее
интенсивной
проработке
и
выражении
с
помощью
цвета
,
пластики
форм
и
линий
(
экспрессионизм
).
Все
эти
«
улучшения
реальности
»
были
предвестниками
будущего
псевдорегресса
.
Последний
был
осуществлен
главным
образом
психологически
проблемной
частью
творцов
,
в
т
.
ч
.
психически
нездоровыми
или
социально
дезадаптированными
лицами
,
а
также
теми
,
кто
испытывал
сложности
(
личностные
,
психосенсорные
или
сенсомоторные
)
в
освоении
академической
манеры
творчества
.
Большинство
из
них
при
жизни
славой
не
пользо
-
валось
.
Подобные
лица
жили
и
в
прежние
века
,
оставили
свой
след
,
но
из
-
за
узкой
клановости
искусства
и
жестких
канонов
не
оказали
революционизирующего
воздействия
на
развитие
художественной
эстетики
(
например
,
первый
сюрреалист
Босх
).
Модернизм
начался
с
попыток
деформировать
реальность
для
того
,
чтобы
,
как
это
ни
парадоксально
,
лучше
ее
изобразить
или
чтобы
полнее
выразить
свое
отношение
к
ней
.
Достаточно
быстро
объективная
реальность
была
заменена
субъективной
,
а
затем
и
вовсе
уничтожена
.
Ее
вытеснила
сюрреальность
-
реальность
подсознания
,
сновидений
,
галлюцинаций
,
фантазий
,
графическое
отображение
психоаналитической
символики
пансексуализма
,
агрессии
,
ущемленных
влечений
,
страхов
,
комплексов
и
т
.
п
.
Однако
и
сновидная
реальность
была
преодолена
пошедшим
дальше
абстракционизмом
,
устранившим
фигуративную
,
предметную
реальность
вообще
,
утвердившим
лишь
реальность
самого
художественного
произведения
,
представленного
бессодержательными
линиями
,
цветом
или
формами
.
Последними
,
не
преодоленными
пока
пределами
авангардной
мысли
являются
художественные
«
произведения
без
произведения
» -
белый
квадрат
на
белом
фоне
,
точка
на
холсте
,
пустой
холст
и
,
наконец
,
просто
пустая
стена
.
Психотерапевтические
возможности
авангардизма
Модернизм
психологически
(
в
некоторых
случаях
патогенетически
)
близок
лицам
с
психическими
расстройствами
,
изобразительная
продукция
которых
,
как
правило
,
несет
на
себе
отпечаток
той
или
иной
нозологической
принадлежности
и
представляет
собой
рудиментарные
, «
зачаточные
»
или
«
зрелые
»
варианты
различных
«
измов
»
искусства
.
Особенно
здесь
показательны
графические
диагностические
тесты
,
например
,
пиктограмма
.
Соответственно
и
психотерапия
с
использованием
модернизма
в
большинстве
случаев
может
быть
расценена
как
конгруэнтная
таким
людям
,
а
в
некоторых
случаях
и
патогенетически
ориентированная
-
достаточно
лишь
создать
у
них
положительную
мотивацию
к
лечению
подобным
методом
.
Кроме
того
,
абсолютное
большинство
пациентов
не
имеет
должного
художественного
образования
,
чтобы
без
ущерба
для
самолюбия
и
без
разочарования
создавать
графические
или
живописные
работы
,
которые
согласно
технологии
метода
психомоде
-
лирующего
модернизма
необходимо
вывешивать
для
обозрения
-
дома
,
для
себя
,
узкого
круга
или
представлять
более
широкому
кругу
людей
,
в
т
.
ч
.
организовывать
выставки
.
Творчески
свободные
произведения
здесь
имеют
преимущества
перед
классическими
,
реалистическими
,
так
как
не
требуют
академической
точности
.
Среди
достоинств
психотерапии
модернистским
творчеством
можно
отметить
быстроту
создания
лечебных
произведений
,
их
прямое
воздействие
на
чувственную
сферу
,
подсознание
через
линейно
-
цветовые
эффекты
,
метафору
и
символику
.
Метод
психомоделирующего
модернизма
может
иметь
диагностическую
направленность
-
использоваться
как
для
определения
исходного
психического
статуса
,
скрытых
переживаний
так
и
для
оценки
динамики
состояния
пациента
(
аналогично
проективным
тестам
).
В
процессе
работы
над
авангардными
произведениями
возможно
возникновение
спонтанного
или
целенаправленного
катарсиса
,
так
как
непрямое
выражение
чувств
облегчает
их
высвобождение
из
-
под
власти
цензуры
сознания
или
защитного
вытеснения
,
подавления
.
Психотерапию
модернизмом
проводят
после
клинико
-
пси
-
хологического
диагностического
обследования
и
сочетают
с
другими
видами
психотерапии
.
Сущность
метода
заключается
в
косвенной
и
опосредованной
суггестии
с
использованием
динамики
и
пластики
линий
,
форм
,
цвета
,
символов
.
Лечение
проводится
индивидуально
или
в
группе
.
Первоначально
,
так
как
модернизм
до
настоящего
времени
является
искусством
для
относительно
узких
кругов
,
необходимо
подготовить
пациентов
к
его
восприятию
вообще
и
как
к
средству
психотерапии
в
частности
.
Для
этого
читают
небольшую
лекцию
о
развитии
художественной
эстетики
,
и
в
частности
о
различных
направлениях
авангардизма
.
Объясняют
роль
формы
,
линий
,
цвета
и
композиции
в
искусстве
и
восприятии
художественных
произведений
,
а
также
в
жизни
и
поведении
людей
(
стилях
одежды
и
интерьеров
,
мимических
портретах
,
рисунке
пантомимики
,
локализации
в
пространстве
),
в
природе
и
ее
восприятии
.
Убеждают
в
легкой
доступности
авангардной
техники
и
ее
высоких
психотерапевтических
возможностях
.
Демонстрируют
процесс
создания
таких
работ
или
творчество
других
больных
.
Объясняют
,
как
пользоваться
соответствующими
изобразительными
материалами
.
Наконец
,
обсуждают
композицию
и
другие
подробности
будущего
произведения
.
Лицам
,
сомневающимся
в
своих
способностях
,
объясняют
,
что
они
уже
давно
являются
художниками
и
дизайнерами
,
т
.
к
.
одевают
себя
или
других
,
оценивают
расцветки
тканей
и
обоев
,
обставляют
интерьеры
,
женщины
«
расписывают
»
себя
,
а
иногда
и
подруг
с
помощью
косметических
средств
и
т
.
д
. -
и
все
это
с
учетом
цвета
,
формы
и
композиции
.
Убеждают
,
что
опыт
общения
с
модернизмом
есть
у
всех
с
учетом
его
распространенности
в
современной
жизни
.
Психомоделирующий
модернизм
имеет
хороший
потенциал
коррекции
(
повышения
)
самооценки
и
компенсации
различных
вариантов
психологической
дефицитарности
благодаря
своей
доступности
для
подавляющего
большинства
людей
.
Для
инициации
может
быть
дано
задание
разработать
эмоционально
действующую
ткань
,
которую
можно
было
бы
повесить
в
качестве
шторы
,
занавеса
,
картины
после
оформления
в
раму
,
или
использовать
в
качестве
покрывала
,
или
сшить
из
нее
платье
для
себя
или
другого
человека
.
Пациентам
далее
дают
инструкцию
создать
цвето
-
линейное
,
плоскостное
или
объемное
(
рисунок
,
полотно
,
аппликацию
или
скульптуру
),
стилизованное
,
символическое
,
с
допуском
любых
искажений
и
деформаций
изображение
(
отражение
)
своего
психологического
состояния
.
Затем
работают
над
изображением
индивидуальных
проблем
и
психотравмирующих
факторов
.
На
фоне
когнитивной
диагностики
и
терапии
создают
произведения
,
отражающие
дезадаптивные
концепции
.
Важным
является
внесение
изменений
в
первоначальное
изображение
-
динамический
характер
творчества
,
его
позитивное
поступательное
развитие
.
Модернистский
слепок
с
исходного
патологического
состояния
«
модернизируется
»,
меняется
-
новые
формы
,
новые
линии
,
новые
цветовые
решения
все
больше
и
больше
сим
-
волически
,
метафорически
«
отодвигают
»
пациента
от
первоначального
состояния
.
Дополнения
должны
быть
именно
такими
-
демонстрирующими
освобождение
от
прежнего
состояния
и
ослабление
влияния
факторов
,
являющихся
его
причиной
,
символически
отражающими
уменьшение
,
отдаление
,
отделение
от
них
.
Для
целей
десенсибилизации
по
отношению
к
негативным
психологическим
факторам
может
быть
дано
задание
многократно
их
изображать
,
используя
модернистские
принципы
.
В
начале
изображения
делают
очень
маленькими
,
далее
на
фоне
релаксации
и
позитивных
внушений
и
самовнушений
их
размеры
увеличивают
.
Однако
увеличение
проводят
лишь
тогда
,
когда
на
предыдущем
этапе
(«
размере
»)
было
достигнуто
спокойное
состояние
в
процессе
создания
работы
.
Используется
и
обратная
динамика
величины
изображений
-
от
крупных
к
маленьким
,
едва
различимым
.
Это
косвенно
внушает
снижение
значимости
психо
-
травмирующего
фактора
.
Устранение
сенсибилизации
по
отношению
к
психотравме
и
нейтрализация
патогенного
эмоционального
заряда
происходит
и
благодаря
экстериоризации
,
метафоре
«
извлечения
и
отстранения
»
изображаемых
негативных
объектов
,
в
сочетании
с
их
стилизацией
,
позитивной
художественно
-
психологической
переработкой
и
варьированием
«
дозы
»
патогенной
символики
,
с
постепенным
переходом
от
негативного
к
позитивному
.
Для
целей
пресыщения
негативными
эмоциями
дают
инструкцию
по
созданию
очень
большого
количества
(30 -
50 - 100 -300
и
т
.
д
.)
работ
,
отражающих
болезненное
состояние
.
В
этом
случае
их
оставляют
психотерапевту
,
дабы
не
спровоцировать
ухудшение
состояния
при
одновременном
восприятии
столь
большого
объема
негативной
символики
.
Коррекция
межличностных
отношений
также
может
входить
в
задачи
психомоделирующего
модернизма
,
которые
решаются
на
основе
совместного
создания
художественно
-
психотерапевтических
произведений
в
конфликтующей
диаде
,
семье
за
счет
метафорического
отражения
сущности
межличностного
конфликта
и
путей
его
разрешения
.
Наиболее
удобно
и
технически
просто
использовать
масляную
живопись
-
выразительную
и
долговечную
.
Кроме
этих
ее
достоинств
у
пациентов
,
как
правило
,
возникает
лестное
для
их
самооценки
ощущение
приближенности
к
«
настоящим
художникам
,
пишущим
серьезными
красками
».