ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 2705
Скачиваний: 11
111
Заключение
кий раз, когда вы говорите о том, что имеются данные об отсутствии вреда для
курильщиков марихуаны при ее употреблении, вы тем самым разрешаете, если не
поощряете, злоупотребление этим наркотиком» [47]. Donald Ian Macdonald, став%
ший впоследствии советником президента Рейгана по наркотикам, заявил: «Мы в
самой середине серьезной эпидемии… Родители вправе прийти в ужас…, они
требуют доказательств пагубного действия» [48]. Доклад NIDA Конгрессу «Мари%
хуана и здоровье» за 1982 г. [49] содержал новые предостережения о биологичес%
кой опасности марихуаны, несмотря на то что со времени предыдущего доклада
NIDA «Марихуана и здоровье» за 1980 г. не было получено новых неопровержимых
доказательств биологического ущерба от марихуаны [50].
СОВРЕМЕННАЯ ВОЙНА С МАРИХУАНОЙ
В последнее десятилетие кампания против марихуаны со стороны правоохра%
нительной системы приобретает все более репрессивный характер [51]. Конгресс
и законодательные собрания некоторых штатов недавно ужесточили наказания
за правонарушения, связанные с марихуаной [52]. В период с 1991 г. по 1995 г.
количество арестов удвоилось. В 1995 г. правоохранительные органы штатов и
муниципальные власти арестовали более полумиллиона человек в связи с мари%
хуаной, из них 86% — только за хранение наркотика [53]. Десятки тысяч амери%
канцев в настоящее время находятся в тюрьмах за правонарушения, связанные с
марихуаной. Еще сотни тысяч оштрафованы или осуждены условно, у них кон%
фискованы дома, земля, автомобили, лодки или другая собственность. В большин%
стве штатов отбирают водительские права у всякого, кого арестовывают за хране%
ние любого количества марихуаны независимо от того, управляли они автомобилем
на момент ареста или нет [54]. Несмотря на то, что некоторые штаты отменили
уголовное наказание для больных, употребляющих марихуану как лекарство [55],
федеральные власти выступают против такой политики, подрывающей их основную
идею: марихуана слишком опасна, чтобы ею можно было пользоваться без риска [56].
В 1989 г. комиссия под названием «Национальная стратегия по борьбе с
наркотиками» при администрации Буша призвала семьи, общины, школы и
работодателей оказать поддержку правительству в выявлении и наказании
потребителей наркотиков, чтобы «последствия от употребления наркотиков
перевесили те временные удовольствия, которые они могут предоставить»
[57]. В настоящее время большинство школ проводит строгую антинаркоти%
ческую политику, которая позволяет руководству или даже обязывает его ис%
ключать из школы учащихся за употребление марихуаны [58]. На большинстве
крупных предприятий поступающим на работу отказывают в приеме при поло%
жительных тестах на марихуану независимо от их квалификации; работники
с положительными тестами на марихуану могут быть уволены, несморя на
производственные показатели [59]. Некоторые учреждения социального обес%
печения проводят обязательное тестирование на наркотики и отказываются
обслуживать и выдавать пособия клиентам с положительными тестами [60].
Родители ведут тщательное наблюдение за наличием у детей признаков воз%
можного употребления марихуаны, проверяют их комнаты и проводят дома
тесты на наркотики [60]. Полицейские, ведущие в школах курсы антинаркоти%
ческого образования, поощряют учащихся сообщать родителям, братьям и сес%
трам, а также друзьям о курении марихуаны [61].
112
Марихуана: мифы и факты
Несмотря на это, марихуана сейчас столь же доступна, как и раньше. Среди
взрослых ее употребление остается на постоянном уровне многие годы, а среди
подростков стало расти с начала 90%х гг. [63]. В ответ на этот рост федеральное
правительство, антинаркотические организации и средства массовой информа%
ции усилили кампанию против марихуаны. Центр по наркоманиям и злоупотреб%
лению наркотиками (CASA), основанный в 1993 году бывшим министром здраво%
охранения, образования и социального обеспечения Joseph Califano, выпускает
доклады и пресс%релизы о пагубном воздействии марихуаны [64], которые часто
некритически цитируются средствами массовой информации. В 1995 г. NIDA
создал новую организацию — «Инициатива по профилактике употребления мари%
хуаны», для того чтобы «показать детям, подросткам и их родителям серьезный
вред марихуаны для здоровья и благополучия нашей молодежи» [65]. В том же году
организация «Партнерство во имя Америки, свободной от наркотиков» начала
рекламную блиц%кампанию в средствах массовой информации против марихуаны
[66]. В 1996 г. департамент здравоохранения и социального обеспечения провел
кампанию Reality Check «для повышения осведомленности населения» о том, что
«марихуана — это наркотик, вызывающий ослабление здоровья, он может приво%
дить ко многим тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода» [67].
Министр здравоохранения США Donna Shalala призывала всех американцев
«постоянно помнить о том, что марихуана запрещена, что она опасна и вредна
для здоровья, что марихуана — это плохо» [68].
РОСТ ВОЗРАЖЕНИЙ ПРОТИВ ЗАПРЕЩЕНИЯ МАРИХУАНЫ
В то время как правительство США развертывало войну против марихуаны,
правительства некоторых других западных стран встали на путь декриминализа%
ции марихуаны. В Голландии сбыт и употребление марихуаны легализованы de
facto уже более 20 лет [69]. В Италии, Испании, Ирландии, Швейцарии, в некото%
рых регионах Германии и Австралии нет уголовного наказания за хранение и
употребление марихуаны, а полиция обычно не обращает внимания на мелких
дилеров, если они ведут бизнес, не нарушая общественного порядка [70]. В 1994 г.
Австралийская национальная комиссия по каннабису Task Force призвала прави%
тельство пойти еще дальше. Было заявлено: «Любая социальная политика должна
быть пересмотрена, если есть основания полагать, что издержки от ее осуществ%
ления перевешивают уменьшение вреда…» И был сделан вывод, что Австралия
«получает больше вреда от… продолжения политики запрета на каннабис, чем от
его употребления» [71].
Richard J. Bonnie, главный автор доклада комиссии Shafer 1972 г., призвал со%
здать новую комиссию для оценки издержек и выгод от современной политики по
марихуане [72]. Однако администрация Клинтона оставалась стойким противни%
ком даже обсуждения каких%либо альтернатив строгому запрету [73]. Такие орга%
низации, как DEA, CASA и Калифорнийская ассоциация чиновников, занимаю%
щихся наркотиками, недавно опубликовали доклады в поддержку современной
политики, предупредив американцев, что декриминализация марихуаны приве%
дет к повышению уровня ее потребления [74].
Исследования показывают, что ни жесткая, ни мягкая политика не оказывают
большого влияния на популярность марихуаны. В США, где запретительная систе%
ма самая суровая в западном мире, потребление марихуаны такое же, как и в
113
Заключение
других странах, или даже более высокое. Во всем мире потребление марихуаны
увеличивалось в 60–70%е гг., снижалось в 80%е гг. и вновь стало расти в 90%е независимо
от политики в отношении марихуаны, проводимой в тех или иных странах [75].
В одиннадцати штатах США после декриминализации хранения марихуаны в
70%е гг. уровень ее потребления остался таким же, как в штатах, сохранивших за
это уголовное наказание [76].
Общественная поддержка запрета на марихуану в США ослабевает. По
данным последнего исследования, половина взрослых американцев считает,
что уголовные наказания за употребление и хранение марихуаны следует от%
менить [77]. Доля людей, поддерживающих полную легализацию марихуаны,
стала расти в 1990 г. и к 1995 г. достигла 25% [78]. 48% школьников старших
классов полагают, что хранение марихуаны и ее употребление не должны счи%
таться уголовными преступлениями, а 30% выступают за легализацию мари%
хуаны [79]. Среди первокурсников колледжей число сторонников легализации
марихуаны с 1990 по 1995 гг. удвоилось — с 17% до 34% [80]. Что касается
применения марихуаны в качестве лекарства, то две трети американцев счи%
тают, что врачи и пациенты должны сами принимать решение, не опасаясь
уголовного преследования [81].
Современные родители, как и родители в прежние десятилетия, не хотят,
чтобы их дети употребляли марихуану. Но сегодня они уже не убеждены, что
марихуана является очень опасным наркотиком или служит «входными воро%
тами» для других. Они действительно считают марихуану менее опасной по
сравнению с большинством других наркотиков, включая алкоголь и табак [82].
Более 70 млн. американцев — 35% всего населения в возрасте 26 лет и стар%
ше — употребляли марихуану; каждый пятый из них продолжает курить ее по
крайней мере изредка [83]. Марихуана — наиболее широко употребляемый и
распространенный повсеместно нелегальный наркотик в США. Во всех регионах
страны люди всех социальных классов, национальностей, профессий, политичес%
ких убеждений и религий употребляют марихуану. В некотором смысле это стало
«нормальным» элементом культуры. А девиантной марихуану делает лишь сохра%
нение ее криминализации.
114
Марихуана: мифы и факты
ОБ АВТОРАХ
Линн Циммер
— профессор социологии в колледже Квинс Нью%Йоркского университе%
та. Она является автором книг «Основные направления политики ликвидации уличной торгов%
ли наркотиками» («Operation Pressure Point and the Disruption of Street%Level Trafficing», New
York University School of Law, 1987) и «Женщины, оберегающие мужчин» («Women Guarding
Men», University of Chicago Press, 1986). Профессор Циммер опубликовала много научных
статей в таких журналах, как Behavioral Sciences and the Law, Social Problems, Gender and
Society, Women and Criminal Justice, Contemporary Drug Problems, American Journal of the
Police и International Journal of Drug Policy. Все статьи были посвящены вопросам употребле%
ния наркотиков, проверки на наркотики, обеспечения правопорядка и работе тюрем. Свою
докторскую степень по социологии Л. Циммер заслужила в Корнелльском университете.
Гранты на проведение научно%исследовательских работ она получала от Американской ассо%
циации женщин, работающих в университетах, Edna McCornell Clark Фонда, Исследовательс%
кого центра по проблемам преступности и правосудия при юридической школе Нью%Йоркско%
го университета.
Джон П. Морган
— врач, профессор фармакологии медицинской школы Нью%Йор%
кского университета, профессор медицинской школы Mount Sinai. После окончания
медицинского колледжа университета Цинциннати д%р Морган стажировался по терапии
в Нью%Йоркском Сиракузском Университете и по клинической фармакологии в Универ%
ситете Джона Хопкинса, а также в Рочестерском университете. Он много публиковался
в научной медицинской литературе по вопросам фармакологии, токсикологии и практи%
ки выписки лекарств. Его статьи появлялись в журналах Journal of the American Medical
Association, New England Journal of Medicine, British Medical Journal, Archives of Neurology,
Annals of Internal Medicine, Clinical Pharmacology and Therapeutics и Journal of Pharmacology
and Experimental Therapeutics. В 1996 г. д%р Морган получил премию LeDain от Фонда
политики в области наркотиков за вклад в реформирование политики по отношению к
наркотикам по разделу права.
Л. Циммер и Джон П. Морган недавно стали соавторами двух статей по кокаину.
Первая статья «Фармакология курения кокаина: совсем не то, что об этом думают»(«The
Pharmacology of Smokable Cocaine: Not at All It’s Cracked Up to Be») опубликована в книге
«Крэк в Америке» («Crack in America») под редакцией C. Reinarman и H.G. Levine (University
of California Press, 1997). Вторая статья «Самовведение кокаина у животных: ошибочная
интерпретация, неверное представление и необоснованная экстраполяция на людей»
(«Animal Self%Administration of Cocaine: Misinterpretation, Misrepresentation, and Invalid
Extrapolation to Humans») включена в книгу «Новая политика в области общественного
здравоохранения и программы уменьшения вреда от наркотиков» под редакцией
P.G. Erickson с соавт. («New Public Health Policies and Programs for the Reduction of Drug
Related Harm», University of Toronto Press, 1997).
О ЛИНДЕСМИТ ЦЕНТРЕ
Линдесмит Центр — научно%исследовательский институт, деятельность которого посвя%
щена расширению дискуссий и предоставлению информации по политике в области наркоти%
ков и проблемах, связанных с этим. У Центра имеется обширная библиотека, Web%страница
(www.lindesmith.org). Он издает рабочие документы и книги, организует семинары, обеспечи%
вает связь ученых со средствами массовой информации, финансирует рабочую группу по
политике в отношении метадона и руководит программой предоставления грантов для Цент%
ральной и Восточной Европы. Директор Центра Этан Надельманн и его сотрудники пишут
статьи для ведущих журналов и газет, выступают на съездах и предоставляют информацию
прессе. Руководящий принцип Центра — уменьшение вреда, альтернативный подход к по%
литике в области наркотиков и лечения наркоманий, направленный на минимизацию неблагоп%
риятных последствий от злоупотребления наркотиками и карательного запрета на наркотики.
115
Литература
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
1. Indian Hemp Drugs Commission, Report of the Hemp Drugs Commission, Simla, India: Government Central
Printing Office (1894).
2. Canal Zone Committee, The Panama Canal Zone Military Investigations (1925).
3. Mayor's Committee on Marihuana, The Marihuana Problem in the City of New York: Sociological, Medical,
Psychological, and Pharmacological Studies, Lancaster, PA: Jacques Cattel Press (1944).
4. Advisory Committee on Drug Dependence, Cannabis, London: Her Majesty's Stationery Office (1969).
5. Canadian Government Commission of Inquiry, The Non%Medical Use of Drugs, Ottawa, Canada: Information
Canada (1970).
6. National Commission on Marihuana and Drug Abuse, Marihuana: A Signal of Misunderstanding, Washington,
DC: U.S. Government Printing Office (1972).
7. Werkgroep Verdovende Middelen, Background and Risks of Drug Use, The Hague: Staatsuitgeverij (1972).
8. Senate Standing Committee on Social Welfare, Drug Problems in Australia%An Intoxicated Society?, Canberra:
Australian Commonwealth Government Printing Office (1977).
9. National Research Council, An Analysis of Marijuana Policy, Washington, DC: National Academy Press
(1982).
10. Ministry of Health, Welfare and Sport, Drug Policy in the Netherlands: Continuity and Change, The Netherlands
(1995).
11. For a review of the history surrounding marijuana prohibition in the United States, see
Bonnie R.J.,
Whitebread C.H.
The Marihuana Conviction: A History of Marihuana Prohibition in the United States, Charlottesville:
University of Virginia Press (1974);
Kaplan J.
Marijuana: The New Prohibition, New York: World Publishing Company
(1970).
12. For a more recent history of anti%marijuana campaigns in the United States see
Himmelstein J.L.
The Strange
Career of Marihuana: Politics and Ideology of Drug Control in the United States, Westport, CT: Greenwood Press
(1983);
Baum D.
Smoke and Mirrors: The War on Drugs and the Politics of Failure, Boston: Little Brown and
Company (1996).
1.
МАРИХУАНА И НАУКА
1. President Bill Clinton, remarks at signing of the Elementary and Secondary Education Act of 1994, Framington,
MA (20 October 1994).
2. «Marijuana for the Sick», New York Times (30 December 1996), p. A14.
3.
Lane E.
«Reefer Madness Revisited», Newsday (3 September 1996), p. B21.
4. California Narcotic Officers’ Association, Marijuana is NOT a Medicine, Santa Clarita, CA (1996), p. 2.
5. «Taking the Cover Off Pot», Washington Post (7 December 1996), p. A24.
6. U.S. Public Law 91—513, Part F, Sec. 601 (1970).
7. National Commission on Marihuana and Drug Abuse, Marihuana: A Signal of Misunderstanding, U.S.
Government Printing Office (1972), p. 90.
8. National Commission (1972), см. № 7, p. 167.
9. Marijuana Decriminalization, Hearings Before the Subcommittee to Investigate Juvenile Delinquency of the
Committee on the Judiciary, United States Senate (14 May 1975), pp. 2—3.
10. New York Academy of Medicine, Committee
on Public Health, «Marihuana and Drug Abuse», Bulletin of the
New York Academy of Medicine 49: 77—80 (1973).
11.
Grinspoon L.
Marihuana Reconsidered, Cambridge: Harvard University Press (1971);
Kaplan J.
Marijuana:
The New Prohibition, New York: World Publishing Company (1970);
Brecher E.M.
Licit and Illicit Drugs, Boston:
Little,
Brown
and Company (1972);
Bonnie R.J., Whitebread C.H.
The Marihuana Conviction: A History of Marihuana
Prohibition in the United States, Charlottesville: University of Virginia Press (1974);
Kittrie N.N.
«Marijuana—The
Right to Truth», South Carolina Law Review 23: 361—76 (1971).