Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1913
Скачиваний: 25
воспоминаниям
или
актуальной
реальности
.
Они
могут
касаться
восприятия
цельного
облика
или
определенных
деталей
невербального
(
нюансов
мимики
и
пантомимики
,
особенностей
одежды
и
т
.
д
.)
или
вербального
(
оттенков
речи
,
слов
или
фраз
)
поведения
других
людей
.
В
иных
случаях
триггерами
являются
объекты
,
животные
,
характерные
пространственные
факторы
или
их
детали
и
т
.
п
.
Названия
,
звуки
,
мелодии
,
запахи
,
расстояние
до
человека
или
объекта
,
специфические
ситуации
и
многое
другое
относящееся
к
внешним
факторам
также
может
становиться
стимулом
негативных
реакций
.
Другим
вариантом
патогенных
триггеров
являются
внутренние
психологические
состояния
(
как
положительные
,
так
и
отрицательные
) -
извлечение
из
архивов
памяти
отдельных
воспоминаний
или
появление
независящих
от
прошлого
мыслей
и
образов
.
Важно
отличать
триггеры
,
запускающие
аномальное
поведение
от
собственно
психотравмирующих
факторов
.
Триггеры
-
это
элементы
психотравмирующих
факторов
,
являющиеся
непосред
-
ственными
стимуляторами
негативных
реакций
.
Здесь
,
если
верить
«
фольклору
»,
подходит
аналогия
с
поведением
быка
,
спокойно
относившегося
к
человеку
,
пока
тот
не
достал
красную
тряпку
.
Так
,
общение
с
отдельным
человеком
может
происходить
спокойно
,
пока
его
голос
,
или
выражение
лица
,
или
расстояние
до
него
не
изменится
определенным
образом
.
Поездка
в
метро
может
происходить
без
проблем
,
пока
в
ее
стандартном
режиме
не
произойдут
характерные
изменения
.
Состояние
женщины
-
труженицы
может
быть
спокойным
,
пока
она
,
устало
возвращаясь
с
работы
,
не
увидит
дверь
своей
квартиры
,
за
которой
скрывается
«
вечерняя
часть
трудовых
будней
»,
или
не
обнаружит
мужа
,
лежащего
на
диване
при
отсутствии
ужина
и
порядка
.
В
любом
случае
включается
в
большей
или
меньшей
степени
осознаваемый
процесс
субъективной
оценки
этих
влияний
с
актуализацией
глубинных
концепций
,
программирование
и
санкционирование
последующего
поведения
.
Метод
включает
в
себя
этап
выделения
патогенных
триггеров
и
собственно
их
нейтрализацию
,
которая
проводится
на
основе
их
новой
концептуально
-
ценностной
интерпретации
и
с
помощью
комплекса
психотерапевтических
манипуляций
,
включающего
в
себя
большинство
из
рассматриваемых
методов
гетеро
-
и
аутовоздействий
.
Важным
моментом
является
проведение
тренингов
с
визуализацией
,
а
далее
с
ролевым
проигрыванием
проблемных
ситуаций
для
формирования
устойчивых
поведенческих
стереотипов
,
которые
включаются
при
взаимодействии
с
рассмотренными
триггерами
и
устраняют
их
отрицательное
действие
,
блокируя
тем
самым
развитие
патологических
реакций
.
Глава
15
ПОЗИТИВНОЕ
СИМВОЛИЧЕСКОЕ
ОПОСРЕДОВАНИЕ
Цель
метода
-
повышение
объема
позитивных
мыслей
и
эмоций
,
их
расширение
,
распространение
на
возможно
более
широкий
класс
явлений
и
опосредованное
самовнушение
избавления
от
негативных
реакций
.
Для
этого
когнитивно
подготовленный
пациент
многократно
в
течение
дня
комментирует
и
наделяет
положительным
символическим
или
метафорическим
значением
все
,
что
попадает
в
поле
его
зрения
и
внимания
вообще
и
поддается
такому
опосредованию
.
Например
,
при
позитивном
символическом
опосредовании
дыхания
говорят
себе
: «
С
каждым
выдохом
удаляю
из
себя
все
отрицательное
,
с
каждым
вдохом
увеличиваю
свою
силу
и
уверенность
!
С
каждым
вдохом
увеличиваю
запас
своей
силы
и
энергии
!
С
каждым
вдохом
и
с
каждым
выдохом
я
сильнее
».
При
снятии
одежды
: «
Снимаю
с
себя
все
проблемы
и
усталость
!
Закончен
день
,
все
,
что
во
мне
накопилось
плохого
,
я
удаляю
вместе
с
одеждой
.
Все
хорошее
сохраню
и
приумножу
».
При
одевании
одежды
: «
Одеваю
свою
броню
.
Нет
таких
стрессов
,
нет
такой
энергии
,
которая
могла
бы
пройти
сквозь
нее
!
Абсолютная
защита
!».
При
выбрасывании
мусора
: «
Вместе
с
этим
мусором
,
вещественным
,
выбрасываю
мусор
психологический
.
И
тот
,
и
другой
мусор
-
ненужное
,
бесполезное
,
ставшее
чужим
.
Уверенно
и
легко
освобождаюсь
от
мусора
психологического
,
так
же
как
от
мусора
бумажного
,
пищевого
и
прочего
!».
Наблюдая
зимнюю
метель
: «
Чистый
снег
слой
за
слоем
покрывает
землю
.
Охлаждается
,
становится
нечувствительным
все
,
что
находится
под
ним
.
Снежная
анестезия
.
Не
разглядеть
и
не
почувствовать
того
,
что
находится
под
белым
,
сверкающим
покровом
.
Это
становится
далеким
и
теряет
свой
смысл
,
и
это
можно
забыть
.
И
я
освобождаюсь
от
беспокойства
и
сомнений
,
это
теряет
свой
смысл
,
и
это
можно
забыть
.
Снежная
анестезия
.
Белоснежная
,
чистая
,
стерильная
.
На
душе
спокойно
и
свободно
.
И
от
этого
спокойствия
и
свободы
на
душе
легко
и
хорошо
».
Позитивное
символическое
опосредование
весны
может
осуществляться
таким
образом
: «
Тает
снег
,
много
всего
накопивший
за
зиму
,
местами
этот
снег
серый
,
иногда
даже
черный
.
Он
тает
и
исчезает
,
и
вместе
с
ним
тает
и
исчезает
серое
и
черное
,
накопленное
за
зиму
.
И
я
вместе
с
природой
освобождаюсь
от
серого
и
черного
-
от
психологических
загрязнений
.
Весенние
,
энергичные
ручьи
уносят
эту
грязь
прочь
-
она
уже
никогда
не
вернется
.
Природа
очищается
и
освобождается
от
груза
грязных
снегов
,
от
зимнего
холода
,
от
зимнего
мрака
.
Ей
все
легче
и
все
ярче
светит
солнце
,
и
все
легче
моей
душе
,
моему
сердцу
.
Все
ярче
загорается
в
моей
душе
свет
уверенности
,
свет
счастья
,
свет
здоровья
.
Становится
уютнее
и
радостнее
вокруг
,
прилетают
птицы
,
они
начинают
строить
гнезда
,
чтобы
в
них
зародилась
новая
жизнь
,
другая
жизнь
.
Земле
легче
дышать
.
Она
согревается
,
и
в
ней
начинают
прорастать
зерна
растений
,
оживать
корни
деревьев
,
трав
и
цветов
,
просыпается
все
живое
.
Потому
что
тепло
,
потому
что
светло
,
хорошо
и
уютно
вокруг
.
И
мне
хорошо
и
уютно
.
И
я
пробуждаюсь
для
новой
жизни
-
уверенной
и
приятной
.
Природа
набирает
силу
,
и
я
становлюсь
сильнее
.
На
деревьях
появляются
почки
,
потом
будут
листья
,
затем
плоды
.
И
я
расту
вместе
с
ними
.
И
все
это
потому
,
что
земля
освободилась
от
серого
и
черного
.
Потому
,
что
природа
наполнена
светом
.
И
всем
хорошо
.
И
я
свободен
.
И
я
наполнен
светом
.
И
мне
хорошо
.
Свет
солнца
,
тепло
солнца
во
всем
и
во
мне
.
И
это
навсегда
.
И
я
сам
излучаю
свет
-
свет
добра
.
И
это
навсегда
.
Все
будет
хорошо
».
Летнее
опосредование
: «
Всесильный
шар
солнца
заряжает
энергией
и
силой
все
живое
.
Всюду
кипит
жизнь
.
Все
растет
и
развивается
.
Плоды
зреют
и
становятся
все
крупнее
.
И
я
тружусь
,
и
я
как
солнце
,
и
у
меня
светлый
взгляд
на
природу
,
на
жизнь
,
на
себя
,
на
других
людей
.
И
я
сам
светел
,
я
сам
свет
.
И
я
могу
помочь
другим
,
как
солнце
помогает
всем
нам
.
Могу
помочь
и
тем
,
кто
наполнен
темным
-
злобой
или
тревогами
,
завистью
или
грустью
.
Помочь
им
силой
своего
света
,
светом
и
добром
.
Энергией
этого
света
вытеснить
темноту
озлобления
,
тревоги
,
зависти
или
грусти
.
Помочь
им
прозреть
и
вырастить
внутри
себя
плоды
света
и
добра
.
Могу
им
помочь
хотя
бы
своим
примером
,
не
загрязняя
себя
озлобленностью
,
обидами
и
тревогами
.
Мой
свет
сильнее
.
И
его
отблески
помогут
другим
стать
светлее
».
При
виде
дождя
: «
Очистительный
дождь
!
Я
часть
природы
.
Очищается
природа
-
очищаюсь
я
!
Вода
уносит
все
ненужное
-
и
грязь
,
и
мусор
,
и
тревоги
,
и
беспокойство
.
После
дождя
все
сверкает
чистотой
и
свободой
.
И
я
становлюсь
свободнее
и
чище
.
После
дождя
легко
дышится
,
я
распрямляюсь
,
дышу
полной
грудью
.
Очищение
и
свобода
!
На
душе
легко
,
свободно
и
чисто
!
Моя
душа
искрится
всеми
красками
радостной
свободы
так
же
,
как
ра
-
дуга
после
дождя
излучает
все
оттенки
солнечного
света
!».
При
мытье
рук
: «
Мыло
полностью
смывает
,
а
вода
полностью
уносит
-
туда
,
откуда
нет
возврата
, -
все
плохое
.
Очищаются
руки
-
даже
от
мельчайших
частичек
грязи
-
и
я
полностью
освобождаюсь
,
очищаюсь
от
всего
плохого
.
Чистые
руки
,
чистые
мысли
».
Для
тех
пациентов
,
которые
первоначально
не
имеют
достаточных
способностей
к
позитивному
опосредованию
,
особенно
объемному
,
составляются
индивидуализированные
тексты
,
которые
они
записывают
,
далее
прочитывают
,
заучивают
,
произносят
по
памяти
.
Необходимо
также
использовать
целенаправленные
действия
по
позитивному
опосредованию
-
совершить
несколько
энергичных
вдохов
и
выдохов
,
символических
жестов
или
процедур
,
вы
-
ражающих
,
например
,
защиту
,
очищение
,
удаление
и
т
.
п
.
Позитивному
символическому
опосредованию
могут
быть
подвергнуты
также
адекватные
воспоминания
(
картин
природы
или
подходящих
событий
)
и
зрительные
символические
представления
(
например
,
визуализация
негативной
связи
с
чем
-
либо
или
с
кем
-
либо
в
виде
цепей
или
веревок
и
последующее
разрывание
этих
цепей
или
сжигание
веревок
).
Важно
сопровождать
опосредование
мимикой
и
пантомимикой
,
отражающими
позитивные
эмоции
.
При
наличии
рядом
других
людей
,
с
учетом
их
особенностей
,
допустимую
часть
опосредования
проводят
вслух
,
вовлекая
окружающих
в
переживание
позитивной
эмоции
, -
это
приводит
к
взаимоиндукции
, «
положительному
рикошету
»,
подтверждению
и
развитию
символической
позитивизации
.
Глава
16
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ
САМОКОНТРОЛЬ
Основой
последовательного
систематического
самоконтроля
является
функционально
-
динамическая
(
психофизиологическая
)
схема
организации
поведения
(
см
.
метод
«
Когнитивно
-
ценностная
гармонизация
»).
Ее
содержание
,
механизмы
организации
поведения
и
особенности
структур
,
управляющих
этим
процессом
,
в
более
или
менее
популярной
форме
разъясняют
пациенту
с
учетом
его
возрастных
и
интеллектуальных
особенностей
.
Согласно
этой
схеме
,
поведенческие
реакции
инициирует
психофизиологический
дисбаланс
,
возникающий
в
процессе
взаимодействия
с
внешней
средой
или
вследствие
внутренних
метаморфоз
.
При
этом
образуется
доминанта
,
связанная
с
ведущей
мотивацией
,
и
формируется
модель
результата
.
Далее
происходит
поиск
оптимального
способа
действий
с
учетом
опыта
,
возможностей
реальной
ситуации
и
прогноза
последствий
.
Осуществляется
выбор
стратегии
и
принимается
санкция
о
начале
деятельности
,
при
осуществлении
которой
контроль
и
коррекция
,
сравнение
достижений
и
прогнозов
осуществляет
акцептор
результатов
действия
.
На
завершающем
этапе
производится
оценка
результата
и
принятие
решения
о
прекращении
или
возобновлении
деятельности
на
основе
повторного
изучения
внутреннего
состояния
и
определения
степени
компенсации
психофизиологического
дисбаланса
.
Заключительный
процесс
-
архивирование
в
памяти
информации
о
полученном
позитивном
или
негативном
опыте
.
На
всех
этапах
от
психофизиологического
дисбаланса
до
результирующего
поведения
этот
процесс
сопровождают
соответствующие
эмоции
.
Скорость
его
протекания
может
быть
различной
,
от
секунд
до
нескольких
лет
.
На
основе
этой
схемы
больному
объясняют
,
что
именно
он
,
он
сам
решает
,
как
отреагировать
на
внешнее
событие
.
Именно
он
,
он
сам
дает
санкции
,
разрешающие
или
запрещающие
те
или
иные
действия
.
Сообщают
,
что
это
может
в
различной
степени
осознаваться
человеком
или
иметь
вид
санкций
-
клише
,
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
,
но
действует
всегда
.
Внушают
также
,
что
обоснованное
,
грамотное
внедрение
в
непроизвольный
процесс
,
который
ранее
приводил
к
нежелательным
результатам
,
позволяет
избежать
осложнений
и
достичь
большей
внутренней
гармонии
,
эмоционального
комфорта
и
гармонии
в
отношениях
с
окружающими
.
Отработка
навыка
самоконтроля
начинается
с
овладения
стереотипом
поэтапного
отслеживания
и
прогнозирования
действий
и
поступков
.
Пациенту
дают
инструкцию
пролонгировать
процесс
совершения
действий
и
поступков
,
начиная
с
самого
раннего
этапа
' -
этапа
инициации
поведенческого
акта
.
Этот
этап
получает
отсрочку
на
15
символических
секунд
соответственно
количеству
ступеней
метода
последовательного
систематического
самоконтроля
.
Такая
отсрочка
позволяет
снизить
эмоциональную
напряженность
и
сразу
демонстрирует
приоритет
самоконтроля
над
непроизвольным
течением
поступков
.
Кроме
того
,
эти
15
секунд
становятся
триггером
оптимального
поведения
,
который
пациент
произвольно
«
включает
»
в
нужный
момент
и
вслед
за
которым
разворачивается
привычная
организация
адаптивной
реакции
.
К
ним
могут
быть
добавлены
любые
другие
триггеры
-
слова
,
фразы
,
визуализируемые
образы
,
мимика
,
жесты
и
т
.
п
.
Для
удобства
овладения
всей
совокупностью
оптимальных
действий
пациент
получает
карточки
с
описанием
последовательности
принимаемых
санкций
в
процессе
совершения
поступков
.
Согласно
этим
карточкам
он
последовательно
спрашивает
себя
,
отвечает
сам
себе
и
инструктирует
себя
:
1. «
Что
сейчас
со
мной
происходит
? -...».
2. «
Чего
я
действительно
хочу
сейчас
? -...».
3. «
Что
я
раньше
делал
,
чтобы
достичь
того
,
что
действительно
хочу
сейчас
?-...».
4. «
Что
сейчас
позволяют
мне
внешние
условия
и
мои
ресурсы
? - ...».
5. «
Как
соотносится
опыт
и
реальность
? -...».
6. «
Мой
выбор
,
мой
план
-...».
7. «
Прогноз
-...».
8. «
Я
разрешаю
себе
-...».
9. «
Я
действую
и
полностью
контролирую
свои
мысли
,
слова
,
интонации
,
состояние
тела
,
дыхание
,
мимику
,
мышечный
тонус
,
движения
».
10. «
Я
полностью
контролирую
процесс
достижения
цели
и
регулирую
свое
состояние
».
11. «
Результат
-...».
12. «
Оценка
результата
- ...».
13. «
Вывод
- ...».
14. «
Решение
о
прекращении
или
возобновлении
деятельности
по
достижению
цели
-...».
15. «
Информация
в
архив
памяти
-...».
Детям
,
подросткам
или
недостаточно
интеллектуальным
лицам
может
быть
дана
упрощенная
схема
организации
поведения
,
в
которой
важно
сохранить
основные
этапы
полной
последовательности
-
включение
триггера
оптимального
поведения
(
счет
,
соответственно
количеству
этапов
),
определение
цели
поступка
и
его
плана
,
выбор
и
санкционирование
деятельности
,
самовнушение
контроля
над
деятельностью
в
соответствии
с
развитием
ситуации
и
критическая
оценка
результата
.
В
необходимых
случаях
для
помощи
в
освоении
метода
привлекаются
близкие
родственники
или
другие
лица
.
На
каждой
ступени
важно
осознавать
свое
эмоциональное
состояние
.
Овладение
последовательным
систематическим
самоконтролем
начинают
с
наиболее
простых
,
не
проблемных
поведенческих
актов
(
удовлетворение
чувства
голода
,
чистка
зубов
,
выбор
одежды
соответственно
ситуации
и
погодным
условиям
и
т
.
п
.).
Далее
переходят
к
тренировке
самоконтроля
при
совершении
более
сложных
,
но
также
не
проблемных
последовательностей
действий
и
поступков
.
В
процессе
работы
с
проблемными
ситуациями
и
отклоняющимся
от
нормы
поведением
первоначально
достигают
положительного
эффекта
в
реализации
последовательного
систематического
контроля
при
визуализации
контакта
с
негативными
факторами
или
при
размышлениях
на
психотравмирующие
темы
.
На
следующем
этапе
совершенствуют
и
закрепляют
полученный
навык
в
ролевых
тренингах
с
персоналом
,
родственниками
или
другими
пациентами
.
В
итоге
используют
натренированный
стереотип
последовательного
систематического
самоконтроля
при
непосредственном
взаимодействии
с
проблемными
или
психотравмирующими
факторами
.
Глава
17
ПСИХИЧЕСКАЯ
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ
АУДИАЛЬНЫХ
СТЕРЕОТИПОВ
(
МАС
-
МЕТОД
)
Метод
психической
саморегуляции
с
использованием
мало
-
ассоциируемых
аудиальных
стереотипов
отличается
интегратив
-
ной
структурой
психологических
самовоздействий
,
в
которую
входят
малоассоциируемые
аудиальные
стереотипы
(
стереотипные
звукосочетания
,
не
вызывающие
осознаваемых
ассоциаций
),
оказывающие
концентрирующее
,
аутогипнотическое
и
условно
-
рефлекторное
действие
.
Эти
стереотипы
сочетаются
с
системой
позитивного
поэтапного
самопрограммирования
,
ускоренной
техникой
самогипноза
и
визуализации
проблемных
или
желательных
психологических
состояний
.
Предварительно
устанавливают
внутреннюю
задачу
больного
и
формулируют
цель
МАС
-
психотерапии
-
достижение
желаемого
психоэмоционального
состояния
или
соматовегетатив
-
ных
эффектов
.
Рассматривают
пути
преодоления
проблемного
или
патологического
состояния
.
Указывают
на
те
психологические
и
психопатологические
особенности
,
которые
привели
к
дезадаптации
и
которые
целесообразно
нивелировать
с
акцентом
на
коррекцию
глубоких
когнитивных
структур
.
Выделяют
личностные
особенности
,
требующие
стимуляции
,
развития
.
При
этом
достигают
такого
понимания
пациентом
своего
состояния
и
путей
выхода
из
него
,
чтобы
он
безоговорочно
и
искренне
принимал
предлагаемый
метод
,
в
т
.
ч
.
тексты
позитивного
программирования
.
Эти
тексты
должны
иметь
патогенетический
характер
.
Например
,
при
тревожности
самовнушение
спокойствия
в
виде
фраз
«
Я
спокоен
...
я
спокоен
...
Я
абсолютно
спокоен
и
равнодушен
к
...»
не
принесет
эффекта
,
так
как
воздействует
лишь
на
поверхностный
уровень
переживаний
.
В
отличие
от
этого
,
после
психотерапевтической
проработки
,
слова
,
адресованные
к
«
когнитивному
ядру
»,
основе
психогенных
отклонений
или
психотрав
-
мирующим
воспоминаниям
,
нейтрализующие
логически
или
другим
образом
основания
для
беспокойства
,
дадут
хороший
результат
,
после
них
уверенно
можно
говорить
«
Я
спокоен
».
Далее
разъясняют
особенности
метода
,
называя
его
по
-
разному
для
разных
пациентов
в
зависимости
от
их
«
менталитета
»
и
отношения
к
подобным
манипуляциям
:
МАС
-
методом
,
МАС
-
тренингом
,
МАС
-
регуляцией
,
самогипнозом
,
позитивным
самопрограмированием
,
психологическим
тренингом
,
медитацией
,
психологической
йогой
и
т
.
д
.
Для
усиления
мотивации
внушают
высокую
необходимость
овладения
им
,
его
широкие
возможности
и
большую
эффективность
.
Дают
доступное
объяснение
гипнозу
,
самогипнозу
,
его
феноменам
и
индивидуальным
различиям
в
возникающих
переживаниях
и
ощущениях
во
время
сеансов
.
Объясняют
седативную
роль
миорелаксации
и
ангиорелаксации
,
прямые
и
обратные
взаимоотношения
эмоционального
и
телесного
планов
,
психического
и
физического
,
описывают
мышечные
и
другого
рода
телесные
,
органные
эквиваленты
психоэмоциональных
состояний
.
Затем
сообщают
пациенту
о
большом
значении
слухового
восприятия
в
жизни
человека
,
особенностях
влияния
различных
акустических
воздействий
на
психологическое
,
нейрофизиологическое
и
вегетативно
-
соматическое
состояние
.
Иллюстрируют
положительное
и
отрицательное
влияние
различных
типов
музыки
,
шумов
и
звуков
природы
,
оттенков
речи
человека
и
т
.
п
. -
их
способность
вызывать
радость
,
экстаз
,
или
вызвать
чувство
покоя
,
сон
,
грусть
,
повышать
тонус
,
или
провоцировать
агрессию
.
После
этого
в
виде
псевдонаучной
лекции
в
традициях
пла
-
цеботерапии
информируют
(
дезинформируют
)
о
том
,
что
в
ходе
многочисленных
научных
экспериментов
и
с
учетом
многовековой
практики
гипноза
и
самогипноза
были
выделены
определенные
звуки
и
звукосочетания
,
оказывающие
мощное
оздоравли
-
вающее
и
гармонизирующее
воздействие
на
психику
и
организм
человека
.
Эти
звуковые
стимулы
в
разных
научных
и
эзотерических
школах
называют
по
-
разному
: «
малоассоциируемыми
ау
-
диальными
стереотипами
», «
мантрами
», «
акустическими
кодами
», «
ключами
или
шифрами
»
и
т
.
д
. -
и
соответственно
наделяют
разным
смыслом
.
Метафизически
настроенным
пациентам
они
могут
быть
преподнесены
в
соответствующих
традициях
древних
школ
«
тайного
знания
»
как
магические
слова
,
мантры
(
аналогичные
мантрам
ОМ
или
АУМ
),
произнесение
которых
про
себя
или
вслух
соединяет
с
«
высшей
субстанцией
»,
способной
помочь
,
защитить
и
создать
гармоничное
душевное
состояние
,
привести
в
порядок
здоровье
.
Для
детей
эти
звукосочетания
могут
быть
названы
«
волшебными
ключиками
к
здоровью
» (
или
смелости
,
спокойствию
и
т
.
п
.).
Лицам
с
«
академическим
»
мировоззрением
объясняют
их
с
точки
зрения
«
нейрофизиологии
»,
называя
малоассоциируемыми
аудиальными
стереотипами
(
однотипными
звуками
и
звукосочетаниями
,
не
создающими
значимых
ассоциаций
).
Сообщают
,
что
эти
монотонные
аудиальные
стимулы
«
реально
изменяют
,
гармонизируют
активность
мозга
,
что
подтверждено
серьезными
лабораторными
исследованиями
».
Действительная
сущность
малоассоциируемых
аудиальных
стереотипов
заключается
в
их
способности
концентрировать
внимание
,
вытеснять
отвлекающие
мысли
и
внешние
помехи
,
гипнотизировать
за
счет
монотонно
-
утомляющего
эффекта
,
быстро
формировать
(
в
большинстве
случаев
с
первого
сеанса
)
условно
-
рефлекторные
связи
с
желаемым
состоянием
.
На
основе
этих
связей
удается
в
нужный
момент
осуществлять
психическую
саморегуляцию
с
помощью
повторения
выбранного
стереотипа
-
быстро
воссоздавать
психоэмоциональные
эффекты
,
которые
ранее
совпадали
с
его
повторением
.
Наличие
веры
в
«
мантру
», «
акустический
код
»
или
«
аудиальный
стереотип
»
и
ожидание
(
самовнушение
)
определенного
эффекта
значительно
повышает
их
эффективность
.
Пациенту
с
учетом
его
особенностей
внушают
какую
-
либо
одну
из
вышеописанных
концепций
или
,
после
информирования
о
различных
взглядах
,
предлагают
самостоятельно
выбрать
ту
теорию
,
которая
ему
ближе
.
Далее
предоставляется
перечень
малоассоциируемых
аудиаль
-
ных
стереотипов
:
АМА
,
АИМА
,
ЙМА
,
ШАЙМ
,
ШАЙМА
,
ШИАМ
,
ШИАМА
,
ШИМ
,
ШИЛЙМ
.
Ударение
в
этих
псевдомантрах
по
желанию
пациента
может
быть
изменено
.
Дают
инструкцию
некоторое
время
проговаривать
их
на
разные
лады
про
себя
или
шепотом
(
растягивая
их
звучание
,
например
:
ШШШШИ
...
ММММ
...
или
компактно
:
ШИМ
)
для
того
,
чтобы
наиболее
полно
понять
их
особенности
.
Могут
быть
предложены
также
и
традиционные
мантры
ОМ
или
АУМ
.
Затем
пациент
выбирает
одно
или
несколько
звукосочетаний
,
не
ассоциирующихся
ни
с
чем
(
или
лишь
с
чем
-
либо
позитивным
)
и
наиболее
соответствующих
его
индивидуальным
особенностям
и
задачам
.
Для
усиления
суггестивного
действия
аудиального
стереотипа
или
их
комбинации
пациенту
сообщают
,
что
его
выбор
должен
быть
тайной
для
других
(
может
быть
,
лишь
за
исключением
врача
),
так
как
это
«
ключ
к
тайникам
души
и
здоровья
»,
акустический
код
душевной
гармонии
», «
индивидуальная
,
сугубо
личная
комбинация
звуковых
сигналов
,
влияющая
на
душевное
состояние
»
и
т
.
д
.
Дают
рекомендации
по
применению
лечебных
звукосочетаний
:
объясняют
,
что
во
время
сеанса
необходимо
монотонно
,
рефреном
,
молча
или
шепотом
произносить
аудиальный
стереотип
в
том
темпе
и
с
такими
вариациями
,
которые
кажутся
наиболее
адекватными
для
достижения
необходимых
ощущений
,
желаемого
состояния
.
Можно
назначить
определенное
количество
повторений
- 50, 100, 200
и
более
.
Для
этого
необходимо
использовать
какой
-
либо
способ
фиксации
счета
-
например
,
легкое
сгибание
пальцев
рук
или
четки
.
Можно
повторять
«
мантру
»
оп
-
ределенное
время
,
ориентируясь
тем
или
иным
образом
на
показания
часов
,
метронома
.
Важно
,
чтобы
,
используя
малоассоции
-
руемый
стереотип
,
пациент
различными
способами
представлял
его
лечебное
действие
,
с
каждым
повторением
внушая
себе
приближение
запланированного
эффекта
.
Далее
осуществляют
подбор
максимально
индивидуализированных
образов
и
символов
,
демонстрирующих
желаемые
ощущения
и
состояния
:
расслабления
,
тяжести
,
тепла
,
невесомости
,
прохлады
,
погружения
в
состояние
транса
,
покоя
,
радости
и
т
.
п
.
С
другой
стороны
,
подбирают
образы
,
характеризующие
проблемы
больного
:
конфликтную
ситуацию
,
болезнь
,
боль
,
спазм
и
т
.
п
.
С
этими
образами
при
необходимости
могут
быть
проведены
десенсибилизирующие
,
ослабляющие
их
действие
манипуляции
:
диссоциирование
(
просмотр
со
стороны
,
визуализация
своего
двойника
в
определенных
ситуациях
),
изменение
визуальных
характеристик
(
уменьшение
размеров
,
цветонасыщенности
,
контраста
,
увеличение
расстояния
до
объекта
или
привнесение
в
образ
комических
элементов
).
Для
усиления
действия
образов
проводят
манипуляции
противоположного
характера
(
увеличение
размеров
образа
,
его
цветонасыщенности
,
контрастности
,
уменьшение
расстояния
до
него
),
ассоциирование
(
инкорпорирование
образа
,
идентификацию
с
ним
),
визуализируют
ситуацию
«
как
в
жизни
».
Возможно
ис
-
пользование
символических
зрительных
«
операций
»:
распространения
,
поглощения
или
,
наоборот
,
отделения
,
разрушения
,
деформации
,
нейтрализации
символической
связи
и
т
.
п
.
Все
эти
образы
могут
быть
впервые
сконструированы
или
исходить
из
личного
прошлого
пациента
,
а
также
опосредованного
опыта
других
.
Кроме
зрительных
,
могут
быть
использованы
представления
из
слуховой
,
ольфакторной
и
других
сенсорных
систем
,
а
также
комплексные
представления
.
Постепенно
они
должны
становиться
все
более
стереотипными
,
компактными
и
концентрированными
(
стандартизация
образов
).
Может
быть
использован
лишь
один
многофункциональный
,
емкий
образ
.
Пациенты
,
испытывающие
затруднения
в
сенсорной
репродукции
,
могут
постепенно
развить
эту
способность
или
использовать
только
вербальное
самопрограммирование
.
Затем
пациенту
объясняют
специфическую
технику
погружения
в
аутогипнотическое
состояние
с
помощью
телесных
эквивалентов
и
модуляторов
гипнотического
транса
,
включающую
в
себя
мышечную
релаксацию
,
вызывание
ощущений
расслабления
,
тяжести
,
тепла
и
невесомости
,
а
также
использование
мало
-
ассоциируемых
аудиальных
стереотипов
,
приемов
образного
представления
,
счета
и
регуляцию
ритма
дыхания
.
Сообщают
информацию
о
подобии
мозга
человека
биокомпьютеру
,
работающему
в
соответствии
с
позитивными
или
негативными
программами
,
которые
человек
задает
себе
сам
или
получает
от
окружающих
.
В
связи
с
этим
существует
возможность
целевого
поэтапного
позитивного
самопрограммирования
и
перепрограммирования
для
достижения
желаемого
состояния
.
Пациенту
предлагают
сформулировать
четыре
последовательных
программы
-
позитивных
,
утвердительных
,
без
частицы
«
не
»
в
тексте
,
конкретно
и
без
противоречий
описывающих
планируемое
состояние
.
Это
могут
быть
наборы
из
3-5
и
более
фраз
.
Их
сочетают
с
адекватными
сенсорно
-
образными
представлениями
.
Первая
программа
включает
в
себя
формулы
самовнушения
,
содержащие
утвердительную
информацию
о
том
,
что
желаемое
психологическое
состояние
или
соматовегетативные
эффекты
будут
достигнуты
в
результате
проведения
сеанса
.
Например
: «
Я
хочу
стать
совершенно
спокойным
.
Сейчас
я
начну
заниматься
МАС
-
тренингом
(
или
самогипнозом
,
медитацией
,
самопрограммированием
и
т
.
п
. -
в
зависимости
от
ранее
выбранной
терминологии
)
и
через
...
минут
(
или
без
определения
времени
,
например
: «...
к
концу
сеанса
...»)
я
стану
абсолютно
спокойным
».
Текст
первой
программы
проговаривают
до
сеанса
самогипноза
.
При
наличии
хороших
способностей
к
визуализа
-
ции
он
может
быть
заменен
образом
,
адекватно
отражающим
намерение
пациента
.
Вторая
программа
содержит
самовнушение
,
в
котором
вер
-
бально
связывают
наступление
гипнотического
состояния
и
желаемых
эффектов
в
процессе
погружения
в
него
с
повторением
малоассоциируемых
аудиальных
стереотипов
и
релаксацией
,
например
: «
Сейчас
я
начну
повторять
свой
код
(
мантру
,
стереотип
или
др
.,
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
занимающегося
),
и
постепенно
у
меня
возникнет
состояние
покоя
и
расслабления
.
С
каждым
повторением
кода
,
с
каждым
своим
словом
я
буду
погружаться
все
глубже
и
глубже
в
целебное
состояние
до
той
степени
,
которая
будет
нужна
мне
именно
сегодня
,
сейчас
,
здесь
».
Если
стереотип
повторяют
неопределенное
количество
раз
,
можно
включить
в
структуру
текста
планирование
погружения
к
подсчету
определенного
количества
цифр
,
напри
-
мер
: «...
параллельно
я
буду
считать
,
и
к
цифре
20
возникнет
нужное
мне
состояние
».
Счет
производят
с
паузами
,
во
время
которых
повторяют
малоассоциируемые
звукосочетания
.
Текст
второй
программы
пациент
проговаривает
непосредственно
перед
сеансом
самогипноза
,
после
первой
программы
и
далее
в
процессе
выполнения
процедуры
релаксации
и
самогипнотизации
.
На
этом
этапе
производят
самовнушение
ощущений
расслабления
,
тяжести
,
тепла
,
невесомости
,
подкрепляя
их
соответствующим
набором
сенсорно
-
символических
представлений
.
Третья
программа
содержит
в
себе
наиболее
значимые
элементы
и
заключается
в
самовнушении
и
укреплении
желаемого
состояния
на
этапе
состоявшегося
погружения
в
аутогип
-
нотический
транс
,
который
обеспечивает
эффективное
усвоение
информации
.
Например
: «
Моя
радость
все
больше
заполняет
меня
...»,
а
через
некоторое
время
: «
Радость
,
устойчивая
радость
!
Устойчивое
хорошее
настроение
!
Выдержу
любые
стрессы
!
Защита
радостью
!
Защита
оптимизмом
!»
и
т
.
п
.
Или
: «
Чувство
страха
исчезает
,
оставляет
меня
навсегда
...»,
затем
: «
Спокоен
!
Уверен
в
себе
!
Равнодушен
,
безразличен
к
...»
и
т
.
д
.
Особенно
важно
провести
аутосуггестию
адаптивных
когнитивно
-
поведенческих
стратегий
.
Здесь
также
периодически
повторяют
свою
«
мантру
»,
репродуцируют
соответствующие
образы
.
После
реализации
третьей
программы
выдерживают
небольшую
паузу
(1-5
минут
)
с
пассивной
концентрацией
внимания
и
повторением
малоассоциируемого
аудиального
стереотипа
,
которое
может
иметь
характер
слаборазличимого
звукового
фона
.
Четвертая
программа
представляет
собой
постгипнотическое
самовнушение
,
содержащее
фразы
и
усиливающие
их
сенсорно
-
символические
компоненты
,
утверждающие
,
что
желаемое
состояние
достигнуто
и
всегда
будет
легко
достигаться
в
нужное
время
в
нужном
месте
,
об
усилении
и
ускорении
с
каждым
сеансом
гипнотического
и
лечебного
эффекта
и
о
возможности
саморегуляции
в
проблемных
ситуациях
.
Таким
образом
,
первая
программа
постулирует
достижение
желаемого
состояния
за
счет
МАС
-
регуляции
и
произносится
пе
-