Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1770

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

воспоминаниям

 

или

 

актуальной

 

реальности

Они

 

могут

 

касаться

 

восприятия

 

цельного

 

облика

 

или

 

определенных

 

деталей

 

невербального

 (

нюансов

 

мимики

 

и

 

пантомимики

особенностей

 

одежды

 

и

 

т

д

.) 

или

 

вербального

  (

оттенков

 

речи

слов

 

или

 

фраз

поведения

 

других

 

людей

В

 

иных

 

случаях

 

триггерами

 

являются

 

объекты

животные

характерные

 

пространственные

 

факторы

 

или

 

их

 

детали

 

и

 

т

п

Названия

звуки

мелодии

запахи

расстояние

 

до

 

человека

 

или

 

объекта

специфические

 

ситуации

 

и

 

многое

 

другое

 

относящееся

 

к

 

внешним

 

факторам

 

также

 

может

 

становиться

 

стимулом

 

негативных

 

реакций

Другим

 

вариантом

 

патогенных

 

триггеров

 

являются

 

внутренние

 

психологические

 

состояния

 (

как

 

положительные

так

 

и

 

отрицательные

) - 

извлечение

 

из

 

архивов

 

памяти

 

отдельных

 

воспоминаний

 

или

 

появление

 

независящих

 

от

 

прошлого

 

мыслей

 

и

 

образов

Важно

 

отличать

 

триггеры

запускающие

 

аномальное

 

поведение

 

от

 

собственно

 

психотравмирующих

 

факторов

Триггеры

 - 

это

 

элементы

 

психотравмирующих

 

факторов

являющиеся

 

непосред

-

ственными

 

стимуляторами

 

негативных

 

реакций

Здесь

если

 

верить

 «

фольклору

», 

подходит

 

аналогия

 

с

 

поведением

 

быка

спокойно

 

относившегося

 

к

 

человеку

пока

 

тот

 

не

 

достал

 

красную

 

тряпку

Так

общение

 

с

 

отдельным

 

человеком

 

может

 

происходить

 

спокойно

пока

 

его

 

голос

или

 

выражение

 

лица

или

 

расстояние

 

до

 

него

 

не

 

изменится

 

определенным

 

образом

Поездка

 

в

 

метро

 

может

 

происходить

 

без

 

проблем

пока

 

в

 

ее

 

стандартном

 

режиме

 

не

 

произойдут

 

характерные

 

изменения

Состояние

 

женщины

-

труженицы

 

может

 

быть

 

спокойным

пока

 

она

устало

 

возвращаясь

 

с

 

работы

не

 

увидит

 

дверь

 

своей

 

квартиры

за

 

которой

 

скрывается

 «

вечерняя

 

часть

 

трудовых

 

будней

», 

или

 

не

 

обнаружит

 

мужа

лежащего

 

на

 

диване

 

при

 

отсутствии

 

ужина

 

и

 

порядка

В

 

любом

 

случае

 

включается

 

в

 

большей

 

или

 

меньшей

 

степени

 

осознаваемый

 

процесс

 

субъективной

 

оценки

 

этих

 

влияний

 

с

 

актуализацией

 

глубинных

 

концепций

программирование

 

и

 

санкционирование

 

последующего

 

поведения

Метод

 

включает

 

в

 

себя

 

этап

 

выделения

 

патогенных

 

триггеров

 

и

 

собственно

 

их

 

нейтрализацию

которая

 

проводится

 

на

 

основе

 

их

 

новой

 

концептуально

-

ценностной

 

интерпретации

 

и

 

с

 

помощью

 

комплекса

 

психотерапевтических

 

манипуляций

включающего

 

в

 

себя

 

большинство

 

из

 

рассматриваемых

 

методов

 

гетеро

и

 

аутовоздействий

Важным

 

моментом

 

является

 

проведение

 

тренингов

 

с

 

визуализацией

а

 

далее

 

с

 

ролевым

 

проигрыванием

 

проблемных

 

ситуаций

 

для

 

формирования

 

устойчивых

 

поведенческих

 

стереотипов

которые

 

включаются

 

при

 

взаимодействии

 

с

 

рассмотренными

 

триггерами

 

и

 

устраняют

 

их

 

отрицательное

 

действие

блокируя

 

тем

 

самым

 

развитие

 

патологических

 

реакций

Глава

 15

 

ПОЗИТИВНОЕ

 

СИМВОЛИЧЕСКОЕ

 

ОПОСРЕДОВАНИЕ

 

Цель

 

метода

 - 

повышение

 

объема

 

позитивных

 

мыслей

 

и

 

эмоций

их

 

расширение

распространение

 

на

 

возможно

 

более

 

широкий

 

класс

 

явлений

 

и

 

опосредованное

 

самовнушение

 

избавления

 

от

 

негативных

 

реакций

Для

 

этого

 

когнитивно

 

подготовленный

 

пациент

 

многократно

 

в

 

течение

 

дня

 

комментирует

 

и

 

наделяет

 

положительным

 

символическим

 

или

 

метафорическим

 

значением

 

все

что

 

попадает

 

в

 

поле

 

его

 

зрения

 

и

 

внимания

 

вообще

 

и

 

поддается

 

такому

 

опосредованию

Например

при

 

позитивном

 

символическом

 

опосредовании

 

дыхания

 

говорят

 

себе

: «

С

 

каждым

 

выдохом

 

удаляю

 

из

 

себя

 

все

 

отрицательное

с

 

каждым

 

вдохом

 

увеличиваю

 

свою

 

силу

 

и

 

уверенность

С

 

каждым

 

вдохом

 

увеличиваю

 

запас

 

своей

 

силы

 

и

 

энергии

С

 

каждым

 

вдохом

 

и

 

с

 

каждым

 

выдохом

 

я

 

сильнее

». 

При

 

снятии

 

одежды

: «

Снимаю

 

с

 

себя

 

все

 

проблемы

 

и

 

усталость

Закончен

 

день

все

что

 

во

 

мне

 

накопилось

 

плохого

я

 

удаляю

 

вместе

 

с

 

одеждой

Все

 

хорошее

 

сохраню

 

и

 

приумножу

». 

При

 

одевании

 

одежды

: «

Одеваю

 

свою

 

броню

Нет

 

таких

 

стрессов

нет

 

такой

 

энергии

которая

 

могла

 

бы

 

пройти

 

сквозь

 

нее

Абсолютная

 

защита

!». 

При

 

выбрасывании

 

мусора

: «

Вместе

 

с

 

этим

 

мусором

вещественным

выбрасываю

 

мусор

 

психологический

И

 

тот

и

 

другой

 

мусор

 - 

ненужное

бесполезное

ставшее

 

чужим

Уверенно

 

и

 

легко

 

освобождаюсь

 

от

 

мусора

 

психологического

так

 

же

 

как

 

от

 

мусора

 

бумажного

пищевого

 

и

 

прочего

!». 

Наблюдая

 

зимнюю

 

метель

: «

Чистый

 

снег

 

слой

 

за

 

слоем

 

покрывает

 

землю

Охлаждается

становится

 

нечувствительным

 

все

что

 

находится

 

под

 

ним

Снежная

 

анестезия

Не

 

разглядеть

 

и

 

не

 

почувствовать

 

того

что

 

находится

 

под

 

белым

сверкающим

 

покровом

Это

 

становится

 

далеким

 

и

 

теряет

 

свой

 

смысл

и

 

это

 

можно

 

забыть

И

 

я

 

освобождаюсь

 

от

 

беспокойства

 

и

 

сомнений

это

 

теряет

 

свой

 

смысл

и

 

это

 

можно

 

забыть

Снежная

 

анестезия

Белоснежная

чистая

стерильная

На

 

душе

 

спокойно

 

и

 

свободно

И

 

от

 

этого

 

спокойствия

 

и

 

свободы

 

на

 

душе

 

легко

 

и

 

хорошо

». 

Позитивное

 

символическое

 

опосредование

 

весны

 

может

 

осуществляться

 

таким

 

образом

: «

Тает

 

снег

много

 

всего

 

накопивший

 

за

 

зиму

местами

 

этот

 

снег

 

серый

иногда

 

даже

 

черный

Он

 

тает

 

и

 

исчезает

и

 

вместе

 

с

 

ним

 

тает

 

и

 

исчезает

 

серое

 

и

 

черное

накопленное

 

за

 

зиму

И

 

я

 

вместе

 

с

 

природой

 

освобождаюсь

 

от

 

серого

 

и

 

черного

 - 

от

 

психологических

 

загрязнений

Весенние

энергичные

 

ручьи

 

уносят

 

эту

 

грязь

 

прочь

 - 

она

 

уже

 

никогда

 

не

 

вернется

Природа

 

очищается

 

и

 

освобождается

 

от

 

груза

 

грязных

 

снегов

от

 

зимнего

 

холода

от

 

зимнего

 

мрака

Ей

 

все

 

легче

 

и

 

все

 

ярче

 

светит

 

солнце

и

 

все

 

легче

 

моей

 

душе

моему

 

сердцу

Все

 

ярче

 

загорается

 

в

 

моей

 

душе

 

свет

 

уверенности

свет

 

счастья

свет

 

здоровья

Становится

 

уютнее

 

и

 

радостнее

 

вокруг

прилетают

 

птицы

они

 

начинают

 

строить

 

гнезда

чтобы

 

в

 

них

 

зародилась

 

новая

 

жизнь

другая

 

жизнь

Земле

 

легче

 

дышать

Она

 

согревается

и

 

в

 

ней

 

начинают

 

прорастать

 

зерна

 

растений

оживать

 

корни

 

деревьев

трав

 

и

 

цветов

просыпается

 

все

 

живое

Потому

 

что

 

тепло

потому

 

что

 

светло

хорошо

 

и

 

уютно

 

вокруг

И

 

мне

 

хорошо

 

и

 

уютно

И

 

я

 

пробуждаюсь

 

для

 

новой

 

жизни

 - 

уверенной

 

и

 

приятной

Природа

 

набирает

 

силу

и

 

я

 

становлюсь

 

сильнее

На

 

деревьях

 

появляются

 

почки

потом

 

будут

 

листья

затем

 

плоды

И

 

я

 

расту

 

вместе

 

с

 

ними

И

 

все

 

это

 

потому

что

 

земля

 

освободилась

 

от

 

серого

 

и

 

черного

Потому

что

 

природа

 

наполнена

 

светом

И

 

всем

 

хорошо

И

 

я

 

свободен

И

 

я

 

наполнен

 

светом

И

 

мне

 

хорошо

Свет

 

солнца

тепло

 

солнца

 

во

 

всем

 

и

 

во

 

мне

И

 

это

 

навсегда

И

 

я

 

сам

 

излучаю

 

свет

 - 

свет

 

добра

И

 

это

 

навсегда

Все

 

будет

 

хорошо

». 


background image

Летнее

 

опосредование

: «

Всесильный

 

шар

 

солнца

 

заряжает

 

энергией

 

и

 

силой

 

все

 

живое

Всюду

 

кипит

 

жизнь

Все

 

растет

 

и

 

развивается

Плоды

 

зреют

 

и

 

становятся

 

все

 

крупнее

И

 

я

 

тружусь

и

 

я

 

как

 

солнце

и

 

у

 

меня

 

светлый

 

взгляд

 

на

 

природу

на

 

жизнь

на

 

себя

на

 

других

 

людей

И

 

я

 

сам

 

светел

я

 

сам

 

свет

И

 

я

 

могу

 

помочь

 

другим

как

 

солнце

 

помогает

 

всем

 

нам

Могу

 

помочь

 

и

 

тем

кто

 

наполнен

 

темным

 - 

злобой

 

или

 

тревогами

завистью

 

или

 

грустью

Помочь

 

им

 

силой

 

своего

 

света

светом

 

и

 

добром

Энергией

 

этого

 

света

 

вытеснить

 

темноту

 

озлобления

тревоги

зависти

 

или

 

грусти

Помочь

 

им

 

прозреть

 

и

 

вырастить

 

внутри

 

себя

 

плоды

 

света

 

и

 

добра

Могу

 

им

 

помочь

 

хотя

 

бы

 

своим

 

примером

не

 

загрязняя

 

себя

 

озлобленностью

обидами

 

и

 

тревогами

Мой

 

свет

 

сильнее

И

 

его

 

отблески

 

помогут

 

другим

 

стать

 

светлее

». 

При

 

виде

 

дождя

: «

Очистительный

 

дождь

Я

 

часть

 

природы

Очищается

 

природа

 - 

очищаюсь

 

я

Вода

 

уносит

 

все

 

ненужное

  -

и

 

грязь

и

 

мусор

и

 

тревоги

и

 

беспокойство

После

 

дождя

 

все

 

сверкает

 

чистотой

 

и

 

свободой

И

 

я

 

становлюсь

 

свободнее

 

и

 

чище

После

 

дождя

 

легко

 

дышится

я

 

распрямляюсь

дышу

 

полной

 

грудью

Очищение

 

и

 

свобода

На

 

душе

 

легко

свободно

 

и

 

чисто

Моя

 

душа

 

искрится

 

всеми

 

красками

 

радостной

 

свободы

 

так

 

же

как

 

ра

-

дуга

 

после

 

дождя

 

излучает

 

все

 

оттенки

 

солнечного

 

света

!». 

При

 

мытье

 

рук

: «

Мыло

 

полностью

 

смывает

а

 

вода

 

полностью

 

уносит

 - 

туда

откуда

 

нет

 

возврата

, - 

все

 

плохое

Очищаются

 

руки

 -

даже

 

от

 

мельчайших

 

частичек

 

грязи

 - 

и

 

я

 

полностью

 

освобождаюсь

очищаюсь

 

от

 

всего

 

плохого

Чистые

 

руки

чистые

 

мысли

». 

Для

 

тех

 

пациентов

которые

 

первоначально

 

не

 

имеют

 

достаточных

 

способностей

 

к

 

позитивному

 

опосредованию

особенно

 

объемному

составляются

 

индивидуализированные

 

тексты

которые

 

они

 

записывают

далее

 

прочитывают

заучивают

произносят

 

по

 

памяти

Необходимо

 

также

 

использовать

 

целенаправленные

 

действия

 

по

 

позитивному

 

опосредованию

 - 

совершить

 

несколько

 

энергичных

 

вдохов

 

и

 

выдохов

символических

 

жестов

 

или

 

процедур

вы

-

ражающих

например

защиту

очищение

удаление

 

и

 

т

п

Позитивному

 

символическому

 

опосредованию

 

могут

 

быть

 

подвергнуты

 

также

 

адекватные

 

воспоминания

 (

картин

 

природы

 

или

 

подходящих

 

событий

и

 

зрительные

 

символические

 

представления

  (

например

визуализация

 

негативной

 

связи

 

с

 

чем

-

либо

 

или

 

с

 

кем

-

либо

 

в

 

виде

 

цепей

 

или

 

веревок

 

и

 

последующее

 

разрывание

 

этих

 

цепей

 

или

 

сжигание

 

веревок

). 

Важно

 

сопровождать

 

опосредование

 

мимикой

 

и

 

пантомимикой

отражающими

 

позитивные

 

эмоции

При

 

наличии

 

рядом

 

других

 

людей

с

 

учетом

 

их

 

особенностей

допустимую

 

часть

 

опосредования

 

проводят

 

вслух

вовлекая

 

окружающих

 

в

 

переживание

 

позитивной

 

эмоции

, - 

это

 

приводит

 

к

 

взаимоиндукции

, «

положительному

 

рикошету

», 

подтверждению

 

и

 

развитию

 

символической

 

позитивизации

Глава

 16

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

 

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ

 

САМОКОНТРОЛЬ

 

Основой

 

последовательного

 

систематического

 

самоконтроля

 

является

 

функционально

-

динамическая

 

(

психофизиологическая

схема

 

организации

 

поведения

  (

см

метод

  «

Когнитивно

-

ценностная

 

гармонизация

»). 

Ее

 

содержание

механизмы

 

организации

 

поведения

 

и

 

особенности

 

структур

управляющих

 

этим

 

процессом

в

 

более

 

или

 

менее

 

популярной

 

форме

 

разъясняют

 

пациенту

 

с

 

учетом

 

его

 

возрастных

 

и

 

интеллектуальных

 

особенностей

Согласно

 

этой

 

схеме

поведенческие

 

реакции

 

инициирует

 

психофизиологический

 

дисбаланс

возникающий

 

в

 

процессе

 

взаимодействия

 

с

 

внешней

 

средой

 

или

 

вследствие

 

внутренних

 

метаморфоз

При

 

этом

 

образуется

 

доминанта

связанная

 

с

 

ведущей

 

мотивацией

и

 

формируется

 

модель

 

результата

Далее

 

происходит

 

поиск

 

оптимального

 

способа

 

действий

 

с

 

учетом

 

опыта

возможностей

 

реальной

 

ситуации

 

и

 

прогноза

 

последствий

Осуществляется

 

выбор

 

стратегии

 

и

 

принимается

 

санкция

 

о

 

начале

 

деятельности

при

 

осуществлении

 

которой

 

контроль

 

и

 

коррекция

сравнение

 

достижений

 

и

 

прогнозов

 

осуществляет

 

акцептор

 

результатов

 

действия

На

 

завершающем

 

этапе

 

производится

 

оценка

 

результата

 

и

 

принятие

 

решения

 

о

 

прекращении

 

или

 

возобновлении

 

деятельности

 

на

 

основе

 

повторного

 

изучения

 

внутреннего

 

состояния

 

и

 

определения

 

степени

 

компенсации

 

психофизиологического

 

дисбаланса

Заключительный

 

процесс

 - 

архивирование

 

в

 

памяти

 

информации

 

о

 

полученном

 

позитивном

 

или

 

негативном

 

опыте

На

 

всех

 

этапах

 

от

 

психофизиологического

 

дисбаланса

 

до

 

результирующего

 

поведения

 

этот

 

процесс

 

сопровождают

 

соответствующие

 

эмоции

Скорость

 

его

 

протекания

 

может

 

быть

 

различной

от

 

секунд

 

до

 

нескольких

 

лет

На

 

основе

 

этой

 

схемы

 

больному

 

объясняют

что

 

именно

 

он

он

 

сам

 

решает

как

 

отреагировать

 

на

 

внешнее

 

событие

Именно

 

он

он

 

сам

 

дает

 

санкции

разрешающие

 

или

 

запрещающие

 

те

 

или

 

иные

 

действия

Сообщают

что

 

это

 

может

 

в

 

различной

 

степени

 

осознаваться

 

человеком

 

или

 

иметь

 

вид

 

санкций

-

клише

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

но

 

действует

 

всегда

Внушают

 

также

что

 

обоснованное

грамотное

 

внедрение

 

в

 

непроизвольный

 

процесс

который

 

ранее

 

приводил

 

к

 

нежелательным

 

результатам

позволяет

 

избежать

 

осложнений

 

и

 

достичь

 

большей

 

внутренней

 

гармонии

эмоционального

 

комфорта

 

и

 

гармонии

 

в

 

отношениях

 

с

 

окружающими

Отработка

 

навыка

 

самоконтроля

 

начинается

 

с

 

овладения

 

стереотипом

 

поэтапного

 

отслеживания

 

и

 

прогнозирования

 

действий

 

и

 

поступков

Пациенту

 

дают

 

инструкцию

 

пролонгировать

 

процесс

 

совершения

 

действий

 

и

 

поступков

начиная

 

с

 

самого

 

раннего

 

этапа

' -

этапа

 

инициации

 

поведенческого

 

акта

Этот

 

этап

 

получает

 

отсрочку

 

на

 15 

символических

 

секунд

 

соответственно

 

количеству

 

ступеней

 

метода

 

последовательного

 

систематического

 

самоконтроля

Такая

 

отсрочка

 

позволяет

 

снизить

 

эмоциональную

 

напряженность

 

и

 

сразу

 

демонстрирует

 

приоритет

 

самоконтроля

 

над

 

непроизвольным

 

течением

 

поступков

Кроме

 

того

эти

 15 

секунд

 

становятся

 

триггером

 

оптимального

 

поведения

который

 

пациент

 

произвольно

  «

включает

» 

в

 

нужный

 

момент

 

и

 

вслед

 

за

 

которым

 

разворачивается

 

привычная

 

организация

 

адаптивной

 

реакции

К

 

ним

 

могут

 

быть

 

добавлены

 

любые

 

другие

 

триггеры

 


background image

слова

фразы

визуализируемые

 

образы

мимика

жесты

 

и

 

т

п

Для

 

удобства

 

овладения

 

всей

 

совокупностью

 

оптимальных

 

действий

 

пациент

 

получает

 

карточки

 

с

 

описанием

 

последовательности

 

принимаемых

 

санкций

 

в

 

процессе

 

совершения

 

поступков

Согласно

 

этим

 

карточкам

 

он

 

последовательно

 

спрашивает

 

себя

отвечает

 

сам

 

себе

 

и

 

инструктирует

 

себя

1.   «

Что

 

сейчас

 

со

 

мной

 

происходит

? -...». 

2.   «

Чего

 

я

 

действительно

 

хочу

 

сейчас

? -...». 

3.   «

Что

 

я

 

раньше

 

делал

чтобы

 

достичь

 

того

что

 

действительно

 

хочу

 

сейчас

?-...». 

4.   «

Что

 

сейчас

 

позволяют

 

мне

 

внешние

 

условия

 

и

 

мои

 

ресурсы

? - ...». 

5.   «

Как

 

соотносится

 

опыт

 

и

 

реальность

? -...». 

6.   «

Мой

 

выбор

мой

 

план

 -...». 

7.   «

Прогноз

-...». 

8.   «

Я

 

разрешаю

 

себе

 -...». 

9.      «

Я

 

действую

 

и

 

полностью

 

контролирую

 

свои

 

мысли

слова

интонации

состояние

 

тела

дыхание

мимику

мышечный

 

тонус

движения

». 

10.   «

Я

 

полностью

 

контролирую

 

процесс

 

достижения

 

цели

 

и

 

регулирую

 

свое

 

состояние

». 

11.   «

Результат

-...». 

12.   «

Оценка

 

результата

 - ...». 

13.   «

Вывод

- ...». 

14.   «

Решение

 

о

 

прекращении

 

или

 

возобновлении

 

деятельности

 

по

 

достижению

 

цели

 -...». 

15.   «

Информация

 

в

 

архив

 

памяти

 -...». 

Детям

подросткам

 

или

 

недостаточно

 

интеллектуальным

 

лицам

 

может

 

быть

 

дана

 

упрощенная

 

схема

 

организации

 

поведения

в

 

которой

 

важно

 

сохранить

 

основные

 

этапы

 

полной

 

последовательности

 - 

включение

 

триггера

 

оптимального

 

поведения

 (

счет

соответственно

 

количеству

 

этапов

), 

определение

 

цели

 

поступка

 

и

 

его

 

плана

выбор

 

и

 

санкционирование

 

деятельности

самовнушение

 

контроля

 

над

 

деятельностью

 

в

 

соответствии

 

с

 

развитием

 

ситуации

 

и

 

критическая

 

оценка

 

результата

В

 

необходимых

 

случаях

 

для

 

помощи

 

в

 

освоении

 

метода

 

привлекаются

 

близкие

 

родственники

 

или

 

другие

 

лица

На

 

каждой

 

ступени

 

важно

 

осознавать

 

свое

 

эмоциональное

 

состояние

Овладение

 

последовательным

 

систематическим

 

самоконтролем

 

начинают

 

с

 

наиболее

 

простых

не

 

проблемных

 

поведенческих

 

актов

 

(

удовлетворение

 

чувства

 

голода

чистка

 

зубов

выбор

 

одежды

 

соответственно

 

ситуации

 

и

 

погодным

 

условиям

 

и

 

т

п

.). 

Далее

 

переходят

 

к

 

тренировке

 

самоконтроля

 

при

 

совершении

 

более

 

сложных

но

 

также

 

не

 

проблемных

 

последовательностей

 

действий

 

и

 

поступков

В

 

процессе

 

работы

 

с

 

проблемными

 

ситуациями

 

и

 

отклоняющимся

 

от

 

нормы

 

поведением

 

первоначально

 

достигают

 

положительного

 

эффекта

 

в

 

реализации

 

последовательного

 

систематического

 

контроля

 

при

 

визуализации

 

контакта

 

с

 

негативными

 

факторами

 

или

 

при

 

размышлениях

 

на

 

психотравмирующие

 

темы

На

 

следующем

 

этапе

 

совершенствуют

 

и

 

закрепляют

 

полученный

 

навык

 

в

 

ролевых

 

тренингах

 

с

 

персоналом

родственниками

 

или

 

другими

 

пациентами

В

 

итоге

 

используют

 

натренированный

 

стереотип

 

последовательного

 

систематического

 

самоконтроля

 

при

 

непосредственном

 

взаимодействии

 

с

 

проблемными

 

или

 

психотравмирующими

 

факторами

Глава

 17

 

ПСИХИЧЕСКАЯ

 

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

 

С

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

 

МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ

 

АУДИАЛЬНЫХ

 

СТЕРЕОТИПОВ

 (

МАС

-

МЕТОД

)

 

Метод

 

психической

 

саморегуляции

 

с

 

использованием

 

мало

-

ассоциируемых

 

аудиальных

 

стереотипов

 

отличается

 

интегратив

-

ной

 

структурой

 

психологических

 

самовоздействий

в

 

которую

 

входят

 

малоассоциируемые

 

аудиальные

 

стереотипы

  (

стереотипные

 

звукосочетания

не

 

вызывающие

 

осознаваемых

 

ассоциаций

), 

оказывающие

 

концентрирующее

аутогипнотическое

 

и

 

условно

-

рефлекторное

 

действие

Эти

 

стереотипы

 

сочетаются

 

с

 

системой

 

позитивного

 

поэтапного

 

самопрограммирования

ускоренной

 

техникой

 

самогипноза

 

и

 

визуализации

 

проблемных

 

или

 

желательных

 

психологических

 

состояний

Предварительно

 

устанавливают

 

внутреннюю

 

задачу

 

больного

 

и

 

формулируют

 

цель

 

МАС

-

психотерапии

 - 

достижение

 

желаемого

 

психоэмоционального

 

состояния

 

или

 

соматовегетатив

-

ных

 

эффектов

Рассматривают

 

пути

 

преодоления

 

проблемного

 

или

 

патологического

 

состояния

Указывают

 

на

 

те

 

психологические

 

и

 

психопатологические

 

особенности

которые

 

привели

 

к

 

дезадаптации

 

и

 

которые

 

целесообразно

 

нивелировать

 

с

 

акцентом

 

на

 

коррекцию

 

глубоких

 

когнитивных

 

структур

Выделяют

 

личностные

 

особенности

требующие

 

стимуляции

развития

При

 

этом

 

достигают

 

такого

 

понимания

 

пациентом

 

своего

 

состояния

 

и

 

путей

 

выхода

 

из

 

него

чтобы

 

он

 

безоговорочно

 

и

 

искренне

 

принимал

 

предлагаемый

 

метод

в

 

т

ч

тексты

 

позитивного

 

программирования

Эти

 

тексты

 

должны

 

иметь

 

патогенетический

 

характер

Например

при

 

тревожности

 

самовнушение

 

спокойствия

 

в

 

виде

 

фраз

 «

Я

 

спокоен

... 

я

 

спокоен

... 

Я

 

абсолютно

 

спокоен

 

и

 

равнодушен

 

к

...» 

не

 

принесет

 

эффекта

так

 

как

 

воздействует

 

лишь

 

на

 

поверхностный

 

уровень

 

переживаний

В

 

отличие

 

от

 

этого

после

 

психотерапевтической

 

проработки

слова

адресованные

 

к

 «

когнитивному

 

ядру

», 

основе

 

психогенных

 

отклонений

 

или

 

психотрав

-

мирующим

 

воспоминаниям

нейтрализующие

 

логически

 

или

 

другим

 

образом

 

основания

 

для

 

беспокойства

дадут

 

хороший

 

результат

после

 

них

 

уверенно

 

можно

 

говорить

 «

Я

 

спокоен

». 

Далее

 

разъясняют

 

особенности

 

метода

называя

 

его

 

по

-

разному

 

для

 

разных

 

пациентов

 

в

 

зависимости

 

от

 

их

 

«

менталитета

» 

и

 

отношения

 

к

 

подобным

 

манипуляциям

МАС

-

методом

МАС

-

тренингом

МАС

-

регуляцией


background image

самогипнозом

позитивным

 

самопрограмированием

психологическим

 

тренингом

медитацией

психологической

 

йогой

 

и

 

т

д

Для

 

усиления

 

мотивации

 

внушают

 

высокую

 

необходимость

 

овладения

 

им

его

 

широкие

 

возможности

 

и

 

большую

 

эффективность

Дают

 

доступное

 

объяснение

 

гипнозу

самогипнозу

его

 

феноменам

 

и

 

индивидуальным

 

различиям

 

в

 

возникающих

 

переживаниях

 

и

 

ощущениях

 

во

 

время

 

сеансов

Объясняют

 

седативную

 

роль

 

миорелаксации

 

и

 

ангиорелаксации

прямые

 

и

 

обратные

 

взаимоотношения

 

эмоционального

 

и

 

телесного

 

планов

психического

 

и

 

физического

описывают

 

мышечные

 

и

 

другого

 

рода

 

телесные

органные

 

эквиваленты

 

психоэмоциональных

 

состояний

Затем

 

сообщают

 

пациенту

 

о

 

большом

 

значении

 

слухового

 

восприятия

 

в

 

жизни

 

человека

особенностях

 

влияния

 

различных

 

акустических

 

воздействий

 

на

 

психологическое

нейрофизиологическое

 

и

 

вегетативно

-

соматическое

 

состояние

Иллюстрируют

 

положительное

 

и

 

отрицательное

 

влияние

 

различных

 

типов

 

музыки

шумов

 

и

 

звуков

 

природы

оттенков

 

речи

 

человека

 

и

 

т

п

. - 

их

 

способность

 

вызывать

 

радость

экстаз

или

 

вызвать

 

чувство

 

покоя

сон

грусть

повышать

 

тонус

или

 

провоцировать

 

агрессию

После

 

этого

 

в

 

виде

 

псевдонаучной

 

лекции

 

в

 

традициях

 

пла

-

цеботерапии

 

информируют

 (

дезинформируют

о

 

том

что

 

в

 

ходе

 

многочисленных

 

научных

 

экспериментов

 

и

 

с

 

учетом

 

многовековой

 

практики

 

гипноза

 

и

 

самогипноза

 

были

 

выделены

 

определенные

 

звуки

 

и

 

звукосочетания

оказывающие

 

мощное

 

оздоравли

-

вающее

 

и

 

гармонизирующее

 

воздействие

 

на

 

психику

 

и

 

организм

 

человека

Эти

 

звуковые

 

стимулы

 

в

 

разных

 

научных

 

и

 

эзотерических

 

школах

 

называют

 

по

-

разному

: «

малоассоциируемыми

 

ау

диальными

 

стереотипами

», «

мантрами

», «

акустическими

 

кодами

», «

ключами

 

или

 

шифрами

» 

и

 

т

д

. - 

и

 

соответственно

 

наделяют

 

разным

 

смыслом

Метафизически

 

настроенным

 

пациентам

 

они

 

могут

 

быть

 

преподнесены

 

в

 

соответствующих

 

традициях

 

древних

 

школ

 «

тайного

 

знания

» 

как

 

магические

 

слова

мантры

 (

аналогичные

 

мантрам

 

ОМ

 

или

 

АУМ

), 

произнесение

 

которых

 

про

 

себя

 

или

 

вслух

 

соединяет

 

с

  «

высшей

 

субстанцией

», 

способной

 

помочь

защитить

 

и

 

создать

 

гармоничное

 

душевное

 

состояние

привести

 

в

 

порядок

 

здоровье

Для

 

детей

 

эти

 

звукосочетания

 

могут

 

быть

 

названы

  «

волшебными

 

ключиками

 

к

 

здоровью

» (

или

 

смелости

спокойствию

 

и

 

т

п

.). 

Лицам

 

с

  «

академическим

» 

мировоззрением

 

объясняют

 

их

 

с

 

точки

 

зрения

  «

нейрофизиологии

», 

называя

 

малоассоциируемыми

 

аудиальными

 

стереотипами

  (

однотипными

 

звуками

 

и

 

звукосочетаниями

не

 

создающими

 

значимых

 

ассоциаций

). 

Сообщают

что

 

эти

 

монотонные

 

аудиальные

 

стимулы

  «

реально

 

изменяют

гармонизируют

 

активность

 

мозга

что

 

подтверждено

 

серьезными

 

лабораторными

 

исследованиями

». 

Действительная

 

сущность

 

малоассоциируемых

 

аудиальных

 

стереотипов

 

заключается

 

в

 

их

 

способности

 

концентрировать

 

внимание

вытеснять

 

отвлекающие

 

мысли

 

и

 

внешние

 

помехи

гипнотизировать

 

за

 

счет

 

монотонно

-

утомляющего

 

эффекта

быстро

 

формировать

 (

в

 

большинстве

 

случаев

 

с

 

первого

 

сеанса

условно

-

рефлекторные

 

связи

 

с

 

желаемым

 

состоянием

На

 

основе

 

этих

 

связей

 

удается

 

в

 

нужный

 

момент

 

осуществлять

 

психическую

 

саморегуляцию

 

с

 

помощью

 

повторения

 

выбранного

 

стереотипа

  -

быстро

 

воссоздавать

 

психоэмоциональные

 

эффекты

которые

 

ранее

 

совпадали

 

с

 

его

 

повторением

Наличие

 

веры

 

в

  «

мантру

», «

акустический

 

код

» 

или

 

«

аудиальный

 

стереотип

» 

и

 

ожидание

  (

самовнушение

определенного

 

эффекта

 

значительно

 

повышает

 

их

 

эффективность

Пациенту

 

с

 

учетом

 

его

 

особенностей

 

внушают

 

какую

-

либо

 

одну

 

из

 

вышеописанных

 

концепций

 

или

после

 

информирования

 

о

 

различных

 

взглядах

предлагают

 

самостоятельно

 

выбрать

 

ту

 

теорию

которая

 

ему

 

ближе

Далее

 

предоставляется

 

перечень

 

малоассоциируемых

 

аудиаль

-

ных

 

стереотипов

АМА

АИМА

ЙМА

ШАЙМ

ШАЙМА

ШИАМ

ШИАМА

ШИМ

ШИЛЙМ

Ударение

 

в

 

этих

 

псевдомантрах

 

по

 

желанию

 

пациента

 

может

 

быть

 

изменено

Дают

 

инструкцию

 

некоторое

 

время

 

проговаривать

 

их

 

на

 

разные

 

лады

 

про

 

себя

 

или

 

шепотом

 (

растягивая

 

их

 

звучание

например

ШШШШИ

...

ММММ

... 

или

 

компактно

ШИМ

для

 

того

чтобы

 

наиболее

 

полно

 

понять

 

их

 

особенности

Могут

 

быть

 

предложены

 

также

 

и

 

традиционные

 

мантры

 

ОМ

 

или

 

АУМ

Затем

 

пациент

 

выбирает

 

одно

 

или

 

несколько

 

звукосочетаний

не

 

ассоциирующихся

 

ни

 

с

 

чем

  (

или

 

лишь

 

с

 

чем

-

либо

 

позитивным

и

 

наиболее

 

соответствующих

 

его

 

индивидуальным

 

особенностям

 

и

 

задачам

Для

 

усиления

 

суггестивного

 

действия

 

аудиального

 

стереотипа

 

или

 

их

 

комбинации

 

пациенту

 

сообщают

что

 

его

 

выбор

 

должен

 

быть

 

тайной

 

для

 

других

  (

может

 

быть

лишь

 

за

 

исключением

 

врача

), 

так

 

как

 

это

  «

ключ

 

к

 

тайникам

 

души

 

и

 

здоровья

», 

акустический

 

код

 

душевной

 

гармонии

», «

индивидуальная

сугубо

 

личная

 

комбинация

 

звуковых

 

сигналов

влияющая

 

на

 

душевное

 

состояние

» 

и

 

т

д

Дают

 

рекомендации

 

по

 

применению

 

лечебных

 

звукосочетаний

объясняют

что

 

во

 

время

 

сеанса

 

необходимо

 

монотонно

рефреном

молча

 

или

 

шепотом

 

произносить

 

аудиальный

 

стереотип

 

в

 

том

 

темпе

 

и

 

с

 

такими

 

вариациями

которые

 

кажутся

 

наиболее

 

адекватными

 

для

 

достижения

 

необходимых

 

ощущений

желаемого

 

состояния

Можно

 

назначить

 

определенное

 

количество

 

повторений

 - 50, 100, 200 

и

 

более

Для

 

этого

 

необходимо

 

использовать

 

какой

-

либо

 

способ

 

фиксации

 

счета

 - 

например

легкое

 

сгибание

 

пальцев

 

рук

 

или

 

четки

Можно

 

повторять

  «

мантру

» 

оп

-

ределенное

 

время

ориентируясь

 

тем

 

или

 

иным

 

образом

 

на

 

показания

 

часов

метронома

Важно

чтобы

используя

 

малоассоции

-

руемый

 

стереотип

пациент

 

различными

 

способами

 

представлял

 

его

 

лечебное

 

действие

с

 

каждым

 

повторением

 

внушая

 

себе

 

приближение

 

запланированного

 

эффекта

Далее

 

осуществляют

 

подбор

 

максимально

 

индивидуализированных

 

образов

 

и

 

символов

демонстрирующих

 

желаемые

 

ощущения

 

и

 

состояния

расслабления

тяжести

тепла

невесомости

прохлады

погружения

 

в

 

состояние

 

транса

покоя

радости

 

и

 

т

п

С

 

другой

 

стороны

подбирают

 

образы

характеризующие

 

проблемы

 

больного

конфликтную

 

ситуацию

болезнь

боль

спазм

 

и

 

т

п

С

 

этими

 

образами

 

при

 

необходимости

 

могут

 

быть

 

проведены

 

десенсибилизирующие

ослабляющие

 

их

 

действие

 


background image

манипуляции

диссоциирование

 (

просмотр

 

со

 

стороны

визуализация

 

своего

 

двойника

 

в

 

определенных

 

ситуациях

), 

изменение

 

визуальных

 

характеристик

  (

уменьшение

 

размеров

цветонасыщенности

контраста

увеличение

 

расстояния

 

до

 

объекта

 

или

 

привнесение

 

в

 

образ

 

комических

 

элементов

). 

Для

 

усиления

 

действия

 

образов

 

проводят

 

манипуляции

 

противоположного

 

характера

  (

увеличение

 

размеров

 

образа

его

 

цветонасыщенности

контрастности

уменьшение

 

расстояния

 

до

 

него

), 

ассоциирование

 

(

инкорпорирование

 

образа

идентификацию

 

с

 

ним

), 

визуализируют

 

ситуацию

  «

как

 

в

 

жизни

». 

Возможно

 

ис

-

пользование

 

символических

 

зрительных

  «

операций

»: 

распространения

поглощения

 

или

наоборот

отделения

разрушения

деформации

нейтрализации

 

символической

 

связи

 

и

 

т

п

Все

 

эти

 

образы

 

могут

 

быть

 

впервые

 

сконструированы

 

или

 

исходить

 

из

 

личного

 

прошлого

 

пациента

а

 

также

 

опосредованного

 

опыта

 

других

Кроме

 

зрительных

могут

 

быть

 

использованы

 

представления

 

из

 

слуховой

ольфакторной

 

и

 

других

 

сенсорных

 

систем

а

 

также

 

комплексные

 

представления

Постепенно

 

они

 

должны

 

становиться

 

все

 

более

 

стереотипными

компактными

 

и

 

концентрированными

 (

стандартизация

 

образов

). 

Может

 

быть

 

использован

 

лишь

 

один

 

многофункциональный

емкий

 

образ

Пациенты

испытывающие

 

затруднения

 

в

 

сенсорной

 

репродукции

могут

 

постепенно

 

развить

 

эту

 

способность

 

или

 

использовать

 

только

 

вербальное

 

самопрограммирование

Затем

 

пациенту

 

объясняют

 

специфическую

 

технику

 

погружения

 

в

 

аутогипнотическое

 

состояние

 

с

 

помощью

 

телесных

 

эквивалентов

 

и

 

модуляторов

 

гипнотического

 

транса

включающую

 

в

 

себя

 

мышечную

 

релаксацию

вызывание

 

ощущений

 

расслабления

тяжести

тепла

 

и

 

невесомости

а

 

также

 

использование

 

мало

-

ассоциируемых

 

аудиальных

 

стереотипов

приемов

 

образного

 

представления

счета

 

и

 

регуляцию

 

ритма

 

дыхания

Сообщают

 

информацию

 

о

 

подобии

 

мозга

 

человека

 

биокомпьютеру

работающему

 

в

 

соответствии

 

с

 

позитивными

 

или

 

негативными

 

программами

которые

 

человек

 

задает

 

себе

 

сам

 

или

 

получает

 

от

 

окружающих

В

 

связи

 

с

 

этим

 

существует

 

возможность

 

целевого

 

поэтапного

 

позитивного

 

самопрограммирования

 

и

 

перепрограммирования

 

для

 

достижения

 

желаемого

 

состояния

Пациенту

 

предлагают

 

сформулировать

 

четыре

 

последовательных

 

программы

 - 

позитивных

утвердительных

без

 

частицы

  «

не

» 

в

 

тексте

конкретно

 

и

 

без

 

противоречий

 

описывающих

 

планируемое

 

состояние

Это

 

могут

 

быть

 

наборы

 

из

 3-5 

и

 

более

 

фраз

Их

 

сочетают

 

с

 

адекватными

 

сенсорно

-

образными

 

представлениями

Первая

 

программа

 

включает

 

в

 

себя

 

формулы

 

самовнушения

содержащие

 

утвердительную

 

информацию

 

о

 

том

что

 

желаемое

 

психологическое

 

состояние

 

или

 

соматовегетативные

 

эффекты

 

будут

 

достигнуты

 

в

 

результате

 

проведения

 

сеанса

Например

: «

Я

 

хочу

 

стать

 

совершенно

 

спокойным

Сейчас

 

я

 

начну

 

заниматься

 

МАС

-

тренингом

 

(

или

 

самогипнозом

медитацией

самопрограммированием

 

и

 

т

п

. - 

в

 

зависимости

 

от

 

ранее

 

выбранной

 

терминологии

и

 

через

 ... 

минут

  (

или

 

без

 

определения

 

времени

например

: «...

к

 

концу

 

сеанса

...») 

я

 

стану

 

абсолютно

 

спокойным

». 

Текст

 

первой

 

программы

 

проговаривают

 

до

 

сеанса

 

самогипноза

При

 

наличии

 

хороших

 

способностей

 

к

 

визуализа

-

ции

 

он

 

может

 

быть

 

заменен

 

образом

адекватно

 

отражающим

 

намерение

 

пациента

Вторая

 

программа

 

содержит

 

самовнушение

в

 

котором

 

вер

-

бально

 

связывают

 

наступление

 

гипнотического

 

состояния

 

и

 

желаемых

 

эффектов

 

в

 

процессе

 

погружения

 

в

 

него

 

с

 

повторением

 

малоассоциируемых

 

аудиальных

 

стереотипов

 

и

 

релаксацией

например

: «

Сейчас

 

я

 

начну

 

повторять

 

свой

 

код

  (

мантру

стереотип

 

или

 

др

., 

в

 

зависимости

 

от

 

индивидуальных

 

особенностей

 

занимающегося

), 

и

 

постепенно

 

у

 

меня

 

возникнет

 

состояние

 

покоя

 

и

 

расслабления

С

 

каждым

 

повторением

 

кода

с

 

каждым

 

своим

 

словом

 

я

 

буду

 

погружаться

 

все

 

глубже

 

и

 

глубже

 

в

 

целебное

 

состояние

 

до

 

той

 

степени

которая

 

будет

 

нужна

 

мне

 

именно

 

сегодня

сейчас

здесь

». 

Если

 

стереотип

 

повторяют

 

неопределенное

 

количество

 

раз

можно

 

включить

 

в

 

структуру

 

текста

 

планирование

 

погружения

 

к

 

подсчету

 

определенного

 

количества

 

цифр

напри

мер

: «...

параллельно

 

я

 

буду

 

считать

и

 

к

 

цифре

 20 

возникнет

 

нужное

 

мне

 

состояние

». 

Счет

 

производят

 

с

 

паузами

во

 

время

 

которых

 

повторяют

 

малоассоциируемые

 

звукосочетания

Текст

 

второй

 

программы

 

пациент

 

проговаривает

 

непосредственно

 

перед

 

сеансом

 

самогипноза

после

 

первой

 

программы

 

и

 

далее

 

в

 

процессе

 

выполнения

 

процедуры

 

релаксации

 

и

 

самогипнотизации

На

 

этом

 

этапе

 

производят

 

самовнушение

 

ощущений

 

расслабления

тяжести

тепла

невесомости

подкрепляя

 

их

 

соответствующим

 

набором

 

сенсорно

-

символических

 

представлений

Третья

 

программа

 

содержит

 

в

 

себе

 

наиболее

 

значимые

 

элементы

 

и

 

заключается

 

в

 

самовнушении

 

и

 

укреплении

 

желаемого

 

состояния

 

на

 

этапе

 

состоявшегося

 

погружения

 

в

 

аутогип

-

нотический

 

транс

который

 

обеспечивает

 

эффективное

 

усвоение

 

информации

Например

: «

Моя

 

радость

 

все

 

больше

 

заполняет

 

меня

...», 

а

 

через

 

некоторое

 

время

: «

Радость

устойчивая

 

радость

Устойчивое

 

хорошее

 

настроение

Выдержу

 

любые

 

стрессы

Защита

 

радостью

Защита

 

оптимизмом

!» 

и

 

т

п

Или

: «

Чувство

 

страха

 

исчезает

оставляет

 

меня

 

навсегда

...», 

затем

: «

Спокоен

Уверен

 

в

 

себе

Равнодушен

безразличен

 

к

...» 

и

 

т

д

Особенно

 

важно

 

провести

 

аутосуггестию

 

адаптивных

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стратегий

Здесь

 

также

 

периодически

 

повторяют

 

свою

  «

мантру

», 

репродуцируют

 

соответствующие

 

образы

После

 

реализации

 

третьей

 

программы

 

выдерживают

 

небольшую

 

паузу

 (1-5 

минут

с

 

пассивной

 

концентрацией

 

внимания

 

и

 

повторением

 

малоассоциируемого

 

аудиального

 

стереотипа

которое

 

может

 

иметь

 

характер

 

слаборазличимого

 

звукового

 

фона

Четвертая

 

программа

 

представляет

 

собой

 

постгипнотическое

 

самовнушение

содержащее

 

фразы

 

и

 

усиливающие

 

их

 

сенсорно

-

символические

 

компоненты

утверждающие

что

 

желаемое

 

состояние

 

достигнуто

 

и

 

всегда

 

будет

 

легко

 

достигаться

 

в

 

нужное

 

время

 

в

 

нужном

 

месте

об

 

усилении

 

и

 

ускорении

 

с

 

каждым

 

сеансом

 

гипнотического

 

и

 

лечебного

 

эффекта

 

и

 

о

 

возможности

 

саморегуляции

 

в

 

проблемных

 

ситуациях

Таким

 

образом

первая

 

программа

 

постулирует

 

достижение

 

желаемого

 

состояния

 

за

 

счет

 

МАС

-

регуляции

 

и

 

произносится

 

пе