Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1775

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

поведения

в

 

то

 

время

 

как

 

на

 

образе

выбранном

 

для

 

фиксации

внимание

 

удерживают

 

дольше

что

 

позволяет

 

обеспечить

 

его

 

доминирование

 

и

 

в

 

большей

 

степени

 

усвоить

 

именно

 

позитивный

 

образ

Для

 

этой

 

же

 

цели

 

образы

 

устраняемых

 

вариантов

 

поведения

 

представляют

 

с

 «

ослаблением

 

параметров

» (

яркости

цветности

размеров

расстояния

 

до

 

них

 

и

 

т

п

.), 

а

 

образы

 

предпочтения

 - 

наоборот

с

 

усилением

 

этих

 

характеристик

По

 

аналогичной

 

схеме

 

проводят

 

лечебные

 

воздействия

 

в

 

пределах

 

аудиальной

 

системы

Негативные

патогенные

 

образы

 

замещают

 

контрастными

 

по

 

отношению

 

к

 

ним

 

позитивными

 

образами

ослабляющими

 

их

 

действие

Кроме

 

содержания

контрастные

 

изменения

 

слуховых

 

образов

 

могут

 

затрагивать

 

громкость

темп

При

 

наличии

  «

заинтересованности

» 

в

 

процессе

 

заболевания

 

и

 

хороших

 

психотерапевтических

 

возможностей

 

у

 

ольфакторной

 

системы

 

используют

 

контрастное

 

воспроизведение

 

соответствующих

 

запахов

Чаще

 

они

 

выполняют

 

нагрузку

 

адекватного

 

сопровождения

позитивного

 

или

 

негативного

 

фона

 

для

 

манипуляций

 

в

 

пределах

 

других

 

систем

 

и

 

уровней

Эффективны

 

парадоксальные

 

дополнения

 

и

 

видоизменения

 

негативного

 

образа

 

(

см

. «

Метод

 

психомоделирующего

 

гротеска

»). 

Аудиальные

ольфакторные

 

и

 

прочие

 

контрастные

 

психосенсорные

 

представления

 

по

 

мере

 

освоения

вслед

 

за

 

визуальными

постепенно

 

присоединяют

 

к

 

когнитивным

 

противопоставлениям

Кроме

 

позитивных

 

интегративных

 

комплексов

 

в

 

качестве

 

контраста

 

могут

 

использоваться

 

негативные

 

противопоставления

 - 

переживание

 

состояний

 

и

 

ощущений

 

или

 

сравнение

 

с

 

состояниями

 

и

 

ощущениями

еще

 

более

 

отрицательными

чем

 

те

которые

 

решают

 

преодолеть

На

 

втором

 

этапе

к

 

которому

 

приступают

 

после

 

освоения

 

манипуляций

 

первого

 

этапа

окончательно

 

нейтрализуют

 

дезадап

-

тивный

 

когнитивно

-

поведенческий

 

стиль

осуществляя

 

его

 

негативное

 

подкрепление

 

физическими

 

упражнениями

манипуляциями

 

и

 

фармакологическими

 

препаратами

вызывающими

 

отрицательные

 

ощущения

Они

 

имеют

 

имитационный

 

характер

играют

 

роль

 

плацебо

-

средств

 (

см

. «

Метод

 

телесно

-

фиксированной

 

и

 

фармакологической

 

имитации

негативного

 

подкрепления

 

и

 

моделирования

»). 

Истинная

 

цель

 

этих

 

физических

 

упражнений

псевдоакупрессуры

 (

плацебопрессуры

и

 

плацебофармакотерапии

 - 

формирование

 

условного

 

рефлекса

подавляющего

 

аномальное

негативное

 

поведение

скрытое

 

принуждение

 

к

 

отказу

 

него

создание

 

условий

обременяющих

 

болезнь

лишающих

 

ее

 

выгодности

Пациент

 

подсознательно

  

предпочитает

 

отказаться

 

от

 

удержания

 

симптомов

чтобы

 

избежать

 

таких

 «

медицинских

 

назначений

». 

Важно

чтобы

 

он

 

не

 

догадывался

 

об

 

их

 

истинной

 

сущности

Подобные

 

упражнения

фармакологические

 

средства

воздействия

 

и

 

задания

 

используют

 

при

 

низком

 

темпе

 

выздоровления

применяют

 

при

 

каждом

 

рецидиве

 

симптоматики

 

заболевания

Пациенту

 

их

 

преподносят

 

как

 

«

нейрофизиологические

», «

соматоп

-

сихические

», «

фармакологические

 («

биогенные

 

стимуляторы

», 

«

аминокислоты

», «

ноотропы

») 

или

 

акупрессурные

 

средства

стимулирующие

 

системы

 

биологической

 

защиты

 

и

 

саморегуляции

спасающие

 

нервную

 

систему

 

от

 

разрушительного

 

воздействия

 

стрессов

». 

Детям

 

объясняют

что

 

это

 

лекарства

точки

 

и

 

упражнения

, «

отпугивающие

» 

грусть

страх

тренирующие

 

характер

 

и

 

т

п

С

 

этими

 

же

 

целями

 

на

 

данном

 

этапе

 

сам

 

больной

 

или

 

его

 

родственники

 

проводят

 

верификацию

, «

взвешивание

 

симптомов

» 

или

 «

тест

 

на

 

выявление

 

истины

». 

Первоначально

 

осуществляют

 

суггестивную

 

подготовку

 - 

предлагают

 

сравнивать

 

истинность

 

и

 

глубину

 

неприятных

 

переживаний

 

и

 

ощущений

типичных

 

для

 

данного

 

пациента

с

 

другими

главным

 

образом

 

физическими

 

переживаниями

 

и

 

ощущениями

В

 

качестве

 

таковых

 

используют

 

описанные

 

выше

  «

акупрессурные

» 

воздействия

 

или

 

интенсивное

 

сжатие

 

кожной

 

складки

например

в

 

тыльной

 

области

 

предплечья

Пациенту

 

объясняют

что

 

для

 

более

 

глубокого

 

понимания

 

степени

 

беспокоящих

 

его

 

симптомов

 

необходимо

 

каждый

 

раз

 

при

 

их

 

появлении

 

проводить

 

самостоятельно

 

или

 

с

 

помощью

 

родственников

 

подобный

 

«

тест

». 

Итогом

как

 

правило

является

 

постепенное

 

угасание

 

первоначальных

 

симптомов

которые

 

нейтрализуются

 

таким

 «

взвешиванием

». 

С

 

момента

когда

 

будет

 

четко

 

воспроизводиться

 

весь

 

стереотип

 

интегративных

 

опережающих

 

адаптивных

 

реакций

  (

контрастных

 

позитивных

 

противопоставлений

), 

левую

негативную

 

часть

 

карточки

 

отрезают

 

и

 

выбрасывают

 - 

это

 

косвенно

 

внушает

символически

 

демонстрирует

 

полное

 

освобождение

окончательный

 

отказ

 

от

 

дезадаптивного

 

стиля

 

поведения

Правую

позитивную

 

часть

 

сохраняют

 

и

 

неопределенно

 

долго

 

носят

 

с

 

собой

демонстрируя

 

принятие

 

адаптивного

 

когнитивно

-

поведенческого

 

стиля

На

 

третьем

 

этапе

 

подготавливают

 

пациента

 

к

 

использованию

 

полученных

 

навыков

 

в

 

условиях

 

моделирования

 

контакта

 

с

 

нега

тивными

 

факторами

провоцирующими

 

стереотип

 

дезадаптивного

 

поведения

Для

 

этого

 

последовательно

 

проводят

 

визуализацион

-

ный

а

 

далее

 

ролевой

 

тренинги

Для

 

своевременности

 

включения

 

интегрированных

 

опережающих

 

адаптивных

 

реакций

 

выделяют

 

триггеры

 - 

сигналы

требующие

  «

немедленного

 

реагирования

», 

внутренние

  (

определенные

 

мысли

 

или

 

эмоциональные

 

состояния

или

 

внешние

  (

психотравмирующие

 

ситуации

объекты

люди

пространства

 

и

 

т

д

.) (

см

метод

  «

Нейтрализация

 

патогенных

 

триггеров

 

негативного

 

поведения

»). 

При

 

распознавании

 

этих

 

сигналов

 

производят

 

соответствующие

 

манипуляции

На

 

первом

визуализационном

 

тренинге

совершенствуют

 

применение

 

усвоенных

 

навыков

 

по

 

созданию

 

адаптивной

 

реакции

 

при

 

зрительном

 

представлении

 

контакта

 

с

 

негативными

 

факторами

характерными

 

для

 

заболевания

 

данного

 

пациента

На

 

втором

ролевом

 

тренинге

к

 

которому

 

переходят

 

после

 

успешного

 

проведения

 

первого

проводят

 

приближенное

 

к

 

жизни

 

моделирование

разыгрывание

 

проблемных

 

ситуаций

в

 

процессе

 

которого

 

отрабатывают

 

усвоенные

 

упражнения

В

 

ролевые

 

тренинги

 

при

 

необходимости

 

вовлекают

 

персонал

других

 

пациентов

 

или

 

родственников

 

больного


background image

Критерием

 

успешности

 

выполнения

 

обоих

 

тренингов

 

является

 

степень

 

уверенного

 

снятия

 

отрицательных

 

эмоций

При

 

наличии

 

положительных

 

результатов

 

полученные

 

навыки

 

применяют

 

далее

 

в

 

условиях

 

реального

 

контакта

 

с

 

психотравмирующими

 

факторами

На

 

четвертом

 

этапе

 

закрепляют

 

полученный

 

эффект

 

динамическим

 

наблюдением

 

и

 

проведением

 

необходимой

 

коррекции

 

отклонений

 

от

 

адаптивного

 

когнитивно

-

поведенческого

 

стиля

Для

 

повышения

 

степени

 

устойчивости

 

достигнутых

 

в

 

ходе

 

лечения

 

успехов

с

 

учетом

 

индивидуальной

 

необходимости

 

осуществляют

 

поддерживающие

 

сеансы

Глава

 10

 

МЕТОД

 

КУМУЛЯЦИИ

 

РАДОСТИ

 (

НАКОПЛЕНИЕ

 

ЭЙФОРИИ

)

 

Метод

 

кумуляции

 

радости

  (

накопления

 

эйфории

направлен

 

на

 

увеличение

  «

суточной

 

дозы

» 

положительных

 

эмоций

дефицит

 

которых

 

переживают

 

все

 

лица

 

с

 

пограничными

 

и

 

аддиктив

-

ными

 

расстройствами

особенно

 

страдающие

 

депрессиями

Он

 

включает

 

в

 

себя

 

следующие

 

приемы

1.   

вчувствование

 

и

 

самоанализ

2.   

позитивную

 

интерпретацию

3.   

пролонгацию

 

и

 

вербализацию

 

позитивных

 

впечатлений

4.   

ретроспективную

 

кумуляцию

 

радости

5.   

мимико

-

пантомимическое

 

подкрепление

6.   

усиление

 

степени

 

приятных

 

ощущений

 

и

 

эмоций

 

с

 

помощью

 

отсрочки

 

исполнения

 

желаний

7.   

удовольствия

 

по

 

контрасту

8.   

индукцию

 

радости

9.   

адекватные

 

гедонистические

 

акции

Предварительно

 

составляют

 

диаграмму

 

среднесуточного

 

баланса

 

положительных

 

и

 

отрицательных

 

эмоций

типичного

 

для

 

данного

 

пациента

Это

 

позволяет

 

наглядно

 

определить

  «

эмоциональную

 

ситуацию

» 

и

 

дает

 

точку

 

отсчета

 

для

 

последующей

 

коррекции

Более

 

демонстративна

 

круговая

 

диаграмма

в

 

которой

 

выделяют

 

два

 

сегмента

каждый

 

из

 

которых

 

по

 

своей

 

площади

 

пропорционален

 

соответствующей

 

эмоции

Желательно

 

левую

 

часть

 

диаграммы

 

отводить

 

для

 

отражения

 

отрицательных

 

эмоций

а

 

правую

 - 

положительных

 (

для

 

скрытой

 

демонстрации

 

их

 

доминирования

 

в

 

будущем

). 

При

 

этом

 

представленность

 

каждого

 

типа

 

эмоций

 

выражают

 

в

 

процентах

 (

см

рис

. 4). 

 

Рис

. 4. 

Среднесуточный

 

баланс

 

эмоций

 

Далее

 

в

 

течение

 

дня

 

пациент

 

с

 

целью

 

самодиагностики

 

тренируется

 

оценивать

 

свое

 

эмоциональное

 

состояние

 

по

 

пятибалльной

 

системе

в

 

которой

 

самое

 

плохое

 

настроение

 

оценивается

 

в

 1 

балл

а

 

самое

 

хорошее

 

в

 5 

баллов

Кроме

 

этого

 

в

 

данном

 

методе

 

используется

 

иерархическая

 

шкала

 

удовольствий

 

и

 

источников

 

положительных

 

эмоций

составленная

 

на

 

диагностическом

 

этапе

Здесь

 

ее

 

несколько

 

усложняют

 - 

каждую

 

позицию

 

оценивают

 

в

 

баллах

учитывая

 

то

какой

 

объем

 

приятных

 

впечатлений

 

она

 

способна

 

давать

Как

 

и

 

в

 

предыдущей

 

градации

 

эмоционального

 

состояния

здесь

 

в

 5 

баллов

 

оценивается

 

способность

 

давать

 

максимальное

 

удовольствие

В

 

эту

 

шкалу

 

включают

 

все

что

 

доступно

 

в

 

качестве

 

источника

 

положительных

 

эмоций

 

конкретному

 

пациенту

 - 

от

 

творчества

социальной

 

деятельности

хобби

семейного

 

общения

 

и

 

т

п

до

 

вещей

 

более

 

простых

«

приземленных

» - 

еды

сна

интимных

 

отношений

водных

 

процедур

массажа

самомассажа

 

и

 

др

Лица

страдающие

 

зависимостями

 

в

 

соответствующем

 

месте

 

шкалы

учитывая

 

степень

 

получаемого

 

удовольствия

устанавливают

 

проблемное

 

вещество

 

или

 

объект

Необходимо

 

включить

 

в

 

нее

 

и

 

позитивные

 

воспоминания

  (

позитивная

 

ретроспекция

). 

Далее

 

осуществляют

 

приемы

кумулирующие

 

радость

1. 

Вчувствование

 

и

 

регистрацию

 

проводят

 

соответственно

 

сенсорным

 

системам

 - 

анализируют

 

разнообразные

 

ощущения

связанные

 

с

 

восприятием

 

внутренней

 

и

 

внешней

 

среды

Пациент

 

должен

 

почувствовать

осознать

«

зарегистрировать

» 

то

что

 

он

 

видит

слышит

воспринимает

 

через

 

все

 

каналы

 

восприятия

Оценивают

 

состояние

 

природы

особенности

 

интерьера

окружающих

 

людей

 

и

 

т

п

Фиксируют

 

внимание

 

и

 

на

 

физиологических

 

ощу

-

щениях

соответствующих

 

моменту

 

вчувствования

 (

осознании

 

степени

 

удобства

 

позы

вкуса

 

пищи

удовольствия

 

от

 

водных

 

процедур

ощущений

 

от

 

правильно

 

подобранной

 

одежды

 

и

 

т

д

.). 

2.  

Неприятные

 

ощущения

 

после

 

регистрации

 

мгновенно

 

переводят

 

в

 

приятные

 

или

по

 

крайней

 

мере

в

 

нейтральные

 

с

 

помощью

 

своевременной

многократной

позитивной

 

интерпретации

 

в

 

выгодном

 

для

 

сохранения

 

и

 

усиления

 

положительного

 

эмоционального

 

состояния

 

свете

Позитивную

 

интерпретацию

 

проводят

   

по

     

схеме

,   


background image

альтернативной

   

негативной

   

интерпретации

имеющей

 

в

 

качестве

 

инициирующего

 

заключение

: «

Как

 

печально

как

 

плохо

что

...». 

Для

 

позитивной

 

интерпретации

 

используют

 

прямо

 

противоположную

 

модель

: «

Какая

 

радость

что

...». 

Важно

 

своевременно

 

производить

 

переформулирование

 

и

 

блокирование

 

экспансии

 

отрицательных

 

оценок

что

 

позволяет

 

ослабить

 

их

 

конкурентоспособность

 

по

 

отношению

 

к

 

позитивным

 

оценкам

Например

зарегистрировав

 

боль

 

в

 

желудке

вместо

 

слов

: «

Как

 

печально

как

 

плохо

что

 

у

 

меня

 

сейчас

 

болит

 

желудок

» 

говорят

 

себе

: «

Какая

 

радость

как

 

хорошо

что

 

у

 

меня

 

сейчас

 

болит

 

желудок

 - 

он

 

просит

 

о

 

помощи

И

 

я

 

обязательно

 

помогу

 

ему

все

 

будет

 

хорошо

Если

 

бы

 

он

 

сейчас

 

не

 

болел

я

 

бы

 

не

 

узнал

что

 

в

 

нем

 

что

-

то

 

не

 

так

». 

Или

 

вместо

: «

Как

 

ужасно

как

 

плохо

что

 

мне

 

насупили

 

на

 

ногу

 

в

 

метро

, - 

это

 

оскорбление

 

моего

 

достоинства

» 

внушают

«

Какая

 

радость

как

 

хорошо

что

 

мне

 

наступили

 

на

 

ногу

 

в

 

метро

 - 

это

 

комплимент

значит

 

я

 

личность

 

значительная

мимо

 

меня

 

так

 

просто

 

не

 

пройдешь

». 

3.  

На

 

приятных

 

ощущениях

 

задерживаются

концентрируются

осознают

 

их

 

полнее

 

и

 

глубже

  (

пролонгация

 

позитивных

 

впечатлений

и

 

вербализируют

 - 

проговаривают

 

про

 

себя

 

или

 

вслух

Вербализацию

 

проводят

 

в

 

виде

 

комментария

: «

Какая

 

радость

как

 

хорошо

как

 

приятно

что

...». 

Новое

заменяющее

 

негативное

позитивное

 

отношение

 

и

 

соответствующий

 

позитивный

 

эмоциональный

 

отклик

 

также

 

пролонгируют

 

и

 

вербализируют

Важно

чтобы

 

интонации

 

комментирующей

 

речи

 

соответствовали

 

эмоции

 

радости

4.  

Ретроспективная

 

кумуляция

 

радости

 

представляет

 

собой

 

использование

   

положительных

   

эмоциональных

  

ресурсов

   

прошлого

Эти

 

приятные

 

воспоминания

 

заранее

  «

квантифицируют

», 

устанавливают

 

их

 

иерархическое

 

соотношение

их

 

можно

 

оценить

 

в

 

баллах

 

пятибалльной

 

шкалы

Для

  «

реанимации

» 

положительных

 

впечатлений

 

применяется

 

техника

 

извлечения

 

ресурса

 

из

 

прошлого

  (

см

метод

  «

Актуализация

 

ресурсов

»). 

Компенсирующий

 

эмоциональный

 

заряд

 

используемого

 

воспоминания

 

должен

 

быть

 

достаточным

чтобы

 

конкурировать

 

с

 

негативным

 

состоянием

 

в

 

настоящем

5.  

Мимико

-

пантомимическое

 

подкрепление

тождественное

 

положительной

 

эмоции

 

и

 

целенаправленно

 

усиленное

используется

 

для

 

поддержания

пролонгации

 

и

 

интенсификации

 

позитивного

 

настроя

Пациенту

 

дается

 

инструкция

 

как

 

можно

 

чаще

особенно

 

при

 

осуществлении

 

манипуляций

 

по

 

кумуляции

 

радости

 

улыбаться

принимать

 

позу

 

человека

который

 

пребывает

 

в

 

хорошем

  

настроении

,  

двигаться

  

соответствующим

 

образом

  

и

 

т

п

., 

а

 

также

 

почаще

 

смотреть

 

на

 

себя

 

в

 

зеркало

 

и

 

корректировать

 

выражение

 

лица

 

в

 

сторону

 

отражения

 

эмоции

 

радости

6.  

Прием

 

усиления

 

степени

 

приятных

 

ощущений

 

и

 

эмоций

 

с

 

помощью

 

отсрочки

 

исполнения

 

желаний

 

может

 

использоваться

 

по

 

отношению

 

к

 

любым

 

потребностям

 

и

 

действиям

способным

 

дать

 

приятный

 

эмоциональный

 

эффект

, - 

это

 

может

 

быть

 

откладывание

 

приятной

 

покупки

приятной

 

встречи

вкусной

 

еды

посещения

 

развлекательных

 

заведений

удовлетворения

 

физиологической

 

потребности

 

и

 

т

п

Здесь

 

используется

 

человеческая

 

особенность

 

острее

 

переживать

  «

долгожданное

 

удовольствие

». 

При

 

выборе

 

времени

 

экспозиции

 

ожидания

 

необходимо

 

учитывать

 

индивидуальное

 

реагирование

в

 

тех

 

случаях

где

 

откладывание

 

приятного

 

вызывает

 

негативные

 

реакции

действуют

 

по

 

принципу

 «

дорога

 

ложка

 

к

 

обеду

». 

7.  

Удовольствие

 

по

 

контрасту

переживание

 

положительной

 

эмоции

 

вслед

 

за

 

отрицательной

как

 

правило

усиливает

 

положительную

 

эмоцию

Предшествующие

 

контрасты

  (

антиподы

-

предшественники

не

 

должны

 

представлять

 

собой

 

слишком

 

неприятные

 

впечатления

эффект

 

которых

в

 

т

ч

следовой

сложнее

 

нейтрализовать

Могут

 

быть

 

использованы

 

вкусовые

 

ощущения

 - 

слишком

 

сладкого

 

или

 

наоборот

 

горького

чрезмерно

 

соленого

кислого

 

и

 

др

. (

после

 

их

 

применения

 

ротовую

 

полость

 

можно

 

прополоскать

), 

неприятные

 

тактильные

 

ощущения

 - 

например

массаж

 

сензи

-

тивных

 

точек

  (

см

. «

Метод

 

телесно

-

фиксированной

 

и

 

фармакологической

 

имитации

негативного

 

подкрепления

 

и

 

моделирования

») 

или

 

умеренно

 

сильная

 

фиксация

 

зубами

 

кончика

 

языка

Кроме

 

этого

приносят

 

успех

 

физические

 

упражнения

 

статического

 

характера

связанные

 

с

 

напряжением

 

мышц

 

или

 

натяжением

 

мышц

 

и

 

сухожилий

Это

 

могут

 

быть

 

доступные

 

пациенту

 

по

 

сложности

 

и

 

времени

 

выполнения

 

асаны

 

из

 

системы

 

йогов

, «

шпагат

», 

удержание

 

головы

 

или

 

ног

 

в

 

приподнятом

 

состоянии

 

в

 

положении

 

лежа

 

и

 

т

п

Перечисленные

 

манипуляции

 

могут

 

комбинироваться

Важно

 

после

 

их

 

выполнения

 

провести

  «

вчувствование

регистрацию

интенсификацию

 

и

 

пролонгацию

» 

возникшего

 

приятного

 

состояния

 

и

 

ощущений

связанных

 

с

 

освобождением

 

от

 

неприятных

 

воздействий

8. 

Индукция

 

радости

 

представляет

 

собой

 

процесс

  «

заражения

 

радостью

» 

окружающих

положительный

 

эмоциональный

 

альтруизм

Если

 

рядом

 

находятся

 

другие

 

люди

пациенту

 

вменяется

 

в

 

обязанность

 

поделиться

 

с

 

ними

 

приятным

 

впечатлением

которое

 

он

 

переживает

вовлечь

 

их

 

в

 

положительную

 

эмоцию

Другая

 

задача

которая

 

ставится

 

перед

 

больным

, - 

это

 

совершение

 

действий

 

и

 

поступков

которые

 

способны

 

обрадовать

 

других

  (

оказание

 

помощи

 

и

 

поддержки

преподнесение

 

подарков

 

и

 

т

п

.), 

высказывание

 

комплиментов

утешительных

 

или

 

ободряющих

 

слов

 

и

 

т

п

9.   

Адекватные

 

гедонистические

 

акции

 

это

 

эмоционально

-

позитивные

 

манипуляции

действия

поступки

мероприятия

Организуя

 

их

 

в

 

соответствии

 

с

 

необходимостью

пациент

 

первона

чально

 

оценивает

 

свое

 

эмоциональное

 

состояние

 

по

 

пятибалльной

 

шкале

 

и

 

далее

 

выбирает

 

соответствующую

 

ему

адекватную

 

гедонистическую

     

акцию

     

из

     

иерархической

     

шкалы

     

удовольствий

Балльное

 

значение

 

этой

 

акции

 

должно

 

зеркально

 

отражать

 

эмоциональное

 

состояние

 

пациента

Например

при

 

психологическом

 

состоянии

 

«

на

 1» 

используются

 

мероприятия

 

с

 

положительным

 

индексом

 5, 

при

 

эмоциях

 «

на

 3» - 

акции

 

уровня

 3 

и

 

выше

Ис

-

пользование

 

количественного

 

подхода

 

здесь

 

позволяет

 

правильно

 

организовать

 

противодействие

 

отрицательным

 

эмоциям

 - 

с

 

одной

 

стороны

экономно

 («

не

 

стрелять

 

из

 

пушки

 

по

 

воробьям

»), 

с

 

другой

 - 

подбирая

 «

противоядие

» 

достаточной

 

силы

Пациенту

 

могут

 

быть

 

назначены

 

определенные

  «

дозы

 

положительных

 

эмоций

»: «3 

радости

 

в

 

час

», «33 

радости

 

в

 

сутки

» 

и

 

т

п

., 

которые

 

получают

 

с

 

помощью

 

акций

 

и

 

манипуляций

приносящих

 

удовольствие

Глава

 11

 

МЕТОД

 

ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО

 

МОДЕРНИЗМА

 


background image

Исторические

 

и

 

социально

-

психологические

 

основы

 

модернизма

 

и

 

его

 

место

 

в

 

современном

 

изобразительном

 

искусстве

 

Отношение

 

к

 

модернизму

 

в

 

целом

 

и

 

авангардизму

 

в

 

частности

 

в

 

настоящее

 

время

 

можно

 

оценить

 

как

 

положительное

 

у

 

эстетически

 

развитой

 

части

 

общества

 

и

 

как

 

нейтральное

 

у

 

носителей

 

массового

 

сознания

Времена

 

агрессивного

 

отношения

 

к

 

разного

 

рода

 

отклонениям

 

от

 

академизма

 

или

 

социалистического

 

реализма

 

отошли

 

в

 

прошлое

В

 

наибольшей

 

степени

 

прижился

 

модернизм

 

в

 

дизайне

 

архитектурных

технических

 

и

 

бытовых

 

объектов

Современные

 

искусствоведы

 

чаще

 

приветствуют

 

новации

 

в

 

искусстве

 

и

 

чаще

 

критикуют

 

консерватизм

возврат

 

к

 

старому

Основная

 

же

 

масса

 

зрителей

потребителей

 

художественных

 

произведений

 

тяготеет

 

к

 

академизму

 

и

 

произведениям

максимально

 

повторяющим

копирующим

 

или

 

приукрашивающим

 

реальность

При

 

ретроспективно

-

историческом

 

анализе

 

изобразительного

 

искусства

 

можно

 

увидеть

 

много

 

совпадений

 

в

 

изобразительном

 

языке

 

древних

в

 

т

ч

первобытных

 

людей

 (

или

 

живущих

 

сейчас

 

на

 

уровне

 

первобытнообщинного

 

строя

), 

и

 

модернистов

 

современности

В

 

связи

 

с

 

этим

 

можно

 

говорить

 

о

 

своеобразном

 

регрессе

  (

псевдорегрессе

авангарда

 

к

 

примитивно

-

первобытному

 

мировосприятию

самовыражению

коммуникации

 

и

 

эстетике

В

 

некоторых

 

случаях

 

практически

 

невозможно

 

отличить

 

архаическое

 

творчество

 (

графику

живопись

скульптуру

от

 

творчества

 

представителей

 

новейшего

 

времени

Разницу

 

при

 

этом

 

можно

 

установить

 

лишь

 

в

 

мотивации

побуждающей

 

к

 

созданию

 

подобных

 

произведений

 

и

 

в

 

значении

роли

 

этих

 

произведений

 

в

 

жизни

 

людей

Так

у

 

древних

 

и

 

современных

 

примитивных

 

народов

 

доминирует

 

их

 

магическое

 

и

 

ритуальное

 

предназначение

У

 

модернистов

 

аналогичные

 

произведения

 

создаются

 

на

 

основе

 

идеи

 

новаторства

 

или

 

в

 

соответствии

 

с

 

воспринятыми

 

канонами

 

современного

 

искусства

а

 

также

 

в

 

результате

 

влияния

 

психопатологических

 

или

 

близких

 

к

 

ним

 

состояний

 

(

таких

как

 

расстройство

 

личности

особенно

 

шизоидность

эндогенное

 

заболевание

психологические

 

кризисы

компенсация

гиперкомпенсация

 

или

 

сублимация

 

трудно

 

реализуемых

 

потребностей

 

и

 

т

п

.). 

В

 

истории

 

изобразительного

 

искусства

 

вначале

 

доминировала

 

тенденция

 

к

 

возможно

 

более

 

полному

 

отображению

копированию

 

действительности

В

 

процессе

 

длительного

 

накопления

 

навыков

 

и

 

знаний

 

в

 

этой

 

области

 

был

 

достигнут

 

апогей

 

в

 

виде

 

гиперреализма

 (

фотореализма

) - 

для

 

этого

 

понадобились

 

тысячелетия

После

 

освоения

 

реальности

 

наметилась

 

тенденция

 

к

 

ее

 

улучшению

украшению

 

световыми

 

и

 

цветовыми

 

оттенками

тонами

полутонами

рефлексами

отображению

 

воздушной

 

среды

 (

импрессионизм

). 

Появилась

 

смелость

 

в

 

выборе

 

темы

в

 

ее

 

интенсивной

 

проработке

 

и

 

выражении

 

с

 

помощью

 

цвета

пластики

 

форм

 

и

 

линий

 

(

экспрессионизм

). 

Все

 

эти

 «

улучшения

 

реальности

» 

были

 

предвестниками

 

будущего

 

псевдорегресса

Последний

 

был

 

осуществлен

 

главным

 

образом

 

психологически

 

проблемной

 

частью

 

творцов

в

 

т

ч

психически

 

нездоровыми

 

или

 

социально

 

дезадаптированными

 

лицами

а

 

также

 

теми

кто

 

испытывал

 

сложности

  (

личностные

психосенсорные

 

или

 

сенсомоторные

в

 

освоении

 

академической

 

манеры

 

творчества

Большинство

 

из

 

них

 

при

 

жизни

 

славой

 

не

 

пользо

-

валось

Подобные

 

лица

 

жили

 

и

 

в

 

прежние

 

века

оставили

 

свой

 

след

но

 

из

-

за

 

узкой

 

клановости

 

искусства

 

и

 

жестких

 

канонов

 

не

 

оказали

 

революционизирующего

 

воздействия

 

на

 

развитие

 

художественной

 

эстетики

 (

например

первый

 

сюрреалист

 

Босх

). 

Модернизм

 

начался

 

с

 

попыток

 

деформировать

 

реальность

 

для

 

того

чтобы

как

 

это

 

ни

 

парадоксально

лучше

 

ее

 

изобразить

 

или

 

чтобы

 

полнее

 

выразить

 

свое

 

отношение

 

к

 

ней

Достаточно

 

быстро

 

объективная

 

реальность

 

была

 

заменена

 

субъективной

а

 

затем

 

и

 

вовсе

 

уничтожена

Ее

 

вытеснила

 

сюрреальность

 - 

реальность

 

подсознания

,   

сновидений

,   

галлюцинаций

,   

фантазий

,   

графическое

 

отображение

 

психоаналитической

 

символики

 

пансексуализма

агрессии

ущемленных

 

влечений

страхов

комплексов

 

и

 

т

п

Однако

 

и

 

сновидная

 

реальность

 

была

 

преодолена

 

пошедшим

 

дальше

 

абстракционизмом

устранившим

 

фигуративную

предметную

 

реальность

 

вообще

утвердившим

 

лишь

 

реальность

 

самого

 

художественного

 

произведения

представленного

 

бессодержательными

 

линиями

цветом

 

или

 

формами

Последними

не

 

преодоленными

 

пока

 

пределами

 

авангардной

 

мысли

 

являются

 

художественные

  «

произведения

 

без

 

произведения

» - 

белый

 

квадрат

 

на

 

белом

 

фоне

точка

 

на

 

холсте

пустой

 

холст

 

и

наконец

просто

 

пустая

 

стена

Психотерапевтические

 

возможности

 

авангардизма

 

Модернизм

 

психологически

  (

в

 

некоторых

 

случаях

 

патогенетически

близок

 

лицам

 

с

 

психическими

 

расстройствами

изобразительная

 

продукция

 

которых

как

 

правило

несет

 

на

 

себе

 

отпечаток

 

той

 

или

 

иной

 

нозологической

 

принадлежности

 

и

 

представляет

 

собой

 

рудиментарные

, «

зачаточные

» 

или

  «

зрелые

» 

варианты

 

различных

  «

измов

» 

искусства

Особенно

 

здесь

 

показательны

 

графические

 

диагностические

 

тесты

например

пиктограмма

Соответственно

 

и

 

психотерапия

 

с

 

использованием

 

модернизма

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

может

 

быть

 

расценена

 

как

 

конгруэнтная

 

таким

 

людям

а

 

в

 

некоторых

 

случаях

 

и

 

патогенетически

 

ориентированная

 - 

достаточно

 

лишь

 

создать

 

у

 

них

 

положительную

 

мотивацию

 

к

 

лечению

 

подобным

 

методом

Кроме

 

того

абсолютное

 

большинство

 

пациентов

 

не

 

имеет

 

должного

 

художественного

 

образования

чтобы

 

без

 

ущерба

 

для

 

самолюбия

 

и

 

без

 

разочарования

 

создавать

 

графические

 

или

 

живописные

 

работы

которые

 

согласно

 

технологии

 

метода

 

психомоде

-

лирующего

 

модернизма

 

необходимо

 

вывешивать

 

для

 

обозрения

  -

дома

для

 

себя

узкого

 

круга

 

или

 

представлять

 

более

 

широкому

 

кругу

 

людей

в

 

т

ч

организовывать

 

выставки

Творчески

 

свободные

 

произведения

 

здесь

 

имеют

 

преимущества

 

перед

 

классическими

реалистическими

так

 

как

 

не

 

требуют

 

академической

 

точности

Среди

 

достоинств

 

психотерапии

 

модернистским

 

творчеством

 

можно

 

отметить

 

быстроту

 

создания

 

лечебных

 

произведений

их

 

прямое

 

воздействие

 

на

 

чувственную

 

сферу

подсознание

 

через

 

линейно

-

цветовые

 

эффекты

метафору

 

и

 

символику


background image

Метод

 

психомоделирующего

 

модернизма

 

может

 

иметь

 

диагностическую

 

направленность

 - 

использоваться

 

как

 

для

 

определения

 

исходного

 

психического

 

статуса

скрытых

 

переживаний

 

так

 

и

 

для

 

оценки

 

динамики

 

состояния

 

пациента

 (

аналогично

 

проективным

 

тестам

). 

В

 

процессе

 

работы

 

над

 

авангардными

 

произведениями

 

возможно

 

возникновение

 

спонтанного

 

или

 

целенаправленного

 

катарсиса

так

 

как

 

непрямое

 

выражение

 

чувств

 

облегчает

 

их

 

высвобождение

 

из

-

под

 

власти

 

цензуры

 

сознания

 

или

 

защитного

 

вытеснения

подавления

Психотерапию

 

модернизмом

 

проводят

 

после

 

клинико

-

пси

-

хологического

 

диагностического

 

обследования

 

и

 

сочетают

 

с

 

другими

 

видами

 

психотерапии

Сущность

 

метода

 

заключается

 

в

 

косвенной

 

и

 

опосредованной

 

суггестии

 

с

 

использованием

 

динамики

 

и

 

пластики

 

линий

форм

цвета

символов

Лечение

 

проводится

 

индивидуально

 

или

 

в

 

группе

Первоначально

так

 

как

 

модернизм

 

до

 

настоящего

 

времени

 

является

 

искусством

 

для

 

относительно

 

узких

 

кругов

необходимо

 

подготовить

 

пациентов

 

к

 

его

 

восприятию

 

вообще

 

и

 

как

 

к

 

средству

 

психотерапии

 

в

 

частности

Для

 

этого

 

читают

 

небольшую

 

лекцию

 

о

 

развитии

 

художественной

 

эстетики

и

 

в

 

частности

 

о

 

различных

 

направлениях

 

авангардизма

Объясняют

 

роль

 

формы

линий

цвета

 

и

 

композиции

 

в

 

искусстве

 

и

 

восприятии

 

художественных

 

произведений

а

 

также

 

в

 

жизни

 

и

 

поведении

 

людей

  (

стилях

 

одежды

 

и

 

интерьеров

мимических

 

портретах

рисунке

 

пантомимики

локализации

 

в

 

пространстве

), 

в

 

природе

 

и

 

ее

 

восприятии

Убеждают

 

в

 

легкой

 

доступности

 

авангардной

 

техники

 

и

 

ее

 

высоких

 

психотерапевтических

 

возможностях

Демонстрируют

 

процесс

 

создания

 

таких

 

работ

 

или

 

творчество

 

других

 

больных

Объясняют

как

 

пользоваться

 

соответствующими

 

изобразительными

 

материалами

Наконец

обсуждают

 

композицию

 

и

 

другие

 

подробности

 

будущего

 

произведения

Лицам

сомневающимся

 

в

 

своих

 

способностях

объясняют

что

 

они

 

уже

 

давно

 

являются

 

художниками

 

и

 

дизайнерами

т

к

одевают

 

себя

 

или

 

других

оценивают

 

расцветки

 

тканей

 

и

 

обоев

обставляют

 

интерьеры

женщины

 

«

расписывают

» 

себя

а

 

иногда

 

и

 

подруг

 

с

 

помощью

 

косметических

 

средств

 

и

 

т

д

. - 

и

 

все

 

это

 

с

 

учетом

 

цвета

формы

 

и

 

композиции

Убеждают

что

 

опыт

 

общения

 

с

 

модернизмом

 

есть

 

у

 

всех

 

с

 

учетом

 

его

 

распространенности

 

в

 

современной

 

жизни

Психомоделирующий

 

модернизм

 

имеет

 

хороший

 

потенциал

 

коррекции

 (

повышения

самооценки

 

и

 

компенсации

 

различных

 

вариантов

 

психологической

 

дефицитарности

 

благодаря

 

своей

 

доступности

 

для

 

подавляющего

 

большинства

 

людей

Для

 

инициации

 

может

 

быть

 

дано

 

задание

 

разработать

 

эмоционально

 

действующую

 

ткань

которую

 

можно

 

было

 

бы

 

повесить

 

в

 

качестве

 

шторы

занавеса

картины

 

после

 

оформления

 

в

 

раму

или

 

использовать

 

в

 

качестве

 

покрывала

или

 

сшить

 

из

 

нее

 

платье

 

для

 

себя

 

или

 

другого

 

человека

Пациентам

 

далее

 

дают

 

инструкцию

 

создать

 

цвето

-

линейное

плоскостное

 

или

 

объемное

  (

рисунок

полотно

аппликацию

 

или

 

скульптуру

), 

стилизованное

символическое

с

 

допуском

 

любых

 

искажений

 

и

 

деформаций

 

изображение

 (

отражение

своего

 

психологического

 

состояния

Затем

 

работают

 

над

 

изображением

 

индивидуальных

 

проблем

 

и

 

психотравмирующих

 

факторов

На

 

фоне

 

когнитивной

 

диагностики

 

и

 

терапии

 

создают

 

произведения

отражающие

 

дезадаптивные

 

концепции

Важным

 

является

 

внесение

 

изменений

 

в

 

первоначальное

 

изображение

 - 

динамический

 

характер

 

творчества

его

 

позитивное

 

поступательное

 

развитие

Модернистский

 

слепок

 

с

 

исходного

 

патологического

 

состояния

 

«

модернизируется

», 

меняется

 - 

новые

 

формы

новые

 

линии

новые

 

цветовые

 

решения

 

все

 

больше

 

и

 

больше

 

сим

-

волически

метафорически

 «

отодвигают

» 

пациента

 

от

 

первоначального

 

состояния

Дополнения

 

должны

 

быть

 

именно

 

такими

 - 

демонстрирующими

 

освобождение

 

от

 

прежнего

 

состояния

 

и

 

ослабление

 

влияния

 

факторов

являющихся

 

его

 

причиной

символически

 

отражающими

 

уменьшение

отдаление

отделение

 

от

 

них

Для

 

целей

 

десенсибилизации

 

по

 

отношению

 

к

 

негативным

 

психологическим

 

факторам

 

может

 

быть

 

дано

 

задание

 

многократно

 

их

 

изображать

используя

 

модернистские

 

принципы

В

 

начале

 

изображения

 

делают

 

очень

 

маленькими

далее

 

на

 

фоне

 

релаксации

 

и

 

позитивных

 

внушений

 

и

 

самовнушений

 

их

 

размеры

 

увеличивают

Однако

 

увеличение

 

проводят

 

лишь

 

тогда

когда

 

на

 

предыдущем

 

этапе

 («

размере

») 

было

 

достигнуто

 

спокойное

 

состояние

 

в

 

процессе

 

создания

 

работы

Используется

 

и

 

обратная

 

динамика

 

величины

 

изображений

 - 

от

 

крупных

 

к

 

маленьким

едва

 

различимым

Это

 

косвенно

 

внушает

 

снижение

 

значимости

 

психо

-

травмирующего

 

фактора

Устранение

 

сенсибилизации

 

по

 

отношению

 

к

 

психотравме

 

и

 

нейтрализация

 

патогенного

 

эмоционального

 

заряда

 

происходит

 

и

 

благодаря

 

экстериоризации

метафоре

  «

извлечения

 

и

 

отстранения

» 

изображаемых

 

негативных

 

объектов

в

 

сочетании

 

с

 

их

 

стилизацией

позитивной

 

художественно

-

психологической

 

переработкой

 

и

 

варьированием

 «

дозы

» 

патогенной

 

символики

с

 

постепенным

 

переходом

 

от

 

негативного

 

к

 

позитивному

Для

 

целей

 

пресыщения

 

негативными

 

эмоциями

 

дают

 

инструкцию

 

по

 

созданию

 

очень

 

большого

 

количества

 (30 - 

50 - 100 -300 

и

 

т

д

.) 

работ

отражающих

 

болезненное

 

состояние

В

 

этом

 

случае

 

их

 

оставляют

 

психотерапевту

дабы

 

не

 

спровоцировать

 

ухудшение

 

состояния

 

при

 

одновременном

 

восприятии

 

столь

 

большого

 

объема

 

негативной

 

символики

Коррекция

 

межличностных

 

отношений

 

также

 

может

 

входить

 

в

 

задачи

 

психомоделирующего

 

модернизма

которые

 

решаются

 

на

 

основе

 

совместного

 

создания

 

художественно

-

психотерапевтических

 

произведений

 

в

 

конфликтующей

 

диаде

семье

 

за

 

счет

 

метафорического

 

отражения

 

сущности

 

межличностного

 

конфликта

 

и

 

путей

 

его

 

разрешения

Наиболее

 

удобно

 

и

 

технически

 

просто

 

использовать

 

масляную

 

живопись

 - 

выразительную

 

и

 

долговечную

Кроме

 

этих

 

ее

 

достоинств

 

у

 

пациентов

как

 

правило

возникает

 

лестное

 

для

 

их

 

самооценки

 

ощущение

 

приближенности

 

к

 

«

настоящим

 

художникам

пишущим

 

серьезными

 

красками

».