Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4801
Скачиваний: 42
При этом необходимо стимулировать воображение пациента перспективами оптимистического
будущего
—
терапия апперцепцией
.
Этот прием требует от терапевта умения
«
рисовать словами
»,
не
столько рассказывать о будущем
,
сколько его
«
показывать
».
У многих потенциальных суицидентов обнаруживаются представления о всемогуществе суицида
как средства воздействия на значимого другого
.
Эта суицидогенная установка корригируется
следующим образом
.
Терапевт пытается понять
,
что именно хочет сообщить значимому другому
пациент своей попыткой самоубийства
,
и совместно с пациентом разрабатывает иной способ
донесения до партнера этого сообщения
.
Завершение терапии
,
как правило
,
вызывает у пациентов тревогу
,
которую необходимо
разделить
;
следует укрепить уверенность пациента в своих силах и обсудить
,
каким образом опыт
разрешения данной кризисной проблемы будет полезен ему для преодоления жизненных трудностей в
будущем
.
А.Н
.
Моховиков
(2001)
указывает на запрещенные приемы телефонного консультирования
.
Высказывания-решения
,
перекладывающие ответственность с абонента на консультанта
:
1)
указания
,
приказы
,
направления
;
2)
предупреждения
,
угрозы
,
убеждения
;
3)
морализирование
,
поучения
,
наставления
;
4)
советы
,
предложения
,
решения
;
5)
убеждение путем спора
,
инструктирование
,
лекции
.
Высказывания
,
снижающие самооценку собеседника
:
1)
осуждение
,
критика
,
несогласие
,
обвинение
;
2)
чрезмерное восхваление
,
манипулятивное согласие
,
лицемерное одобрение
,
обещание
награды
;
3)
высмеивание
,
стремление пристыдить
;
4)
интерпретация
,
анализ
,
постановка диагноза
;
5)
разубеждение
,
формальное утешение
,
поддержка как
«
заговаривание зубов
»;
6)
расследование
,
допрашивание
.
Высказывание отрицания с целью снизить значение переживаний абонента
:
уход от проблемы
,
отвлечения
,
насмешка
.
Автор предостерегает от типичных ошибок телефонного диалога
.
К ним относятся
:
чрезмерно быстрое определение проблемы
;
беседа о проблеме
,
а не о человеке
;
неприятие ценностей абонента
;
обсуждение ложной проблемы
;
взгляд сверху
;
чрезмерное
отождествление
,
обвинение и позиция эксперта
.
Автор приводит также основания для прекращения беседы
.
Это может быть полезным
,
когда
абонент предпочитает вести беседу с консультантом определенного пола
;
настойчиво интересуется
личностью или деталями жизни консультанта
;
требует наставлений
;
настаивает на встрече с
консультантом или просит перезвонить ему
;
на множество предложенных консультантом решений и
альтернатив реагирует по типу
«
да
,
но
...»;
рассказывает различные истории или болтает о мелочах
;
просит
: «
Подождите
,
пока я
...»;
все время повторяется
;
ждет гарантий или стремится переложить всю
ответственность на консультанта и
,
наконец
,
когда консультант исчерпал все свои внутренние резервы
и нуждается в завершении разговора
.
Авторская программа кризисной терапии
Определенный опыт кризисной психотерапии накоплен за рубежом
.
Однако использование его
затруднено из-за отсутствия четких клинических критериев
,
наличие которых выгодно отличает
отечественную суицидологию
.
В то же время эти критерии использовались лишь для диагностики
суицидоопасных состояний
,
а исследований по разработке дифференцированной программы
психотерапии лиц
,
переживающих суицидоопасный кризис
,
к сожалению
,
в нашей стране не
проводилось
.
В доступной зарубежной литературе отсутствуют систематизированные исследования методов
,
направленных на расширение адаптационных возможностей суицидентов и тем самым
—
на
профилактику рецидивов суицидального поведения в будущем
.
Лишь незначительное число работ
посвящено разработке таких форм психотерапии суицидентов
,
как семейная и групповая
.
Об
эффективности терапии судят обычно по степени дезактуализации суицидальных переживаний
,
не
приводя данных о нозологической принадлежности пациентов
,
не исследуя терапевтической динамики
состояний и не приводя данных катамнестических исследований
.
Работа в Кризисном стационаре Федерального научно-методического суицидологического
центра дала нам возможность изучить широкий спектр суицидоопасных проявлений на разных этапах
их развития и при различной степени суицидального риска
.
Типологический анализ изученного
материала позволил нам разработать принципиально новую программу дифференцированной
кризисной психотерапии
,
направленную на купирование суицидоопасных состояний и их
профилактику в будущем
.
Наиболее важными типообразующими факторами для нас являются следующие
:
отсутствие или
наличие клинических проявлений
,
характер последних
,
сфера фокусирования психологических
расстройств
(
эмоциональная
,
когнитивная
,
поведенческая
),
а также суицидологические критерии
(длительность пре
-
и постсуицида
,
степень суицидального риска
,
тенденция к рецидивированию
суицидального поведения
).
Отличительными особенностями разработанной нами программы дифференцированной
кризисной терапии являются следующие
:
1.
Неотложный характер помощи
,
связанный
,
во-первых
,
с наличием жизненно важной для
пациента проблемы
,
требующей немедленного активного вмешательства психотерапевта в ситуацию
и
,
во-вторых
,
с выраженной потребностью пациента в эмпатийной поддержке и на первых порах
—
руководстве его поведением
.
2.
Нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных установок
,
приводящих к развитию
суицидальных переживаний и способствующих рецидиву суицидоопасного кризиса
.
3.
Поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения актуального
межличностного конфликта
,
которые повышают уровень социально-психологической адаптации
,
обеспечивают рост личности и выносливость индивида к будущим кризисам
.
Выделенным отличиям соответствуют три метода кризисной терапии
:
1)
кризисная поддержка
,
2)
кризисное вмешательство и
3)
повышение уровня адаптации
,
необходимое для разрешения ситуации
.
Программа кризисной терапии применяется дифференцированно в зависимости от актуальности
суицидальных переживаний и типа реакции
.
Острота суицидальных переживаний
,
как правило
,
наиболее выражена при обращении пациента за помощью
,
в дальнейшем актуальность суицидальных
тенденций снижается
.
Поэтому упомянутые методы кризисной терапии осуществляются поэтапно
:
кризисная поддержка
—
кризисное вмешательство
—
повышение уровня адаптации
.
Пациентам с
высоким суицидальным риском показана необходимая кризисная поддержка
,
фаза выхода из острого
кризиса служит показанием для кризисного вмешательства
.
Посткризисные пациенты без
суицидальных тенденций
,
находящиеся в условиях неразрешенной высокоактуальной ситуации
,
нуждаются в тренинге навыков адаптации
.
Оценка суицидального риска проводится с помощью прямых вопросов о наличии и
выраженности суицидальных тенденций
.
Для уточнения природы кризиса по возможности
привлекается объективная информация
.
Принимается во внимание наличие предыдущих кризисов
,
их
связь с травмирующими ситуациями
,
возрастными кризисами или хронической недостаточностью
навыков адаптации
,
отличие текущего кризиса от прошлых
.
Нозологической оценке придается скорее
прогностическое значение
,
на выработку терапевтического плана она оказывает второстепенное
влияние
.
С помощью разработанной нами шкалы суицидальный риск оценивается путем сложения баллов
.
Низким считается суицидальный риск до
10
баллов
,
средним
—
от
10
до
15,
высоким
—
более
15
баллов
.
ШКАЛА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Факторы Баллы
А
.
Постоянные факторы риска
:
1.
Женщина
15-30
лет
1
2.
Мужчина
20-35
лет
1
3.
Отягощенная наследственность
1
В структуре суицидоопасных реакций мы выделяем три компонента
:
аффективный
,
когнитивный
и поведенческий
.
Как правило
,
у кризисных пациентов наблюдается повышенная аффективная
напряженность
;
они переживают эмоциональную изоляцию
,
обиду
,
тоску
,
тревогу
,
чувство
безысходности и отчаяния
.
В ряде случаев отмечаются апатия
,
ощущение бессилия
,
стремление к
покою и уединению
.
Наибольшая выраженность данного компонента наблюдается в рамках реакции
оппозиции
,
при истерической и фобической невротической реакции
,
а также при аффективной и
истерической психопатической реакции
,
психогенной депрессии и дистимии
.
Пациентам данной
группы показана в первую очередь кризисная поддержка
.
Когнитивный компонент кризисного состояния включает представление о собственной
ненужности
,
несостоятельности
,
бесцельности и мучительности дальнейшей жизни
,
вывод о
невозможности разрешить кризис из-за отсутствия времени или возможностей
.
Ведущую роль
описанные факторы играют у пациентов с пессимистическими реакциями и невротическими
ипохондрическими реакциями
,
им необходимо кризисное вмешательство
.
Поведенческий компонент
,
кроме различных форм суицидального поведения
,
может включать
высокую активность по разрешению кризисной ситуации
,
бегство в алкоголизацию и наркотизацию
,
агрессию и правонарушения
,
а также пассивность и бездеятельность
.
На первый план подобные
явления выходят у пациентов с реакцией демобилизации
,
астено
-
невротической реакцией и
4.
Дисфункциональная первичная семья
1
5.
Неправильный тип воспитания
1
6.
Одна суицидная попытка более года назад
3
7.
Повторные суицидные попытки в анамнезе
4
8.
Суицидная попытка в текущем году
5
Оценка постоянных факторов риска
Б
.
Переменные факторы риска
:
9.
Фрустрация доминирующей потребности
1
10.
Сочетание сфер конфликта
1
Н.Неразрешенность кризиса
1
12.
Длительность суицидальных тенденций
1-2
мес
.
1
13.
Непереносимость фрустрации
1
14.
Импульсивность
1
15.
Ригидность аффекта
1
16.
Категоричность мышления
1
17.
Симбиотические тенденции
1
18.
Однобокость системы ценностей
1
Оценка переменных факторов риска
В
.
Антисуицидальные факторы
:
19.
Гедонистические тенденции
_
л
20.
Творческие планы
-1
21.
Надежда на улучшение ситуации
-1
22.
Забота о близких
-1
23.
Чувство долга
-1
24.
Боязнь осуждения суицида
_ J
25.
Страх боли
,
ущерба для здоровья
_ ^
26.
Эмоциональная привязанность к значимому другому
-1
27.
Наличие источников поддержки
-1
28.
Конструктивная лечебная установка
-1
Оценка антисуицидальных факторов
Оценка риска суицидной попытки
психопатической астено
-
апатической реакцией
.
Этим пациентам нужен тренинг навыков адаптации
.
Принимается во внимание
,
что
,
в отличие от принятия помощи практического характера
,
кризисное вмешательство требует от кризисного индивида
:
а
)
достаточно высокого уровня критичности и рефлексии
,
обеспечивающего ему возможность
исследовать совместно с психотерапевтом кризисную ситуацию в свете собственного участия в
развитии кризиса
;
б
)
достаточно выраженной мотивации к возвращению на докризисный уровень
функционирования
,
а при необходимости
—
и к улучшению адаптации и
в
)
сохранности личностных ресурсов
,
необходимых для рассмотрения рекомендаций
психотерапевта
,
принятия и выполнения собственных решений
.
Наконец
,
учитывается уровень терапевтической установки
:
1)
конструктивный
—
с ожиданием помощи в самостоятельном разрешении конфликта
;
2)
симптоматический
—
с мотивацией лишь к ликвидации симптомов
;
3)
манипулятивный
—
с попыткой использовать влияние психотерапевта для улучшения
отношений к себе участников конфликта и других выгод
;
4)
демобилизующий
—
с отказом от психотерапии
,
пассивной позицией пациента
.
Эффективность применения программы кризисной психотерапии в значительной степени
зависит от учета следующих аспектов
:
типа и структуры суицидоопасного состояния
;
личностного
радикала
;
позиции индивида и значимых других лиц из его ближайшего окружения
;
характера
антисуицидальных факторов
.
В связи с этим кризисная психотерапия должна быть комплексной и
включать в себя методы антисуицидальной индивидуальной
,
семейной и групповой психотерапии
.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КРИЗИСНАЯ ТЕРАПИЯ
Пусть же врач пропишет больному как лекарство именно напряжение рассудка
.
Кто страдает от
нехватки себя
,
может быть исцелен
,
только если ему пропишут его же самого
.
Фридрих Новалис
Кризисная поддержка является основным подходом кризисной терапии на ее
1
этапе
.
Терапевтическими мишенями данного этапа служат
:
а
)
чувство тоски
,
непреодолимости конфликтной
ситуации
;
б
)
чувство тревоги
,
неопределенности
,
ожидания беды
;
в
)
чувство обиды
,
враждебности к
обидчику
;
г
)
чувство бессилия
,
беспомощности
.
Кризисная поддержка включает ряд приемов
,
которые
на практике могут частично перекрываться
.
Установление терапевтического контакта требует
,
чтобы пациент был выслушан терпеливо и
сочувственно
,
без сомнения и критики
.
Необходимо создать у пациента уверенность
,
что
психотерапевт компетентен в вопросах терапии вообще
,
разобрался в особенностях индивидуального
кризиса пациента в частности и готов применить адекватные виды помощи
.
В результате
психотерапевт воспринимается как понимающий
,
чуткий и заслуживающий доверия
,
благодаря чему
ликвидируются чувства эмоциональной изоляции и безнадежности
.
Раскрытие суицидоопасных переживаний происходит в условиях безусловного принятия
пациента
,
что повышает его самопринятие
,
сниженное в результате психологического кризиса
.
Сочувственное выслушивание облегчает отреагирование пациентом подавляемых негативных эмоций
,
что уменьшает аффективную напряженность
.
Не имеющий прямого отношения к кризисной ситуации
материал игнорируется с помощью избирательного выслушивания
.
В некоторых случаях применяется
прояснение для пациента связи симптомов кризиса с вызывающим событием
,
что приводит к
уменьшению тревоги и способствует кризисной ориентации терапии
.
Наличие и выраженность
суицидальных тенденций определяется с помощью прямых
:,
вопросов
,
что облегчается готовностью
кризисных пациентов обсуждать подобные вопросы в качестве своей основной проблемы
.
Мобилизация личностной защиты производится путем актуализации антисуицидальных
факторов
(
родительские чувства
,
представление о неиспользованных жизненных возможностях
,
страх
смерти и осуждения и т
.
п
.),
а также прошлых достижений в значимых для пациента областях
.
Рассматриваются способы адаптации
,
успешно применявшиеся пациентом в прошлом
,
а также
возможность использовать внешние источники психологической и практической поддержки
.
Таким
образом достигается повышение самоуважения пациента и уверенности его в своих возможностях по
разрешению кризиса
.
Проявления личностной несостоятельности пациента в кризисной ситуации
(роль больного
,
иждивенческие установки
,
шантажное поведение
)
игнорируются и тем более не
критикуются
,
чтобы не снижать самооценку пациента и не усиливать суицидоопасные переживания
.
Во избежание нарушения терапевтического контакта игнорируется
,
но не интерпретируется также
психологическое сопротивление пациента лечению
.
Заключение терапевтического договора предусматривает локализацию кризисной проблемы
,
формулирование ее в понятных пациенту терминах
,
договоренность о кризисной ориентации терапии
и сроках лечения
,
разделение ответственности за результат совместной работы с признанием за
пациентом способности самостоятельно контролировать свои суицидальные тенденции и отвечать за
принятие решений и их выполнение
.
Оговаривается также посредничество психотерапевта в контактах
с другими людьми
:
близкими
,
друзьями
,
должностными лицами
.
Кризисный пациент чувствует себя так
,
будто он находится в состоянии цейтнота
;
он жаждет
немедленного решения проблемы
.
Чтобы снизить напряжение пациента
,
терапевт может поддаться
искушению быстрее перейти к планированию действий
.
Однако в этом случае может быть упущен
важный материал
,
поэтому необходимо вначале максимально полно исследовать сложившуюся
ситуацию
.
При этом следует
«
вывести за скобки
»
хронические
,
исторически сложившиеся проблемы
.
Планирование работы с кризисной ситуацией осуществляется в соответствии с уровнем
терапевтической установки
,
без опережения готовности пациента к внутренним изменениям
.
Задачи кризисной поддержки считаются выполненными
,
когда купируются аффективные
расстройства
,
что значительно снижает актуальность суицидоопасных тенденций и позволяет перейти
к когнитивной перестройке
,
осуществляемой на втором этапе кризисной терапии
—
этапе кризисного
вмешательства
.
Период выхода из острого кризиса является оптимальным для когнитивной
перестройки потому
,
что в это время суицидальный риск сведен к минимуму
,
готовность к внутренним
изменениям еще достаточно высока и
,
кроме того
,
сохраняется характерная для кризисного состояния
пластичность личностных структур
,
необходимая для подобной перестройки
.
Кризисное вмешательство является основной стратегией кризисной терапии на ее
2
этапе и
имеет своей целью реконструкцию нарушенной микросоциальной сферы пациента
.
Кризисное
вмешательство нацелено в первую очередь на следующие терапевтические мишени
:
а
)
представление о целесообразности суицида
;
б
)
независимость в принятии решений
;
в
)
бескомпромиссность
;
г
)
наивная доверчивость
.
При этом решаются следующие задачи
.
Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы
,
как правило
,
включает
поиск лиц из ближайшего окружения
,
с которыми пациент мог бы сформировать новые
,
необходимые
ему высокозначимые отношения
,
облегчающие ему микросоциальную адаптацию
.
Попытки пациента
вернуться к обсуждению симптомов преодолеваются с помощью фокусирования на намеченной
задаче
.
При выраженном сопротивлении пациента вмешательству может быть использована
конфронтация позиций
(
не личностей
!)
психотерапевта и пациента
.
Терапевтический контакт обычно
сохраняется благодаря тому
,
что на этапе вмешательства для кризисного пациента важна не столько
мягкость психотерапевта
,
сколько его усилия по оказанию действенной помощи в скорейшем
разрешении психологического кризиса
.
Выявление неадаптивных установок
,
блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса
,
имеет важное значение
,
поскольку данные установки являются одной из основных причин
суицидоопасных реакций на кризисную ситуацию
.
Как правило
,
подобные установки формируются в
раннем детстве под влиянием неблагоприятных условий воспитания
,
глубоко интериоризируются
,
что
затрудняет для пациента осознание их неадаптивности и препятствует их психотерапевтической
коррекции
.
В качестве неадаптивных установок чаще всего выступает неприятие даже на
непродолжительное время одиночества
,
а также представление об отсутствии у себя возможностей
,
необходимых для создания и сохранения пары
.
Коррекция неадаптивных установок осуществляется прежде всего в отношении суицидогенной
установки
—
представления о большей
,
чем собственная жизнь
,
значимости той или иной ценности
.
Снизить значение доминирующих ценностей удается путем актуализации антисуицидальных
факторов
.
Необходимо отметить
,
что попытки прямой девальвации ценности
,
конкурирующей для
пациента с ценностью его жизни
,
могут привести к нарастанию аффективной напряженности и
психологического сопротивления психотерапевтическому вмешательству
.
У пациентов с акцентуацией
характера
,
приводящего в условиях межличностного конфликта к развитию суицидоопасных реакций
,
необходимой оказывается выработка мотивации к перестройке коммуникационной сферы
.
Кризисное вмешательство в этой ситуации направлено на анализ практических проблем
,
возникающих в результате утраты высокозначимых отношений
,
и поиск способов их решения
.
Повышается значимость взаимоотношений с лицами из ближайшего окружения с целью ликвидации
страха расставания
,
связанного в представлении кризисного индивида с одиночеством
.
Выявляется
роль неуверенности в своей привлекательности и формируется терапевтическая установка на тренинг
необходимых навыков
.