ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 2682
Скачиваний: 11
86
Марихуана: мифы и факты
особенности ТГК, и прежде всего его высокая растворимость в жирах, замедляют
его выход из жировых клеток [9]. ТГК специально не выбирает жировые ткани. Как
и многие другие лекарственные вещества, к примеру валиум, пентотал и торазин,
ТГК медленно выделяется из жировых клеток [10]. Поскольку в жировых клетках
биотрансформация происходит слабо или не присходит вовсе, некоторое количе%
ство активного ТГК вновь поступает в кровоток. Однако выделившегося из жиро%
вых клеток ТГК слишком мало, чтобы оказать психоактивное воздействие. В дей%
ствительности ни один из эффектов марихуаны не продолжается более нескольких
часов. Ряд исследователей сообщали о слабых эффектах марихуаны, сохраняю%
щихся до 24 часов [11]. В то же время в десятках других исследований при оценке
психомоторной активности и интеллектуальной деятельности обнаруживалось,
что все эффекты марихуаны исчезают в течение нескольких часов после куре%
ния [12].
Даже у частых потребителей марихуаны содержание ТГК в крови падает ниже
психоактивного уровня через несколько часов после однократного курения. На
Рис. 16%2 показана концентрация наркотика в крови при многократном курении на
протяжении 36 часов. Некоторое количество ТГК от предыдущего употребления
смешивается в крови с ТГК от нового приема. Однако количество наркотика,
высвободившееся из жировых клеток, слишком мало, чтобы произвести суще%
ственный эффект. В результате у тех, кто курит редко, и у тех, кто курит часто,
психоактивное воздействие марихуаны продолжается всего несколько часов. Если
люди курят марихуану чаще, чем показано на Рис. 16%2 (например каждый час),
уровень ТГК в крови и головном мозге будет выше, но и в этом случае те неболь%
шие количества ранее принятого ТГК, которые постоянно высвобождаются в крово%
ток из жировых клеток, не повлияют существенно на уровень интоксикации [13].
После курения марихуаны ТГК длительное время остается в жировой ткани
[14], но в жировых клетках нет рецепторов ТГК, и, видимо поэтому присутствие
наркотика в жировой ткани не ведет ни к каким последствиям. Головной мозг
вовсе не является органом особенно богатым жиром, несмотря на частые заявле%
Рис. 162. Типичная картина исчезновения эффекта при многократном
курении марихуаны
ÒÃÊ
87
Длительное нахождение марихуаны...
ния на сей счет [15], и ТГК в нем не накапливается [16]. Небольшие количества
ТГК аккумулируются и в некоторых других органах, но нет данных о том, что он
изменяет функции клеток или вызывает в них структурные повреждения [17].
В конечном счете ТГК биотрансформируется в неактивные метаболиты, но
поскольку он медленно покидает жировую ткань, передвигаясь к местам своей
биотрансформации, то до полного выведения наркотика и его метаболитов могут
пройти дни и недели. Вследствие этого проверка на наркотики на рабочем месте
и другие виды проверок могут выявлять потребителей марихуаны длительное вре%
мя спустя после употребления наркотика и намного позже окончания его психоак%
тивного действия [18].
88
Марихуана: мифы и факты
МИФ
Употребление марихуаны является серьезной причиной дорожно%транспорт%
ных происшествий. Подобно алкоголю марихуана нарушает психомоторные
функции и снижает способность к управлению автомобилем. При увеличении
потребления марихуаны рост количества дорожных происшествий со смер%
тельным исходом неизбежен.
«Употребление марихуаны ухудшает навыки управления авто
мобилем, искажает восприятие и нарушает критику, что, помимо
прочего, приводит к росту аварийности на дорогах» [1].
«Недавние исследования показали, что употребление марихуаны
является существенным фактором возникновения дорожнотранс
портных происшествий со смертельным исходом» [2].
«В науке существует согласие по поводу того, что марихуана в
"социальных дозах", употребляемых повсеместно, серьезно наруша
ет способность к управлению автомобилем как во время "кайфа",
так, вероятно, и в течение нескольких часов после исчезновения
субъективного ощущения интоксикации» [3].
«Марихуана, как и алкоголь, серьезно нарушает способность
управлять автомобилем, а в некоторых отношениях — даже в боль
шей степени, чем алкоголь» [4].
ФАКТ
Нет никаких неопровержимых доказательств того, что марихуана вносит
существенный вклад в количество дорожно%транспортных происшествий, при%
ведших к гибели людей. В некоторых дозах марихуана влияет на восприятие и
психомоторные функции, и эти изменения могут нарушить способность к ав%
товождению. Однако изучение этого вопроса показало, что марихуана почти
или совсем не влияет на процесс автовождения, всегда оказывая более слабое
действие, чем низкие или умеренные дозы алкоголя и многие другие разре%
шенные лекарственные средства. В отличие от алкоголя, прием которого по%
вышает частоту опасных приемов автовождения, марихуана делает водите%
лей более осторожными. Анализ дорожных происшествий со смертельным
исходом среди водителей показывает, что в случаях обнаружения в крови тет%
рагидроканнабинола (ТГК) там почти всегда присутствует и алкоголь. У неко%
торых людей марихуана может быть причиной плохого управления автомоби%
лем, но общая аварийность на дорогах при широком распространении
употребления марихуаны в обществе вряд ли существенно изменится.
89
Марихуана и безопасность дорожного движения
МАРИХУАНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Влияние алкоголя на возникновение дорожно%транспортных происшествий,
в том числе со смертельным исходом, неоспоримо. Эпидемиологические ис%
следования постоянно показывают, что половина и даже больше водителей,
попавших в дорожные аварии со смертельным исходом, незадолго до этого
принимали алкоголь в количествах, вызывающих интоксикацию, которая обыч%
но возникает при концентрации алкоголя в крови в 0,1% [5]. Исследования
показали, что алкоголь в условиях имитации на автотренажере нарушает уп%
равление автомобилем. Доказано отрицательное влияние алкоголя на авто%
вождение. При изучении этого вопроса в реальных условиях, которое обычно
проводится на дорогах, закрытых для движения другого транспорта, также
было доказано отрицательное влияние.
Увеличение потребления марихуаны в 60%е гг. усилило беспокойство по
поводу ее возможного влияния на безопасность дорожного движения [6]. С тех
пор в многочисленных исследованиях оценивалось действие марихуаны на
поведение водителей с использованием тех же методик, которые применяют%
ся для оценки действия алкоголя и разрешенных лекарств. Ни одна из этих
работ не позволяет предположить, что марихуана существено влияет на ава%
рийность на дорогах или является причиной гибели людей в дорожно%транс%
портных происшествиях. На деле эти работы свидетельствуют об обратном.
Ученые, проводившие недавно исследование по заданию департамента пере%
возок, заявили, что среди множества психоактивных веществ, как разрешен%
ных, так и запрещенных, имеющихся в продаже и употребляемых людьми пе%
ред тем, как сесть за руль автомобиля, марихуану можно отнести к числу
наименее опасных [7].
В работах по имитации вождения на тренажере исследователи обнаружи%
ли, что марихуана влияет на некоторые показатели, в особенности на зритель%
ное восприятие и распределение внимания [8], но в целом нарушения от мари%
хуаны менее серьезны, чем от алкоголя в концентрации, значительно ниже
разрешенного предела в 0,1% [9]. Изучение автовождения в реальной обста%
новке показало, что низкие дозы марихуаны обычно вызывают менее выра%
женные расстройства, чем низкие дозы алкоголя [10]. Было также обнаруже%
но, что после курения марихуаны люди стараются управлять автомобилем с
большей осторожностью, они реже рискуют, едут с меньшей скоростью и дер%
жат увеличенную дистанцию [11].
Самое последнее исследование влияния марихуаны на управление авто%
мобилем было проведено в Институте фармакологии человека в Нидерландах.
Исследователи давали испытуемым три различные дозы ТГК — 100, 200 и 300
мкг на 1 кг веса тела, а затем оценивали способность испытуемых вести авто%
машину. Сначала испытуемые двигались по автомагистрали, закрытой для
движения другого транспорта, а затем в условиях сохранения движения. В
обоих случаях марихуана оказывала незначительное действие почти по всем
показателям. Она затрудняла соблюдение водителями рядности движения, осо%
17
90
Марихуана: мифы и факты
бенно при приеме более высоких доз. Но даже при дозе 300 мкг/кг действие
марихуаны было относительно невыраженным и напоминало эффекты, на%
блюдаемые у водителей после употребления многих разрешенных лекарств.
После приема 100 мкг/кг испытуемые подвергались третьему испытанию —
на управление автомобилем в условиях интенсивного городского движения.
Исследователи сравнили влияние марихуаны на автовождение с воздействи%
ем низких уровней алкоголя в крови (0,04%). Выяснилось, что алкоголь вызы%
вает значительное снижение способности к управлению автомобилем, а мари%
хуана такого действия не оказывает [12].
Критики этого исследования утверждают, что отсутствие существенных
нарушений было связано с недостаточной дозировкой. Однако есть основания
полагать, что исследователи использовали надлежащие дозы. При приеме са%
мой низкой дозы (100 мкг/кг) испытуемые сообщали о наличии психоактив%
ного действия, а исследователи обнаруживали ожидаемые изменения психо%
логических и физиологических показателей. В других работах исследователи
находили расстройства уже после приема таких сверхнизких доз, как 50 мкг/кг
[14]. Наибольшая доза, использованная в голландском исследовании автовож%
дения (300 мкг/кг), была выше доз, применявшихся в большинстве лаборатор%
ных исследований [15], и выше обычно употребляемых курильщиками мариху%
аны в рекреационных целях [16]. Более серьезная критика этого и других
подобных исследований состоит в том, что от испытуемых редко требуют ре%
акции на различные аварийные ситуации, которые могут возникать при управ%
лении автомобилем в реальной обстановке.
Более убедительные доказательства минимального влияния марихуаны на
способность к автовождению получены в эпидемиологических обследованиях
погибших в результате ДТП водителей. Проведенные в США, Канаде и Авст%
ралии исследования обнаружили ТГК в крови у 3—11% погибших водителей.
Однако в большинстве случаев (70—90%) у них был также обнаружен в крови
и алкоголь [17]. Чтобы определить конкретный вклад марихуаны в аварий%
ность, некоторые исследователи проводили оценку «степени виновности» во%
дителей, у которых была положительная проба на одну только марихуану. В
одной из работ была выявлена более высокая степень виновности водителей,
позитивных по марихуане, по сравнению с водителями, не употреблявшими
этот наркотик. Но этот вывод был основан на очень небольшой выборке, состо%
явшей всего их 17 водителей [18]. В трех других работах было обнаружено, что
водители с положительной пробой на марихуану не только виновны меньше
водителей, позитивных по алкоголю, но и меньше водителей, не употребляв%
ших никаких наркотиков [19]. То есть, в позитивной по марихуане группе ви%
новными в ДТП было признано меньше водителей, чем в группе, не употреб%
лявшей наркотики. Автор одной из этих работ выдвигает предположение: «либо
каннабис... действительно повышает способность к управлению автомобилем,
либо... водителям, принимающим каннабис, удается с избытком компенсиро%
вать некоторую потерю водительских навыков» [20].
Сомнительно, чтобы марихуана улучшала навыки вождения. В лаборатор%
ных исследованиях марихуана нарушает психомоторную деятельность испы%
туемых по ряду тестов, но обычно не столь серьезно, как алкоголь [21]. Более