Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1955
Скачиваний: 25
Хорошей
альтернативой
живописи
является
поп
-
арт
с
использованием
аппликации
и
других
способов
фиксации
творчески
перерабатываемых
и
обрабатываемых
тем
или
иным
способом
предметов
быта
,
техники
,
урбанистики
,
агрофермерства
или
других
материальных
(
но
экологичных
) «
свидетельств
»
человеческого
бытия
.
Могут
быть
использованы
предметы
,
имеющие
отношение
к
проблемам
,
конфликту
конкретного
больного
.
Все
они
должны
прямым
или
косвенным
,
метафорическим
образом
выполнять
соответствующие
психотерапевтические
задачи
.
Очень
важно
ориентировать
пациентов
на
создание
законченных
произведений
,
которые
могут
быть
выставлены
,
повешены
в
рамах
.
Это
позволяет
использовать
мобилизующий
ресурс
самопрезентации
,
активирует
волевые
качества
,
повышает
ответственность
за
уровень
работы
.
Психотерапевтические
произведения
могут
создаваться
индивидуально
или
в
группе
,
в
психотерапевтическом
кабинете
под
наблюдением
врача
или
дома
.
Их
темы
задаются
соответственно
психотерапевтическим
задачам
.
Работы
обсуждаются
совместно
с
другими
пациентами
или
индивидуально
.
При
групповой
творческой
работе
или
в
процессе
клубного
общения
метод
способствует
развитию
коммуникативных
способностей
.
Необходимо
,
чтобы
пациент
научился
пользоваться
средствами
модернизма
для
выражения
своих
переживаний
и
,
что
особенно
важно
,
авангардная
экспрессия
должна
стать
инструментом
для
коррекции
негативных
переживаний
или
для
разрешения
других
актуальных
для
пациента
проблем
,
находящихся
в
сфере
приложения
этого
метода
.
При
целесообразности
,
для
лечебных
целей
эти
работы
могут
быть
уничтожены
(
например
,
уничтожение
депрессивной
картины
,
как
символическое
преодоление
депрессии
).
Количество
работ
и
частота
лечебно
-
творческих
сеансов
лимитируются
(
или
никак
не
лимитируются
)
особенностями
личности
пациента
и
психотерапевтическими
задачами
.
Важно
,
чтобы
пациент
не
только
овладел
полученными
навыками
и
преодолел
психологический
кризис
,
но
и
использовал
этот
вид
творчества
для
аутопсихотерапии
,
психической
саморегуляции
в
проблемных
ситуациях
,
для
улучшения
социальной
адаптации
.
Обычно
создается
15-20
произведений
.
Помимо
собственно
психотерапевтических
и
психокоррек
-
ционных
эффектов
данного
метода
можно
отметить
наличие
перспективы
социализации
,
социальной
адаптации
больных
за
счет
формирования
среды
творческого
общения
,
организации
выставок
и
продажи
работ
,
имеющих
рыночную
стоимость
,
а
также
обеспечение
занятости
-
как
основной
деятельности
,
если
авангардное
творчество
становится
ведущим
в
иерархии
интересов
,
так
и
досуговой
,
заполняющей
свободное
время
.
Наконец
,
приобщение
к
современной
эстетике
,
обогащение
культурного
уровня
больных
также
сопровождает
применение
психомоделирующего
модернизма
.
Показаниями
для
психотерапии
авангардным
творчеством
являются
любые
психогенные
и
эндогенные
психические
расстройства
(
без
нарушения
ясности
сознания
и
бредовой
продукции
),
патология
личности
,
различные
психологические
проблемы
донозологического
уровня
,
нарушения
социальных
контактов
,
интеллектуальная
патология
(
от
пограничной
умственной
недостаточности
до
дебильности
).
Г
Глава
12
МЕТОД
ТЕЛЕСНО
-
ФИКСИРОВАННОЙ
И
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ
ИМИТАЦИИ
(
НЕГАТИВНОГО
ПОДКРЕПЛЕНИЯ
И
МОДЕЛИРОВАНИЯ
)
Метод
телесно
-
фиксированной
и
фармакологической
имитации
включает
в
себя
приемы
условно
-
рефлекторных
воздействий
,
облегчающих
преодоление
аномального
поведения
и
применяется
главным
образом
в
комплексе
с
другими
методами
ФПРЛ
:
аверсионным
тренингом
,
альтернирующей
суггестией
и
гипно
-
суггестией
,
интегративной
суггестией
и
аутосуггестией
,
методом
контрастных
переживаний
,
методом
нейтрализации
патогенных
триггеров
негативного
поведения
,
психосенсорно
-
химическим
программированием
,
тренингом
психофизиологической
толе
-
рантности
и
стрессоустойчивое
™.
Часть
приемов
данного
метода
носит
открытый
для
пациента
характер
,
другая
-
скрытый
,
замаскированный
.
Его
цель
-
ускорение
процесса
подавления
негативных
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
,
нейтрализация
психологического
сопротивления
пациента
и
рентных
установок
,
механизмов
выгодности
заболевания
и
удержания
симптоматики
,
устранение
и
предупреждение
рецидивов
.
Телесно
-
фиксированные
(
связанные
с
воздействием
на
те
или
иные
участки
тела
)
варианты
негативного
условно
-
рефлекторного
подкрепления
представляют
собой
статические
упражнения
с
удержанием
общего
или
локального
мышечного
напряжения
в
течение
определенного
времени
-
утомительные
асаны
из
системы
йогов
, «
растяжки
»,
различные
варианты
«
шпагата
»,
сведение
рук
в
«
замок
»
за
спиной
,
удержание
тяжелых
предметов
,
гантелей
в
руках
и
т
.
п
.
Кроме
этого
используются
точечные
воздействия
на
сензи
-
тивные
точки
-
точки
выхода
лицевого
,
тройничного
,
затылочно
-
го
нервов
,
области
основания
и
крыльев
носа
,
козелки
ушных
раковин
, «
точки
Бехтерева
»
в
области
прохождения
локтевого
нерва
через
локтевые
отростки
локтевой
кости
и
медиальный
мыщелок
плечевой
кости
,
точки
Хэ
-
Гу
,
располагающиеся
в
середине
треугольника
,
образуемого
большим
и
указательным
пальцами
кистей
рук
в
зоне
прохождения
ответвлений
лучевого
и
срединного
нервов
и
т
.
п
.
К
подобного
рода
воздействиям
относится
также
умеренно
сильная
фиксация
зубами
кончика
языка
.
«
Массаж
»
сензитивных
зон
во
время
сеансов
может
проводить
психотерапевт
,
в
другое
время
сам
пациент
.
Могут
быть
привлечены
также
родственники
больного
,
особенно
при
работе
с
детским
контингентом
.
Во
всех
случаях
необходимо
добиваться
допустимого
уровня
неприятных
ощущений
или
боли
.
В
качестве
негативного
фармакологического
подкрепления
для
создания
установок
запрета
,
устрашения
и
аверсии
используются
:
•
никотиновая
кислота
-
таблетки
0,05
г
в
разовых
дозах
для
детей
-
до
0,025-0,05
г
,
для
взрослых
-
до
0,15-0,5
г
,
суточные
дозы
для
детей
-
до
0,15
г
,
для
взрослых
-
до
1
г
(
М
.
Д
.
Машковский
, 1984);
•
ксантинола
никотинат
-
таблетки
0,15
г
в
разовых
дозах
для
детей
- 0,03-0,05
г
,
для
взрослых
-
до
0,15
г
,
суточные
дозы
для
детей
-
до
0,15
г
,
для
взрослых
-
до
0,9
г
(
М
.
Д
.
Машковский
, 1984),
данный
препарат
принимается
не
только
внутрь
,
но
и
рассасывается
в
ротовой
полости
(1/4-1
таблетка
),
отрицательный
условный
рефлекс
в
этом
случае
обеспечивает
его
горький
вкус
;
• «
Беллалгин
» -
горьковатый
местно
анестезирующий
препарат
-
от
1/4
до
1
таблетки
для
рассасывания
в
ротовой
полости
;
•
раствор
аммиака
10% (
нашатырный
спирт
)
для
обоняния
или
растирания
области
висков
,
лба
и
отдельных
участков
рук
;
•
мазь
«
Финалгон
»,
содержащая
среди
прочих
компонентов
никотиновую
кислоту
и
экстракт
перца
,
ее
наносят
точечно
,
на
«
заинтересованные
»
участки
,
не
соприкасающиеся
со
сли
-
зистыми
-
область
лба
,
если
желательно
,
чтобы
пациент
«
больше
задумывался
»,
кисти
рук
или
пальцы
,
если
необходимо
заблокировать
мануальные
стереотипы
при
тиках
или
зависимости
от
психоактивных
веществ
и
т
.
д
.
Никотиновая
кислота
и
ксантинола
никотинат
оказывают
сосудорасширяющее
действие
,
сопровождающееся
покраснением
кожных
покровов
,
чувством
жара
и
зудом
,
которые
сменяются
ознобом
и
иногда
легкой
дрожью
.
Неподготовленными
пациентами
это
воспринимается
как
явления
неприятные
,
неожиданные
,
вызывает
беспокойство
и
чувство
страха
.
Противопоказанием
для
назначения
этих
препаратов
является
сенсибилизация
по
отношению
к
ним
,
артериальная
гипотония
и
активная
фаза
менструального
цикла
.
Важно
,
чтобы
пациент
не
догадывался
об
истинной
сущности
телесно
-
фиксированных
и
фармакологических
назначений
.
Они
выполняют
роль
плацебо
-
воздействий
-
псевдойоги
,
псевдоакупрессуры
и
псевдофармакотерапии
.
Манипуляции
с
точками
для
больных
называют
«
нейрофизиологическими
»
воздействиями
,
акупрессурой
или
точечным
массажем
.
Читают
небольшую
лекцию
о
рефлексогенных
зонах
,
активных
точках
,
рефлексотерапии
и
акупрессуре
.
Фармакологические
средства
преподносят
как
«
биогенные
стимуляторы
», «
аминокислоты
», «
ноотропы
».
Внушают
,
что
все
эти
средства
(
физические
упражнения
,
акупрессура
,
лекарства
) «
стимулируют
системы
биологической
защиты
и
саморегуляции
», «
спасают
нервную
систему
от
разрушительного
воздействия
стрессов
»,
«
активируют
запоминание
лечебной
информации
», «
стимулируют
ресурсы
организма
», «
подавляют
патологические
потребности
».
Детям
объясняют
,
что
это
упражнения
,
точки
и
лекарства
, «
отпугивающие
»
грусть
,
страх
,
тренирующие
характер
и
т
.
п
.
При
панических
атаках
,
фобиях
пространства
,
кардиофобии
,
страхах
обморока
,
гипертонического
криза
,
инсульта
и
т
.
п
.
расстройствах
эффективно
тренирующее
моделирование
сосудистого
кризиса
с
помощью
никотиновой
кислоты
,
которая
воссоздает
многие
из
ощущений
,
знакомых
данной
категории
больных
.
Подбирают
соответствующие
дозировки
.
Вводная
инструкция
-«
научиться
переносить
эти
состояния
без
паники
,
научиться
спо
-
койно
жить
с
ними
,
если
что
-
то
и
сохранится
.
Так
же
спокойно
,
как
живут
многие
люди
с
действительно
серьезными
заболеваниями
.
Живут
и
радуются
жизни
,
справляясь
с
ее
проблемами
».
Настоящее
название
препарата
может
скрываться
,
в
этом
случае
он
преподносится
здесь
как
«
адреногенный
»,
«
моделирующий
состояния
страха
», «
лабораторное
вещество
,
временно
дестабилизирующее
состояние
сердечно
-
сосудистой
системы
»
и
т
.
п
.
При
сохранении
названия
объясняют
,
что
«
никотиновая
кислота
-
витамин
РР
-
исключительно
полезный
препарат
с
универсальным
действием
»,
рассматривают
ее
роль
в
обмене
веществ
,
антисклеротический
и
др
.
эффекты
.
Сообщают
,
что
в
психотерапии
она
применяется
для
«
закаливания
сосудов
и
нервной
системы
».
Пациентов
предварительно
обучают
психической
саморегуляции
.
Несколько
сеансов
проводится
в
присутствии
врача
с
регистрацией
показаний
сердечно
-
сосудистой
системы
,
которые
должны
отражать
«
великолепные
ресурсы
»,
«
надежность
и
выносливость
»
сердца
и
сосудов
.
После
достижения
должного
уровня
спокойствия
пациент
принимает
этот
препарат
самостоятельно
.
Важно
сочетать
его
прием
с
посещением
мест
,
которые
ранее
вызывали
чувство
страха
,
беспокойство
и
панику
.
Точно
так
же
используют
никотиновую
кислоту
при
«
термоневрозах
»,
помогающих
личности
избежать
каких
-
либо
событий
или
ситуаций
(
например
,
при
неврозах
посещения
школы
).
Особенности
применения
данного
метода
в
рамках
других
методов
ФПРЛ
рассматриваются
в
соответствующих
главах
.
Глава
13
МЕТОД
ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО
ГРОТЕСКА
Метод
психомоделирующего
гротеска
представляет
собой
своеобразную
психотерапевтическую
акцию
,
моделирующую
адаптивные
поведенческие
стереотипы
с
использованием
механизмов
скрытой
суггестии
,
психологической
десентизации
,
парадоксальной
интенции
и
извлечения
положительных
эмоций
при
воздействии
патогенных
стимулов
.
При
этом
происходит
разрушение
привычного
стереотипа
в
проявлениях
болезни
,
дезактуа
-
лизация
и
нейтрализация
патологических
переживаний
.
Положительные
эффекты
метода
возникают
на
фоне
неожиданных
для
пациента
(
часто
комических
)
ситуаций
,
которые
вызывают
взрыв
радости
,
удивления
,
и
в
итоге
-
открытие
факта
исчезновения
проявлений
болезни
.
Иногда
гротеск
,
ирония
и
комичность
остаются
скрытыми
для
больного
и
очевидными
лишь
для
«
посвященных
».
Сценарий
и
психотехнологические
компоненты
таких
акций
подбираются
индивидуально
и
реализуются
как
под
непосредственным
руководством
психотерапевта
,
так
и
в
виде
домашних
заданий
.
Психомоделирующий
гротеск
реализуется
в
виде
наукообразных
внушений
,
ролевых
тренингов
,
тренингов
навыков
и
упражнений
по
усилению
симптомов
,
лечебных
приемов
гротескной
модификации
вербального
и
невербального
поведения
,
психосенсорной
репродукции
и
др
.
Так
,
например
,
мальчик
-
подросток
12
лет
,
из
семьи
офицера
,
страдавший
навязчивым
психогенным
страхом
водных
процедур
,
захватывающих
лицо
и
голову
,
в
т
.
ч
.
обычного
умывания
,
был
объявлен
генералиссимусом
,
одет
в
военный
мундир
,
противогаз
и
водонепроницаемый
фартук
,
а
далее
«
обстреливался
»
водой
из
шприца
без
иглы
.
Вначале
использовался
самый
маленький
шприц
,
далее
объем
воды
увеличивался
,
противогаз
заменили
обычными
очками
,
которые
,
в
конце
концов
,
были
сняты
.
Для
устранения
многолетнего
страха
оказалось
достаточно
двух
сеансов
.
Другой
ребенок
,
примерно
того
же
возраста
,
с
навязчивым
страхом
пожара
в
любых
помещениях
,
где
он
находился
, «
назначенный
»
главным
пожарником
Москвы
,
одетый
в
этот
же
противогаз
и
мундир
быстро
научился
без
страха
устраивать
«
пожары
»
в
ванной
комнате
и
эффективно
их
тушить
с
помощью
воды
и
маленького
огне
-
тушителя
.
Кроме
этого
,
ему
были
даны
инструкции
о
поведении
во
время
пожара
и
«
на
всякий
случай
»
была
куплена
складная
веревочная
лесенка
для
эвакуации
из
помещения
через
окно
.
Провели
несколько
тренировочных
спусков
на
спортивной
площадке
.
Мальчик
был
обязан
постоянно
носить
лесенку
с
собой
в
рюкзачке
вместе
с
огнетушителем
(
общий
вес
«
снаряжения
» 3
кг
),
если
будет
сохраняться
страх
.
Однако
после
7
выходов
он
оставил
их
дома
,
т
.
к
.
перестал
опасаться
пожара
,
и
выгоднее
было
ходить
налегке
.
Одной
из
задач
психомоделирующего
гротеска
является
мнимое
обучение
пациента
способности
жить
со
своим
заболеванием
,
как
можно
более
полно
адаптироваться
к
жизни
,
несмотря
ни
на
что
- «
научиться
жить
со
своим
заболеванием
,
раз
уж
так
получилось
.
Живут
же
люди
с
диабетом
,
и
даже
уколы
себе
делают
несколько
раз
в
день
,
люди
с
ампутированными
конечностями
адаптируются
к
этому
.
При
любой
болезни
остается
определенный
резерв
возможностей
,
радостей
и
удовольствий
».
Здесь
же
может
быть
проведено
«
обучение
»
пациента
тому
,
как
«
правильно
болеть
»,
выбирая
для
этого
подходящее
время
и
место
,
где
можно
«
полноценно
проявить
все
симптомы
заболевания
и
в
то
же
время
выдержать
их
натиск
».
Подготовка
к
обострению
симптоматики
,
новым
кризисам
сравнивается
с
подготовкой
летчиков
испытателей
,
которые
сначала
занимаются
на
тренажерах
,
а
далее
,
усвоив
необходимые
навыки
,
переходят
на
самолеты
.
Близко
к
этому
стоит
и
«
глубокое
изучение
себя
»,
для
того
чтобы
«
окончательно
понять
ценность
своих
негативных
переживаний
на
уровне
сознания
,
которое
уже
готово
к
освобождению
от
болезни
,
и
дать
возможность
понять
это
своему
подсознанию
,
которое
еще
удерживает
болезнь
».
Необходимо
также
«
удовлетворить
подсознание
,
пресытить
его
»,
дать
ему
возможность
«
во
всей
полноте
пережить
то
,
к
чему
оно
стремится
»,
чтобы
приня
-
тие
решения
об
отказе
от
патологических
явлений
было
обоснованным
и
окончательным
.
Так
,
при
психогенной
депрессии
невротического
уровня
дается
задание
:
стоя
на
стуле
перед
зеркалом
,
понастоящему
погрустить
,
погоревать
,
порыдать
,
позаламывать
руки
,
попричитать
: «
Бедная
я
,
несчастная
,
сирота
,
горемыка
!».
Для
этого
нужно
одеться
«
трагически
»,
выбрать
подходящее
время
,
может
быть
,
и
зрителей
и
уделить
этой
акции
полчаса
или
час
.
Далее
,
как
только
захочется
погрустить
,
нужно
подождать
появления
удобной
воз
-
можности
и
делать
это
аналогичным
образом
, «
правильно
» -
и
по
содержанию
действия
и
по
продолжительности
.
Подобный
алгоритм
может
быть
использован
при
эксплозивности
- «
выплеснуть
раздражение
по
-
настоящему
,
прокричаться
как
следует
,
агрессивно
разорвать
100
газет
»
и
т
.
д
.
При
истерических
расстройствах
проводят
спектакль
самодемонстрации
с
патетическими
высказываниями
о
своих
неисчислимых
достоинствах
,
первенстве
во
всем
и
притязаниях
на
всеобщую
любовь
,
многочисленные
льготы
и
пожизненное
счастье
.
При
невротических
страхах
,
чтобы
научиться
«
держать
удар
»,
пугают
себя
«
как
следует
-
до
общей
дрожи
,
сердцебиения
,
слабости
в
ногах
,
потоотделения
».
При
фобиях
пространства
основным
содержанием
страха
является
боязнь
обморока
,
смерти
или
потери
контроля
над
собой
.
В
этих
случаях
пациенту
в
адаптированном
виде
разъясняют
признаки
предобморочных
состояний
и
сердечно
-
сосудистых
кризисов
,
их
отличие
от
состояний
страха
и
его
физиологических
компонентов
.
Важно
внушить
,
что
наблюдаемые
у
него
симптомы
«
являются
лишь
типичным
,
стандартным
проявлением
необосно
-
ванного
страха
,
никак
не
угрожающим
здоровью
».
В
то
же
время
объясняют
,
что
«
обмороки
-
это
очень
важная
защита
организма
,
особенно
головного
мозга
-
они
спасают
его
от
ишемии
и
инсульта
.
Сердцу
в
горизонтальном
положении
работать
гораздо
легче
-
это
спасение
сердца
от
инфаркта
,
а
мозга
от
инсульта
.
Слава
богу
,
что
есть
обмороки
!».
Затем
,
для
того
чтобы
«
вовремя
принять
правильные
меры
,
справиться
с
тем
,
чего
никогда
не
было
,
но
раз
уж
возникают
опасения
,
то
вполне
разумно
подготовиться
к
этому
»,
проводится
обучение
правильному
падению
в
обморок
.
Это
тренируют
в
кабинете
врача
,
на
гла
-
зах
у
персонала
,
на
улице
,
среди
людей
,
в
лифте
и
т
.
д
.
Важно
научиться
«
падать
красиво
и
без
каких
-
либо
травм
,
а
затем
правильно
полежать
со
слегка
поднятыми
ногами
для
улучшения
мозгового
кровообращения
».
Пациенту
может
быть
рекомендовано
«
для
профилактики
сразу
ложиться
на
пол
при
появлении
малейших
признаков
угрозы
обморока
».
При
фобиях
и
панических
атаках
эффективным
является
моделирование
сосудистого
кризиса
«
для
того
,
чтобы
научиться
справляться
с
колебаниями
сосудистого
тонуса
».
Это
осуществляется
с
помощью
никотиновой
кислоты
(
см
. «
Метод
телесно
-
фиксированной
и
фармакологической
имитации
,
негативного
подкрепления
и
моделирования
»),
которая
воссоздает
многие
из
ощущений
,
знакомых
таким
больным
.
Вводная
инструкция
-
«
научиться
переносить
эти
состояния
без
паники
,
научиться
спокойно
жить
с
ними
,
если
что
-
то
и
сохранится
».
Этот
же
препарат
может
быть
назначен
при
психогенно
обусловленной
гипертермии
,
особенно
имеющей
в
своей
основе
рентные
установки
(
это
расстройство
часто
наблюдается
у
школьников
,
не
желающих
по
каким
-
либо
причинам
посещать
учебное
заведение
).
Обоснование
подобной
терапии
: «
адаптироваться
к
такой
серьезной
болезни
,
натренировать
организм
-
и
сердце
,
и
сосуды
,
и
нервную
систему
и
тело
в
целом
».
На
фоне
реакции
на
действие
препарата
,
аналогичной
ощущению
изменения
температуры
,
пациент
выполняет
определенные
,
адекватные
упражнения
и
задания
из
учебных
,
бытовых
и
занимается
физкультурой
.
Как
правило
,
истерогенные
температурные
реакции
проходят
после
3-4
подобных
«
адаптирующих
сеансов
».
Желательно
также
«
вооружить
»
пациента
,
опасающегося
обморока
«
техникой
активации
артериального
давления
»
с
помощью
напряжения
мышц
нижних
конечностей
,
а
также
аптечкой
с
кордиамином
,
адреналином
,
кофеином
,
нашатырным
спиртом
и
одноразовыми
шприцами
.
При
страхе
лифтов
больной
может
быть
также
оснащен
компактным
набором
инструментов
,
типа
«
Универсал
»
размером
с
перочинный
нож
,
включающим
в
себя
отвертки
,
минипилу
,
кусачки
и
т
.
п
.
При
страхе
поездок
в
метро
-
ключом
для
межвагонных
дверей
,
аналогичным
психиатрической
«
гранке
»
или
поворачивающейся
ручке
от
замка
.
Этот
«
инструментарий
»
способствует
нейтрализации
концепции
беспомощности
и
отсутствия
выхода
в
этих
ситуациях
.
Проводят
соответствующие
тренинги
,
при
которых
пациента
первоначально
обучают
пользоваться
этими
лекарствами
и
инструментами
,
а
затем
дают
задание
«
пугать
себя
как
следует
» (
см
.
выше
).
Выполнить
последнее
задание
,
как
правило
,
не
удается
-
срабатывает
механизм
парадоксальной
интенции
.
Неспособность
произвольно
вызвать
у
себя
состояние
страха
дезактуализирует
проблему
.
Если
страх
возникает
,
пациенту
высказывают
одобре
-
ние
и
помогают
пережить
приступ
.
Параллельно
активизации
страха
проводят
псевдосерьезное
исследование
параметров
сердечно
-
сосудистой
деятельности
(
артериального
давления
,
пульса
)
и
«
интеллектуальных
процессов
» (
задают
простые
вопросы
).
В
процессе
этого
опыта
и
исследований
больному
внушают
,
что
он
без
проблем
и
без
какого
-
либо
ущерба
для
организма
и
психики
переносит
эмоциональную
нагрузку
и
никакой
угрозы
для
физического
или
психического
здоровья
нет
и
быть
не
может
,
его
сердце
,
сосуды
и
самоконтроль
сверхнадежны
.
При
нарушениях
засыпания
может
быть
назначен
«
сон
с
открытыми
глазами
».
Пациенту
говорят
: «
Так
хочется
Вашему
организму
,
хочется
сразу
и
спать
и
не
спать
.
По
отдельности
эти
желания
удовлетворить
не
удавалось
.
Можно
удовлетворить
оба
сразу
,
одновременно
».
Чтобы
«
удовлетворение
организма
»
произошло
быстро
,
больного
обучают
техникам
релаксации
и
самогипноза
и
дают
инструкцию
заниматься
ими
,
но
при
этом
спать
с
открытыми
глазами
,
однако
с
фиксацией
взгляда
на
точках
,
расположенных
выше
или
ниже
уровня
комфортного
взора
.
Снотворный
эффект
усиливается
при
засыпании
сидя
или
с
приподнятыми
руками
.
Кроме
этого
капризное
подсознание
может
быть
удовлетворено
самовнушением
«
не
спать
»,
как
правило
,
имеющим
хороший
снотворный
эффект
.
Во
всех
случаях
пациенту
помимо
информации
о
психогигиене
вечернего
времени
и
сна
внушают
концепцию
безвредности
бессонницы
и
отсутствия
ее
как
таковой
: «
Нет
людей
длительно
не
спящих
,
эпизодически
не
спит
каждый
.
У
тех
,
кто
жалуется
на
длительную
бессонницу
,
на
самом
деле
нарушено
чувство
сна
и
из
-
за
тревожных
опасений
перед
сном
,
при
пробуждениях
и
утром
возникают
самовнушенные
отрицательные
эффекты
».
Ребенку
со
страхом
темноты
,
который
обычно
связан
с
мыслями
о
привидениях
,
скелетах
или
устрашающих
персонажах
из
сказок
и
фильмов
,
внушают
,
учитывая
возраст
,
что
такие
монстры
«
боятся
резких
запахов
,
не
пристают
к
детям
с
кислым
,
соленым
или
горьким
вкусом
или
к
тем
,
кто
принял
снотворные
лекарства
,
так
как
они
боятся
заснуть
сами
.
Соответственно
назначают
противоядия
-
нашатырный
спирт
,
духи
с
резким
запахом
,
которые
в
допустимых
концентрациях
распыляют
в
комнате
или
«
обрабатывают
»
ими
ребенка
,
чеснок
,
соль
,
горькие
седативные
и
снотворные
травы
и
лекарства
,
которые
принимает
перед
сном
ребенок
.
При
этом
родителям
важно
«
попробовать
»
ребенка
на
вкус
-
при
поцелуе
перед
сном
отметить
насколько
он
горький
,
соленый
и
противный
,
высказаться
о
том
,
как
«
противно
пахнет
в
комнате
-
точно
всех
распугать
можно
».
Ребенку
также
может
быть
торжественно
вручено
«
специальное
сверхмощное
устройство
для
отпугивания
привидений
и
другой
нечисти
» -
светящийся
жезл
или
полый
цилиндр
,
заполненный
мелкодисперсным
песком
,
восточные
подвески
с
колокольчиками
и
т
.
п
.
Религиозные
дети
могут
использовать
молитвы
и
соответствующие
атрибуты
культа
.
Наконец
,
могут
быть
натренированы
различные
приемы
запугивания
привидений
(
гримасы
,
позы
)
или
установления
дружбы
с
ними
.
При
страхе
грабителей
ребенку
может
быть
внушено
,
что
они
не
пристают
к
слабоумным
или
парализованным
детям
-«
они
не
вызывают
у
них
опасений
,
что
смогут
понять
то
,
что
происходит
,
запомнить
их
и
рассказать
милиции
,
а
как
заложники
такие
дети
не
имеют
никакой
ценности
,
являясь
только
обузой
».
С
ребенком
репетируют
«
слабоумие
»
и
«
парализацию
» -
обучают
изображать
соответствующую
симптоматику
.
Кроме
этого
в
адекватных
случаях
ребенку
может
быть
гротескно
продемонстрирована
бессмысленность
ограбления
данной
семьи
,
отсутствие
внешних
признаков
богатства
,
на
которые
грабители
ориентируются
при
выборе
жертв
.
Ребенок
далее
по
«
спецзаданию
»,
войдя
в
образ
вора
,
должен
будет
найти
эти
признаки
вместе
с
родителями
у
окружающих
,
ориентируясь
на
особенности
одежды
,
марку
автомобиля
,
уровень
жилья
,
особенности
оконных
рам
,
наличие
спутниковой
антенны
и
т
.
п
.
При
лечении
детей
также
эффективно
срабатывает
прием
«
покупки
болезни
».
Здесь
врач
предлагает
«
купить
»
болезнь
у
ребенка
за
определенную
сумму
,
достаточную
,
чтобы
у
пациента
возникла
мотивация
преодолевать
заболевание
.
Желательно
составить
письменный
договор
купли
-
продажи
.
Для
пущей
серьезности
может
быть
приглашен
«
милиционер
» -
человек
с
какими
-
либо
милицейскими
атрибутами
или
просто
названный
милиционером
.
Можно
включить
в
договор
пункт
о
штрафе
за
нарушение
условий
купли
-
продажи
.
Деньги
на
покупку
тайно
от
ребенка
врачу
передают
родители
.
Можно
покупать
болезнь
частями
-
симптом
за
симптомом
или
целиком
(
в
зависимости
от
тяжести
состояния
выбирают
более
выигрышный
вариант
).
Болезнь
можно
также
обменять
на
какой
-
нибудь
значимый
для
пациента
предмет
,
например
,
велосипед
или
компьютер
.
Выдача
денег
или
предмета
производится
тогда
,
когда
болезнь
или
ее
«
части
» «
действительно
»
будут
«
проданы
»,
т
.
е
.
перестанут
проявляться
в
переживаниях
и
поведении
ребенка
.
Проданная
болезнь
в
виде
записей
ребенка
или
о
ребенке
,
его
рисунков
,
видео
-
или
аудиоматериалов
,
договора
и
т
.
п
.
может
быть
заперта
в
сейф
или
тем
или
иным
способом
«
нейтрализована
».
Хорошо
действует
копирование
купленных
проявлений
болезни
кем
-
либо
из
персонала
.
Они
потом
могут
«
вылечиться
»
или
перепродать
болезнь
другим
людям
.
Близко
к
этой
технике
стоит
«
жетонная
система
»
бихевио
-
ральной
терапии
,
при
которой
пациента
награждают
или
штрафуют
тем
или
иным
образом
в
зависимости
от
успеха
или
неуспеха
в
лечении
.
Прием
смены
формулировок
,
ярлыков
(
см
. «
Метод
контрастных
переживаний
»)
в
рамках
рассматриваемого
метода
имеет
соответствующие
особенности
-
альтернативный
вариант
названия
проблемы
или
псевдоним
приобретают
парадоксальный
,
гротескный
характер
.
Например
,
одним
из
пациентов
с
клаустрофобией
в
виде
навязчивого
страха
лифтов
успешно
использовалось
многосторонне
приятное
«
лифтчик
»
вместо
пугающего
«
лифт
».
В
других
случаях
вызывавшие
тревожность
«
инфаркт
», «
цистит
»
и
«
уретрит
»,
на
которых
сформировалась
ипохондрическая
фиксация
у
разных
пациентов
,
были
успешно
вытеснены
«
ласкательными
»
терминами
«
инфарктик
», «
циститик
»
и
«
уретритик
»,
а
грозный
муж
-
дебошир
и
алкоголик
Василий
,
получив
псевдоним
«
Хряк
Васютка
»,
стал
вызывать
меньшую
тревогу
и
тоску
у
его
измученной
жены
,
что
позволило
ей
более
эффективно
влиять
на
его
поведение
и
в
конце
концов
развестись
.
Точно
так
же
гротескным
образом
преформируют
интерпретацию
и
вербализацию
психотравмирующих
факторов
,
изменяют
звукоречевые
характеристики
и
стиль
рассказа
о
патогенных
объектах
и
ситуациях
,
находят
в
происшедшем
или
происходящем
положительный
смысл
.
Так
,
одна
из
пациенток
с
тревожной
психогенной
депрессией
и
паническими
атаками
,
перенесшая
попытку
изнасилования
в
лифте
,
с
хорошим
десенсибилизирующим
эффектом
использовала
такую
гротескную
стилизацию
: «
Не
так
давно
один
дяденька
,
на
вид
вполне
симпатичный
,
не
выдержал
моего
обаяния
,
стал
жертвой
моей
красоты
.
Я
,
сама
того
не
желая
,
вскружила
ему
голову
,
он
позабыл
обо
всем
на
свете
,
не
совладал
с
нахлынувшими
чувствами
.
Может
быть
,
это
было
у
него
впервые
в
жизни
.
Он
пытался
заниматься
со
мною
любовью
прямо
в
лифте
,
возможно
он
казался
ему
тогда
прекрасным
будуаром
,
а
я
,
глупенькая
,
испугалась
,
хотя
могла
бы
получить
удовольствие
.
Все
это
на
самом
деле
это
было
комплиментом
мне
-
потому
,
что
нельзя
быть
красивой
такой
».
Психосенсорно
опосредованные
варианты
психомодели
-
рующего
гротеска
включают
в
себя
гротескные
визуализации
и
«
аудиализации
».
Так
,
негативно
действующий
человек
может
быть
представлен
в
водолазном
костюме
,
одеянии
балерины
или
с
какими
-
то
физиогномическими
дополнениями
.
Соответствующим
образом
можно
представить
свою
копию
,
находящуюся
в
психотравмирующей
ситуации
,
контактирующую
с
отрицательными
объектами
.
Например
,
при
фобии
метро
пациент
может
визуализировать
себя
там
,
в
валенках
и
с
воздушными
шарами
.
«
Аудиализация
» -
гротескная
модификация
вербально
психотравмирующих
факторов
.
Аранжировка
темпа
,
громкости
,
скорости
негативных
высказываний
,
прослушивание
их
задом
наперед
,
наложение
их
на
подходящий
музыкальный
фон
,
усиливающий
гротеск
(
например
, «
песенное
»
воспроизведение
обидных
высказываний
,
оформленных
в
рифму
или
куплеты
с
мелодией
«
В
траве
сидел
кузнечик
»
или
«
Чижик
-
пыжик
»).
Все
это
воспроизводится
импрессивно
,
про
себя
,
или
экспрессивно
,
вслух
.
Могут
быть
написаны
арии
,
миниоперы
и
миниоперетты
,
в
которых
с
участием
других
лиц
или
без
таковых
разыгрывается
десенсибилизирующий
сюжет
.
Одним
из
вариантов
психомоделирующего
гротеска
является
побуждение
пациента
к
принятию
позитивной
интерпретации
собственного
состояния
и
психотравмирующих
факторов
с
помощью
приемов
«
кражи
заболевания
»,
«
временного
сравнительного
заражения
»
или
«
кражи
судьбы
», «
обмена
судьбой
».
Пациенту
помогают
на
время
(
от
нескольких
минут
до
нескольких
часов
)
перевоплотиться
в
человека
,
страдающего
более
тяжелым
заболеванием
или
переживающего
более
тяжелые
жизненные
коллизии
.
Это
может
осуществляться
в
виде
осознания
нового
положения
,
с
помощью
визуализации
или
ролевого
тренинга
.
Лицам
тревожно
-
мнительным
при
этом
внушают
,
что
никакой
фиксации
,
привития
болезни
или
чужой
судьбы
на
самом
деле
не
произойдет
,
речь
идет
лишь
о
сравнении
,
изучении
чужого
заболевания
и
проблем
.
Для
подобного
анализа
используют
имитацию
истерии
,
эксплозивности
,
паркинсонизма
,
слабоумия
,
паралича
,
слепоты
,
тугоухости
или
глухоты
,
имущественного
краха
,
супружеской
измены
,
потери
работы
,
уголовного
наказания
и
т
.
д
.
Результаты
«
обменов
»
и
«
перевоплощений
»
анализируются
,
обсуждаются
,
при
этом
важно
привести
больного
к
убеждению
,
что
его
проблемы
и
симптомы
гораздо
проще
,
легче
и
обратимее
,
чем
те
,
которые
были
«
украдены
»
на
время
и
, «
слава
6oiy»,
что
он
так
легко
«
отделался
»,
заполучив
свою
болезнь
,
избежав
более
тяжелой
.
Можно
заимствовать
также
более
благополучные
судьбы
или
черты
характера
(
позитивный
контраст
).
Дети
успешно
усваивают
повадки
животных
(
спокойствие
слона
,
смелость
тигра
и
т
.
п
.).
Пациенту
при
этом
соответственно
внушают
: «
Они
смогли
,
и
Вы
сможете
,
если
захотите
и
изучите
их
опыт
», «
Они
этим
обладают
,
и
Вы
вполне
можете
этим
обладать
,
развить
это
в
себе
и
даже
пойти
дальше
,
сделать
больше
».
Каждый
из
вариантов
психомоделирующего
гротеска
или
их
комплекс
повторяют
необходимое
количество
раз
.
Глава
14
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ
ПАТОГЕННЫХ
ТРИГГЕРОВ
НЕГАТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Нейтрализация
патогенных
триггеров
,
как
правило
,
сочетается
с
другими
методами
ФПРЛ
.
Патогенные
триггеры
-
стимулы
,
провоцирующие
нежелательное
поведение
,
запускающие
механизм
дезадаптивного
реагирования
.
Подобного
рода
триггеры
могут
принадлежать
к
сенсорным
системам
и
представлять
собою
специфические
зрительные
,
слуховые
,
телеснофиксированные
,
ольфакторные
или
комплексные
воздействия
,
имеющие
отношение
к